Тема 19. Организация, схема и формы психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19. Организация, схема и формы психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии



Первичное консультирование ребенка с отклонениями в развитии. Сбор психологического анамнеза. Дополнение психологического анамнеза другими специалистами.

Схема психологического консультирования Л.В. Викуловой, Л.В. Лебедевой. Анализ жалоб родителей и внутрисемейной ситуации. Комплексное медико-психологоподагогическое обследование ребенка для постановки диагноза и установления психологической структуры дефекта. Психолого-педагогическое обследование всех членов семьи.

Индивидуальное консультирование членов семей. Соблюдение тайны консультирования. Значение индивидуального консультирования для правильного коллективного консультирования семьи.

Групповое консультирование родителей детей с отклонениями в развитии. Проведение коррекционных психолого-педагогических занятий с ребенком в присутствии родителей и других родственников как эффективный метод группового консультирования.

Раздельное консультирование мужчин и женщин по вопросам специальной психологии.

Тема 20 Процесс консультирования в специальной психологии и условия его эффективности

Оценка эмоционального состояния родителей, при выработке адекватного подхода консультирования. Значение выбранной методики консультирования для эффективности консультации. Возможность рационального использования сведений консультирующимися. Учет уровня образованности консультирующихся. Важность формирования адекватной реакции у консультирующихся к преподносимой информации.

Приемы консультирования невротичных родителей. Авторитарных родителей. Родителей психосоматического типа. Характер и тактика советов психолога-консультанта.

Эффективные модели поведения консультантов. Консультирование родителей аномального ребенка в процессе его занятий с психологом. Необходимость конспектирования родителями в процессе консультации. Обучение родителей специальным методическим приемам. Объяснение их задач по воспитанию и обучению. Обучение родителей навыкам вхождения в контакт с ребенком. Метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении ими домашних заданий.

Условия эффективности процесса консультирования. Учет различных аспектов внутрисемейной ситуации, динамики ее состояния после рождения ребенка с пороками развития. Понимание родителями передаваемой им информации, адекватность принятых решений по поводу обучения и воспитания аномального ребенка как показатель эффективности консультирования. Факторы, оказывающие влияние на реакцию консультируемых, на передаваемую информацию. Данные об эффективности консультирования родителей, имеющих детей с аномалиями развития. Данные об уровне усвоения информации, представленной консультантом родителям ребенка

Тема 21.Специальные проблемы психологического консультирования

Психологическое консультирование тревожных клиентов.

Психологическое консультирование при реакциях страха и фобиях.

Психологическое консультирование агрессивных клиентов.

Психологическое консультирование при переживаниях вины.

Психологическое консультирование истерических личностей.

Психологическое консультирование обсессивных личностей.

Психологическое консультирование шизоидных личностей.

Психологическое консультирование асоциальных личностей.

Психологическое консультирование при алкоголизме.

Психологическое консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами.

Психологическое консультирование депрессивных клиентов.

***

Методические указания по проведению практических занятий

. На практических занятиях студенты закрепляют знания,

полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или

обсуждения.

Подготовка студентов к занятию заключается в поиске

литературы, ее чтении и конспектировании. Степень самостоятельности

студентов в поиске литературы определяется рекомендованными

преподавателем источников материала или самостоятельным поиском

студентом необходимых литературных источников.

Чтение студентами учебных пособий и первоисточников при

подготовке к семинарам представляют важную учебную задачу. Вопросы к

каждому семинару конкретизированы и стимулируют целенаправленную

поисковую и интеллектуальную активность студента.

При конспектировании литературных источников и для осмысления

информации студентам необходимо:

– отбирать существенную информацию, отделять ее от второстепенной

– лексически перерабатывать материал

– схематизировать и структурировать прочитанный материал

– формулировать выводы по прочитанному материалу

Проведение семинаров по дисциплине «Психологическое консультирование»

предполагается по следующим вариантам:

1. Проведение семинарского занятия репродуктивного типа. Здесь

формулируются основные вопросы занятия, студентам дается возможность

устно раскрыть их содержание. После выслушивания ответа другим

студентам предоставляется возможность дополнить, прокомментировать

ответ, высказать собственное мнение. Студентам нужно придерживаться

следующего:

– соблюдать временной регламент

– выражать собственное мнение

– активизировать других участников занятия

– при ответах речь должна быть свободной.

– делать выводы по рассмотренному вопросу

2. Проведение семинара творческого типа. Здесь предлагаются задания,

активизирующие мыслительную активность студентов, предлагаются

различные ситуации на активность и взаимодействие студентов.

Практические занятия студентов существенно повышают прочность

усвоения и закрепления изучаемых знаний и умений. Задания для каждого

практического занятия запланированы так, чтобы они могли быть

качественно выполнены каждым студентом. Для эффективного усвоения

дисциплины «Психологическое консультирование» студентам предлагаются

следующие задания:

– индивидуальное выполнение задания

– групповое выполнение задания

– решение психологических задач

– групповая дискуссия

– разыгрывание ситуаций

План занятия включает в себя следующие пункты:

1. внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию

2. инструктирование студентов по проведению ими практической работы

3. проверка теоретической подготовленности студентов к занятию

4. выполнение практических занятий

5. обсуждение итогов выполнения работы

6. оценка выполненных заданий и степени овладения студентами

соответствующими умениями

Студентам предлагаются следующие формы проведения практических

занятий:

1. фронтальная форма. Все студенты выполняют одновременно одно и то же задание.

2. групповая форма. Одна и та же работа выполняется в малых учебных группах.

3. индивидуальная форма. Каждый студент выполняет индивидуальное

задание.

***

Методические указания к практическим занятиям

Занятие 1. Специальные проблемы психологического консультирования.

Цель: изучение специфики консультативной работы

Вопросы для подготовки

  1. Понятие мотивационного консультирования
  2. Особенности мотивационного консультирования
  3. Приемы и техники, применяемые в ходе мотивационного консультирования
  4. Специфика работы с разными категориями клиентов

 

Список литературы для подготовки

1..Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999. -240с.

  1. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапия. Тексты. - М.: Апрель-Пресс: Изд-во ЭКСПО-Пресс, 2000. - 624 с.

.

Практическое занятие 2. Анализ проблемных зон клиентов. Разбор консультативных случаев

Цели занятия:

1. Отработка навыков анализа проблемных зон клиентов.

2. Отработка навыков перевода запроса клиента на язык психологической проблемы.

Вопросы для подготовки:

1. Понятие «проблема» в психологическом консультировании.

2. Отличие в понятиях «проблема», «запрос», «жалоба», «самодиагноз»

3. Основные задачи взаимодействия психолога и клиента

План практического занятия

1. Письменный мини-опрос по теоретическим вопросам

2. Инсценировка консультативной ситуации. Проведение супервизии по схеме

3. Рефлексия.

Форма отчетности: отчет о проведенной супервизии

Основная литература для подготовки

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология.- Уч. для студен­тов вузов — Изд 6-е., перераб. и доп. — М: Акаде­мический Проект, 2001. — С.54-55
  2. Айви А., Айви М., Сэймек-Даунинг. Психологическое консультирование и психотерапия.-М.,2000.-С.67-72,С.107-109
  3. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование».- Класс, 2004.-С.17-19
  4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М: Генезис.-2007- ч.2.-С.49-99
  5. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — С.35-43

***

9. Методические рекомендации к самостоятельной работе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.014 с.)