Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. 2. Демократический опыт формирования конституционного государства в СШАСодержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Задания для самостоятельной работы * 1) Дайте определение следующим понятиям: Аболиционизм - _________________________________________ Метрополия - ____________________________________________ Реконструкция - _________________________________________ Сегрегация - _____________________________________________ Лоялист - ________________________________________________ * 2) Знаком + или – отметьте, согласны ли вы с данными утверждениями. Причинами войны за независимость английских колоний в Северной Америке послужили: 1. запрет английского короля и парламента вести морскую торговлю на судах, принадлежащих колонистам; 2. стремление английского короля усилить в колониях влияние католической церкви; 3. запрет английского парламента основывать в колониях мануфактуры, производящие изделия из железа; 4. препятствие английского парламента эмиграции в Северную Америку; 5. королевский указ о запрещении колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские горы; 6. запрет английского парламента на издание жителями колоний своих газет и журналов; 7. запрет английского парламента на производство в колониях тканей; 8. введение метрополией гербового сбора; 9. отсутствие у жителей колоний своего представительства в английском парламенте; 10. стремление жителей колоний к свободе и равенству; 11. отказ распространить действие английских конституционных актов на жителей колоний. 3) Французский историк А. де Токвиль (ХIХ в.) отмечал, что в период составления конституции у американцев было две задачи – сохранить особенность каждого штата и в то же время объединить весь народ в единый союз. Как на ваш взгляд была решена эта проблема? Раскройте сущность данного понятия. Установите соответствие между правой и левой колонками.
* 5) Внимательно прочитайте предложенные фрагменты из Декларации независимости (1776 г.) и ответьте на следующие вопросы и выполните задания: 1. Как обосновывают авторы документа право колоний на независимость? 2. Что имели ввиду авторы «Декларации независимости», когда писали «Все люди сотворены равными…»? 3. Какие идеи эпохи Просвещения отражены в этом документе?
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ 4 ИЮЛЯ (1776 г.) Единогласная декларация 13 США «… Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство. … мы, представители Соединенных Штатов Америки… объявляем от имени и по полномочию народа, что эти соединенные колонии суть и по праву должны быть свободные и независимые Штаты. С этого времени они освобождаются от всякого подданства британской короны… В качестве свободных и независимых Штатов они приобретают полное право объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать все то, на что имеет право всякое независимое государство».
II. План семинарского занятия (Форма обучения: очная и заочная) Семинар № 1. 1. Система управления североамериканскими колониями. «Мэйфлауэрское соглашение». 2. Декларация независимости и первые конституции американских штатов. 3. Статьи конфедерации 1781 г.: переход от конфедеративной к федеративной форме государственного устройства США. *Семинар № 2. 1. Конституция 1787 г.: история создания, основные 2. Основные поправки к американской Конституции:
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к Семинарскому занятию Следует начать изучение данной темы с ознакомления с учебной литературы, в первую очередь с учебника О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. Прежде всего, обратите внимание на своеобразный характер войны за независимость и образование нового государства на карте мира – США. В процессе формирования нового государства особая роль отводится правовым актам, наиболее значительными из которых являются «Декларация независимости» (1776 г.) и Конституция США (1787г.). Обратите особое внимание на организацию управления в североамериканских колониях Англии, выявите основные тенденции в колониальном конституционализме (реакционную и демократическую.) Уясните сущность военного и административного гнета метрополии относительно колоний, причины и условия, способствующие началу революционной войны за независимость, выясните особенности американской революции. Проанализируйте содержание конституционных актов, таких как: Декларация прав штата Вирджиния (12 июня 1776 г.), конституций отдельных штатов, Декларации независимости 1776 г., Статей конфедерации 1781 г., юридически оформивших «вечный союз между штатами». Знание косвенной системы управления североамериканскими колониями — необходимое условие для определения уровня их демократического развития, связанного с особым характером «белых» колоний в Америке, с формальным предоставлением их жителям королевских Хартий прав и свобод, действующих в метрополии. Получить ясное представление об уровне развития демократии в североамериканских колониях, о существовавших в них государственных учреждений и правовых институтов вам поможет анализ Декларации независимости 1776 г. В детальном анализе нуждается документ, вошедший в историю американского государства как «Мэйфлауэрское соглашение» (1620 г.), в котором нашли отражения взгляды пилигримов на будущее государственное и общественное устройство североамериканских колоний. Прежде всего, обратите внимание на создание в ходе войны за независимость континентальных конгрессов, которые фактически стали первой организационно-правовой формой объединения колоний, с присущими ей некоторыми чертами будущего конфедеративного союза. Рассмотрите вопросы, которые решались на Первом, Втором и Третьем континентальных конгрессах, выявите при этом общую тенденцию постепенного расширения полномочий конгресса в определении единой внутренней и внешней континентальной политики, в закреплении прав колонистов в первых