Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Встреча в Москве государя Александра I↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Еще не отгремела Бородинская битва, неприятели были еще далеко, они не вторглись еще в Смоленск (в ворота Москвы, как говорили тогда). Накануне 12 июля в столицу ожидали прибытия государя. Народные толпы двинулись за Дорогомиловскую заставу встречать своего дорогого гостя; народ расположился на Поклонной горе в ожидании прибытия его, около бывшей там дубовой рощи. Начинало уже смеркаться, а государь все еще не ехал; наконец, от проезжавших по той дороге узнали, что он остановился отдыхать в селе Перхушкове и прибудет в Москву на другой день утром; опечаленный этим известием народ стал расходиться. Наступила ночь, но крестьяне деревни Фили и села Покровского (в трех верстах от заставы) не хотели успокоиться до тех пор, пока не увидят государя. Вместе с тем, желая встретить его по коренному русскому обычаю, с хлебом с солью, они отправили в Перхушково конных гонцов узнать, когда он отправится в путь. Гонцы быстро прискакали назад и уведомили поселян, что государь уже едет. По обычной своей скромности он хотел уклониться от торжественной встречи москвичей и въехать в Кремль незамеченным. В самую полночь государь прибыл на Поклонную гору; священник села Покровского ожидал уже его там в полном облачении, держа на серебряном блюде крест, а маститый старец дьякон стоял с горящей свечой, трепетный блеск которой в темную безлунную ночь озарял благоговейную картину. Государь ехал шибко, в открытой коляске, но, увидев священную встречу, приказал остановиться и, выйдя из экипажа, с глубоким вздохом приложился к распятию… (С. Любецкuй)
Петровский парк
До 1776 года место, занимаемое ныне Петровским дворцом и парком, было совершенно пустынно, оно принадлежало Высокопетровскому монастырю, почему и называется Петровским. Левее от него расстилается песчаное Ходынское поле. На всем этом пространстве издавна существовали глиняные копи, кое-где, как оазисы, виднелась тощая зелень, лачуги огородников; поляны, засеянные репой, да землянки ямщиков Тверской слободы, которые копали там глину и песок. В начале текущего столетия близ подъездного Петровского дворца, выстроенного в 1776 году по велению императрицы Екатерины II архитектором Казаковым в мавританском вкусе? около так называемой Петровской рощи, находилось уже несколько дач (тогда их называли загородными домами) Степ. Степ. Апраксина, княг. Волхонской, г-на Ошанина (прежде кн. Мих. Петр. Голицына) и г-жи Лобковой. Там находилось и несколько трактиров; один из них был известен под названием Gastronome Russe; его содержал французский повар, в нем давались бальные вечера и происходили людные гулянья в роще. В 1812 году эта роща много пострадала от неприятелей; в ней вырублены были самые большие деревья для устройства биваков. (С. Любецкий)
Ходынское поле
Налево от Петровского дворца расстилается необозримое Ходынское поле. Эта местность замечательна тем, что в 1775 году там праздновался славный Кучук-Кайнарджийский мир с турками; на Ходынке воздвигнуты были города (разумеется, в миниатюре), крепости (подобия отнятых у турок), залы, галереи, театр, беседки и проч. Виновник этого торжества граф Румянцев перед самым торжеством по желанию Екатерины вступил в Москву по римскому обычаю — на колеснице, через триумфальную арку и ворота с разными аллегорическими изображениями. Ходынское поле представляло великолепную панораму громадою своих построек; каждое здание в нем, отличавшееся своим цветом, в турецком вкусе, с минаретами, каланчами, имело вид крепости. Там изображены были моря: Черное и Азовское, орды и корабли; они назывались Азовом, Таганрогом, Еникале, Таманом, Кинбургом и проч. В Ногайских ордах стояли жареные быки с позолоченными рогами, на каланчах разными винами били фонтаны, в Таганроге находились залы для обеда, а около него кипела ярмарка; в Еникале был зал для собрания, в Кинбурге — театр; на морях — корабли с парусами и флагами, изображавшими сияющие кресты над луной. На этих же кораблях устроены были и места, с которых смотрели на фейерверк. Государыня со всем своим семейством неоднократно посещала Ходынку; праздник продолжался несколько дней. (С. Любецкий)
