Религиозный и атеистический экзистенциализм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозный и атеистический экзистенциализм



Экзистенциализм появился после 1-й мировой войны, сформировался в 20-е гг., пик его влияния пришелся на 30-40-е гг. Прежде всего, он был протестом против рациональных теорий, в которых нивелировался отдельный человеческий субъект. В сущности экзистенциализм был борьбой за личность, но с самого начала он имел два направления - атеистическое и религиозное. Атеистические экзистенциалисты боролись за автономную личность, находящуюся вне социальных и культурных структур, т. е. за личность ради нее самой. Религиозные экзистенциалисты самыми разными путями искали утраченную связь с Богом. Главное отличие религиозных экзистенциалистов от атеистических экзистенциалистов — в метафизической открытости человеческого бытия, тогда как вторые (Ж. П. Сартр, А. Камю) искали основания для своей философии в замкнутой человеческой экзистенции (отсюда знаменитый тезис Сартра "Экзистенциализм — это гуманизм"). Религиозные экзистенциалисты в общем пытались влить "старое вино" христианства в "новые мехи" экзистенциальной философии. Конечно, их философия не лишена недостатков и противоречий, но религиозный пафос рассмотренных мыслителей был предельно искренним. При всех различиях (терминологических, мировоззренческих и т. д.) религиозные экзистенциалисты были воодушевлены одной мыслью — что-то сделать, чтобы убедить и вернуть человечество к вере для избежания религиозного кризиса и разрушения духовной культуры. Если Ж. П. Сартр и А. Камю смогли противопоставить деструктивным тенденциям гуманизм и пафос одиночки, обреченного на трагическое существование, то Г. Марсель, М. Бубер и М. де Унамуно видели в человеке, прежде всего, религиозную личность, имеющую незримые связи с Богом и находящую основу для существования в вечности.

 

 

Постмодернизм.

Постмодернизм (фр. “postmodernisme” – после модернизма)– это комплексное понятие, обозначающее неоднозначные, но сходные феномены в мировой интеллектуальной культуре второй половины XX века. Традиционно термин “постмодернизм” употребляется как синоним постнеклассического типа философствования, который противопоставил себя эпохе Модерна и таким ее атрибутам, как рационализм, линейность, бинарность, системность, поступательность.Традиционно считается, что в философию термин был введен французским философом Ж.-Ф. Лиотаром, который предложил рассуждать о так называемом “постмодернистском состоянии”. Это особенное состояние мышления характеризуется открытостью, нелинейностью, спонтанностью, отсутствием жестких иерархических оппозиций, которыми была наполнена классическая философия. Представители постмодернистской философии предлагали выйти за пределы таких традиционных философских оппозиций, как реальное – воображаемое, субъект – объект, внутреннее – внешнее, высокое – низкое, целое – часть, мужское – женское, Восток – Запад и т.д.

Таким образом, постмодернизм старался как бы избежать тотальных схем и моделей, пытался изменить парадигму познания, пересмотреть позицию, согласно которой субъект есть центр представлений.Постмодернисты пытались определить отсутствие истока и различие как некую отправную точку самого процесса мышления, что привело к становлению так называемой “бессубъектной”
философии Мишеля Фуко. “Бессубъектная” философия выработала новое понимание роли субъекта познания и пришла к выводу о “смерти автора”.Главными символами постмодернизма стали такие понятия,
как “ризома”, “номадология”, “шизоанализ”, “симулякр”. Термин “ризома” (от фр. “rhizome” – корневище) был введен в философский оборот Делезом и Гваттари в 1976 году в совместной работе “Rhizome”. Данное понятие должно было олицетворять то, что противостоит иерархическим и линейным структурам мышления и бытия. Главной отличительной чертой ризомы было то, что, в отличие от дерева, она нигде не начинается и не завершается. Следующий термин – номадология. Номадология – это определенная интеллектуальная установка, блокирующая рассмотрение бытия как жестко организованной бинарной структуры, функционирующей на основе принципа принудительной причинности. Номадология – это философское кочевничество без четких границ и определенных интеллектуальных стоянок, маяков. Наиболее известным понятием постмодернистской философии стал симулякр,обозначающий понятие “копия”, которая не имеет оригинала в реальности. Симулякр – это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Резюмируя вышесказанное и оценивая роль постмодернизма, можно сказать, что философия и культура постмодернизма были попыткой освобождения самих европейцев от европоцентризма, который был на протяжении нескольких столетий сутью эпохи Модерна и классической философии. Но такое освобождение вызвало некую расшатанность мировоззренческой европейской установки, что дало повод интеллектуалам “третьего мира” и афро-азиатских культур говорить о деконструкции западной цивилизации в целом.

22.Русская философия (X в. – конец XVIII в.); (XIX в. – первая половина: западники и славянофилы; философия революционно-демократического движения, петрашевцы, народники). (XIX в. – вторая половина: религиозно-идеалистическая философия (В.С. Соловьев); неославянофильство; русское неогегельянство; русское неокантианство). Русский космизм. Русская религиозная философия ХХ века (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев). Советская философия.

