Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы расчетов по дисбурсментским расходам

Поиск

Существует много форм международных валют­ных расчетов. Их характер может зависеть от ряда факторов, основными из которых являются:

- наличие национального валютного регулирования;

- вид валюты фрахтовых поступлений и оплаты дисбурсмент­ских расходов;

- сроки оплаты дисбурсментских расходов и перевода фрахта и соотношение размеров фрахта и дисбурсментских расходов;

- наличие оборотных средств у агента и отсутствие запретов агенту местным законодательством своими средствами временно финансировать операции судовладельца;

- уровень банковского процента по ссудам, депозитам и оверд­рафтам;

- вид плавания (линия, трамп) и размеры денежных расчетов судовладельца.

После изучения всех этих факторов судовладелец согласовы­вает с агентом взаимоприемлемую форму финансовых расчетов. Существует несколько форм международных валютных расче­тов, которыми пользуются судовладельцы для оплаты дисбурс­ментских расходов. Основные из них; аккредитив, инкассо, ин­кассо с немедленной оплатой, банковский перевод. При выборе формы расчетов судовладелец стремится применить такую фор­му, которая позволяет ему максимально сблизить момент оказа­ния услуг или получения снабжения с моментом их оплаты, т.е. не замораживать валютные средства в расчетах.

Аккредитив — это соглашение, по которому банк в соответствии с указанием клиента производит платеж третьему лицу (бенефициару) против предъявленных докумен­тов (дисбурсментского счета) и с оговоренными условиями. Для советских судовладельцев аккредитивная форма является наибо­лее распространенной формой расчетов. Аккредитивы открыва­ются Внешэкономбанком СССР(ВЭБ) по поручению В/О «Мор-ннрасчет». Наиболее благоприятными для судовладельца яв­ляются условия аккредитива, при которых банк выдает средст­ва агенту при предъявлении оригинала дисбурсментского счета с приложением всех оправдательных документов. При этом агент кредитует судовладельца, поскольку некоторые услуги, оказываемые судну, должны быть оплачены заранее до отшвартовки судна либо немедленно после оказания услуг.

Далеко не каждый агент имеет возможность кредитовать судовладельца, поэтому практикуется аккредитивная форма рас­четов под проформу дисбурсментского счета. В этом случае средства списываются с аккредитива на основании списка ори­ентировочных расходов (проформы), предъявляемого агентом банку перед подходом судна в порт. На практике, чтобы избе­жать переплат и заинтересовать агента в своевременном пред­ставлении счетов, агенту зачастую выплачивается 75—80% от общей суммы, указанной в проформе, с последующей выплатой остатка также через аккредитив, но уже при предъявлении ори­гиналов оправдательных документов. Европейские агентские компании с участием советского капитала применяют несколько измененную схему расчета, по которой оригинал дисбурсмент­ского счета без подтверждающих документов считается доста­точным основанием для оплаты с аккредитива, в то время как копия дисбурсментского счета со всеми необходимыми докумен­тами направляются непосредственно в пароходство. Причем оплата счетов может производиться с аккредитива ВТБ в Моск­ве. Смысл такой схемы—упрощение документооборота.

Применяется также система списания средств с аккредитива под компьютерный список дисбурсментских расходов. В этом случае агент еженедельно предъявляет к оплате в банк все по­лученные им за неделю счета по каждому судну. Эти суммы отражаются с помощью ЭВМ в специальном кассовом реестре, копня которого высылается судовладельцу. Полученные средст­ва агент использует па оплату всех полученных в течение неде­ли счетов. По окончании оплаты всех счетов по каждому судозаходу ЭВМ составляет окончательный дисбурсментский счет. К нему прилагаются оригиналы всех оправдательных докумен­тов, после чего он направляется судовладельцу. Такая система расчетов применяется в линейном судоходстве при большом су­дообороте. Она требует четкой организации всей системы доку­ментооборота и обработки первичной документации как у аген­та, так и в аппарате судовладельца.

