Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приручение (вынашивание) ловчего ястреба.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Под приручением понимают подготовку хищной птицы к ловчей охоте. При общении и ведении охоты сокольничья перчатка играет решающую роль для связи между сокольником и птицей. Всегда и везде, где говорится о важности и необходимости, когда речь идет о содержании, уходе, перевозке и, прежде всего, ведении охоты, ловчая птица находится на руке сокольника и приручается именно так. Ловчая птица, которая добровольно переходит на руку, клюет пищу, стоя на руке, позволяет себя таким образом носить, охотится на местности, улетая с руки и возвращаясь на нее, называется выношенной. Все ее основные привычки поведения, ее реакции, которые характеризуют ее как ловчую птицу, произрастают из привыкания к руке сокольника и ношения ее на руке. Выношенная ловчая птица, используя свои приобретенные условные реакции, становится для сокольника «сотоварищем по охоте», который использует ее природные задатки в охоте на дичь. Вынашивание ловчей птицы преследует четко поставленную цель, которая выходит далеко за рамки обычного понимания приручения. Фридрих II фон Хохенштауфен писал в своей знаменитой книге об охоте (De arte venandi cum avibus), что именно занимаясь охотой с ловчей птицей, человек становится ближе к тайнам природы, никакая другая охота не дает этого ощущения. И сегодня сокольник так же будет иметь успех в приручении и дрессировке птицы, и сама ловчая птица добьется высоких результатов только в том случае, если он будет учитывать и использовать природные задатки птицы в обращении с ней и во время охоты, будет развивать необходимые реакции, и будет добиваться достижения птицей такой физической формы и достижений в полете, чтобы она превосходила дичь.
Основы поведения животных.
Для того чтобы правильно оценить значение понятия «Вынашивание», необходимо использовать знания биологии поведения птицы. При вынашивании птицы и ведении охоты ловчая птица подвергается обучению. Обучение служит при этом оптимизации поведения при использовании индивидуального опыта; процесс обучения направлен на достижение цели или создания предпосылок (Темброк, 1977 и 1978). Этот процесс обучения, который ловчая птица усваивает во время вынашивания и охоты, приводит в основном к выработке условного рефлекса. Условная реакция на перчатку с кормом вызывает при вынашивании ловчей птицы (кормление на перчатке, возвращение на руку) реакцию послушания. Безусловный раздражитель-пища, условный раздражитель-перчатка и условная реакция-послушание. Условная реакция послушания лишь тогда закреплена, когда птица реагирует на условный раздражитель (перчатка), даже если безусловный раздражитель (еда) птице не предложен. Условный раздражитель (перчатка) может быть связан с каким-либо звуком (зов, свист). Эти условные реакции проходят следующие стадии: усвоение (овладение), сохранение (поддержание), ослабление (угасание). Усвоение условной реакции послушания возникает при взятии ловчей птицы и подаче еды на перчатку при ношении. При дальнейшем ношении с подачей при вынашивании или при ведении охоты, это переходит к сохранению (закреплению) условной реакции послушания (возвращения на руку). Ослабление или угасание возникает при частом послушании (возвращении) без подкормки или при постоянной подаче пищи на подносе во время линьки. При проведении охоты интересна, в первую очередь, реакция охотящейся птицы. В природе охотничий полет за дичью совершается ястребом в состоянии готовности к охоте, а именно когда птица голодна. При ловчей охоте птица должна быть приведена в состояние готовности к охоте по воле сокольника. Решающую роль для охотничьего полета имеют состояние окружающей среды, убегающая дичь и опыт ястреба, почерпнутый из предыдущих полетов. Во время охоты важную роль в охотничьем полете играют чувствительные воздействия, повод-раздражитель и обученность успеху (рис.34). Чувствительные воздействия являются информацией, которую птица сохраняет в соответствии с принципами координации нервной системы посредством центростремительных нервов органов чувств (глаз, ушей), рецепторов мускулатуры и рецепторов вегетативной нервной системы (голод) и которые проводят импульс в центр обработки информации. Чувствительные информации могут быть различными при одинаковых внешних обстоятельствах, т.к. они зависят от состояния рецепторов центральной нервной регуляции У птицы, находящейся в состоянии готовности к полёту возникает чувствительная (афферентная) информация рецепторов вегетативной нервной системы; мотивация (мотивированный раздражитель, готовность схватить добычу) побуждает птицу к охотничьему полёту. Принятые сигналы перерабатываются органами чувств (глаза, уши), которые анализируют ситуацию вокруг; известное и неизвестное, вызывающие доверие или пугающие – перерабатываются в мозгу птицы. Результатом будет либо охотничий полёт, либо воздержание от него. Поводом-раздражителем к охотничьему полёту обычно служит улетающая дичь. Т.