Право собственности как основа экономической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право собственности как основа экономической деятельности



Собственность как экономическая категория характеризует отношения в обществе между гражданами и другими субъектами по поводу материальных благ (средств производства и предметов потребления), которые необходимы для существования любого общества. Продукты питания, одежда, средства труда создаются человеком путем завладения предметами природы, их переработки, создания новых предметов, полезных и необходимых для удовлетворения потребностей прежде всего жизнеобеспечения, а также иных экономических, социальных, культурных, духовных и прочих нужд общества.

Человек, приобретавший те или иные предметы, создающий новые вещи, присваивает их как "свое имущество", "свою вещь". Соответственно все другие лица относятся к этим объектам как к чужим, им не принадлежащим. Разделение вещей на "свои" и "чужие" возможно только между людьми, а следовательно, в человеческом обществе. Таким образом, экономическое понимание собственности можно определить как отношения между людьми по поводу материальных благ, принадлежащих одним лицам, и отстранение от них всех других лиц. Экономические отношения собственности есть всегда общественные отношения по присвоению орудий труда (средств производства) и предметов потребления. Присвоение материальных благ означает прежде всего принадлежность вещей конкретным лицам или всему обществу, но присвоение характеризуется и как процесс создания новых предметов, их переработки, преобразования, а также переход путем распределения, обмена, потребления. При этом присвоение как процесс производства материальных благ и как присвоенность (принадлежность) имеющихся вещей взаимосвязаны, взаимообусловлены. Взаимодействие указанных элементов и создают исторически определенную совокупность отношений собственности. Иными словами, собственность в экономическом смысле - это исторически определенный вид обшественных отношений по присвоению материальных благ как средств производства, так и предметов потребления.

Присвоенность, принадлежность конкретных объектов определенным лицам означает возможность использовать такое имущество самостоятельно, по своему усмотрению, по своей воле и в своем интересе. Можно сказать, что собственность в ее экономической сущности означает полное хозяйственное господство лица над принадлежащим ему имуществом.

Право собственности как совокупность юридических норм, установленных государством, прежде всего закрепляет фактическую присвоенность, принадлежность материальных ценностей определенному лицу, группе лиц или всему обществу.

К таким нормам относятся, например, конституционные положения о видах собственности, признаваемых и охраняемых государством, а также административно-правовые и гражданско-правовые нормы, в которых закреплены способы приобретения и основания прекращения прав на имущество. В нормах права предусматривается возможность хозяйственного господства над имуществом путем владения, пользования и распоряжения им, т. е. установлены правомочия собственника, а также пределы реализации этих правомочий. Кроме того, эти нормы обеспечивают охрану прав и интересов собственника и защиту от всяких посягательств и нарушений со стороны любых лиц. Правовые способы защиты прав собственника предусмотрены нормами гражданского, административного, уголовного законодательства.

Гражданское право регулирует экономические отношения, характеризующие как присвоенность, принадлежность имущества, т. е. отношения статики, так и процесс движения товара, перехода имущества от одних лиц к другим, т. е. отношения динамики. Право собственности как составляющая гражданского права регулирует отношения статики, т. е. часть экономических связей, необходимых для активного распоряжения имуществом. Отношения динамики опосредуются нормами других институтов гражданского права, например договорного. Таким образом, тераво собственности - это совокупность юридических норм, установленных государством, закрепляющих принадлежность (присвоенность) того или иного имущества определенным лицам, определяющих объем правомочий по владению, пользованию и распоряжению присвоенным имуществом, а также гарантирующих охрану и защиту прав и интересов, собственника.

При изучении права собственности в субъективном смысле необходимо исходить из общего понятия субъективного гражданского права. Вместе с тем субъективное право собственности имеет свою специфику.

Право собственности относится к абсолютным имущественным правам. Это означает, в частности, что управомоченный субъект-собственник сам может совершать различные действия владея, пользуясь или распоряжаясь своим имуществом в своих интересах. На другой стороне правоотношения собственности находится неопределенный круг обязанных субъектов. Существо этой обязанности сводится к воздержанию от действий, которыми могут быть нарушены интересы собственника (разного рода препятствия по реализации владения, пользования и т. д.).

