Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии
Похожие статьи вашей тематики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ»
Учебное пособие
Гета, М.Р. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы: учеб. пособие / М.Р. Гета, Е.А. Писаревская; НФИ КемГУ.- Новокузнецк, 2013.-121с.
Практикум
Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии
(занятия 1,2)
Вопросы:
- Понятие криминологии.
- Предмет и метод криминологии.
- Система криминологии.
- Криминология и другие науки.
- Задачи криминологии на современном этапе.
- Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности.
- Антропологические концепции причин преступности.
- Социологические концепции причин преступного поведения.
- Структурно-функциональный анализ в криминологии.
- Криминология в России в дореволюционный период и в 20-е –30-е годы ХХ века. Возрождение криминологии в 60-х годах ХХ в. и ее современное состояние в России.
Задания:
- Раскройте содержание термина «криминология» и понятие криминологии.
- Когда возникла криминология? Чем было вызвано формирование этой науки? Кто был первым автором книги под названием криминология?
- Раскройте содержание предмета криминологии. Назовите основные группы явлений, входящих в предмет криминологии. Какие дискуссии о предмете криминологии существуют? С чем это связано?
- Раскройте содержание понятие преступности и ее детерминант как основных частей предмета криминологии.
- Раскройте содержание личности преступника как составляющей предмета криминологии.
- Раскройте содержание предупреждения преступности как составляющей предмета криминологии.
- Входит ли проблема жертвы преступления в предмет криминологии?
- Охарактеризуйте методы криминологии.
- Какова система криминологии как науки и как учебной дисциплины (курса)? Раскройте содержание системы.
- Является ли обоснованным деление криминологии на Общую и Особенную часть? Является ли криминология на сегодняшний день чисто юридической наукой?
- Какие науки оказали влияние на становление криминологии? Какое место занимает криминология в системе наук?
- Какие задачи стоят перед криминологией на современном этапе? В заключается значение современной криминологии?
- Какие периоды выделяются в развитии криминологии как самостоятельной науки?
- В чем заключается сущность примитивно-рационалистической концепции причин преступности?
- Раскройте содержание антропологических концепций причин преступности. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследования Ч. Ломброзо и его последователей?
- Какие социологические концепции преступного поведения Вы знаете? Раскройте их содержание.
- Что понимается под структурно-функциональным анализом в криминологии?
- Каким образом происходило развитие криминологии в России в дореволюционный период?
- Охарактеризуйте состояние криминологических исследований в СССР 20-30-ые годы 20 века.
- Раскройте, каким образом криминология развивалась в СССР в 60-х годах 20 века.
- Охарактеризуйте современное состояние российской криминологии.
Тема 3. Преступность
(занятие 3)
Вопросы:
- Понятие преступности.
- Количественные признаки преступности.
- Качественные признаки преступности.
- Латентная преступность.
- География преступности.
- Развитие преступности в России во второй половине ХХ века и ее современная характеристика.
Задания:
- Что такое преступность? Выделите признаки преступности.
- Проведите сравнение понятий «преступление» и «преступность» (какие признаки у них общие, в чем заключается различие)?
- Когда возникла преступность? Была ли преступность в первобытной общине?
- Как Вы считаете, исчезнет ли преступность, если будут сняты все уголовные запреты? Может ли право порождать преступность? Является ли преступность вечным спутником человечества? Возможно ли при каких-то условиях общество без преступности?
- Основывается ли преступность на биологических пороках человека и человечества?
- Есть ли что-либо в природе человека, что мешает эффективной реализации механизмов правового регулирования общественных отношений (что-то такое, что не позволяет человеку стать вполне управляемым)?
- В «Литературной газете» была опубликована статья о главе крупной местной криминальной группировки, который помогал пенсионерам, поддерживал в районе правопорядок, оказывал финансовую помощь местной футбольной команде. Можно ли, по Вашему мнению, говорить о социальной полезности преступности?
- Французский ученый Э. Дюркгейм сформулировал положение о том, что преступность – полезное для общества явление. Есть ли, по Вашему мнению, хоть какие-то основания для такого суждения?
