Условные изображения и обозначения на чертежах верфи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условные изображения и обозначения на чертежах верфи.



Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………..

2. Основные положения по разработке и оформлению конструкторской доку- ментации верфи…………………………………………………………………………..

2.1. Правила разработки, оформления и выпуска конструкторской документации..

2.2. Общие требования к выполнению конструкторских документов………………

2.3. Условные изображения и обозначения на чертежах верфи……………………….

2.3.1. Условные изображения деталей …………………………..……………………

2.3.2. Условные обозначения сварных соединений………………………………………

2.3.3. Условные изображения заклепочных и гужонных соединений…………………..

2.3.4. Условные изображения и обозначения листового и профильного материала…..

2.3.5. Понятие о теоретических и базовых линиях……………………………………….

3. Теоретические чертежи………………………………………………………………..

3.1. Основные определения………………………………………………………………..


3.1.1. Геометрия судового корпуса………………………………………………………….


3.1.2. Главные размерения и характеристики судна……………………………………….

3.2. Построение теоретического чертежа………………………………………………..
3.2.1. Расположение проекций………………………………………………………………
3.2.2. Построение сетки теоретического чертежа………………………………………….
3.2.3. Вычерчивание проекции «Корпус»………………………………………………….
3.2.4. Построение контура проекции «Бок»………………………………………………..
3.2.5. Вычерчивание ватерлиний на проекции «Полуширота»…………………………..
3.2.6. Построение батоксов на проекции «Бок» …………………………………………...
3.2.7. Согласование проекций теоретического чертежа…………………………………..
3.2.8. Особенности формы обводов судов в оконечностях……………………………….


3. 3. Оформление и техника построения теоретического чертежа ……………………..
3.3.1. Оформление теоретического чертежа………………………………………………….
3.3.2. Специальный инструмент, применяемый при построении теоретического чертежа.

4. Конструктивные чертежи набора корпуса судна…………………………………..

4.1. Продольный разрез и план палубы………………………………………………….

4.2. Мидель – шпангоуты…………………………………………………………………

5. Чертежи общего расположения…………………………………………………….

5.1. Условные изображения и обозначения на чертежах общего расположения. …..

6. Контрольные задания
6.1.Методческие указания к выполнению задания по теме “Теоретический чертеж”………

6.2. Методические указания к выполнению задания по теме “Конструктивный чертеж”….
6.3. Методические указания к выполнению задания по теме “Чертеж общего расположения”…………………………………………………………………………………….

6.4. Варианты контрольных заданий…………………………………………………………….

7. Литература……………………………………………………………………………………

Введение.

Предмет “Судостроительное черчение” является заключительным разделом общего курса черчения, изучаемого в ОГМУ. Необходимость его изучения вызвана тем, что оно имеет свои правила и особенности, обусловленные особенностями судостроительного производства.

Настоящее учебное пособие написано в соответствии с курсами «Инженерная графика» и «Начертательная геометрия и черчение» и, таким образом, рассчитано на студентов кораблестроительного факультета уже изучивших эти дисциплины.

В пособии изложены основные правила разработки и чтения теоретических чертежей и чертежей судостроительной верфи, а также приводятся необходимые данные о геометрии судового корпуса, главных размерениях судна и условных изображениях применяемых при разработке чертежей судовых конструкций.

Пособие имеет своей целью создание методического документа для самостоятельного изучения дисциплины и включает в себя краткое изложение курса “Судостроительное черчение”, а также исходные данные для разработки домашних заданий, выполняемых при изучении предмета. Кроме этого, в пособии дается список рекомендованной литературы для более углубленного изучения предмета.

 

2. Основные положения по разработке и оформлению конструкторской документации верфи

2.1. Правила разработки, оформления и выпуска конструкторской документации.

Правила разработки, оформления, выпуска и изменения конструкторской документации судостроительной верфи установлены отраслевой нормалью, которая является развитием соответствующих государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) применительно к судостроению и судоремонту.

