Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лучше по учебнику детская психология урунтаевой. Там в конце глав есть общие выводыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1.4 Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Рассматривая адаптацию к условиям дошкольного образовательного учреждения как некий критический для ребенка фактор, необходимо отметить возможность стрессовых проявлений у ребенка. Н.И. Гуткина, изучая особенности стрессовых перегрузок в детском саду, выделяет ряд причин стресса у детей. К их числу автор относит следующие: длительное нахождение в большом коллективе детей; непривычные дисциплинарные правила; фрустрация (ПОЯСНИТЕ) каких-то потребностей ребенка; общение сразу со многими взрослыми людьми; зависимость от них [ ИСТОЧНИК]. У ВАС НЕ ДЕТСКИЙ САД ПОЛУЧАЕТСЯ, А КАКОЙ-ТО АД, ГДЕ ВСЕ НЕПРИЯТНЫ РЕБЕНКУ. ОСТОРОЖНО В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ А.И. Захаров подчеркивает, что в начале посещения ДОУ адаптационный стресс изменяет реактивность (защитные силы организма), и ребенок начинает часто болеть []. Согласно наблюдениям Л.В. Мокшанцевой у немногих детей раннего возраста адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения. Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7—10 дней, без осложнений) заболевания. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями). Иногда фиксируются стойкие нарушения поведения, граничащие с неврологическими состояниями. В последнем случае можно уверенно говорить о феномене дезадаптации ребенка к условиям данного микросоциума [ ИСТОЧНИК]. Т.Н. Доронова приводит данные специалистов Академии медицинских наук, наблюдавших за детьми раннего возраста в период адаптации. Специалисты установили следующее. 1. У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями. 2. Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. 3. Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения. 4. Дети теряют часть приобретенных ранее навыков. 5. У детей резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна. 6. Происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития детей. 7. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, побледнении кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса. 8. У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), неустойчивости стула, обострения кожных высыпаний. . [Доронова Т.Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы //Обруч. – 2996. - № 5. В БИБЛИОГРАФИЮ] Ребенок в период адаптации может проявлять себя по-разному, иногда неадекватно: переходит на ползание, даже если уже начал ходить; замолкает, начав говорить. Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как им непривычны тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в речь взрослого и т. д. В незнакомой обстановке дети могут ко всему относиться с опасением: отказываются брать ложку, протянуть руку к струе воды и т.п. Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию на время исчезают даже в домашних условиях; надолго нарушаются характер и длительность сна. М.В. Корепанова выделяет три группы факторов, влияющие на процесс адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению [Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей раннего возраста (2–3 года). Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект) / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2012. – 496 с. В БИБЛИОГРАФИЮ]. Первая группа факторов, определяющих характер адаптации, по мнению автора, связана с физическим состояниемребёнка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, большие трудности в яслях. Следующим фактором, влияющим на характер адаптации к новым условиям, с точки зрения М.В. Корепановой, является возраст,в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребёнка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Автор отмечает, что не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребёнка общения с окружающими и предметной деятельности. Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у ребенка, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Легче всего адаптация протекает у детей раннего возраста, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Помимо прочего, с точки зрения автора, большое влияние на течение адаптации оказывает отношение ребёнка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому саду, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода. Характер и длительность адаптации определенным образом зависят и от жизненного опыта ребенка. Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Так же легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение знакомых взрослых. Мало проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Отличается поведение детей, родители которых ограничивают круг общения ребенка, иногда до минимума. По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы. КТО ВЫДЕЛИЛ ГРУППЫ Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери, расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, но через несколько минут плач возобновляется. Дети этой группы привыкают к условиям детского сада в течение 20-30 дней. Вторая группа, как правило, немногочисленная и составляет два-три ребенка. Дети этой группы после расставания с близкими взрослыми замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. Дети уходят в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом или столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Поведение их изменяется только при появлении родных. Адаптация детей этой группы длится два-три месяца, протекает очень сложно. В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных детей. Впервые переступив порог детского сада, такой ребенок совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Вся энергия ребенка направлена на презентацию себя как личности. Он с удовольствием демонстрирует свои умения, но это длится не более двух-трех дней, так как на большее у ребенка не хватает объема информации. Теперь, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует и по стилю поведения не отличается от детей первой группы. Завершение периода адаптации можно выявить по ряду изменений в поведении ребенка. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы ребенка: он быстро успокаивается, расставшись с близкими, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у ребенка восстанавливается аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У ребенка изменяется характер общения, он в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время. Выводы по 1 главе
Глава II. Особенности комплексного сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 1.4. Сущность и содержание комплексного сопровождения адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения ТРИ ВИДА АДАПТАЦИИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.009 с.) |