Таким образом, право собственности в субъективном смысле - это установленная законом мера дозволенного поведения управомоченного лица по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом своей властью и в своем интересе. Данное определение основано на нормах гражданского кодекса, в котором содержание права собственности (ст. 209) раскрывается указанием на права владения, пользования и распоряжения своим, т. е. принадлежащим собственнику имуществом. Кроме того, в п. 2 ст. 1 ГК предусмотрена возможность граждан (физических лиц) и юридических лиц приобретать и осуществлять свои гражданские права (в том числе и право собственности) своей волей (т. е. своей властью) и в своем интересе, но не нарушая права и законные интересы других лиц. Значит, осуществление собственником субъективного права не зависит ни от чьей воли, ничем не ограничено, кроме указаний закона.

Новый Гражданский кодекс, кроме общего дозволения собственнику совершать любые сделки со своим имуществом, отдельно предусматривает право передать его в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Такая передача не влечет перехода права собственности; доверительный управляющий обязан действовать в интересах собственника или указанного им третьего лица (п. 4 ст. 209 ГК).

Раскрывая содержание права собственности, закон называет правомочия владения, пользования и распоряжения.

Правомочие владения - это основанная на законе возможность иметь вещь в своем обладании в хозяйстве, в доме и т. д" хранить ее, страховать, если нужно, вести учет, содержать (животных). Собственник является законным владельцем, поскольку в основе владения лежит право собственности. Право владения может принадлежать и не собственнику (хранителю, пользователю и др.), но по его воле. Такое владение является также законным, поскольку имеется правовое основание - титул.

Правомочие пользования собственник осуществляет с учетом назначения вещи, имущества. Это дает ему возможность удовлетворять различные потребности, извлекать выгоду, получать доходы, т. е. действовать по отношению к вещи в своих интересах. Правомочие пользования конкретным имуществом собственник может передать другому лицу на основании (и в пределах) договора. Фактическое владение и пользование имуществом по договору с собственником является титульным, т. е. имеет правовое основание.

Правомочие распоряжаться своим имуществом означает возможность совершать в отношении него любые действия, в том числе отчуждать в собственность другим лицам, передавать права владения, пользования и распоряжения им, отдавать в залог, обременять его другими способами и распоряжаться им иным образом.

Право распоряжения может принадлежать и владельцу имущества, но по воле собственника и в объеме, обусловленном соглашением с ним. Законодательство России наделяет собственника тремя. Правомочиями - владения, пользования и распоряжения, и исходит из того, что обладание ими дает собственнику всю полноту власти над имуществом в любых ее проявлениях, в том числе управление имуществом, надзор за использованием и т. д. В ЗАконодательствах других стран предусматриваются многочисленные наименования правомочий собственника, детализирующих разновидности этих основных прав. Предоставляя собственнику указанные правомочия, закон предусматривает и пределы их осуществления. Недопустимы действия граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (незаконное использование доминирующего положения на рынке, нанесение ущерба окружающей среде). Установление пределов реализации прав собственника является важным способом регулирования имущественных отношений. При этом права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ст. 212), что действительно свидетельствует о равенстве возможностей, предоставляемых им законом. Право собственности предполагает не только наделение субъектов широким объемом правомочий, но одновременно и возложение обязанностей по содержанию, расходам, страхванию и другим мерам, поддерживающим вещь в нормальном состоянии. Поэтому в ст. 210 ГК возлагается бремя содержания имущества на собственника, если иное не предусмотрено законом или договором (расходы по содержанию имущества могут быть возложены, например, на арендатора, а охрана - на специально нанятое лицо). Это бремя как неизбежная необходимость, связанная с владением и пользованием вещью, непосредственно "привязано" к праву собственности, следует за ним.

Бремя содержания имущества тесно связано с риском случайной гибели или порчи вещей. Согласно ст. 211 ГК невыгодные последствия утраты или повреждения имущества при отсутствии чьей-либо вины (случайная гибель, порча) несет собственник. Бремя содержания и риск случайной гибели имущества неразрывно связаны с правом собственности, поэтому переход этого права к приобретателю вещи означает одновременно и возникновение у него бремени содержания и риска случайной гибели (ст. 223, 224 ГК). Норма закона о риске случайной гибели имущества содержит диспозитивное правило, означающее возможность по договору или закону переложить последствия риска гибели или повреждения вещи на другое лицо, не являющееся собственником, но владеющее имуществом на законном основании.

