Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конст-ный принцип обеспечения права граждан на судебную защиту.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КРБ Статья 60. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. Комментарий к статье 60 Согласно части первой ст. 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Во Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что каждый человек для определения его прав и обязанностей имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10). Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый имеет право при определении его прав и обязанностей на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (ст. 14); каждое гос-во, участвующее в данном Пакте, обязуется развивать возможности судебной защиты (ст. 2). Компетентность суда проявляется прежде всего в профессионализме судей, их способности объективно во всем разобраться и вынести решение, основанное на законе. Независимость суда означает, что судьи (присяжные заседатели) при осуществлении правосудия подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей (присяжных заседателей) по осуществлению правосудия недопустимо. Независимость судей обеспечивается порядком их избрания, назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений и запретом требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду либо вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности суда, материальным, социальным обеспечением суда и т.д. Беспристрастность суда проявляется в справедливой оценке фактов, исключении какой-либо дискриминации. В целях обеспечения беспристрастности суда законодательством устанавливаются специальные гарантии, например, отвод судьи. В части первой комментируемой статьи оговорена возможность защиты прав и свобод в определенные законом сроки. Поэтому может быть установлен срок, в течение которого суд обязан принять к рассмотрению дело по существу. Так, согласно ст. 197 ГК РБ общий срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года (исковая давность). Для отдельных видов требований законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности. В некоторых случаях законодатель действительно "запаздывает" с принятием законов, ссылки на которые имеются в Конституции (а этот вид нормативных актов упоминается около ста раз), либо в результате упущений авторов законопроектов, а возможно, и лоббирования заинтересованными субъектами не "развивает" конст-ные нормы, гарантирующие право на судебную защиту, в принимаемых законах. Конечно, могут быть споры и относительно процедуры, порядка обращения в суд, например, может ли быть установлен предварительный досудебный порядок разрешения спора и т.п. В этой ситуации огромная роль в утверждении неотъемлемого права на судебную защиту принадлежит Конст-ному Суду РБ, на который возложен контроль за конст-ностью нормативных правовых актов в государстве. Опыт свидетельствует о том, что Конст-ным Судом шаг за шагом, последовательно реализуется идея неотъемлемости права каждого на судебную защиту. Конечно, не следует идеализировать работу судов, поскольку имеются многочисленные примеры вынесения неправосудных постановлений, нарушения установленных сроков для судебного разбирательства, однако чисто объективно судебное разрешение спора является наиболее оптимальным, базирующимся в первую очередь на правовых нормах, а не на политических пристрастиях, целесообразности и т.п. Необходимо также учитывать, что Конст-ный Суд всегда связан предметом контроля, т.е. он вправе рассматривать на соответствие Конституции лишь те статьи (нормы) акта законодательства, относительно которых ему внесено предложение о проверке. Конст-ный Суд позитивно воздействует на инертную практику судов, когда они ограничительно подходят к реализации гражданами права на судебную защиту. Динамика решений Конст-ного Суда в указанной области достаточно наглядна. Граждане вправе в любой момент получать юридическую помощь, в том числе при реализации ими своих прав в трудовых, жилищных, административных, налоговых и иных правоотношениях. В случае оформления представительства для защиты интересов доверенных лиц должны быть соблюдены необходимые требования, исключающие систематическую деятельность по оказанию таких услуг и извлечение из нее доходов, если иное не предусмотрено законодательством.
