Дизъюнктивный силлогизм,см. : модус понендо толленс. Модус толлендо поненс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дизъюнктивный силлогизм,см. : модус понендо толленс. Модус толлендо поненс.



ДИЗЪЮНКЦИЯ (от лат. disjunctio — разобщение, различение)

— логическая операция — аналог употребления союза «или» в обыч­ном языке, с помощью которой из двух или более исходных сужде­ний строится новое суждение. Так, из суждений «Он — способен» и «Он — прилежен» с помощью операции «или» можно получить новое суждение «Он способен или он прилежен» (1). Из суждений «Он совершил преступление», «Он не совершал преступления» с помощью «или» можно получить новое суждение «Он совершил преступление или он не совершал преступления» (2). Суждение (1) истинно в трех случаях: 1) когда какой-то человек оказывает­ся способным, но не прилежным; 2) когда этот человек оказыва­ется прилежным, но не способным; 3) когда установлено, что этот человек и способен, и прилежен. Оно является ложным, ког­да оказалось, что этот человек не является ни способным, ни прилежным. Суждения типа (1) в логике называют соединительно - разделительными. Суждение же (2) истинно лишь только в том случае, когда имеет место или только первая ситуация («Он со­вершил преступление»), или только вторая ситуация («Он не со­вершал преступления»). Суждение (2) не допускает, чтобы имели место обе ситуации. Суждения типа (2) носят название исключающе - разделительных или строго разделительных.

В рамках логики высказываний (раздел классической математи­ческой логики) различают слабую (нестрогую) Д. и силь­ную (строгую) Д. Если A и В -высказывания, а знак v - знак нестрогой Д., то высказывание «A Ú B» называют нестрогой Д. (читается: «A или В»). Если Ú — знак строгой Д., то высказывание «A Ú В»называют строгой Д. (читается: «либо А,либо В»).Выска­зывание «A Ú В»истинно в том и только в том случае, когда истинно по крайней мере одно из составляющих его высказыва­ний, и ложно, когда оба составляющие его высказывания ложны. Высказывание «A Ú В»истинно в том случае, когда истинно одно и только одно из составляющих его высказываний, и ложно в остальных случаях.


[88]

ДИЛЕММА (от греч. di (s)-дважды и lemma -предположение)

-в традиционной логике условно-разделительное умо­заключение, т. е. умозаключение, посылками которого явля­ются условные и разделительные суждения. Условно-разделитель­ные умозаключения вообще называются леммами; если разделительная посылка содержит только два члена, то такое умо­заключение называется дилеммой, если в нее входит три чле­на, то перед нами трилемма, и вообще полилемма, когда разделительная посылка содержит больше двух членов. Логика вы­деляет несколько разновидностей Д.

Простая конструктивная Д. имеет вид:

Если а,то b;если с то b.

______ а или с. ______

b.

Разделительная посылка утверждает основания условных по­сылок, вывод утверждает следствие этих посылок, напр.:

Если студент спит на лекциях, то он не усваивает логики. Если студент спит дома, то он не усваивает логики. Студент спит на лекциях или дома.

Следовательно, студент не усваивает логики.

Сложная конструктивная Д. отличается тем, что ус­ловные суждения посылок имеют разные следствия, поэтому, ут­верждая их основания в разделительной посылке, мы утверждаем оба следствия в заключении:

Если а,то b;если с то d.

______ а или с. ______

b или d.

Напр.:

Если пойдешь направо, коня потеряешь.

Если пойдешь налево, голову потеряешь. Но нужно идти направо или налево.

Следовательно, придется потерять коня или голову.

В средние века альтернативы леммы назывались «рогами». Ка­кую бы альтернативу вы ни выбрали, обе они равно приводят к неприятным следствиям и вы оказываетесь на «рогах» Д. Дест­руктивная Д. отличается тем, что разделительная посылка от­рицает следствия условных посылок, а в выводе мы отрицаем основания условных посылок.


[89]

Простая деструктивная Д. имеет вид:

Если а,то b;если а то с.

Не- b или не- с.

_____________

Не- a.

Пример:

Если мне выплатят зарплату, я устрою вечеринку с друзья­ми.

Если мне выплатят зарплату, то я приглашу свою девушку в театр.

Но я не устроил вечеринки и не ходил со своей девушкой в театр.

______________________________________________________

Следовательно, мне не выплатили зарплату.

Соответственно, сложная деструктивная Д. выглядит так:

Если а, то b;если с то d.

___ He- b или не- d. _____

Не- а или не- с.

Пример:

Если бы я был богат, я купил бы себе автомобиль.

Если бы я был министром, мне предоставили бы казенный автомобиль.

Но у меня нет ни личного, ни казенного автомобиля.

Следовательно, я не богат и я не министр.

ДИСКУРСИВНЫЙ (от лат. discursus — рассуждение, довод, аргу­мент)

- рассудочный, логический, противоположный инту­итивному, чувственному.

Д. познание как опирающееся на разум и рассуждение про­тивопоставляется интуитивному познанию, которое ос­новывается на непосредственном созерцании и интуиции. Д. зна­ние является результатом связного, последовательного, ясного рассуждения, в котором каждая последующая мысль вытекает из предыдущей и обусловливает последующую. Д. является, напр., знание, полученное в результате логического вывода из некото­рых общих принципов заключения, относящегося к конкретному случаю, или знание, возникающее путем обобщения некоторой совокупности фактов. Различие между Д. и интуитивным до неко­торой степени относительно. Всякая новая идея, мысль, представ­ление возникают на основе предшествующего знания, предпола­гают осознание и формулировку проблемы, задачи, требуют сознательного и целенаправленного размышления. После того как


[90]

новая идея возникла, требуется развитие ее следствий, установ­ление ее связей с другими идеями, ее проверка и т. п. Т. о., инту­итивный скачок мышления всегда включен в процессы Д. раз­мышления. Однако различие между Д. и интуитивным все же имеет определенный смысл, ибо новое знание часто не может быть по­лучено простым логическим рассуждением из имеющегося зна­ния и требует творческого акта, выходящего за рамки логических схем и правил.

ДИСКУССИЯ (от лат. discussio — рассмотрение, исследование)

— обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компе­тентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого ре­шения. Д. является разновидностью спора,близкой к полемике,и представляет собой серию утверждений, по очереди высказыва­емых участниками. Заявления последних должны относится к од­ному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала.

Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель Д. — достижение опреде­ленной степени согласия ее участников относительно дискутиру­емого тезиса, то цель полемики — не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориен­тирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней учас­тие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекра­щению Д. Употребляемые в полемике средства не обязательно дол­жны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.

Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии: противоположная сторона в Д. именуется обычно «оппонентом», в полемике — «противником».

У каждого из участников Д. должны иметься определенные пред­ставления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. — не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством.

В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего перепле­таются, и чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полеми-


[91]

ка. Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале ре­шить, будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придержи­ваться принятого решения. Выбор формы спора — Д. или полеми­ка — определяется конкретными обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики оказывается иногда полезным.

Д. - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент субъективности, убеждения одного челове­ка или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

К Д. близка такая форма прояснения представлений, как ди­алог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с опре­деленным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.013 с.)