Действие и иерархия правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие и иерархия правовых актов



 

Постановления

 

1. /Положение Конституции об обязанности государственных органов и должностных лиц соблюдать Конституцию/, по существу, требует непосредственного ее применения судами при обнаружении противоречия между конституционными нормами и другими законами. Суды обязаны также оценивать подлежащий применению закон с точки зрения его соответствия принципам и нормам международного права... (Постановление Конституционного Суда от 4 февраля 1992 года N 2-П по делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 11 статьи 33 КЗоТ РСФСР; абзац двадцать второй мотивировочной части).

2. Принцип недопустимости обратной силы закона не имеет отношения к вопросу об изменении подсудности дела, которая определяется в соответствии с законом, действующим в момент его рассмотрения...

Любой акт государственного органа считается конституционным, пока в предписанном Конституцией или законом порядке не установлено обратное (Постановление Конституционного Суда от 30 ноября 1992 года N 9-П по делу о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации, касающихся деятельности КПСС и КП РСФСР, а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР; абзацы третий пункта 2 вводной части и десятый пункта IV мотивировочной части).

3. В отличие от поправок, федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции Российской Федерации, не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью (Постановление Конституционного Суда от 31 октября 1995 года N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации; абзац второй пункта 3 мотивировочной части).

4. День,... которым датирован выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации" с текстом /закона/, не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами (Постановление Конституционного Суда от 24 октября 1996 года N 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах"; абзац второй пункта 6 мотивировочной части).

5. Исходя из смысла статей 54 и 57 Конституции Российской Федерации, закону, ухудшающему положение граждан, не может придаваться обратная сила (Постановление Конституционного Суда от 24 февраля 1998 года N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов; абзац второй пункта 4 мотивировочной части).

6. Из взаимосвязанных положений статей 15 (часть 1), 71 (пункт "о"), 103 и 125 (части 2 и 4) Конституции Российской Федерации следует, что постановление Государственной Думы, которым объявляется амнистия, является уникальным нормативно - правовым актом в сравнении с постановлениями Государственной Думы по другим вопросам, а также в сравнении с иными нормативными подзаконными актами, принимаемыми в форме постановлений. Принятие Государственной Думой постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией Российской Федерации, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу.

Исходя из статьи 71 (пункт "о"), относящей амнистию к ведению Российской Федерации, и статьи 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не исключается право федерального законодателя принять закон об общих условиях осуществления амнистии. Однако в отсутствие такого закона именно нормативные предписания, содержащиеся в постановлении об амнистии, могут и должны выполнять функцию законодательного регулирования, тем более что издание законов по вопросам амнистии не предусматривается Конституцией Российской Федерации как необходимое и обязательное. В действующем конституционно-правовом пространстве нормативно-правовое регулирование амнистии осуществляется только в такой правовой форме, как постановление Государственной Думы...

Следовательно, постановления Государственной Думы об амнистии в системе действующих нормативно-правовых актов по своему уровню и материально-правовому содержанию могут быть приравнены только к принимаемым Государственной Думой законам (статья 105, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Такой статус постановлений об амнистии подтверждается и тем, что объявление амнистии отнесено к полномочиям именно Государственной Думы, деятельность которой как палаты представительного органа обеспечивает на основе формирования воли большинства поиск и принятие целесообразных нормативных политико-правовых решений в установленной для нее конституционной нормотворческой процедуре (Постановление Конституционного Суда от 5 июля 2001 года N 11-П по делу о проверке конституционности постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-Ш ГД "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан; абзацы первый, второй и четвертый пункта 2.1 мотивировочной части).

 

Определения

 

7. Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида. В отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одного лица не могут быть принесены в жертву интересам другого, не нарушившего закон (Определение Конституционного Суда от 14 марта 1995 года N 4-О; абзац пятый мотивировочной части).

