Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Протокольной практики и делового этикета↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТОКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ И ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА Издание третье, исправленное Чебоксары – 2015 © Администрация Главы Чувашской Республики. Чебоксары – 2015.
В настоящее время, когда многие министерства и организации Чувашской Республики занимаются внешнеэкономической деятельностью и выходят на международную арену, появляется целый ряд вопросов протокольного характера. В процессе своей деятельности они участвуют в различных мероприятиях, связанных со встречами, общением с представителями иностранных государств. В этой книге рассматриваются некоторые практические вопросы протокольного характера, возникающие при работе с делегациями и представителями иностранных фирм и организаций. Она будет полезной всем, кто интересуется международной жизнью, а также тем, кто направляется за границу в служебные командировки и с частными поездками.
ПРОТОКОЛ
Дипломатический протокол является формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция государства, его представительства или представителя. Его правила основываются на так называемом принципе “международной вежливости”, в понятие которого входит соблюдение почтительности и уважения всего, что символизирует и представляет государство. Из этого принципа взаимного уважения и вежливости в международном общении возник и развился дипломатический протокол. С соблюдением его правил назначаются главы дипломатических представительств, происходит вручение верительных грамот, осуществляются дипломатические визиты и ведутся беседы, проводятся различные дипломатические приемы, организуются прием и проводы официальных делегаций, ведутся переговоры, созываются международные конференции и совещания, осуществляется реагирование на разного рода праздничные, а также траурные события, соблюдается этикет гимна и государственного флага. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы протокола регулируют практически все внешние формы дипломатической практики. Важно иметь в виду, что при применении правил протокола, в зависимости от состояния политических отношений с той или иной страной, этим формам придается бóльшая или меньшая торжественность, увеличивается или уменьшается количество официальных лиц и т.п. Одной из важных форм контактов между государствами являются встречи и беседы руководителей государственных служб с дипломатическими представителями. Подобные встречи и беседы имеют целью поддержание и развитие политических, экономических, торговых, культурных, научно-технических или иных отношений. Члены делегаций стремятся развить двусторонние дружественные отношения и выяснить позиции страны по всем интересующим вопросам. Стороны договариваются заранее о дне, времени и месте проведения встречи или беседы. Перед переговорами определяются основные темы для обсуждения, а также состав делегации. Инициатором беседы может быть любая сторона. Дипломатическая беседа — это диалог, дающий возможность обеим сторонам максимально обоснованно изложить свою позицию. Убедительность сказанного значительно повышается, если при этом используется справочный материал. В особенности полезно использовать сведения об основных моментах истории страны собеседника, факты, относящиеся к развитию двусторонних связей: базу правовых отношений, основные договоры и соглашения этой страны с третьими странами. Ведется запись беседы. В случае необходимости обеспечивается перевод на иностранный язык. Как правило, беседы проводятся не в рабочем кабинете, а в специальном помещении. Беседа начинается с приветствия принимающего лица. Хозяин знакомит иностранцев с присутствующими с российской стороны. Затем такая же возможность предоставляется гостям. Беседа ведется в спокойном тоне, даже если тема беседы является неприятной. В любой беседе говорить негативно о внутренней и внешней политике страны собеседника, неодобрительно отзываться об отдельных лицах не принято. Не рекомендуется критиковать правительства третьих стран, с которыми правительство страны собеседника поддерживает дипломатические отношения. Продолжительность беседы планируется принимающей стороной. Наличие у собеседников противоположных позиций и точек зрения не может служить поводом для изменения тональности беседы. Если во время беседы предлагаются чай и кофе, желательно спросить гостя, что он предпочитает. Если беседа непродолжительная, то от курения лучше воздержаться. Курить во время беседы не возбраняется при наличии согласия собеседника. Инициатива окончания беседы принадлежит принимающей стороне.
ПЕРЕГОВОРЫ
Проведение переговоров
Переговоры можно проводить тремя способами: — путем личных встреч; — путем переписки; — по телефону, телеграфной связи и электронной почте.