Различают две основные группы конструкторской документации, необходимой для постройки, контроля приемки и эксплуатации судна:

- документация верфи,

- документация судового машиностроения.

К конструкторской документации Верфи относятся:

1. Теоретические и плазовые чертежи, таблицы плазовых ординат и длругая документация, необходимая для плазовой разбивки корпуса судна. Теоретические чертежи разрабатываются на начальных стадиях проектирования (эскизный или технический проекты), а вся плазовая документация – в составе рабочего проекта.

2. Конструктивные чертежи корпуса и отдельных его частей, устанавливающие основные размеры связей конструкций корпуса и определяющие материалы, необходимые для его изготовления. Конструктивные чертежи выпускаются в составе эскизного и технического проектов.

3. Сборочно – монтажные чертежи, являющиеся разновидностью сборочных чертежей.

4. Установочные чертежи, являющиеся разновидностью сборочных чертежей. Выпускаются на установку одного или нескольких механизмов, приборов и другого оборудования. Для установки приварышей, переборочных стаканов, горловин и другого оборудования служат альбомы или чертежи насыщения корпусных конструкций.

5. Спецификация судна, содержащая сведения об основных конструктивных элементах судна в соответствии со всеми чертежами, расчетами, схемами и другими данными. Спецификацию разрабатывают в составе технического поекта.

6. Технические требования, общие для группы чертежей выпускаются в виде отдельного документа “Общие технические требования”. В рабочих чертежах на этот документ дается ссылка.

7. Таблица (альбом) варки на судно в целом, на класс или на группу судов с указанием вида сварки и разделки кромок под варку, калибров сварных швов, условных обозначений швов сварных соединений в соответствии с существующими ГОСТами ЕСКД (ГОСТ 2.312 -) и других данных, необходимых для производства сварочных работ. Таблица сварки служит основанием для простановки в рабочих чертежах условно-графических изображений сварных швов.

8. Ведомости конструкторских документов, являющиеся комплектующими документами на судно, в которые включают все разработанные и примененные для этого судна документы.

Различают следующие ведомости конструкторских документов:

- проектных конструкторских документов,

- рабочих конструкторских документов,

- отчетных (эксплуатационных) конструкторских документов,

- ремонтных конструкторских документов.

Все эти ведомости входят в перечень ведомостей конструкторских документов

 

2.2. Общие требования к выполнению конструкторских документов.

 

Основные требования к выполнению конструкторских документов должны соответствовать стандартам ЕСКД.

При разработке конструкторских документов, особенно рабочих чертежей, необходимо стремиться к максимальному их упрощению за счет широкого применения рабочих альбомов типовых конструкций, элементов, узлов и деталей, входящих в состав корпуса, судовых устройств, альбомов типовых помещений и т.п.

На чертежах верфи должны быть нанесены линии основных координатных плоскостей (ДП, ОП) и шпангоуты. Ввиду сложности и больших габаритов судовых конструкций при разработке документации пользуются дополнительными плоскостями проекций, параллельными основным. Это условная ДП и условная ОП. Все теоретические линии основных и дополнительных координатных плоскостей на чертежах проводят сплошной тонкой линией.

На всех чертежах принято нос судна располагать справа. Все проекции судна или изображения отдельных его деталей обязательно должны быть поименованы, например: “ Верхняя палуба ”, “ Нижняя палуба ”, “ Продольный разрез ”, “ 25шп ” и т.д.

Ввиду симметричности корпуса судно относительно ДП на чертежах, если это не оговорено особо, принято показывать конструкцию левого борта. В тех случаях, когда необходимо показать особенности конструкции правого борта, нос располагают слева и при этом дают вид изнутри на правый борт. Исключение составляют лишь чертежи общего расположения или чертежи конструкций или деталей расположенных снаружи корпуса судна на которых нос судна также расположен справа, но при этом изображается вид на правый борт снаружи.