принятых конгрессом декларациях прав, в организации колониальной армии, в создании с этой целью общей казны и пр. Уделите внимание трудностям поисков штатами приемлемых для них форм правления. При общем признании республиканского строя они расходились в толковании принципа разделения властей. Попытайтесь выявить различия в организации власти и управления в отдельных американских штатах, проанализировав их конституционное развитие. Уясните, с какой целью (эти цели ясно изложены в ст. 3 Статей конфедерации 1781 г.) и на каких принципах создавался первый конфедеративный союз штатов. Конфедеративная форма государственного устройства США очень рано обнаружила свою неэффективность в решении насущных задач, стоящих перед всеми штатами. Проанализируйте те статьи конфедерации, которые касались системы органов конфедеративной власти, структуры, принципов создания, компетенции конфедеративного Конгресса (ст. V, VI, VIII, IX и пр.) и Комитета штатов (ст. IX—X). Особо обратите внимание на порядок принятия Конгрессом совместных решений. На основе анализа статей Конституции 1787 г. обоснуйте особенности формы правления США — президентской республики, основные принципы американской Конституции: республиканизм, федерализм, разделение властей (с механизмом сдержек и противовесов) и судебный конституционный контроль. Обратите внимание и на пробелы, содержащиеся в тексте данного документа. Авторы Конституции США 1787 г. отказались от принципа «парламентаризма», от английского варианта принципа разделения властей, основанного на верховенстве неограниченного в своих правах законодательного органа, разработав, при этом, механизм «сдержек и противовесов». Исследуйте действие этого механизма на основе анализа разд. 2 ст. 1, разд. 4 ст. 2 о конституционном институте импичмента, разд. 7 ст. 1 об отлагательном президентском вето, а также принципа судебного конституционного контроля, закрепленного решением Верховного суда США 1803 г. (Суда Маршалла) по делу «Мэрбери против Мэдисона». Рассматривая другой основополагающий конституционный принцип — принцип федерализма, получивший название «дуалистического» (двойственного), внимательно проанализируйте содержание разд. Ст. 1 Конституции, в котором устанавливается предметная компетенция федеративного союза, и содержат поправки 1791 г. к Конституции. Детально изучите историю принятия Билля о правах — первых десяти поправок к американской конституции, а, кроме того, содержание последующих поправок, принятых в XIX—XX вв., без анализа которых трудно представить ныне действующую Конституцию США. Постарайтесь усвоить содержание поправок I, IV, V, VI, VII, закрепляющих перечень прав и свобод американцев, уяснить содержание поправок XIII, XIVI, XV в контексте целей и последствий гражданской войны XIX в. между Севером и Югом, а также принятых в XX в. поправок, касающихся высших органов государственной власти и демократизации избирательного права: XVII (1913г.), XIX (1920г.), XXII (1951г.), ХХП (1964г.), XXV (1967г.), XXVI (1971г.), XXVII (1992 г.). Представление о ныне действующей Конституции СIIIA нельзя получить и без знания основных направлений деятельности Верховного суда США, созданных им в ходе интерпретации Конституции многочисленных доктрин, касались ли они прав американских граждан, компетенции федерального конгресса или легислатур штатов, экономических полномочий центральной власти и пр. IV. Рекомендуемые источники Нормативно-правовые документы 1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. Черниловского З.М. - М., 2002. 2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2 т. Т. 2. /под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В. - М., 2002. Основная литература 1. Графский, В.Г. Всеобщая история государства и права: учебник/ В.Г. Графский. - М.: НОРМА, 2010. 2. История государства и права зарубежных стран/ под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. - Ч.1, 2. – М., 2007. 3. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник/ М.Н. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Дополнительная литература 1. Головко, Ю.М. Правовые идеи американцев перед революцией (1776-1783 гг.): Джон Адамс// История государства и права. – 2011. - № 8. 2. Мурадов, С.Э. Некоторые аспекты политико-правовых взглядов американских федералистов // История государства и права. - 2007. - №8. 3. Петрова, Е.А. Основные исторические этапы развития американского права // История государства и права. - 2006. - № 5. 4. Сморгунова, В.Ю. Исторические особенности зарубежного теоретико-правового дискурса о гражданских добродетелях// История государства и права. - 2005. - № 6. 5. Сморгунова, В.Ю. К истории формирования американской правовой культуры и гражданской идентичности // История государства и права. - 2006. - № 2. 6. Тураханов, Т.Х. Эволюция правового регулирования политической деятельности гражданской службы в США// История государства и права. – 2011. - № 2. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Какие западноевропейские традиции принесли с собой колонисты? 2. Какие цели ставили перед собой колонисты? Входило ли в планы колонистов отделиться от Англии? 3. Какое значение для истории английских колоний в Северной Америке имело соглашение, заключенное на борту «Мэйфлауэра»? 4. Было ли неизбежным начало войны за независимость? 5. Правомерно ли будет назвать Войну за независимость североамериканских колоний буржуазной революцией? Аргументируйте свой ответ. 6. Какие пункты «Декларации независимости», предложенные Джефферсоном, были изъяты из документа? Какими соображениями это оправдывалось? 7. Какую роль в быстром успехе США сыграла американская демократия? Были ли у нее преимущества по сравнению с европейской демократией? 8. Объясните, что отличало США от других стран Нового времени? 9. В чем своеобразие судебно-правовой системы США?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.006 с.) |