Сущность и классификация горнолыжного туризма



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и классификация горнолыжного туризма



 

 

Горнолыжная индустрия, оказывающая услуги турис­там, становится глобальной. Она включает в себя и производство горно­лыжного и сноубордического инвентаря, и специфическую горнолыжную инфраструктуру с входящими в нее гостиничным сектором, горнолыжны­ми подъемниками и трассами. Курорты создаются не только в тех местах, где для этого есть естественные условия, но и искусственно: при помощи инновационных технологий строятся искусственно оснеженные крытые горнолыжные трассы. С одной стороны, в производстве горнолыжных ту­ристских услуг участвуют страны-поставщики, в которых горнолыжная индустрия наиболее развита: Австрия, Франция, Швейцария, Италия; с другой - регионы, в которых наиболее выражен выездной горнолыжный туризм: Азиатско-Тихоокеанский, Восточно-Европейский и Центрально-Азиатский регионы. Горнолыжная инфраструктура наиболее развита в странах Европы, в частности, в Альпийском регионе, на который прихо­дится 40 % всех горнолыжных курортов мира.[1]

Одним из главных показателей уровня развитости горнолыжного комплекса региона может служить поток как внутренних, так и междуна­родных туристов-горнолыжников, пользующихся услугами горнолыжной инфраструктуры стран, входящих в этот регион. Поэтому в работе про­анализированы туристские потоки, их динамика, структура туристского спроса.

Для составления классификации горнолыжных курортов, выявления уровня развитости их горнолыжной инфраструктуры, и характеристики степени их туристкой привлекательности, в рамках данного исследования был выбран метод оценочных классификаций, разработанный профессо­ром В. С. Тикуновым.

Первая группа - «основные показатели», выделенные профессо­ром В. С. Тикуновым формируют туристское предложение курорта. К ним относятся такие по­казатели как:

Продолжительность горнолыжного сезона - данная ве­личина отражает тип высотной поясности территории, на которой расположен горнолыжный курорт, и связан­ные с ней факторы, влияющие на его функционирова­ние (географическое положение горной системы, рель­еф, климат, экспозиция склонов).

Общая длина горнолыжных трасс курорта - эта вели­чина характеризует степень освоенности территории, с целью привлечения большего числа туристов. Так как к категории горнолыжных главным образом относят те трассы, которые создаются искусственно, постоянно об­рабатываются специализированной техникой и имеют определенные параметры в соответствии с принятой в стране маркировкой, то чем больше их совокупная дли­на, тем разнообразнее горнолыжное туристское предло­жение которым располагает курорт.

Общая пропускная способность всех горнолыжных подъемников курорта - эта величина, отражающая мак­симально возможное количество горнолыжников, кото­рых единовременно может принять на своих склонах и трассах курорт. Так же данная величина является статис­тическим пределом посещаемости курорта, что коррели­рует с его величиной и отражает степень развитости его горнолыжной инфраструктуры. Для того чтобы сузить круг исследуемых курортов, для расчетов были взяты только те курорты, совокупная пропускная способность которых превышает две тысячи горнолыжников в час[28].

Вторая группа - «сопутствующие показатели», отража­ют степень развитости горнолыжной инфраструктуры курорта и ее соци­ально-экономическую специализацию; к ним относятся такие показате­ли как:

Стоимость абонемента на горнолыжные подъемники ку­рорта - данная величина позволяет выявить ценовую дифференциацию между горнолыжными курортами как внутри одной страны, так и всего региона. В рамках ис­следования наилучшим значением считается наимень­шая стоимость.

Наличие или отсутствие сноуборд-парка - этот критерий отражает, насколько курорт вовлечен в привлечение бо­лее молодой категории туристов. Чем больше количество сноуборд-парков на территории курорта, тем его конку­рентоспособность в борьбе за обозначенную категорию потребителей выше.

Наличие или отсутствие зоны для катания фрирайд - данный критерий обозначает, насколько развит сегмент услуг у курорта, связанных с экстремальным горнолыж­ным туризмом, и насколько курорт вовлечен в новые тен­денции развития горнолыжного туризма.

