Динамика предприятий культуры, досуга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика предприятий культуры, досуга



В Российской Федерации начала 90-х годов


 

Таблица 4






Рост, %


 

Музеи


 


 


 


 


 


Профессиональные


театры







Национальные


природные парки






.52


 

В начале 90-х годов был открыт первый в России частный музей

«старца» Григория Распутина в селе Покровское, расположенном в

километре от Тюмени. Музей принадлежит семье Смирновых. Влади­

мир Смирнов является профессиональным историком. Они собирают

предметы, имевшие отношение к жизни и эпохе Распутина: раритет­

ные фотографии, личные вещи, среди которых венский стул, будто бы

обладающий необычными свойствами. С середины 90-х годов в Томске

действует музей под открытым небом «Томская писаница». Он был

открыт для демонстрирования главного, поистине уникального, экс­

поната — наскальной живописи, самой древней на территории России.

В Москве вскоре ожидается открытие для публики мемориального

музея-квартиры Павла Флоренского в Хамовниках. В Тамбове плани­

руется открыть музей Серого волка, в будущем — культурно-развле­

кательного комплекса. В качестве экспонатов будут представлены из­

делия народного промысла. Основную цель экспозиции организаторы

видят в дружбе между народами и в воссоздании доброжелательного

образа волка. Госкомпания «Росвооружение» перевела Михаилу Ка­

лашникову в Ижевск 1 млн рублей на строительство музея. Музей

следственного изолятора ИЗ-45/1 («Кресты», Петербург) принимает

экскурсионные группы по 10—15 человек в воскресные дни. Экскур­

сия проводится по внутреннему дворику, далее — в музей, имеющий

106-летнюю историю, и в тюремную камеру.

 

1. Какие насущные проблемы стоят перед музеями

и в чем вам видятся пути их разрешения?

2. Приведите примеры позитивного опыта, инновационной практики

в работе отечественных музеев.

3. Расскажите об одном из недавно организованных

российских музеев.

 

109
 


 

12. КРУПНЕЙШИЕ

МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ МИРА

 

 

12.1. Музей Лувр (Франция)

Сегодня Лувр может считаться самым большим и прославлен­

ным музеем мира. Его коллекции представляют исчерпывающую

панораму художественной культуры Европы. Музей насчитывает

225 галерей, в которых выставлено около 400 тыс. экспонатов. Лувр,

название которого не связано с его происхождением, появился в

1190 г. при короле Филиппе II Августе как замок-крепость на

о. Ситэ, что на Сене. Ряд исследователей выдвигают предположе­

ния о происхождении понятия «Лувр» с лат. luparia — «волчий лес»,

lupara — «охотничий домик», loewer — «замок». Назначение Лувра

в течение веков неоднократно менялось: охотничий домик, кре­

пость, замок, дворец, музей. В XIV в. Карл V превратил его в

королевскую резиденцию. Однако на полтора столетия Лувр был

покинут в результате Столетней войны.

При Франциске I в 1527 г. старое здание снесли, и по проекту

архитектора Пьера Леско в 1546 г. было возведено здание в стиле

Ренессанса, интерьер которого был украшен скульптурами Ж. Гу­

жона. В XVI столетии при Генрихе IV были отстроены Малая и

Большая галереи по проекту архитекторов Фелибера Делорма и

Жана Булана. В начале XVI в. в проектировании зданий Лувра

участвовали Бенвенутто Челинни, Леонардо да Винчи. В 1624 г.

под руководством архитектора Ж. Лемерсье был воздвигнут «Па­

вильон часов», симметричный зданию П. Леско. Л. Лево замкнул

Квадратный двор и оформил внутренние фасады. Из прежней

Малой галереи Л. Лево создал Галерею Аполлона, интерьеры

которых оформил Ш. Лебрен. Восточный фасад Лувра завершила

величественная колоннада, возведенная в 1667—1674 гг. по про­

екту архитектора К. Перро. В начале XVIII в. под руководством

Персье и Фонтэна было отстроено Северное крыло. В середине

XIX в. по проекту Л. Висконти и Э. Лефюэля были построены два

комплекса корпусов (Новый Лувр), замкнувших ансамбль с се­

вера и вдоль Большой галереи. В 1818 г. Люксембургская галерея

стала своеобразным филиалом музея. В 1871 г. Лувр постигло не­

счастье: сгорела часть его архитектурной композиции — дворец

Тюильри.