1. Народные заседатели. Предъявляемые требования. Правовое положение. Статья 133. Требования, предъявляемые к народным заседателям Граждане РБ имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами. Народными заседателями могут быть граждане РБ, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками. Народными заседателями не могут быть: лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу; лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах; депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания РБ, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства РБ, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления; священнослужители. Статья 134. Порядок формирования и утверждения списков народных заседателей Количество народных заседателей устанавливается в следующем соотношении: для районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов - 35 народных заседателей на одного судью; для областных (Минского гор.), Бел воен судов - 25 народных заседателей на одного судью; для Верховного Суда РБ - 10 народных заседателей на одного судью. Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляются соответствующими районными (гор.и), обл.и (Минским гор.) исполнительными комитетами сроком на пять лет на основании списков граждан РБ, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан РБ в названные списки производится с их согласия. Списки народных заседателей утверждаются: районных (городских), межгарнизонных военных, специализированных, областных (Минского гор.) судов - соответствующими обл.и (Минским гор.) Советами депутатов; Бел воен суда, Верховного Суда РБ - Президентом РБ. В случае, если полномочия более половины народных заседателей, включенных в соответствующий список, досрочно прекращены, формируется новый список народных заседателей в порядке, установленном настоящей статьей. Статья 135. Присяга народных заседателей Народные заседатели вправе осуществлять правосудие только после принесения присяги следующего содержания: "Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно клянусь перед народом РБ честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции РБ, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг и моя совесть". Присяга приносится народными заседателями: районного (гор.), специализированного, обл. (Минского гор.) судов - на общем собрании народных заседателей соответствующего суда в присутствии председателя и судей этого суда, а также представителей управления юстиции соответствующего обл. (Минского гор.) исполнительного комитета; военных судов - на общем собрании народных заседателей соответствующего суда в присутствии председателя и судей этого суда, Председателя Бел воен суда; Верховного Суда РБ - на общем собрании народных заседателей Верховного Суда РБ в присутствии Председателя и судей Верховного Суда РБ, а также Министра юстиции РБ. Акт о принесении присяги подписывается народным заседателем и хранится в его личном деле. Народный заседатель в период осуществления своих полномочий приносит присягу один раз. После принесения присяги народному заседателю вручается удостоверение народного заседателя. Удостоверение народного заседателя подписывается: районного (гор.), межгарнизонного воен, специализированного, обл. (Минского гор.) судов - председателем соответствующего обл. (Минского гор.) Совета депутатов; Бел воен суда, Верховного Суда РБ - председателем Минского гор. Совета депутатов. Статья 136. Привлечение народных заседателей для участия в рассмотрении дел в суде Привлечение народных заседателей для рассмотрения конкретного дела в суде производится судьей, рассматривающим это дело, согласно очередности из числа народных заседателей соответствующего суда. Народный заседатель привлекается к исполнению своих обязанностей на срок не более 21 дня в году, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, - на срок рассмотрения этого дела. Статья 137. Освобождение народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу Судья может освободить народного заседателя от исполнения обязанностей по конкретному делу на основании письменного заявления народного заседателя, если он: достиг 70-летнего возраста; находится в социальном отпуске, предоставленном в соответствии с законодательством; в соответствии со своими убеждениями или вероисповеданием считает для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; имеет иные уважительные причины. Народный заседатель освобождается от исполнения обязанностей судьи по конкретному делу в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, до вынесения судьей решения об образовании состава суда с участием народных заседателей. Статья 138. Материальное обеспечение народных заседателей Работающим народным заседателям за время исполнения обязанностей в суде производятся выплаты в размере среднего заработка (дохода) по месту основной работы. Неработающим народным заседателям, пенсионерам исполнение обязанностей в суде оплачивается в размере среднего заработка для местности (района, города) по месту нахождения суда. В случае выезда народных заседателей для исполнения обязанностей в суде за пределы постоянного места жительства им выплачиваются помимо указанных выплат командировочные расходы в размере, установленном законодательством. Статья 139. Гарантии, связанные с исполнением обязанностей народных заседателей Увольнение народных заседателей с основной работы по инициативе нанимателя, за исключением случаев совершения народным заседателем виновных действий (бездействия), допускается при соблюдении общего порядка, предусмотренного законодательством о труде, и только с согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей. Статья 140. Прекращение полномочий народного заседателя Полномочия народного заседателя прекращаются по истечении срока, на который был утвержден соответствующий список народных заседателей. Дело, начатое с участием народного заседателя, должно быть окончено с его участием и по истечении срока его полномочий, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.113.135 (0.008 с.) |