Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень нормативно-правовых документов.

Поиск

Законы, указы, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации:

  1. Федеральный Закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
  2. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  3. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  4. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 128 «Об утверждении Положения о представлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду».
  5. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 423 «Об утверждении положения о социально – гигиеническом мониторинге».
  6. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения».
  7. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. №177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»
  8. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
  9. Распоряжение Президента Российской Федерации от 23.03.2000г. №86-рп.
  10. Приказ МЧС России от 14 февраля 2001 г. № 68 «Об утверждении примерных положений о внештатных региональном и территориальном центрах мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций»
  11. Приказ МЧС России от 12 ноября 2001 г. № 483 «Об утверждении Положения о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  12. Положение, утвержденное приказом министра МЧС России от 12 ноября 2001 г. № 483 (приложение) «О системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  13. Приказ МЧС России от 10 июля 2001 г. № 310 «Об утверждении Положения о Всероссийском центре мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России»
  14. Приказ МЧС России от 21 апреля 2003 г. № 200 «О постановлении Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»
  15. Приказ МЧС России от 8 июля 2004 г. № 329, приложение «критерии информации о ЧС»
  16. Приказ МЧС России от 27 января 2004 г. № 42 «О результатах комплексных проверок органов исполнительной власти отдельных субъектов РФ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности»
  17. Приказ МЧС РФ от 7 июля 1997 г. № 382 «О введении в действие Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  18. Приказ МЧС России от 9 февраля 1997 г № 66. «О введении в действие форм статистического учета данных чрезвычайных ситуаций на территории РФ»
  19. Приказ МЧС России от 28 февраля № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».
  20. Положение Федеральной службы лесного хозяйства РФ «О лесном мониторинге»
  21. Указание от 14 апреля 2004 г. № 138 «Об организации работ по дальнейшему совершенствованию функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  22. Инструкция «О порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизическое процессы», утвержденная Приказом Росгидромета от 2 марта 2000 г. № 231
  23. ГОСТ Р 22.1.02.-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях, мониторинг и прогнозирование, термины и определения».
  24. ГОСТ Р 22.1.01-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения».

II. Законы, указы, постановления, распоряжения Правительства Удмуртской Республики:

  1. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 1 сентября 2003 г. № 229 «Об организации комплексного государственного мониторинга окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Удмуртской республики»
  2. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 14 декабря 2004 г. № 1314-р «О совершенствовании мониторинга перевозок аварийных химически опасных, пожароопасных, взрывоопасных веществ, обращающихся на территории Удмуртской Республики»
  3. Приказ Государственного комитета УР по делам гражданской обороны и ЧС от 10 июля 2001 г. № 131 «Об утверждении Положения о внештатном территориальном центре мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера УР»

Практическое задание.

Составить графическую схему системы РСЧС и выделить в ней часть, отвечающую за прогнозирование и предупреждение ЧС.

 

Вспомогательный методический материал и оборудование:

Полный текст

Федерального Закона РФ от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Постановления Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Рекомендуемая форма практического занятия:

Групповая (по 4 человека) работа с текстами документов. Определение студентами по тексту документов элементов системы, их иерархии и их функциональной взаимосвязи. Поэтапная сверка результатов работы групп и их корректировка.

Исследовательская задача.

Составить полную модель системы РСЧС. Провести системный анализ всех нормативно-правовых документов по РСЧС и на базе методов математической логики выявить элементы или их функции, которые не получили должного освещения в документах.

В случае необнаружения таковых дать обоснование полученного результата.


ГЛАВА 2. Система мониторинга и прогнозирования ЧС

Лекционный материал.

Согласно ГОСТ Р 22.1.02.

мониторинг окружающей среды – это система наблюдений и контроля, производимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения.

прогнозирование чрезвычайных ситуаций - это прогнозирование ЧС: Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства. Например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.

Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляются федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую, входят учреждения и наблюдательные сети Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, Госстроя России и др.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Это министерство и его учреждения организуют и ведут:

· мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду;

· мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса;

· мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод;

· мониторинг и прогнозирование опасных геологических процессов, включающий три подсистемы контроля: экзогенных и эндогенных геологических процессов и подземных вод.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и осуществляют федеральные надзоры — Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти. Надзорные органы имеются также в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях — подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций.

Существуют и другие виды мониторинга и прогноза, осуществляемые по разным видам объектов, явлений и процессов, контролируемым ингредиентам и параметрам по различным видам опасностей.