8. Независимо от того, правомерно ли Совет Федерации по истечении 14 дней использовал процедуру рассмотрения в отношении федеральных законов, в связи с которыми приняты оспариваемые в запросах постановления Государственной Думы, эти законы не могут быть признаны действующими, поскольку они не были подписаны и введены в действие (Определение Конституционного Суда от 1 апреля 1996 года N 11-О; абзац второй пункта 3 мотивировочной части).

9. В статье 76 Конституции Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой (Определение Конституционного Суда от 5 ноября 1999 года N 182-О; абзац восьмой пункта 3 мотивировочной части).

10. В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы: (Определение Конституционного Суда от 5 октября 2000 года N 199-О; абзац третий пункта 2 мотивировочной части).

 

Толкование

 

Постановления

 

1. В том же порядке /как и при принятии закона/ должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной Думы, то есть без соблюдения требований статей 105, 106, 107 Конституции Российской Федерации, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального Собрания - законодательного органа Российской Федерации. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция Российской Федерации не предоставляет Государственной Думе соответствующего права (Постановление Конституционного Суда от 17 ноября 1997 года N 17-П по делу о проверке конституционности постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 года N 1090-IГД "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и от 11 октября 1996 года N 682-II ГД "О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации"; абзац четвертый пункта 2 мотивировочной части).

2. Конституционно-правовой смысл положений... Конституции Российской Федерации может и должен быть выявлен с учетом преследуемых конституционным законодателем и заложенных в этих положениях целей (Постановление Конституционного Суда от 11 декабря 1998 года N 28-П по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации; абзац второй пункта 2 мотивировочной части).

3. Конституционный Суд Российской Федерации при разрешении дел о конституционности законов в связи с запросами судов, равно как и в связи с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан, руководствуясь статьями 74, 96, 97, 101 и 102 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Из указанных статей Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в их взаимосвязи с частями второй и третьей его статьи 3, статьями 36 и 86 следует, что проверка конституционности закона осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации на основе оценки смысла рассматриваемого акта, с тем чтобы исключить его применение и, следовательно, истолкование в смысле, противоречащем конституционным нормам. Поэтому вопрос об истолковании правовых норм, проверяемых на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, разрешается именно Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда от 28 марта 2000 года N 5-П по делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Конфетти" и гражданки И.В. Савченко; абзацы четвертый и пятый пункта 3 мотивировочной части).

4. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, на основании статьи 120 Конституции Российской Федерации самостоятельно решая вопрос о том, подлежит ли та или иная норма применению в рассматриваемом им деле, уясняет смысл нормы, т.е. осуществляет ее казуальное толкование. Вместе с тем в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению норм. Как следует из части второй статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", конституционное истолкование нормативного акта или отдельного его положения, проверяемого посредством конституционного судопроизводства, относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, который, разрешая дело и устанавливая соответствие Конституции Российской Федерации оспариваемого акта, в том числе по содержанию норм, обеспечивает выявление конституционного смысла действующего права. В таком случае данное им истолкование, как это вытекает из части второй статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" во взаимосвязи с его статьями 3, 6, 36, 79, 85, 86, 87, 96 и 100, является общеобязательным, в том числе для судов.

Поэтому правоприменительные решения, основанные на акте, который хотя и признан в результате разрешения дела в конституционном судопроизводстве соответствующим Конституции Российской Федерации, но которому в ходе применения по конкретному делу суд общей юрисдикции или арбитражный суд придал истолкование, расходящееся с его конституционно - правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации, также подлежат пересмотру в порядке, установленном законом. Иное означало бы, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд могут осуществлять истолкование акта, придавая ему иной смысл, нежели выявленный в результате проверки в конституционном судопроизводстве, и тем самым подменять Конституционный Суд Российской Федерации, чего они в силу статей 118, 125, 126, 127 и 128 Конституции Российской Федерации делать не вправе (Постановление Конституционного Суда от 25 января 2001 года N 1-П по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С.И. Кальянова и Н.В. Труханова; абзацы второй и третий пункта 7 мотивировочной части).

