Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии

Поиск

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ»

Учебное пособие

Гета, М.Р. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы: учеб. пособие / М.Р. Гета, Е.А. Писаревская; НФИ КемГУ.- Новокузнецк, 2013.-121с.

Практикум

Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии

(занятия 1,2)

Вопросы:

  1. Понятие криминологии.
  2. Предмет и метод криминологии.
  3. Система криминологии.
  4. Криминология и другие науки.
  5. Задачи криминологии на современном этапе.
  6. Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности.
  7. Антропологические концепции причин преступности.
  8. Социологические концепции причин преступного поведения.
  9. Структурно-функциональный анализ в криминологии.
  10. Криминология в России в дореволюционный период и в 20-е –30-е годы ХХ века. Возрождение криминологии в 60-х годах ХХ в. и ее современное состояние в России.

 

Задания:

  1. Раскройте содержание термина «криминология» и понятие криминологии.
  2. Когда возникла криминология? Чем было вызвано формирование этой науки? Кто был первым автором книги под названием криминология?
  3. Раскройте содержание предмета криминологии. Назовите основные группы явлений, входящих в предмет криминологии. Какие дискуссии о предмете криминологии существуют? С чем это связано?
  4. Раскройте содержание понятие преступности и ее детерминант как основных частей предмета криминологии.
  5. Раскройте содержание личности преступника как составляющей предмета криминологии.
  6. Раскройте содержание предупреждения преступности как составляющей предмета криминологии.
  7. Входит ли проблема жертвы преступления в предмет криминологии?
  8. Охарактеризуйте методы криминологии.
  9. Какова система криминологии как науки и как учебной дисциплины (курса)? Раскройте содержание системы.
  10. Является ли обоснованным деление криминологии на Общую и Особенную часть? Является ли криминология на сегодняшний день чисто юридической наукой?
  11. Какие науки оказали влияние на становление криминологии? Какое место занимает криминология в системе наук?
  12. Какие задачи стоят перед криминологией на современном этапе? В заключается значение современной криминологии?
  13. Какие периоды выделяются в развитии криминологии как самостоятельной науки?
  14. В чем заключается сущность примитивно-рационалистической концепции причин преступности?
  15. Раскройте содержание антропологических концепций причин преступности. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследования Ч. Ломброзо и его последователей?
  16. Какие социологические концепции преступного поведения Вы знаете? Раскройте их содержание.
  17. Что понимается под структурно-функциональным анализом в криминологии?
  18. Каким образом происходило развитие криминологии в России в дореволюционный период?
  19. Охарактеризуйте состояние криминологических исследований в СССР 20-30-ые годы 20 века.
  20. Раскройте, каким образом криминология развивалась в СССР в 60-х годах 20 века.
  21. Охарактеризуйте современное состояние российской криминологии.

 

Тема 3. Преступность

(занятие 3)

Вопросы:

  1. Понятие преступности.
  2. Количественные признаки преступности.
  3. Качественные признаки преступности.
  4. Латентная преступность.
  5. География преступности.
  6. Развитие преступности в России во второй половине ХХ века и ее современная характеристика.

 

Задания:

