Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эксперт и судебно-экспертная деятельностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Судебный эксперт является лицо, которое обладает специальными знаниями и назначено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством (ст. 79 ГПК, ст. 55 АПК, ст. 57 УПК, ст. 25.9 КоАП) для производства судебной экспертизы и дачи заключения. Закон не требует, чтобы судебная экспертиза обязательно выполнялась сотрудниками государственных экспертных учреждений. Экспертом может быть любое лицо, которое обладает необходимыми знаниями для дачи заключения. Судебные экспертизы проводятся экспертами, как государственных, так и негосударственных экспертных учреждений, а также сотрудниками неэкспертных учреждений, частными экспертами или иными специалистами. Государственным судебным экспертом, который производит судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, может быть непосредственно аттестованный сотрудник государственного судебно-экспертного учреждения. А именно это может быть лицо: судебно-экспертных учреждений Минюста России; экспертно-криминалистических подразделений МВД России; судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений Минздрава; судебно-медицинских лабораторий Минобороны России; экспертно-криминалистических служб; экспертных подразделений ФСБ России и других государственных судебно-экспертных учреждений, создаваемых в порядке, определенном ФЗ ГСЭД, федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. Помимо государственных судебных экспертов судебные экспертизы, согласно ст. 41 ФЗ ГСЭД, процессуальным кодексам и КоАП, могут производить и иные лица, которые также обладают специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являются государственными судебными экспертами. Такими судебными экспертами могут быть: а) пенсионеры, которые в прошлом являлись сотрудниками государственных экспертных учреждений; б) частные эксперты-профессионалы, у которых эта деятельность является основной; в) эксперты, т.е. сотрудники негосударственных судебно-экспертных учреждений; г) сотрудники неэкспертных организаций, являющиеся специалистами в той или иной области знания. Действующее законодательство предъявляет к эксперту серьезные требования, которые практически аналогичны во всех кодифицированных законах и в ФЗ ГСЭД.
Согласно ч. 1 ст. 85 ГПК, судебный эксперт обязан: -принимать к производству, порученную ему судом экспертизу, а также провести полное исследование всех представленных материалов и документов; - дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, который назначил ему провести данную экспертизу; - явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, которые связаны с проведенным исследованием и данным им заключением. Если в данном случае поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, эксперту необходимо направить в суд, который назначил ему провести экспертизу, сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение по проведению данной экспертизы. Также обязанностью судебного эксперта, согласно абз. 5 ч. 1 ФЗ ГСЭД, является не разглашать сведения, ставшие ему известны в связи с проведением судебной экспертизы, а также сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан и сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Законодатель устанавливает (ч.2 ст.80 ГПК, ч.5 ст.55 АПК, ч.5 ст.57 УПК) уголовную ответственность, предусмотренную ст.307 УК, или административную ответственность (ч.3 ст.25.9 КоАП), предусмотренную ст. 17.9 КоАП, за дачу заведомо ложного экспертного заключения. Согласно нормам процессуального законодательства судебный эксперт подлежит отводу, если он хотя бы косвенно заинтересован в исходе дела; - является родственником сторон, других лиц, участвующих в деле, или представителей; - находится или находился в служебной или иной зависимости от сторон, других лиц, участвующих в деле, или представителей; - имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности (ст.18 ГПК; ст.23 АПК; ст.70 УПК; ст.25.12 КоАП). Согласно новому гражданскому и уголовному процессуальному законодательству, предыдущее участие эксперта в деле в качестве специалиста не является основанием его отвода. Основанием для отвода эксперта в арбитражном процессе является проведение им ревизии или проверки, материалы которых послужили поводом для обращения в арбитражный суд или используются при рассмотрении дела (абз.2 ч. 1 ст. 23 АПК). Ревизия или проверка являются предварительным исследованием, проводимым специалистом (процессуальная фигура специалиста в арбитражном процессе отсутствует). В производстве по делам об административных правонарушениях, лицо, участвовавшее в деле в качестве специалиста, не может в дальнейшем быть экспертом по данному делу.
