ТОП 10:

Методические указания по курсу «Социология»



 

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов общих представлений о социологии как науке, о взаимоотношениях личности и общества, изучение проблем общественного мнения.

1.1. Задачи изучения дисциплины:

Задачами изучения дисциплины является обеспечение условий для усвоения студентами знаний основ социологии, усвоение методики и техники проведения социологических исследований, формирование у студентов умений и навыков анализировать общественные процессы, определять место и роль личности в современном обществе.

2. Значение курса:

Значение курса определяется ее ведущей ролью в становлении и раскрытии творческого потенциала профессионально – ориентированной личности.

Обязанности студентов:Внимательно изучать предлагаемый учебный материал, уметь соотносить теоретические данные с реальными практическими разработками, излагать собственную точку зрения. Студенту необходимо знать основные закономерности общественных процессов, социализации личности, особенности межличностных отношений.

2. Методические рекомендации к глоссарию:

  • Внимательно прочтите несколько раз определение понятия;
  • Если в определении встретились неизвестные или малопонятные термины, обратитесь к толковому, энциклопедическому словарю, словарю исторических терминов, словарю иностранных слов, которые помогут ликвидировать затруднения;
  • При работе с понятиями следуйте общему правилу: вначале попытайтесь четко усвоить содержание понятия, прояснить, в чем видится основная его сущность, а затем выделите отличительные признаки этого понятия среди других.

3. Методические рекомендации по изучению курса «Социология»

Профессиональное станов­ление специалиста является усвоение обучающимся соот­ветствующей совокупности знаний, умений и навыков. Как свиде­тельствуют научные данные и опыт подготовки специалистов, умения и навыки приобретаются значительно медленнее, чем зна­ния.

Основ­ная задача учебно-методического комплекса по истории Казахстана направлен на то, чтобы научить обучающихся приложению теоретических знаний к практичес­ким заданиям.

Наиболее эффективным и продуктивным представляется путь — проработка (причем неоднократная, как минимум два-три раза) учебного материала, осмысливание и запоминание, что предполагает наложение на процесс изучения курса индивидуальных особен­ностей обучающегося, таких как возможное чтение вслух, подчер­кивание, заметки на полях, вкладки с пометками, ведение карточек по читаемому материалу, ведение картотеки литературы по соответ­ствующей теме и т. п. Если учебника оказывается недостаточно (в силу его лаконичности, кажущейся или действитель­ной неясности мысли, ошибочности и т. д.), необходимо воспользо­ваться иной литературой — из дополнительного списка литерату­ры, а также из личной картотеки.

Каждая тема настоящего учебно - методического комплекса содержит вопросы, которые раскрывают ее содержание, определяют объем и дают общее представление об исторических процессах и фактах. Программа предусматривает по каждой теме литературу, рекомендуемую для изучения.

УМКД позволяет студенту самостоятельно изучить основной учебный материал посредством ознакомления с конспектами лекций, снабженных методическими рекомендациями по закреплению полученных знаний.

Учебно- методический комплекс включает в себя такие структурные части как, силлабус по дисциплине, краткий курс лекций в соответствии с содержание дисциплины, задания для самостоятельной работы, предусматриваются сценарии дискуссий и диспутов, намечены варианты работы над проблемными вопросами, написание докладов и.т.д. Наличие глоссария по всему курсу облегчит усвоение новых терминов и понятий.

Курс лекций является кратким, и на занятиях возможно использование преподавателем новых данных и положений.

На семинарских занятиях студенту предлагается усвоить полученные в ходе исследования знания путем выполнения методических рекомендаций.

Предложенный список литературы является далеко не полным и может корректироваться как преподавателем в ходе работы над конкретной темой, так и студентами.

Задания для самостоятельной работы учащихся включают в себя самые разные задачи - ответы на поставленные вопросы, составление эссе или другой письменной работы, составление таблиц.

Методические рекомендации студентам:

Изучение учебной дисциплины «история Казахстана» может быть успешным лишь при условии систематической работы студентов в течение всего учебного года. Несистематичность изучения учебных материалов, невыполнение рекомендованных заданий снизит возможность изучения данной дисциплины, приведет к пробелам в знаниях.

