Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каждая глава – рассуждение на новую тему. Не всегда интересное. Позволю себе пропускать.

Поиск

XVI

На берегу Фонтанке обыватели обсуждают, что воров поймали и топят. Говорят, что их обязательно нужно забивать до смерти.

Солидный, седой человек, краснолицый и чем-то похожий на мясника, уверенно говорит:

- Теперь – суда нет, значит должны сами себя судить…

Какой-то остроглазый, потертый человечек спрашивает:

- А не очень ли просто это – если сами себя?

Седой отвечает лениво и не взглянув на него:

- Проще – лучше. Скорей главное…

С реки в то время доносится вой.

Патетика пошла: уничтожив старые суды, народные комиссары утвердили в сознании масс их право на самосуд. Никто и никогда не любил бить так, как на Руси… Люди слишком привыкли к этому.

И вот эти люди, рожденные в истязаниях, теперь истязают друг друга. Уличные самосуды стали бытовым явлением.

Рабочий Костин пытался защитить избиваемых – его тоже убили. Можно утверждать, что изобьют всякого, кто решит протестовать против самосуда улиц.

Растет жестокость улиц, а вина падет на плечи рабочего класса. А сердце честного рабочего меж тем болит…

Нар комиссарам нужно предпринять что-то очень решительное.

А дальше – про язвы соц общества - воровство, убийства и т.п., а также про сознательных рабочих и про то, как они должны бороться с самосудом.

 

XVII

Приехал к Горькому оптимист.

Горький: Что у вас интересного?

Оптимист: Буржуй растет. Он хоть маленький, но крепкий. Вот такая игра судьбы

Г: откуда же он взялся?

О: мужик поднакопил деньжат, награбил у помещика. Солдат заработал на фронте – пустил в оборот.

Баба стала ловкой стяжательницей.

Моряки поднакопили на перевозке турецких армян.

Г: Но чего стоят теперешние деньги?

О: Покупают имущество, скот, особенно бабы, это удивительный народ по жадности к накоплению. В волости крестьяне, солдаты и матросы затеяли кирпичный завод. В общем, завелись предприниматели…

Г в ироничной форме сетует на то, что строили социализм, а появились деревенские буржуи – бред собачий.

О: Буржуя стало больше на земле нашей, и хотя он мелкий, но очень крепкий буржуй…

Г: а как же рабочий класс?

О: Он рабочему классу покажет, если тот не пойдет по пути крестьянской политики…

 

Маша Фабрикова: Вот с такими рассказами, как мне кажется, и раскулачивали бедных несчастных крестьян….

 

XVIII

Горькому пришло письмо из деревни: «приезжало 300 красногвардейцев в село, собирали всего больше 85 тыс. также взяли хлеб, муку, одежду, прочее. Сильно били нагайками людей, что волосы на голове дыбом вставали. Много жители пережили страху. Им казалось, что лучше пережить муки ада, чем этих разбойников. В соседних селах после отъезда красногвардейцев самые нищие начали грабить своих богатых односельчан. Словом, здесь живется невыносимо». Правда жизни из недр деревенской зоологии – «грабь награбленное». Ход истории экономического развития России показывает что «собственность – это кража». Винить следует не мужика – он только идет пути, предсказанному умными людьми.

 

XIX

На Руси о культуре следует говорить бесконечно и еще столько же. К Горькому пришел молодой человек стал читать стихи. В них было о культуре – поэт сказал, что культура – всякое стеснение человека, например организации и партии. Поэт говорит, что старается не читать книг, потому что поэт должен не поддаваться, а черпать вдохновение из своей души. Для поэта –всякое чужое вредно, он должен жить своим, говорит поэт. Он сказал, что он крестьянин, но не считает себя никем, потому что темные мужики его тонкой души не понимают. Г. иронизирует над «непонятой душой» молодого поэта. Г. сказал, что этот мальчик не умеет писать стихов и ему надо учиться, тот не поверил, но обиделся. Учиться – значит быть как все, говорит поэт, а он хочет быть уникальным, сам как-нибудь добиться. Г. знает что пять лет этот мальчик вот так поищет себя, а потом приткнется к какому-нибудь сытному делу. И будет жить с обидой и презрением ко всем. Приводит мнения разных людей о культуре. Все говорят в общем, что некогда о ней говорить пока. Г. говорит, что из этого очевидна необходимая культурно-просветительская работа.

 

(Не буду пересказывать все главы – напишу главные цитаты всего текста)

 

Победа над властью – еще мало, надо одержать победы над собственными иллюзиями.

