Введение должно включать следующие элементы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение должно включать следующие элементы.



Актуальность. Актуальность можно определить как значимость, важность, весомость, приоритетность среди других проблем и событий.Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к бакалаврской работе студента. Выбор темы начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересного для студента предмета из ранее изученных дисциплин, а также с учетом его ориентации в дальнейшей профессиональной деятельности. Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики и управления, которые делают рассматриваемую проблему актуальной.

Объект и предмет исследования. Объект – это сфера социально-трудовых отношений или институциональное образование, в рамках которой проводится исследование. Определение же предмета исследования – это, прежде всего, уточнение направления работы.

Понятие объекта исследования всегда шире, чем предмет. Если объект – конкретное предприятие, то предмет – изучаемый процесс в рамках этого предприятия. Именно на предмет исследования должно быть направлено основное внимание, поскольку предмет определяет тему бакалаврской работы.

Для исследования предмета формулируются цель и задачи.

Цель исследования. Цель исследования – это краткая словесная формулировка желаемого конечного результата.

Задачи исследования. Задачи бакалаврской работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы решения проблемы для достижения главной цели.

Методы исследования Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах человеческой деятельности. Например, при выполнении бакалаврской работы обычно используют следующие методы:

§ изучение и анализ научной литературы;

§ изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

§ сравнение, анализ, синтез, анкетирование.

Практическая значимость Практическая значимость заключается в полезности и возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

Введение и заключение должны давать полное представление о цели, задачах и результатах исследования. Введение и заключение обычно пишут после подготовки всех разделов бакалаврской работы. Сложившаяся традиция обусловлена тем, что только после завершения всей работы можно подвести её итоги.

Изложение материала в бакалаврской работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

 

Теоретические основы решения проблемы Аналитический обзор состояния вопроса по рассматриваемой проблеме должен быть достаточно полным и конкретным. При этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. Если обнаружены противоречия в литературных источниках, то необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. При этом если в работе критически рассматривается чья-то точка зрения, то его высказывание надо излагать без сокращений. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих нормативных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Естественно, представляет интерес сравнительный анализ зарубежного опыта по решению сходных проблем.

Отдельные положения можно иллюстрировать цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в таблицы.

Работа над первой главой всегда содержит элементы творческого поиска, поскольку требует систематизации и классификации накопленных знаний по предмету исследования. Поэтому данная глава считается учебно-исследовательским разделом дипломной работы.

Финансово-управленческая диагностика предприятия. Вторая главаявляется расчетно-аналитическим разделом дипломной работы и логическим продолжением теоретического раздела.

Первичными материалами для анализа являются результаты анкетного опроса, планы, бухгалтерская и статистическая отчетность, нормативная документация. Материалы должны быть полными и достоверными, чтобы на их основе можно было выполнить анализ проблемы и разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков. Кроме того, информация должна быть релевантной, то есть непосредственно относящейся к теме, а её объем – необходимым и достаточным для объективных выводов.

Анализ и обработку собранной информации следует выполнять с помощью современных методов статистической обработки данных. Методы исследования выбирают согласно теме, с учетом поставленных задач, условий производства, наличия исходных данных, реальных возможностей и бюджета времени студента.

Расчетно-аналитический раздел, представленный в бакалаврской работе второй главой, строится по общему принципу: ретроспекция – диагностика – прогнозирование. Другими словами, анализ вопроса должен базироваться на данных прошлых лет, информации о текущем состоянии объекта и прогнозировании тенденций изменения параметров состояния.

В начале главы приводятся общиесведения о предприятии: профиль, место в экономике края, краткая история создания и развития, стабильность работы, организационная структура.

Затем выполняется ретроспективный анализ динамики основных экономических показателей за несколько лет. В качестве обобщающих показателей применяется выручка, себестоимость, чистая прибыль, численность персонала, показатели эффективности и интенсивности использования ресурсов предприятия.

На основе данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за два-три предыдущих года с помощью выбранных методик выполняется анализ и оценка финансового состояния, атакжепрогнозирование вероятности банкротства предприятия или организации. В процессе оценки выявляются факторы, которые влияют на состояние изучаемого объекта, отмечаются имеющиеся недостатки, выявляются причины сложившегося положения и пути устранения недостатков.

