Состязательности и равноправия сторон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состязательности и равноправия сторон.



1. В соответствии с ст.123 Конституции РФ судопроизводство производится на основе состязательности и равноправия сторон. В процессе всегда присутствуют две стороны. Гражданское дело - истец и ответчик. Истец доказывает законность и обоснованность своих исков, требований. Ответчик доказывает не обоснованность исковых требований. Уголовное дело - обвинитель и подсудимый. Сторона обвиняющего: прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец. Сторона защиты: подсудимый, его представитель, ответчик, общественный защитник. 2. Стороны при рассмотрении дела равноправны, и у всех сторон права равны. Ст.30 и 34 ГПК. Суд по очереди выслушивает стороны. 3. Функция правосудия отделена от функций выполняемых сторонами. В процессе суд функцию арбитра. 4. Решение всех возникающих вопросов в суде, принадлежит только суду, который не связан доводами сторон.

 

 

26) Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
Институт АЗ введен ФЗ от 11 апреля 2004г. АЗ- это гражданин РФ, привлекаемый к отправлению правосудия на ограниченное время, участвующий в рассмотрении арб. дел в арб. судах субъектов РФ. Причем они участвуют в разрешении споров, вытекающих исключительно из гражданских правоотношений. АЗ в отличие от ПЗ участвуют в процессе наравне с профессиональным судьей. Требования к АЗ: • гражданство РФ • от 25 лет • наличие высшего проф. Образования • стаж от 5 лет в сфере предпринимательства, финансов, управления или юриспруденции • безупречная репутация. Кандидатов в АЗ выдвигают торгово-промышленные палаты, ассоциации и общественные объединения предпринимателей, профсоюзы. Список АЗ утверждается пленумом ВАС. АЗ участвуют в делах по ходатайству сторон. Список АЗ утверждается сроком на 2 года, но они обладают равным правами с председательствующим. АЗ получают вознаграждение в размере ¼ оклада судьи АС субъекта РФ.

 

 

27) Язык судопроизводства в РФ.
Обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия является одним из принципов осуществления правосудия. Язык, на котором ведется судопроизводство, регулируется законодательством о судопроизводстве и судоустройстве (ст. 10 закона «О судебной системе» и др.). Поскольку между законом о судебной системе и процессуальным законодательством существуют некоторые расхождения, необходимо отметить, что предпочтение должно быть отдано ФКЗ «О судебной системе». Такой вывод необходимо сделать с учетом предмета регулирования, юридической силы этого закона, его высокого места в иерархии НА.В Конституции РФ особо установлено, что ФЗ не могут противоречить ФКЗ (ч. 3 ст. 76).
Согласно Закону о судебной системе (ч. 1 ст. 10) судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 2 ст. 10). Необходимо при этом иметь в виду, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать показания, выступать на суде, заявлять ходатайства на родном или другом избранном лицом языке. Указанные положения действуют с учетом ч.2 ст. 26 Конституции РФ, которая закрепила право каждого на пользование родным языком и свободный выбор языка общения. Следственные и судебные документы вручаются обвиняемому (подсудимому) в переводе на родной язык или на другой язык, которым он владеет. Правовому положению переводчика посвящена в УПК РФ специальная статья. Его участие в ходе уголовного судопроизводства и при осуществлении правосудия по уголовным делам определено уголовно-процессуальным законом. Если процесс ведется на языке, непонятном населению, нарушается и затрудняется связь суда с населением, а также ослабляется или вообще не достигается воспитательное назначение судебного разбирательства; участвующие в процессе лица не могут реализовать предоставленные им законом процессуальные права, активно способствовать осуществлению правосудия.
О том, насколько важно знание языка судопроизводства, показывает новое установленное в ходе судебной реформы правило, согласно которому обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве на стороне лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, допускается с момента объявления подозреваемому протокола задержания или постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения.