 

110


 

 

Инициаторами идеи открытия королевской коллекции для

публики были Лафон де Сен Иен и Дени Дидро, которому при­

надлежала статья «Лувр» в «Энциклопедии» J765 г. Их активным

сторонником в данном вопросе стал управляющий зданиями Лувра

маркиз де Мариньи. После Французской революции последовал

Декрет от 27 июля 1793 г., по которому надлежало основать Цен­

тральный музей искусств, что и было сделано 10 августа 1794 г.

Художественное достояние при отсутствии подходящих помеще­

ний было беспорядочно рассеяно по всему огромному зданию.

Однако экспозиции были открыты частично, да к тому же вре­

менно. Позже, благодаря щедрым дарам частных лиц, постоян­

ной политике приобретения и закупок, Лувр объединил королев­

скую коллекцию старого режима (подобно крупнейшим музеям

Флоренции, Мадрида, Вены) с терпеливо собранными в XIX—

XX вв. коллекциями (как музеи Берлина, Лондона, Нью-Йорка).

Преимуществом Лувра является его дворцовая архитектура, ко­

торая менялась с XVI по XIX в. и гармонично вписалась в городс­

кой пейзаж необыкновенной красоты. Комплекс зданий совре­

менного Лувра составляют как сооружения исторически сложив­

шейся, так и современной архитектуры. Залы во дворце Лувра

расположены либо анфиладой, либо вокруг нескольких внутрен­

них двориков. Фасады отделаны в классическом стиле, небольшая

часть интерьеров — в стиле экспонируемых произведений искус­

ства.

Самым старинным является зал Кариатид, где проходили це­

ремония королевского двора, праздновалась свадьба Марии Стю­

арт, здесь же Мольер показал одну из своих пьес. Открытие Еги­

петского зала относится к 1826 г., первым хранителем которого

стал Жан-Франсуа Шампольон, расшифровавший египетские

иероглифы. Сейчас собрание египетских древностей занимает 20 за­

лов, где размещено множество экспонатов: от колонн и заупо­

койных капелл до изящных ювелирных украшений. По количе­

ству залов с отделом Древнего Египта может соперничать только

отдел Древнего Востока, подлинным сокровищем которого явля­

ется монолит черного базальта с клинописными начертаниями

«Свода законов царя Хаммурапи». В отделе античного искусства

выставлена знаменитая Венера Милосская, найденная на остро­

ве Милос в 1820 г. К шедеврам мирового искусства по праву от­

носится статуя Ники, найденная на острове Самофракия в Эгей­

ском море, получившая название Ника Самофракийская. Жемчу­

 

111


 

жиной Лувра является всемирно известная картина Леонардо да

Винчи «Джоконда» («Мона Лиза»).

Из всех мировых коллекций собрание живописи Лувра счита­

ется самым полным. Оно берет начало с Картинной галереи Фран­

циска 1 в Фонтенбло. Приумножил ее Людовик XIV, по чьему

распоряжению была составлена опись 1709—1740 гт., которая на­

считывала 1500 картин. Пополнение коллекции осуществлялось

за счет: 1) конфискации церковного имущества; 2) конфискации

имущества эмигрантов после свержения монархии; 3) конфиска­

ций в ходе революции; 4) захватов в европейских и североафри­

канских странах при Наполеоне I.

Одна треть картин, хранящихся и выставляемых в Лувре, при­

надлежит французской школе живописи. На втором месте по чис­

ленности полотна мастеров итальянской школы. Богато представ­

лена и коллекция скульптур. Она расположена в хронологической

последовательности и занимает залы первого этажа крыла Рише­

лье вокруг дворов Марли, Пюже. Самыми крупными собрания­

ми, пополнившими коллекцию, стали скульптуры из монастыря

Петит Огюстен и музея французских памятников, упраздненного

в 1817 г. Предметы прикладного искусства перешли в Лувр из

королевских коллекций, сокровищницы аббатства Сен-Дени и

национального музея мебели в 1901 г. Особенностью музея Лувр

можно считать невоссозданность подавляющего большинства ста­

ринных интерьеров, в отличие от музея Эрмитаж, где выставле­

ны музейные экспонаты.

