Цели и задачи выпускных квалификационных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи выпускных квалификационных работ



БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

 

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (бакалаврской) работы для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» всех форм обучения

 

Красноярск – 2009

Бакалаврская работа: метод. указ. по выполнению и защитевыпускнойквалификационной ( бакалаврской) работы для студентов спец. 080507 – «Менеджмент организации» всех форм обучения / сост.: Ю. В. Ерыгин, Ю. В. Булгаков, Т. А, Мартынова, З. Е. Шапорова; Красноярский гос. аграрный. ун-т. – Красноярск, 2009. – 30 с.

 

Методические указания содержат требования и рекомендации, связанные с подготовкой, выполнением, оформлением и защитой выпускных квалификационных (бакалаврских) работ

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

1.1.Цели и задачи выпускных квалификационных работ. 4

1.2.Общие требования к выпускным квалификационным работам. 5

1.3.Требования к бакалаврской работе. 6

1.4.Выбор темы.. 9

1.5.Составление календарного плана. 10

1.6.Подбор нормативных документов и литературы.. 10

1.7.Сбор и анализ практического материала. 11

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ.. 11

2.1.Структура бакалаврской работы.. 11

2.2.Содержание бакалаврской работы.. 12

3.ОФОРМЛЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ.. 16

3.1.Общие требования. 16

3.2.Редактирование. 19

4.ЗАЩИТА БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ.. 20

4.1.Процедура защиты.. 20

4.2.Подготовка текста доклада. 22

4.3.Подготовка раздаточного материала. 23

4.4.Презентация. 23

4.5.Критерии оценки бакалаврских работ. 24

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 25

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (бакалаврской) работы составлены на кафедре менеджмента и административного управления Красноярского государственного аграрного университета в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденных приказом Минобразования России от 25.03.2003 №155.

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах:

§ для квалификации (степени) бакалавр – в форме бакалаврской работы;

§ для квалификации дипломированный специалист – в форме дипломной работы;

§ для квалификации (степени) магистр – в форме магистерской диссертации.

Требования к выпускным квалификационным работам определяются уровнем основной образовательной программы высшего профессионального образования и квалификацией (степенью), присваиваемой выпускнику после успешного завершения аттестационных испытаний.

Защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии. Результаты защиты определяются оценками по пятибальной шкале и являются основанием для принятия Государственной аттестационной комиссией решения о присвоении соответствующей квалификации (степени) и выдачи диплома государственного образца.

В методических указаниях изложены цели и задачи бакалаврской работы, состав и последовательность выполнения этапов бакалаврской работы, примерные темы, структура и содержание, рекомендации по оформлению работы и иллюстративных материалов, порядок подготовки и защиты бакалаврской работы в Государственной аттестационной комиссии.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Требования к бакалаврской работе

 

Выпускныеквалификационные работы бакалавров выполняются в форме бакалаврскойработы. Бакалаврскаяработа представляет собой исследование одной из актуальных проблем менеджмента. Это исследование должно базироваться на знании законодательной, научной, учебной литературы и реального состояния вопроса в рамках предмета исследования.

К выпускной квалификационной работе бакалавра предъявляются следующие общие требования:

• тема бакалаврской работы должна быть актуальной, то есть быть значимой в контексте современных экономических, финансовых, управленческих и социальных проблем,

• бакалаврской работа должна отражать умение студента самостоятельно собирать, систематизировать материалы и анализироватьсложившуюся ситуацию и тенденции изменения в определенной сфере производственной деятельности.

• тема бакалаврской работы должна быть тесно связана с решением практических проблем;

• бакалаврская работа должна отражать добросовестное использование студентом данных бухгалтерской и статистической отчетности и опубликованных материалов других авторов, как у нас в стране, так и за рубежом;

• бакалаврская работа должна иметь четкую структуру и завершенность, отвечать требованиям логики и последовательности изложения материала;

• выводы и рекомендации бакалаврской работы должны базироваться на современных достижениях науки и практики, статистических данных последних лет, действующих нормативных актах;

• бакалаврская работа должна иметь расчетно-аналитическую часть с соответствующими расчетами, таблицами, графиками и диаграммами;

• элементы творческого решения задач и практической полезности бакалаврской работы являются основными критериями её качества.

Основные темы бакалаврскихработ, как правило, определяются кафедрой, однако студенту также предоставляется возможность предложить свою тему в соответствии с его личными интересами и склонностями. Прежде всего, это относится к студентам, которые в процессе обучения собирали фактический материал, участвовали в научно-практических конференциях и имеют публикации по данной теме.