Одним из главных требований при изображении конструкций на чертежах в разрезах и сечениях является следующее: конструкции располагают относительно координатных плоскостей так, как они распложены на судне.

Размеры, необходимые для сборки и установки конструкций, должны быть заданы от

 
 

теоретических и базовых линий или от конструктивных элементов корпуса.

 

 

Рис. Положение теоретических линий по отношению к миделю при установке

поперечного набора и конструкций на палубе.

 

При разработке отдельных корпусных конструкций иногда возникает необходимость указывать их местоположение по длине или высоте с оговоркой “ Уточнить по месту ”.

При необходимости установки деталей между двумя корпусными конструкциями, размер которых не может быть определен без плаза, разрешается простановка размерных линий цепочкой с условным обозначением равных расстояний.

 

 
 

Рис. Простановка размерных линий цепочкой.

 

Конструкции или детали, являющиеся зеркальным отражением друг друга (секции левого и правого борта), изображают на чертеже только одного борта с указанием номеров позиций для двух бортов.

 
 

 

 

Рис. Обозначение симметричных деталей правого и левого борта.

 

Симметричные (относительно ДП) конструкции (стрингеры, карлингсы) вычерчиваются только для одного борта (левого или правого) с указанием, что для другого борта конструкция симметрична. Если при этом отдельные детали расположены несимметрично, то это должно быть оговорено.

При однотипных конструкциях, отличающихся своими размерами в зависимости от их расположения на судне (шпангоуты, бракеты, кницы), на чертеже изображают только одну из них с указанием о распространение этой конструкции на остальные. Например:

 

27 шп. см. в нос

применить к 21,22,25шп.

 

При этом в спецификацию к чертежу включают детали как правого, так и левого борта, каждую отдельно за своей позицией (см. рис.)

 

 
 

 

 

Рис. Обозначение позиций деталей на чертежах.

 

 

Позиции деталей указывают на чертежах в кружках диаметром 8мм, кроме труб в чертежах систем и трубопроводов, где позиции указывают на полке линии-выноски. При необходимости к кружку проводят полку для записи дополнительных данных.

Если на рабочих чертежах корпусных конструкций необходимо дать выносные элементы, порядковый номер выносного элемента указывают на полке линии-выноски арабскими цифрами. При повторении одного и того же элемента на полке линии-выноски пишут “Применить”.

На конструкции, элементы конструкции, узлы и детали, входящие в состав корпуса, устройств и пр., имеющие широкое применение, разрабатывают рабочие альбомы типовых конструкций, которые являются неотъемлемой частью рабочих чертежей, т.е. документами, необходимыми как при проектировании, так и в производстве.

Имеющиеся в рабочих альбомах типовые конструкции, элементы конструкций, узлы и детали со всеми необходимыми данными для их изготовления и монтажа на сборочном, установочном и других чертежах не вычерчивают вообще или показывают упрощенно. При этом на чертеже указывают соответствующее обозначение конструкции, элемента конструкции, узла или детали по рабочему альбому. Эти обозначения указывают на полке линии-выноски в соответствии с принятым в альбоме обозначением. Их указывают в кружке диаметром 15мм, а на полке этого кружка при необходимости приводят обозначение альбома.

Для упрощения изображений на чертеах рекомендуется применять условные обозначения, принятые в стандартах ЕСКД и действующих нормалях.

В чертежах на первом листе помещают таблицу вспомогательных документов в которой перечисляют чертежи, схемы, альбомы типовых конструкций, узлов, деталей, а также используемые с данным чертежом документы, дополняющие его.

Спецификации к чертежам выполняют на формах, установленных отраслевой нормалью (рис.)

 

 

 

 

 

В спецификацию включают все изделия и материалы, необходимые для выполнения работ по данному чертежу. Детали и сборочные единицы в спецификации группируют по технологическим комплектам (строительным районам, блокам, секциям, помещениям).