Искусственное освещение горнолыжных трасс в ночное время - позволяет оценить полноту использования ин­новационных технологий, и выделить курорты привле­кающие услугой ночного катания дополнительных пот­ребителей. Это могут быть туристы, которые посещают курорт из-за данной услуги, или те, кто таким образом реализуют возможность более частого катания, в связи с возможностью пользоваться услугами курорта в свобод­ное от работы время[28].

Искусственное оснежение склонов - демонстрирует же­лание курортов продлить горнолыжный сезон и снизить негативное воздействие климата, в связи с изменениями в котором количество снежных дней на курортах, рас­положенных ниже отметки 1 300 м над уровнем моря, постепенно уменьшается. Также данный показатель от­ражает насколько курорты, обладающие таким ресур­сом, продвигают идею гарантированного катания на сво­их склонах, акцентируя на снижении своей зависимости в осадках от климатических условий. У категории пот­ребителей, заранее планирующих поездки в горы, фор­мируется доверие к курорту, что обеспечивает более ста­бильный приезд туристов.[1].

Сумма агрегированных показателей на региональном уровне дает нам новый, комплексный показатель - «индекс туристской привлекательности горнолыжных курортов». Этот индекс в полной ме­ре отражает уровень туристкой привлекательности курорта, так как он учитывает, какой набор гарантированных горнолыжных услуг, входящих в стоимость дневного горнолыжного абонемента, предоставляет курорт. Индекс отражает, как соотносятся цена, разнообразие и качество горно­лыжных услуг.

Индекс привлекательности горнолыжных курортов

На страновом уровне агрегированный показатель, рас­считанный по первой группе критериев («основных показателей») отра­жает территориальное расположение курортов на горных массивах. В свя­зи с тем, что в центре Европы границы между странами проходят по гор­ным хребтам и их наивысшим пикам, районирование курортов внутри стран выявило следующую зависимость - чем больше значение агреги­рованного показателя тем, больше вероятность, что курорт расположен в приграничной зоне. Это трансграничные курорты, нацеленные на меж­дународного потребителя. Такие трансграничные курорты в результате договоренностей между правительствами европейских стран оказывают услуги не только международным туристам горнолыжникам, остановив­шимся в отелях на своей территории, но и тем, которые пользуются услу­гами курортов, будучи гостями других стран, имеют доступ к курортам нескольких стран благодаря единым зонам катания (единый горнолыж­ный абонемент). Данная политика увеличивает число туристов, особен­но это характерно для стран, где туристские, визовые и таможенные фор­мальности пройти проще, цены на проживание дешевле, а горнолыжное катание можно осуществлять на территории другой страны. Те же курор­ты, у которых агрегированный показатель ниже, расположены на более низких высотах, и в большей своей части на тех массивах, которые нахо­дятся в глубине страны. Это внутренние курорты, обособленные и наце­ленные на национального потребителя[29].

На региональном уровне в Европе подтверждается лидирующее место за странами Альпийского региона Францией, Австрией, Швейца­рией и Италией.

На страновом и региональном уровнях агрегированный показатель, рассчитанный по второй группе критериев («сопутствующие показате­ли»), выявил, что большинство европейских курортов за счет развитос­ти этих критериев компенсируют менее развитую первую группу. То есть фактически страны учитывают менее привлекательные природные ресур­сы своих курортов, и компенсируют эти недостатки за счет искусствен­ного развития инфраструктуры, увеличивая ее и дополняя. Такая ситуа­ция сложилась по всей Европе. Для Западных стран Европы такая ком­пенсация производится за счет строительства искусственного оснежения и сноуборд-парков (Австрия, Щвейцария, Италия), для стран Скандина­вии больше развито строительство искусственного освещения и сноуб- род-парков (Финляндия, Норвегия).

Суммарный комплексный показатель - «индекс туристской привле­кательности горнолыжных курортов», был рассчитан по всем горнолыж­ным курортам относящейся к Европейскому туристскому региону. Для расчетов были отобраны наиболее крупные курорты, с пропускной спо­собностью горнолыжных подъемников более 2 000 чел. в час. После чего для каждой страны было найдено среднее арифметическое значение ин­декса по показателям ее курортов. Далее учитывая средние значения, бы-лj произведено выделение таксонов методом разделения на однородные группы, по возрастанию значения. Сформировались 5 наиболее выраженных групп, в которые вошли страны в соответствии с показателем «ин­декса туристской привлекательности горнолыжных курортов»[29].