Субъектами права собственности в соответствии с п. 2 ст. 212 ГК могут быть граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Все они имеют по отношению к своей собственности одинаковый объем правомочий. Но равные юридические возможности не исключают неизбежных особенностей возникновения, прекращения права собственности, владения, пользования и распоряжения имуществом в зависимости от того, находится ли оно в собственности гражданина или юридического лица, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования; однако эти особенности могут устанавливаться только законом. Законом же определяются и виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (объекты, ограниченные в обороте).

13 Характеристика вещных прав.

Вещные права оформляют и закрепляют принадлежность вещей (материальных, телесных объектов имущественного обо­рота) субъектам гражданских правоотношений, иначе говоря, статику имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Этим они отличаются от обязательственных прав, офор­мляющих переход вещей и иных объектов гражданских правоот­ношений от одних участников (субъектов) к другим (динамику имущественных отношений, т.е. собственно гражданский обо­рот), а также от исключительных прав, имеющих объектом, например, нема­териальные результаты творческой деятельности («интеллектуальной собственности»).

С этой точки зрения юридическую специфику вещных прав составляет, во-первых, их абсолютный характер, отличающий их от относительных, обязательственных прав. Поскольку управомоченному лицу здесь противостоят (в качестве потенциальных нарушителей его прав и интересов) все иные участники имуще­ственного оборота («все третьи лица»), оно получает абсолютные средства гражданско-правовой защиты от любых их возможных посягательств. В обязательственных отношениях в роли правона­рушителя по отношению к управомоченному лицу (кредитору) может выступить только обязанное лицо (должник), в связи с чем и гражданско-правовая защита кредитора ограничивается их вза­имосвязью.

Во-вторых, все вещные права оформляют непосредственное отношение лица к вещи, дающее ему возможность использовать соответствующую вещь в своих интересах без участия иных лиц. В обязательственных отношениях управомоченное лицо может удовлетворить свой интерес лишь с помощью определенных дей­ствий обязанного лица (по передаче имущества, производству работ, оказанию услуг и т.д.). Поэтому специфика вещных прав традиционно усматривается в том, что их объектом могут слу­жить только вещи, и притом — индивидуально определенные, а поэтому с гибелью соответствующей вещи автоматически пре­кращается и вещное право на нее. Объектом же обязательствен­ного права является поведение обязанного лица — должника, причем обязанность последнего может переходить к другим лицам в порядке правопреемства. Таким образом, вещные права получают свой, особый правовой режим, отличный от режима обязательственных прав.

По объектам, а также по содержанию и способам защиты вещные права отличаются также и от исключительных прав (аб­солютных по своей юридической природе), оформляющих от­ношения интеллектуальной собственности. Здесь речь идет о правовом режиме нематериальных по своей природе объектов — идеях, художественных образах, решениях научно-технических задач, символах и т.п., хотя бы и выраженных в определенной материальной форме (в рукописях, картинах, чертежах, на маг­нитной ленте или дискете и т.д.). Такие объекты могут одновре­менно использоваться несколькими (многими) лицами, включая их создателей, а отчуждение их материальных носителей отнюдь не всегда означает одновременное отчуждение и данных объек­тов. Поэтому их использование обычно происходит с помощью особых договоров (лицензионного типа), а для защиты прав их создателей или обладателей используются особые гражданско-правовые способы (ибо, например, обычный виндикационный иск об истребовании содержащих новую научно-техническую информацию чертежей от их незаконного обладателя вовсе не защитит интересы их разработчика). Все это говорит об услов­ности понятия «интеллектуальной» собст­венности. Хотя ее объекты бесспорно являются товарами в эко­номическом смысле, их присвоение и оборот (отчуждение) юри­дически оформляются иначе, чем присвоение и оборот обычных вещей.

