Безработица, ее типы. Измерение безработицы. Экономические издержки безработицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безработица, ее типы. Измерение безработицы. Экономические издержки безработицы



Безработица – экономическое состояние, которое характеризуется тем, что часть взрослого трудоспособного населения не имеет работы и находится в ее поисках.

Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

 

Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения. Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения.

Выделяют три основных типа безработицы: циклическая, фрикционная, структурная.

Издержки безработицы:

§ недополученный выпуск продукции — отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);

§ сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;

§ прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;

§ рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т. д.

 


20. Инфляция, ее формы. Социально-экономические последствия инфляции.
Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической. Экономическая теория, анализируя внешнюю и внутренние причины инфляции, выделила две альтернативные формы: инфляция спроса и инфляция издержек (предложения).

Начнем с рассмотрения инфляции спроса. В какой-то момент своего развития экономика может тратить больше, чем она способна произвести, т.е. она будет стремиться к точке, находящейся за пределами ее кривой производственных возможностей.

Причиной избыточного спроса может являться увеличение количества денег, находящихся в обращении, рост дефицита государственного бюджета, не зависящий от объема производства, рост реального потребления, плановых инвестиций или чистого экспорта.

Инфляция может также возникнуть в результате изменения издержек и предложения. Повышение издержек на единицу продукции приведет к уменьшению прибыли и объема продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. Уменьшение предложения товаров и услуг, в свою очередь, вызовет рост цен. Главными источниками инфляции, обусловленной ростом издержек, являются увеличение поминальной заработной платы, цен на сырье и энергию, и инфляционные ожидания. Быстрое повышение заработной платы, которое не уравновешено соответствующим ростом производительности труда, увеличит издержки производства, сократит предложение товаров и услуг, что приведет к росту цен. Резкое повышение цен на привлекаемые факторы производства, не зависящее от изменений в совокупном спросе и называемое в экономике "шоком" предложения, водит к такой же ситуации в экономике.

Инфляция, являясь основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Ее воздействие зависит от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении, происходит "бегство от денег" населения и предприятий. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься еще выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный рост цен на товары разрушает и дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике.


 

Компоненты совокупного спроса. Функции потребления и сбережений

Совокупный спрос — это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран. Он представляет собой абстрактную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального пр-ва. Общая хар-ка данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема нац.пр-ва будут в состоянии приобрести покупатели, и наоборот, более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации нац.продукта. Значит, между уровнем цен и реальным объемом нац.пр-ва сущ-т обратная зависимость. Ценовые факторы сов.спроса: 1. Эффект процентной ставки — от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские р-ды, с другой — инвестиции. С повышением уровня цен повыш-ся % ставки, а рост % ставок влечет сокращение потребит.расходов и инвестиций. Др.словами, повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого нац.продукта. 2. Эффект материальных ценностей (эффект богатства) — усиливает нисходящую траекторию кривой сов.спроса, т.к. с ростом цен покупательская способность таких активов, как срочные счета, облигации сниж-ся, реальные доходы населения падают, следовательно снижается покупательская способность семей. Если же цены снижаются, то покупательская способность возрастает, а расходы увеличиваются. 3. Эффект импортных закупок — выраж-ся в соотношении нац.цен и цен на м/жнародном рынке. Если цены на нац.рынке возрастают, то на м/жнародном сокращ-ся продажа отеч.т-ров и покупатели начинают приобретать более дешевые импортные т-ры. Т.о. эффект импортных закупок приводит к уменьшению сов.спроса на отеч.т-ры и услуги Снижение цен на т-ры усиливает экспортные возможности эк-ки и увелич.долю экспорта в сов.спросе населения. Неценовые факторы сов.спроса: *изменение потребительских р-дов; *изменение гос.р-дов — т.е. при неизменных налоговых сборах и % ставках гос.закупки нац.продукта расширяются, увеличивая тем самым потребление товарн.ценностей; *изменение экспорта — т.е. чем больше товаров будет поступать на мир.рынок, тем выше совокупный спрос.;

Функция потребления и сбережения:

Совокупное потребление — это сумма ден.р-дов, которую население тратит на покупку товаров и услуг. Совокупное сбережение — суммарный отложенный спрос домохозяйств, т.е. отказ от текущего потребления с целью увеличения его в будущем. Располагаемый доход — это сумма сов.потребеления и сов.сбережения, т.е. это осн.фактор, который оказывает влияние на уровень сов.потребления и сов.сбережения. Средняя склонность к потреблению — доля дохода, идущая на потребление (АРС=Сов.потребеление/Доход). Средняя склонность к сбережению — доля дохода, которая сберегается (АРS=Сов.сбережение/доход). Предельная склонность к потреблению — изменение величины потребления вследствие изменения в доходе (ПСП=изм.Сов.потребления/изм.Дохода). Предельная склонность к сбережению — изменение величины сбережения вследиствие изменения в доходе (ПSП=изм.Сов.сбережения/изм.Дохода). Функция сбережения явл-ся производной от ф-ци потребления зависят от располагаемого дохода.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.006 с.)