к. ястреб ориентируется оптически и акустически, сигналы, принятые органами чувств, приведут к охотничьему полёту. В мозгу ловчей птицы в нервных центрах проводится синтез поступающей информации. В коре головного мозга перерабатывается имеющийся в памяти опыт и следует оценка предстоящей реакции. Ответная реакция наступает после оценки информации в органах головного мозга. Здесь появляется значение охотничьей формы как мотивированного раздражителя. Повод-раздражитель «дичь» побуждает к охотничьему полёту. При этом после удачного полёта (посредством захвата дичи) появляется закрепление успеха в учёбе; возвратная реакция в изложенной системе, которая усиливает «положительный опыт». Успешный охотничий полёт ведёт к усовершенствованию направления и скорости. Оба фактора в системе поведения, на которые должен большое внимание обращать сокольник, чтобы птица была успешной, являются основополагающими в охотничьей форме и успехе охотничьего полёта. Источник раздражения «дичь» является, в этом отношении, мало изменяемым, т.к. дичь может быть выбрана лишь в соответствии с условиями местности. Процесс обучения ловчей птицы охоте позволяет реализовывать себя только как «положительный процесс», если успешная охота дала результат. Негативное влияние (отвлекающие факторы окружающей следы) могут привести к нарушению или даже угасанию условных реакций послушания, что может проявиться в нарушении поведения ловчей птицы. Феномена ловчей охоты добиваются лишь через «положительную дрессировку», т.к. здесь хищная птица в своих реакциях связана с человеком, тем, что он регулярно отпускает её в охотничий полёт. Особенно это заметно при приручении ястреба. Этот процесс часто непонятен непосвящённым.
Ношение и приручение
От ношения ловчей птицы на руке зависит прежде всего её воспитание в целом. Ношение должно научить птицу доверию и приручить её воспринимать руку сокольника как исходный пункт для начала охотничьего полёта. Приручение птицы – это долгий путь, на котором совершаются ошибки. Ношение на руке должно стать для ловчей птицы чем-то само собой разумеющимся и приятным, рука должна иметь для птицы особую притягательную силу. При выращивании гнездарей и слётков легко побудить птицу при помощи корма перебраться на руку и склевать его там. Неразрывная связь прикорма с рукой облегчает все дальнейшие шаги приручения. Сложнее научить молодика или дикомыта принимать руку, спокойно стоять на ней и позволять себя носить. Речь идёт о том, чтобы сделать руку с помощью прикорма приятным местом нахождения и для гнездарей, и для слётков, а также для молодиков и дикомытов, а не вызывающим постоянное беспокойство, связанное с ношением. Пока еще не прирученного ястреба следует носить на руке, пока он занят едой. Птица должна привыкнуть к тому, что на руке она может утолить свой голод. Пока она голодна, рука будет восприниматься ею положительно. Как только ястреб утолит голод, его следует сразу вернуть в вольер. Для того, чтобы продлить время пребывания на руке и приручить птицу спокойно воспринимать внешние раздражители, используют «холодное крылышко», такую часть дичи, где мало мяса, однако много сухожилий, жил (куриное горло, крылышко, передняя лапка кролика и т.д.); это надолго займет птицу. Время ношения ловчей птицы ограничено тем, как долго птица занята едой, также оно зависит от внешних раздражителей, к которым птице предстоит еще привыкнуть. Если что-то испугает птицу настолько сильно, что она перестанет есть, ее не следует продолжать носить, т.к. нахождение ее на кулаке, которое не дает ей возможность укрыться, становится ей неприятным. Если вы хотите сделать птицу при помощи ношения послушной и прирученной, уделяйте этому занятию час-полтора ежедневно. Для сокольников, занятых длительное время на работе, труднее выкроить это время. Ношение вскормленного вами ястреба следует начинать, когда большие перья у него окончательно выросли, когда закончился рост его тела. Обычно это происходит в конце июля. Ястреб полностью «экипируется» и помещается в сооружение для ловчих птиц. После того, как птица 24 часа не получает пищу, надо не спеша и как бы равнодушно подойти к ней с кормом на руке. Птица находится на присаде или на силке, попробуйте побудить ее перейти на руку, выставив руку с кормом непосредственно перед ней. Птица попытается клювом взять корм, который зажат между большим и указательным пальцами, она захочет помочь себе лапами и, таким образом шагнет на перчатку. Если этого не произошло, то нужно рукой с кормом немного надавить сзади на лапы, так чтобы птица смогла отступить назад на подставленную руку в перчатке. Если птица стоит на руке, обе опутенки следует держать большим и указательным пальцами. Вертлюг и должик остаются закрепленными на опутенке, должик можно свернуть петлей и придерживать мизинцем или средним пальцем, чтобы он не мешал птице при переходе на руку. Если птица начала клевать, можно сделать несколько шагов; если она проявляет беспокойство и поднимает голову, остановитесь, пока она не успокоится. Рука должна привлекать птицу едой, поэтому надо избегать беспокойства птицы, чтобы оно не ассоциировалось с рукой сокольника. В самом начале ношения птицы постарайтесь сделать так, чтобы вам и вашей птице ничего не мешало (прыгающие собаки, шумящие дети и т.