Последствия нарушения обязательств из договора бытового подряда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия нарушения обязательств из договора бытового подряда



Вслучае полной или частичной утраты либо повреждения при­нятого от потребителя материала, а также принадлежащей потреби­телю вещи, подрядчик обязан в трехдневный срок заменить его одно­родным материалом или вещью аналогичного качества. Кроме того, по желанию потребителя подрядчик может изготовить изделие из однородного материала или вещь аналогичного качества в разумный срок, а при отсутствии однородного материала либо вещи аналогич­ного качества — возместить потребителю двукратную цену утраченно­го или поврежденного материала либо вещи, принадлежащей потре­бителю, а также понесенные им расходы1.

Цена утраченного или поврежденного материала либо вещи, при­надлежащей потребителю, определяется исходя из их цены, суще­ствовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено подрядчиком в день добровольного испол­нения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было. Если требование потребителя не было добровольно удовлетворено, цена утраченного или поврежденного материала либо вещи, при-

№7. 642

1 См.: п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г.


надлежащей потребителю, определяется судом исходя из цены, суще­ствующей на время вынесения решения в том месте, в котором тре­бование потребителя должно было быть удовлетворено подрядчи­ком1.

Подрядчик может быть освобожден судом от ответственности за полную либо частичную утрату или повреждение принятого от по­требителя материала либо вещи только в случае, если он предупреж­дал потребителя об их особых свойствах, которые могут повлечь их утрату или повреждение, либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке испол­нителем этого материала (вещи).

Согласно ст. 737 ГК2 в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантий­ного срока, а если он не установлен, — разумного срока, но не позднее 2 лет (для недвижимого имущества — 5 лет) со дня приемки резуль­тата работы, заказчик вправе по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 723 ГК прав3 либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или треть­ими лицами. Аналогичные правила установлены и п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей.

В соответствии с п. 2 ст. 737 ГК и п. 3 ст. 29 Закона о защите прав потребителей заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении существенных недостатков результата рабо­ты, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. Это тре­бование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недо­статки обнаружены по истечении 2 лет, а для недвижимого имуще­ства — 5 лет, со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение 10 лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не был установлен.

1 См.: абз. 2 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7.

2 В редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г. № 213-ФЗ.

3 В случае реализации потребителем требования о соразмерном уменьшении ус­тановленной за работу цены она определяется в соответствии с п. 3 ст. 24 Закона о защите прав потребителей.


 


Раздел XI


Обязательства по производству работ


Глава 47 § 2 (3)


 


Согласно п. 3 ст. 723 ГК и п. 1 ст. 29 Закона о защите прав по­требителей заказчик вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены подрядчиком. Потребитель также вправе расторгнуть договор о вы­полнении работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от усло­вий договора. Кроме того, он вправе потребовать полного возме­щения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выпол­ненной работы.

Под существенными недостатками в выполненной работе и ины­ми отступлениями от условий договора, дающими потребителю право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, следует понимать такие недостатки, которые:

• делают невозможным или недопустимым использование результата
работы в соответствии с ее целевым назначением;

• либо не могут быть устранены в отношении данного потребителя;

• либо для их устранения требуются большие затраты труда и време­ни;

• либо они делают результат работы иным, чем предусмотрено дого­вором;

• либо после их устранения недостатки появляются вновь;

• либо вследствие наличия таких недостатков потребитель в значи­тельной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать
при заключении договора1.

Наряду с этим согласно п. 6 ст. 29 Закона о защите прав потре­бителей в случае выявления существенных недостатков работы потре­битель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что они возникли до принятия им результата работы или по причинам, возникшим до этого момен­та. Это требование также может быть предъявлено, если такие недо­статки обнаружены по истечении 2 лет (5 лет в отношении недвижи­мого имущества) со дня принятия результата работы, но в пределах установленного на результат работы срока службы или в течение 10 лет со дня принятия результата работы потребителем, если срок службы не установлен.

№7. 644

См.: п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г.


