Собрание законодательства Российской Федерации. № 52. 1998. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собрание законодательства Российской Федерации. № 52. 1998.



Официальное издание

Федеральный закон

О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в ре­

зультате Второй мировой войны и находящихся на территории

РФ (№ 16. Ст. 1799).

Указы Президента РФ:

Включение отдельных объектов в Государственный свод особо

ценных объектов культурного наследия народов РФ (№ 3. Ст. № 315;

№51. Ст. 6277).

Постановления Правительства РФ:

Положение о музейном фонде РФ, о Государственном ката­

логе музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музе­

ев в РФ (№ 8. Ст. 949).

Распоряжения Правительства РФ:

1. Передача Всероссийскому музею А.С. Пушкина в опера­

тивное управление строения 18 в. «Дом-усадьба Г.Р. Державина»

(С.-Петербург) (№ 10. Ст. 1217).

2. Государственный историко-архивный и этнографический

музей-заповедник «Кижи» (№ 45. Ст. 5566).

 

1. Проследите основные тенденции развития музейного дела

в 20 — 80-е годы XX в.

2. Проанализируйте статистические данные количества музеев

по типам и профилям, динамику посещений и сделайте выводы.

3. Назовите официальные документы,

регулирующие деятельность советских и российских музеев.

 

105
 


 

 

11.5. Современность российских музеев

В конце 80-х годов под охраной государства находилось более

54 млн музейных предметов, а также 150 тыс. памятников исто­

рии, искусства, архитектуры. В России на сегодняшний день на­

считывается около 3 тыс. музеев, из них 1700 — государственные.

Условия работы и бытования большинства отечественных музеев

не отвечают современным требованиям в сфере материально-тех­

нической обеспеченности и оснащенности. Музейное дело дер­

жится, главным образом, на энтузиастах. Зачастую музейные со­

кровища пребывают в плачевном состоянии, если они находятся

не в столичных музеях и не на активно посещаемых туристских

тропах. В отчете Министерства культуры РФ за 1993 г. в разделе

«Музейное дело» были подытожены результаты работы музеев:

1. Недостаток финансирования и его централизованный ха­

рактер затрудняет приобретения музеями экспонатов, главного

источника поступления уникальных произведений.

2. Актуализировались проблемы передачи зданий музеев и му­

зейных ценностей русской православной церкви, другим религи­

озным конфессиям, что может привести к закрытию крупнейших

музеев России, расположенных в культовых зданиях.

3. Требует скорейшего разрешения вопрос компьютеризации

учета музейных фондов, создания компьютерной музейной сети

в масштабе страны.

4. Активизировалось взаимодействие музеев с внутрироссийс-

ким антикварно-художественным рынком — приобретение экс­

понатов с аукционов, участие музейных специалистов в экспер­

тизах.

5. Интенсифицировались международные связи, в частности,

с Советом Европы и ИКОМ.

6. Необходимо создание законодательной базы в области ох­

раны культурного наследия на основе предложений комиссии по

охране культурного наследия РФ.

7. Требует законодательного регулирования лицензирование

деятельности по реставрации памятников.

Российский научно-исследовательский институт культурного

и природного наследия совместно с управлением по делам музе­

ев Министерства культуры РФ в 1997 г. провели социологическое

исследование на предмет выявления проблем в области консер­

вации и реставрации музейных фондов. Анкета содержала 49 пун­

ктов. Опрошены были сотрудники 412 российских музеев, что

 

106


 

составляет около четверти общего числа музеев. Ответы на анкету

пришли из 106 музеев (15% от общего числа). После обработки

анкетных данных были подведены итоги:

1. Экологическая ситуация (температурно-влажностный, све­

товой, санитарно-гигиенический режим) беспокоит 75% всех

музеев страны.

2. Основные реставрационные проблемы состоят в реставра­

ции мебели, масляной живописи, предметов прикладного искус­

ства, произведений из металла, темперной живописи, книжного

фонда, фотографий, фресок.

3. Главные проблемы российских музеев на сегодняшний день:

— организация целевого туризма;

— определение границ и прав на землю;

— проведение экологического обследования территории;

— организация службы экологического мониторинга.

