Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Одной из важных задач, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества. Никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом. Необходимые условия: Назначение наказаний за правонарушения в строгом соответствии с опубликованными и чётко определёнными процедурами и нормами. Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения. Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов. Законы также не должны входить в противоречие с устоявшимися общественными представлениями о справедливости. Для этого существует ряд институтов, в том числе, парламент, состязательные выборы, свобода массовой информации. Принцип разделения властей предполагает распределение функций государственного управления между тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. На практике такое разделение эффективно, если сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, — вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно.
Человек на рынке труда Особенной и неповторимой сферой социально-экономических отношений людей является сфера взаимоотношений по продаже людьми своей рабочей силы. Место, где продается и покупается рабочая сила - рынки труда. Здесь полновластным царит закон спроса и предложения. Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, взаимное приспособление объективных и субъективных факторов производства. На рынках труда человек получает возможность действовать в соответствии с собственными интересами, реализовать свои способности. Рабочая сила – физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенный вид работ. Вместе с тем"рынок труда" означает для каждого конкуренцию за рабочие места, определенную свободу рук для нанимателя рабочей силы, что при неблагоприятных обстоятельствах (предложение превышает спрос) может вызвать весьма негативные социальные последствия - уменьшение зарплаты, безработица и т.д. Для того, кто ищет работу или работает по найму, это означает, что он должен путем повышения квалификации и переквалификации поддерживать и углублять интерес к себе в качестве рабочей силы. Это не только дает определенные гарантии от безработицы, но представляет собой основу для дальнейшего профессионального развития. Конечно - это не гарантия от безработицы, ведь в каждом конкретном случае следует учитывать разнообразные личные причины (например, желания и претензии на определенную деятельность), реальные условия (возраст человека, пол, возможные препятствия или ограничения, место жительства и многое другое). Следует отметить, что и ныне и в будущем наемные работники должны учиться приспосабливаться к требованиям, которые ставит перед ними рынок труда, и самих условий, которые быстро меняются. Чтобы соответствовать условиям современного рынка труда каждый должен быть готов к постоянным изменениям.
Билет № 9
Нация – это высшая форма этнической общности людей, наиболее развитая, исторически устойчивая, объединенная экономическими, территориально-государственными, культурными, психологическими и религиозными признаками. Некоторые ученые считают, что нация – это согражданство, т.е. люди живущие в одном гос-ве. Принадлежность к той или иной нации называют национальностью. Национальность определяется не только происхождением, но и воспитанием, культурой и психологией человека. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это отношения между субъектами национально-этнического развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями. Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и подчинение; уничтожение других субъектов. Национальные отношения отражают всю полноту социальных отношений, определяются экономическими и политическими факторами. Основными являются политические аспекты. Это обусловлено значением государства как важнейшего фактора формирования и развития наций. К политической сфере относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структурах власти и др. В то же время исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций и народностей оказывают сильное воздействие на формирование политических установок, политического поведения, политической культуры. Главные вопросы в национальных отношениях - равноправие или подчинение; неравенство уровней экономического и культурного развития; национальная рознь, распри, вражда.
Билет № 10
Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни: Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него. На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры. Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др. Критерий деления Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует. Основные функции культуры: Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности. Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем. Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право. Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Структура духовной жизни общества: - Духовные потребности - Духовная деятельность (духовное производство) - Духовные блага (ценности): Духовные общественные связи индивидов Сам человек как существо духовное Воспроизводство общественного сознания в его целостности Особенности Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.
Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь. Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы. Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения. Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой. Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения. Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. Признаки правовой нормы — Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли. — Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека. — Издается в конкретной форме. — Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений. — Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства. — Всегда представляет собой властное предписание государства. — Является единственным государственным регулятором общественных отношений. — Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.
Билет № 11
Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина[1]. Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти. Конституция: · закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти; · обладает высшей юридической силой; · обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты); · отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения; · является базой для текущего законодательства.
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Социальная мобильность — это процесс изменения человеком своего общественного статуса. Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию). Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз. Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности). Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).
Билет № 12
Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Наука рассматривается с трех точек зрения: 1. как особая система, совокупность знаний о природе, обществе, человеке; 2. как особый вид деятельности, система научных исследований, направленных на получение новых знаний; 3. как система специфических организаций и учреждений.
Для всякого научного познания важно, что исследуется, и то, как оно исследуется. Вопрос, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, вопрос, как исследуется, какими приемами — метод исследования.
По своему предмету науки делятся: — естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования; — общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, в том числе социально-экономические, а также самого человека как существа социального (гуманитарные науки).
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. 1. в естественных науках одним из главных методов является эксперимент, 2. в общественных науках — абстрактное обобщение, статистика. В каждой науке различаются 1. эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов; 2. уровень теоретический, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженный в соответствующих теориях, законах и принципах.
По своей направленности научные исследования подразделяются на 1. Фундаментальные науки познают законы, управляющие взаимодействия природы, общества, мышления. 2. Прикладные науки — применяют результаты фундаментальных исследований для решения не только познавательных, но и практических проблем. 3. опытно-конструкторские разработки (НИОКР) стоят на стыке прикладных, фундаментальных наук и практики Специфика научного познания: —это целенаправленное познание, которое решает вполне определенные задачи; —оно характеризуется определенными формами и методами познания, ему соответствует точность, строгая определенность; —цель научного познания — получение новых, более глубоких знаний. Функции науки: —культурно-мировоззренческая; — непосредственная производительная сила общества; — катализатор процесса непрерывного совершенствования производства; —социальная сила, непосредственно включена в процессы социального развития и управления ими.
Научная деятельность предполагает свободу творчества ученого. Система этических ценностей науки: — общечеловеческие требования и запреты; —этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины; —свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности. Функции образования. Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.). Основные направления проводящейся реформы образования: демократизация системы обучения и воспитания; видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса; Основные элементы системы образования Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов: органы управления образованием и подведомственные им учреждения и Образование традиционно делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать специализированное, профессиональное образование. Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества. Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере. С учётом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерна не допускается.
Билет № 13
Политическая система общества – это совокупность политических субъектов, их взаимодействий на базе политических норм, сознания и политической деятельности. Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества – это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти. 1. Структура и функции политических систем
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.017 с.) |