14 Вещные правоотношения

Вещные правоотношения- правоотношения, фиксирующие статику имущественного положения субъектов. В них за управомоченным субъектом закрепляется возможность непосредственного воздействия на вещь и право отражения любых посягательств на нее со стороны третьих лиц. Вещные права носят абсолютный характер и являются юридическим основанием власти субъекта над вещью. К вещным правам наряду с правом собственности относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком, сервитуты, право хозяйственного ведения имуществом, право оперативного управления имуществом, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и некоторые другие.
Обязательственные правоотношения - правоотношения, опосредующие динамику имущественных отношений. В них управомоченный субъект обладает лишь правом требовать от обязанного лица передачи имущества, выполнения работ, оказания услуг, создания и передачи продуктов интеллектуальной деятельности и т.п. В обязательственных отношениях имущество находится во власти должника, а не во власти управомоченного лица - кредитора.
Практическое значение разграничения вещных и обязательственных правоотношений состоит в следующем. В вещных правоотношениях управомоченный субъект своими действиями по осуществлению права непосредственно, без содействия обязанных лиц удовлетворяет свои интересы за счет вещи. Лицо, обладающее обязательственным правом требования, может удовлетворить свой интерес к имуществу только через действия обязанного лица по исполнению обязанности <1>. Поэтому признается, что вещное право есть осуществленное право на вещь, а право требования - осуществимое право на имущество <2>.

15Хозяйственное правоотношение, их признаки и виды

В сфере экономики возникают и функционируют разнообразные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью.

В народном хозяйстве применяется нанимаемая работа работников. Отношения относительно организации ее применения, оплаты труда, времени работы и отдыха, гарантий и компенсаций и т.п. регулирует трудовое право.

Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуются природными ресурсами. Отношения относительно природопользования регулируются природоресурсовыми областями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.п.).

Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственные финансовые ресурсы, являются налогоплательщиками и т.п. Итак, они являются субъектами финансового правоотношения.

Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникают имущественные отношения относительно удовлетворения личных потребностей граждан в товарах, роботах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право.

Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения в собственном (специальном) понимании, а именно: хозяйственными есть отношения между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органами управления, которые образовываются в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения, как предмет регулирования, состоят лишь из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом в таком понимании хозяйственное право отличается из других областей права, нормы которых действуют в народном хозяйстве.

Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего, это ограниченное, сравнительно с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами есть:

хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированное как юридическое лица;

государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения, управление и т.п.);

структурные подразделы хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности;

физические лица, официально зарегистрированные в статусе предпринимателей;

государственное и общественное учреждения и организации, которые є потребителями продукции (товаров), работ и услуг.

Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от лица которой действуют ее органы.

Вторым характерным признаком хозяйственных отношений являются объединения в них организационных и имущественных элементов. Такое объединение обусловлено тем, что одной из правовых оснований возникновения и функционирование хозяйственного правоотношения между хозяйствующими субъектами и их контрагентами есть "акты планирования" (ст. 152 Гражданского кодекса Украинской ССР), в частности, государственные заказы. Правовым основанием возникновения хозяйственного правоотношения есть решения их субъектов заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Эти решения основываются на планах предприятий (планы экономического и социального развития, бизнес-планы).

Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, т.е. общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектами продукции (выполнение работ, предоставление услуг).

Совокупность хозяйственных отношений, которые составляются между хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществление хозяйственной деятельности, производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг, представляет предмет хозяйственного права.

Исходя из этого хозяйственное право можно определить, как систему правовых норм, которые регулируют хозяйственное отношения в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственное правоотношение могут быть классифицированные за разными признаками.

Так, за характером правоотношения различают:

- отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг);

- отношения относительно управления (в том числе организации) хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

За взаимным положением сторон правоотношение делилось на:

- горизонтальные, участники которых равноправные;

- вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе владелец имущества или уполномочен им орган.

За сферой действия правоотношение делилось на:

- внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделами;

- межхозяйственные, что возникают между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

За областями народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяет такое правоотношение:

- в области промышленности;

- в области сельского хозяйства;

- в области транспорта;

- в области капитального строительства;

- в сфере приватизации;

- в сфере антимонопольного регулирования;

- в сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

 

Субъекты, имеющие особое правовое положение: фонды, страховые компании и др.