В спецификацию не вносят электроды марки которых приводят в таблице сварки, окрасочные материалы, клеи и пр..

Форматы чертежей устанавливает ГОСТ2.301 - Форматы листов определяются размерами внешней рамки, выполняемой тонкой линей.

 
 

Рис. Схема построения форматов.

 

Обозначения и размеры основных форматов чертежей должны соответствовать следующим указаниям:

- обозначение

формата……… 44 24 22 12 11

- размеры сто-

рон формата….. 1189х841 594х841 594х420 297х420 297х210

- обозначение по

ГОСТ 9327- А0 А1 А2 А3 А4

 

Площадь формата А0 равна 1м2. Все другие форматы получены путем последовательного деления на 2 равные части параллельно меньшей стороне соответствующего формата. Для выполнения больших чертежей допускается применение дополнительных форматов, образуемых увеличением сторон основных форматов на величину кратную размерам формата 11.

Обрамляющее поле (промежуток между рамкой и границей формата) предусматривается шириной 5мм сверху, снизу и справа; слева – 20мм..

При выполнении чертежей судостроительной верфи применяют масштабы изображения и их обозначение в соответствии с ГОСТ 2.302 –

В зависимости от сложности чертежа конструкции изделий и их составных частей могут изображаться на чертежах в натуральную величину (масштаб 1:1), в уменьшенном или увеличенном изображении. Применяют следующие масштабы уменьшения или увеличения.

Масштабы уменьшения: 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:20; 1:25; 1:50; 1:100; 1:200.

Масштабы увеличения: 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1.

Масштабы изображений узлов, выносных элементов иссечений, отличающиеся от масштаба, указанного в основной надписи, записывают следующим образом:

А – А (1:5); 3 (1:10).

Форма, размеры и порядок заполнения основных надписей и дополнительных граф к ним в конструкторских документах предусмотрены ГОСТ 2.104 –

Содержание и размеры граф основных надписей должны соответствовать рисункам

 

 

 

Рис. Основные надписи для первых листов чертежей (форма 1) и текстовых

документов (форма 2).

 

Рис. Основная надпись для последующих листов текстовых документов.

Гужонные соединения.

В современном судостроении наиболее распространенным способом соединение деталей между собой является сварка. Однако в некоторых случаях используют и другие виды соединений – клепку и гужонные соединения.

На чертежах эти соединения изображают условно, а в выносном элементе выполняют в увеличенном масштабе. Детали соединения вычерчивают в том виде, какой соединение принимает окончательно (например, после клепки).

Закладные головки заклепок бывают: полукруглыми, потайными, полупотайными и коническими (рис. 4.14).

Рис. 4.14 Формы закладных головок заклепок: а – полукруглая, б – полупотайная,

в – коническая, г – потайная.

 

В тех местах где судовые конструкции не позволяют использовать заклепочные соединения, применяют гужоны (рис. 4.15). Четырехгранные головки для завинчивания гужонов после завинчивания гужонов удаляются пневмозубилом.

 

 

 

Рис. 4.15 Гужон.

При расположении заклепок или гужонов в несколько рядов их ставят в шахматном или цепном порядке, сопровождая соответствующей надписью (см. таблицу).

Число рядов заклепок или гужонов по стыковым или пазовым перекроям указывают наклонными черточками (число черточек соответствует числу рядов). Черточки следует проводить под углом 600 к кромке листа. Число рядов заклепок или гужонов по стыковым и пазовым планкам указывают взаимно перпендикулярными черточками, исходящими из одной точки под углом 450 (см. таблицу).

Условные обозначения заклепочных и гужонных соединений сведены в таблицу

 

 

Теоретические чертежи.

