Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы практических работ и семинарских занятий, порядок контроля

Поиск

 

Студентам необходимо выполнить практическую (контрольную) работу реферативного типа, в тексте которой должен быть раскрыт один из актуальных вопросов правового регулирования рынка ценных бумаг, их эмиссии, обращения, гражданского оборота, правовой сущности, классификации, регулирования и т.п. в современных российских условиях. Допускается отразить в работе соответствующие вопросы зарубежного юридического опыта, имеющего отношение к национальной правовой системе. В работе должны отражаться результаты творческого изучения нескольких (не менее 5–8) литературных источников, с обязательным использованием юридической научной литературы (монографий) и научной периодики (журналов).

При выполнении своей работы студент должен определить ее тему, затем подобрать литературные источники, к ней относящиеся, тщательно их проработать (прочитать, осмыслить), вычленить суть раскрытых в литературе вопросов, синтезировать на этой основе главный вывод (или несколько выводов). Сделать выводы можно и на основе заключительных положений, содержащихся в самих источниках, объединив решения, предлагаемые авторами источников.

Структура работы: титульный лист (оформляется по аналогии с титульным листом курсовой работы), основной текст со ссылками на литературные источники, оформляемыми по аналогии со ссылками в курсовых работах (обязательно), список использованной литературы (обязательно). Преимуществом работы будут собственные выводы автора по исследованным вопросам. Тему контрольной работы предлагается выбрать самостоятельно на основе примерной тематики. Допускается выбор собственной темы, близкой по содержанию к перечню рекомендованных примерных тем, и соответствующей общим требованиям к содержанию работы (см.выше).

Примерный объем работы: 10–15 листов машинописного текста, шрифт: кегль пт 14, интервал: 1,5. Текст работы выполняется, а работа сдается в электронном виде до начала экзаменационной сессии (зачетной недели), – для студентов заочного отделения, или в указанный преподавателем срок – для студентов дневного отделения, по указанному преподавателем электронному адресу. При отсутствии технической возможности работу допускается сдавать в рукописном (печатном) варианте в срок по указанию преподавателя. При выполнении контрольной работы не допускается: использование материалов сети Интернет (за исключением ссылок в установленном порядке), использование заимствованного текста без ссылки на источник, использование учебной и популярной литературы (периодики), прямое воспроизведение текстов нормативно-правовых актов.

По итогам выполненной практической работы студент лучше усваивает учебный материал, а также на собственном опыте получает новые, дополнительные познания о научных и практических вопросах современного правового регулирования отношений на рынке ценных бумаг. На основе выполненной работы студентом готовится краткий (на 3–5 минут) устный доклад, в котором студент сжато излагает тему исследованного им вопроса, называет основные использованные литературные источники и формулирует главный вывод (выводы). Более развернутый доклад может быть сделан по согласованию с преподавателем, как правило, по наиболее интересным вопросам, нашедшим отражение в конкретной работе. Во время доклада остальные студенты учебной группы внимательно выслушивают докладчика и имеют право задать ему короткие вопросы по теме доклада и работы (по регламенту, определяемому преподавателем). В результате проведенной работы все студенты учебной группы в совокупности более глубоко познают многообразие законодательно-правовой регламентации ценных бумаг и фондового рынка, знакомятся с актуальными проблемами в этой сфере и путями их решения, современной юридической практикой и новейшими научными достижениями.

Также на семинарских занятиях студентам могут быть предложены для письменного или устного ответа вопросы по тематике рабочей программы курса, на которые студенты должны быть готовы дать ответы на основе изученной учебной и иной рекомендованной литературы и нормативно-правовых актов. Результаты работы на практических (семинарских) занятиях, в том числе сделанные доклады и подготовленные письменные и устные ответы, служат средством текущего (входного, рубежного) контроля успеваемости и учитываются в целях промежуточной аттестации по предмету.

Промежуточная аттестация является окончательной (в соответствующем учебном семестре) формой проверки знаний, навыков и умений студента по дисциплине и проводится в виде зачета или экзамена (в зависимости от установленного для соответствующего курса, группы, отделения, потока учебного плана). Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов в Пермском государственном университете установлен соответствующим Положением (утв. Решением Ученого Совета ПГУ, протокол № 9 от 27.06.2007 г.), размещенным на интернет-сайте ПГУ: www.psu.ru

 

Примерные (рекомендуемые) темы практических работ

 

1. Правовая природа ценных бумаг.