В процессе подготовки бакалаврскойработы каждому студенту назначается научный руководитель. Научным руководителем может быть как преподаватель кафедры, так и преподаватели-совместители, а также практические работники, имеющие ученые степени кандидата или доктора наук и являющиеся специалистами в области государственного и муниципального управления, экономики, менеджмента.

Научный руководитель выполняет следующие функции:

• осуществляет непосредственное руководство и контроль процесса выполнения работы;

• выдает задание по бакалаврскойработе;

• оказывает помощь в составлении календарного плана-графика на весь период выполнения бакалаврскойработы;

• рекомендует необходимые законодательные, нормативные, правовые акты, научную, методическую литературу; справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;

• оказывает предусмотренные расписанием консультации.

Студенту необходимо периодически примерно раз в неделю информировать научного руководителя о ходе подготовки бакалаврской работы, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного плана-графика выполнения работы.

 

Примерный план подготовки бакалаврской работы по этапам дан ниже.

 

1.Выбор темы бакалаврской работы.
2.Подбор и ознакомление с литературой по избранной теме.
3.Составление плана бакалаврской работы.
4.Сбор информации, расчеты, анализ и обобщение.
5.Написание текста бакалаврской работы, представление первоначального варианта работы научному руководителю.
6.Доработка в соответствии с замечаниями руководителя.
7.Предзащита бакалаврской работы на заседании выпускающей кафедры.
8.Доработка в соответствии с замечаниями на предзащите, окончательное оформление.
9.Получение отзыва научного руководителя, передача работы в типографию на переплет.
10.Передача завершенной работы и отзыва руководителя на выпускающую кафедру.
11.Подготовка к защите: подготовка доклада и раздаточного материала, разработка презентации.
12.Защита бакалаврской работы

 

После завершения бакалаврской работы научный руководитель дает письменный отзыв, в котором содержится характеристика текущей работы студента над выбранной темой, отмечается ее актуальность, элементы творческого решения задач и новизны, практическая ценность, оце­ниваются достоверность и полнота полученных результатов, выставляется оценка по пятибалльной шкале и дается рекомендация по допуску к защите.Однако отрицательный отзыв руководителя не является препятствием для выхода на защиту, если студент считает этот отзыв необъективным.

Выбор темы

При выборе темы надо понимать, что одна и та же тема может быть предметом исследования для выпускной квалификационной работы любого уровня, то есть и дипломной работы и магистерской диссертации.

Например, тема «Диагностика риска банкротства предприятия» на уровне бакалаврской работы может быть ограничена кратким обзором состояния вопроса, анализом динамики финансовых коэффициентов за два-три года, расчетами вероятности банкротства и тенденциях её изменения по действующей методике и формуле Альтмана.

Если такая же тема является предметом дипломной работы, то выполняется анализ всех известных отечественных и зарубежных методов и моделей для оценки риска банкротства, проверка их устойчивости и адекватности, а также делаются выводы о возможности их практического применения для предприятий данной отрасли.

На уровне магистерской диссертации рассматривается теоретические основы распознавания объектов по совокупности определяющих признаков, методология получения разделяющих функций для классификации предприятий с точки зрения угрозы банкротства, собирается статистический материал по достаточно представительной выборке предприятий одной отрасли, выполняются расчеты коэффициентов дискриминантной функции и апробация полученной модели на практике с оценкой её точности. Аналогичная магистерская диссертация была выполнена в нашем институте для сельскохозяйственных предприятий края.

В принципе эта же тема может быть предметом и кандидатской и докторской диссертации. Если проблема не выдумана, а существует в реальной действительности, то она всегда «диссертабельна». Отсюда следует, что отнесение работы к определенному квалификационному классу определяется, главным образом, не названием темы, а уровнем и глубиной её исследования.

Поэтому при выборе темы надо учитывать множество факторов.

Во-первых, исходя из своих склонностей и способностей, выбрать конкретное направление работы: стратегическое управление, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление рисками, организационное поведение, управленческий контроль, управление инновациями, управление инвестициями, логистические системы и т.д.

Во-вторых, исходя из своих планов на будущее, ориентироваться на научные или прикладные темы. При поступлении в магистратуру студент готовится к научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности, а при продолжении учебы на следующем курсе – к практической.

В-третьих, по результатам производственной практики необходимо выяснить проблемные области деятельности предприятия, установить перечень влияющих факторов и выбрать главную проблему в качестве темы исследования. Для классификации факторов полезно использовать очень простые и популярные в анализе диаграммы Парето.