С 1931г. в музее проходит реорганизация помещений, со­

провождающаяся их реконструкцией. Нынешний облик Лувра —

результат реконструкции, проводившейся все послевоенные

годы. Административное управление Большого Лувра, утверж­

денное декретом от 2 ноября 1983 г., планировало завершить

работы к 2000 г. Грандиозный проект охватывает реконструк­

цию всех выставочных помещений между готической церковью

Сен-Жермен л’Оксеруа и площадью Согласия, включая музей

декоративного искусства, сады Тюильри, Жё де Пом и Оран-

жери. Художественное достояние Лувра в прошлом, при отсут­

ствии подходящего помещения, было беспорядочно рассеяно

по всему огромному зданию. Работы, проведенные в последние

годы, позволили восстановить более 30 тыс. квадратных метров

выставочных площадей. В 1968 г. в Лувре был открыт павильон

Флоры.

 

112


 

В сентябре 1981 г. по решению президента Республики Фран­

суа Миттерана музею были отданы помещения Министерства

финансов. С 1983 г. посетители получили возможность осмотра сред­

невековых стен Лувра высотой 32 метра. Они были включены в

музейные маршруты как свидетельство древней истории музея. В

центре двора Наполеона в 1989 г. завершилось сооружение уни­

кальной пирамиды из стекла и металла, ставшей центральным

входом в музей. Ее спроектировал американский архитектор ки­

тайского происхождения Иео Минг Пей при участии Мишеля

Макари и Жак-Мишеля Вильмота, поэтому она получила назва­

ние пирамида Пея. Дорожки прилегающего к музейному комп­

лексу старинного сада Тюильри засыпаны белой мелкой галькой,

как когда-то. Скульптурные шедевры под открытым небом и внут­

ренние дворики были покрыты застекленными крышами. По вин­

товой лестнице из пирамиды попадаешь в большой вестибюль

Лувра, а оттуда — в музейную экспозицию — павильоны Денон

(греческие, этрусские, римские древности; итальянская и испан­

ская школы живописи; французское искусство XIX в.), Ришелье

 

113
 


 

 

(искусство Древнего Востока; средневековая живопись, скульп­

тура, прикладное искусство), Сюлли (европейская живопись

XVII—XVIII вв.).

К 200-летию создания музея Лувр 18 ноября 1993 г. открылось

крыло Ришелье, что ознаменовало победу музея над дворцом. Сейчас

площадь музея составляет 30 тыс. квадратных метров, насчитывается

178 залов на трех уровнях, связанных эскалатором. Современные тех­

нические конструкции и оборудование, новейшие компьютерные

технологии позволили стать музею одним из самых оснащенных в

музейной практике. Теперь экспозиции Лувра строятся по хронологи­

ческому принципу и национальным школам, однако крупные част­

ные собрания, пожертвованные музею, представлены отдельно.

В 1992 г. картины французских художников-импрессионисгов из Же

де Пом были переданы музею д’Орсе. Музей импрессионизма адми­

нистративно подчинен Лувру, к которому также относится Оранжери —

выставочное помещение и экспозиция серии панно.

 

1. Назовите основные этапы формирования и развития музея Лувр.

2. Кто из архитекторов и живописцев внес вклад

в строительство и декорирование музейного комплекса?

3. Какие изменения претерпел музей в 80—90-е годы XX в.?

 

 

12.2. Музей д’Орсе (Франция)

В точном хронологическом порядке музей д’Орсе знакомит

посетителей с широкой панорамой творчества французских ху­

дожников: произведениями живописи, скульптуры, декоратив-

но-прикладного искусства, архитектуры.