 

Определения

 

5. Результатом толкования нормы не может быть признание ее недействующей, так как это противоречило бы самой юридической природе толкования (Определение Конституционного Суда от 28 декабря 1995 года N 137-О; абзац второй пункта 2 мотивировочной части).

6. Министерство либо иное ведомство Российской Федерации не вправе давать свое толкование положений Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", отличающееся от толкования, данного самим Конституционным Судом Российской Федерации (Определение Конституционного Суда от 4 декабря 2000 года N 234-О; абзац шестой пункта 2 мотивировочной части).

 

Приложение

 

Перечень постановлений Конституционного Суда Российской Федерации
за 1992-2003 годы с указанием официальных источников
их опубликования*(139)

 

1992 год

1. Постановление от 14 января 1992 года по делу о проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР" (N 1-П; ВКС, 1993, N 1; ВСНД, 1992, N 6. Ст. 247)

2. Постановление от 4 февраля 1992 года по делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 статьи 33 КЗоТ РСФСР (N 2-П; ВКС, 1993, N 1; ВСНД, 1992, N 13. Ст. 669)

3. Постановление от 13 марта 1992 года по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР", Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 года "О референдуме Татарской ССР", Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" (N 3-П; ВКС, 1993, N 1; ВСНД, 1992, N 13. Ст. 671)

4. Постановление от 28 апреля 1992 года по делу о проверке конституционности постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 3 февраля 1992 года "О Всероссийском агентстве по авторским правам" (N 4-П; ВКС, 1993, N 1; ВСНД, 1992, N 21. Ст. 1141)

5. Постановление от 19 мая 1992 года по делу о проверке конституционности Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 декабря 1991 года "О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР" (N 5-П; ВКС, 1993, N 2-3; ВСНД, 1992, N 23. Ст. 1247)

6. Постановление от 20 мая 1992 года по делу о проверке конституционности Закона РСФСР от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (N 6-П; ВКС, 1993, N 2-3; ВСНД, 1992, N 27. Ст. 1571)

7. Постановление от 9 июня 1992 года по делу о проверке конституционности постановления Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 года "О мерах по реализации распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 года N 1554-1 "О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году" и постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года "Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации" (N 7-П; ВКС, 1993, N 2-3; ВСНД, 1992, N 28. Ст. 1634)

8. Постановление от 23 июня 1992 года по делу о проверке конституционности правоприменительной практики восстановления на работе, сложившейся при применении части четвертой статьи 90 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, части пятой статьи 211 КЗоТ РСФСР и пункта 27.1 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26 апреля 1984 года "О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора" (N 8-П; ВКС, 1993, N 2-3; ВСНД, 1992, N 30. Ст. 1809)

9. Постановление от 30 ноября 1992 года по делу о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации от 23 августа 1991 года N 79 "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", от 25 августа 1991 года N 90 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" и от 6 ноября 1991 года N 169 "О деятельности КПСС и КП РСФСР", а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР (N 9-П; ВКС, 1993, N 4-5; ВСНД, 1993, N 11. Ст. 400)

10. Решение от 24 сентября 1992 года о толковании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 1992 года по делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 статьи 33 КЗоТ РСФСР (ВКС, 1993, N 1; ВСНД, 1992, N 41. Ст. 2258)

 

1993 год

11. Постановление от 27 января 1993 года по делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы (N 1-П; ВКС, 1993, N 2-3; ВСНД, 1993, N 14. Ст. 508)

12. Постановление от 5 февраля 1993 года по делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с судебным порядком рассмотрения споров о предоставлении жилых помещений; о проверке конституционности административного порядка выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений с санкции прокурора; о проверке конституционности отказа в возбуждении уголовного дела (N 2-П; ВКС, 1994, N 1; ВСНД, 1993, N 12. Ст. 445)

13. Постановление от 12 февраля 1993 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 1992 года "О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации" (N 3-П; ВКС, 1994, N 1; ВСНД, 1993, N 9. Ст. 344)

