Фирма и ее организационно-хозяйственные формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фирма и ее организационно-хозяйственные формы.



Элементарной клеточкой развития хозяйственной деятельности в общественном производстве является фирма. Это способствует формированию предпринимательства и бизнеса как в материалном, так и в нематериальном производствах.

Фирма – организационно-хозяйственная единица общественного производства, которая обладает средствами производства, ведет наем рабочей силы, производит товар или услугу и реализует их в конкурентной борьбе с целью получения максимальной прибыли.

Рассматривает понятия предпринимательства и бизнеса. Предпринимательство связано с организационно-хозяйственной деятельностью в сфере производства.

Предпринимательство составляет основу любой хозяйственной деятельности.

Бизнес связан со сферой реализации производственных товаров и услуг. Они находятся в тесной взаимосвязи, влияя друг на друга, развивая друг друга и способствуют формированию рынка и рыночных структур.

Фирма в своей хозяйственной деятельности ставит цель:

1) Увеличение объема продаж

2) Достижение высоких темпов роста

3) Увеличение доли рынка

4) Увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу

5) Увеличение доходов на акцию

6) Увеличение рыночной стоимости акций

7) Изменение структуры капитала

Из поставленных целей фирмы выявляют ее функции:

1) Создание ценностей (устойчивое и стабильное развитие предприятия, увеличение прибыли. Удовлетворение потребностей потребителя)

2) Рыночная стратегия (анализ отрасли)

3) Планирование

Фирма по форме собственности мб:

а) частная

б) государственная

в) смешанная

По размерам:

а) малые – 30 человек – в сфере бытового производства

до 50 – в научной сфере;

до 60 – в с/х

до 100 – на транспорте, в строительстве, вс, промышленности.

По характеру деятельности: производственные и непроизводственные.

По правовому статусу:

а) товарищество и общество (полное, на вере, ОАО, ЗАО)

б) производственные кооперативы;

в) государственные и муниципальные предприятия

г) индивидуальные предприятия

Считается что индивидуальные (малые) предприятия – наиболее простая и доступная форма организации хозяйственной деятельности.

Плюсы:

1) Полная экономическая свобода в любой сфере предпринимательской деятельности

2) Принимает участие в совершенной конкуренции

3) Самостоятельно распоряжается средствами производства и продуктом

4) Платит налог с дохода

5) Материальный стимул получения дохода и самостоятельное распоряжение им.

Минусы:

1) Банки неохотно работают или отказвываются работать с малыми предприятиями.

2) Производится небольшой объем продукции

3) С уходом собственника может уйти и его дело

4) Нет возможности использовать новую технику и технологию.

Малая форма хозяйтсвенной деятельности на основе процессов концентрации и централизации капитала может перейти в следующую форму – среднее предприятие. Оно находится на пограничном между малым и крупным предприятием и чаще всего выступает в монопольной форме.

Концентрация – процесс накопления капитала за счет хозяйственной деятельности малых предприятий

Централизация – процесс подчинения слабых, мелких предприятий более крупному.

Концентрация осущ-ся по горизонтали, а централизация – по вертикали и создает власть.

Малое предприятие, переходя в среднюю форму хозяйственной деятельности прибегает к процессам диверсификации производства. Это когда предприятие производит несвойственный ей продукт. #, антонов двор производит полуфабрикаты из мяса.

Средние предприятия носят более устойчивый характер, медленнее реагируют на изменение рынка, получают стабильную прибыль и количество работников насчитывает от 100 до 500.

Монопольная фирма мб в форме картелей, синдикатов, трестов.

Крупное предприятие выступает в виде акционерного общества открытого типа или закрытого, носит монопольный характер и форму монополий концерны, конгломераты.

Монополии могут объединяться и образовывать олигополии. Это как сфера производства, так и сфера торговли. (в сферах торговли – монопсонии)

Монополии подвергаются двойному налогообложению (налог с прибыли и налог на собственность). Производят большой объем продукции, кол-во рабочих мб от 500 до 1000 и неск-х тысяч.

 

ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ И ИХ ВИДЫ.

Любая хоз.дея-ть в обществ.праве предполагает первоначал затраты. Источники первоначал капитала м/б различны:1собств заработанные деньги;2вложения родителей,родственников;3инвестирование част лиц/гос-ва;4складочный капитал;5иностр инвестиции;6кредиты в банке.

1. Начальная сумма денеж ср-в распадается на основной и оборотный капитал. Это можно отразить в ф-ле(ф-ла общих издержек): ТС=FC+VC+m,где ТС-обществ.издержки,FC-постоянный капитал(основной),m-ср-ва про-ва в виде машин, станков, оборудования и т.п.