Переговоры путем личных встреч
Переговоры начинаются с подготовки к ним. Следует составить план проведения переговоров: 1. Место, дата, время, регламент переговоров. 2. Состав участников, включая иностранную делегацию, фамилии и должности и, если возможно, отношение партнеров к ведению переговоров, а именно: сможет принять решение или нет, возможно, он резок в высказываниях, имеет вредные привычки и т.д. 3. Подготовить вопросы для собеседника. Вопросы рекомендуется ставить в проблемном ключе и сочетать в определенной последовательности, чтобы уложиться по времени в регламент. 4. Подготовить ваши альтернативы на случай контрпредложений собеседника, то есть примерно представить реакцию вашего партнера. Принято готовить три альтернативы: а) решение, наиболее подходящее и эффективное с точки зрения экономической и политической выгоды; б) менее оптимальное, но вполне вас устраивающее; в) наименее интересное для вас, но все же возможный вариант. Перед проведением переговоров делегации рекомендуется разделиться на две половины и проиграть по определенному сценарию ход будущих переговоров для того, чтобы избежать ошибок и упущений во время ведения беседы. 5. Расписать список обязанностей: кто провожает, кто встречает, кто выполняет протокольное дело, то есть рассмотреть все организационные вопросы. 6. Кто готовит справочно-информационный материал и какой именно? Кто готовит рекламно-каталожный материал? Иногда издается яркий цветной рекламный проспект, в котором есть вся необходимая информация для ведения переговоров. 7. Составить культурную программу (зрелищные мероприятия, отдых на природе, рыбалка, пикник). От ее реализации во многом зависит продолжение и успех переговоров. 8. Решить вопрос с угощением и сувенирами.
Начало переговоров
Регламентируется весь ход ведения переговоров. Принимающая сторона должна занять места первыми в зале или отдельной комнате и ждать там гостей. Указывается, как занимать места: спиной к окну и лицом к двери садится принимающая сторона, ваш будущий партнер должен занять место напротив вас. При переговорах не допускается никаких посторонних разговоров. Если что-то случилось, то секретарь должен молча зайти, передать записку и удалиться. Переговоры начинаются с представления сторон. Первыми представляются члены делегации принимающей стороны. Глава делегации обычно представляет членов своей делегации, называя их фамилии и должности, затем представляется сам так, как он считает нужным. В таком же порядке представляются гости. Все, кто находится в зале переговоров, должны быть представлены (стороны обмениваются рукопожатиями). Иногда представление происходит стоя. В этом случае ваш партнер тоже представляется стоя. Важно, чтобы вы запомнили фамилии членов делегации. Можно заглядывать в визитку собеседника, переспрашивать, но нельзя путать фамилии: тем самым вы можете нанести “ущерб” себе в ходе дальнейших переговоров. Переговоры с той и другой стороны от начала и до конца ведут одни и те же лица. Если переговоры ведут два лица из одной делегации, то кому-то из них руководство должно поручить ведение переговоров. В действия лидера нельзя вмешиваться, его нельзя прерывать и т.д. Он должен нести всю ответственность. Если у ведущего переговоры что-то прозвучало не так, то рекомендуется написать записку и сделать замечание в корректной форме. Другое дело, когда глава делегации дает право выступить отдельным ее представителям по некоторым аспектам (проблемам) и сам подводит итоги. Иногда вызывается консультант. Его приглашают, консультант дает разъяснение и затем покидает помещение. Если кто-то опоздал на переговоры, тогда глава делегации должен извиниться перед присутствующими, объяснив причину опоздания, представить его как члена делегации, участвующего в переговорах, коротко объяснить суть дела, а затем продолжить переговоры. Переговоры не принято начинать сразу с дела. Не более 3-4 минут рекомендуется вести разговоры на общие темы (как доехали, разместились, поговорить о погоде и т.