Первая группа стран с «наименее привлекательными» горнолыжны­ми курортами, с показателем индекса в диапазоне от 0,8 по 1. К этой груп­пе относятся: Узбекистан, Черногория, Турция, Греция, Словения, Сло­вакия, Болгария, Украина, Испания, Белоруссия, Лихтенштейн, Латвия (в порядке возрастания значения индекса). Испания, Словения, Турция, Гре­ция и Черногория - южно-европейские страны, и попали в данную группу из-за короткого горнолыжного сезона (2,5-3 месяца). Словакия, Болгария, Белоруссия, Украина, Лихтенштейн и Латвия из-за мало развитой горно­лыжной инфраструктуры.

Вторая группа стран с «не привлекательными» горнолыжными» курортами с показателем индекса в диапазоне от 1,005 по 1,144. К этой группе стран относятся: Норвегия, Швеция, Румыния. Казахстан, Грузия, Хорватия, Российская Федерация. Эти страны объединяет долгий горно­лыжный сезон (от 3-х месяцев) и малая развитость «сопутствующих пока­зателей», - отсутствие искусственного освещения и оснежения, сноуборд- парков, патрулируемых фрирайд зон.

Третья группа стран с « привлекательными» горнолыжными курорта­ми с показателем индекса в диапазоне от 1,205 по 1,226. К этой группе от­носятся такие страны как: Франция, Чехия, Польша, Армения. У этой груп­пы стран общее свойство - продолжительный горнолыжный сезон (от 4-х месяцев). В данной группе оказались страны, у которых сопоставима цена и разнообразие горнолыжных услуг. Исключение составляет Франция, ко­торая попала в данную группу из-за отсутствия искусственного освещения и оснежения, но имеет большое разнообразие других услуг, и высокие це­ны на дневные абонементы (что в рамках данной группировки было зало­жено как фактор снижающий привлекательность горнолыжных курортов).

Четвертая группа стран с «высокой привлекательностью» горно­лыжных курортов с показателем индекса в диапазоне от 1,371 по 1,412. К этой группе относятся: Швейцария, Италия, Финляндия, Босния и Гер­цеговина, Германия. Общее у этих стран, это разнообразие горнолыжных услуг, высокая развитость горнолыжной инфраструктуры, продолжитель­ным горнолыжным сезоном (от 4,5 месяцев и больше). Швейцария отли­чается более высоким уровнем цен на дневные абонементы на горнолыж­ные подъемники.

Пятая группа стран с «самыми привлекательными» горнолыжны­ми курортами с показателем индекса в диапазоне от 1,579 по 1,927. К этой группе относятся: Австрия, Сербия, Андорра. Эти страны воплощают идеальное соотношение стоимости дневных абонементов на горнолыж­ные подъемники и разнообразием предоставляемых по ним услуг. Фор­мальный математический метод выявил, что наиболее привлекательными странами для туризма являются Австрия и Андорра, что отражает дейс­твительно высокоразвитую горнолыжную инфраструктуру этих стран, разнообразие услуг, и демократичность цен в сравнении с другими стра­нами Европы. Сербия так же относится к категории стран, в которых сба­лансированы показатели: цена и качество.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что учитывая значения «индекса туристской привлекательности горнолыжных курор­тов», стоит воспринимать его не с точки зрения развитости горнолыжно­го туризма и горнолыжной инфраструктуры в странах Европы, а учиты­вая соотношение между ценами на горнолыжные услуги и их разнообра­зием.

Помимо классификации, разработанной профессо­ром В. С. Тикуновым, заслуживает внимание классификация горнолыжных курортов Европейских стран по спе­циализации горнолыжных услуг.

