Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разделение понятий фдн и прн, ЕЗ и Т.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Четкой границы между ФдН и ПрН нет. Их условно делят по целям применения, временному фактору и степени общности. По целям применения: фундаментальное знание адресовано всему научному сообществу, а прикладное – производству. Фундаментальные со временем могут стать прикладными, и наоборот. Например: Н.разработки в области тепловых машин привели к созданию в ФдН технической ТД; Фд-исследования генетического кода привели к становлению высоконаучной технологии – генной инженерии как основы современной биотехнологии. Ошибочное противопоставление Фд- и Пр-исследований проистекает из того, что часто в области прикладной инженерно-технической деятельности Фд-знания не получаются и не используются (или используются мало); соответственно, в области Фд-исследований многие разделы получаемого нового знания не находят реальных Пр-применений. В силу этого можно прийти к выводу, что противоположение исследований на Фд- и Пр- м/основываться не на различении предмета или метода, а на различении цели исследовательской деятельности и соответствующих ей ценностных ориентаций. Цель Фд-исследований – получение нового знания о мире с элементами его вечности, духовной познавательной ценности. При этом ФдН-знание может быть и эмпирическим (заряд электрона, структура ДНК), и теоретическим (теория относительности, принцип соответствия), и теоретико-экспериментальным (квантовая химия, ТД). Цель Пр-исследований, в отличие от Фд- – утилитарная, т.е практический результат, способный удовлетворить социальный заказ. При этом Фд-знание может быть и Пр-, и неприкладным в зависимости от конкретных обстоятельств как во время его получения (если цель практическая), так и после того, по мере созревания социального заказа. В ФдН и ПрН можно выделить как эмпирическое, так и теоретическое знание. Структура знания в них одинакова, а исследовательская деятельность регулируется различными критериями. Критерии ФдН: достоверность, адекватность объекту, точность М.описаний, полнота. В Пр-знании: потребительские качества продукта или ТЭП (материалоемкость, энергоемкость, экологичность). Последнее обстоятельство часто приводит к тому, что в Пр-исследованиях минуется сложный этап Фд-исследований и предпочтение отдается получению эмпирических методик, практических рекомендаций, опытных правил и обнаруженным взаимосвязям конструктивных и технических параметров и т.п., если они дают возможность выполнить соответствующий социальный заказ. Деление ТН на ФдН и ПрН позволило выделить 3 области знания: 1. Теоретическая область (техническая теория) 2. Инженерное исследование (прикладная область) 3. Научно-техническая. Цели у этих областей разные: 1 – как можно больше ввести в Т.теорию идеальных объектов или понятий, разработка М.аппарата теории, который направлен на доказательство теорем в теории; 3 – направлена на разработку отдельных методов, моделей образцов решения инженерных задач (все это нужно при инженерных расчетах); 2 – для нее не нужная теоретическая чистота, на этом этапе удаляются лишние теоретические конструкты, которые работают на инженерную задачу, т.е. происходит привязка теоретического знания к объекту. Т.о цель этой области – определить границы технической теории и применить ее к объекту. Исходя из деятельностного подхода, под ТН подразумевается научная деятельность по созданию искусственных («антропогенных») материальных образований для реализации преобразующих природу целей человека и общества. Этот признак – необходимый, но не достаточный для разделения ЕЗ и Т. ЕЗ во многих своих разделах создает искусственные материальные образования (синтез химических веществ, создание биосистем с помощью методов генной инженерии), причем это может делаться для реализации познавательных (духовных) целей, а не обязательно с практической целью преобразования природы в интересах общества. Последнее замечание как раз дает возможность сформулировать второй признак ТН, который в совокупности с первым составит уже необходимое и достаточное условие для более или менее однозначного разделения понятий ЕЗ и Т. Этот признак – центральная целевая установка познавательной деятельности: · ЕЗ – познание природы во всем ее многообразии вне обязательной связи с практическими задачами Ч. и общества, · Т — познание природы и создание искусственных материальных образований с целью решения практических задач преобразования природы для человека и общества.