- Что в криминологии понимается под состоянием преступности?
- Что такое коэффициент преступности?
- Что такое динамика преступности?
- Что понимается под структурой преступности (преступников)?
- Раскройте содержание такого качественного показателя, как характер преступности.
- Что такое география преступности? Какова география преступности в России?
- Осуществите криминологическую характеристику преступности в современной России.
- В городе в течение года были зарегистрированы следующие преступления: убийства- 20; причинение тяжкого вреда здоровью –70; разбойные нападения – 40; автотранспортные преступления, повлекшие гибель людей –18; кражи –5. Проанализируйте эти данные. Сделайте выводы.
- Каким образом соотносятся между собой преступность и судимость?
- Что такое латентная преступность, каковы ее масштабы? Чем можно объяснить наличие латентной преступности в наших городах?
- Раскройте основные направления выявления латентной преступности в Великобритании и США. Какие из данных направлений, по Вашему мнению, могут быть актуальными для РФ?
Тема 10. Коррупционная преступность
(занятия 10)
Вопросы:
- Понятие коррупционной преступности.
- Виды коррупционных преступлений.
- Общая характеристика коррупционной преступности.
- Личность преступника и причины коррупционной преступности.
- Специальные меры борьбы с коррупционной преступностью.
Задания:
- Что следует понимать под коррупцией? Каково ее соотношение со взяточничеством, с организованной преступностью?
- Каково законодательное определение понятия «коррупция»? Проанализируйте его, выявите достоинство и недостатки.
- Какие виды гражданско-правовых коррупционных деликтов Вы знаете?
- Какие виды административных коррупционных проступков Вы знаете?
- Что понимается под коррупционной преступностью?
- На какие группы можно разделить коррупционные преступления?
- Дайте общую характеристику коррупционной преступности в РФ и в мире в современный период.
- Что понимается под индексом восприятия коррупции? Каково его значение в РФ?
- Охарактеризуйте структуру коррупции в РФ. Какие сферы государственного и муниципального управления, судебной системы наиболее коррумпированы?
- Что понимается под элитной коррупцией? Что составляет ядро коррупции?
- Что понимается под транснациональным взяточничеством? Какова степень его общественной опасности?
- Охарактеризуйте личность лиц, совершивших коррупционные преступления.
- Какие экономические детерминанты определяют коррупционную преступность?
- Каковы политические и организационные детерминанты коррупционной преступности?
- Назовите правовые детерминанты коррупционной преступности.
- Проанализируйте психологические детерминанты коррупционной преступности.
- Какие рекомендации по противодействию коррупции содержатся в Конвенции ООН против коррупции?
- Дайте характеристику специальных - правовых мер борьбы с коррупционной преступностью. Чем, по Вашему мнению, обусловливалось промедление в принятии антикоррупционного закона?
- Дайте характеристику специальных – организационных мер борьбы с коррупционной преступностью.
- Что такое антикоррупционная экспертиза? Назовите основания ее проведения.
- Какие, на ваш взгляд меры профилактики были бы эффективными для борьбы со взяточничеством в системе высшего образования?
Конспект лекций
Понятие криминологии.
Термин «криминология» происходит от латинского слова “crimen”- преступление и греческого “logos” – учение и означает в буквальном переводе «наука (учение) о преступлении». Однако в данном случае слово «преступление» употребляется в собирательном понятии, им обозначается не конкретное преступление, а преступление, как определенное явление. Точнее, в этом случае слово «преступление» равнозначно термину «преступность». Следовательно, криминология, как вытекает из значения слова, это наука о преступности.
Криминология является сравнительно молодой наукой. Хотя некоторые исследователи полагают, что это одна из наиболее древних наук, так как с образованием общества возникла преступность, ее общественная опасность побуждала людей исследовать, объяснять ее, изобретать меры борьбы с ней. Другие соотносят рождение криминологии с выходом в свет в 1764 году книги итальянского гуманиста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Однако, как самостоятельное научное направление, она оформилась во второй половине 19 века. Сам термин ввел в 1879 году антрополог Топинард. Первая научная работа с таким названием была издана в 80—х годах 19 века (1885 году) Р. Гарофало.