В соответствии с действующим законодательством фондом признается не имеющая членства организация, учрежденная гра­жданами и (или) юридическими лицами на основе доброволь­ных имущественных взносов, преследующая социальные, благо­творительные, культурные, образовательные или иные общест­венно полезные цели. В связи с классификацией фондов по стремлениям и целям 7 мая 1998 г. принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», который прежде все­го регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании, осуществлении деятельности и лик­видации негосударственных пенсионных фондов (далее — фонд), а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосу­дарственное пенсионное обеспечение участников фонда на ос­новании договоров о негосударственном пенсионном обеспече­нии населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность данного фонда по негосударственному пенсион­ному обеспечению населения включает аккумулирование пенси­онных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенси­онных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Учредителями или учредителем фонда могут быть как юридические, так и физические лица. Фонд приобре­тает права юридического лица с даты государственной регистра­ции, а право на осуществление деятельности по негосударствен­ному пенсионному обеспечению населения — с даты получения разрешения (лицензии) на осуществление указанной деятельно­сти. Учредительными документами фонда являются устав (ут­верждается его учредителями или учредителем) и учредительный договор (заключается его учредителями). В соответствии с уста­вом фонд выполняет следующие основные функции:

• разрабатывает условия негосударственного пенсионного
обеспечения участников;

• заключает пенсионные договоры;

• аккумулирует пенсионные взносы;

• ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и уча­стников о состоянии указанных счетов;

• заключает договоры с управляющим;

• формирует и размещает самостоятельно или через управ­ляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;

• ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном Феде­ральным законом «О бухгалтерском учете»;

• осуществляет актуарные расчеты;

Требование к деятельности предприятия

Деятельность предприятия регламентируется в первую очередь государственными законами. Законы определяют права и обязанности, а также определяют компетенцию государства во всех сферах деятельности и границы его вмешательства в работу предприятия.

Применение государственного контроля и воздействия рационально в тех сферах, отраслях, регионах, ситуациях и явлениях социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые автоматически самими предприятиями, в то время как решение этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики в целом и предприятия в частности; поддержания социальной стабильности в обществе.

Все предприятия (частные, кооперативные, акционерные, коммерческие и некоммерческие и др.) не освобождаются от государственного контроля, который ведется над:

1) доходами предприятия и уплатой ими налогов;

2) санитарным состоянием производства;

3) назначением продукции и ее техническим уровнем;

4) соблюдением стандартов и технических условий производства;

5) правовой защитой наемного персонала;

6) некоторыми другими сторонами деятельности предприятия.

Хозяйственный и правовой контроль, причем очень жесткий, осуществляется во всех странах мира. Законодательством предусмотрено, что предприятие несет полную ответственность за все виды своей деятельности, в том числе:

1) за соблюдение интересов государства и прав граждан;

2) за соблюдение законов;

3) за сохранность окружающей среды;

4) за приумножение вверенного ему государством или акционерами имущества;

5) за повышение эффективности производства.

Предусматривается, что деятельность предприятия не должна нарушать нормальных условий работы других предприятий и организаций, ухудшать условия жизни граждан на прилегающей территории, ухудшать условия труда персонала. При этом государство либо государственный орган, как правило, не отвечают по обязательствам предприятия. Предприятия, в свою очередь, не отвечают по обязательствам государства и других органов.

Администрация предприятия обязана создавать нормальные условия труда для персонала. Решения по социальным и экономическим вопросам должны приниматься с участием трудового коллектива непосредственно или через профсоюзы. Между предприятием и трудовым коллективом заключается трудовое соглашение, в котором закрепляются взаимные обязательства:

1) по санитарному состоянию;

2) по технике безопасности работы;

3) условия режима работы предприятия и его подразделений, включая сменность работы и продолжительность одной смены;

4) продолжительность отпусков и размеры их оплаты;

5) условия и формы оплаты труда по различным категориям работников и др.

Местные органы власти и некоммерческие организации, а также другие коммерческие организации не вправе вмешиваться в осуществление внутренних хозяйственных и административных функций предприятия. Они могут выступать лишь в качестве органов контроля правомерности хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия действующего законодательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.059 с.)