2. Проблемы понятия ценной бумаги.

3. Ценные бумаги как объекты гражданских прав.

4. Особенности документарных ценных бумаг.

5. Особенности бездокументарных ценных бумаг.

6. Особенности государственных ценных бумаг.

7. Особенности муниципальных ценных бумаг.

8. Эмиссия ценных бумаг.

9. Обращение ценных бумаг.

10. Проспект ценных бумаг.

11. Выпуск ценных бумаг и отчет о выпуске.

12. Новые подходы к классификации ценных бумаг.

13. Особенности эмиссионных ценных бумаг.

14. Особенности неэмиссионных ценных бумаг.

15. Особенности ипотечных ценных бумаг.

16. Особенности товарораспорядительных ценных бумаг.

17. Вексель и его особенности.

18. Особенности акцепта, протеста, аваля, индоссамента векселя.

19. Акция и ее особенности.

20. Облигация и ее особенности.

21. Ценные бумаги коллективного инвестирования и их особенности.

22. Производные и квазиценные бумаги: правовая квалификация, развитие правового регулирования.

23. Проблемы правовой регламентации рынка ценных бумаг и финансового рынка.

24. Правовая защита прав инвесторов и владельцев на рынке ценных бумаг.

25. Правовое обеспечение конкуренции на рынке ценных бумаг.

26. Правовые проблемы секьюритизации.

27. Предотвращение злоупотреблений на рынке ценных бумаг.

28. Правовые проблемы недобросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг.

29. Правовые проблемы манипулирования ценами на рынке ценных бумаг.

30. Обеспечение противодействия легализации преступных доходов на рынке ценных бумаг.

31. Преступления и уголовная ответственность на рынке ценных бумаг.

32. Административные нарушения и административная ответственность на рынке ценных бумаг.

33. Особенности государственно-правового регулирования рынка ценных бумаг.

34. Государственные органы и их функции на рынке ценных бумаг.

35. Негосударственные специализированные органы и организации на рынке ценных бумаг.

36. Саморегулирование на рынке ценных бумаг.

37. Особенности правового регулирования рынка ценных бумаг в странах англо-саксонской правовой системы.

38. Особенности правового регулирования рынка ценных бумаг в странах ЕЭС.

39. Государственные программы и концепции развития рынка ценных бумаг.

40. Правовые проблемы осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

41. Правовые проблемы доверительного управления на рынке ценных бумаг и иных финансовых рынках.

42. Особенности совершения нотариальных действий с ценными бумагами.

43. Особенности обращения взыскания на ценные бумаги.

44. Основные направления совершенствования законодательства о рынке ценных бумаг.

45. Проблемы юридической ответственности на рынке ценных бумаг.

46. Юридическая практика эмиссии и оборота ценных бумаг, функционирования рынка ценных бумаг в Пермском крае.

47. Новое в судебной практике о ценных бумагах.

48. Проблемы виндикации и реституции ценных бумаг.

49. Правовые проблемы ведения реестра владельцев ценных бумаг.

50. Тенденции развития отечественного законодательства о рынке ценных бумаг.

 

Общая задача

 

Условие

ЗАО «Луч» было создано решением учредителей 15 января 1992 г. При учреждении было 60 акционеров, уставный капитал – 60 тыс. неденоминированных рублей был разделен на 60 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 тыс. неденоминированных рублей каждая и распределен между учредителями (по 1 акции каждому). Выпуск акций государственную регистрацию не прошел. Также устав ЗАО «Луч» предусматривал объявленные привилегированные акции в количестве 30 штук номиналом 1 тыс. неденоминированных рублей каждая.

В 1996 г. ЗАО «Луч» разместило привилегированные акции между акционерами пропорционально принадлежащим им обыкновенным акциям. Дивиденды по акциям не выплачивались.

К 2009 г. выяснилось, что один акционер к этому времени приобрел у остальных акционеров 20 обыкновенных акций ЗАО «Луч» и умер, его правопреемником оказалось Лицо-1 (гражданин). 20 акционеров заключили договоры купли-продажи своих обыкновенных акций в пользу Лица-2 (юридическое лицо). 20 оставшихся обыкновенных акций остались в собственности прежних акционеров.