Самая ценная творческая сила – человек, чем лучше он развит духовно, чем лучше вооружен техническими знаниями, тем более прочен и ценен его труд (а типа ктото сомневался)))))мда….). Для нашей же буржуазии – человек – источник грубой физической силы. Знание – необходимое оружие междуклассовой борьбы.

Бездарная власть понимала, что ее самый заклятый враг – человеческий мозг.

Наука, промышленность, техника, искусство – все на задворках, под присмотром чиновников, под цензурой.

Необходимо развивать интеллектуальные силы страны.

Преступно и гнусно убивать друг друга теперь, когда мы все имеем прекрасное право честно спорить.

Наши коренные враги – глупость и жестокость.

Наш самый безжалостный враг – наше прошлое.

Говорить и писать правду – тяжелее всего.

Война – это самоубийство.

Мы не умеем любить, не уважаем друг друга, у нас не развито внимание к человеку: «К добру и злу постыдно равнодушны».

4 июля 1917г большевики спровоцировали в Петербурге вооруженное выступление солдат и матросов, предприняв первую попытку свержения Временного правительства.

Культура сможет спасти нашу страну от гибели.

«Пролетариат – творец новой культуры» - в этих словах мечта о справедливости.

Книга – главнейший проводник культуры, а библиотеки уничтожаются.

Наши учителя, Радищевы, Чернышевские, Марксы – духовные делатели книг, жертвовали свободой и жизнь за свои книги.

Народ для них – дешевле камня, любовь к родине – ряд привычек.

Пьяные погромы: в «Правде» пишут о пьяны погромах как о «провокации буржуев» - что конечно ложь.

Революция усугубляется: чернорабочие уже утверждают, что слесари – это буржуи.

В «Правде» сумасшедшие люди науськивают «бей буржуев!».

Если б междоусобная война заключалась в том, что Ленин вцепился а мелкобуржуазые волосы Милюкова, а Милюков трепал бы пышные кудри Ленина.

Социализм родил буржуя: «буржуя» стало больше на земле нашей, и я говорю вам, что хотя это и мелкий, но очень крепкий буржуй, себя покажет.

И с чем мы будем жить, «израсходовав свой лучший мозг»?

О спасительных явлениях печать молчит.

На фоне иных эмоций у народа надобно возбуждать этические и эстетические эмоции.

Задача культуры – развитие и укрепление социальной совести, социальной морали, разработка и организация всех способностей, всех талантов личности.

Каждая газета, имея свою сферу влияния, ежедневно вводит в души читателей саамы позорные чувства – злость, ложь.

А ведь революция совершена в интересах культуры и вызвал ее к жизни именно рост культурных сил.

Русский человек орет о культурной помощи своему быту и обращается «в газету», требуя от нее решения по самым разным вопросам.

Задача демократической и пролетарской интеллигенции – объединение всех интеллектуальных сил страны на подъем культуры.

После революции как таковой должно идти движение к цели, поставленное актом революции.

Ленин и Троцкий уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их гнилое отношение к свободе слова, личности, и ко всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия.

Ленин – хладнокровный фокусник, не жалеющий ни чести, ни жизни пролетариата.

Столыпин и Плеве – полулюди.

Ленин проделывает над людьми жестокий опыт.

Бешенная пляска Троцкого над развалинами России.

Поголовное истребление инакомыслящих – любимый способ борьбы для правителей от Ивана Грозного до Николая 2.

Убить проще, чем убедить.

Быть людьми трудно, но необходимо.

Видимо они потеряли веру в себя настолько, что их страшит враг, говорящий открыто, полным голосом?

Дайте свободу слову, как можно больше свободы, ибо когда враги говорят много – они, в конце концов, говорят глупости.

Революция – великое дело, только она должна не громить, а возрождать.

Сильного не любят на Руси, сильный у нас не живуч.

 

 

Овечкин. Районные будни.

(Цикл рассказов о колхозной работе Мартынова)

Борзов и Мартынов.

 

Второй секретарь райкома Петр Илларионович Мартынов.

Председатель самого передового, самого богатого колхоза «Власть Советов» Демьян Васильевич Опенкин.