д.). Эти фразы, включая приветственные, помогают установить атмосферу, необходимую для ведения переговоров. Глава делегации принимающей стороны является хозяином переговоров, который следит за последовательностью постановки вопросов, за соблюдением регламента, за своевременной постановкой вопросов. Иногда активность может перерасти в агрессивность: одна сторона начинает поучать другую. Глава делегации принимающей стороны должен помнить: перед ним сидит равный партнер, поэтому необходимо уважать суверенные права своего партнера; иногда успех переговоров зависит от того, насколько внимательно выслушают собеседника. Рекомендуется не перебивать вашего партнера. Важно отметить, что партнеры могут иметь психологические особенности, которые затрудняют ведение переговоров. Участвующих на переговорах можно классифицировать следующим образом: 1. Невнимательный собеседник. У него никогда нет полной уверенности в том, что он все понял и настроен на принятие решений. Что вам надо делать, чтобы достичь успеха на переговорах в этом случае? Вопросы необходимо формулировать кратко и четко, без философского рассуждения. Когда вы начинаете чувствовать, что достигаете или можете достичь договоренности, то следует обсудить промежуточные итоги. Если нет полной уверенности в успехе переговоров, вы можете предложить подписать протокол. Для этого заранее следует подготовить свои соображения, найти оптимальное решение и предложить подписать протокол в двух экземплярах. Ему (вашему партнеру) ничего другого не остается сделать, как согласиться с вами. 2. Неподготовленный собеседник. Такого собеседника видно по его поведению: любит перекладывать бумаги, без конца повторяется, часто возвращается к деталям одного и того же вопроса, затягивает ведение переговоров. 3. Болтливый собеседник. Подобные собеседники бывают двух типов: а) малознающий человек, который скрывает свою некомпетентность; б) специалист, способный бескорыстно поделиться своими знаниями. 4. Навязывающий свое решение собеседник (поучающий вас). Необходимо, по мере возможности, осадить такого партнера и отстаивать свой суверенитет: “Давайте договоримся, все, что касается нас или нашей стороны, мы будем делать сами...”). 5. Агрессивный. Это тот собеседник, который возбуждается во время обсуждения отдельных вопросов, размахивает руками и т.д. В этот момент его трудно остановить. Рекомендуется в таких случаях выждать, дать ему высказаться, а потом успокоить. 6. “Рубаха-парень”. Такой собеседник начинает давать много обещаний. Надо сразу насторожиться: наверняка в его поведении много авантюризма. Вообще, как будущего партнера, его надо держать на определенном расстоянии. При ведении переговоров нужно продумывать тактику ведения дискуссии. Ваша тактика должна продвигать вашего будущего партнера к тому решению, о котором вы думаете и мечтаете. Вы должны высказывать аргументированные и продуманные идеи, а в ходе переговоров проверять, как он отреагировал на вашу идею: готов он их принять или нет. Если не принимает предложение, то “подбросьте” вторую идею, заранее подготовленную. Если ваш собеседник не принимает и данную идею, то предложите третий вариант и т.д. Если он, наконец, примет предложенный вами вариант, то это значит, что вы добились успеха и это будет лучший результат переговоров. Имейте в виду, что при постановке вопроса не рекомендуется вашего собеседника “загонять в угол”. Не должно быть категоричности. Партнер должен видеть альтернативу. За всем этим нужно следить. Если ваш собеседник вынужден сказать “нет”, то вы должны искать приемлемое для обеих сторон решение. Это не удар по вашему самолюбию или вашему авторитету. Во время переговоров беседу часто записывают. Запись можно вести в открытую. Она должна отразить дух переговоров, все основные моменты. Это коллективный труд, и надо согласовать протокол со всеми участниками переговоров. Запись, утверждаемая главами делегаций, также нужна для дальнейшей работы: необходимо ознакомить с ней тех лиц, которые не смогли принять участие в переговорах. На магнитную ленту можно записывать беседу только с согласия вашего соседа по столу переговоров, после чего вы можете предложить ему копию.