Собственную концепцию развития имеет 29% российских му­

зеев, бизнес-планы — 8%. Несмотря на сложную для учреждений

культуры ситуацию, музеи видят свои важнейшие цели в том,

чтобы сохранить имеющиеся ценности и коллективы, т.е. выжить

в современных условиях. Перспективное видение любого музея и

осмысление его собственной роли должно учитывать информа­

цию широкого масштаба, как в пределах региона, так и России.

Особенно важно в качестве основы иметь программу развития

музейной отрасли в целом, что позволяет разработать реалисти­

ческую концепцию отдельного музея.

Подвижник музейного дела Василий Алексеевич Пушкарев в

1951 г. возглавил Государственный Русский музей, до 1978 г. оста­

вался его директором. Его стараниями в музее была собрана уни­

кальная коллекция произведений советских художников 20—60-х

годов, насчитывающая свыше 12 тыс. живописных полотен, скуль­

птур, графических листов. Под руководством В.А. Пушкарева Рус­

ский музей превратился в один из крупнейших культурных цент­

ров страны. В период его работы постоянная экспозиция занимала

в музее 164 зала в отличие от 26 залов в начале 90-х годов. Ежегод­

но в музее проходило до 20 временных выставок, посвященных

тому или иному периоду в истории русского искусства. Важным

событием в жизни страны стала выставка работ К.С. Петрова-

Водкина 1965 г., создание и организация которой были сопряже­

ны с немалыми трудностями. Современные экспозиции Русского

музея расположены в четырех зданиях: Михайловском дворце,

 

107


 

 

Мраморном дворце, Строгановском дворце, Инженерном замке.

В 1998 г. Русский музей торжественно отмечал 100-летний юбилей.

Первые социологические исследования посетителей в россий­

ской музейной практике были проведены в Государственном му­

зее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в 1968 г. И только

в 1980 г. в штате сотрудников музея начали работу профессиональ­

ные социологи по оценочным исследованиям музейных просвети­

тельных программ, разработанных с учетом уровня информатив­

ности и визуальной грамотности конкретной аудитории. Материа­

лы исследования дают основания для стратегического планирования

музейных программ в области современного искусства.

Особая роль в строительстве музейных сооружений принадлежит

АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. Институт спроектировал здания

музеев в Ульяновске, Самаре, краеведческие музеи в Омске, Благо­

вещенске, художественные музеи в Архангельске, Ижевске, Тамбо­

ве. Новые здания музеев в Днепропетровске, Волгограде, Вятке ста­

ли символами этих городов. За годы деятельности Центра академика

И.Э. Грабаря (1918—1998) благодаря экспедициям, реставрацион­

ным и консервационным работам спасено, восстановлено и переда­

но российским музеям более 500 тыс. музейных предметов.

В годы Великой Отечественной войны были разрушены двор­

цы Павловска, Пушкина, Петродворца, памятники Смоленска,

Пскова, Новгорода. Долгое время продолжалось восстановление

дворцов-музеев в пригородах Петербурга. Из 180 тыс. экспонатов,

находящихся в музеях и дворцах Петергофа, Царского Села, Пав­

ловска и других пригородов Петербурга, гитлеровцами было по­

хищено и безвозвратно утрачено 116 346. В 1974 г. в списке взятых

под государственную охрану памятников было 350, в 1978 г. —

более 6500. Сейчас директором Екатерининского дворца-музея в

Царском Селе является Роман Саутов, который курирует рестав­

рационные работы. 4 тонны янтаря пошло на восстановление Ян­

тарной комнаты. На начало 2000 г. проведено 60% работ от общего

объема. Компания Рургаз пожертвовала 150 тыс. долл. на восста­

новление Янтарной комнаты. 28 апреля 2000 г. из Германии в Рос­

сию доставлен фрагмент Янтарной комнаты — мозаика «Обоня­

ние, осязание», а также комод, вывезенный некогда из Янтар­

ной комнаты Екатерининского дворца. В обмен российская сторона

передала Германии 101 рисунок и акварель кисти Гойи, А.Дюре-

ра. Такой обмен художественными ценностями является ярким

примером реституции.

 

108


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.024 с.)