В целом криминологию можно определить как общетеоретическую, социально-правовую, комплексную науку о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней.
Криминологию необходимо рассматривать как социально-правовую науку.
Комплексность криминологии как науки проявляется в том, что предметом ее изучения является как преступность в целом, так и отдельные виды преступности (например, женская преступность).
При формировании понятия криминологии отдельные авторы различают криминологию как науку и как учебную дисциплину. В качестве учебной дисциплины в России криминология является неотъемлемым элементом обучения по специальности «юриспруденция».
Система криминологии
Система криминологии как науки и учебной дисциплины (курса) не совпадают.
Система учебной дисциплины (курса) криминологии предполагает освещение в наиболее удобном для изучения порядке отдельных проблем науки, система науки криминологии предполагает перечень и порядок рассмотрения проблем от наиболее общих, основополагающих до конкретных.
Криминология с момента ее восстановления в правах и выхода в свет первого отечественного учебника в 1996 году была разделена на Общую и Особенную часть, руководствуясь традицией, принятой в иных юридических науках, в которых система науки нередко совпадает с системой законодательства. Считается, что в Общую часть криминологии входят такие проблемы, как преступность, ее причины, личность преступника, предупреждение преступности, в Особенную часть – характеристика видов преступности и конкретных мер предупреждения преступности. Такое деление является достаточно условным.
Тема 3. Преступность
1.Понятие преступности и ее признаки.
2.Количественные характеристики преступности.
3.Качественные признаки преступности.
4.Латентная преступность.
5.География преступности в России.
6.Развитие преступности в России во второй половине ХХ века и ее современная характеристика.
Латентная преступность.
Латентная преступность – это часть преступности, внешне выраженная в совокупности преступлений, не вошедших в систему государственного статистического учета, характеризующаяся определенными особенностями возникновения и развития, социальным и уголовно-правовым характером, общественной опасностью, имеющая свои качественные и количественные, временные и пространственные границы.
Латентность преступности не следует смешивать с ее раскрываемостью. Латентная преступность – это такая, которая официально не зарегистрирована. Нераскрытые же преступления – это зарегистрированные преступления, виновные в которых не выявлены.
Различают объективно существующую (оставшуюся неизвестной правоохранительным органам) латентную преступность (скрытую, естественно-латентную) и латентную преступность, субъективно обусловленную, то есть скрываемую правоохранительными и контрольными органами от учета (искусственно-латентную).
В целом размер латентности, как правило, обратно пропорционален тяжести конкретных преступлений.
Причины латентности многообразны.
Искусственно-латентная преступность обладает большой степенью общественной опасности.
Для определения уровня латентности применяется ряд методов.
Основные направления предупреждения латентной преступности:
1. Улучшение системы статистического учета преступлений.
2. Повышение доверия населения к соответствующим органам.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ»
Учебное пособие
Гета, М.Р. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы: учеб. пособие / М.Р. Гета, Е.А. Писаревская; НФИ КемГУ.- Новокузнецк, 2013.-121с.
Практикум
Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии
(занятия 1,2)
Вопросы:
- Понятие криминологии.
- Предмет и метод криминологии.
- Система криминологии.
- Криминология и другие науки.
- Задачи криминологии на современном этапе.
- Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности.
- Антропологические концепции причин преступности.
- Социологические концепции причин преступного поведения.
- Структурно-функциональный анализ в криминологии.
- Криминология в России в дореволюционный период и в 20-е –30-е годы ХХ века. Возрождение криминологии в 60-х годах ХХ в. и ее современное состояние в России.
Задания:
- Раскройте содержание термина «криминология» и понятие криминологии.
- Когда возникла криминология? Чем было вызвано формирование этой науки? Кто был первым автором книги под названием криминология?