14. Постановление от 26 февраля 1993 года по делу о проверке конституционности правоприменительной практики досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации (N 4-П; ВКС, 1994, N 1; ВСНД, 1993, N 19. Ст. 702)

15. Постановление от 19 марта 1993 года по делу о проверке конституционности постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1992 года "О социальной защите населения и об упорядочении регулирования ценообразования на отдельные виды продукции", постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 3 февраля 1992 года "О Всероссийском агентстве по авторским правам", а также ряда распоряжений Председателя, первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Российской Федерации (N 5-П; ВКС, 1994, N 1; ВСНД, 1993, N 15. Ст. 536)

16. Заключение от 23 марта 1993 года о соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, связанных с его обращением к гражданам России 20 марта 1993 года (ВКС, 1994, N 1; ВСНД, 1993, N 13. Ст. 466)

17. Постановление от 2 апреля 1993 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 года "О дополнительных полномочиях органов управления г. Москвы на период проведения радикальной экономической реформы", совместного постановления Президента Российской Федерации и Председателя Верховного Совета Российской Федерации от 3 января 1992 года "Об административно-территориальном делении города Москвы", Указа Президента Российской Федерации от 12 января 1992 года "Об обеспечении ускоренной приватизации муниципальной собственности в г. Москве", статьи 10 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" (N 6-П; ВКС, 1994, N 2-3; ВСНД, 1993, N 17. Ст. 621)

18. Постановление от 16 апреля 1993 года по делу о проверке конституционности правоприменительной практики обжалования работниками прокуратуры увольнений и наложения на них дисциплинарных взысканий, сложившейся в результате применения статьи 218 Кодекса законов о труде Российской Федерации, статьи 40 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 23 Положения о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей органов прокуратуры СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1984 года (N 7-П; ВКС, 1994, N 2-3; ВСНД, 1993, N 29. Ст. 1141)

19. Постановление от 21 апреля 1993 года по делу о проверке конституционности части второй пункта 2 постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29 марта 1993 года "О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума" (N 8-П; ВКС, 1994, N 2-3; ВСНД, 1993, N 18. Ст. 653)

20. Постановление от 11 мая 1993 года по делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации" (N 9-П; ВКС, 1994, N 2-3; ВСНД, 1993, N 28. Ст. 1083)

21. Постановление от 19 мая 1993 года по делу о проверке конституционности постановления Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 года "О газете "Известия" и по индивидуальной жалобе членов журналистского коллектива редакции газеты "Известия" в связи с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 года "О газете "Известия" (N 10-П; ВКС, 1994, N 2-3; "Российская газета", 1993, N 98)

22. Постановление от 27 мая 1993 года по делу о проверке конституционности постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29 марта 1993 года "О мерах по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании и в службах информации" (N 11-П; ВКС, 1994, N 2-3; ВСНД, 1993, N 30. Ст. 1182)

23. Постановление от 31 мая 1993 года по делу о проверке конституционности Закона РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" и постановления Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 27 марта 1993 года "О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года "О защите сбережений граждан Российской Федерации"(N 12-П; ВКС, 1994, N 4-5; ВСНД, 1993, N 29. Ст. 1142)

24. Постановление от 3 июня 1993 года по делу о проверке конституционности Закона Мордовской ССР от 7 апреля 1993 года "Об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской СС Р и о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Мордовской ССР", постановления Верховного Совета Мордовской ССР от 7 апреля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Мордовской ССР "Об упразднении постов Президента и вице-президента Мордовской ССР и о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Мордовской ССР", Указа Президента Российской Федерации от 8 апреля 1993 года "Об обеспечении единства системы исполнительной власти Российской Федерации на территории Мордовской ССР" (N 13-П; ВКС, 1994, N 4-5; ВСНД, 1993, N 30. Ст. 1183)