д.). Только когда ношение на руке будет для нее привычным, она постепенно привыкнет и к тому, что происходит вокруг и что так пугало и раздражало ее сначала (собаки, дети, чужие люди, уличное движение, большие машины, стадо крупного рогатого скота, велосипедист и т.д.). Затем с птицей на руке вы будете выбирать те места, где она может увидеть что-то новое для себя в окружающем мире. Важно все время подкреплять ношение едой, а «холодное крылышко» будет отвлекать птицу. Вы взяли птицу с присады или силка, не следует специально подносить ее к чему-либо, пусть все получается невзначай. Вначале птица часто будет делать попытки спрыгнуть с руки и зависать вниз головой, т.к. опутенки удерживают ее и не позволяют улететь. Правой рукой верните ее на руку, пока она не научится самостоятельно возвращаться в нормальное положение после прыжка. Птица снова стоит на вашей руке, вновь привлеките ее внимание едой. Во время ношения избегайте пристального рассматривания ястреба, т.к. это может побеспокоить его и побудить к прыжку. При ношении помните, что продвигаться вы будете постепенно, шаг за шагом, и постепенно усложнять задачу. Сначала птицу носят короткое время, запасаясь достаточным количеством корма, стараются находиться в спокойном месте. Позже время ношения продлевают, запасаются «холодным крылышком», с которым птица будет дольше занята, и выбирают места, где птица будет привыкать к различным ситуациям, происходящим вокруг. Примите во внимание и обратный путь, т.к. и здесь нужно позаботиться о корме для птицы. Со временем птица привыкнет к тому, что рука является для нее надежным и приятным местом. Если какая-либо ситуация испугает птицу, и она попытается спрыгнуть, то корм на руке скоро вновь привлечет ее внимание. Таким образом, можно избежать того, что неприятные ситуации будут ассоциироваться у птицы с сокольником или с пребыванием на руке. К людям ястребы привыкают быстрее и легче, чем каким-либо неизвестным им ранее явлениям, вещам. Детские коляски, велосипеды, экскаваторы, тракторы и т.д. часто устрашающе действуют на ястреба. Однако и на незнакомых людей ястреб может отреагировать негативно. К собакам ястребы привыкают достаточно легко, нужно только быть внимательным, чтобы не произошло что-либо непредвиденное. При ношении птицы следует приближаться к незнакомым людям, животным, предметам так, чтобы ваши действия были опосредованы, а не случайны. Птицу очень беспокоит все то, что происходит вне зоны ее видимости, т.е. за ее спиной. Если вас кто-то сопровождает, ему следует идти справа от вас, а не с левой стороны рядом с птицей, и, конечно, не сзади нее. Если вы проходите в дверь, идете по темному коридору или выходите из темного помещения, птица может рвануться на свет. В ограниченном пространстве следствием этого могут стать поврежденные большие перья. Вынашивая птицу, мы стремимся сделать ее ручной, «притупить» ее интерес к окружающему миру. В первые дни ношения вполне достаточно просто подержать птицу на руке и постоять с ней некоторое время, выбрав тихое, спокойное место. Как только ваша птица начнет делать успехи, можно для ее ношения выбрать место более оживленное. Охотничьи праздники, совместное участие в охоте и т.д. подходят для ваших целей, т.к. вы будете находиться среди единомышленников, которые с пониманием и симпатией отнесутся к вашим стараниям привить птице в этой суматохе навыки послушания. Доверительного отношения ястреба к окружающему миру можно добиться также, если птица находится на силке, где она может «набираться» новых впечатлений. Если «загон» для птицы находится в саду в месте, где ничто не может потревожить ее, то ловчая птица привыкает к этому, и любая незначительная вещь, которая ей незнакома, может вызвать у нее неадекватную реакцию. Если же силок стоит в саду в оживленном месте поблизости от входа в дом, или недалеко от дороги, то птица привыкает к существующему здесь порядку вещей. Нельзя, однако, оставлять птицу под присмотром чужих людей. В процессе ношения птица должна привыкать ко всему, что ей может встретиться во время охоты на местности. Отрицательное воздействие окружающего мира может нарушить некоторые реакции (например, привычку послушания-возвращения на руку), которая не будет «работать» у птицы. При ношении помните всегда о том, что пища, которой птица занята, никогда не должна у нее неожиданно выхватываться. Если необходимо забрать у нее еду, сделать это нужно аккуратно и по возможности незаметно. Если птица стоит лапами на еде, нужно правой рукой освободить её когти один за другим и аккуратно взять еду большим и средними пальцами. Не держите еду, которую вы только что забрали у птицы, у неё на виду. Сделайте это, по возможности, деликатно, для этого нужно проявить мастерство, т.