Изучение курса должно быть активным, а не пассивным. Выполнение домашних заданий должно занимать не менее 2-3 часов в неделю. Вы должны постоянно консультироваться с преподавателем согласно графика консультаций. Учебник необходимо читать в течение всего периода изучения курса, а не только при выполнении заданий. Необходимо готовиться к каждому занятию. Успех изучения курса во многом зависит от Вашего участия в работе как в аудитории, так и вне ее. Экзамен будет направлен на проверку Ваших теоретических знаний и на оценку Ваших возможностей применять их на практике. На экзамене Вы будете отвечать на вопросы в устной форме. Итоговый экзамен обязателен для всех и будет основан на пройденном материале.

До начала каждой лекции будет роздан материал, где отражены основные моменты темы. Пожалуйста, прочтите данный материал до начала занятий. После лекций обязательно прочтение всего заданного материала из основного учебника, указанного в конспекте лекций.

При выполнении заданий Вы не должны:

- заниматься плагиатом;

- позволять другим делать за Вас работу;

- пытаться сдать работу в не установленные сроки;

- не участвовать в работе группы при выполнении групповых заданий и требовать за это баллы и т.д.

Мы ожидаем, что Ваше отношение к курсу и поведение будут соответствовать Кодексу чести студента ВУЗа.

Для успешного усвоения курса необходимо:

- прочитать и усвоить лекционные, семинарские занятия;

- своевременно и в полном объеме выполнять задания для самостоятельной работы (выполнять рекомендации преподавателя, изучать предложенный материал);

-изучать рекомендованную литературу, работать с первоисточниками.

 

Студент имеет право:

- на получение знаний, соответствующих уровню КазГЮУ;

- на объективную оценку знаний (объективность оценки при выполнении самостоятельной работы);

- корректное отношение со стороны преподавателя;

- получение квалифицированных знаний.

Методические рекомендации преподавателю:

Цели лекционных, семинарских и иных видов занятий:

- научить студентов творчески мыслить, рассуждать и дискутировать по историческим проблемам.

Задачилекционных, семинарских и иных видов занятий:

- закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и приобретенных в процессе самостоятельной работы с литературой и материалами семинарских занятий

- формирование у студентов умений и навыков работы с научной литературой и специальными документами, анализа различных источников знаний;

- выявление уровня усвоения материала и оценки полученных знаний по изученным вопросам.

- выработать у студентов научное мировоззрение по вопросам о месте и роли социологии

 

Раздаточный материал

Тема 1. Социология как наука

 

К лекциям и семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:

1. Что такое объект социологии?

2. Что такое предмет социологии?

3. Что означает термин «Социальное»?

4. Какова структура социологической науки?

5. Почему социологию называют междисциплинарной наукой?

 

СРС

  1. Дайте характеристику объекта и предмета социологии. Используйте рисунок 1:1

Рисунок №1-1.

 

 


2. Укажите основные уровни социологического знания. Рис. 1-2.

Рис.№1.2

 

         
   
УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
 
 
 
   
ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ Призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах областей социологического знания

 


 

 

 
 
ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ УСТАНАВЛИВАЕТ И ОБОБЩАЕТ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

 

 


3. Какова структура социологической науки?

4.Раскрыть функции социологии.

5.Работа со словарем. Основные понятия: социология, экономическая социология, социальная реальность, социальный процесс, социальная группа, социальные роли, социальный факт, социальная система, социальный институт, предмет социологии.

6. Классифицируйте формы социального взаимодействия в зависимости от количества участников, от характера актов взаимодействия, от различия и сходства качеств участников.

7. Какие социологические подходы в научном изучении общества вам известны? Раскройте их.

8. Каково соотношение и взаимодействие социологии с другими общественными науками?

9. Каковы наиболее общие социологические законы?

10. Как называется функция, обеспечивающая прирост нового знания в различных сферах социальной жизни?

11. Какую роль сыграли критическая и прогностическая функции в судьбе социологии нашей страны?

Тематика докладов и рефератов

1. Роль социологии в современном обществе.

2. Развитие социологической науки в Казахстане.

3. Роль социологии в социальном реформировании общества.

4. Социология и социальная философия.

5. Социология и политология.

6. Теоретическое и эмпирическое в социологическом исследовании.

 

Тест для закрепления материала:







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.009 с.)