Марьина Роща
В старинные времена Марьина роща была очень густа, местами даже непроходима; по преданию, в ней водились дикие звери и недобрые люди; при царях, особенно при Алексее Михайловиче, она оглашалась звуками охотничьих рогов и тявканьем гончих собак. Во время так называемых троицких походов царей на богомолье к преп. Сергию в Марьиной роще было первое становище; там тщательно расчищались места для установки шатров, в которых цари со всей многочисленной свитой, отрядом стрельцов и обозом отдыхали. Когда в Москве свирепствовала моровая язва (в начале 70-х годов XVIII столетия), в оконечности рощи, ближе к Бутыркам, было отведено кладбище для умерших от чумы. Еще прежде этого, в 1749 году, по именному повелению императрицы Елисаветы в этой роще была выстроена деревянная церковь во имя сошествия Святого Духа с приделами Лазарева Воскресения и евангелиста Луки. В 1812 году неприятели в Марьиной роще устроили себе биваки, поделали шалаши и целые бараки из сколоченных досок и больших икон ограбленных церквей. При изгнании же неприятелей из Москвы в рощу свозили трупы людей, лошадей и других животных и сжигали их на огромных кострах… Там некогда гулянье было ежедневное, но в праздники, особенно в Семик, когда Марьина роща была именинница, — происходил самый широкий разгул: с раннего утра предки наши приходили и приезжали на кладбище, где недалеко от церкви находился глубокий ямник, наполненный трупами людей, умерших напрасной (т. е. насильственной) смертью. Они отыскивали там своих родных и делали им честное погребение. Вот почему и сложена была песня: «Там ночь велика, спи до Семика». Между тем плач и вой на кладбище заглушался звуками плясовых и закатистых песен, раздававшихся в роще с самого утра, где уже начиналось семичное гулянье. Народ в рощу валом валил. Где теперь остатки орешника и просек, ведущих к Останкино, находился трактир «Герберг», а недалеко от него, по направлению к Бутырской роще, другой трактир; кроме этих двух, самый людный и обширный трактир Заикина стоял по соседству с кладбищем; около этих гостеприимных заведений находились садики с расставленными в них столиками и беседками. Чего там, бывало, не насмотрятся и не наслушаются гуляки: кто азартно бранился, кто мирился и целовался. В пролесках развивалась полная картина Семика; из ближних и дальних деревень, из всех пригородов Москвы сходились туда поселяне обоих полов с берёзками, на которых развевались алые платки и ленты; там перевивались цветистые хороводы, оглашаемые песнями; фабричные парни, тоже с песнями, веселились в своем кружке; кроме них хаживали туда слепые песельники из Екатериниской богадельни, что в Преображенском; у них был кривой вожатый (у двадцати человек один глаз). В некоторых местах стояли широкие белые шатры, называемые колоколами, с полоскавшимися в воздухе флагами; они содержали под своими завесами огромные деревянные чаны с вином, их называли дубовые штофы; на стенках их, на крючках, висели мерные кружки, отчего кабаки и именовались кружалами; поэтому в старину и говорили «выпить крючок винца». Вокруг этих шатров кишел народ; там всякий занимался своей любимой потехой: кто играл в орлянку, кто в чехарду, кто теснился смотреть на богатырский кулачный бой, кто на фокусников, кто тешился остротами паяцев или пискотней кукол в балаганах, кто вертелся на колыхалках (на качелях) и, важно подпершись, на каруселях. Оттуда же раздавалась песнь:
В роще Марьиной гулянье В тот же день был и Семик.