Далее следует выполнить анализ внешней среды, то есть прямых и косвенных факторов, оказывающих влияние на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Данный параграф в зависимости от темы работы можно представить в расширенной форме как SWOT-анализ, то есть систематизировать силы, слабости, возможности и угрозы, существующие на данный момент для предприятия.

Содержание остальных параграфов определяется темой работы, но обязательно предлагаются конкретные мероприятия для решения проблемы без детального расчета показателей эффекта и эффективности их реализации.

Оценка полезности рекомендаций выполняется по упрощенным методикам и общим критериям, например, социальным. Кроме того, надо охарактеризовать возможность применения полученных выводов и рекомендаций на других объектах в отраслевом, региональном или муниципальном аспектах, а также перспективы продолжения исследований в выбранной области.

Расчетно-аналитический раздел должен включать иллюстрации в виде графиков, схем диаграмм, рисунков, которые используются для подтверждения выводов по исследуемой проблеме, в том числе, в раздаточном материале и слайдах презентации

 

Заключение. Заключение представляет собой сводку основных результатов работы. Здесь дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций). Объем заключения составляет примерно две страницы.

 

Список литературы. Список должен включать только фактически используемые в бакалаврской работе источники. Список литературы составляется в следующей последовательности:

– законодательные акты;

– нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники;

– специальная литература и периодические издания в алфавитном порядке;

– зарубежная литература.

Библиографическое описание использованных источников выполнятся по ГОСТ 7.1-2003.

При ссылке на источник сразу после упоминания о нем в квадратных скобках проставляют номер, под которым он значится в списке литературы, а при необходимости указывается страница, например, [7, с.20].

 

Приложения. В приложениях размещают копии собранных документов, бухгалтерских и статистических отчетов предприятий, на основе которых выполнена работа, громоздкие таблицы, графики, диаграммы, другие документы. Объем приложений формально не ограничен и не включается в обязательное количество страниц бакалаврской работы.

 

ОФОРМЛЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

 

3.1. Общие требования

Основной текст. Бакалаврская работа должна быть выполнена на одной стороне листа формата А4 через 1,5 межстрочных интервала, шрифт Times New Roman 14 пт., отступ абзаца 1,25 см., выравнивание – по ширине, поля слева – 3 см, сверху и снизу – 2 см, справа – 1,5 см.

Все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа, на котором ставить номер не принято. Порядковые номера ставят по центру нижнего поля страницы.

На титульном листе указывается наименование вуза и выпускающей кафедры, специальность, фамилия и инициалы студента, тема дипломной работы, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя.

Каждая глава, а также аннотация, введение, заключение, список литературы, приложение начинаются с новой страницы, а заголовки этих разделов набирают прописными жирными буквами шрифтом Times New Roman 14 пт. с форматированием по центру. Слово «глава» можно не писать, а оставить только её порядковый номер. Аннотация, введение, заключение, список литературы и приложение не нумеруются.

Основная часть выпускной аттестационной работы состоит из глав и параграфов. Каждый параграф при необходимости может быть структурирован на отдельные пункты, хотя это делать нежелательно. При делении текста на параграфы и пункты необходимо, чтобы каждый выделенный элемент содержал законченную информацию.

Параграфы нумеруют арабскими цифрами по общему правилу, то есть разделенные точкой номер главы и порядковый номер параграфа в этой главе.

Номер выделенных внутри параграфа пунктов включает разделенные точкой номер главы, номер параграфа и номер пункта в пределах данного параграфа. После названия главы, параграфа или пункта точку не ставят

Заголовки параграфов и пунктов печатают жирным шрифтом строчными буквами и форматируют по центру страницы.

Расстояние между заголовком и текстом, а также расстояние между заголовками главы и параграфа должно быть равно двум интервалам, то есть надо пропустить одну строку.

Если внутри параграфов или пунктов приведены перечисления, то используют инструменты редактора Word «Нумерованный список» или «Маркированный список». Для редактирования списка используют меню «Формат – список

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в тексте без ссылки на список литературы, то используют знаки сноски, которые автоматически размещаются в нижней части данной страницы. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. При этом используют инструмент редактора Word «Вставка – ссылка – сноска».