Понятно, что если выполняется никому ненужная работа, то результаты такой работы даже не нулевые, а отрицательные.

Объект исследования в бакалаврской работе должен быть связан с агропромышленным комплексом края. Не допускаются темы очень далекие от сельского хозяйства, например, анализ деятельности аэропорта, железнодорожной станции или больницы.

1.5. Составление календарного плана

 

Календарныйплан бакалаврской работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и развернутый перечень параграфов (вопросов) к каждой главе. При этом полезно использовать простые графические приемы для построения дерева целей и задач типа схемы Исикавы «рыбий скелет».

Правильно составленный план служит основой для подготовки бакалаврской работы, помогает систематизировать методический и практический материал, обеспечивает логику и последовательность выполнения этапов работы. Предварительный план бакалаврской работы студент составляет самостоятельно, а затем согласовывает его с научным руководителем.

Согласно традиционной структуре выпускная квалификационная работа любой формы должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка литературы, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2 – 4 параграфа. В бакалаврской работе обычно две главы.

План бакалаврской работы имеет динамичный характер и, как любой план действий, не является догмой. В процессе работы план может корректироваться, то есть изменяться названия глав и параграфов, вводиться новые параграфы с учетом новой информации, другие параграфы, наоборот, могут быть сокращены или удалены полностью. Однако все изменения должны быть обязательно согласованы с научным руководителем. Окончательный вариант плана формируется в виде содержания бакалаврской работы после её завершения.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

 

Содержание бакалаврской работы

 

Бакалаврская работа начинается с титульного листа (см. приложение). Затем должна быть дана краткая аннотация и содержание, включающее перечисление разделов работы, начиная с введения и заканчивая приложениями с указанием страниц. Номер страницы проставляется арабскими цифрами по центру нижнего поля, причем нумерация начинается с аннотации, так как титульный лист не нумеруется.

 

Аннотация содержит ключевые слова и текст. Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или кратких словосочетаний из бакалаврской работы, которые в наибольшей мере характеризуют её содержание. Ключевые слова приводят в именительном падеже и пишут прописными буквами в строку через запятые.

Текст аннотации должен отражать:

- объект исследования или разработки;

- цель бакалаврской работы;

- методы исследования;

- полученные результаты;

- выводы и предложения;

 

Введение. Здесь дается обоснование выбора темы бакалаврской работы, обосновывается актуальность пробле­мы, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования. Объем введения составляет 2 – 3 страницы.

Обязательным требованием к бакалаврской работе является логическое соответствие наименования темы исследования, объекта, предмета, целей и задач в структуре работы. Совокупность поставленных задач должна отражать цель исследования, которая в свою очередь должна соответствовать проблеме исследования. Тема – это словесная формулировка проблемы.

ОФОРМЛЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

 

3.1. Общие требования

Основной текст. Бакалаврская работа должна быть выполнена на одной стороне листа формата А4 через 1,5 межстрочных интервала, шрифт Times New Roman 14 пт., отступ абзаца 1,25 см., выравнивание – по ширине, поля слева – 3 см, сверху и снизу – 2 см, справа – 1,5 см.

Все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа, на котором ставить номер не принято. Порядковые номера ставят по центру нижнего поля страницы.

На титульном листе указывается наименование вуза и выпускающей кафедры, специальность, фамилия и инициалы студента, тема дипломной работы, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя.

Каждая глава, а также аннотация, введение, заключение, список литературы, приложение начинаются с новой страницы, а заголовки этих разделов набирают прописными жирными буквами шрифтом Times New Roman 14 пт. с форматированием по центру. Слово «глава» можно не писать, а оставить только её порядковый номер. Аннотация, введение, заключение, список литературы и приложение не нумеруются.

Основная часть выпускной аттестационной работы состоит из глав и параграфов. Каждый параграф при необходимости может быть структурирован на отдельные пункты, хотя это делать нежелательно. При делении текста на параграфы и пункты необходимо, чтобы каждый выделенный элемент содержал законченную информацию.

Параграфы нумеруют арабскими цифрами по общему правилу, то есть разделенные точкой номер главы и порядковый номер параграфа в этой главе.

Номер выделенных внутри параграфа пунктов включает разделенные точкой номер главы, номер параграфа и номер пункта в пределах данного параграфа. После названия главы, параграфа или пункта точку не ставят

Заголовки параграфов и пунктов печатают жирным шрифтом строчными буквами и форматируют по центру страницы.