Реестр акционеров ЗАО «Луч» ведет ООО «Регистратор Плюс». Когда Лицо-1 обратилось к ООО «Регистратор Плюс» с заявлением о зачислении на его лицевой счет переходящих к нему по наследству акций, через 10 дней с момента подачи заявления ООО «Регистратор Плюс» дало ответ, что из-за допущенной им ошибки 20 акций были зачислены на лицевой счет Лица-2.

Далее выяснилось, что Лицо-2 через три дня после получения Лицом-1 ответа от ООО «Регистратор Плюс» заключило договоры с Лицом-3 о продаже ему 20 обыкновенных акций ЗАО «Луч» и с Лицом-4 о продаже ему также 20 обыкновенных акций ЗАО «Луч».

 

Вопросы

Укажите, какие нарушения каких законов и правовых актов были допущены в описанной ситуации?

Может ли ЗАО «Луч» законно осуществлять свою деятельность и произвести государственную регистрацию выпусков акций на настоящий момент?

Какова правовая судьба привилегированных акций ЗАО «Луч»?

Может ли Лицо-1 защитить свои права на акции ЗАО «Луч», какие и в каком количестве? Может ли Лицо-1 виндицировать свои акции от Лица-2, Лица-3, или Лица-4 либо применить реституцию? На каком правовом основании? В какой суд и по какому правовому основанию может быть подан иск? Какое решение должен вынести суд?

Какие акционеры и какое число голосующих акций имеют в ЗАО «Луч»? Могут ли они провести годовое общее собрание акционеров для избрания органов управления, утверждения отчетов, распределения прибыли?

Какую ответственность должны понести лица (какие), допустившие нарушения в описанной ситуации?

Какие иные правовые выводы Вы можете сделать из условия задачи?

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

 

1. Белов В.А. Государственное регулирование ценных бумаг / учеб. изд. М.: Высшая школа. 2005. 350 с.

2. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: учеб. пособие. В 2 Т. М.: Центр ЮрИнфоР, 2007.

3. Рынок ценных бумаг: учебник / под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. М.: Финансы и статистика, 1996. 352 с.

4. Шевченко Г.Н. Правовое регулирование ценных бумаг: учеб. пособие / 2-е изд. испр. и доп. М.: Статут, 2005. 254 с.

  1. Чикулаев Р.В. Инвестиционная деятельность: организация и государственно-правовое регулирование: учеб. пособие/ Перм. ун-т. Пермь, 2003. 168 с.
  2. Чикулаев Р.В. Организация и регулирование рынка ценных бумаг: монография/ Перм. ун-т. Пермь, 2008. 207 с.

Дополнительная

1. Агапеева Е.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и США: учеб. пособие / М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2004. 159 с.

2. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах / М.: Институт экономических исследований. Финансово-правовая секция, 1927. 167 с.

3. Белов В.А. Бездокументарные ценные бумаги. 3-е изд. М.: ЮрИнфоР, 2003. 106 с.

4. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М.: ЮрИнфоР, 1996.

5. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 270 с.

6. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. М., 1998. 348 с.

7. Гражданское право: учебник. 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 1998. Ч.1. 632 с.

8. Доронина Н.Г. Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: ООО «Городец-Издат», 2003. 272 с.

9. Крашенинников Е.А. Составление векселя. Ярославль, 1992. 46 с.

10. Крашенинников Е.А. Ценные бумаги на предъявителя. Ярославль, 1995. 95 с.

11. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография. М.: Волтерс Клувер, 2006. 328 с.

12. Мурзин Д.В. Ценные бумаги – бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. М.: «Статут», 1998. 173 с.

13. Решетина Е.Н. Правовая природа корпоративных эмиссионных ценных бумаг. М.: ОАО Изд. дом «Городец», 2005. 160 с.

14. Рубцов Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002. 448 с.

15. Семилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг: формирование правовой модели. М.: Волтерс Клувер, 2005. 336 с.

16. Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву. В 2 т. Т. 1. Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским. М.: Статут, 2005. 460 с.

17. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М.: Фирма "СПАРК", 1994.

18. Шевченко Г.Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение. М.: Статут, 2006. 271 с.

19. Юлдашбаева Л.Р. Правовое регулирование оборота эмиссионных ценных бумаг (акции, облигации). М.: Статут, 1999.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Программа специализированного курса «Правовые основы рынка ценных бумаг» предусматривает объем, достаточный для углубленного изучения и понимания основных положений действующего законодательства и системы правовых норм, регулирующих отношения на рынке ценных бумаг.