Наиболее удобной формой расчета для судовладельца явля­ется банковский перевод на основании полученного и акцепто­ванного им счета. Банковский перевод — поручение банка ино­странному банку-корреспонденту выплатить соответствующую сумму бенефициару (в нашем случае агенту). В этом случае па­роходство получает счет непосредственно от агентской фирмы. проверяет и акцептует его и в договорные сроки (обычно в те­чение 30 дней) переводит фирме подлежащие оплате суммы. Однако такую форму расчета могут себе позволить только круп­ные агентские фирмы, обладающие достаточными оборотными средствами для кредитования судовладельца в течение 3—4 мес. Поэтому на практике чаще используется авансирование агента в определенном размере с последующим переводом остатка при предъявлении дисбурсментского счета вместе с подтверждающи­ми документами. В этом случае, чтобы не допустить излишнего кредитования, важна правильная оценка первоначально необхо­димых агенту средств. При достаточно большом числе судозаходов эта форма часто принимает вид «взаимных расчетов», т.е. когда неиспользованные от одних судозаходов средства используются для оплаты других, а набегающее сальдо в расчетах пе­риодически погашается.

Инкассо (документарное) — это соглашение, в соответствии, которым Банк-ремитент, обслуживающий агента, принимает на себя обязательство получить по поручению клиента платеж по дисбурсментскому счету от судовладельца через банк-корреспондент (для советских судовладельцев — ВТБ). Советские су­довладельцы применяют инкассовую форму расчетов с агента­ми в редких случаях—только для платежей, носящих разовый характер (например, расходы по аварийному ремонту и закуп­кам больших партий технического снабжения).

Инкассо с немедленной оплатой является поручением экс­портера (судового агента) своему банку получить платеж за оказанные услуги со счета банка-импортера (ВТБ). Банк-им­портер предъявляет оплаченные дисбурсментские счета пла­тельщику и взыскивает с него сумму произведенного им плате­жа. Судовладелец имеет право в пределах установленных сроков частично или полностью отказаться от оплаты инкассовых пору­чений. Советские судовладельцы применяют ту форму расчетов с большинством агентов социалистических стран.

В некоторых случаях практикуется погашение дисбурсмент­ских расходов за счет фрахта. Это характерно для расчетов с агентами, номинированными фрахтователями. Однако судовла­дельцы, как правило, не заинтересованы в такой форме расчета, так как у агента нет стимула к осуществлению своевременной отчетности по счетам, что. в свою очередь, приводит к длитель­ному кредитованию агента и бесконтрольности в использовании им средств судовладельца.

Все расчеты советских судовладельцев по дисбурсментским расходам с агентами капиталистических и развивающихся стран производятся в основном в свободно конвертируемой валюте. Расчеты с агентами социалистических стран обусловлены дву­сторонними и многосторонними соглашениями и производятся главным образом в национальной валюте либо переводных руб­лях. В свободно конвертируемой валюте производятся расчеты по страхованию, судебным искам и претензиям, бункеровке фло­та. Порядок производства платежей, а также ведения реклама­ционной работы определен межправительственными соглашени­ями стран-членов Совета Экономической Взаимопомощи.

 

Форма расчетов агента с судовладельцем по дисбурсментским счетам зависит от вида валюты, сроков оплаты, разрешения властей, размера банковской комиссии за перевод денежных сумм, вида плавания. К формам оплаты относятся: аккредитив, банковский перевод, инкассо (применяется редко). Используется также погашение дисбурсментских расходов за счет фрахта.

Аккредитив (Letter of credit) – банк по указанию клиента (судовладельца) производит платеж третьему лицу (агенту) против оговоренных документов и условий. Наиболее благоприятным для судовладельца является списание средств с аккредитива против предъявленного оригинала дисбурсментского счета и оригиналов оправдательных документов. При этом агент кредитует судовладельца. Поэтому часто используется списание средств под проформу дисбурсментского счета. При этом с аккредитива списывается до 80% расходов до прихода судна в порт, а остаток средств выплачивается после предъявления оригиналов счетов за услуги. Иногда списание средств с аккредитива производится под компьютерный список дисбурсментских расходов еженедельно (в портах Японии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.183.10 (0.006 с.)