Расстояние между заголовком и текстом, а также расстояние между заголовками главы и параграфа должно быть равно двум интервалам, то есть надо пропустить одну строку.

Если внутри параграфов или пунктов приведены перечисления, то используют инструменты редактора Word «Нумерованный список» или «Маркированный список». Для редактирования списка используют меню «Формат – список

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в тексте без ссылки на список литературы, то используют знаки сноски, которые автоматически размещаются в нижней части данной страницы. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. При этом используют инструмент редактора Word «Вставка – ссылка – сноска».

В тексте не рекомендуется использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, положениях, применяя разные шрифты и стили, которые используются в основном в учебной литературе. Однако в раздаточном материале и слайдах презентации применение рекламных приемов вполне оправданно.

В работе должны применяться термины, обозначения, определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в экономической литературе.

 

Таблицы. Порядковый номер таблицы и её название помещают над таблицей с форматированием по центру. Для таблиц в отличие от основного текста целесообразно использовать шрифт Times New Roman 12 пт.

Номер таблицы включает номер главы и порядковый номер таблицы в этой главе, разделенные точкой, как показано ниже.

 

Таблица 2.7 – Финансовые результаты предприятия

 

Этот же принцип используют и при нумерации рисунков. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей. Если единица измерения является общей для всех табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия через запятую.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если таблица по размеру превышает одну страницу, ее выносят в приложение. Разрывы таблиц в тексте нежелательны, так как при переносе на следующую страницу они менее наглядны, поэтому надо использовать возможности компьютерного редактирования.

Таблицы можно строить и в редакторе Word и в Excel. Если значения табличных данных связаны формулами, например, при выполнении временного и структурного анализа бухгалтерского баланса, то надо использовать Excel, чтобы при необходимости иметь возможность автоматического пересчета таблицы. В этом случае при копировании из Excel для обеспечения возможности редактирования надо использовать специальную вставку, а не обычную.

Все таблицы надо форматировать по ширине листа: «Таблица – автоподбор – автоподбор по ширине окна».

При необходимости переноса части таблицы на другую страницу название таблицы указывают только над первой частью, а над второй – пишут «Продолжение таблицы» с указанием её номера.

Таблицы можно, но нежелательно размещать в альбомной ориентации страницы.

Графу с наименованием «№ п/п» включать в таблицу сейчас не принято. Обычно порядковые номера указывают арабскими цифрами в колонке таблицы перед их наименованием. Если все же есть необходимость порядковой нумерации, то вместо «№ п/п» в соответствующей графе пишут, например, «Номер позиции», «Номер реализации» и т. д.

Ссылки в тексте на таблицы дают без скобок, например, «в таблице 2.7 приведены…».

Таблицы каждого приложения нумеруют арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, которые обозначают прописными буквами русского алфавита, то есть А, В и т. д., но больше двух-трех приложений использовать в бакалаврской работе не рекомендуется.

 

Иллюстрации. В бакалаврской работе используют иллюстрации в виде графиков, схем, диаграмм, рисунков, причем на все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Все иллюстрации нумеруют арабскими цифрами по такому же принципу, как и таблицы: номер главы, точка, порядковый номер рисунка в данной главе, например:

 

Рисунок 1.4 – Организационная структура управления предприятием

 

Все иллюстрации выполняют с помощью инструментов Excel: графики и диаграммы – с использованием мастера диаграмм, рисунки – с помощью панели рисования, блок-схемы – с помощью инструмента «Схематическая диаграмма» или с помощью автофигур на панели рисования. Ссылки в тексте на рисунки дают без скобок, например, «на рисунке 1.4 видно…»

 

Формулы всегда выделяют из текста в отдельную строку. Допускается исключение для простых соотношений, содержащих не более двух-трех символов без дробей и радикалов. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена свободная строка. Набор формул выполняют с помощью редактора MS Equation 3.0 (Вставка – объект) или других программ, а форматирование – по центру. Расшифровку буквенных обозначений приводят сразу под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле, причем каждое обозначение дают с новой строки. Первая строка должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Формулы нумеруют по порядку в пределах каждой главы арабскими цифрами, заключенными в круглые скобки в крайнем правом положении на строке. Ссылки на формулы дают в скобках, например, в формуле (2.5).

Пример использования формул в тексте приведен ниже.

 

Критическое значение объема продаж в натуральном измерении определяется точкой пересечения линейных функций доходов и затрат:
, (2.5)
где – постоянные издержки;
– цена за единицу товара;
– переменные издержки на единицу товара.