  1. Что такое преступность? Выделите признаки преступности.
  2. Проведите сравнение понятий «преступление» и «преступность» (какие признаки у них общие, в чем заключается различие)?
  3. Когда возникла преступность? Была ли преступность в первобытной общине?
  4. Как Вы считаете, исчезнет ли преступность, если будут сняты все уголовные запреты? Может ли право порождать преступность? Является ли преступность вечным спутником человечества? Возможно ли при каких-то условиях общество без преступности?
  5. Основывается ли преступность на биологических пороках человека и человечества?
  6. Есть ли что-либо в природе человека, что мешает эффективной реализации механизмов правового регулирования общественных отношений (что-то такое, что не позволяет человеку стать вполне управляемым)?
  7. В «Литературной газете» была опубликована статья о главе крупной местной криминальной группировки, который помогал пенсионерам, поддерживал в районе правопорядок, оказывал финансовую помощь местной футбольной команде. Можно ли, по Вашему мнению, говорить о социальной полезности преступности?
  8. Французский ученый Э. Дюркгейм сформулировал положение о том, что преступность – полезное для общества явление. Есть ли, по Вашему мнению, хоть какие-то основания для такого суждения?
  9. Что в криминологии понимается под состоянием преступности?
  10. Что такое коэффициент преступности?
  11. Что такое динамика преступности?
  12. Что понимается под структурой преступности (преступников)?
  13. Раскройте содержание такого качественного показателя, как характер преступности.
  14. Что такое география преступности? Какова география преступности в России?
  15. Осуществите криминологическую характеристику преступности в современной России.
  16. В городе в течение года были зарегистрированы следующие преступления: убийства- 20; причинение тяжкого вреда здоровью –70; разбойные нападения – 40; автотранспортные преступления, повлекшие гибель людей –18; кражи –5. Проанализируйте эти данные. Сделайте выводы.
  17. Каким образом соотносятся между собой преступность и судимость?
  18. Что такое латентная преступность, каковы ее масштабы? Чем можно объяснить наличие латентной преступности в наших городах?
  19. Раскройте основные направления выявления латентной преступности в Великобритании и США. Какие из данных направлений, по Вашему мнению, могут быть актуальными для РФ?

 

Тема 10. Коррупционная преступность

(занятия 10)

 

Вопросы:

  1. Понятие коррупционной преступности.
  2. Виды коррупционных преступлений.
  3. Общая характеристика коррупционной преступности.
  4. Личность преступника и причины коррупционной преступности.
  5. Специальные меры борьбы с коррупционной преступностью.

 

Задания:

  1. Что следует понимать под коррупцией? Каково ее соотношение со взяточничеством, с организованной преступностью?
  2. Каково законодательное определение понятия «коррупция»? Проанализируйте его, выявите достоинство и недостатки.
  3. Какие виды гражданско-правовых коррупционных деликтов Вы знаете?
  4. Какие виды административных коррупционных проступков Вы знаете?
  5. Что понимается под коррупционной преступностью?
  6. На какие группы можно разделить коррупционные преступления?
  7. Дайте общую характеристику коррупционной преступности в РФ и в мире в современный период.
  8. Что понимается под индексом восприятия коррупции? Каково его значение в РФ?
  9. Охарактеризуйте структуру коррупции в РФ. Какие сферы государственного и муниципального управления, судебной системы наиболее коррумпированы?
  10. Что понимается под элитной коррупцией? Что составляет ядро коррупции?
  11. Что понимается под транснациональным взяточничеством? Какова степень его общественной опасности?
  12. Охарактеризуйте личность лиц, совершивших коррупционные преступления.
  13. Какие экономические детерминанты определяют коррупционную преступность?
  14. Каковы политические и организационные детерминанты коррупционной преступности?
  15. Назовите правовые детерминанты коррупционной преступности.
  16. Проанализируйте психологические детерминанты коррупционной преступности.
  17. Какие рекомендации по противодействию коррупции содержатся в Конвенции ООН против коррупции?
  18. Дайте характеристику специальных - правовых мер борьбы с коррупционной преступностью. Чем, по Вашему мнению, обусловливалось промедление в принятии антикоррупционного закона?
  19. Дайте характеристику специальных – организационных мер борьбы с коррупционной преступностью.
  20. Что такое антикоррупционная экспертиза? Назовите основания ее проведения.
  21. Какие, на ваш взгляд меры профилактики были бы эффективными для борьбы со взяточничеством в системе высшего образования?

 

Конспект лекций

 

Понятие криминологии.

Термин «криминология» происходит от латинского слова “crimen”- преступление и греческого “logos” – учение и означает в буквальном переводе «наука (учение) о преступлении». Однако в данном случае слово «преступление» употребляется в собирательном понятии, им обозначается не конкретное преступление, а преступление, как определенное явление. Точнее, в этом случае слово «преступление» равнозначно термину «преступность». Следовательно, криминология, как вытекает из значения слова, это наука о преступности.

Криминология является сравнительно молодой наукой. Хотя некоторые исследователи полагают, что это одна из наиболее древних наук, так как с образованием общества возникла преступность, ее общественная опасность побуждала людей исследовать, объяснять ее, изобретать меры борьбы с ней. Другие соотносят рождение криминологии с выходом в свет в 1764 году книги итальянского гуманиста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Однако, как самостоятельное научное направление, она оформилась во второй половине 19 века. Сам термин ввел в 1879 году антрополог Топинард. Первая научная работа с таким названием была издана в 80—х годах 19 века (1885 году) Р. Гарофало.

