Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишнёвый сад» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишнёвый сад»



Вопросы для обсуждения

1. Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия?

2. Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани? Драматичен ли Лопахин.

3. В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни.

4. Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов).

5. Охарактеризуйте конфликт и проблематику пьесы.

6. "Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение - правда безусловная и честная", - писал Чехов. Какую же "безусловную и честную" правду мог увидеть Чехов в конце XIX века. Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.

7. Как тема увядания дворянских гнезд показана в "Вишневом саде"? Что олицетворяет Фирс? А Яша.

8. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина.

9. Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев.

10. Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену.

11. За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе.

12. А что же главное? Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.

Практическое занятие № 20.

Рассказы И.А.Бунина.

Вопросы для обсуждения

1. Чудная власть прошлого в рассказе «Антоновские яблоки».

2. Такая разная любовь в рассказах И. Бунина («Грамматика любви», «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Холодная осень»)

3. Сборник рассказов «Тёмные аллеи» - «энциклопедия любви».

4. Философия любви в творчестве И.Бунина.

 

Практическое занятие № 21.

И.А. Куприн. Сведения из биографии. «Гранатовый браслет».

Вопросы для обсуждения

1. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину.

План ответа

- Социальное положение

- Портрет. Какие черты в её внешности выделяет автор

- Манера вести себя

- Разговор с сестрой о море. Прокомментируйте его

- Отношение к мужу

- Отношение к сестре

- Отношение к "дедушке", генералу Аносову

2. С какой целью в "Гранатовом браслете" представлены объёмная характеристика генерала Аносова и две рассказанные им истории?

3. Что нового внёс Куприн в развитие темы "маленького человека"? Почему образ Желткова не может быть однозначно отнесён к типу "маленького человека"? В чём противоречивость "таинственного" облика Желткова.

4. Как выглядит Желтков после смерти? Какую роль играет это описание в повести.

5. Какие перемены произошли в героине к финалу.

6. Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка.

Практическое занятие № 22.

А.А.Блок. Сведения из биографии. Стихи «Россия» и др. Поэма «Двенадцать».

Вопросы для обсуждения

1. К какому литературному течению относится творчество А. Блока.

2. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»

3. Тема России

4. Поэма «Двенадцать»(история создания, символы, герои)

 

Практическое занятие № 23.

С.А. Есенин. Сведения из биографии. Художественное своеобразие творчества Есенина.

Вопросы для обсуждения

1. Своеобразие поэтики С. Есенина.

2. Красота и богатство лирики Есенина.

3. Ведущие темы поэзии.

А) Тема деревни.

Б) Тема родины в лирике Есенина.

В) Тема любви.

Практическое занятие № 24.

В.В. Маяковский. Очерк жизни и творчества. Тема поэта и поэзии. Стихи.

Вопросы для обсуждения

1. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.

2. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта.

3. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви.

4. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».

 

Практическое занятие № 25.

А.А.Ахматова, М.И. Цветаева. Краткий очерк жизни и творчества. Лирика.

1. Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности.

2. Поэзия как напряженный монолог-исповедь.

3. Своеобразие стиля поэтессы.

4. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога.

5. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

6. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

7. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.

 

Практическое занятие № 26.

А.М. Горький. Очерк жизни и творчества. Тематика и проблематика романтического творчества Горького.

Вопросы для обсуждения

1. Начало литературной деятельности писателя

2. Максим Горький - «Буревестник революции»

3. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького (проблематика и поэтика)

4.Традиции и новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ

 

Практическое занятие № 27.

А.М. Горький. Пьеса «На дне».

Вопросы для обсуждения

1. Жанр художественного произведения. Сюжет произведения. Особенности композиции пьесы.

2. История создания пьесы М. Горького «На дне».

3. Смысл названия произведения.

4. Герои пьесы М. Горького «На дне». Обитатели ночлежки, их жизненная позиция, мечта и реальность героев.

5. Конфликт художественного произведения, виды конфликта в пьесе.

 

Практическое занятие № 28.

Роль Луки в драме «На дне».

Вопросы для обсуждения

1. Правда в пьесе Горького «На дне». Спор в произведении. Проблема веры в пьесе.

2. Жизненная философия героев пьесы (Лука, Сатин, автор).

Практическое занятие № 29.

Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М.Зощенко, М.Булгакова и др.)

Вопросы для обсуждения

1. Основные темы сатиры и объекты сатирического изображения.

2. Сатирические рассказы М.Зощенко.

3. Сатирические рассказы М. Булгакова.

4. Сатирические рассказы А.Аверченко.

 

Практическое занятие № 31.

Роман «Тихий Дон» - художественное своеобразие.

Вопросы для обсуждения

1. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.

2. Своеобразие жанра.

3. Особенности композиции.

4. Столкновение старого и нового мира в романе.

Практическое занятие № 32.

Трагедия Г.Мелехова по роману «Тихий Дон».

Вопросы для обсуждения

1. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа

2. Образ Григория Мелехова.

3. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.

Практическое занятие № 33.

А.П. Платонов. Очерк жизни и творчества. «Котлован» и др.

Вопросы для обсуждения

1. Сведения из биографии.

2. Повесть «Котлован» - поиски положительного героя писателем.

3. Социально-философское содержание повести

4. Своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов)

 

Практическое занятие № 34.

М.А. Булгаков. Краткий очерк жизни и творчества. «Собачье сердце».

Вопросы для обсуждения

1. Сведения из биографии.

2. История создания повести.

3. Место действия и прототип профессора Преображенского.

4. Смысл названия произведения.

Отобрать материал и подготовиться к характеристике образов:

А) пес Шарик и Шариков

Б) профессор Преображенский

В) Швондер и «товарищи»

 

Практическое занятие № 35.

Поэзия середины XX: А.Вознесенский, Н.Заболоцкий, Е.Евтушенко, И. Бродский и др.

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика указанного периода в развитии поэзии.

2. Открытая публицистичность творчества «шестидесятников».

3. Обзор творчества Е. Евтушенко, А. Вознесенского и др.

 

Практическое занятие № 36.

А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

Вопросы для обсуждения

1. Сведения из биографии.

2. «Один день Ивана Денисовича» - история создания.

3. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений.

4. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести.

 

Практическое занятие № 37.

В.Т. Шаламов. Сведения из биографии «Колымские рассказы».

Вопросы для обсуждения

1. Сведения из биографии.

2. «История репрессий в СССР».

3. Цикл «Колымские рассказы» - история создания, проблематика.

4. Художественное своеобразие прозы Шаламова.

 

Практическое занятие № 38.

В.М. Шукшин. Рассказы.

Вопросы для обсуждения

1. Сведения из биографии.

2. Изображение жизни советской деревни.

3. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей.

4. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина

 

Практическое занятие № 39.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.226 (0.032 с.)