В Семик некоторые гуляли там всю ночь, особенно когда вскатывался на небо молодик (новый месяц), гуляки приветствовали его восклицанием: «Свети месяц посветлее, гулять веселее!» В чаще леса иногда слышалась и казенная песня «караул!», несмотря на то, что по роще ходили сермяжные рыцари полиции, будочники, которых тогда называли хваталами. Бывало, утром после гулянья находили в лесу непроспавшихся еще гуляк с недочетом волос на бороде после драки или с шишкой на лбу после ласковой зуботычины, разутых и раздетых учтивыми местными камердинерами (которых называли раздеваи-разуваичи). Скольких приключений, романтических и сатирических, была свидетельница Марьина роща, сколько тайн прикрывали густые развесы дерев ее!.. (С. Любецкий)
Разгуляй
Разгуляй находится у Елохова моста. Этот мост сделан над ручьем, протекающим из колодцев, через Каланчевское поле (полагают, не из-под ели ли вытекал этот ручей, поэтому будто и мост назван Елоховым). Там, на распутье четырех дорог, в старину стояло «кружало» (кабак, трактир, питейный дом): подобные заведения всегда устраивались и устраиваются по большей части на распутье дорог, на площадях и близ застав. Этот, известный гулякам, трактир соперничал с известным в то время цареградским трактиром, находившимся в Охотном ряду. Кто хотел предаться гульбе втихомолочку, не слишком гласно, — особенно жители Замоскворечья, купеческие детки, держимые в то время круто своими родителями, да и сами-то родители, вечерком, заперев свои лавки и собравшись веселой компанией кутнуть, — ехали на Разгуляй, в помянутый трактир, как в отдаленный угол Москвы, где их другие посетители не знали. Для подобной чтимой компании, разумеется, по расточительности ее, находились и особенные уютные комнаты; но, несмотря на это, иногда бывали там, по рассказам современников, водевильные сцены, например, неожиданные встречи отцов с сыновьями, хозяев с приказчиками и т. д. Пировали тогда оглушительно шумно, пили богатырски; к услугам пировавших являлись там гуслисты, торбанисты, песельники; а к полному разгару удовольствий посетителей трактира являлись цыганки-ворожеи, цыганки-солистки и цыганки, составлявшие заказной, пронзительный хор. Окна трактира запирались ставнями или занавешивались шторами, и гуляки пировали от зари до зари. Начиная с осенних вечеров до Святой недели трактир на Разгуляе кипел народом; к тому же через это место совершались праздничные, многолюдные зимние катания в Покровское. (С. Любецкий)
ЛЕГЕНДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Свадьба шута
На площади между Адмиралтейством и Зимним дворцом в Санкт-Петербурге в 1739 году был построен ледяной дом, в котором даже дрова были изо льда. В назначенный день к крыльцу между ледяным домом и дворцом подъехала золотая десяти — стекольная карета, запряженная восемью неаполитанскими лошадьми, украшенными золотой сбруей и страусовыми перьями на головах. В ней сидела государыня-императрица Анна Иоанновна с придворной дамой. Когда поезд тронулся, двенадцать пеших гайдуков сопровождали лошадей по шести со стороны. Кучера, сидевшие на козлах, одеты были в ливрейные шубы, украшенные золотыми галунами, в башмаках и шелковых чулках. Блестящие пажи во французских кафтанах и блондах окружали карету государыни. Два араба в золотых шубах и в белых чалмах. Двенадцать сержантов в гренадерских мундирах и в шляпах с плюмажем охраняли карету верхами. Позади этой кареты следовали несколько других с великими княжнами. В одной из них сидела дочь Петра Великого, Елисавета Петровна, будущая императрица. Тут Анна Леопольдовна. Далее — карета герцога Курляндского (ужасного Бирона), окруженная его собственными гусарами, скороходами, егерями и пажами. Рядом с ним его жена, с головы до ног залитая в бриллианты, что оценивали в два миллиона. Там Миних… и проч., а затем уже в хвосте придворного кортежа ехали не придворные, а все те, которые почему-либо могли участвовать в поезде. В голове шествия рота гвардейцев: треугольные шляпы солдат украшены еловыми ветвями, у офицеров — лаврами… Вот выступает громадный слон в теплых котах. Вожак с молотком сидит на хребте. На спине была помещена железная клетка, в которой сидели шут Кульковский с супругой барской барыней Подачкиной, оба сидят один против другого, блистали через железную решетку клетки золотом и бархатом. Они ехали из церкви на обед, сопровождаемые оригинальною свитою. За экипажем новобрачных ехали на оленях остяки; за ними новгородцы на паре козлов, малороссы на волах, чухонцы на ослах, татарин со своей татаркою на откормленных свиньях, финны на своих шведских лошадях, камчадалы на собаках, зыряне, ярославцы и проч. Всего до 150 самых разнообразных костюмов свидетельствовали о разнообразии племен. Картина была чудная и привлекла весь Петербург; она оживлялась звоном бубенчиков, колокольчиков и криками животных самого разнообразного характера. По воле государыни поезд сделал два оборота по луговой линии и потянулся к манежу Бирона, где был приготовлен обед для новобрачных и гостей на 303 куверта. Гостей встретили музыкой и посадили всех за стол, причем каждому представителю нации было подано его национальное кушанье. Государыня с блестящей свитою придворных расположилась на возвышении. Лишь только все расположились обедать, как Тредиаковский, Василий Кириллович, прочел во всеуслышание следующие стихи:
Торжествуйте все Российские народы. У нас идут златые годы. Восприимем с радости полные стаканы, Восплещем громко и руками, Заскачем весело ногами, Мы, верные гражданы. Имеем мы днесь радость учрежденну, Повсюду славно вознесенну: Анна над Россиею воскрылилась всею! То-то есть прямая царица, То-то добра Императрица! Признаем всей душою.