РАССАДКА ПО АВТОМОБИЛЯМ
В международной протокольной практике места в автомобилях делятся на почетные и менее почетные. Первым почетным местом является место на заднем сиденье справа по ходу движения автомобиля. Порядок рассадки по старшинству показан на рис. 1. Если в автомобиль должен сесть еще один пассажир, то он занимает место между двумя главными пассажирами, и рассадка выглядит так, как изображено на рис. 2. В многоместном автомобиле с откидными сиденьями места распределяются согласно рис. 3.
1 2 1 3 2 1 2 1 3 2
3 4 3 4 4 5
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4
При следовании на какие-либо церемонии в автомобилях, как правило, занимается только заднее сиденье. Если в автомобиль садится еще один пассажир, то он занимает место либо между двумя почетными лицами, либо садится на откидное сиденье, чтобы не мешать сидящему на почетном месте во время движения и при выходе (см. рис. 4). Автомобиль подается таким образом, чтобы правая дверца была обращена к тротуару. Первым садится пассажир, занимающий наиболее почетное место. Если место не позволяет автомобилю развернуться правой стороной, пассажир, занимающий наиболее почетное место, садится через левую дверцу, остальные пассажиры также садятся через левую дверцу. По прибытии автомобиль останавливается таким образом, чтобы выход был с правой стороны. Первым выходит пассажир, занимающий наиболее почетное место. ПУНКТУАЛЬНОСТЬ
Значение пунктуальности было оценено давно. Людовику XVIII принадлежит изречение: “Точность — это вежливость королей и долг всех добрых людей”. Независимо от того, является ли прием официальным или неофициальным, прибывать на него необходимо вовремя. Точность является одним из тех качеств великих людей, подражать которому не является ни для кого унизительным. Пунктуальность еще более важна для приемов за столом. Некоторые имеют плохую привычку приходить с опозданием. Такое поведение в высшей степени неприлично, особенно для официального обеда, так как изысканные блюда могут перестояться. Это является также признаком неуважения по отношению к другим гостям, которые оказываются зависимыми от каприза опоздавших лиц. Есть страны, в которых принято, что гости являются несколько позже указанного в приглашении времени. Дипломаты должны следовать правилам, принятым в обществе страны пребывания. Во всяком случае, хозяин не должен ждать гостя более получаса после указанного времени. Если гость запаздывает, ему подается то блюдо, которое подано другим гостям.
ПРИЕМЫ
Приемы устраиваются по случаю национальных праздников, годовщины какого-либо выдающегося события, в честь находящейся в стране иностранной делегации или высокого гостя, а также независимо от каких-либо событий, в порядке повседневной работы. Приемы носят деловой характер. Они проводятся с целью углубления и расширения контактов, получения нужной информации, разъяснения внешней и внутренней политики своей страны. Согласно международной практике, наиболее торжественными и наиболее почетными по своему характеру видами приемов являются завтрак и обед. В последние годы все большее распространение находит прием “бокал шампанского” или “бокал вина”. Другими видами приемов являются чай типа “фуршет”, “коктейль” или “а ля фуршет”, обед-буфет и ужин. Прием “бокал шампанского” или “бокал вина” начинается в 12.00 дня и продолжается час-полтора. Во время такого приема обычно подаются только шампанское, вина и соки, но возможна также подача виски и водки. Подача закуски не обязательна. В качестве закуски подаются маленькие пирожные, бутерброды, орешки. Этот вид приема удобен тем, что занимает мало времени и не требует сложной подготовки. Прием проходит стоя. Форма одежды — повседневный костюм или платье. Завтрак (с рассадкой) устраивается между 12.00 и 15.00. Меню завтрака состоит из одного-двух блюд холодной закуски, одного горячего рыбного блюда, одного горячего мясного блюда и десерта. Первые блюда (супы), как правило, не подаются. После завтрака предлагаются кофе и чай. Перед завтраком гостям подается аперитив: водка, виски, джин, сухое вино, соки. У нас обычно к холодным закускам предлагается водка, к рыбному блюду — охлажденное сухое белое вино, к мясному — сухое красное вино комнатной температуры, к десерту — охлажденное шампанское, к кофе и чаю — коньяк или ликер. Во время всего завтрака подается минеральная вода, а иногда и соки. По завершении завтрака подаются кофе и чай. Предлагается также коньяк, ликер. Продолжительность завтрака — 1,5 часа. Форма одежды для завтрака — повседневный костюм или платье. Чай устраивается, как правило, между 16.00 и 18.00 только для женщин. В зависимости от количества приглашенных накрывается один или несколько столиков. Подаются кондитерские изделия, фрукты, десертные и сухие вина, соки и воды; иногда на столик ставят сэндвичи с икрой, рыбой, сыром и т.