ТОП 10:

Тенденции развития горнолыжного туризма в РФ



 

Современный туристический рынок предлагает своему потреби­телю огромный выбор туристических продуктов: пляжного, культур­но-познавательного, экологического, сельского туризма и т.д.

Особую нишу на рынке туристских услуг занимают продукты горнолыжного туризма. Освоение горных территорий способствовало вовлечению их в туристско-рекреационную деятельность, так как гор­ные местности обладают важными оздоровительными ресурсами, спортивными, которые привлекают большое количество туристов. Россия обладает большими туристскими ресурсами, которые в на­стоящее время используются не в полной мере, это сказывается и на горнолыжном туризме. Тема исследования актуальна, так как спрос на услуги горнолыжного туризма растет, это связано с возрастающей по­требностью людей в активном отдыхе.

Начало развития горных лыж в России было положено в 1906 г., когда в Парголово (под Санкт-Петербургом) общество «По­лярная звезда» построило первый трамплин, с которого можно было совершать прыжки на лыжах на 8-10 м. В 1909 и 1912 гг. в Юкках (также под Санкт-Петербургом) были построены два трамплина с длиной прыжка до 20 м. В Москве на Воробьевых горах также сооружались трамплины. К 1910 году в стране на­считывалось около 20 лыжных организаций. Материальная база для обеспечения занятий горными лыжами была незначи­тельной. Лыжи покупали в Финляндии, Швеции и Норвегии[4].

Только после победы Октябрьской социалистической револю­ции горные лыжи в нашей стране стали интенсивно развиваться. Так, в 1934 г. важным событием в спортивной жизни страны стал Всесоюзный горный праздник, проведенный в Свердловске. Впер­вые в программу соревнований был включен слалом. С 1937 года в СССР стали регулярно проводиться чемпионаты страны. Появля­лись новые зачётные дисциплины, изменялся формат соревнова­ний. С 1962 года соревнования горнолыжников стали официально проводиться также и в рамках Спартакиад народов СССР.

В 1948 г. Всесоюзная лыжная секция, образованная в 1932 году, вступила в Международную лыжную федерацию. С этого времени советские горнолыжники получили право участвовать в международных состязаниях. В 1950-60-х г.г. горнолыжный спорт в стране быстро развивался, становился массовым и попу­лярным, но при этом он не являлся самостоятельным видом спор­та и входил в состав Федерации лыжного спорта СССР. Само­стоятельная история горнолыжного спорта начинается в 1966 г., когда была создана Федерация горнолыжного спорта СССР.

Развитие горнолыжного спорта создало условия для станов­ления в конце XX - начале XXI в. российского горнолыжного ту­ризма. В настоящее время горнолыжный туризм в России пере­живает период устойчивого роста. По данным Ростуризма, в стране насчитывается около 2,5 млн горнолыжников. За послед­ние 20 лет число горнолыжных комплексов (ГКЛ) в Российской Федерации увеличилось примерно в полтора раза - до 150. На фоне ведущих стран Европы этот показатель достаточно высок, хотя Россия значительно уступает абсолютным лидерам отрасли - Австрии и Франции (соответственно - в 5,3 и 2,7 раза)[4].

В настоящее время туристический рынок Россия занимает весьма незначительное место на фоне мирового рынка туристических услуг. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Учитывая, высокий природный потенциал Росси данные показатели ниже, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью. Приоритетными задачами российского туризма выступают развитие туристского продукта регионов с наибольшим потенциалом туристских ресурсов, в число которых входит Краснодарский край, Республика Адыгея и Кабардино-Балкарская Республика[8].

Специализация данных регионов на оказание туристских услуг, гарантирует эффективное формирования, продвижения и реализации, которая будет способствовать решению ряда важнейших на сегодняшний день региональных задач, таких как: создание рабочих мест, повышение доходов регионального бюджета, стимулирование развития отраслевой экономики (сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, производства потребительских товаров, развитие отдаленных экономически отсталых районов и т.д.). В связи с этим актуальное значение приобретает разработка принципов и методов развития регионального туризма, наиболее адекватных рыночным формам хозяйствования.

Современные горнолыжные комплексы расположены в 38 регионах России. Из которых 22 расположены в Европейской части России, 16 – в Азиатской. Север представлен прекрасным горным комплексом «Большой Вудъявр». Уральские курорты это горнолыжный центр «Абзаково» в Башкортостане и горнолыжный центр «Завьялиха» в Челябинской области. И даже в Сибири есть где покататься, фанпарк «Бобровый лог» в Красноярске и горнолыжный курорт «Шерегеш» в Кемеровской области. Центральный округ предлагает широчайший выбор: это и спортивный курорт «Сорочаны», и «Волен», и Горнолыжный клуб «Шуколово» и многие другие. На юге самые современные горнолыжные курорты Домбай, Красная Поляна, Приэльбрусье, Карпаты, и конечно же, пост олимпийский Сочи, на трассах которого проводились соревнования Зимних Олимпийских игр 2014 г. по горнолыжному спорту и сноуборду. Так по данным администрации курорта ежедневно, склоны посещали от 13 до 23 тыс. человек. В пост олимпийский период количество туристов как с России, так иностранцев, посетивших олимпийскую красавицу, несомненно, радует[5].

В таблице 2 приведены некоторые характеристики российских горнолыжных баз.