После обеда начались пляски: каждая пара танцевала свою национальную. Пир окончен, и новобрачные в том же порядке отправлены в ледяной дом, где их и заперли до утра. Поезд распущен, и часовые стали караулить дверь ледяного дома, дабы влюбленная чета не могла освободиться ранее. (М. Забылин)
Эпитафия собачке
Когда я приехал в Царское Село, — говорит в одном месте своих мемуаров гр. Сегюр, — императрица (Екатерина II) была так добра, что сама показала мне все красоты своего великолепного загородного дворца. Светлые воды, тенистая зелень, изящные беседки, величественные здания, драгоценная мебель, комнаты, покрытые порфиром, лазоревым камнем и малахитом, все это представляло волшебное зрелище и напоминало удивленному путешественнику дворы и сады Армиды. При совершенной свободе, веселой беседе и полном отсутствии скуки и принуждения один только величественный дворец напоминал мне, что я не просто на даче у самой любезной светской женщины. Императрица свободно говорила обо всем, исключая политику. Она любила слушать рассказы, любила сама рассказывать. Если беседа случайно умолкала, то обер-шталмейстер А. А. Нарышкин своими шутками непременно вызывал на смех и остроты. Почти целое утро государыня занималась, и каждый из нас мог в это время читать, писать, гулять, — одним словом, делать, что ему угодно. Обед, за которым бывало немного блюд, был вкусен, прост, без роскоши; послеобеденное время употреблялось на игру или беседу; вечером императрица уходила довольно рано и мы собирались у кого-нибудь из приближенных императрицы. Однажды императрица сказала мне, что у нее умерла маленькая левретка Земира, которую она очень любила и для которой желала иметь эпитафию. Я отвечал ей, что мне невозможно воспеть Земиру, не зная ее происхождения, свойств и недостатков. — Я полагаю, что вам достаточно будет знать, — возразила императрица, — что она родилась от двух английских собак Тома и Леди, что она имела много достоинств и только иногда бывала немножко зла. Этого мне было довольно, и я исполнил желание императрицы и написал следующие стихи, которые она чрезвычайно расхвалила:
Isi mourut Zemire. Et les Graces en deueil Doivent jeter des fleurs sur son cercueil…
Приводим эту эпитафию в переводе: «Здесь пала Земира и опечаленные Грации должны набросать цветов на ее могилу…» Надпись эта и теперь еще видна, хотя неявственно, на каменной плите за пирамидальным мавзолеем, окруженная черными мраморными столбами и лиственницами. Этот пригорок в саду государыня часто посещала и здесь любила отдыхать во время своих прогулок по саду. (М. Пыляев)
ПРИМЕЧАНИЯ
О СОТВОРЕНИИ МИРА И ЗЕМЛИ Бог и его помощник Бурцев А. Е. Полное собрание этнографических трудов. Т. 7. С. 35–36. Плавал Бог в лодке Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 355–356. Видение рая Послание архиепископа Новгородского Василия к владыке Тверскому Феодору. В кн.: Сказания о чудесах… С. 99–100.