Взаимосвязь Т. и искусства Немецкий философ Х.Бек полагает, что «сравнение Т. с искусством позволяет точнее раскрыть сущность Т. Цель Т. – пользование природой, цель искусства – выражение определенного идейного содержания». Искусство – это раскрытие глубинной сущности действительности, выражение своей сущности в наглядной форме. Причем результаты художественной деятельности заведомо субъективны: выражая в произведении искусства скрытую сущность действительности, художник делает это опосредованно, осуществляет процесс самопознания. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету. Художественный образ – это такое отражение объекта, которое содержит отпечаток человеческой личности, ее ценностных ориентаций, которые вплавляются в характеристики отражаемой реальности. Исключить это взаимопроникновение – значит разрушить художественный образ. Техническая деятельность направлена не только на постижение действительности, но и на преобразование в соответствии с нуждами человечества. Т. стремится господствовать над природой, сделать ее свободно доступной для осуществления человеческих целей, а это требует знания и понимания процессов, происходящих в природе. Бек отмечает, что мерой техники является полезность, предполагающая самопознание человека в его свободе и могуществе над природой, над материей, над жизнью, душой, т.е самопознание человека во все величии его господства. Леонардо отлично чувствовал все веяния своей эпохи, которые решил своеобразно передать в «Джоконде». Портрет молодой жены купца Франческо дель Джокондо приобрел известность благодаря загадочности, даже мистичности выражения лица красивой женщины. Она спокойна и задумчива, в ее взгляде сквозит сразу легкая насмешка над зрителем и пронизывающая холодность. Мало соответствует взгляду едва заметная улыбка, притаившаяся в уголках губ. Позади – безлюдный, умиротворенный пейзаж, он наводит на мысли об идеальном образе Вселенной, в центре которой – прекрасная женщина. Это послание художника: венцом всего мира является Ч., и это чудесно. Технология написания такова, что улыбка очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы, а на другие детали ее лица. Исчезновение улыбки при смене угла зрения связано с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию. Особенности зрения человека таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже - тени. «Ускользающую улыбку м/объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением». Да Винчи, который был известен своими научными познаниями и отличался наблюдательностью творца, использовал этот принцип. Поэтому улыбка Моны Лизы получилась мерцающей. ФТ о сущности Т.: концепции В направлении ФТ понимают технику в 3х аспектах: · Т. – это совокупность различных устройств, материальных систем от простейших орудий до сложнейших технических систем. · Т. – это деятельность по созданию этих устройств от исследования и проектирования до системотехники, производство научно-технических знаний. · Т. рассматривается как знание от рецептуры до научно-технического до системо-технического знания. Широкое внедрение сущности Т. дает гуманитарное направление. Например, Ясперс: «Т. – это только средство деятельности, для того чтобы достигнуть какой-то цели. Непосредственно деятельность (дыхание, движение) – это еще не Т., но когда есть цель и вводятся какие-то преднамеренные действия говорят о Т. танца, дыхания. Для техники необходимо 2 условия: 1. Рассудочная деятельность в сочетании с предвидением и догадками 2. Власть над природой. Т. господствует над природой посредством ее управления. Это господство основано на знании, поэтому говорят, что Т. – это власть. Смысл Т. показал Дессауэр: «это освобождение от власти природы, чтобы облегчить жизнь Ч. и улучшить его досуг, но это еще не исчерпывает смысла Т.». Создавая Т., Ч. расширяет свою среду обитания и то, что он создал, воздействует на него красотой, формой и соразмерностью. Ч. живет в единстве с этой средой, но он может выйти за ее границы в беспредельность. Когда он расширяет эти границы, то он утверждает свою реальность, поэтому смысл Т. в реализации назначения Ч. Поэтому Хайдеггер говорит: «смысл Т. не постигается через Т., она только средство для раскрытия бытия Ч. Пьер Тейяр де Шарден говорит о том, что природа отдает Ч. свою преобразующую сущность. Ч. – преобразователь, а Т. – это средство для преобразования. Что нужно для создания техники? Ясперс называет 3 фактора. Ни один из факторв не мог бы создать Т.; каждый из факторов действует независимо от других: 1. Наличие ЕН: они создают свой мир и не помышляют о Т.; бывают ЕН-открытия величайшего знания (теория относительности), а Т.применения нет. Чтобы внедрить ЕН-открытия в практику, нужны еще технологии. Отношения между Н. и Т. нельзя предсказать заранее. 2. Дух изобретательства: можно творить все Н. То что создали примитивные люди поразительно, но тем не мене в некоторых странах сохраняется тяжелый труд и его можно было бы избежать с помощью простых механических открытий. Создается впечатление, что в природе Ч. присуще бездумность и инертность, поэтому нужен дух изобретательства, чтобы преодолеть Ч.природу. Многие Т.-изобретения сделаны без современной Н. (центральное отопление, кухонная утварь, медицинские приборы, термоскоп, проведение операция с применением анестезии и антисептических средств). 3. Организация труда: превратилась в настоящее время в социальную и политическую проблему. Суть: люди втянуты в производственный процесс; Ч. подчиняется Т. и становится придатком машины. Технизация захватила социум, включая политику, игры, развлечения. Ч. уже не знает, что делать, если его жизнь не наполняется Т.; Ч. окружает машинный ландшафт. Ясперс считает, что в настоящее время возник социально-политический процесс, который состоит в том, то Ч. хочет освободиться от подчинения Т.; технизацию можно контролировать. Например: Эллюль считал, что это можно решить с помощью автоматизации и внедрения информационных систем; суть: Т. должна служить человеку, а не наоборот. В вопросе о природе Т. можно выделить, по крайней мере, четыре разнообразных подхода: · Эпистемологический: ( Г.Склимовски, И.Джарви, М.Бунге) проводится анализ Т. как специфической формы знания, определяемой логикой научно-технического творчества и относительно независимой от социально-исторических потребностей. · Антропологический: (Л.Мэмфорд, К.Хэфнер, Т.Роззак) представление о природе Т. черпается на основе анализа Т. в связи с природой Ч., исходя из сущности Ч. Согласно этому подходу, Т. возникает в процессе активной, преобразующей деятельности Ч. · Социально-исторический: (Эллюль, М.Хайдеггер, Д.Бернхем) обращается к анализу реального функционирования Т. в современном обществе на фоне социально-исторического контекста, подвергают исследованию процесс технизации всех сторон деятельности Ч. и его социальных и личностных проявлений. · Методологический: (Ф.Рапп, С.Мозер, Х.Ленк) ориентирован преимущественно на анализ методологических проблем инженерного проектирования и научно-технического познания и ратует за междисциплинарное кооперирование ученых, причастных к анализу функционирования современной Т., без которого невозможно осмысление НТП и его последствий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.01 с.) |