Судебный эксперт не имеет права без ведома следователя и суда вступать в личные контакты с участниками процесса по вопросам, которые связаны с производством судебной экспертизы, а также самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования. Для того, чтобы не появились сомнения в беспристрастности и объективности судебного эксперта, его личные контакты с потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым, сторонами и другими участниками процесса должны ограничиваться строгими процессуальными рамками. Если эксперт все же вступает в контакт с лицами, проходящими по делу и собирает материалы для производства судебной экспертизы, заключение такой экспертизы должно быть исключено из числа доказательств. Самостоятельным сбором материалов для экспертизы является и анализ экспертом всех материалов дела. Эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, но эти материалы должны быть отобраны следователем, судом, органом, рассматривающим дело об административном правонарушении. В случае, когда представленных материалов недостаточно, эксперт имеет право запросить недостающие, но право эксперта знакомиться с материалами дела ограничено предметом экспертизы. Эксперт не имеет права подменять субъектов, назначивших экспертизу и заниматься анализом материалов дела, собирая доказательства, выбирая, что ему исследовать (например: анализировать свидетельские показания), иначе могут возникнуть сомнения в объективности и обоснованности заключения. Законодатель запрещает эксперту без разрешения дознавателя, следователя, суда, лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, проводить исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств. Обязанность судебного эксперта обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела корреспондируется с требованиями законодателя уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства только с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу. При производстве судебной экспертизы эксперт независим от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела, т.е. фактически важнейшей стороной независимости эксперта является его процессуальная самостоятельность, которая гарантируется порядком назначения и производства судебной экспертизы, а также обеспечивается возможностью его отвода. Является ли судебный эксперт государственным экспертом, сотрудником негосударственного экспертного учреждения или частным экспертом, он дает заключение от своего имени и несет за данное им заключение личную ответственность.
Судебный эксперт независим в выборе методов, средств и методик экспертного исследования, необходимых, с его точки зрения, для изучения данных конкретных объектов экспертизы. Руководитель экспертного учреждения может рекомендовать эксперту воспользоваться тем или иным методом, средством, применить ту или иную методику, однако право выбора остается за экспертом. Воздействие на эксперта со стороны лиц, участвующих в деле, и иных лиц не допускается. Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат уголовной ответственности (ст. 302 УК). Согласно ст. 17 ФЗ ГСЭД эксперт вправе: 1) ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения; 2) делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний; 3) обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта. Необходимость в предоставлении эксперту права ходатайствовать перед руководителем экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов обусловлена целым рядом факторов: а) при производстве многообъектной экспертизы число однородных объектов исследования может быть столь велико, что экспертное исследование невозможно выполнить в установленный срок; б) еще до начала экспертизы или уже в ходе ее производства выясняется, что необходимо применить методы, которыми сам эксперт не владеет, или использовать приборы и оборудование, отсутствующие в данном экспертном учреждении, т. е. речь идет о комплексном исследовании; в) в ходе исследования или до его начала эксперт понимает, что часть вопросов может быть решена только при производстве комплексной экспертизы; г) эксперт решает воспользоваться правом расширить перечень вопросов, имеющих значение для доказывания (законодатель предоставляет это право эксперту в соответствующих статьях процессуальных кодеков1), на которые могут быть даны ответы, но при этом ему может понадобиться помощь других экспертов. Статья 16 ФЗ ГСЭД ограничивает права государственного судебного эксперта, запрещая ему принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения. Отсюда следует, что суд, следователь, дознаватель, должностное лицо или орган, рассматривающие дело об административном правонарушении, не могут при назначении экспертизы выбрать эксперта по своему усмотрению, а вправе выбирать только государственное экспертное учреждение.
Работа в государственных экспертных учреждениях в принципе не является государственной службой, т.к. в соответствии с действующим до февраля 2005г. Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный судебный эксперт не является государственным служащим. Исключение составляют государственные эксперты, работающие в государственных экспертных учреждениях Министерства обороны и других ведомств, работа в которых соответствующими законами признается особыми видами государственной службы. На этих лиц распространяются ограничения, связанные с государственной службой, а именно заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности (п.1 ч.1 ст.11 названного Закона). Согласно сменяющему его с 1 февраля 2005г. Федеральному закону от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч.2 ст.14) гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не влечет за собой конфликт интересов. Таким образом, сотрудники государственных экспертных учреждений должны иметь все права на совместительство, предоставляемые им Трудовым кодексом РФ (ст.98).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.204 (0.01 с.) |