ПАНТЕОН БОГОВ СЛАВЯНСКИХ Перун Абевега русских суеверий. М… 1786. В кн.: Сказания о чудесах. С. 204–205. Волос, или Велес Сахаров И. П. Сказания русского народа. Тула. 2000. С. 227–228. Тексты даны по изданиям: Сахаров И. П. Сказания русского народа. О семейной жизни своих предков. В 3-х т.; Сказания русского народа. В 2-х т. СПб., 1841–1849. Святовид, или Световид Абевега русских суеверий. С. 206–208. Там же. Плихан и Ярило Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 44–45. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания суеверия и поэзия. С. 80–83. Яр-Хмель Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах. Кн. 1. М., 1989. С. 442–443. Сива, или Сева Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 2. С. 90–93. Лель и Ладо Там же. С. 57–71.
ВОЗЗРЕНИЯ СЛАВЯН НА ПРИРОДУ Царь-Солнце Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 32–33, С.193. Мать Сыра Земля Русские легенды и обычаи. С. 378–379. Ярило и Мать Сыра Земля Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах. Кн. 2. М., 1989. С. 269–271. Живая и мертвая вода Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. М., 2006. Целебная сила воды Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 276–280. Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина. СПб., 1903. В кн.: Сказания о чудесах. С. 373. Чары на ветер Сахаров И. П. Сказания русского народа. С. 71–72. Мольба ветру Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 391–392. Священный дуб Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 310–311. Три липы Максимов С. В. Легенды и мифы России… С. 220–221. Злые и добрые травы Коринфский А. А. В кн.: Русские легенды и обычаи. С. 602–604. Папоротник Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 333–336. Про Иванов цвет Сказки и предания Самарского края. С. 22–23. Священные камни Максимов С. В. Легенды и мифы России… С. 214–216. Конь-камень Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 326. Баш и Башиха Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 86–88.
ЗВЕРИ, ПТИЦЫ И ДРУГИЕ ЖИТЕЛИ ЗЕМЛИ Волчий пастырь и волки Русские легенды и обычаи. С. 120–122. Сказки и предания Самарского края. С. 65. Медведь Бурцев А. Е. Полное собрание этнографических трудов. Т. 10. С. 77. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 272. Происхождение кошки Бурцев А. Е. Полное собрание этнографических трудов. Т. 10. С. 71–73. Царь-птицы и птицы вещие Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск, 1995. С. 509–510. Тексты даны по изданию: Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1901. Птичка, просящая пить Терещенко А. B. Быт русского народа. Вып. 5. М., 1999. С. 245. Тексты даны по изданию: Терещенко А. B. Быт русского народа. СПб. 1848. Пигалица Бурцев А. Е. Полное собрание этнографических трудов. Т. 10. С. 77–78. Ласточки Терещенко А. B. Быт русского народа. Вып. 4. С. 9. Уж — золотые рожки Афанасьев А. Н. В кн.: Русские легенды и обычаи. С. 609–610. Пчелы — молнии Бога Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 120–121. Почему у ос и шершней меда нет Бурцев А. Е. Полное собрание этнографических трудов. Т. 10. С. 78.
РЕКИ, РУЧЬИ, ОЗЕРА Дон и Дунай Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 32–35. Трубеж Там же. С. 80–81. Волга и Вазуза Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 294. Днепр и его сестры Там же. С. 295. Волга и Кама Сказки и предания Самарского края. С. 172. Почайна Мельников П. И. (А. Печерский). Полное собрание сочинений в 12 т. СПб., 1909, Т. I. С. 512. Свирь Бурцев А. Е. Полное собрание этнографических трудов. Т. 6. СПб., 1910. С. 183. Приношения рекам Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 296–297. Донец Там же. С. 297. Студенцы Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 2. С. 77–79. Царский колодец Там же. Кн. 3. С. 41. Ильмень-озеро. Афанасьев А. Н. Мифолргия Древней Руси. С. 295–296. Озеро Свитязь Максимов С. В. Легенды и мифы России… С. 67. Китеж Там же. С. 67–68. Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах. Кн. 1. М., 1989. С. 4–5. Олонецкие озера Максимов С. В. Легенды и мифы России… С. 68–69.