В тексте не рекомендуется использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, положениях, применяя разные шрифты и стили, которые используются в основном в учебной литературе. Однако в раздаточном материале и слайдах презентации применение рекламных приемов вполне оправданно.

В работе должны применяться термины, обозначения, определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в экономической литературе.

 

Таблицы. Порядковый номер таблицы и её название помещают над таблицей с форматированием по центру. Для таблиц в отличие от основного текста целесообразно использовать шрифт Times New Roman 12 пт.

Номер таблицы включает номер главы и порядковый номер таблицы в этой главе, разделенные точкой, как показано ниже.

 

Таблица 2.7 – Финансовые результаты предприятия

 

Этот же принцип используют и при нумерации рисунков. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей. Если единица измерения является общей для всех табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия через запятую.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если таблица по размеру превышает одну страницу, ее выносят в приложение. Разрывы таблиц в тексте нежелательны, так как при переносе на следующую страницу они менее наглядны, поэтому надо использовать возможности компьютерного редактирования.

Таблицы можно строить и в редакторе Word и в Excel. Если значения табличных данных связаны формулами, например, при выполнении временного и структурного анализа бухгалтерского баланса, то надо использовать Excel, чтобы при необходимости иметь возможность автоматического пересчета таблицы. В этом случае при копировании из Excel для обеспечения возможности редактирования надо использовать специальную вставку, а не обычную.

Все таблицы надо форматировать по ширине листа: «Таблица – автоподбор – автоподбор по ширине окна».

При необходимости переноса части таблицы на другую страницу название таблицы указывают только над первой частью, а над второй – пишут «Продолжение таблицы» с указанием её номера.

Таблицы можно, но нежелательно размещать в альбомной ориентации страницы.

Графу с наименованием «№ п/п» включать в таблицу сейчас не принято. Обычно порядковые номера указывают арабскими цифрами в колонке таблицы перед их наименованием. Если все же есть необходимость порядковой нумерации, то вместо «№ п/п» в соответствующей графе пишут, например, «Номер позиции», «Номер реализации» и т. д.

Ссылки в тексте на таблицы дают без скобок, например, «в таблице 2.7 приведены…».

Таблицы каждого приложения нумеруют арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, которые обозначают прописными буквами русского алфавита, то есть А, В и т. д., но больше двух-трех приложений использовать в бакалаврской работе не рекомендуется.

 

Иллюстрации. В бакалаврской работе используют иллюстрации в виде графиков, схем, диаграмм, рисунков, причем на все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Все иллюстрации нумеруют арабскими цифрами по такому же принципу, как и таблицы: номер главы, точка, порядковый номер рисунка в данной главе, например:

 

Рисунок 1.4 – Организационная структура управления предприятием

 

Все иллюстрации выполняют с помощью инструментов Excel: графики и диаграммы – с использованием мастера диаграмм, рисунки – с помощью панели рисования, блок-схемы – с помощью инструмента «Схематическая диаграмма» или с помощью автофигур на панели рисования. Ссылки в тексте на рисунки дают без скобок, например, «на рисунке 1.4 видно…»

 

Формулы всегда выделяют из текста в отдельную строку. Допускается исключение для простых соотношений, содержащих не более двух-трех символов без дробей и радикалов. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена свободная строка. Набор формул выполняют с помощью редактора MS Equation 3.0 (Вставка – объект) или других программ, а форматирование – по центру. Расшифровку буквенных обозначений приводят сразу под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле, причем каждое обозначение дают с новой строки. Первая строка должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Формулы нумеруют по порядку в пределах каждой главы арабскими цифрами, заключенными в круглые скобки в крайнем правом положении на строке. Ссылки на формулы дают в скобках, например, в формуле (2.5).

Пример использования формул в тексте приведен ниже.

 

Критическое значение объема продаж в натуральном измерении определяется точкой пересечения линейных функций доходов и затрат:
, (2.5)
где – постоянные издержки;
– цена за единицу товара;
– переменные издержки на единицу товара.

 

Приложения. Материал, дополняющий текст дипломной работы, допускается размещать в приложениях. Приложениями могут быть таблицы большого формата, расчеты, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы, отдельные положения из инструкций и правил. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В тексте документа на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложение должно иметь обозначение и заголовок, которые форматируют по центру страницы.

