Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития экономической наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экономическая наука молодая по сравнению с историей, философией, математикой и т.д. Первые экономич знания формировали ученые философы: Аристотель, Ксенофонт, Юмб, их интересовали проблемы цены, как она образуется, производство, но раскрыть их они не могли в силу развитости общественного производства и общества. Первые систематические знания начали появляться в конце 16 вначале 17 (это период разложения средневековья и возникновение системы капитализм). Учения: 1. Меркантилизм (ученые экономисты Мен, Кольбер и др.) считали, что предметом ЭН является торговля, они подчеркивали, что общество может богатеть и развиваться только за счет накопления золота и серебра. Принцип торговли: сам продай подороже, а купи подешевле, разница составляет торговую прибыль. Данное учение подвергалось резкой критике и на смену меркантилизму пришло след направление. 2. Физиократы (Кенэ, Торго и др.) они считали, что предметом экономики является производство, но с/х-ое. Они исходили из законов природы, посеяв значительное количество злаков можно собрать урожай и им прокормить население страны, а избыток продать другому государству, только за счет развития с/х производства общество может богатеть и развиваться, все общество они поделили на 3 класса: 1)собственники земли; 2)производительный класс; 3)бесплодный класс (люди создающие услуги). Общественное производство развивалось, совершенствовалось и в 18 веке начинает рождаться промышленное производство. 3. Классики (Адам Смит, Петти, Давид Рикардо и др. экономисты) они считали, что предметом науки является производство как промышленное, так и с/х. Петти подчеркивал, что земля – мать, а труд – отец всякого богатства. Адам Смит одним из первых создал теорию рынка и конкуренции, он подчеркивал, что товаропроизводителю никто не должен мешать, рынок сам вместе сведет производителя и потребителя, установит равновесную цену и объем производства (невидимая рука рынка). В тот период 19 века данная модель могла работать, так как общественное производство было еще не развито. Давид Рикардо первый создал теорию прибавочного продукта, он подчеркивал, что капитализм развивается за счет части неоплачиваемого наемного труда, т.е. он близко подошел к теории эксплуатации, но не смог ее доказать. Бурное развитие системы капитализма во второй половине 19 века привело к тому, что в процессе производства стали использоваться станки, машины, технологии, оборудование, это привело к резкому росту производительного труда, количеству и качеству выпускаемой продукции. Из процесса производства стали выталкиваться наемные рабочие, общество поделилось на 2 класса: 1)собственники средств производства и земли; 2) наемные рабочие. Между ними стало развиваться противоречие по поводу производства товаров и услуг и распределение доходов между ними. ЭН пытается объяснить это направление и появляется другое направление. 4. Неоклассики. Данное направление было неоднородно. Оно распалось на 2 ветки: 1) мелкобуржуазная политическая экономика; 2) марксизм. 5. Марксизм. Ученые экономисты поделившись на 2 ветви пытались объяснить происходящие в обществе социально-экономические явления. Карл Маркс (1818-1883) и его последователи встали на защиту наемных рабочих. Они считали, что капиталистическое общество- социально- несправедливое, эксплуататорское, поэтому наемные рабочие должны взять средства производства в свои руки и образовать новое соц- справедливое общество (коммунизм, социализм). Это он выразил в своем основном труде «капитал» которе состоит из 3х томов: 1й в 1861 и рассм. процесс производства (с нынешних позиций микроэкономика); 2й том в 1867 рассм сферу обращения товаров, услуг, капитала, раб. силы, денег и т.д; 3й том в 1893 под редакцией Энгельса и рассм процесс производства, взятый в целом (макроэк.) Учение Маркса опиралось на учение социалистов Рекарда, Смита. Они приходят к выводу, что необходимо уничтожить частную собственность и создать общественную, когда каждый член общества будет трудиться на себя и не будет эксплуатации. Данная идея нашла широкое воплощение в нашей стране. В 1917 под руководством В.И. Ленина, Плеханова и дрэкон.политиков, произошла соц революция и начался процесс беспланового общества. Он проходил сложно, противоречиво, насильственным путем. В 1936 была в основном построена матер-технбаза социализма. Но в годы ВОВ она была практически разрушена: с 1945 идет постановление нар.хоз-ва. В 1961 принимается программа коммунизма. В 1980 данная программа была не реализована и в конце 80х 19 в начинается реформирование Э., которое привело в 1991 к перестройке системы социализма на возврат системы капитализма. Т. о. марксисткая теория (и ее последователи) в конце 20 в претерпела крах, т.е. оказалась не состоятельной,и в Э.науке осталась как общее направл.развитие теории. Суть этого учения состоит в след: 1.Предметом науки считалось обществ.производство и фазы его развития. 2.Изучались Э.отношенияидеалогическогохар-ра м/удвумя кланами (средств производства и наемными рабочими). 3.Создана трудовая теория стоимости. В основу цены товаров ложатся затраты труда, но не исслед. др. факторы производства. 4.Предлогается построить новое бесклассовое общество (коммунизм). 