![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лучше по учебнику детская психология урунтаевой. Там в конце глав есть общие выводыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1.4 Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Рассматривая адаптацию к условиям дошкольного образовательного учреждения как некий критический для ребенка фактор, необходимо отметить возможность стрессовых проявлений у ребенка. Н.И. Гуткина, изучая особенности стрессовых перегрузок в детском саду, выделяет ряд причин стресса у детей. К их числу автор относит следующие: длительное нахождение в большом коллективе детей; непривычные дисциплинарные правила; фрустрация (ПОЯСНИТЕ) каких-то потребностей ребенка; общение сразу со многими взрослыми людьми; зависимость от них [ ИСТОЧНИК]. У ВАС НЕ ДЕТСКИЙ САД ПОЛУЧАЕТСЯ, А КАКОЙ-ТО АД, ГДЕ ВСЕ НЕПРИЯТНЫ РЕБЕНКУ. ОСТОРОЖНО В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ А.И. Захаров подчеркивает, что в начале посещения ДОУ адаптационный стресс изменяет реактивность (защитные силы организма), и ребенок начинает часто болеть []. Согласно наблюдениям Л.В. Мокшанцевой у немногих детей раннего возраста адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения. Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7—10 дней, без осложнений) заболевания. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями). Иногда фиксируются стойкие нарушения поведения, граничащие с неврологическими состояниями. В последнем случае можно уверенно говорить о феномене дезадаптации ребенка к условиям данного микросоциума [ ИСТОЧНИК]. Т.Н. Доронова приводит данные специалистов Академии медицинских наук, наблюдавших за детьми раннего возраста в период адаптации. Специалисты установили следующее.
1. У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями. 2. Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. 3. Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения. 4. Дети теряют часть приобретенных ранее навыков. 5. У детей резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна. 6. Происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития детей. 7. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, побледнении кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса. 8. У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), неустойчивости стула, обострения кожных высыпаний. . [Доронова Т.Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы //Обруч. – 2996. - № 5. В БИБЛИОГРАФИЮ] Ребенок в период адаптации может проявлять себя по-разному, иногда неадекватно: переходит на ползание, даже если уже начал ходить; замолкает, начав говорить. Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как им непривычны тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в речь взрослого и т. д. В незнакомой обстановке дети могут ко всему относиться с опасением: отказываются брать ложку, протянуть руку к струе воды и т.п. Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию на время исчезают даже в домашних условиях; надолго нарушаются характер и длительность сна. М.В. Корепанова выделяет три группы факторов, влияющие на процесс адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению [Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Образовательная программа для детей раннего возраста (2–3 года). Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Проект) / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2012. – 496 с. В БИБЛИОГРАФИЮ].
Первая группа факторов, определяющих характер адаптации, по мнению автора, связана с физическим состояниемребёнка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, большие трудности в яслях. Следующим фактором, влияющим на характер адаптации к новым условиям, с точки зрения М.В. Корепановой, является возраст,в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребёнка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Автор отмечает, что не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребёнка общения с окружающими и предметной деятельности. Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у ребенка, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Легче всего адаптация протекает у детей раннего возраста, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Помимо прочего, с точки зрения автора, большое влияние на течение адаптации оказывает отношение ребёнка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому саду, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода. Характер и длительность адаптации определенным образом зависят и от жизненного опыта ребенка. Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Так же легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение знакомых взрослых. Мало проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Отличается поведение детей, родители которых ограничивают круг общения ребенка, иногда до минимума. По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы. КТО ВЫДЕЛИЛ ГРУППЫ Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери, расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, но через несколько минут плач возобновляется. Дети этой группы привыкают к условиям детского сада в течение 20-30 дней. Вторая группа, как правило, немногочисленная и составляет два-три ребенка. Дети этой группы после расставания с близкими взрослыми замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. Дети уходят в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом или столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Поведение их изменяется только при появлении родных. Адаптация детей этой группы длится два-три месяца, протекает очень сложно.
В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных детей. Впервые переступив порог детского сада, такой ребенок совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Вся энергия ребенка направлена на презентацию себя как личности. Он с удовольствием демонстрирует свои умения, но это длится не более двух-трех дней, так как на большее у ребенка не хватает объема информации. Теперь, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует и по стилю поведения не отличается от детей первой группы. Завершение периода адаптации можно выявить по ряду изменений в поведении ребенка. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы ребенка: он быстро успокаивается, расставшись с близкими, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у ребенка восстанавливается аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У ребенка изменяется характер общения, он в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время. Выводы по 1 главе
Глава II. Особенности комплексного сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 1.4. Сущность и содержание комплексного сопровождения адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения ТРИ ВИДА АДАПТАЦИИ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.58.83 (0.009 с.) |