На левом берегу Сены в 1700—1708 гг. по инициативе Шарля

д’Орсе, владельца земли, начались работы по регулированию русла

реки для интенсификации судоходства. При Наполеоне Бонапар­

те началось строительство дворца д’Орсе по проекту Жака Шарля

Боннара и Жака Лакорна. С тех пор здание сменило многих вла­

дельцев и выполняло различные функции: в нем располагалось

министерство иностранных дел, с 1842 г. — министерство госу­

дарственного контроля. В 1844—1848 гг. была произведена отделка

интерьеров. Автором аллегорических фресок был художник Тео­

дор Шассерио. Главным элементом новизны стало использование

 

114
 


 

лучших для того времени огнестойких материалов. Однако в ре­

зультате пожара 1871 г. сгорели крыша, перекрытия и отделка.

Многие годы здание оставалось в руинах. Государственные чи­

новники стояли перед дилеммой: реставрировать здание или сне­

сти. Появилась даже идея о создании во дворце д’Орсе музея де­

коративного искусства. Началом ее воплощения стал заказ Огюс­

ту Родену проекта «Врат ада». Впрочем, музейным прожектам

второй половины XIX в. не суждено было реализоваться. 29 ноября

1897 г. последовал декрет о строительстве новой линии Орлеанс­

кой железнодорожной компанией. Был объявлен конкурс на про­

ект станции с гостиницей, в котором одержал победу проект

Виктора Лалу. Строительство велось два года. Вокзал д’Орсе был

открыт 14 июля 1900 г. по случаю Всемирной выставки, проходив­

шей в Париже. Здание выстроили из стекла, металлических кон­

струкций, бетона с использованием серийных элементов и но­

вейших технологий конца XIX в. Вокзал д’Орсе сделался печаль­

но знаменитым во время Второй мировой войны: сюда нацисты

свозили заключенных. После окончания войны здание использо­

валось в качестве тира, театра Мадлен Рено и Жана Луи Барро. В

нем проходили съемки кинофильмов Орсона Уэллиса «Процесс»

по роману Ф. Кафки (1962 г.) и Бернардо Бертолуччи «Конфор­

мист» по роману А. Моравиа (1972 г.). В 60-е годы вновь встал

вопрос о том, как использовать здание. Было предложено исполь­

зовать его под культурно-спортивный комплекс международного

класса. В 1973 г. министерство культуры совместно с Верховной

комиссией по историческим памятникам приняли решение о

включении дворца д’Орсе в список объектов, находящихся под

государственной опекой.

В 1975 г. в бытность правительства Ж. Помпиду Управление

музеев начало работать над новым проектом: размещение во дворце

коллекций произведений искусства от импрессионистов до фо-

вистов: было заявлено о создании музея XX в. Планировалось пред­

ставить в экспозиции полотна художников Западной Европы, что

позволило бы сравнить творческие достижения мастеров разных

стран и школ и оценить роль Франции в культуре Старого Света.

В 1978 г. Общественное управление музея д’Орсе объявило между­

народный конкурс на проект перестройки вокзала. В июне 1979 г.

был выбран проект, предложенный студией «А.С.Т.» (Рено Бар-

дон, Пьера Кобок, Жан-Поль Филиппом), которым предусмат­

ривалась архитектурная перестройка здания и выполнение музе-


 

8*


 

115


 

ографических работ. Для экспонирования пестрых по содержа­

нию коллекций была важна рациональная организация выста­

вочного пространства, поэтому в мае 1980 г. последовал еще

один конкурс на устройство и оформление нового музейного

хранилища. Из четырех заявленных был выбран проект милан­

ского архитектора Гая Ауленти. Его идея состояла в том, чтобы

создать отдельные павильоны, каждый из которых отличался

бы собственным неподражаемым обликом. Удалось достигнуть

оптимального воплощения замысла за счет того, что новые пе­

регородки не диссонировали с оригинальной структурой ста­

рого здания. На восстановление д’Орсе в качестве музея потре­

бовалось 1,36 млрд франков. Торжественное открытие состоя­

лось 9 декабря 1986 г. в присутствии президента Республики

Франсуа Миттерана.

Сейчас музейные коллекции насчитывают свыше 4 тыс. про­

изведений искусства, из них 2,5 тыс. экспонатов было передано из

Лувра, Жё де Пом, среди прочих — собрания Кагановича, Моллара.

В музей были перемещены полотна художников, родившихся не

позднее 1870 г., а в Центр национального искусства им. Жоржа

Помпиду (Бобур), ставший естественным продолжением музея

д’Орсе, помещены живописные творения художников, родивших­

ся после 1870 г.