 

 

28) Презумпция невиновности.
Принцип презумпции невиновности является одним из принципов правосудия.
Принцип презумпции невиновности достаточно четко и полно представлен в ч.1 ст.49 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законодательством порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».Положения, вытекающие из презумпции невиновности, нашли воплощение во многих статьях действующего УПК: «никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» (ст. 8 УПК РФ). С презумпцией невиновности связаны и многие другие положения и требования закона, в том числе: а) запрещение суду, прокурору, следователю, лицу, производящему дознание, перелагать обязанность доказывания на обвиняемого; б) возложение на государственные органы, ведущие производство по делу, обязанности проводить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела, выявляя при этом обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого; в) обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту; г) установление правила, согласно которому признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу; д) констатация в законе требования о недопустимости вынесения судом обвинительного приговора на основе предположений и возможности его постановления лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления доказана. Принцип презумпции невиновности может стать реальным фактором правосудия, если уголовно-процессуальный закон предусматривает необходимые предпосылки действия принципа обеспечения обвиняемому (подозреваемому) права на защиту, а также соблюдения требований закона о полноте, объективности и всесторонности исследования доказательств на предварительном следствии (дознании) и в суде. Даже факт предъявления следователем лицу обвинения и утверждения прокурором обвинительного заключения не означает признания обвиняемого преступником, хотя надо допустить, что следователь и прокурор, подписывая указанные документы, убеждены в виновности лица. В противном случае они нарушают требования закона. Но субъективное убеждение следователя и прокурора не порождает и не может порождать тех негативных для обвиняемого последствий, которые влечет признание подсудимого виновным от имени государства приговором суда, с вступлением его в законную силу, обретающим общеобязательную силу закона. Лишь один орган в государстве наделен правом признать лицо виновным – суд, являющийся по Конституции РФ носителем судебной власти. Это происходит и потому, что среди органов уголовной юстиции суд имеет лучшие предпосылки к исследованию обстоятельств дела в условиях гласности, устности, непосредственности и состязательности. Презумпция невиновности опровержима: предположение о невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных и объективных доказательств в предусмотренном законом порядке не будет установлена приговором суда виновность лица в совершении преступления. Конституция РФ предусматривает два положения, вытекающих из презумпции невиновности: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49 Конституции); б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49 Конституции). Оба положения распространяются на предварительное расследование (следствие, дознание), на прокурора, суд первой и вышестоящих инстанций.

 

 

29) Обеспечение обвиняемому, подозреваемому и подсудимому права на защиту.
Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту является одним из принципов правосудия.
Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. При этом необходимо заметить, что действующая Конституция России, в отличие от ее предшественников, не ограничивается декларированием этого принципа, не довольствуется общим указанием на право каждого защищать законными средствами свои права и свободы (ст. 45). Часть 1 ст. 48 Конституции гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту складывается из процессуальных средств, которые реально предоставлены в ходе производства по делу указанным субъектам уголовного процесса для защиты своих интересов от подозрения или обвинения. Право обвиняемого (подсудимого) на защиту представляет собой совокупность субъективных процессуальных средств, используя которые он может противостоять выдвинутому против него обвинению: знать, в чем он обвиняется; оспаривать участие в совершении преступления; опровергать обвинительные доказательства; настаивать на изменении обвинения; представлять доказательства смягчения его ответственности; защищать другие законные интересы. Среди субъективных прав подозреваемого прежде всего названо право знать, в чем он подозревается. Важность такого решения трудно переоценить: не зная этого, лицо не может защищаться от подозрения (как и обвиняемый – от обвинения). Для обеспечения реального осуществления защиты предусмотрено, что подозреваемый вправе: давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора и др.
Действующий уголовно-процессуальный закон обязывает лиц, ответственных за ведение дела, не только разъяснить процессуальные права участникам процесса, но и обеспечить возможность их осуществления.
Появление защитника на стороне подозреваемого означает не просто усиление средств защиты последнего. Оно также означает появление в ходе уголовного судопроизводства нового субъекта – защитника подозреваемого в совершении преступления.

 