п. Продолжительность чая — 1,5 часа. Форма одежды — повседневный костюм или платье. Прием типа “фуршет” устраивается в промежуток времени от 17.00 до 20.00 и длится приблизительно два часа. Для приема такого типа накрываются столы с угощением: различные холодные закуски, кондитерские изделия, фрукты, спиртные напитки, соки, минеральные воды. На стол ставят стопки тарелок и горячие закуски. К концу приема обычно подаются мороженое, шампанское и кофе. Приемы типа “фуршет” проходят стоя. Гости подходят к столам, кладут закуски на тарелки, которые берут из стопки, стоящей в начале стола, и отходят от столов, чтобы дать возможность подойти к ним другим гостям. Форма одежды — повседневный костюм или платье. Прием типа “коктейль” также устраивается в промежуток времени от 17.00 до 20.00. В отличие от приемов типа “фуршет”, на приемах “коктейль” столы обычно не накрываются и угощение подается на подносе официантами. Приемы такого типа также проводятся стоя и заканчиваются подачей шампанского и кофе. Форма одежды — повседневный костюм или платье. Обед (с рассадкой) — наиболее почетный вид приема. Он начинается в промежуток времени от 19.00 до 21.00. Меню обеда: холодные закуски, суп, одно горячее рыбное блюдо, одно горячее мясное блюдо, десерт. После обеда подаются кофе и чай. Вина такие же, как и на завтраке. В период сбора гостей подается аперитив. Обед обычно длится 2,5 часа, при этом за столом сидят примерно 50-60 минут, остальное время приглашенные проводят в гостиных. Форма одежды — темный костюм или фрак, в зависимости от указания в приглашении; для женщин — вечернее платье. Обед-буфет — разновидность обеда, во время которого различные блюда: закуски, горячее рыбное, горячее мясное, десерт — сервируются на одном большом столе. Гости сами, а иногда с помощью официантов, кладут себе на тарелку желаемую еду, рассаживаются за небольшими столиками, расположенными здесь же или в соседних комнатах. Вино во время “обеда-буфета” разливают официанты. Форма одежды такая же, как и на обеде. Ужин (с рассадкой) начинается в 21.00 и позднее. Меню и вина на ужине такие же, как и на обеде. Ужин отличается от обеда только временем его начала. Форма одежды указывается в приглашении: темный костюм, смокинг или фрак для мужчин, для женщин — вечернее платье. Иногда ужин устраивается после вечернего спектакля или другого мероприятия. Такой ужин дается лицом, пригласившим в театр. Любой из рассмотренных приемов должен быть предварительно подготовлен. В подготовку приема входит: а) выбор вида приема; б) составление списка приглашенных лиц; в) рассылка приглашений (заблаговременно); г) составление плана рассадки за столом на завтрак, обед и ужин; д) составление меню; е) сервировка столов и обслуживание гостей; ж) подготовка тостов или речей (на приемах с рассадкой); з) составление схемы и порядка проведения приема. На приеме с рассадкой необходимо соблюдать старшинство, служебное или общественное положение гостей: места делятся на более почетные и менее почетные. Первым считается место справа от хозяйки дома. Вторым — справа от хозяина дома. Чем дальше место от этих лиц, тем менее оно почетно. В отсутствие женщин первым считается место справа от хозяина дома, вторым — слева от него. При рассадке придерживаются следующих правил: женщину не сажают рядом с женщиной и в конце стола, если на его торце не сидит мужчина, мужа — с женой. Первыми по правую и по левую руку от хозяина сажают женщин, от хозяйки — мужчин. Затем места чередуются: мужчин и женщин сажают рядом. На приемы с рассадкой приходят в точно указанное в приглашении время. На приемы, проводимые без рассадки за столом, можно прийти и уйти в любой час в пределах указанного в приглашении времени.