Особ-ть осн.капитала -свою стоимость на вновь создаваемый продукт он переносит по частям в теч.длит.вр.(5-7лет).Для восстановления осн.капитала создаётся амортизационный фонд. Аморт-часть прибыли,кот идёт на восстановление осн.ср-в про-ва. Делится на физич-ую и моральную.Физическая-когда осн.ср-ва про-ва приходят в полную негодность,разрушаются или их списывают. В реальной практике часто амортизационный фонд исп-ся на др цели,кот более важны и необходимы в данный период. Моральная амортизация связана с высоким использованием новой техники и технологий в продукции про-ва. В 90е 20в морал.аморти-я осущ-сь ч/з 3года 1десятилетия,21в-1,5. В наст.вр год-полгода:

 


 

Q-кол-во товара,услуг; С-издержки; FC-пост.капитал.

Переменный (оборотный) капитал: сырьё, электроэнергия, вода, смазочные в-ва, рабсила и т.д. Особ-ть переменного капитала-свою стоимость на вновь создаваемый продукт он переносит полностью и исчезает переходя в др.форму. Выращивание зерна:зерно переходит в колос;Колос обрабат-ся в зерно;Зерно переходит в муку;Мука переходит в продукты питания. В процессе про-ва хоздея-ти происходит набор постоян и переменных факторов про-ва. Их соотно-ие м/б разным,непропорциа-м. Мобильность ф-ров про-ва м/б связана с редкостью к/л фактора, что приносит монопол.прибыль тем владельцам,кот обладали им.Переменный капитал отражается графически:


 

 

 


VC-переменный капитал, Q-кол-во товара,услуг; С-издержки, М1-вновь созданный продукт в виде товаров или услуг

Средние общие издержки

+график

1-прибыль;2-фирма имеет эконом.равновесие;3-предприятие не рентабильно,его затраты >,чем результат.

Ср.общие издержки на пост.капитал:AFC=FC/Q. Ср.общие издержки на переменный капитал:TVC=VC/Q. Ср.издержки пост и перемен капитала рассм-ся ч/з призму временных понятий-краткосроч и долгосроч периодов эк-ки. Краткосроч период обычно связан с совершенной конкуренцией,осущ-ся в теч3-6мес; долгосроч периоды с несоверш.конкуренцией, от года и >, в отраслях машиностроения,металлургии и т.п.

3.Предельные издержки -допл.затраты капитала на допл.ед-цу продукции.Обозн-ся МС.Рассм-ся на перемен.капитале: МС=ΔVC/ΔQ,где Δ-прирастание. Точка пересечения пост,перемен издержек,ср общих издержек, предельных говорит об эконом равновесии фирмы на данный период. В рез-те исп—ия предел издержек в процессе про-ва нач-ет действовать закон падения отдачи про-ва. При колич-ном росте переменного капитала не набл-ся постоянного роста продукции. Какое-то время в про-ве широким применением новой техники и технологий про-во растёт, затем отдача про-ва падает. Предприниматель должен другие действия в развитии своего пр-ва. Чаще всего исп-ся эффект масштаба пр-ва:

+ график

Эффект масштаба про-ва имеет + и – стороны. Способствует применению дорогостоящей и высоко оборудованной технике. Создаёт усл-я для широкой диверсификации продукции. Снижается эффективность взаимод-я м/у подразделениями пр-ва. Затрудняется контроль выполнения принятых решений. Возникают локализованные интересы отдел.рабочих. Растут издержки на обработку инфо(продукции). 4.Издержки себестоимости выраж-ся в цене продукта,т.е.те реальные затраты,кот несёт предприятие по их пр-ву:FC+VC СТРЕЛОЧКА К предприятие. 5.Альтернативные издержки (издержки выбора). -10тыс-12тыс(доход 2тыс)-пр-во булочки;-10тыс-14тыс (доход 4тыс);-10тыс годовых-16тыс (доход 6тыс)-в банк под %. Альтернативные издержки создают усл-я выбора сферы с min риском и оптимальной прибылью. 6.Трансакционные издержки -непредвиденные издержки,связанные с опр-ыми обстоятельствами. Трансакционные затраты возник в рез-те хоз.дея-ти в неординарных ситуациях и непредвиденных обстоятельствах.Т.О.:издержки пр-ва явл-ся осн показателем эффект-ти хоз.дея-ти в отрасли и стране.

Монополия и её виды.

Монопо́лия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Виды монополий:

Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке:

Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.

Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.011 с.)