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ Русалки Макаров М. Н. Русские предания. Кн.1–3. М., 1838–1840; Кн. 1. С. 9–11. Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. М., 2006. С. 475–478. Тексты даны по изданию: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1–3. М., 1869. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М., 1880. С. 62–63. Водяной Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 298–302. Максимов С. В. Легенды и мифы России. Ростов-на-Дону, 2006. С. 69–71. Тексты даны по изданию: Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб, 1903. Леший Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 12–13. Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 315–318. Как леший с водяным раздружился Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым. Вып. 1–2. Самара.,1993. Вып. 2. С. 3. Тексты даны по изданию: Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым. СПб., 1884. Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах. Кн.1. М., 1989. С. 197. Черти, или бесы Максимов С. В. Легенды и мифы России. С. 5–24. Чёрт и козёл Сказки и предания Самарского края… Вып. 2. С.27. Как чёрт ангелом стал Там же. С. 28. Домовой Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 245–247. Максимов С. В. Легенды и мифы России… С. 30–32. Банник Там же. С. 41–45. Овинник Там же. С. 46–49. Полевой Там же. С. 62–64. Кикиморы и шишиги Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 248–249. Бурцев А. Е. Полное собрание этнографических трудов. Т.1–11. Спб., 1910–11. Т. 10. С. 155. Оборотень Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., 1996. С. 52–54. Баба-Яга Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 60–64. Полкан Там же. С. 73–74. Сивка-Бурка, вещая Каурка Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 2. С. 87–89. Огненный змей Русские легенды и обычаи. М., 2005. С. 442–443. Змей рассыпался Сказки и предания Самарского края. С. 13. Знамения и чудеса Повесть временных лет (в пересказе Д. С. Лихачева). В кн.: Сказания о чудесах. Т.1. Русская фантастика XI–XVI вв. (Б-ка русской фантастики в 20 т.). М., 1990. С. 15. Кощей Бессмертный Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 395–397. Остров Буян Афанасьев А. Н. В кн.: Русские легенды и обычаи. С.454.
НАЧАЛО ЗЕМЛИ РУССКОЙ Из «Повести временных лет» Повесть временных лет (в пересказе Д. С. Лихачева). В кн.: Древнерусская литература. М., 2003. С. 17–22, 26–27, 54–56. Волхвы Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 576. Из «Жития Александра Невского» Житие Александра Невского. Там же. С. 141–143.
ПАМЯТНИКИ ПУТЕЙ БОГАТЫРСКИХ Богатырские кости Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 75–76. Гаденово озеро. Там же. Кн. 3. С. 14–15. Город Берендеев Там же. Кн. 1. С. 43. Вал половецкий Там же. Кн. 3. С. 10–11. Щелканова стоянка Там же. С. 31–32. Казак Ермачок Там же. Кн. 1. С. 71–72. Голутвинский костыль Там же. Кн. 2. С. 94. Пересветов посох Там же. С. 78–81. Могила Аники-воина Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 65. Ступня Федора Блудова Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 3. С. 37–38. Плотина царя Бориса Там же. С. 35. Городок Валуева Там же. С.36. Высокий курган под Каширой Там же. С. 27–28.
ПРАЗДНИКИ И ПОВЕРЬЯ РУССКОГО НАРОДА Новый год у древних россиян Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 46–51. Поверья и приметы года Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. С. 88–90. Мороз! Мороз! Не бей наш овес Сахаров И. П. Сказания русского народа. С. 96. Масленица Афанасьев А. Н. В кн.: Русские легенды и обычаи. С. 374–375. Касьян немилостивый Максимов С. В. Легенды и мифы России… С. 272–274. Благовещение Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 156. Святая неделя Сахаров И. П. Сказания русского народа. С. 315–316. Пчелиный праздник Максимов С. В. Легенды и мифы России… С. 340–341. Первое майское гулянье Коринфский А. А. Народная Русь… С.244–245. Лестницы в рай Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 40–42. Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 43. Радуницкая неделя Сахаров И. П. Сказания русского народа. С. 322–326. Семицкая неделя Там же. С. 326–330. Троицын день Там же. С. 330–332. Гречишница Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 55–58. Иван Купала Максимов С. В. Легенды и мифы России… С. 367–379. Ильин день Там же. С. 373–375. Абевега русских суеверий. С. 197. Пятница Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 22–26. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 100–101. Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 78–79. Овечий праздник Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 19–21. Русские древние свадьбы Сахаров И. П. Сказания русского народа. С. 355–360.
