Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природные чрезвычайные ситуации гидрологического характера: наводнения, цунами и их последствия. Мероприятия, проводимые по защите населения.

Поиск

- ЧС гидрологического характера, связанные с природными процессами, происходящими на водной поверхности рек, морей, океанов, к ним относят наводнения, цунами, тайфуны, заторы, напор льдов и интенсивный их дрейф, низкий уровень воды и др.; гидрология (от греч. – вода и учение) – наука, изучающая воды Земли, их свойства, распространение и протекающие в них процессы.

Наводнения – это временное значительное затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу в результате подъема уровня воды, которое угрожает гибели людей. Продолжительность наводнений от нескольких до 80-90дней.

Основные причины подъема воды: таяние снега или ледников, выпадение обильных осадков, прорыв гидротехнических сооружений (плотин и др.), заторы русла рек льдом или бревнами при сплаве леса, продолжительные ливни, цунами и др. Различают: половодье – ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон относительно длительное увеличение уровня воды в реках, водоемах; паводок – сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня вод.

Наводнения подразделяют: низкие (часто), высокие (через 20-25лет), выдающиеся (через 50-100лет), катастрофические (повторяются 1 раз в 100-200 лет).

Последствия наводнений:

- гибель и травмы людей, животных;

- разрушения и повреждения зданий, автомобильных и железных дорог, линий электропередач и другие линии связи;

- гибель урожая сельхозпродуктов;

- порча и уничтожение сырья, топлива, продуктов питания, кормов, удобрений и т.д.;

- изменения структуры почвы и рельефа местности;

- заболачивание местности, загрязнение обширных территорий.

 

Меры, применяемые для защиты от наводнений:

- посадка лесозащитных полос в бассейнах рек и на берегах водоемов;

- создание прудов и водохранилищ для дождевых и талых вод;

- строительство вдоль берегов рек защитных дамб;

- своевременный прогноз, подготовка к эвакуации населения;

Поведение при внезапном начале наводнения:

- подняться на верхние этажи, чердачное помещение, выйти на крышу;

- вне дома – занять самые высокие места на местности;

- запастись плавающим средством (бревно, дерево, пластиковые баллоны, доска и др.).

Цунами (от япон. – «высокая волна в заливе») – это гигантские волны, возникающие на поверхности океана в результате сильных подводных и прибрежных землетрясений, извержения подводных и островных вулканов.

Высота морской волны над очагом возникновения цунами может быть от 0,1 до 5м; скорость движения волны к берегу может быть от 50 до 1000км/ч. Попадая на мелководье, волна уменьшает скорость, но увеличивает высоту, образуя водяную стену высотой от 10 до 50м. Длина морской волны может быть от 150 до 300м. Эта волна обрушивается на берег, перед водной массой движется воздушная волна. Цунами обладает мощной разрушительной силой.

Последствия цунами:

- затопления побережья;

- разрушения зданий, сооружений и др.

- выброс морских судов на берег;

- человеческие жертвы;

- при катастрофических цунами – полное опустошение побережья и приморских территорий, значительное затопление, уничтожение всего живого;

- вторичные последствия цунами – пожары, разрушения опасных производств и выбросы химических иррадиационных веществ и др.

Наибольшее количество цунами бывает в Японии, в России – опасное место полуостров Камчатка.

Меры, применяемые для защиты от цунами:

- предупредить цунами практически невозможно, так как только после того, как зарегистрирован факт землетрясения, появляется возможность появления цунами, между началом землетрясения и приходом волны к берегу есть какое-то время (от нескольких минут до суток);

- проводятся срочные мероприятия по эвакуации населения из опасной зоны и по предотвращению возможного ущерба;

- в местах, где существует постоянная угроза цунами, заранее принимаются меры по уменьшению ущерба (системы наблюдения, оповещения, расположение жилых домов и объектов в безопасных местах, подготовка специальных площадок для эвакуации населения и др.);

- частичной защитой от цунами служат волнорезы, молы, насыпи, береговые дамбы, лесные полосы на побережьях и др.

 

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Общие понятия, определения, классификация.

ЧС техногенного характера – это катастрофы, бедствия, связанные с производственной и хозяйственной деятельностью человека. ЧС техногенного характера называют также ЧС антропогенного характера (от греч. – «человек» и «рождение»).

