Лучше по учебнику детская психология урунтаевой. Там в конце глав есть общие выводы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лучше по учебнику детская психология урунтаевой. Там в конце глав есть общие выводы



1.4 Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Рассматривая адаптацию к условиям дошкольного образовательного учреждения как некий критический для ребенка фактор, необходимо отметить возможность стрессовых проявлений у ребенка.

Н.И. Гуткина, изучая особенности стрессовых перегрузок в детском саду, выделяет ряд причин стресса у детей. К их числу автор относит следующие: длительное нахождение в большом коллективе детей; непривычные дисциплинарные правила; фрустрация (ПОЯСНИТЕ) каких-то потребностей ребенка; общение сразу со многими взрослыми людьми; зависимость от них [ ИСТОЧНИК].

У ВАС НЕ ДЕТСКИЙ САД ПОЛУЧАЕТСЯ, А КАКОЙ-ТО АД, ГДЕ ВСЕ НЕПРИЯТНЫ РЕБЕНКУ. ОСТОРОЖНО В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ

А.И. Захаров подчеркивает, что в начале посещения ДОУ адаптационный стресс изменяет реактивность (защитные силы организма), и ребенок начинает часто болеть [].

Согласно наблюдениям Л.В. Мокшанцевой у немногих детей раннего возраста адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения.

Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7—10 дней, без осложнений) заболевания.

При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями). Иногда фиксируются стойкие нарушения поведения, граничащие с неврологическими состояниями. В последнем случае можно уверенно говорить о феномене дезадаптации ребенка к условиям данного микросоциума [ ИСТОЧНИК].

Т.Н. Доронова приводит данные специалистов Академии медицинских наук, наблюдавших за детьми раннего возраста в период адаптации. Специалисты установили следующее.

1. У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями.

2. Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма.

3. Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения.

4. Дети теряют часть приобретенных ранее навыков.

5. У детей резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.

6. Происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития детей.

7. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, побледнении кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса.

8. У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), неустойчивости стула, обострения кожных высыпаний.

. [Доронова Т.Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы //Обруч. – 2996. - № 5. В БИБЛИОГРАФИЮ]

Ребенок в период адаптации может проявлять себя по-разному, иногда неадекватно: переходит на ползание, даже если уже начал ходить; замолкает, начав говорить. Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как им непривычны тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в речь взрослого и т. д. В незнакомой обстановке дети могут ко всему относиться с опасением: отказываются брать ложку, протянуть руку к струе воды и т.п. Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию на время исчезают даже в домашних условиях; надолго нарушаются характер и длительность сна.

М.В. Корепанова выделяет три группы факторов, влияющие на процесс адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению [Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей раннего возраста (2–3 года). Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект) / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2012. – 496 с. В БИБЛИОГРАФИЮ].

Первая группа факторов, определяющих характер адаптации, по мнению автора, связана с физическим состояниемребёнка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, большие трудности в яслях.

Следующим фактором, влияющим на характер адаптации к новым условиям, с точки зрения М.В. Корепановой, является возраст,в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребёнка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения.

Автор отмечает, что не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребёнка общения с окружающими и предметной деятельности. Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у ребенка, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Легче всего адаптация протекает у детей раннего возраста, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.

Помимо прочего, с точки зрения автора, большое влияние на течение адаптации оказывает отношение ребёнка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому саду, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Характер и длительность адаптации определенным образом зависят и от жизненного опыта ребенка. Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Так же легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение знакомых взрослых. Мало проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Отличается поведение детей, родители которых ограничивают круг общения ребенка, иногда до минимума.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы. КТО ВЫДЕЛИЛ ГРУППЫ

Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери, расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, но через несколько минут плач возобновляется. Дети этой группы привыкают к условиям детского сада в течение 20-30 дней.

Вторая группа, как правило, немногочисленная и составляет два-три ребенка. Дети этой группы после расставания с близкими взрослыми замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. Дети уходят в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом или столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Поведение их изменяется только при появлении родных. Адаптация детей этой группы длится два-три месяца, протекает очень сложно.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных детей. Впервые переступив порог детского сада, такой ребенок совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Вся энергия ребенка направлена на презентацию себя как личности. Он с удовольствием демонстрирует свои умения, но это длится не более двух-трех дней, так как на большее у ребенка не хватает объема информации. Теперь, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Завершение периода адаптации можно выявить по ряду изменений в поведении ребенка. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы ребенка: он быстро успокаивается, расставшись с близкими, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у ребенка восстанавливается аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У ребенка изменяется характер общения, он в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.

Выводы по 1 главе

 

Глава II. Особенности комплексного сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

1.4. Сущность и содержание комплексного сопровождения адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

ТРИ ВИДА АДАПТАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.011 с.)