ЭТИКЕТ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
Слово “этикет” произошло от греческого слова “обычай”. Этикет определяет общепринятые межличностные формы общения: поведение за столом, умение вести непринужденный разговор, искусство делать подарки и многое другое. Соблюдение этикета диктуется не условностью, а эстетическими требованиями, соображениями удобства, а иногда и традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Владение правилами этикета позволяет вести себя непринужденно и естественно в различных ситуациях и освобождает от опасений, что в какой-то момент вы поступили неправильно. Сев за стол, прежде всего, следует обратить внимание на свою осанку. Сидите прямо, но не напряженно, слегка опираясь на спинку стула, который стоит не так близко к столу, чтобы у вас не возникло непроизвольного желания положить на стол локти. При правильной посадке ваши движения за столом станут естественными и непринужденными, и вам будет просто и удобно. Что делать с руками? Руки лучше держать подальше от лица, не поправлять ими беспрестанно волосы. Не потирать лоб в надежде, что окружающие разделят вашу озабоченность многочисленными проблемами, и не подпирать подбородок. Положите руки на колени. Это поможет вам воздержаться от суетливых движений, желания потеребить скатерть. В процессе еды во всех случаях рекомендуется не класть локти на стол, чтобы сохранить правильную осанку и не мешать своим соседям. Что касается салфетки, то ее следует развернуть без каких-либо резких движений и положить на колени. Не следует вытирать этой салфеткой губы. Для этой цели служат бумажные салфетки. Перед выходом из-за стола салфетку надо положить с правой стороны от тарелки, а если тарелка убрана, то в центре. Даже такой, казалось бы, простой вопрос о том, когда приступить к еде, регулируется определенными правилами. Когда кушанья поданы всем присутствующим, хозяйка, начиная первой, показывает, что можно приступать к еде. Если за столом присутствует много гостей, то нет необходимости ждать до тех пор, пока все они будут обслужены. После того, как обслужены три-четыре человека, хозяйка приглашает всех гостей приступить к еде. Подавать кушанья начинают с дамы, сидящей по правую руку от хозяина. Кушанья и сигареты подаются со стороны левой руки, супы и напитки — с правой. Забирают тарелки справа. Если вы по каким-то причинам не хотите или не можете есть блюдо, то попробуйте его, а в дальнейшем переключите свое внимание на поддержание разговора. Если будет подана национальная еда или кушанье, которое вам никогда прежде не приходилось пробовать, и вы не знаете, с какой стороны к нему подступиться, посмотрите, как справляется с ним хозяйка. Не будет нарушением этикета, если вы обратитесь к хозяйке с вопросом о том, из чего приготовлено это блюдо и как правильно его есть. Если вы уронили нож или вилку, не старайтесь поднять их. Попросите другой прибор. Не только в этом случае, но также и во всех других, когда вы допустили ошибку, не извиняйтесь и не пытайтесь исправить ее, привлекая тем самым внимание окружающих. Если мелкие проступки, связанные с неловкими, неосторожными движениями, могут быть прощены, то действия, приведшие, пусть даже по незнанию или забывчивости, к нарушениям основных правил поведения за столом, могут вызвать самые серьезные осложнения. Хлеб, находящийся на хлебной тарелке слева от гостя, следует отламывать маленькими кусочками на тарелке. Мясо не разрезают на мелкие кусочки, а отрезают ножом от большого куска и придерживают его вилкой. Рыбные блюда едят с помощью специальной вилки и рыбного (широкого) ножа. Если рыба рассыпается, то вилку можно повернуть зубцами вверх и при помощи ножа класть на нее кусочки рыбы. После окончания еды вилку и нож кладут на тарелку параллельно друг другу, ручками к себе, немного повернув их вправо. Пирожные едят десертной ложкой. Арбуз и дыню — десертными вилками и ножами. У апельсина сначала надрезают кожицу десертным ножом, а затем, опять же с помощью ножа, очищают целиком, а дольки едят руками. Яблоки, груши и другие подобные фрукты кладут на свою тарелку, делят ножом на части и едят вилкой или руками. Ягоды с косточками (черешня, вишня, виноград, слива) кладут на десертную тарелку с помощью ложечки, а затем берут руками. Косточки незаметно вынимают, прикрыв рот ладонью, и кладут на тарелку. Размешав без шума сахар в чашке чая или кофе, ложку следует положить на блюдце. Образец сервировки одного места за столом на официальном обеде приводится ниже.