 

Редактирование

Обычно сначала пишут рукописный вариант работы, а затем набирают текст на компьютере. При этом следует соблюдать общие правила создания больших деловых документов.

Бакалаврскую работу надо разделить на файлы в соответствии с утвержденным планом и структурой работы. Другими словами, лучше работать с отдельными файлами типа "Глава 1" или "Глава 2", помещенными в специально папку, например, "Диплом".

Оформительской стороне дела в начале работы над текстом не следует уделять большое внимание. Это следует делать в последнюю очередь, когда будет собран весь документ. При создании документа и цитировании авторов надо сразу делать сноски, где размещаются ссылки на соответствующий источник. Сборка документа выполняется с помощью процедуры: Вставка – Файл – Вставка файла. После объединения всех компонентов надо проверить нумерацию страниц дипломной работы. Для удаления номеров страниц при неправильной нумерации используют меню «Вид – Колонтитулы».

К собранному документу следует применить выбранные стили, причем обычно достаточно три стиля: Основной, Заголовок 1, Заголовок 2. Можно также создать стили для текстов и заголовков таблиц, подрисуночных подписей. Настройки основного стиля показаны ниже.

 

Шрифт Times New Roman, размер – 14 пт.,
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ абзаца – 1,25 см
Отступы слева и справа – 0
Выравнивание – по ширине
Переносы установлены

 

При правильном назначении стилей главам и параграфам многоуровневая нумерация расставляется текстовым редактором автоматически: Формат – Список – Многоуровневый. Это позволяет добавлять, переносить или удалять отдельные пункты в процессе устранения замечаний научного руководителя дипломной работы, не заботясь об их нумерации.

Содержание бакалаврской работы не следует набирать вручную. Если заданы стили, то оглавление создается редактором Word автоматически. Это делается через меню Вставка – Ссылка – Оглавление и указатели. Предварительно надо выделить все заголовки и установить для них выбранные стили.

Следует учитывать, что собранное оглавление будет вставлено в то место работы, где был установлен курсор, а вставить его нужно сразу после титульного листа бакалаврской работы.

 

ЗАЩИТА БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

 

Процедура защиты

 

Законченная бакалаврская работа подписывается студентом на последней странице содержательной части, то есть после Списка литературы, и представляется научному руководителю. После просмотра руководитель подписывает работу и вместе со своим письменным отзывом представляет заведующему кафедрой. В своем отзыве научный руководитель характеризует бакалаврскую работу. Заведующий кафедрой на основании этого отзыва принимает решение о допуске студента к защите, делая соответствующую запись на титульном листе бакалаврской работы. Если заведующий кафедрой считает невозможным допустить студента к защите, то этот вопрос рассматривается на заседании кафедры в присутствии научного руководителя и студента.

Бакалаврская работа с допуском кафедры, отзывом научного руководителя направляется в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) для защиты. По желанию студента в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы, например, отзывы, справки, указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы.

Подготовив работу к защите, студент готовит доклад и наглядную информацию – схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал для использования во время защиты.

Подготовленный к защите раздаточный иллюстрационный материал должен быть согласован с научным руководителем. Раздаточный материал начинается с титульного листа. На следующих страницах идут диаграммы, схемы, таблицы, рисунки, графики, на которые автор ссылается по ходу своего выступления. Поэтому все материалы должны быть пронумерованы и с особой тщательностью проверены, чтобы не было ошибок. Члены комиссии имеют на руках именно раздаточный материал и, задавая вопросы, ссылаются в основном на него.

Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

Доклад должен быть кратким, содержательным и точным с акцентом на собственные выводы и предложения.

Процедура защиты бакалаврских работ определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.

В соответствии с этим Положением к защите квалификационной (бакалаврской) работы допускаются студенты, успешно прошедшие все аттестационные испытания (экзамены и зачеты) в соответствии с учебным планом. Защита бакалаврских работ проводятся на заседаниях Государственной аттестационной комиссии. Кроме членов комиссии на защите должен присутствовать научный руководитель бакалаврской работы. Перед началом защиты членам ГАК секретарем Государственной аттестационной комиссии дается краткая информация из личного дела студента.