Музей д’Орсе выставляет собрание скульптур 1850—1870-х годов.

Жана Батиста Карло, скульптуры Огюста Ренуара, Аристида

Майоля. В музее размещена коллекция полотен импрессионистов,

собранная меценатом и художником Этьеном Моро-Нелатоном,

коллекция Эдуарда Моллара, страстного почитателя творчества

К. Писсаро и А. Сислея. Три зала отведено под секцию фотогра­

фии. Средний этаж занимает секция декоративного искусства вре­

мен Третьей республики, зал символизма, зал модерна, в кото­

ром демонстрируются стулья, решетки, двери, декоративное офор­

мление из французских городов, а также Вены и Глазго, зал

живописи XX в., где представлено творчество фовистов — Анри

Матисса, Анри Руссо. Верхний этаж целиком отведен под экспо­

зицию произведений искусства конца XIX в. от импрессионистов

до постимпрессионистов (Винсент ван Гог, Поль Гоген, Поль Се­

занн). Здесь же разместились три зала с коллекциями Антонина

Пероннаса и доктора Поля Гоше, врача и мецената В. ван Гога.

Завершает экспозицию зал прессы с газетно-журнальными ил­

люстрациями.

 

116


 

1. Проследите этапы и вехи становления д’Орсе как музея.

2. Шедевры каких французских мастеров

хранятся и экспонируются в музее?

3. В чем состоит специфика музея д’Орсе как картинной галереи?

 

12.3. Британский национальный музей

(Великобритания)

Крупнейшим в Великобритании по праву считается Британс­

кий музей. Главное здание музея находится в центральном районе

Лондона Блумсбери; общая площадь составляет 8,7 гектаров. В 1988 г.

его посетило 4 396 138 человек. Число экспонатов — 6,5 млн. Бри­

танский музей претерпел эволюцию от беспорядочного собрания

древностей к музейной коллекции современного типа.

Британский музей принадлежит к старейшим музеям мира. Он

был учрежден декретом парламента. Датой основания считается

11 декабря 1753 г. Начало музейному собранию было положено

частным лицом, сэром Гансом Слоуном, у которого парламент

выкупил научную коллекцию за 20 тыс. фунтов стерлингов. Спус­

тя некоторое время к ней присоединили приобретенную коллек­

цию рукописей Гарлея и библиотеку сэра Джеймса Коттона. Кол­

лекции, ставшие основой музейного собрания, покупались не на

государственные деньги, а на доходы от национальной лотереи.

Лотерейный фонд составил 300 тыс. фунтов стерлингов. Британс­

кий национальный музей является первым, получившим одно­

временно статус государственного и национального музея. Для

размещения коллекций был приобретен и переоборудован вели­

колепный дом лорда Галифакса — Монтегю-хаус в Блумсбери.

Для публики музей открыл свои двери в 1759 г. Для посещения

отводились первые четыре дня недели. Желающим ознакомиться

с экспозицией разрешалось проходить группами по 15 человек.

В 1814—1815 гг. парламентом специально для музея были при­

обретены шедевры пластического искусства, выполненные под

руководством Фидия. Эта коллекция обеспечила Британскому

музею международное признание и репутацию одного из лучших

собраний античных древностей. Новое здание Британского музея

строилось в 1823—1847 гг. по проекту Роберта Смайка. Оно предус­

матривало помещения для библиотеки и читальных залов. В 1827 г.

 

117
 


 

был открыт отдел ботаники. В 1845 г. естественноисторические кол­

лекции были переведены в новое здание на Кромвельской улице

в Кенсингтоне. Естественноисторический отдел Британского му­

зея хранит богатейшие зоологические, ботанические, минерало­

гические и геологические коллекции. В начале XIX в. ценитель ис­

кусства лорд Эльджин велел снять с фронтонов Парфенона про­

славленные скульптуры Фидия и продал их в 1816 г. Британскому

музею, где они хранятся и поныне.

Со временем собрание музея пополнилось частными коллек­

циями, среди которых книжные: лорда Гамильтона, Чарльза Бер­

ни Младшего, а также другие коллекции, завещанные музею

Робертом и Эдвардом Харли, Элгином, У. Тёрнером. Последнее

собрание включает 20 тыс. акварелей и графики самого автора.