 

Мартынов позвал Опенкина чтобы спросить его, как опытного руководителя, что делать на поле – много не убрано, а дождь льет третий день подряд. Опенкин жалуется на соседние области – их колхозы задолжали много Опенкину – и говорят «при коммунизме – сочтемся»,а Опенкин говорит «по-моему, коммунизма не будет до тех пор, пока это иждивенчество проклятое не ликвидируем! чтобы все строили коммунизм! а не так: одни строят, трудятся, а другие хотят на чудом горбу в царство небесное въехать!» Мартынов говорит, что колхозам, у которых по объективным обстоятельствам не выполняется план – (град например) – надо помогать, а лентяям – нет. Опенкин говорит, что у него богатый колхоз, потому что люди дружно работают, самое тяжелое наказание для человека, когда отстраняют его от работы на три дня. Опенкин говорит, что он всегда вместе с народом – не выделяет себя – если народ есть черный хлеб (во время войны) – то и он черный. Опенкина зовут «душевный коммунист».

 

Пришла к Мартынову Марья Сергеевна Борзова, жена Борзова – первого секретаря райкома, директор «сортсемовощ» с докладной, что арбузы и дыни не вызревают в колхозах, потому что семена привозят с Крыма и Кубани – а там лето на 1,5 месяца длиннее. Разговаривает с Мартыновым о том, что ее муж – первый секретарь и Мартынов –второй секретарь - постоянно ссорятся – и предлагает им разъехаться по разным колхозам. Мартынов против.

Борзов ездил лечиться и отдыхать, но вернулся заранее, потому что в «Правде» писали что их область отстает. Он вернулся срочно. Он сразу приехав, не заходя домой, взялся за дела, помогать Мартынову. Борзов предложил богатым колхозам поднять планку нормы зерна. Стране нужен хлеб – пусть еще потрудятся. Мартынов говорит, что из-за разгильдяйства в других колхозах страдают ответственные колхозы. Борзов говорит «главная помеха хлебопоставкам в районе на сегодняшний день – это ты, товарищ Мартынов. Сам демобилизовался и других расхолаживаешь, разлагаешь партийную организацию» (это он говорит не правомерно, Мартынов думает о людях в первую очередь а не о плане). Борзов позвал секретаря и продиктовал ему письмо всем колхозам, чтобы все включали всю технику и выходили в поле (а это практически невозможно из-за трехдневного дождя). Мартынов же предлагает (не тупить) и сделать навесы для хлеба от дождя «машину не уговоришь по грязи работать – человека можно уговорить». Они спорят. Борзов говорит – просись в другой район –не можем мы вместе работать. Мартынов говорит, что не хочет в другой район, даже с повышением по должности, он здесь людей и поля знает, и он «не Молчалин, чтобы не сметь свои суждения иметь».

Прошло бюро (обсуждение). Кто за идеи Мартынова, кто за Борзова. Но решили повременить – дождаться погоды.

Руденко говорит что Борзов по приезду сразу хочет больше хлеба поставить, чтобы сравнили сколько давал Мартынов без Борзова, и сколько как приехал Борзов. Руденко говорит сам с собой «не всегда стало быть, та первая голова и есть, которая первая по чину…».

Утром Мартынов поехал в самый крупный отстающий колхоз – воодушевлял народ на работу. Все вышли в поле и работали. Дождь прекратился. Все стало идти как надо. Вышло что в первую пятидневку при Борзове таки и сдали больше хлеба (но не из-за руководства, а потому что дожди кончились).

Жена Борзова звала Мартынова вечером к ним в гости, тот не спешил. Борзов уехал по делам – он настойчиво позвала Мартынова.

Борзов спросил у Марии за что у нее орден Ленина? Она сказала что в девичестве была трактористкой и за хорошую работу получила. Теперь никто не помнит ее девической фамилии и не помнит как о ней писали в газетах. Мартынов стал рассказывать про себя – он неудавшийся писатель. Был спецкором.

Борзова жалуется что не хотела с комбайна уходить, да муж ревновал к бригадиру, да и надо было семейный уют налаживать. Здесь она попросила должность – послали директором. А она в этом ничего не понимала.

Марья начала расспрашивать что у них с Борзовым все не идет работа совместная?

Мартынов говорит что Борзов думает только о плане и не видит за ним жизни людей – тоесть выходит думает о себе, о репутации.

А почему район средний – потому что есть богатые и отстающие колхозы. Но отстающим не помогают, а от богатых больше берут. Это «головопятство». «У лучших колхозников опускаются руки – что ж мы обязаны век трудиться за лодырей?».

Мартынов говорит что надо председателей выбирать из своего же колхоза. «Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками, с холодной душой». Рассуждает, что надо людей посылать в председатели не только с дипломом, но и умеющих руководить.

Очерку нет пока продолжения так как он пишется почти с натуры. Автор видел много таких вот споров в разных колхозах.

 

На переднем крае.

 

(Продолжается рассказ про Мартынова)

Он стал первым секретарем.