Обеденная салфетка кладется (или ставится “домиком”) на большую тарелку-подставку. Как правило, для официального обеда стол сервируется бокалами для шампанского (воды), красного вина к мясу, белого вина к рыбе, рюмками для водки. Бокалы ставятся в порядке их использования перед ножами, как показано на рисунке. Одновременно на столе не может находиться более трех вилок и ножей (не считая десертных). Перед вилками ставится тарелочка для хлеба. Крайняя слева от тарелки вилка предназначена для закуски. Справа от нее, ближе к тарелке, лежит вилка для рыбных блюд. Рядом с тарелкой кладется вилка для мясных блюд. Ложка для супа лежит справа от тарелки. Слева от нее в таком же порядке, как и вилки, кладутся соответственно нож для закуски, нож для рыбных блюд и нож для мясных. Ножи кладутся лезвием к тарелке, что, как утверждают, связано с довольно интересной исторической традицией. В эпоху феодализма оружие пускалось в ход легко и часто. Поэтому, чтобы не омрачать атмосферу застолий, в качестве напоминания о необходимости сдерживать страсти, а также символа миролюбивых намерений, лезвия ножей были повернуты не в сторону соседа, а к тарелке. Вилки кладутся острием вверх, а ложки — выпуклостью вниз, чтобы зубцы вилки и острые края ложки не испортили скатерть. Если подается масло, то ножичек для него лежит на небольшом блюдце для хлеба, которое ставится с левой стороны тарелки. Приборы для соли и перца также ставятся с левой стороны от тарелки, но чуть ближе к центру. Салфетка кладется на тарелку. Подача спиртных напитков регламентируется определенными правилами. К холодным закускам подаются предварительно довольно сильно охлажденные настойки или водка. К супу спиртные напитки, как правило, не подаются, однако для хереса может быть сделано исключение. Рыбное блюдо сопровождает охлажденное сухое белое вино, а мясное — сухое красное вино комнатной температуры (15-18°С). К десерту подается охлажденное шампанское или десертные вина, а к кофе — коньяк или ликер. Если в ресторане устраивается неофициальный обед или завтрак, на котором присутствует немного гостей, то устраивающий его либо составляет меню и делает предварительный заказ, либо, по желанию присутствующих, заказывает те кушанья, которые они выбрали. В обоих случаях количество и ассортимент блюд могут не совпадать с меню официальных обедов и завтраков. Согласно правилам этикета, курить за обедом или ужином можно только с разрешения хозяйки и присутствующих. Строго говоря, курение за столом считается признаком неуважения к хозяйке, которая устраивает прием. Кроме того, принято закуривать только после десерта. Прежде чем зажечь сигарету, спросите разрешение у вашего собеседника по столу. Трубку за праздничным столом курить не принято. Если в помещении, где проводится прием, на столах не стоят пепельницы, то это означает, что курить здесь не принято. На завтраках, обедах, ужинах, других видах приемов с рассадкой может иметь место обмен тостами. Тосты произносятся после десерта, когда всем гостям налито шампанское. На других видах приемов тосты произносятся не ранее 10-15 минут после начала приема. В последнее время на крупных официальных приемах тостами и речами обмениваются в самом начале приема. После тоста нет необходимости выпивать все вино, налитое в бокал. Достаточно пригубить или отпить немного. Человек, знакомый с правилами этикета, не будет стремиться к тому, чтобы его гость вопреки собственному желанию выпил слишком много вина. Если