25. Постановление от 7 июня 1993 года по делу о проверке конституционности постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 апреля 1993 года "О проекте постановления Верховного Совета Российской Федерации, представленном Президентом Российской Федерации, о решении Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1993 года "О решении малого Совета от 14 января 1993 года N 1 "О дне выборов главы областной администрации", постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 января 1993 года "О толковании пункта 2 постановления седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации "О главах администраций", постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 апреля 1993 года "О порядке применения Закона РСФСР "О некоторых вопросах правового регулирования деятельности краевых, областных Советов народных депутатов" и Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", решения Челябинского областного Совета народных депутатов от 21 января 1993 года "О решении малого Совета от 14 января 1993 года N 1 "О дне выборов главы областной администрации" (N 14-П; ВКС, 1994, N 4-5; ВСНД, 1993, N 27. Ст. 1044)

26. Постановление от 10 сентября 1993 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" (N 15-П; ВКС, 1994, N 4-5)*(140).

27. Постановление от 15 сентября 1993 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года "О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества" в части, касающейся несения военной службы казаками (N 16-П; ВКС, 1994, N 6)*(141).

28. Решение от 16 сентября 1993 года по ходатайству Президента Ингушской Республики Р.С. Аушева о проверке конституционности постановления ВЦИК от 20 июня 1933 года "О включении города Орджоникидзе, находящегося в непосредственном подчинении Северо-Кавказского крайисполкома, в состав автономной области Северной Осетии", Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области", Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 марта 1957 года "Об установлении границы между Северо-Осетинской АССР и Чечено-Ингушской АССР", Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 апреля 1957 года "О включении в состав Чечено-Ингушской АССР и Северо-Осетинской АССР территории, переданной из Грузинской ССР", статьи 72 Конституции (Основного Закона) Северо-Осетинской ССР в части, касающейся закрепления за СО ССР Пригородного района и определения статуса г.Орджоникидзе (ныне - Владикавказ) как города республиканского подчинения (ВКС, 1994, N 6)*(142).

29. Постановление от 17 сентября 1993 года по делу о проверке конституционности постановлений Верховного Совета СевероОсетинской ССР от 6 марта 1993 года "О Программе комплексного решения проблемы беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, покинувших территорию Северной Осетии" и от 26 марта 1993 года "О переговорах официальных делегаций Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики 18-20 марта 1993 года" (N 17-П; ВКС, 1994, N 6)*(143).

30. Заключение от 21 сентября 1993 года о соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года (ВКС, 1994, N 6; "Российская газета", 1993, N 184).

31. Постановление от 30 сентября 1993 года по делу о проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 1993 года "О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике" и постановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 1993 года "О порядке и сроках проведения выборов судей Кабардино-Балкарской Республики" (N 18-П; ВКС, 1994, N 6)*(144).

32. Решение от 1 октября 1993 года по индивидуальным жалобам граждан о проверке конституционности правоприменительной практики отказа в рассмотрении в судебном порядке трудовых споров об увольнении, разрешенных по действовавшему до 21 июня 1990 года законодательству о труде вышестоящими в порядке подчиненности органами (ВКС, 1994, N 6)*(145).

 

1995 год

33. Постановление от 23 марта 1995 года по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации (N 1-П; ВКС, 1995, N 2-3; СЗ РФ, 1995, N 13. Ст. 1207)

34. Постановление от 12 апреля 1995 года по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации (N 2-П; ВКС, 1995, N 2-3; СЗ РФ, 1995, N 16. Ст. 1451)

35. Постановление от 25 апреля 1995 года по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой (N 3-П; ВКС, 1995, N 2-3; СЗ РФ, 1995, N 18. Ст. 1708)

36. Постановление от 3 мая 1995 года по делу о проверке конституционности статей 2201 и 2202 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Аветяна (N 4-П; ВКС, 1995, N 2-3; СЗ РФ, 1995, N 19. Ст. 1764)