5. Построение нового общества основывается на обществ-й собствен-ти, на средствах производства и планового ведения хоз-ва. Мелкобуржуазнаяполитич. Э. – часть экономистов встало на защиту системы капитализма. Весь свой Э.анализ она перенесла на хоз.деят-ть общественного производства на уровне домохозяйств, предприятий (мелкие и средние) и фирм. Их интересовало: как рационально и эффективно происходит соединение факторов производства с целью получения мах прибыли. Хоз.деят-ть была разделане на макро и микро. Ученые экономисты Маршал, Пигу и др разрабатывали вопросы, связанные с ценой и ценообразованием, в противовес теории трудовой стоимости. 1. Концепция равновесной цены и понятие эластичного спроса и предложения, разработано Маршалом. Равновесная цена определяется издержками производства и предельной полезностью. Полезность- это способность удовлетворять потребности индивида. Полезность субъективна для каждого человека. Встает вопрос как соизмерить полезность, сопоставить потреб.стоимость. Для этой цели необходимо учитывать затраты труда и др факторов производства. 2. Предельна полезность, разработана Менгером. Потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для индивида, уровня насыщенности и кол-ва этих благ. Острота тех или иных благ неодинакова. По мере потребления новых единиц блага, темпы нарастающей пользы падают. Важность блага определяет не ср.единица, а наименьшая добавочная полезность. Цена должна соответствовать предельной полезности. 3. Два лезвия ножниц- цена товара определяется предельной полезностью и издеркой производства. 4. Э.модель- графики, использует матем-ка, статистика, информатика. 5. Теория предельной производимости – сутьпоследовательного увеличения одного из факторов производства при неизменности др. ведет к уменьшению прироста на единицу затрата. 6. Неоклассический синтез, разработал Хикс, Самуэльсон. Суть в том, чтобы использовать гос-й регулятор в эконом-е или кредитно-денежные методы. 5.Институционализм. (Митчелл, Вебин и др). 1. 1. Расширительная трактовка предмета науки 2. Рассм. трансфомацию общества и критиковать капитализм. 3. Отказаться от анализа Э.отношений с позиций экономического человека. Диктат предпринимательства должны слаживать профсоюзы и гос-е органы. Пути эволюции экономических систем-индустр-й, постиндустр-й, инф-й, технократическая. 6. Кейнсианство. (Джон Кейнс 1883-1946) В начале 20 века шло бурное развитие общественного производства. В процессе производства применялось новая техника, которая вела к количественному и качественному росту товаров и услуг. Рынок в этот период стал не справляться с реализацией производственных товаров. Начался процесс затоваривания, как рынка, так и производства. Это вылилось в социально-экономический кризис, ведущих стран капитала, который разразился в 1929-1933 (великая депрессия). Ученые экономисты, политические деятели искали пути выхода из данного состояния. Английский ученый Джон Кейнс анализируя данную социально-экономическую обстановку, пришел к выводу, чтобы спасти рынок, рыночные структуры и поднять капитализм на новый качественный уровень развития, необходимо государственное вмешательство в экономику. Государственное вмешательство может осуществляться только через экономические функции государства: 1)поддержание развития производства; 2)поддержание развития конкуренции; 3)социальная справедливость (сглаживание между бедными и богатыми слоями населения); 4)защита окружающей среды; 5)международные отношения. Кейнс создал теорию эффективного совокупного спроса; инвестиции в экономику и государственное воздействие на инвестиции. Совокупный спрос-это реальный объем ВВП. Рост ВВП тормозят 2 фактора: 1)психологическая потребность населения; 2)снижение эффективности капитальных вложений. Инструменты регулирования: 1)увеличение госуд расходов, 2)стимулировать эффекивн спрос при помощи снижения процентной ставки по кредитам; 3)перераспределение доходов, в интересах соц групп. 7. Монетаризм (70-80 гг. 20в) (Фридман). Кейнсианская теория развития общественного производства подвергалась резкой критике. Ученые экономисты считали, что гос-во не в коем случае, не должно вмешиваться в Экономику. Все социально-экономические проблемы можно решить при помощи использования кредитно-денежного механизма. На основе этого была разработана теория спроса и предложения на деньги. Суть ее состоит в следующем: 1)устойчивость частного и рыночного хозяйства; 2)число государственного регулирования сокращается до минимума; 3)основным регулятором являются деньги; 4)длительные денежные вложения должны быть в экономике (долгосрочный период). Вывод: таким образом используется кредитно-денежный механизм. Они считали, что можно поднять развитие общественного производства, рынок и систему капитализма на новый качественный уровень развития. Данное направление в экономической науке подвергалось критике. 8. Неолиберализм. Ученые экономисты Хаск, Эрхард и др. считали, что в экономике должна быть экономическая свобода, что государство должно поддерживать предпринимательство. Таким образом, в настоящее время ЭН развивается как российскими экономистами, так и западными. Совместными усилиями они ищут новые пути развития и совершенствование общественного производства, рационального и эффективного использования ресурсов с целью получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей всех членов общества. Разрабатываются модели социальной справедливости в обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.36.168 (0.008 с.) |