Гордость музея составляют 150 тыс. клинописных табличек Шуме-

ро-Аккада, собрание банкнот, коллекция автографов знамени­

тых людей, коллекции керамики, монет, медалей. Здесь хранится

легендарный Розеттский камень (II в. до н.э.), обнаруженный

в 1799 г. Изучение надписей на трех языках позволило французс­

кому египтологу Ж.-Ф. Шампольону в 1822 г. положить начало

дешифровки древнеегипетских надписей. В Галикарнасском зале

выставлены 17 фрагментов фриза Мавзолея, считающегося од­

ним из чудес света древнего мира. Здесь же величественно возвы­

шаются статуи царя Мавсола и его супруги Артемисии.

Сейчас музей включает 30 отделов, среди которых — отдел

парламентской культуры, славянской истории и культуры. Экс­

понаты выставлены в 94 галереях общей протяженностью 4 кило­

метра. Ежегодный прирост составляет 1 млн предметов хранения.

Описи насчитывают 25 тыс. томов.

Неоценимую поддержку музею оказывает Совет попечителей.

Пожалуй, главная особенность Британского национального музея

состоит в его универсальности. Каждый, посетивший его, обнару­

жит интересующий его экспонат, книгу, реликвию. И при всей

универсальности в музее нет своей картинной галереи. Музей име­

ет большое количество жертвователей, чьи имена заносятся на

Почетную доску или в чью честь выпускаются медали Почетного

Благотворителя. Деятельности Британского музея содействует спе­

циальная организация — British Museum Society, целью которой

является сохранение величайших произведений искусства и науки

для потомков. Оно выпускает свой журнал, организовывает специ­

альные программы с лекциями в учебные дни для всех желающих.

 

118


 

1. Почему Британский музей принадлежит к старейшим

и богатейшим музеям мира?

2. Назовите имена коллекционеров, пополнивших своими дарами

собрание музея, а также знаменитые коллекции и экспонаты.

3. В чем по-вашему состоит специфика Британского музея?

 

12.4. Дрезденская картинная галерея (ФРГ)

Дрезденская картинная галерея считается галереей старых ма­

стеров. Она расположена в восточном крыле дворцового ансамбля

саксонских курфюрстов Цвингере (в переводе с немецкого «цвин-

гер» — «медвежатник»). Дрезден был основан в 1216 г., а картин­

ная галерея курфюрстов — в 1560 г. Здание для галереи воздвига­

лось в 1847—1854 гг. по проекту архитектора К.Х. Хенкеля при

участии Г. Земпера. 1772 год памятен для Дрезденской галереи

пополнением коллекций «сокровищами зеленого свода»: издели­

ями из слоновой кости, драгоценными камнями. В 1828 г. музей

стал общедоступным. Галерея новых мастеров расположена в от­

дельном здании — Альбертинуме. Обе картинные галереи старых и

новых мастеров входят в состав Дрезденской картинной галереи.

В апреле-мае 1945 г. в ходе массированной англо-американской

авиационной бомбардировки сгорело 197 полотен. Незадолго до

капитуляции картины были спрятаны немцами в заброшенных

штольнях и шахтах, в результате чего многие произведения ис­

кусства получили серьезные повреждения. В 1955 г. 1240 картин,

спасенных советскими солдатами и позже отреставрированных,

были переданы Германии (ГДР). В 1956 г. полотна вновь были вы­

ставлены в восстановленном здании галереи. Шедевры музейной

коллекции: Джорджоне «Спящая Венера», Рафаэль «Сикстинс­

кая мадонна», коллекция малых голландцев, собрание полотен

итальянского треченто (конец XV—начало XVI в.). В Цвингере хра­

нится картина А. Дюрера «Портрет молодого человека».

 

1. Назовите основные вехи развития Дрезденской

картинной галереи.

2. Какие испытания претерпели музейные коллекции

в 30—40-е годы XX в.?

3. Перечислите шедевры Дрезденской картинной галереи.

 

 

119
 
 


 

13. МУЗЕЙНЫЕ ТЕРМИНЫ

В 1986 г. ИКОМ опубликовал перечень специальных терминов

музейного мира с переводом на двадцать языков.