3.1. Основные определения

 

 

Геометрия судового корпуса

Корпус судна представляет собой удлиненное тело, ограниченное днищем, бортами и палубой. Обычно эти поверхности имеют сложную кривизну и их невозможно совместить с плоскостью. Суда с упрощенной формой корпуса (с прямолинейными ломаными шпангоутами, с плоскостными обводами или с развертывающейся на плоскость судовой поверхностью) в настоящих методических указаниях особо не рассматриваются.
Для получения общего представления о характере обводов корпуса его изображают на чертеже при помощи трех секущих взаимно перпендикулярных основных плоскостей и ряда плоскостей, параллельных основным и находящимся на определенном расстоянии друг от друга. В соответствии с ГОСТ 2.419- основными координатными плоскостями являются диаметральная плоскость, плоскость мидель-шпангоута и основная плоскость (рис. 1.1).

 

 
 

Диаметральная плоскость (ДП), это вертикальная продольная плоскость, делящая корпус судна на две симметричные части.

Плоскость мидель-шпангоута это вертикальная поперечная плоскость, перпендикулярная диаметральной плоскости и проходящая посредине длины судна между кормовым и носовым перпендикулярами. Основная плоскость представляет собой горизонтальную плоскость, проходящую через точку пересечения плоскости мидель-шпангоута с килевой линией (рис. 1.2).

 

 
 

У металличес4ких судов килевая линия проходит по внутренней поверхности наружной обшивки (горизонтального киля). Линия пересечения Основной и Диаметральной плоскостей судна называется основной линией и обозначается ОЛ. ДЛ Диаметральная плоскость (ДП), Диаметральная плоскость (ДП), это вертикальная продольная плоскость, деля    
     
       

Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью называется ватерлинией и обозначается ВЛ.

За основу построения теоретического чертежа принимается конструктивная ватерлиния судна — ватерлиния, соответствующая полученному расчетом полному водоизмещению судна. Она обозначается КВЛ.

Носовой перпендикуляр судна — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовою точку конструктивной ватерлинии. Эта точка находится с внутренней стороны форштевня.

Кормовой перпендикуляр судна — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера руля с плоскостью конструктивной ватерлинии.

При отсутствии баллера кормовой перпендикуляр судна — линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей на расстоянии 97 % длины по конструктивной ватерлинии от носового перпендикуляра судна.

Для судов, имеющих погруженную, транцевую корму, в качестве кормового перпендикуляра допускается принимать вертикаль, пpoxoдящую через нижнюю точку боковой проекции среза транца.

Линия пересечения внутренней поверхности наружной обшивки корпуса судна с плоскостью миделъ-шпангоута называется мидель-шпангоутом судна. На чертеже он обозначается знаками: или .

Линии пересечения теоретической поверхности судна (внутренней поверхности наружной обшивки) поперечными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, называются шпангоутами судна.

Линии пересечения теоретической поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, называются батоксами.

Линии пересечения теоретической поверхности судна плоскостями, перпендикулярными к плоскости мидель-шпангоута и, по возможности, нормальными к обводам шпангоутов, называются рыбинами.

 

 

Расположение проекций

На теоретическом чертеже на трех основных координатах плоскостях геометрическую форму корпуса судна изображают линиями пересечения теоретической поверхности плоскостями, параллельными координатным: диаметральной, основной и плоскостью мидель-шпангоута.

На теоретическом чертеже судна проекции имеют следующие наименования:

— проекции батоксов, шпангоутов и ватерлиний на вертикальную продольную плоскость называются проекцией «Бок»;

— проекции шпангоутов, батоксов и ватерлиний на вертикальную поперечную плоскость называются проекцией «Корпус»;

— проекции ватерлиний, батоксов и шпангоутов на горизонтальную плоскость называются проекцией «Полуширота».

В качестве главного вида принимают проекцию «Бок» и располагают ее в верхней части теоретического чертежа. Под главным видом в проекционном соответствии изображают горизонтальную проекцию — «Полушироту» (вид сверху). Справа от главного вида на одном уровне с ним располагается проекция «Корпус».