Он приезжает в поле, там последний пашет один трактор – все уехали, а он работает. Мартынов сначала с теплым чувством к ним подъехал. Потом оказалось что они неправильно пашут – под свеклу надо глубже пахать. Тракторист Ершов начал оправдываться, Мартынов ему доказывает, что это его поля, что он здесь хозяин и надо добросовестно подходить к делу. Оказывается, что трактористу невыгодно по трудодням делать больше хлеба. И комбайнеру тоже – за большее количество вспаханного поля получают больше. А большое количество поля при небогатом урожае. Мартынов в шоке «куда ж мы идем, что за организацию труда, при которой трактористу невыгодно выращивать высокие урожаи?».

Передний край – это машинно-тракторные станции (МТС) – тут делается урожай.

Мартынов идет по полю и рассуждает – что делать… «сельское хозяйство требует гибкости ума, смелости, находчивости, год на год не похож, заранее из кабинета всего не предусмотришь». «Самый страшный враг у нас сегодня – формализм».

 

Едет вместе с директором МТС Глотовым. Завел разговор о том, как бы сделать чтобы МТС за урожай тоже билось а не за сделанные гектары?

Они ехали в большой снег – еле доехали до села. Там остановились в общежитии для трактористов. Мартынов разговаривает с трактористами. Тракторист дет Ступаков говорит, что хотят люди к совхоз, потому что там зарплата фиксированная. А в колхозе –что посеешь то и пожнешь. Говорит что много где побывал по России, поработал. Говорит, были бы такие руководители как Опенкин –он бы работал – а то все разгильдяи, а что на них работать. Мартынов сказал – будете выбирать председателя – все и скажете.

Мартынов спрашивает «почему работаете как подрядчики, а не как хозяева, которым каждый лишний колосок дорог?»,почему халтурите? Трактористы на перебой начали рассказывать, а Мартынов посмотрел на директора МТС спящего и подумал «какие люди, какие мысли, а он дрыхнет!», он его разбудил. В споре оказывается, что надо не новые тракторы, а мастерские строить.

Уже перед уходом Мартынова его спрашивают почему сняли Борзова? Он рассказывает что однажды на собрании с кем то поцапался, и позвонил потом в милицию и спросил «нет ли у вас какого- нибудь хиленького дела на него? если нет – заведите» вот за это и сняли. А трактористы говорят – даже и сняли то не за то. За то что плохо руководил не сняли, а как совсем оборзел так сняли.

Работники говорят, что им важно чтобы начальство ездило к ним. Потому что все общее – дело общее.

Потом Мартынов у себя в кабинете осуждает Глотова, назвавшего бездейственность «политической пассивностью».

Посреди их разговора заходит Марья Борзова, выглядит плохо. Мартынов рассказывает Глотову, что Марья в девичестве была известной трактористкой. А сейчас занимает не свою должность. И тутже предлагает Марии идти к Глотову замполитом. Оказывается что Борзов уехал в другой поселок учителем истории.

Глотов ушел. Марья Сергеевна была растревожена. Она говорит что не хочет ехать с Борзовым в другое село. Осталась бы лучше здесь и пошла в МТС. Говорит, что не может с ним жить. Не верит ни одному слову. Сокрушается, почему не ушла раньше. Говорит что он эгоист.

Настало время бюро. Пришли люди. Они хотели обсуждать как модернизировать МТС – но Мартынов предлагает разъехаться по колхозам, лично поговорить с народом – и понять что и как надо сделать.

 

В том же районе

 

Утром Марья звонит Мартынову и говорит что едет к мужу – посмотреть как он устроился. Через неделю к нему пришел сам Борзов. Борзов вспоминает как был первым секретарем. Говорит, что «умел держать район в страхе». Стал оправдываться за свой поступка за который его сняли с должности. Мартынов сказал что Борзов не понял из-за чего его сняли – из-за того что район отстал при нем. Но высказывать не стал - без толку.

 

Город кстати Троицк назывался.

Мартынов встречается случайно с Марьей Борзовой. Она говорит, что остается здесь. Пойдет в МТС. Оказалось что у Борзова в Борисовке старая привязанность есть, моложе Марьи. И раньше об этом говорили, но она не верила. Марья приехала навестить мужа в село, а остановилась в гостинице, потому что эта женщина уже живет у него!

А Борзов еще и осуждает жену – подозревая что у них что-то с Мартыновым. Рассказали ему тогда что Мартынов заходил к Марье пока дома мужа не было.

Они гуляли. Мартынов познакомил Марью со своей женой. Мартынов рассказывает Марье о своей былой жизни – как был собкором, как объездили пол России с женой.