ваш сосед не пьет тот или иной предложенный напиток, не следует выяснять причину такого поведения. Во время произнесения речей или тостов недопустимо разговаривать, наливать вина, есть. На официальных завтраках, обедах и ужинах не принято чокаться. Если чокаются, мужчина должен держать свою рюмку ниже рюмки дамы. Чокаясь, не протягивайте руку далеко через стол. Вино, ром, коньяк, ликер пьют маленькими глотками, не торопясь. Лишь водку можно выпить сразу до дна. Наливая напитки, бутылку держат всей рукой на уровне этикетки так, чтобы указательный палец находился на горлышке. Поднимая бутылку, ее нужно немного повернуть, чтобы вино не капнуло на скатерть. Если бутылка полная, то сначала наливают вино в свой бокал. На приеме один из официантов наливает немного вина в бокал хозяина. Попробовав вино на вкус и придя к выводу, что качество вина хорошее, хозяин дает разрешение официантам налить вино в бокалы гостей. Напитки наливают в рюмки и бокалы, стоящие на столе. Однако в некоторых случаях, например в Японии, ждут, пока посетитель или гость не поднимет свой бокал, подтверждая тем самым свое желание выпить тот или иной напиток. Отказываясь от спиртных напитков, не следует закрывать бокал рукой, каким-либо предметом или демонстративно переворачивать его. Бокалы для напитков ставят с правой стороны от тарелки на одной линии друг за другом, начиная слева от самого большого по размерам. Однако для того, чтобы сервировка стола выглядела более нарядной, чаще используется свободная расстановка бокалов, при которой соблюдается правило: стремятся поставить сервировку на столе так, чтобы большие бокалы не закрывали собой меньшие по размерам. Например, бокал для воды будет расположен прямо перед ножами, на небольшом расстоянии справа от него — бокал для шампанского, фужеры для вина будут находиться между двумя этими бокалами ближе к тарелке, рюмка для водки — прямо перед ложкой для супа. Чем крепче напиток, тем меньше по размерам бокал или рюмка, в которую его наливают. Поэтому водку и ликеры наливают в маленькие рюмки. Коньяк принято понемногу наливать в большие бокалы, сужающиеся кверху. В них лучше ощущается аромат напитка. Для вин используют тюльпанообразные бокалы, но, в отличие от бокалов для десертных вин, бокалы для сухих вин большего размера: с более широкой верхней частью и на более длинной ножке. Рюмки из цветного стекла используют только для белого вина. Бокал для шампанского может быть двух видов: либо узкий и высокий на длинной ножке, либо представляющий собой широкую и низкую чашу. Во время застольной беседы, в которой участвуют несколько человек, постарайтесь, чтобы ее тема была интересной для всех участников. Если вы беседуете с одним из ваших соседей по столу, то покажите собеседнику свою заинтересованность в разговоре и свое благожелательное отношение легкими кивками головы, какими-либо словами или междометиями. Недопустимо обрывать или перебивать говорящего, зевать, демонстративно смотреть на часы, рыться в карманах или в сумке, одновременно вступать в разговор с другим человеком. Положив салфетку на стол или встав из-за стола, хозяин (хозяйка) показывает, что обед окончен. Только после этого знака гости также могут положить свои салфетки и подняться. По окончании обеда не оставляют стул отодвинутым, а придвигают его обратно к столу. Мужчина помогает своей соседке встать, отодвигая ее стул, а за
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.113.135 (0.017 с.) |