Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности литературного процесса 20- 30-х годов XX века

Поиск

 

1. Психологическая повесть и ее жанрово-тематические разновидности. Повесть детства («Детство Никиты» А. Толстого, «Детство Люверс» Б. Пастернака).

2. Художественные поиски обэриутов. Принципы смысловой парадаксальности, абсурда, алогизма в творчестве А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, Н. Олейникова.

3. Жанровое своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Отражение философского учения русского мыслителя П.Флоренского в структуре романа. Концепция художественных образов.

4. Своеобразие творческого метода А. Платонова. Поиски смысла жизни герояим А. Платонова.Тема любви и человеческих взаимоотношений. («Уля», «Джан», «Фро»)

 

 

Художественные тексты:

А. Толстой Детство Никиты

М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

А. Платонов. Уля. Джан. Фро. Котлован. Возвращение. Сокровенный человек.

Б. Пастернак. Детство Люверс. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

А. Введенский. Елка у Ивановых. Авдей Ротозей.

Д. Хармс. Елизавета Бам. Как старушка чернила покупала.

Н. Заболоцкий. Торжествор земледелия. Школа жуков.

Н. Олейников

 

Литература:

1. Бочаров С. Г. О художественных мирах. – М., 1985. – с. 249- 296.

2. Андрей Платонов: Мир творчества. – М, 1994.

3. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М, 1988.

4. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. – М. 1983.

5. Русская литература ХХ века: Учебное пособие в 2 т. – Т. 1: 1920 – 1930 годы /Под ред. Л.Н. Кременцова. – М.: «Академия», 2005.

6. Минералов Ю. И. История русской литературы ХХ века (1900 – 1920 – е годы): Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004.

7. Герасимова А. ОБЭРИУ: проблема смешного// Вопросы литературы. – 1988. - № 4.

 

Семинарское занятие № 11.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
КОНЦА 1930-х – СЕРЕДИНЫ 1950-х годов XX века

 

1. «Тихий Дон» М. Шолохова: особенности композиции романа-эпопеи. Историческая судьба русского крестьянства в трагическом ХХ в. Система мужских и женских образов.

2. Жанровое своеобразие романа И. С. Шмелева «Лето Господне». Процесс формирования личности ребенка в православной России: нравственные и религиозные проблемы.

3. Своеобразие художественного мира В. Набокова Тема «утраченного рая» детства; драматических отношений между иллюзией и действительностью в романах «Машенька» и «Защита Лужина». Тема России, способы ее воплощения

4. Концепция личности и истории в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Роль образов-символов, сквозных мотивов в поэтике романа.

Художественные тексты:

М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.

И. Шмелев. Лето Господне. Богомолье.

Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

В. Набоков. Защита Лужина. Машенька.

 

Литература:

 

1. Кременцова Н.К. Творчество И.С. Шмелева. Учебное пособие. – М., 2002. Мулярчик А. Русская проза Владимира Набокова. – М., 1995.

2. Минералов Ю. И. История русской литературы ХХ века (1900 – 1920 – е годы): Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004.

3. Писатели русского зарубежья. М., 1997.

4. Русская литература ХХ века: Учебное пособие в 2 т. – Т. 1: 1920 – 1930 годы /Под ред. Л.Н. Кременцова. – М.: «Академия», 2005.

5. Сатарова Л.Г. Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон», - Воронеж, 1989.

6. Семенова С.Г..Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика- Видение мира – Философия. – М., 2001.

7. Смирнов И. Роман тайн – «Доктор Живаго». М., 1996.

8. Хватов А. Художественный мир «Тихого дона». – М., 1978.

 

Семинарское занятие №12.

Художественные поиски и традиции в современной литературе.

1. Постмодернистические тенденции в условно-метафорических романах В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

2. Традиционные сказочные мотивы и новаторские черты сказок Л.Петрушевской. Синтетический образ бытия.

3. Проблемно-тематический диапазон поэзии И. Бродского: культурно-исторические, философские, литературные, автобиографические особенности.

4. Концептуализм Д. Пригова. Игровая поэтика постмодернизма в поэзии Т. Кибирова. Эксперименты в сфере классических жанров Г.Сапгира.

 

Художественные тексты:

И. Бродский. Часть речи. Пересеченная местность. Рождественская звезда. На столетие Анны Ахматовой.

Л. Петрушевская. Чемодан чепухи. Два окошка. Золотая богиня. Маленькая волшебница. Девушка Нос. Две сестры. Сказка о часах. Котенок. Дикие животные сказки. Приключения утюга и сапога. Морские помойные рассказы.

Д. Пригов. Течет красавица Ока. Гренада. Появление героя.

Г. Сапгир. Сонеты на рубашках. Псалмы. Элегии. Стихи для перстня.