В целом криминологию можно определить как общетеоретическую, социально-правовую, комплексную науку о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней.

Криминологию необходимо рассматривать как социально-правовую науку.

Комплексность криминологии как науки проявляется в том, что предметом ее изучения является как преступность в целом, так и отдельные виды преступности (например, женская преступность).

При формировании понятия криминологии отдельные авторы различают криминологию как науку и как учебную дисциплину. В качестве учебной дисциплины в России криминология является неотъемлемым элементом обучения по специальности «юриспруденция».

 

Система криминологии

Система криминологии как науки и учебной дисциплины (курса) не совпадают.

Система учебной дисциплины (курса) криминологии предполагает освещение в наиболее удобном для изучения порядке отдельных проблем науки, система науки криминологии предполагает перечень и порядок рассмотрения проблем от наиболее общих, основополагающих до конкретных.

Криминология с момента ее восстановления в правах и выхода в свет первого отечественного учебника в 1996 году была разделена на Общую и Особенную часть, руководствуясь традицией, принятой в иных юридических науках, в которых система науки нередко совпадает с системой законодательства. Считается, что в Общую часть криминологии входят такие проблемы, как преступность, ее причины, личность преступника, предупреждение преступности, в Особенную часть – характеристика видов преступности и конкретных мер предупреждения преступности. Такое деление является достаточно условным.

 

Тема 3. Преступность

1.Понятие преступности и ее признаки.

2.Количественные характеристики преступности.

3.Качественные признаки преступности.

4.Латентная преступность.

5.География преступности в России.

6.Развитие преступности в России во второй половине ХХ века и ее современная характеристика.

 

Латентная преступность.

Латентная преступность – это часть преступности, внешне выраженная в совокупности преступлений, не вошедших в систему государственного статистического учета, характеризующаяся определенными особенностями возникновения и развития, социальным и уголовно-правовым характером, общественной опасностью, имеющая свои качественные и количественные, временные и пространственные границы.

Латентность преступности не следует смешивать с ее раскрываемостью. Латентная преступность – это такая, которая официально не зарегистрирована. Нераскрытые же преступления – это зарегистрированные преступления, виновные в которых не выявлены.

Различают объективно существующую (оставшуюся неизвестной правоохранительным органам) латентную преступность (скрытую, естественно-латентную) и латентную преступность, субъективно обусловленную, то есть скрываемую правоохранительными и контрольными органами от учета (искусственно-латентную).

В целом размер латентности, как правило, обратно пропорционален тяжести конкретных преступлений.

Причины латентности многообразны.

Искусственно-латентная преступность обладает большой степенью общественной опасности.

Для определения уровня латентности применяется ряд методов.

Основные направления предупреждения латентной преступности:

 

1. Улучшение системы статистического учета преступлений.

2. Повышение доверия населения к соответствующим органам.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ»

Учебное пособие

Гета, М.Р. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы: учеб. пособие / М.Р. Гета, Е.А. Писаревская; НФИ КемГУ.- Новокузнецк, 2013.-121с.

Практикум

Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии

(занятия 1,2)

Вопросы:

  1. Понятие криминологии.
  2. Предмет и метод криминологии.
  3. Система криминологии.
  4. Криминология и другие науки.
  5. Задачи криминологии на современном этапе.
  6. Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности.
  7. Антропологические концепции причин преступности.
  8. Социологические концепции причин преступного поведения.
  9. Структурно-функциональный анализ в криминологии.
  10. Криминология в России в дореволюционный период и в 20-е –30-е годы ХХ века. Возрождение криминологии в 60-х годах ХХ в. и ее современное состояние в России.