Для того чтобы создать классификацию горнолыжных курортов Ев­ропы по их специализации, был использован метод группировки. После анализа предложений туристских горнолыжных услуг курортами были выделены следующие виды специализации горнолыжных курортов:

Классические - к такому типу курортов относятся гор­нолыжные курорты, где есть все условия для катания на горных лыжах для лыжников всех уровней подготовки;

Семейные - это курорты с трассами разного уровня сложности, но все же больше нацеленные на начинаю­щих лыжников, с большим количеством горнолыжных школ, и обязательным наличием детских горнолыжных садов, школ, городков;

Сноубордические - курорты нового типа, обязательно располагающие всеми условиями для катания на сноуборде, сноуборд-парками, школами сноубординга, хафпайпами и др.;

Экстремальные - такие курорты обязательно организуют на своей территории более одной патрулируемой спасателями зоны катания фрирайд, имеют службу гидов-инструк­торов по фрирайду, а так же оказывают услуги хелиски[32].

Стоит учесть, что многие горнолыжные курорты с вы­сокоразвитой горнолыжной инфраструктурой воплощают смешанный тип курортов, располагая всеми перечисленными выше направлениями в классификации одновременно. Чтобы обозначить дифференциацию в ту­ристском горнолыжном спросе, для создания типологии учитываются на­иболее яркие проявления специализации горнолыжных курортов. Так на­гляднее отражается сегмент спроса, на который рассчитано туристское предложение европейских стран.

К «классическим» относятся все курорты Армении, Боснии и Гер­цеговины, Лихтенштейна Румынии и Черногории; большая часть курор­тов Грузии, Казахстана, Словении и Украины; ровно половина курортов Белоруссии, Греции, Польши, Словакии и Хорватии; менее половины ку­рортов Болгарии, Греции, России и Чехии. И наименьшее число узкоспе­циализированных курортов на территории таких стран, как Австрия, Ита­лия, Швейцария, Швеция и Франция. Не обладают курортами с такой спе­циализацией Андорра, Германия, Испания, Латвия, Норвегия, Сербия и Финляндия.

К «семейным» относится большая часть курортов Белоруссии, Бол­гарии и Латвии. Страны, у которых более половины горнолыжных курор­тов имеют такую специализацию, - это Болгария, Испания, Норвегия. Страны, у которых с такой специализацией меньше половины курортов, - это Австрия, Андорра, Италия, Россия, Турция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция. Страны, у которых таких курортов нет: Ар­мения, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Германия, Грузия, Казахстан, Лихтенштейн, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Узбекис­тан Финляндия, Франция и Черногория.

К «сноубордическим» относится большая часть курортов таких стран, как Андорра, Германия, Швейцария, Сербия, Финляндия, Норве­гия, Латвия, Испания.Страны у которых более половины Австрия, Ита­лия, Франция, Швеция. Половина курортов таких стран как: Белоруссия, Польша, Россия и Хорватия. Менее половины курортов Греции, Казахс­тана, Словакии, Словении, Турции, Украины и Чехии. Нет курортов с та­кой специализацией у курортов Армении, Боснии и Герцеговины, Грузии, Лихтенштейна, Румынии, Узбекистана и Черногории.

К «экстремальным » относятся более половины курортов таких стран, как Австрия Андорра, Узбекистан и Швейцария. Менее половины курортов Германии, Грузии, Испании, Италии, Словении, Турции, Фран­ции и Швеции. Минимальная доля таких курортов у России (менее 5 %). Вообще не обладают такой специализацией горнолыжные курорты: Ар­мении Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Греции, Казахстана, Латвии, Лихтенштейна, Норвегии, Польши, Румынии, Сербии, Словении, Украины, Финляндии, Хорватии, Чехии и Черногории[27].

Горнолыжная специализация курортов позволяет им привлекать до­полнительных потребителей, конкурировать на рынке горнолыжных ус­луг. Появляется возможность искусственно создавать спрос, ориентиру­ясь на определенную категорию туристов горнолыжников, удовлетворяя их потребности. Разнообразие горнолыжных услуг позволяет выявлять категории туристов, потребителей (горнолыжники, сноубордисты, экстре- малы, туристы путешествующее семьями). Соотношение между курорта­ми с разной специализацией характеризует общую направленность стра­ны в привлечении туристов горнолыжников.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.01 с.)