Ру́сская филосо́фия — собирательное название философского наследия русских мыслителей.
Задача русской религиозной философии – построение целостного и действенного мировоззрения, в котором находятся в гармонии все планы - религиозный, философский, культурный, политический, социальный и даже экономический.
Периодизация:
1. Пролог – от первых литературных произведений до второй половины XVIII в. Русская мысль в Киевской и Московской Руси. Главная задача – обоснование идеи русского православного царства.

2. Первый период – период ученичества и зарождения русской философии - XVIII в. Этот период прежде всего связан с такими именами, как Г.С. Сковорода, А.С. Пушкин, свт. Тихон Задонский, прп. Паисий Величковский.

3. Второй период – охватывает первую половину XIX века, период влияния германского идеализма и пробуждения самобытной философской мысли. А. Хомяков, И. Киреевский, Ю.Самарин, К.Аксаков, Ф.А.Голубинский, Ф.Ф.Сидонский.

4. Третий период – возникновение самостоятельный систем (вторая половина XIX – первые десятилетия ХХ в.). Центральная фигура - Вл. Соловьев, а также целая плеяда имен: братьев С. Н. и Е. Н. Трубецких, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, К. Леонтьев, Н. Федоров, Вячеслав Иванов, Лев Шестов, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк, С. А. Алексеев-Аскольдов, Н. О. Лосский, П. И. Новгородцев, П. А. Флоренского В. А. Тернавцев, В. Ф. Эрн и других. Здесь также следует упомянуть имена Достоевского и Л. Толстого. Это время выхода двух знаменитых сборников - "Проблем идеализма" и "Вех", основания и активной деятельности религиозно-философских обществ в Петербурге, Москве и Киеве.

5. Четвертый период - период эмиграции, начинающийся после революции 1917 года. Это период окончательного оформления русской религиозной философии и ее выхода на мировую сцену. Здесь, кроме вышеупомянутых, следует добавить имена философов, выехавших из России: Н. С. Арсеньев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов, прот. Георгий Флоровский. В это время под редакцией Н. А. Бердяева начинается издание в Париже русского религиозно-философского журнала "Путь".

 

Онтология и типы существования объектов (Гипостазирование, идеализация, абстрагирование, бытие, небытие, субстрат, субстанция, атрибут, «возможные миры», «невозможные объекты», «несуществующие объекты».)

Исходная задача онтологии – установление типов существования, ответ на вопрос «Что значит существовать?». Пот типом существования понимается любое осмысленное суждение вида «Объект x существует (или не существует) в смысле y».

Три типа существования: 1) st-реальность (физическая реальность); 2) st-реальность (идеальная реальность) и 3) st-реальность (темпоральная реальность). Т. о. возможны три типа существования: физический, идеальный и темпоральный.

Эти три типа существования образуют два мира: мир физич. вещей и мир ментальных объектов. Второй мир включает в себя объекты идеального и темпорального типов существования. Речь идет только о двух мирах, поскольку типы существования выделяются на основе пространственно-временного критерия, а миры различаются эволюционно (по мнению автора, ментальный мир возникает позже физического).

Касательно вопроса об отношении между мирами автор утверждает следующее. Идеальные (st) объекты существуют в качестве самостоятельных образований исключительно в сфере знания. Далее следует: «что касается мира физич. вещей, то stобъекты существуют в этих вещах, но не наряду с ними, не самостоятельно» (С. 103). Идея сферы может существовать в уме наряду с другими объектами, но такой вещи, как сфера, в st-мире нет. То, что в ментальном мире явл. объектом, в физич. мире явл. предикатом. Материальную вещь или процесс нельзя сделать предикатом, но сам предикат физич. вещи или процесса можно сделать идеальной, либо темпоральной вещью (напр. электрон). Такой предикат называется абстракцией, а акт превращения – абстрагированием. Физические вещи даны нам через свои предикаты, кот. сами не явл. физич. объектами. Тип существования любого предиката – либо темпоральный, либо идеальный.

Элементарные познавательные акты – это акты перехода предиката физич. вещи в объект ментального мира и обратно. Каждый такой акт есть акт абстрагирования. Обратный переход от ментального объекта к предикату физич. вещи есть акт предицирования. Такие акты перехода возможны постольку, поскольку предикат матер. вещи и объект ментального мира оба или темпоральны, или идеальны, т.е. оба принадл. ментальному миру. Всякий абстр. объект изначально явл. предикатом физич. вещи, либо ранее полученных абстр. объектов.

Гипостазирование - логическая (семантическая) ошибка, заключающаяся вопредмечивании абстрактных сущностей, в приписывании им реального, предметного существования. ИДЕАЛИЗАЦИЯ - понятие, означающее представление ч.-л. в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле.

Абстра́кция (от лат. abstractio — отвлечение) — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование — теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.

Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность. Ничто — способ существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его.

Бытие́ — в самом широком значении — существование.

Субстрат (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima) (от лат. substratum — основа, фундамент) — в широком смысле, основа всего существующего. При этом субстрат часто отождествляют с материей и субстанцией

Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое

Атрибут — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний)

ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ - философское понятие, фиксирующее мыслимые состояния бытия, альтернативные наличному.

Невозможные объекты (квадратный круг, материал без протяженности) – ложность рассуждения

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.014 с.)