Т. Кибиров. Сквозь прощальные слезы. Постмодернистическое. Нотации. Парафразис. Улица Островитянова. Юбилей лирического героя.

Литература:

1. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века. – М., 2003.

2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 – 1990 – е годы: В 2 т. – М., 2003.

3. Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия. – М.; СПб., 2003.

4. Русская литература XX века: школы, направления, методы творческой работы. – М., 2002.

 

II. СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО.

На 1 этапе изучения дисциплин литературного цикла преподаватель знакомит студентов с видами портфолио и предлагает единый вид портфолио, учитывая способности, развитие рефлексии и уровень литературоведческой компетенции студентов на данном этапе. В процессе изучения «Истории отечественной литературы» закономерно представить тематические портфолио, которые позволяют студентам развить представление о становлении русской литературы как целостного историко-культурного явления мирового значения. Подробно осветим содержание и структуру вышеобозначенного портфолио.

В структуре портфолио «Развитие русской литературы» могут найти отражение: I. вопросы для самоконтроля, отражающие умение анализировать информационные потоки, умение самостоятельно делать выводы и выделять главное; вопросы предлагаются после изучения каждого текущего раздела, и студент самостоятельно планирует свою деятельность, выбирает заинтересовавшие его вопросы, например:

1. В чем особенность культурно-исторических условий формирования древней русской литературы.

2. Каковы основные темы и идеи летописи «Повести временных лет».

3. Как формировался жанр слова и поучения.

4. Как просматривается идея величия и независимости Русской земли в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона

5. Назовите средства создания образа святого в «Житии Феодосия Печерского».

6. Какова история создания «Хождения игумена Даниила в святую землю».

7. Каквозникает в древнерусской литературе теория «Москва – третий Рим».

8. Какова основная концепция Д.С. Лихачева о месте литературы ХVI в. в истории отечественной словесности.

9. Когда началось книгопечатание на Руси.

10. Почему в русской истории. ХVII в. называют «бунташным» веком

11. Каков был репертуар придворного театра в ХVII в.

***

12. В чем состояла просветительская и благотворительная деятельность Н.И.Новикова и его товарищей.

13. Как решается проблема воспитания в комедии «Бригадир» Д.И. Фонвизина.

14. В чем заключалась деятельностьН.М. Карамзинав журнале «Детское чтение для сердца и разума».

15. Расскажите историю создания «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

***

16. Определите причины породившие возникновение литературных кружков в дворянской среде в начале ХIХ века.

17. Назовите мотивы «легкой поэзии» К.Н. Батюшкова.

18. Каково соотношение основных фактов биографии М.Ю. Лермонтов с вехами его творчества.

19. Как называются циклы любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

20. Чем определено жанровое своеобразие романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

21. В чем сущность полемики между славянофилами и западниками.

22. Какова идейная направленность романа А.И.Герцена «Кто виноват?».

***

23. Каково основное содержание полемики в русской литературе вокруг «пушкинского» и «гоголевского» направлений.

24. Как И.А. Гончаров оценивает деятельность Петра Ивановича Адуева в романе «Обыкновенная история»?

25. Почему И.А. Гончаров дал роману «Обрыв» именно такое название?

26. Какова история создания «Записок охотника» И.С.Тургеневым?

27. Назовите пьесы А.Н.Островского в репертуаре Белгородского театра им.Щепкина.

28. Каково значение А.Н.Островского в создании реалистического театра?

29. Каковы основные мотивы лирики А.А.Фета?

30. В чем состояла связь М.Е. Салтыков-Щедрин с петрашевцами?

31. В чем состоит трагедия трех поколений семьи Головлевых в романе «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина?

32. В чем смысл эпиграфа романа «Анна Каренина» Л.Н.Толстого?

33. Объясните смысл названия романа «Воскресение» Л.Н.Толстого?

***

34. Каково отношение И.С. Шмелева к двум русским революциям 1917 года?

35. Почему поэма «Облако в штанах» считают программным произведением В.В. Маяковского..

36. Каково влияние религиозно-философских теорий Вл. Соловьева на творчествоБ.К. Зайцева?

***

37. В чем особенности изображения гражданской войны в произведениях Э. Багрицкого, А. Малышкина, Вс. Иванова?

38. Чьи литературные портреты писал М. Горького в 20-х годах?

39. В чем идея «избяного космоса» в творчестве С.Есенина?

40. Какие поэтические жанры преобладали в литературе в годы Великой Отечественной войны?

II. творческие проекты, выполненные в форме реферативных работ; студент самостоятельно выбирает тему исследования и на протяжении двух семестров планирует свою исследовательскую деятельность, обращается за консультациями к преподавателю, таким образом, у студента формируется умение самостоятельно делать выводы, определять направление в раскрытии научной темы, анализировать собранные данные, например:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.207 (0.009 с.)