На рис. 2.1 и рис. 2.2 показано рекомендуемое расположение проекций теоретического чертежа.

При наличии в корпусе судна цилиндрической вставки (части корпуса, имеющей в поперечном сечении одинаковые очертания) допускается проекцию «Корпус» располагать в разрыве средней части проекции «Бок» (рис. 2.2, а).

С целью уменьшения размеров чертежа по высоте иногда допускается совмещать проекции «Бок» (гл. вид) и «Полуширота» (вид сверху), но при этом чертеж становится менее удобным для чтения (рис. 2.2, б).

В зависимости от особенностей обводов для некоторых типов судов допускается вид сверху (проекция «Полуширота») изображать раздельно для отдельных районов, разбитых по высоте судна.

На виде сверху ватерлиний изображают только на левом борту, имея в виду, что обводы правого борта симметричны обводам левого.

На проекции «Корпус» справа от ДП изображают шпангоуты от носа до миделя, а слева от ДП — от миделя до кормы.

ГОСТом 2.419-68 рекомендованы следующие масштабы теоретического чертежа: 1:2, 1:5, 1:10, 1:20, 1:25, 1:50, 1:100. 1:200.

Таблица 2.1

 

№ п/п Характеристика Категория ледового усиления — УЛА Категория ледового усиления — УЛ Категория ледового усиления — Л 1 Категория ледового усиления — Л 2 Категория ледового усиления — Л 3
  Форма обводов корпуса Ледокольная Полуледокольная не лимитируется не лимитируется не лимитируется
  Угол j, град. 20 — 30     не лимитируется не лимитируется
  Угол a0, град. 20 — 30 не лимитируется не лимитируется не лимитируется не лимитируется
  Угол b0, град.       не лимитируется не лимитируется
  Угол b , град.   не лимитируется не лимитируется не лимитируется не лимитируется

 

Ахтерштевень определяется формой кормовой оконечности. Требования к форме кормы весьма многообразны. Главные из них связаны с сопротивлением воды движению судов и с работой двигателя, а для некоторых судов — с их назначением. Можно указать три основных типа формы кормы. До начала нынешнего столетия на всех самоходных судах преобладающей была эллиптическая форма (рис. 2.7). Свое название она получила потому, что контур палубы такой кормы на горизонтальной проекции очерчивается кривой, напоминающей полуэллипс. Вместе с тем в подводной части ватерлинии имеют острые образования, благоприятные для снижения вихревого сопротивления и для подтока воды к винту.
   
   

Кормовой свес образует защиту винта и руля от навалов и ударов при столкновениях, швартовке кормой и т.п. Недостатки эллиптической формы кормы явно проявляются при больших скоростях — числах Фруда больше 0,25. Среди них наиболее существенными являются следующие. Слишком крупно идущие вверх кормовые батоксы способствуют тому, что струи воды из-под днища выходят наклонно снизу вверх и увеличивают высоту кормовой системы корабельных волн, а гребной винт работает в косом потоке. Кроме того, эллиптическая корма не создает защиты винта и руля от ударов о плавающие предметы.

Лучшие характеристики имеет крейсерская форма кормы (рис. 2.8).

Характерная особенность этой формы состоит в том, что кормовой свес частично погружен в воду, вследствие чего КВЛ и прилегающие к ней ВЛ значительно длиннее и шире чем глубоколежащие ВЛ. Это позволяет без увеличения габаритной длины судна увеличить его длину вблизи свободной поверхности, что благоприятно сказывается на снижении волнового сопротивления. На батоксах в районе 17-18-го шпангоутов появляется точка перегиба, в корму от которой батоксы становятся пологими. Это также снижает волновое сопротивление и улучшает подток воды к винту. Довольно широкая КВЛ и достаточное заглубление кормового свеса создают защиту винто-рулевого комплекса от плавающих на поверхности воды предметов.  