Основными видами учебных занятий по спецкурсу являются лекции и семинарские (практические) занятия, предусмотрены также выполнение самостоятельной (контрольной) работы, итоговый зачет либо экзамен у студентов дневного, заочного и специального отделений.

В лекционном материале излагаются преимущественно теоретические знания по дисциплине, раскрываются наиболее сложные вопросы правового регулирования рынка ценных бумаг, анализируется судебная и иная правоприменительная практика. На семинарских занятиях проверяется степень усвоения студентами теоретического материала по дисциплине, уровень знаний законодательства и правовых актов, вырабатываются навыки решения практических задач в области отношений на рынке ценных бумаг. Для углубленного изучения и качественного усвоения материала необходима систематическая самостоятельная работа студентов по изучению рекомендованной основной и дополнительной литературы, правовых источников, юридической практики, выполнению самостоятельных работ. Система контроля усвоения студентами учебного материала включает опросы обучаемых на семинарских занятиях, проведение контрольных проверочных работ, проверку результатов решения заданий и задач, заслушивание докладов по результатам выполнения самостоятельных работ, индивидуальные собеседования со студентами.

Окончательной формой контроля знаний студентов является зачет (экзамен), имеющий целью комплексную проверку теоретических знаний по дисциплине, выявление наличия навыков самостоятельного применения, полученных знаний при решении юридических задач, а также умения самостоятельно работать с научной, учебной литературой и правовыми источниками.

При изучении специализированного курса студенту необходимо иметь в виду, что на лекционных занятиях дается возможность получить новейшие и апробированные, а стало быть, наиболее точные и полезные знания по предмету, а также информацию о последних изменениях законодательства в сфере ценных бумаг и фондового рынка, о тенденциях юридической практики. В то же время лекционные занятия не могут и не должны в полной мере заменять сложный и многоэтапный процесс познания нового предмета. Для достижения полноты овладения дисциплиной студенту необходимо применять, возможно, главный инструмент образования – самостоятельное познание комплекса изучаемых вопросов. Именно на достижение этой цели направлены программы и методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся.

Особенное значение самостоятельная работа имеет для студентов заочного обучения, что обусловлено системой заочного образования. Можно сказать, что от личного вклада студента в познание материала, от приложенных к этому усилий и времени напрямую зависит результат его аттестации по предмету. Выполнение практических заданий и работ, как в ходе самостоятельной работы студента, так и на семинарских занятиях, является необходимым средством и условием углубленного познания предмета и его отдельных составляющих, приобретения навыков самостоятельного решения конкретно юридических задач, реализации принципа неразрывной связи теории и практики.

В целях успешного изучения дисциплины студенту необходимо до начала учебного процесса ознакомиться с содержанием основной литературы и основных нормативно-правовых актов, рекомендованных по предмету. В ходе учебного процесса следует более тщательно изучать литературные и нормативные источники, особенно при подготовке к семинарским занятиям, а при выполнении практических работ и решении задач – активно использовать полученные знания и применять правовые акты для формирования собственной позиции по конкретному вопросу. Спорные, проблемные моменты и вопросы, вызывающие сомнение, нужно осмыслить самостоятельно, предложить свой вариант решения без опаски допустить ошибку, после чего обратиться за помощью в решении вопроса к преподавателю на консультации или семинарском занятии.

Студенту-юристу при прохождении образовательного процесса в первую очередь следует быть хорошо осведомленным о юридической стороне этого процесса. Основными правовыми источниками здесь служат Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Устав Пермского государственного университета и Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов в ПГУ. Необходимо помнить, что, согласно статье 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития». Таким образом, прохождение всех этапов, предусмотренных учебным планом дисциплины, и выполнение в ходе этого процесса всех мероприятий текущего контроля (входной, рубежный, остаточных знаний) и прохождение промежуточной аттестации (зачет, экзамен) является обязанностью студента. С результатами текущего контроля студент вправе ознакомиться у преподавателя.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