- Раскройте содержание предмета криминологии. Назовите основные группы явлений, входящих в предмет криминологии. Какие дискуссии о предмете криминологии существуют? С чем это связано?
- Раскройте содержание понятие преступности и ее детерминант как основных частей предмета криминологии.
- Раскройте содержание личности преступника как составляющей предмета криминологии.
- Раскройте содержание предупреждения преступности как составляющей предмета криминологии.
- Входит ли проблема жертвы преступления в предмет криминологии?
- Охарактеризуйте методы криминологии.
- Какова система криминологии как науки и как учебной дисциплины (курса)? Раскройте содержание системы.
- Является ли обоснованным деление криминологии на Общую и Особенную часть? Является ли криминология на сегодняшний день чисто юридической наукой?
- Какие науки оказали влияние на становление криминологии? Какое место занимает криминология в системе наук?
- Какие задачи стоят перед криминологией на современном этапе? В заключается значение современной криминологии?
- Какие периоды выделяются в развитии криминологии как самостоятельной науки?
- В чем заключается сущность примитивно-рационалистической концепции причин преступности?
- Раскройте содержание антропологических концепций причин преступности. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследования Ч. Ломброзо и его последователей?
- Какие социологические концепции преступного поведения Вы знаете? Раскройте их содержание.
- Что понимается под структурно-функциональным анализом в криминологии?
- Каким образом происходило развитие криминологии в России в дореволюционный период?
- Охарактеризуйте состояние криминологических исследований в СССР 20-30-ые годы 20 века.
- Раскройте, каким образом криминология развивалась в СССР в 60-х годах 20 века.
- Охарактеризуйте современное состояние российской криминологии.
Тема 3. Преступность
(занятие 3)
Вопросы:
- Понятие преступности.
- Количественные признаки преступности.
- Качественные признаки преступности.
- Латентная преступность.
- География преступности.
- Развитие преступности в России во второй половине ХХ века и ее современная характеристика.
Задания:
- Что такое преступность? Выделите признаки преступности.
- Проведите сравнение понятий «преступление» и «преступность» (какие признаки у них общие, в чем заключается различие)?
- Когда возникла преступность? Была ли преступность в первобытной общине?
- Как Вы считаете, исчезнет ли преступность, если будут сняты все уголовные запреты? Может ли право порождать преступность? Является ли преступность вечным спутником человечества? Возможно ли при каких-то условиях общество без преступности?
- Основывается ли преступность на биологических пороках человека и человечества?
- Есть ли что-либо в природе человека, что мешает эффективной реализации механизмов правового регулирования общественных отношений (что-то такое, что не позволяет человеку стать вполне управляемым)?
- В «Литературной газете» была опубликована статья о главе крупной местной криминальной группировки, который помогал пенсионерам, поддерживал в районе правопорядок, оказывал финансовую помощь местной футбольной команде. Можно ли, по Вашему мнению, говорить о социальной полезности преступности?
- Французский ученый Э. Дюркгейм сформулировал положение о том, что преступность – полезное для общества явление. Есть ли, по Вашему мнению, хоть какие-то основания для такого суждения?
- Что в криминологии понимается под состоянием преступности?
- Что такое коэффициент преступности?
- Что такое динамика преступности?
- Что понимается под структурой преступности (преступников)?
- Раскройте содержание такого качественного показателя, как характер преступности.
- Что такое география преступности? Какова география преступности в России?
- Осуществите криминологическую характеристику преступности в современной России.
- В городе в течение года были зарегистрированы следующие преступления: убийства- 20; причинение тяжкого вреда здоровью –70; разбойные нападения – 40; автотранспортные преступления, повлекшие гибель людей –18; кражи –5. Проанализируйте эти данные. Сделайте выводы.
- Каким образом соотносятся между собой преступность и судимость?
- Что такое латентная преступность, каковы ее масштабы? Чем можно объяснить наличие латентной преступности в наших городах?
- Раскройте основные направления выявления латентной преступности в Великобритании и США. Какие из данных направлений, по Вашему мнению, могут быть актуальными для РФ?
|