 

Приложения. Материал, дополняющий текст дипломной работы, допускается размещать в приложениях. Приложениями могут быть таблицы большого формата, расчеты, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы, отдельные положения из инструкций и правил. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

В тексте документа на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложение должно иметь обозначение и заголовок, которые форматируют по центру страницы.

 

Редактирование

Обычно сначала пишут рукописный вариант работы, а затем набирают текст на компьютере. При этом следует соблюдать общие правила создания больших деловых документов.

Бакалаврскую работу надо разделить на файлы в соответствии с утвержденным планом и структурой работы. Другими словами, лучше работать с отдельными файлами типа "Глава 1" или "Глава 2", помещенными в специально папку, например, "Диплом".

Оформительской стороне дела в начале работы над текстом не следует уделять большое внимание. Это следует делать в последнюю очередь, когда будет собран весь документ. При создании документа и цитировании авторов надо сразу делать сноски, где размещаются ссылки на соответствующий источник. Сборка документа выполняется с помощью процедуры: Вставка – Файл – Вставка файла. После объединения всех компонентов надо проверить нумерацию страниц дипломной работы. Для удаления номеров страниц при неправильной нумерации используют меню «Вид – Колонтитулы».

К собранному документу следует применить выбранные стили, причем обычно достаточно три стиля: Основной, Заголовок 1, Заголовок 2. Можно также создать стили для текстов и заголовков таблиц, подрисуночных подписей. Настройки основного стиля показаны ниже.

 

Шрифт Times New Roman, размер – 14 пт.,
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ абзаца – 1,25 см
Отступы слева и справа – 0
Выравнивание – по ширине
Переносы установлены

 

При правильном назначении стилей главам и параграфам многоуровневая нумерация расставляется текстовым редактором автоматически: Формат – Список – Многоуровневый. Это позволяет добавлять, переносить или удалять отдельные пункты в процессе устранения замечаний научного руководителя дипломной работы, не заботясь об их нумерации.

Содержание бакалаврской работы не следует набирать вручную. Если заданы стили, то оглавление создается редактором Word автоматически. Это делается через меню Вставка – Ссылка – Оглавление и указатели. Предварительно надо выделить все заголовки и установить для них выбранные стили.

Следует учитывать, что собранное оглавление будет вставлено в то место работы, где был установлен курсор, а вставить его нужно сразу после титульного листа бакалаврской работы.

 

ЗАЩИТА БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

 

Процедура защиты

 

Законченная бакалаврская работа подписывается студентом на последней странице содержательной части, то есть после Списка литературы, и представляется научному руководителю. После просмотра руководитель подписывает работу и вместе со своим письменным отзывом представляет заведующему кафедрой. В своем отзыве научный руководитель характеризует бакалаврскую работу. Заведующий кафедрой на основании этого отзыва принимает решение о допуске студента к защите, делая соответствующую запись на титульном листе бакалаврской работы. Если заведующий кафедрой считает невозможным допустить студента к защите, то этот вопрос рассматривается на заседании кафедры в присутствии научного руководителя и студента.

Бакалаврская работа с допуском кафедры, отзывом научного руководителя направляется в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) для защиты. По желанию студента в ГАК могут быть представлены материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы, например, отзывы, справки, указывающие на практическое использование предложений, печатные статьи по теме работы и другие материалы.

Подготовив работу к защите, студент готовит доклад и наглядную информацию – схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал для использования во время защиты.

Подготовленный к защите раздаточный иллюстрационный материал должен быть согласован с научным руководителем. Раздаточный материал начинается с титульного листа. На следующих страницах идут диаграммы, схемы, таблицы, рисунки, графики, на которые автор ссылается по ходу своего выступления. Поэтому все материалы должны быть пронумерованы и с особой тщательностью проверены, чтобы не было ошибок. Члены комиссии имеют на руках именно раздаточный материал и, задавая вопросы, ссылаются в основном на него.

Цифровые данные в докладе приводятся только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

Доклад должен быть кратким, содержательным и точным с акцентом на собственные выводы и предложения.

Процедура защиты бакалаврских работ определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.

В соответствии с этим Положением к защите квалификационной (бакалаврской) работы допускаются студенты, успешно прошедшие все аттестационные испытания (экзамены и зачеты) в соответствии с учебным планом. Защита бакалаврских работ проводятся на заседаниях Государственной аттестационной комиссии. Кроме членов комиссии на защите должен присутствовать научный руководитель бакалаврской работы. Перед началом защиты членам ГАК секретарем Государственной аттестационной комиссии дается краткая информация из личного дела студента.