В ходе учебного процесса, особенно при подготовке к лекциям и семинарским занятиям, преподаватель должен учитывать, что правовая система регулирования отношений на рынке ценных бумаг характеризуется рядом особенностей. Так, повышенным является уровень динамичности, изменчивости системы нормативных актов, что обусловлено характером регламентируемых экономических и социальных отношений. Также повышенную и особую роль в нормативном регулировании рынка ценных бумаг (в сравнении с другими отраслями экономики и областями общественной жизни) играют уполномоченные органы исполнительной власти по финансовым рынкам, которые постоянно издают правовые акты, порождающие новые юридические нормы. Отсюда следует и еще одна особенность нормативной базы финансового рынка – значительная урегулированность подзаконными актами, не только конкретизирующими нормы законов, но и содержащими новые правовые нормы. Все это требует постоянного системного контроля содержания нормативно-правовой базы, обусловливает тщательную подготовку к каждому занятию по дисциплине.

При подготовке к учебным занятиям преподавателю следует проанализировать новейшую научную, периодическую и учебную литературу по теме, изучить изменения в нормативно-правовых актах, а также последнюю судебную и административную практику. Наряду с устоявшимися доктринальными положениями следует в доступной форме ознакомить студентов с новыми достижениями научной мысли в тех или иных вопросах по изучаемой тематике, кратко изложить различные концепции и подходы, аргументы в пользу каждого из них, предложить студентам осмыслить материал и выработать собственное мнение.

Планы семинарских занятий и практических работ, а также используемая в их ходе правовая информация не должны расходиться с содержанием лекций по соответствующей теме. Лекционный материал должен излагаться развернуто и в то же время кратко, доступно, охватывать существо рассматриваемого вопроса и необходимые научно-практические комментарии по нему. Содержание практической работы студентов должно способствовать усвоению и пониманию лекционного и литературно-теоретического материала, выработке умений самостоятельной юридической работы по профилю дисциплины.

Примеры из судебной и иной юридической практики могут значительно разнообразить как лекционный, так и практический материал. При этом эмпирико-практическая составляющая имеет преимущественно вспомогательный характер и должна наглядно иллюстрировать изучаемый вопрос, содействовать его четкому пониманию и правильному разрешению.

 

 

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

1. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

 

1. Понятие и виды рынков ценных бумаг.

2. Основные этапы развития российского рынка ценных бумаг.

3. Общая характеристика законодательства о рынке ценных бумаг, его соотношение с законодательством о ценных бумагах.

4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Роль

ФСФР России и других органов в регулировании рынка ценных бумаг.

5. Общая характеристика правоотношений, складывающихся на рынке ценных бумаг. Правовой институт выпуска и обращения ценных бумаг.

6. Эмиссионные правоотношения. Понятие и этапы эмиссии ценных бумаг.

7. Понятие и содержание раскрытия информации и ограничений по использованию информации на рынке ценных бумаг.

8. Понятие и признаки ценной бумаги. Ценная бумага как объект гражданских прав.

9. Характеристика и соотношение документарных и бездокументарных ценных бумаг.

10. Классификация (виды) ценных бумаг.

11. Ценные бумаги по гражданскому законодательству (акция, облигация, вексель, коносамент, чек, депозитный и сберегательный сертификат, банковская сберегательная книжка на предъявителя).

12. Вексель и вексельное обращение: характеристика, правовое содержание, порядок регулирования.

13. Эмиссионные ценные бумаги (понятие, виды).

14. Производные ценные бумаги (понятие, виды).

15. Способы защиты прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг.

16. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг (понятие, виды).

17. Особенности правового положения участников рынка ценных бумаг.

18. Эмитенты ценных бумаг (понятие, виды).

19. Инвесторы и владельцы ценных бумаг (понятие, виды, соотношение).

20. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Общая характеристика.

21. Брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии: характеристика.

22. Организаторы торговли, регистраторы, клиринговые организации, фондовые биржи: характеристика.

23. Кредитные организации как участники рынка ценных бумаг: характеристика.

24. Инвестиционные фонды и управляющие компании: характеристика, порядок регулирования деятельности.

25. Саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг.

26. Обращение ценных бумаг: понятие и правовое содержание.

27. Виды сделок с ценными бумагами.

28. Особенности учета и перехода прав собственности на ценные бумаги.

29. Особенности правового регулирования рынков ценных бумаг в зарубежных странах англо-саксонской и континентальной правовых систем.

30. Особенности применения мер гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой ответственности за нарушение законодательства о ценных бумагах.

 

Методическое издание

Составитель Чикулаев Роман Владимирович

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.144 (0.011 с.)