ТОП 10:

По проблеме «Тоталитарная альтернатива»



 

1. Рассмотрите комплекс специфических явлений и противоречий, порожденных процессом ускоренной модернизации в странах «догоняющей модели» (во «втором эшелоне»):

→в системе экономического производства,

→ в системе социальных связей, социальной структуре общества,

→ в государственно-политической системе, политической культуре общества,

→ в духовной сфере, массовом сознании.

На основе осуществленного анализа, сформулируйте вывод о причинах и исторической природе тоталитарного процесса.

1. Проанализируйте проблему альтернативности в развитии индустриального общества, неизбежности цивилизационного раскола западного общества, ключевые отличия либерального и тоталитарного «проектов», возможность и целесообразность их этической оценки.

2. Проанализируйте особенности основных моделей диктаторских режимов, возникших в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в межвоенный период:

→ германская модель,

→ итало-австрийская модель,

→ иберийская (испано-португальская модель),

→ восточноевропейская модель (польский, румынский, болгарский, венгерский, финский опыт авторитарного пути «догоняющего развития»).

На основе анализа сформулируйте основные отличия данных моделей, в том числе определите степень тождественности классификации тоталитарных политических режимов (как системы политических институтов) и классификации авторитарных моделей «догоняющего развития» (как целостных общественных моделей). Рассмотрите тезис о качественном различии тоталитарного и фашистского обществ, фашистских и «фашизоидных» (военно-авторитарных) диктатур.

3. Рассмотрите общее и специфическое в социально-экономическом, политико-правовом, идеологическом, социокультурном развитии Третьего Рейха и СССР. Выделите черты этих общественных систем, составляющих основу особой тоталитарной модели развития. Соотнесите логику развития этой модели и процесса модернизации, универсального для стран Запада, ответив на вопрос, в какой степени тоталитарное общество являлось альтернативой индустриальной цивилизационной модели.

4. Выясните возможность рецидива тоталитарного процесса в условиях более поздних стадий модернизации, в том числе в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.

5. Рассмотрите основные этапы формирования теории тоталитаризма, особенности политической, социологической, социо-психологической трактовок происхождения и природы тоталитарного процесса. Вычлените основные положения, характерные для современной отечественной историографии истории тоталитаризма.

Проанализируйте законодательство фашистской Германии. Из общей массы законов гитлеровской Германии выделите те акты и положения, которые свидетельствовали о принципиальном изменении формы государства, его политического режима, способов и методов осуществления государственной власти при фактически полной ликвидации демократических принципов и институтов Веймарской конституции 1919 г.

Обратите внимание на особенность государственно-правового развития Германии после ее военного поражения в мае 1945 г., состоявшую в том, что будущая форма политической самоорганизации немецкого народа определялась не им самим, а странами-победительницами.Воспользуйтесь хрестоматией и проанализируйте основные положения Потсдамской конференции 1945 г.Попытайтесь самостоятельно выявить причины перекосов в реализации положений Потсдамской конференции и охарактеризовать последующий ход событий, приведший к созданию двух независимых германских государств: ФРГ и ГДР.

Установите последовательность событий, которые привели к окончательному расколу Германии и дальнейшему обособлению. Тщательно исследуйте вопрос о разработке, принятии и общей характеристике Основного закона ФРГ 1949 г. Определите принципы, которые легли в основу данного документа. Следует также определиться с: 1) формой государственного устройства; 2) формой правления; 3) организацией государственной власти.

При этом обратите внимание на правовые новеллы и последующее развитие Боннской конституции 1949 г.

 

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. /под ред. Черниловского З.М. - М., 2002.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2 т. Т.2. /под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В. - М., 2002.

Основная литература

1. Графский, В.Г. Всеобщая история государства и права: учебник/ В.Г. Графский. - М.: НОРМА, 2010.

2. История государства и права зарубежных стран/ под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. - Ч.1, 2. – М. , 2007.

3. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник/ М.Н. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

 

Дополнительная литература

1. Баев, В.Г. Право и политика Карла Шмита. Веймарская республика в Германии 1919-1933 гг.// История государства и права. - 2005. - № 3.

2. Кошелев, Д.А. Термин «государство» в национал-социалистическом германском праве (1933-1945)// Правоведение. - 2004. - № 6.

3. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права. В 2 т. Т 2. / О.А. Омельченко. - М., 2005.

4. Певницкий, С.Г. Становление гражданского общества в посттоталитарном государстве // История государства и права. - 2004. - № 3.

5. Смоленский, М.Б., Рыбак, С.В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран/ М.Б. Смоленский, С.В. Рыбак. – М., 2011.

6. Тоталитаризм в Европе XX в.: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоление. - М., 1996.

7. Шумилов, В.М. Введение в правовую систему ФРГ/ В.М. Шумилов. - М., 2001.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Какая форма государственного устройства Германии устанавливалась Конституцией 1919 г.?

2. Какие правовые принципы демократического государства нарушались в законодательстве фашистской Германии?

3. Как изменилось государственное устройство Германии после прихода к власти нацистов?

4. Каково было положение во властной иерархии нацистской партии?

5. На какой основе произошло образование единого германского государства в октябре 1990 г.?

6. Что такое «режим канцлерской демократии» в современной Германии?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.17 (0.008 с.)