Защита начинается с краткого сообщения студента по теме бакалаврская бакалаврской работы. Для доклада основных положений работы, обоснования сделанных выводов и предложений студенту предоставляется 7—9 минут, что соответствует примерно трем страниц обычного текста размера шрифта 12, набранного с межстрочным интервалом 1,5.

Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы работы, целей и задач, предмета и объекта исследования. Далее надо по главам раскрывать основное содержание работы, а затем сформулировать основные результаты работы, сделанные выводы и предложения.

Доклад надо делать свободно, не читая письменного текста, что, естественно, требует предварительной тренировки. В процессе доклада для иллюстрации основных положений работы обязательно использование компьютерной презентации и раздаточного материала.

После доклада студент должен отвечать на вопросы. В дискуссии могут принять участие как члены ГАК, так и присутствующие заинтересованные лица. Затем секретарь ГАК зачитывает отзыв руководителя.

Результаты защиты определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Оценка бакалаврской работы дается членами Государственной аттестационной комиссии на закрытом заседании. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество расчетов, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада, отзыв руководителя, уровень теоретической и практической подготовки студента. Оценки объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.

По результатам итоговой аттестации студентов государственная комиссия по защите бакалаврской работ принимает решение о присвоении им квалификации по направлению (специальности) и выдаче диплома бакалавра.

Если защита бакалаврской работы признается неудовлетворительной, ГАК принимает решение, может ли студент представить к вторичной защите ту же работу с соответствующей доработкой, определяемой комиссией, или же студент обязан разработать новую тему, которая должна быть определена выпускающей кафедрой после первой защиты.

 

Подготовка текста доклада

 

Независимо от качества работы получить высокую оценку без квалифицированного ее представления, как правило, невозможно. Дело в том, что оценка в значительной мере выставляется и за то, как студент публично демонстрирует и защищает результаты своего труда.

В тексте доклада студент должен обосновать актуальность избранной темы, выполнить обзор известных работ, показать практическую значимость темы, дать краткий обзор глав бакалаврской работы, сформулировать полученные выводы и предложения.

Текст выступления должен быть максимально приближен к тексту дипломной работы, поэтому основу выступления составляют Введение и Заключение, которые используются в докладе почти полностью. В докладе должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые приведены в бакалаврской работе. Использование в выступлении данных, которых нет в бакалаврской работе, недопустимо.

Примерная структура текста доклада при защите бакалаврской работы показана ниже.

1. Обоснование темы: актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы (2 мин.).

2. Краткое содержание работы: выводы по главам (5 мин.).

3. Результаты: основные выводы и рекомендации. (2 мин.).

 

Подготовка раздаточного материала

Раздаточный материал готовится в виде ключевых схем, таблиц, графиков, рисунков и диаграмм, которые предназначены для наглядной демонстрации изложенного в тексте материала.

Количество листов формата А4должно быть не менее шести. Материал в 8 экземплярах должен быть сброшюрован, пронумерован, а также иметь титульный лист, подписанный студентом.

Структура представленных иллюстраций должна соответствовать примерной структуре доклада, приведенной в предыдущем пункте.

Содержание иллюстративного материала составляется по согласованию с руководителем дипломной работы.

 

Презентация

 

Компьютерная презентация имеет очевидные преимущества перед обычной презентацией. Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 15–20 слайдов. Основными принципами при составлении презентации являются лаконичность, ясность, уместность, наглядность, запоминаемость. Основное требование – каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не должно превышать 40.

Надо понимать, что презентация улучшает качество доклада, но не может его заменить. Если вы только читаете текст слайдов, то это означает, что вы не ориентируетесь в содержании. Однако при отсутствии навыков публичного выступления легко можно растеряться, тогда единственный выход – чтение презентации. Ключевые слайды используются в качестве раздаточного материала. Следует несколько раз тщательно проверить весь материал, так как грубые ошибки в докладе непростительны. Ни в коем случае нельзя использовать для презентации термины, данные, формулы и графики, которые вы не совсем понимаете и не можете сразу объяснить.

Используйте в речи понятные для аудитории слова, не бравируйте англоязычными терминами и понятиями. Найдите русские аналогии и простые слова к вашим определениям. В докладе вместо «я» надо всегда говорить «мы». Старайтесь корректно и вежливо отстаивать свою точку зрения, если уверены в своей правоте, но без лишних амбиций.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА БАКАЛАВРСКИХ РАБОТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.177.148 (0.118 с.)