 

Таблица 2 - Характеристика российских горнолыжных баз по качественным и ценовым признакам

Качественный уро­вень Инфраструктура Целевая ауди­тория Ценовая кате­гория
Клубные и «дикие» склоны. Данный вид развит в регионах Северного Кавказа и в Сибири. Естественные склоны без искусственногооснежения и подъем­ников (редко - с ис­пользованием ратраков или вертолетов) Местные жители, опытные экстре- малы Бесплатно или за небольшую плату
Доступные и местные горнолыжные трассы. Пример: -глкЦей, -глкШакша, -глкЗавьялиха 1-3 склона. 1-3 подъ­емника или ратрак, искусственное оснеже-ние, прокат снаряже­ния, утепленные разде­валки, продуктовые палатки, ларьки, шаш­лычные, кафе Широкий круг посетителей Цены средние (300-500 руб. за 1 подъем).
Горнолыжные ком­плексы среднего уров­ня. Пример: -глкШерегеш, Кеме­ровская область; -глкПриэльбрусье, Кабардино-Балкария; -глкДомбай, Карачае­во-Черкесия и т.д. Может располагать 3­12 и более склонами. 2­6 подъемниками, в т.н. кресельными, искусст­венным оснежением, прокатом и ремонтом снаряжения, командой спасателей, медпунк­том, непосредственно на территории ком­плекса есть кафе, рес­тораны, возможно, есть гостиница или другие варианты размещения. Широкий круг посетителей с разным уровнем доходов Широкий раз­брос тарифов, цены от сред­них до высо­ких: от 500 до 700 руб. за подъем (ски- пасс1500 руб.)
Всесезонные горно­лыжные комплексы. Пример: -глк «Архыз», -глк «Снежный ком» расположен в Подмос­ковье и т.д. Всесезонное катание. 2-10 склонов. 1-7 подъ­емников, ресторан, досуг, размещение Рассчитаны на платежеспособ­ных посетителей и профессиона­лов Цены высокие, от 1000 до 2000 руб. в день (только за катание)
Спортивно- развлекательные, медико- оздоровительные комплексы. Пример: -глк Абзаково, Баш­кортостан; -глк «Красная поляна», Сочи и т.д. Гостиничные комплек­сы с разнообразной инфраструктурой, включая горнолыжную трассу Для посетителей, настроенных на отдых в несколь­ко дней Цены высокие, 1500-3000 руб. В день (только за катание)

 

Согласно экспертным оценкам, емкость туристских ресурсов нашей страны составляет 630 млн. чел./дней в год, или 100 млн. человек в год при среднем времени пребывания 6 дней, что создает реальные предпосылки для достижения мировых показателей в этой области. В последние годы имеет стойкую тенденцию роста рынок внутреннего туризма, который ежегодно растет на 10-15 % и имеет наиболее перспективное направление развития внутреннего туризма и отечественных курортных зон. Однако горнолыжный туризм, сталкивается с несколькими проблемами, первой из которых является то, что ресурсная база внутреннего туризма задействована всего лишь 20-25%.

Уровень предоставляемых услуг относительно горнолыжного курорта в России определенно ниже, чем за рубежом. В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» развернут масштабный проект строительства курортов мирового класса. Инвестиции в создание туристического кластера составят 450 млрд. руб., из них государственных средств — 60 млрд. руб. Создание современного туристского кластера в СКФО станет драйвером развития отраслей экономики регионов Северного Кавказа. Серьезные меры по развитию потенциала нового туристического кластера в СКФО предприняты руководством ОАО «Курорты Северного Кавказа», которое занимается модернизацией и финансированием данной сферы в размере 60 млрд. руб., из которых около 10% предполагается направить на подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников по специальностям и профессиям курортно-рекреационной отрасли, сферы туризма и сервиса. Ускоренное развитие горнолыжного туризма регионов России предусматривает: значительную модернизацию транспортной инфраструктуры регионов; строительство новых и реконструкцию действующих гостиниц, санаториев, туристических баз; создание современных горнолыжных трасс; повсеместное активное развитие в рекреационных зонах инфраструктуры услуг и развлечений[5].

В последние годы горнолыжные трассы Приэльбрусья, Красной поляны и Лагонаки является излюбленным местом отдыха любителей экстремальных видов спорта. Этому во многом способствуют проводимые различные чемпионаты и соревнования не только Российского масштаба, но и международного. Среди приоритетов развития республиканского туризма также находится продолжение реализации проектов по строительству канатных дорог на Эльбрус и на Чегет, освоение северного склона Эльбруса, создание комфортных условий для развития горнолыжного туризма и спорта в Кабардино-Балкарии, Адыгее и Краснодарском крае. В таких благоприятных условиях развития, горнолыжный туризм России сможет занять одно из первых мест среди мировых горнолыжных центров, что без сомнений будет важным для развития туризма и экономики страны.

Необходимо отметить, что дальнейшее развитие ГЛК сдержи­вается наличием ряда факторов. Среди них: несоответствие техни­ческого состояния оборудования горнолыжных комплексов и, в первую очередь, подъемников и канатных дорог, требованиям безопасности; большая доля коротких склонов в структуре протя­женности трасс (33 %), что свидетельствует об ориентации горно­лыжной индустрии на местного потребителя и расположении вбли­зи крупных городов (Москвы, Санкт-Петербурга, крупных городов Южного Урала и Сибири) в относительно неблагоприятных физи­ко-географических условиях; нехватка канатных дорог (всего в России 400 канатных дорог); слабое техническое оснащение ком­плексов специализированной техникой; недостаточная работа по продвижению национального горнолыжного туристского продукта на внутренних и зарубежных рынках; высокая стоимость услуг на горнолыжных курортах; простаивание ГЛК в летние периоды.

Указанные проблемы обуславливают низкую привлекатель­ность большинства отечественных ГЛК. В результате чего мно­гие российские туристы выбирают зарубежные курорты, которые представляют высокий уровень сервиса, обеспечивают безопас­ный отдых и комфортное обслуживание.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.85.115 (0.007 с.)