Однако, если данное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный не­достаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

• либо соответствующего уменьшения цены за выполненную работу;

• либо возмещения понесенных им расходов по устранению недостат­ков выполненной работы своими силами или третьими лицами;

• либо отказаться от исполнения договора о выполнении работы и
потребовать возмещения убытков.

Кроме того, в соответствии со ст. 739 ГК в случае ненадлежаще­го выполнения или невыполнения работы по договору бытового под­ряда заказчик может воспользоваться также правами, предоставлен­ными покупателю в соответствии со ст. 503-505 ГК.

В ст. 30 и 31 Закона о защите прав потребителей устанавливают­ся сроки удовлетворения требований потребителя в связи с выявлен­ными в выполненной работе недостатками. Недостатки выполненной работы должны быть устранены в разумный срок, назначенный потре­бителем, который указывается в договоре или в ином документе, под­писываемом сторонами. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу, о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими ли­цами, а также о возврате уплаченной за работу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора (п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 Закона о защите прав потребите­лей), подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявле­ния соответствующего требования. Требования потребителя о безвоз­мездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы подлежат удовлет­ворению в срок, установленный для срочного выполнения работы, а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный до­говором о выполнении работы, который был нарушен.

За нарушение указанных сроков исполнитель уплачивает потре­бителю за каждый день просрочки неустойку в форме пени, размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей. Кроме того, в случае на­рушения указанных сроков потребитель вправе предъявить исполни­телю иные требования, предусмотренные п. 1 ст. 28, а также п. 1 и 4 ст. 29 Закона о защите прав потребителей.


Раздел XI


Обязательства по производству работ


Обязательства из договора подряда


Глава 47 § 2 (4)


 


В соответствии со ст. 28 Закона о защите прав потребителей1, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы, т.е. сроки начала и окончания выполнения работы, а также промежуточные сроки ее вы­полнения или во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

• назначить исполнителю новый срок;

• поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или
выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возме­
щения понесенных расходов;

• потребовать уменьшения цены за выполнение работы;

• отказаться от исполнения договора о выполнении работы.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убыт­ков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетво­рения соответствующих требований потребителя.

При назначении потребителем новых сроков выполнения работы они должны указываться в договоре. В случае просрочки новых сро­ков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

При отказе потребителя от исполнения договора цена выполненной работы, результат которой возвращается потребителю, определяется в соответствии с п. 3, 4 и 5 ст. 24 Закона о защите прав потребителей2. Кроме того, исполнитель в этом случае не вправе требовать возмеще­ния своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы, а также платы за выполненную работу, за исключением случая, когда потребитель принял выполненную работу.

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы или назначенных потребителем новых сроков исполнитель обязан уплатить потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) про­срочки неустойку (пеню) в размере 3 % от цены выполнения работы, а если цена выполнения данной работы договором не определена — от общей цены заказа. Размер неустойки (пени) определяется исхо­дя из цены выполнения работы, а если указанная цена не определе­на — исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте,

1 В редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ и Федераль­ного закона от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ.

2 Аналогично определяется также цена, которая учитывается при выборе потре­бителем такого последствия, как уменьшение цены выполненной работы.


в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требова­ния или в день вынесения судебного решения, если требование по­требителя добровольно удовлетворено не было. При этом договором о выполнении работ между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Однако сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы не определена договором. Не­устойка (пеня) за нарушение сроков начала и окончания выполнения работы или ее отдельного этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до соответственно начала или окончания выполнения работы, ее этапа или предъявле­ния потребителем требований, предусмотренных п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

Требования потребителя, установленные п. 1 ст. 28 Закона о за­щите прав потребителей, не подлежат удовлетворению, если испол­нитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы произош­ло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя. Таким образом, ответственность за нарушение сроков выполнения работ является безвиновной, а освободиться от нее подрядчику можно лишь при действии непреодолимой силы или вследствие невозможности выполнения работы в срок по вине потребителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.016 с.)