 

Задания:

  1. Раскройте содержание термина «криминология» и понятие криминологии.
  2. Когда возникла криминология? Чем было вызвано формирование этой науки? Кто был первым автором книги под названием криминология?
  3. Раскройте содержание предмета криминологии. Назовите основные группы явлений, входящих в предмет криминологии. Какие дискуссии о предмете криминологии существуют? С чем это связано?
  4. Раскройте содержание понятие преступности и ее детерминант как основных частей предмета криминологии.
  5. Раскройте содержание личности преступника как составляющей предмета криминологии.
  6. Раскройте содержание предупреждения преступности как составляющей предмета криминологии.
  7. Входит ли проблема жертвы преступления в предмет криминологии?
  8. Охарактеризуйте методы криминологии.
  9. Какова система криминологии как науки и как учебной дисциплины (курса)? Раскройте содержание системы.
  10. Является ли обоснованным деление криминологии на Общую и Особенную часть? Является ли криминология на сегодняшний день чисто юридической наукой?
  11. Какие науки оказали влияние на становление криминологии? Какое место занимает криминология в системе наук?
  12. Какие задачи стоят перед криминологией на современном этапе? В заключается значение современной криминологии?
  13. Какие периоды выделяются в развитии криминологии как самостоятельной науки?
  14. В чем заключается сущность примитивно-рационалистической концепции причин преступности?
  15. Раскройте содержание антропологических концепций причин преступности. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследования Ч. Ломброзо и его последователей?
  16. Какие социологические концепции преступного поведения Вы знаете? Раскройте их содержание.
  17. Что понимается под структурно-функциональным анализом в криминологии?
  18. Каким образом происходило развитие криминологии в России в дореволюционный период?
  19. Охарактеризуйте состояние криминологических исследований в СССР 20-30-ые годы 20 века.
  20. Раскройте, каким образом криминология развивалась в СССР в 60-х годах 20 века.
  21. Охарактеризуйте современное состояние российской криминологии.

 

Тема 3. Преступность

(занятие 3)

Вопросы:

  1. Понятие преступности.
  2. Количественные признаки преступности.
  3. Качественные признаки преступности.
  4. Латентная преступность.
  5. География преступности.
  6. Развитие преступности в России во второй половине ХХ века и ее современная характеристика.

 

Задания:

  1. Что такое преступность? Выделите признаки преступности.
  2. Проведите сравнение понятий «преступление» и «преступность» (какие признаки у них общие, в чем заключается различие)?
  3. Когда возникла преступность? Была ли преступность в первобытной общине?
  4. Как Вы считаете, исчезнет ли преступность, если будут сняты все уголовные запреты? Может ли право порождать преступность? Является ли преступность вечным спутником человечества? Возможно ли при каких-то условиях общество без преступности?
  5. Основывается ли преступность на биологических пороках человека и человечества?
  6. Есть ли что-либо в природе человека, что мешает эффективной реализации механизмов правового регулирования общественных отношений (что-то такое, что не позволяет человеку стать вполне управляемым)?
  7. В «Литературной газете» была опубликована статья о главе крупной местной криминальной группировки, который помогал пенсионерам, поддерживал в районе правопорядок, оказывал финансовую помощь местной футбольной команде. Можно ли, по Вашему мнению, говорить о социальной полезности преступности?
  8. Французский ученый Э. Дюркгейм сформулировал положение о том, что преступность – полезное для общества явление. Есть ли, по Вашему мнению, хоть какие-то основания для такого суждения?
  9. Что в криминологии понимается под состоянием преступности?
  10. Что такое коэффициент преступности?
  11. Что такое динамика преступности?
  12. Что понимается под структурой преступности (преступников)?
  13. Раскройте содержание такого качественного показателя, как характер преступности.
  14. Что такое география преступности? Какова география преступности в России?
  15. Осуществите криминологическую характеристику преступности в современной России.
  16. В городе в течение года были зарегистрированы следующие преступления: убийства- 20; причинение тяжкого вреда здоровью –70; разбойные нападения – 40; автотранспортные преступления, повлекшие гибель людей –18; кражи –5. Проанализируйте эти данные. Сделайте выводы.
  17. Каким образом соотносятся между собой преступность и судимость?
  18. Что такое латентная преступность, каковы ее масштабы? Чем можно объяснить наличие латентной преступности в наших городах?
  19. Раскройте основные направления выявления латентной преступности в Великобритании и США. Какие из данных направлений, по Вашему мнению, могут быть актуальными для РФ?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.65 (0.012 с.)