БОЛЕЗНИ, СМЕРТЬ И ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ Лихорадки Коринфский А. А. В кн.: Русские легенды и обычаи. С. 364–365. Опахивание Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина. С. 369–370. Древние понятия о смерти Афанасьев А. Н. В кн.: Русские легенды и обычаи. С. 571–572. Аника-воин и смерть Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 456. Погребальные плачи Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах. Кн. 1. С. 521–522. Поминовение в Олонецкой губернии Терещенко А. B. Быт русского народа. Вып. 3. С. 321–322.
ВОЛШЕБСТВО. ВЕДЬМЫ, ЗНАХАРИ И КОЛДУНЫ Ведьма Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 2. С. 103–111. Абевега русских суеверий. С. 193. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 239–240. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. С. 56–58. Чернокнижники Сахаров И. П. Сказания русского народа. С. 22–26. Колдуны-чародеи Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 568. Знахари-шептуны Максимов С. В. Легенды и мифы России… С. 134–140. Проклятые дети Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 249–250. Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 502–504. Кликуши Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. С. 28. Преследование ведьм и колдунов Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 579–583.
ПРЕДАНИЯ О РАЗБОЙНИКАХ И КЛАДАХ Заклятые клады Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 438–440. Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 327–329. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. С. 124–125. Предания о Кудеяре Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 29–31. Якушкин П. И. Сочинения. М., 1986. С. 183–184. Тексты даны по изданию: Путевые письма. Сочинения. СПб., 1884. Рах-разбойник Сказки и предания Самарского края. С. 85–86. Чёрная гора Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 425. Чёртовы городища Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 54. Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 425–426. Клады Стеньки Разина Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 440–446. Якушкин П. И. Сочинения. С. 322. Марина-безбожница и Стенька Разин Живая старина. 1890, Вып. 2. Сказки и предания Самарского края. С. 135–136. В Жигулях Садовников Д. Н. Жигули и Усолье на Волге. // Беседа, 1872. О кладах Сказки и предания Самарского края. С. 149–151.
ПРЕДАНИЯ О ЧУДИ Заволоцкая чудь Заволоцкая чудь, составил П. С. Ефименко. Архангельск, 1869. С. 10–24. Самопогребение чуди Живая старина. 1905, Вып. 2. Берёза Бурцев А. Е. Полное собрание этнографических трудов. Т. 10. С. 99.
ПО ГОРОДАМИ ВЕСЯМ Смоленский лес Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 1. С. 14–15 Робья гора Там же. С. 65–66. Начало Данкова Там же. С. 69–70. Золотая лампада в лесу Там же. С. 37–38. Козинская пустошь Там же. Кн. 3. С. 7–9. Каменная баба в Тамбовской губернии Там же. Кн. 2. С. 112–113. Красная горка Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 326. Поклонные горы и Красные села Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 2. С. 95–96. Русские слободы и жители слобод Там же. С. 97–100. От чего прозвали Рязань Рязанью Там же. С. 84–86. Город Ростиславец Там же. Кн. 1. С. 77–78. Пронское било Там же. С. 52–53. Проёмный куст Там же. С. 36. Село Федора Никитича Романова Там же. Кн. 2. С. 118. Верёвкин Там же. С. 100–102. Троицкая дорога Любецкий С. М. Московские окрестности ближние и дальние… С. 63–66. Сказка о Братовщинах Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 2. С. 114–115. Братовщинский дворец Там же. С. 116–117. Желчинская черничка Там же. С. 122–125. Софрино, или Софьино Там же. С. 126–127. Голыгинская гать Там же. С. 128–129. Село Воздвиженское Любецкий С. М. Московские окрестности ближние и дальние… С. 79–80. Мирской памятник св. Сергию Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 2. С. 130–132. Село Тайнинское Там же. С. 45–46. Гробы проклятых Там же. Кн.1. С. 39. Максимов С. В. Легенды и мифы России… С. 65–66. Трастнинская церковь Макаров М. Н. Русские предания Г Кн. 1. С. 16–17. Поганое озеро (под Суздалем) Там же. С. 18. Коломенский прудок Там же. С. 27. Город Дедилов Там же. С. 28. Вертязин городец Там же. С. 67–68. Бояре-покойники Там же. С. 79. Свадебки Там же. С. 59. Три дворца князей Суздальских Там же. Кн. 2. С. 37–42. Терема в Суздале Там же. С. 52–56. Минино селище Там же. С. 82–83. Александровская усыпальня Там же. С. 72–74. Кожаные ассигнации Там же. С. 75–76. Пророчество преподобного Геннадия Живая старина. 1895, вып.1. Чёртовы горы Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. С. 425. Пряничная гора Сказки и предания Самарского края. С. 171. Дятловы горы Мельников П. И. (А. Печерский). Т. 7. С. 416. Мордовские кости Там же. С. 420. Коромыслова башня Там же. С. 517–518. Ардатов Там же. С. 515. Арзамас Там же. С. 518. Как церковь ушла Сказки и предания Самарского края. С. 167. Логово змеиное Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. М., 1985. С. 314–316. Бесовское городище Там же. С. 401. Си-Юнь-Бекина башня Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 3. С. 16–18.