Термины, связанные с комплексными социологическими и психо­


логическими исследованиями:


музейная аудитория; социально-де-


мографический состав посетителей; восприятие экспозиции; ин­

струментарий социологического исследования в музее; музейная

психология.

Новые термины, информационный потенциал музейного пред­

мета, система экспозиций, музейная коммуникация. За каждым

из них стоит объективная тенденция развития музейного дела,

целое направление научно-практической деятельности.

Ансамбль мемориальный — архитектурный художественный ком­

плекс, воздвигнутый в честь павших героев, выдающихся деяте­

лей и событий. Объединяет в архитектурно организованном про­

странстве сооружения, монументальную скульптуру и живопись,

надписи, звуковые и световые образы. Примерами могут служить

Марсово поле в Петербурге, Ленинский мемориал в Ульяновске,

памятник воинам Советской Армии в Волгограде, Бресте (Бело­

руссия), памятник жертвам фашизма в Хатыни (Белоруссия),

Саласпилсе (Латвия), Бухенвальде (Германия), Мостаре (Босния).

Атрибуция — выявление основных присущих предмету при­

знаков, определяющих название, назначение, материал, технику

изготовления, авторство, хронологию и географию создания и

бытования предмета.

Аттрактивностъ музейного предмета — одно из общих свойств

музейного предмета, его способность привлекать внимание посе­

тителя в процессе музейной коммуникации. Аттрактивность свя­

зана с внешними особенностями (форма, размер, цвет), с худо­

жественной, мемориальной, исторической ценностью.

Аудитория музейная — совокупность посетителей музея. Выде­

ляют различные типы (категории) музейной аудитории на осно­

ве социально-демографических характеристик (социальная, про­

фессиональная принадлежность, пол, возраст, образовательный

уровень, место жительства), социально-психологических харак­

теристик (жизненные установки, нормы, ценности, ожидания),

на основе общепсихологических характеристик (особенности мо-

гивационно-эмоциональной сферы, внимания, памяти, мышле­

ния). Разные типы музейной аудитории характеризуются различ­


 

 

ным восприятием экспозиции. Исходя из этого необходимо при­

менение дифференциального подхода к различным типам музей­

ной аудитории: знатокам, профессионалам, эстетам и демокра­

тизированной публике.

Выставка музейная — временная музейная экспозиция, по­

священная определенной теме и построенная на музейных мате­

риалах.

Инсталяция — прием художественной экспозиции, благодаря

которому произведение искусства или их совокупность активно

распространяется в пространстве, уподобляясь развитой сцени­

ческой конструкции, занимающей целые залы. Является техни­

ческим принципом экспозиции в отличие от инвайронмента,

представляющего особый вид искусства.

Каталог музейного фонда, государственный — учетный документ,

содержащий основные сведения о каждом музейном предмете и

каждой музейной коллекции, включенной в состав музейного

фонда РФ. Ведение государственного каталога музейного фонда

РФ осуществляется федеральным органом исполнительной влас­

ти, на который возложено государственное регулирование в об­

ласти культуры.

Консервация — сохранение музейных предметов посредством

создания определенного режима хранения, тормозящего процес­

сы их естественного старения, а также путем активного пресече­

ния разрушительных процессов с последующим укреплением пред­

метов.

Материал научно-вспомогательный — совокупность входящих

в фонд предметов, не обладающих свойствами музейного пред­

мета, но помогающих его изучению и экспонированию. К науч­

но-вспомогательному материалу относятся воспроизведения (ко­

пии, муляжи), макеты, слепки, реконструкции, карты, планы,

схемы, чертежи, макро- и микроснимки.

Памятник музеефицированный — памятник, обладавший худо­

жественный ценностью до музеефикации или выявленной худо­

жественной ценностью в результате музеефицирования. Часто

именно он становится центром музейно-художественных коллек­

ций, являясь вместе с тем самостоятельной музейной ценностью.

Музеефицированный памятник тесно связан с городским или

иным окружением, с природной средой.

Наследие национальное — совокупность культурных центров,

памятников архитектуры, составляющих общее достояние наро­

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.379 с.)