В целом, согласно ГОСТ Р 22.1.01-95 система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:

– организационной структуры;

– общей модели системы, включая объекты мониторинга;

– комплекса технических средств;

– моделей ситуации (моделей развития ситуаций);

– методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;

– информационной системы.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабов.

Важность этого направления в деле защиты населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций нашла свое отражение в распоряжении Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 86-рп, определившем необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС. Она объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

В основе структурного построения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций лежат принципы структурной организации министерств и ведомств, входящих в РСЧС, в соответствии с которыми вертикаль управления имеет три уровня: федеральный, региональный и территориальный.

Как указывалось выше, методическое руководство и координация деятельности СМП ЧС на федеральном уровне осуществляется Центром "Антистихия", в федеральных округах и субъектах Российской Федерации — региональными и территориальными центрами мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В целом система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой целый ряд межведомственных, ведомственных и территориальных систем (подсистем, звеньев, учреждений и т.п.), к которым можно отнести:

· Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России; региональные и территориальные центры мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе соответствующих органов управления ГОЧС;

· Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;

· Единую государственную автоматизированную систему радиационного контроля;

· Единую государственную систему экологического мониторинга;

· Cпециальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) в рамках РСЧС определены соответствующими нормативно-правовыми актами.

Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности.

При этом главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, ее основных звеньев, подведомственных Росгидромету, Минсельхозу России, Минздраву России и МПР России, а также средства контроля и диагностики состояния потенциально опасных объектов экономики, являющихся основными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Космические средства мониторинга предназначаются, в основном, для выявления и уточнения обстановки, связанной с лесными пожарами, наводнениями и другими крупномасштабными, опасными природными явлениями и процессами с незначительной динамикой.

Авиационные средства используются для тех же целей, что и космические, а также для получения данных о состоянии радиационной обстановки, обстановки в зонах широкомасштабных разрушений, о состоянии магистральных трубопроводов и другой обстановки (дорожной, снежной, ледовой и т.п.). Они имеют более широкие возможности, по сравнению с космическими средствами, как по составу объектов наблюдения, так и по оперативности и поэтому находятся на оснащении целого ряда соответствующих мониторинговых подразделений с учетом сфер ответственности последних.

Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования определяется Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным приказом МЧС России от 12 ноября 2001 г. № 483, а ее отдельных звеньев и элементов — положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления ГОЧС.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно широкий круг задач (объектов или предметов), состав которых обусловлен целями и задачами управленческого характера.

Наиболее значимыми и остро необходимыми задачами (объектами или предметами) прогнозирования являются:

· вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, размеров их зон;

· возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей;

· потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также для принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами федеральных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в организации мониторинга окружающей среды, неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и прогнозировании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

· создание, постоянное совершенствование и развитие на всех уровнях соответствующих систем (подсистем, комплексов) мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

· оснащение организаций и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, современными техническими средствами для решения возложенных на них задач;

· координация работ учреждений и организаций на местном, территориальном и федеральном уровнях по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

· координация работ отраслевых и территориальных органов надзора по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах;

· создание информационно-коммуникационных систем для решения задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

· создание информационной базы об источниках и масштабах чрезвычайных ситуаций;

· совершенствование нормативной правовой базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

· определение органов, уполномоченных координировать работу учреждений и организаций, решающих задачи мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

· обеспечение с установленной периодичностью (в экстренных случаях немедленно) представления данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, соответствующих анализов роста опасностей и предложений по их снижению;

· своевременное рассмотрение представляемых данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятие необходимых мер по снижению опасностей, предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их возможных масштабов, защите населения и территорий в случае их возникновения.

Практические задания.

Составить графическую схему системы СМП ЧС и сопоставить ее с системой РСЧС.

Вспомогательный методический материал и оборудование:

Полный текст Положения, утвержденного приказом министра МЧС России от 12 ноября 2001 г. № 483 (приложение) «О системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Рекомендуемая форма практического занятия:

Групповая (по 4 человека) работа с текстами документов. Определение студентами по тексту документов элементов системы, их иерархии и их функциональной взаимосвязи. Поэтапная сверка результатов работы групп и их корректировка.

Исследовательская задача.

Составить полную модель системы СМП ЧС. Провести системный анализ всех нормативно-правовых документов по СМП ЧС и на базе методов математической логики выявить элементы или их функции, которые не получили должного освещения в документах.

В случае необнаружения таковых дать обоснование полученного результата.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.87 (0.012 с.)