ВРЕМЯ ЦАРЕЙ Воцарение Ивана Грозного Русская старина. 1876, № 2. Казнь колокола Древняя и новая Россия. 1879, Т. 2. № 9. Приехал царь Грозный в Новгород Якушкин П. И. Сочинения. С. 94–95. Микола Христоуродливый Там же. С. 114–115. Царь Грозный и архимандрит Корнилий Там же. С. 115–116. Царь Грозный и крестьянский сын Там же. С.208–209. Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири Садовников Д. Н. Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. М., 1902. С. 20–45. Воцарение Бориса Годунова Древняя и новая Россия. 1879, Т. 2. № 9. Орловское городище Якушкин П. И. Сочинения. С. 179–180. Царица Марфа Ивановна Древняя и новая Россия. 1879, Т. 2, № 9. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Там же. Никон Там же. Петр Первый и Илья-Пророк Древняя и новая Россия. 1876, Т.1. № 2. Петр Первый и раскольники Там же. Брюс Живая старина. 1890, вып. 2. Промашка Брюса Живая старина. 1871, вып. 4. Про Пугача Сказки и предания Самарского края. С. 165. Пугач и Салтычиха Живая старина. 1890, вып. 2. Горькая смерть Русская старина. 1876, № 2.
СТАРИНА МОСКОВСКАЯ Начало Москвы Любецкий С. М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнью русских. М., 1872. С. 6–8. Козье болото в Москве. Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 3. С. 21–22. Могила забытого святителя Там же. Кн. 2. С. 43–44. Село князя Владимира Донского Там же. С. 13–14. Село Троицкое-Голенищево Любецкий С. М. Московские окрестности ближние и дальние… С. 29–31. Арбатские ворота Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 2. С. 32–37. Московская приездня Там же. Кн. 3. С. 19–20. Подкремлёвский дворец Грозного Там же. С. 33–34. Обеды царя Фёдора Иоанновича Там же. С. 42–43. Возок царя Василия Иоанновича Шуйского Там же. С. 29–31. Тушинский лагерь Любецкий С. М. Московские окрестности ближние и дальние… С. 18–20. Курьи ножки Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 3. С. 23–26. Алексеевский дворец Там же. Кн. 2. С. 119–121. Ростокино Любецкий С. М. Московские окрестности ближние и дальние… С. 70–72. Сокольники Там же. С. 84–86. Пристанище бедных Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 3. С. 39–40. Село скудельничье Терещенко А. B. Быт русского народа. Вып. 3. С. 320. Сухарева башня Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 3. С. 54. Келья царевны Софьи и могила трагика Сумарокова Там же. Кн. 2. С. 47–49. Воробьевы горы Любецкий С. М. Московские окрестности ближние и дальние… С. 24–26. Марфин кубок Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 2. С. 50–51. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. С. 487. Кокуева слобода Там же. С. 79. Полковой двор лейб-гвардии Преображенского полка Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 2. С. 7–9. Дом Суворова Там же. С. 10–12. Московский денежный двор Там же. С. 15–16. Нечистые и проклятые места Там же. Кн. 3. С. 12–14. Кунцево Любецкий С. М. Московские окрестности ближние и дальние… С. 34–35. Кузнецкий мост в Москве Макаров М. Н. Русские предания. Кн. 2. С. 26–31. Салтычиха Пыляев М. И. Старая Москва… С. — 91. Встреча в Москве императора Александра I Любецкий С. М. Московские окрестности ближние и дальние… С. 32–33. Петровский парк Там же. С. 12–13. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.13 (0.016 с.) |