ЧС техногенного характера связаны с авариями. Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящие к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, к нанесению ущерба окружающей среде.

Если на начальном этапе развития человечества ЧС в основном носили природный характер, то с развитием цивилизации на 1-е место вышли ЧС техногенного характера, в последние годы составляют около 75-80% от общего числа ЧС.

По масштабам распространения и тяжести последствий ЧС техногенного характера подразделяются:

- локальные (объектовые);

- местные;

- территориальные;

- региональные;

- федеральные;

- глобальные (выход последствий за пределы одного государства).

 

ЧС техногенного происхождения делят (классификация):

Аварии на радиационно-опасных объектах (РОО)

- аварии на предприятиях и объектах, использующих радиоактивные вещества, таких как АЭС (атомные электростанции), ядерные установки исследовательских центров, атомные суда, предприятиях ядерно-оружейного комплекса;

- сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории (выбросы и утечка радиоактивных веществ);

- облучение персонала и населения.

Аварии на химически опасных объектах (ХОО)

- аварии на предприятиях и объектах, которые производят, хранят или используют аварийно-химические опасные вещества (АХОВ);

- к ХОО относятся предприятия химической, нефтеперерабатывающей, пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки (используется аммиак в качестве хладагента), водоочистные и другие очистные сооружения, использующие хлор, железнодорожные станции выгрузки и погрузки СДЯВ (сильно действующие ядовитые вещества), склады и базы с запасом ядохимикатов для дезинфекции и др.;

- загрязнение окружающей среды;

- поражение обслуживающего персонала и населения на прилегающей территории;

Аварии на объектах коммунального хозяйства

- аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения;

- причины: низкий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуатации в холодный период года, физический износ коммуникаций, несвоевременное устранение аварийных ситуаций, нехватка финансовых средств, стихийные бедствия и др.;

- нарушение работы жизненно важных инженерных систем, аварии, в том числе – отсутствие света, воды, тепла в жилых домах, больницах, учебных учреждениях и др.

Аварии на транспорте

- транспорт (от лат. – перевозить, переносить) – это средства для перевозки грузов и пассажиров;

- наземный безрельсовый транспорт (автомобили, троллейбусы, автобусы, сельскохозяйственная техника, мотоциклы, велосипеды, коляски и др.):

- ДТП (дорожно-транспортное происшествие);

- гибель людей (3-е место в мире среди причин смертности);

- наземный железнодорожный (трамваи, поезда и др.):

- сходы с рельсов, наезды на автомобильный и гужевой транспорт (животные), велосипедистов, людей и т.д., столкновения поездов, пожары в пассажирских поездах и др.

- причины: неисправность железнодорожных путей, поломки подвижного состава, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов;

- особую опасность представляют аварии и катастрофы поездов, перевозящих СДЯВ и взрывчатые вещества, что приводит к массовым отравлениям, взрывам, пожарам, заражению местности;

- водный (морской, речной, подводный):

- кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте (ежесуточно в морях и океанах находятся 30тыс. судов и более 1млн. человек, ежегодно погибает 300-400 судов и около 200тыс.чел.)

- причины: износ водного транспорта, стихии (ураганы, штормы, туманы и пр.), столкновения, нарушения техники безопасности и др.

- особую опасность представляют аварии и катастрофы судов, перевозящих опасные грузы (нефтепродукты, СДЯВ и др.);

- загрязнение мирового океана (около 5% поверхности океанов постоянно покрыта нефтяной пленкой, которая не пропускает кислород, что приводит к гибели морских растений и животных; температура горения нефти и газа более 2000 градусов, тушение горящей нефти очень затруднительно).

- воздушный транспорт (самолеты, вертолеты, космические корабли и другие летательные средства)

- причины аварий и катастроф: снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов, ошибки пилотов и диспетчерских служб, износ и неисправность авиационной техники, погодные условия, столкновения с другими объектами (высокие объекты, летательные объекты, птицы – при столкновении самолета, летящего со скоростью 800км/ч с птицей весом 2кг., самолет получает удар величиной 3500кг) и др.;

- гибель людей и техники.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 10218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.009 с.)