37. Постановление от 17 мая 1995 года по делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" (в редакции от 20 мая 1991 года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации (N 5-П; ВКС, 1995, N 2-3; СЗ РФ, 1995, N 21. Ст. 1976)

38. Постановление от 23 мая 1995 года по делу о проверке конституционности статей 21 и 16 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 3 сентября 1993 года) в связи с жалобой гражданки З.В. Алешниковой (N 6-П; ВКС, 1995, N 2-3; СЗ РФ, 1995, N 22. Ст. 2168)

39. Постановление от 6 июня 1995 года по делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции" в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова (N 7-П; ВКС, 1995, N 2-3; СЗ РФ, 1995, N 24. Ст. 2342)

40. Постановление от 23 июня 1995 года по делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Такновой, Е.А. Оглоблина, А.Н. Ващука (N 8-П; ВКС, 1995, N 2-3; СЗ РФ, 1995, N 27. Ст. 2622)

41. Постановление от 10 июля 1995 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" в редакции от 26 августа 1994 года (N 9-П; ВКС, 1995, N 4; СЗ РФ, 1995, N 29. Ст. 2860)

42. Постановление от 31 июля 1995 года по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта", постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации" (N 10-П; ВКС, 1995, N 5; СЗ РФ, 1995, N 33. Ст. 3424)

43. Постановление от 16 октября 1995 года по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки (N 11-П; ВКС, 1995, N 6; СЗ РФ, 1995, N 43. Ст. 4110)

44. Постановление от 31 октября 1995 года по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации (N 12-П; ВКС, 1995, N 6; СЗ РФ, 1995, N 45. Ст. 4408)

45. Постановление от 13 ноября 1995 года по делу о проверке конституционности части пятой статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Р.Н. Самигуллиной и А.А. Апанасенко (N 13-П; ВКС, 1995, N 6; СЗ РФ, 1995, N 47. Ст. 4551)

46. Постановление от 24 ноября 1995 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года "О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания (N 14-П; ВКС, 1995, N 6; СЗ РФ, 1995, N 48. Ст. 4692)

47. Постановление от 28 ноября 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации (N 15-П; ВКС, 1995, N 6; СЗ РФ, 1995, N 49. Ст. 4868)

48. Постановление от 30 ноября 1995 года по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года (N 16-П; ВКС, 1995, N 6; СЗ РФ, 1995, N 50. Ст. 4969)

49. Постановление от 20 декабря 1995 года по делу о проверке конституционности ряда положений пункта "а" статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова (N 17-П; ВКС, 1995, N 6; СЗ РФ, 1996, N 1. Ст. 54)

 

1996 год

50. Постановление от 16 января 1996 года по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 560 Гражданского кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А.Б. Наумова (N 1-П; ВКС, 1996, N 1; СЗ РФ, 1996, N 4. Ст. 408)

51. Постановление от 18 января 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края (N 2-П; ВКС, 1996, N 1; СЗ РФ, 1996, N 4. Ст. 409)

52. Постановление от 1 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области (N 3-П; ВКС, 1996, N 1; СЗ РФ, 1996, N 7. Ст. 700)

53. Постановление от 2 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и Н.П. Серебренникова (N 4-П; ВКС, 1996, N 2; СЗ РФ, 1996, N 7. Ст. 701)

54. Постановление от 20 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности положений части первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (N 5-П; ВКС, 1996, N 2; СЗ РФ, 1996, N 9. Ст. 828)

55. Постановление от 7 марта 1996 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша (N 6-П; ВКС, 1996, N 2; СЗ РФ, 1996, N 14. Ст. 1549)

56. Постановление от 11 марта 1996 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в связи с жалобой гражданина В.С. Корнилова (N 7-П; ВКС, 1996, N 2; СЗ РФ, 1996, N 14. Ст. 1550)

57. Постановление от 27 марта 1996 года по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина (N 8-П; ВКС, 1996, N 2; СЗ РФ, 1996, N 15. Ст. 1768)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.065 с.)