Характерная особенность этой формы состоит в том, что кормовой свес частично погружен в воду, вследствие чего КВЛ и прилегающие к ней ВЛ значительно длиннее и шире чем глубоколежащие ВЛ. Это позволяет без увеличения габаритной длины судна увеличить его длину вблизи свободной поверхности, что благоприятно сказывается на снижении волнового сопротивления. На батоксах в районе 17-18-го шпангоутов появляется точка перегиба, в корму от которой батоксы становятся пологими. Это также снижает волновое сопротивление и улучшает подток воды к винту.

Довольно широкая КВЛ и достаточное заглубление кормового свеса создают защиту винто-рулевого комплекса от плавающих на поверхности воды предметов.

Однако такая форма кормы вызывает некоторые трудности, которые возникают в связи с ограничением диаметра винта вследствие заглубления кормового свеса крейсерской кормы. Поэтому на малых и средних судах с тяговым режимом работы (буксиры, траулеры) крейсерскую корму удается применять с конструктивным дифферентом на корму.

На судах, скорость которых соответствует числам Фруда более 0,40, даже сравнительно пологие батоксы крейсерской кормы оказываются слишком крутыми. Стремление сделать батоксы почти горизонтальными на всей длине кормового свеса привело к применению транцевой кормы (рис. 2.9). У кормы такой формы кормовой свес приобретает почти цилиндрическую форму, а батоксы идут по ее параллельным образующим. Всякое заострение горизонтальной проекции кормовой оконечности нарушило бы эту геометрию, поэтому вместо заострения или закругления корма оканчивается плоским срезом — транцем.  

Этому соответствуют и «обрубленные» формы ВЛ в пределах свеса, что, несомненно, вызывает увеличение вихревого сопротивления. Однако на больших скоростях это компенсируется уменьшением волнового сопротивления.

Другие преимущества и недостатки транцевой кормы такие же, как и у крейсерской.

Транцевая корма нашла широкое применение на судах, где требуется широкая палуба в кормовой части судна. Большая ширина кормовой части КВЛ служит некоторой защитой гребного винта от повреждений о плавающие предметы.

Суда ледового плавания в кормовой оконечности должны иметь выступ (ледовый зуб), расположенный в корму от руля, для его защиты на заднем ходу.

Оформление и техника построения теоретического чертежа

Оформление теоретического чертежа

Теоретический чертеж выполняется на удлиненных листах производных форматов по ГОСТ 2.301-68: 1189x1682; 1189х2523; 841x1783; 841x2378; 594x1261; 594x1682; 594x2102; 420x891; 420x1189; 420x1486; 420x1783; 420x2080; 297x630; 297x841; 297x1051; 297x1261; 297x1471; 297x1682; 297x1892.

Наименование проекций на теоретическом чертеже не указывают.

На проекциях теоретического чертежа принимают следующие обозначения.

Батоксы обозначает римскими цифрами. Номера батоксов на проекциях «Корпус» и «Полуширота» проставляются за габаритами сетки, а на проекции «Бок» — над линиями батоксов, перпендикулярно касательным к кривым. Нумерацию батоксов начинают от ДП.

Ватерлинии обозначают арабскими цифрами. На проекциях «Бок» и «Корпус» номера ватерлиний проставляет за габаритными линиями сетки, а на проекции «Полуширота» — над линиями ватерлиний. Нумерацию ватерлиний натчинают от основной плоскости. Нумерация ватерлиний ниже основной плоскости должна быть отрицательной.

Шпангоуты обозначают арабскими цифрами. Номера шпангоутов проставляют: на проекции «Бок» — вне обводов; на проекции «Полуширота» — под следом ДП; на проекции «Корпус» — над линиями шпангоутов. Нумерация шпангоутов — нарастающая от носового перпендикуляра, в корму — положительная, а в нос — отрицательная.