к. птица всё очень быстро «схватывает». Также и при подачи пищи: еду надо держать в правой руке незаметно, пока вы не предложите её птице, зажатую между большим и указательным пальцами. Если вы держите пищу на виду у птицы или разрываете её, когда птица находится на руке, она может сделать попытку ударить вас в правую руку. Это может произойти потому, что птица не в состоянии схватить с вашей руки что-либо лапами. В немецкой соколиной охоте не принято «нахлобучивать» что-либо ловчей птице на голову. Ястребы вынашиваются и используются как ловчие птицы, в основном, без применения клобучка. При перевозках и длительном пребывании в машине они ведут себя спокойно и прыгают, если они хорошо выучены, крайне редко. Прирученного ястреба можно брать без клобучка с собой повсюду. В ресторанах, кафе они спокойно стоят на спинке стула, при других обстоятельствах они спокойно находятся на коленях сокольника, с соколиной перчаткой он или без неё. Тем не менее, использование клобучка имеет и свои преимущества. Особенно это касается ястребов, которые всегда настроены на охоту, и могут проявить интерес ко всему, что находится в его поле зрения. Молодые птицы могут отреагировать как охотники на любых маленьких зверей, которых они видят; если такой «любитель охоты» попадает в место, где охотится нельзя, а он тем не менее заприметил дичь, то из-за своих неудачных попыток спрыгнуть с руки, он может потерять впоследствии интерес к охоте. И хотя это не общепринято, тот, кто хочет, может «околпачить» своего ястреба, только сделать это следует грамотно. Для этого следует сделать или приобрести подходящий по размеру клобучок. Привычку к ношению клобучка можно привить при ношении птицы. Если начать приучение позже, то птица будет предпринимать попытки его сбросить, воспринимая клобучок как нечто обременительное. Если вы хотите надеть клобучок на молодика или дикомыта, следует также начинать с момента ношения птицы. Приручение к клобучку должно начинаться с момента вынашивания птицы, или не делайте этого вообще. Если держать клобучок перед головой птицы, для того, чтобы «нахлобучить» его, этот неприятный момент будет ассоциироваться впоследствии у неё с сокольником. В процессе вынашивания клобучок будет принят ястребом как нечто необходимое. Когда птица привыкнет к клобучку, она перестанет «горевать» по поводу его присутствия на голове, а будет спокойно и строго стоять на руке. При ношении уже прирученной ловчей птицы на местности, клобучок имеет свои преимущества в ветреную и дождливую погоду, т.к. сокольник может прижать птицу к себе, защищая от непогоды. В машине ястреб может спокойно находиться без клобучка, однако с ним он более безопасен для водителя. Техника надевания клобучка не представляет сложностей. Покрутите его в руках, прежде чем надевать птице. Клобучок берут правой рукой и аккуратно, держа его перед головой птицы, надевают. Лапы птицы сдерживают опутенки, чтобы птица не оказала сопротивление. Если вы опасаетесь непредвиденной ситуации, сделайте это в затемнённом помещении. Клобучок надет, ремешки затянуты правой рукой (левая сторона клобучка) и зубами (правая сторона клобучка). Если птица нервничает, не торопитесь; будет лучше, если она сбросит его, т.к. дёргая за ремешки, она доставит себе неприятности. Если птица ведёт себя с клобучком спокойно, оставьте её на некоторое время так постоять. При снимании клобучка ремешки развязывают опять правой рукой и зубами, снимают его вперёд. При надевании клобучка наберитесь терпения. Если птица ведёт себя беспокойно, крутит головой в разные стороны, подождите, пока она успокоится, и вам представится возможность надеть клобучок. Удобнее всего «нахлобучить» его тогда, когда птица повернула голову направо. При неудачных попытках надеть клобучок оставайтесь спокойны и попытайтесь добиться своего, проявляя с одной стороны упорство, а с другой мягкость. Легче надеть птице клобучок, когда она отвлеклась на еду. Конечным результатом ваших попыток будет принятие птицей необходимости клобучка. Как только она привыкнет к нему, его можно спокойно использовать. Не имеет смысла надевать клобучок через несколько недель или месяцев, птица успеет отвыкнуть от него и будет снова противиться ему.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.009 с.) |