 

К Мартынову приходят посетители:

Приходит к Мартынову бабушка и жалуется на начальство в своем селе – пьянствуют уже несколько дней. Рассказывает что-то про попов (ну понятно что о них все плохо). Потому что народ от нечего делать пьет водку – а повод – каждый православный праздник (это почти каждый день). Бабушка Суконцева предлагает придумать советские праздники. (((типа по советским праздникам можно водку глушить…..ваще)))). Бабушка говорит, что на советские праздники куда меньше беспорядку. Мартынова эта идея заинтересовала.

 

Пришел к Мартынову комсомолец шофер Терехов. Придумал как два счета ликвидировать повсеместно взяточничество. Рассказал что везде берут взятки – натурой. Он придумал что надо чтобы тому кто дает взятку ничего не было за это, тогда бы они смогли стучать на тех кто берет. Тогда те кто берет взятки побоялись бы за свое место.

 

Пришел старый чемпион Европы по борьбе – предложил заниматься в школах с детьми – преподавать искусство борьбы.

 

Мартынов делает наставление Марье, отправляющейся на работу политруком «партийный работники – инженеры человеческих душ».

 

Приехали по совету Марьи к Дорохову – бывшему председателю колхоза. Его исключили из партии за «дуэль». Он по дороге с войны домой познакомился с офицером. Привел в свою деревню. Тот стал рассказывать что советская власть обокрала людей, что вот свое поместье хорошо. Начал показывать разные золотые вещи свои – часы, портсигар. Короче Дорохов выстрелил в этого офицера но не попал. Его судили, но он все описал подробно как было и его помиловали.

Мартынов предложил стать ему председателем колхоза. Он с радостью согласился.

Он посоветовал в бригадира МТС свою давнюю знакомую тетю Полю.

Марья Борзова едет к тете Поле и уговаривает ее стать бригадиром.

Марья придумала собрать женскую бригаду трактористок.

Глотов на собрании произнес пламенную речь «Да как вы могли бросить такую почетную специальность? Неужели в горшки заглядывать интереснее, чем заглядывать на тысячи гектаров? Тракторист – самая главная должность на селе»

 

Глотов говорит в разговоре с Мартыновым «В деревне такому человеку, что ничего не понимает в сельском хозяйстве и понимать не хочет, дать такому человеку власть – все равное что сумасшедшему в руки оружие вложить»

 

На партбюро все читали по бумажке свои отчеты. Мартынову это надоело и он сказал что не надо читать то что от вас хотят – надо излагать свои мысли –если их нет – не выходить. Изза этого он поцапался с инструктором (типа мужик который наблюдает чтобы собрание шло по регламенту). Тот настучал и Мартынова вызвали в обком партии. Но в обкоме секретарь был полностью согласен с мнением Мартынова о вреде пустословия на собраниях.

 

Своими руками.

 

Решение сентябрьского съезда ЦК гласило привлекать в колхозы проверенные и лучше кадры. Вот Мартынов и решил так сделать.

 

Мартынов поехал в самый отстающий колхоз. Там оказались в начальстве пьяницы и жулики. Пьянство и взятки.

Мартынов вернувшись домой предложил членам райкома идти самим в председатели колхозов – для установления порядка.

Руденко, председатель райисполкома соглашается идти председателем в колхоз. Только боится – согласится ли жена. Вечером пришли Мартынов и Руденко к жене – разыграли сцену – типа нужны толковые люди в колхозах – пол часа ломали комедию – а она и говорит – я знаю что ты в колхоз собрался – каждую ночь во сне об этом говоришь – нечего было передо мной тут цирк устраивать. Я и сама хочу в колхоз.

 

Собрали партактив. Мартынов выдвинул кандидатуры «управленцев», которые он бы хотел отправить в колхозы. Долго шли разговоры. Почти все согласились.

Все разъехались в колхозы. Те, кто не хотел – исключили из партии. Звонит Мартынову секретарь обкома – спрашивает как же Мартынов будет работать без своих руководителей районных? Мартынов сказал что хочет просить у обкома специалистов. Секретарь обкома порадовался, сказал что так сразу и понял. Сказал, что даст работников. Похвалил Мартынова, задал написать об этом статью в газету как бывшему газетчику. Позвал Мартынова в обком работать, но Мартынов не пошел, сказал «полюбился мне этот городишко, район. Надо поработать здесь. Так поработать, чтобы и потом добрым словом поминали нас».

 

Трудная весна

(опять рассказ про молодца Мартынова – он больше 200 стр. думаю предыдущих будет достаточно).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.46 (0.017 с.)