Защита начинается с краткого сообщения студента по теме бакалаврская бакалаврской работы. Для доклада основных положений работы, обоснования сделанных выводов и предложений студенту предоставляется 7—9 минут, что соответствует примерно трем страниц обычного текста размера шрифта 12, набранного с межстрочным интервалом 1,5.

Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы работы, целей и задач, предмета и объекта исследования. Далее надо по главам раскрывать основное содержание работы, а затем сформулировать основные результаты работы, сделанные выводы и предложения.

Доклад надо делать свободно, не читая письменного текста, что, естественно, требует предварительной тренировки. В процессе доклада для иллюстрации основных положений работы обязательно использование компьютерной презентации и раздаточного материала.

После доклада студент должен отвечать на вопросы. В дискуссии могут принять участие как члены ГАК, так и присутствующие заинтересованные лица. Затем секретарь ГАК зачитывает отзыв руководителя.

Результаты защиты определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Оценка бакалаврской работы дается членами Государственной аттестационной комиссии на закрытом заседании. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество расчетов, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада, отзыв руководителя, уровень теоретической и практической подготовки студента. Оценки объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.

По результатам итоговой аттестации студентов государственная комиссия по защите бакалаврской работ принимает решение о присвоении им квалификации по направлению (специальности) и выдаче диплома бакалавра.

Если защита бакалаврской работы признается неудовлетворительной, ГАК принимает решение, может ли студент представить к вторичной защите ту же работу с соответствующей доработкой, определяемой комиссией, или же студент обязан разработать новую тему, которая должна быть определена выпускающей кафедрой после первой защиты.

 

Подготовка текста доклада

 

Независимо от качества работы получить высокую оценку без квалифицированного ее представления, как правило, невозможно. Дело в том, что оценка в значительной мере выставляется и за то, как студент публично демонстрирует и защищает результаты своего труда.

В тексте доклада студент должен обосновать актуальность избранной темы, выполнить обзор известных работ, показать практическую значимость темы, дать краткий обзор глав бакалаврской работы, сформулировать полученные выводы и предложения.

Текст выступления должен быть максимально приближен к тексту дипломной работы, поэтому основу выступления составляют Введение и Заключение, которые используются в докладе почти полностью. В докладе должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в бакалаврской работе. Использование в выступлении данных, которых нет в бакалаврской работе, недопустимо.

Примерная структура текста доклада при защите бакалаврской работы показана ниже.

1. Обоснование темы: актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы (2 мин.).

2. Краткое содержание работы: выводы по главам (5 мин.).

3. Результаты: основные выводы и рекомендации. (2 мин.).

 

Подготовка раздаточного материала

Раздаточный материал готовится в виде ключевых схем, таблиц, графиков, рисунков и диаграмм, которые предназначены для наглядной демонстрации изложенного в тексте материала.

Количество листов формата А4должно быть не менее шести. Материал в 8 экземплярах должен быть сброшюрован, пронумерован, а также иметь титульный лист, подписанный студентом.

Структура представленных иллюстраций должна соответствовать примерной структуре доклада, приведенной в предыдущем пункте.

Содержание иллюстративного материала составляется по согласованию с руководителем дипломной работы.

 

Презентация

 

Компьютерная презентация имеет очевидные преимущества перед обычной презентацией. Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 15–20 слайдов. Основными принципами при составлении презентации являются лаконичность, ясность, уместность, наглядность, запоминаемость. Основное требование – каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не должно превышать 40.

Надо понимать, что презентация улучшает качество доклада, но не может его заменить. Если вы только читаете текст слайдов, то это означает, что вы не ориентируетесь в содержании. Однако при отсутствии навыков публичного выступления легко можно растеряться, тогда единственный выход – чтение презентации. Ключевые слайды используются в качестве раздаточного материала. Следует несколько раз тщательно проверить весь материал, так как грубые ошибки в докладе непростительны. Ни в коем случае нельзя использовать для презентации термины, данные, формулы и графики, которые вы не совсем понимаете и не можете сразу объяснить.

Используйте в речи понятные для аудитории слова, не бравируйте англоязычными терминами и понятиями. Найдите русские аналогии и простые слова к вашим определениям. В докладе вместо «я» надо всегда говорить «мы». Старайтесь корректно и вежливо отстаивать свою точку зрения, если уверены в своей правоте, но без лишних амбиций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.093 с.)