Рыбины обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная от ближайшей к ДП. Обозначения рыбин на проекции «Корпус» проставляют над следом секущей плоскости, а на проекциях «Бок» или «Полуширота» — над линиями рыбин.

Промежуточные батоксы, ватерлинии и шпангоуты нумеруются дробными числами.

При большой насыщенности чертежей линиями обводов обозначения проставляют на линиях-выносках.

На проекциях теоретического чертежа допускается делать поясняющие надписи отдельных элементов обводов, например: «Верхняя палуба», «Козырек», «Линия слома» и т.п.

На поле теоретического чертежа приводится таблица главных размерений судна, в которой указываются:

— длина наибольшая — L max;
— длина по конструктивной ватерлинии — LКВЛ;
— длина между перпендикулярами — LПП;
— ширина наибольшая — В max;
— осадка по конструктивную ватерлинию — dКВЛ;
— высота борта при мидель-шпангоуте — D;
— водоизмещение объемное — Ñ.

Таблицу главных размерений судна располагают над основной надписью под проекцией «Корпус». Если «Корпус» расположен посредине проекции «Бок», то таблицу выполняют в промежутке между проекциями «Бок» и «Полуширота».

Обводы теоретического чертежа необходимо выполнять тонкими линиями для точного согласования проекций и уменьшения погрешности определения истинных размеров элементов судна.

Толщины линий теоретического чертежа после обводки должны быть не более: для сетки — 0,2 мм; все прочие линии теоретического чертежа — 0,3 мм. Целесообразно обводы конструктивной ватерлинии, мидель-шпангоута, килевой и бортовых палубных линий выполнять линией толщиной 0,3 мм, а все остальное обводы — линией толщиной 0,2 мм.

Все цифры на теоретическом чертеже должны быть написаны шрифтом № 3, главные размеры судна и надписи выполняются шрифтом № 5.

Оформление теоретического чертежа должно быть выполнено в соответствии с действующими ГОСТ ЕСНД, ГОСТ и ОСТ.

3.3.2. Специальный инструмент, применяемый при построении теоретического чертежа

Линии сетки теоретического чертежа выполняются твердым карандашом, заточенным «лопаточкой». Для обводки прочих линий теоретического чертежа применяются карандаши твердостью 3Т-4Т. Для вычерчивания сетки теоретического чертежа пользуются стальной линейкой или рейсшиной, рабочая кромка которой должна быть строго прямолинейной и без вмятин. Прямолинейность рабочей кромки линейки (рейсшины) проверяется совмещением этой кромки при повороте линейки на 180° около ее рабочей кромки, с двумя точкам А и В, расположенными по концам линейки. При этом линии, проведенные по рабочей кромке при обоих положениях линейки, должны совпадав по всей длине В, противном случае линейкой (рейсшиной) пользоваться нельзя (рис. 3.1).

 

Для обводки кривых линий теоретического чертежа служат корабельные лекала. Применяемые лекала не должны иметь вмятин и надрезов по рабочим кромкам (рис. 3.2). Для обводки линий большой длины, но малой кривизны (например, ватерлиний, палуб) применяются гибкие рейки постоянного сечения без вмятин и сучков (рис. 3.3).

 

Для удержания реек в определенном положении применяют свинцовые или чугунные грузики (рис. 3.4). Порядок обводки кривых линий по рейке следующий: подобрав нужную рейку, накладывают ее на чертеж и устанавливают рабочую кромку рейки на начальной точке кривой линии.

Выступом грузика прижимают рейку к поверхности чертежа, затем, осторожно изгибая рейку, подводят ее к соседней точке, а другим грузиком в районе точки прижимают рейку к поверхности чертежа. Таким образом, постепенно изгибая рейку и прижимая ее грузиками к поверхности чертежа в каждой точке, получают в первом приближении контур обвода кривой линии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.78 (0.13 с.)