30) Гласность судебного процесса: содержание и исключения из принципа гласности судебного разбирательства.
Принцип гласности разбирательства дела в суде является одним из принципов правосудия.
Конституцией РФ установлено: «разбирательство дела во всех судах открытое. Слушанье дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Аналогичное положение содержит ст.9 закона «О судебной системе РФ». Во-первых, принцип гласности устанавливается для всех судов, причем при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Во-вторых, Конституция рассматривает принцип гласности в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство – как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных ФЗ. Разбирательство дел в арбитражном суде открытое. Слушание же дела в закрытом заседании предусмотрено: а) в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне; б) при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны; в) в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Оговорив общее правило об открытом разбирательстве дел, законодатель жестко отметил, что данное правило действует за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны. Наряду со столь категорическим ограничением, законодатель допустил также возможность слушания дела в закрытом судебном разбирательстве по мотивированному определению суда или постановлению судьи: а) по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста; б) по делам о половых преступлениях; в) по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Гласность судебного разбирательства – один из показателей демократизма судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распространять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти. При рассмотрении уголовных дел в силу принципа гласности все процессуальные действия совершаются при «открытых дверях», за исключением совещания судей при постановлении приговора или вынесении некоторых определений. В судебном заседании присутствовать все желающие, кроме лиц в возрасте до 16 лет, не являющихся участниками процесса – обвиняемыми (подсудимыми), потерпевшими, свидетелями. Принцип гласности тесно связан с другими принципами правосудия и судопроизводства. С одной стороны, гласность является важнейшим средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность и равноправие сторон, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне действия таких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.

 

 

Мировые судьи в РФ.

-гражданин РФ -25 лет -высшее юридическое образование -стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. -квалификационный экзамен -безупречная репутация -рекомендация квалификационной коллегии судей

МС рассматривает в первой инстанции: -Уголовные дела о преступления, за совершения которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3х лет лишения свободы -дела о выдаче судебного приказа -дела о расторжении брака, при отсутствии спора о детях -дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества -дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства, установлении отцовства, лишения род прав,об усыновлении -дела по имущественным спорам при цене иска не превышающей 500 мин размеров оплаты труда -дела об определении порядка пользования имуществом -дела об административных правонарушениях Решение МС могут быть обжалованы в соответствующий районный суд.

 

 

Районные суды РФ

Состав: Председатель, его заместитель, помощники, секретари судебных заседаний, работники канцелярии и др.

Компетенция: 1) Разрешают все уголовные дела возникшие на его территории, кроме относящихся к ведомству МС, вышестоящим судам и военным судам. 2) Гражданские дела отнесенные к его подсудности, превышающие подсудность МС 3) Об административных отнесенных к его компетенции. 4) Дела особого производства об установлении юридических фактов (отцовство, признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным.) 5) Разрешение вопросов связанных с исполнением приговоров (Условное, условно-досрочное освобождение, замена не отбытой части наказания более мягким) РС действует как суд 1 инстанции и как апелляционная инстанция для мировых судей. Судья: 25 лет Стаж работы по юр специальности не менее 5 лет Квалификационный экзамен Рекомендация квалификационной коллегии судей Не совершавший порочащих поступков.

 

 

Областные суды

Является судом первой инстанции,2 а, к, н. Компетенция: 1) Рассмотрение в пределах своих полномочий дел в качестве суда 1 инст, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. 2) Осуществление надзора за суд деятельностью РС, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики 3) Реализация других полномочий, предоставленных законодательством Как 1 инст: 4) Уголовные дела о преступлении отнесенные к его компетенции, представляющих повышенную общественную опасность,(т.е. дела об особо тяжких и иных преступлениях) 5) Гражданские дела связанные с государственной тайной, дела об оспаривании затрагивающих права, свободы, и законные интересы граждан и организации актов органов государственной власти субъектов РФ и др. Как 2 инст. Рассматривает дела по кассационным и частным жалобам и представлениями на не вступившими в законную силу приговоры, решения, определения и постановлении РС по уголовным и гражданским делам. В порядке судебного надзора ОС рассматривает вступившие в законную силу приговоры или постановления МС, приговоры, определения и постановления РС, кассационные определения коллегий ОС. Структура: Президиум Судебная коллегия по гражданским делам Судебная коллегия по уголовным делам Коллегии действуют как суды 1 инст. Вынесенные ими акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в верховный суд. УСК и ГСК действуют как суды 2 кассационной инстанции в отношении МС и РС, их решения обжалуются в порядке надзора в президиум и в дальнейшем в верховный суд Президиум ОС это надзорная инстанция которая пересматривает судебные акты вынесенные МС и РС и вступившими в законную силу По 1 инст рассматривает уголовные дела о тяжких и наиболее тяжких преступлениях. Гражданские дела связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов, организации гос власти субъектов РФ и др. Судья(председатель,заместитель председателя) Гражданин РФ Возраст 30 лет Стаж работы 7 лет Предельный возраст 65 лет

 

 

Военные суды

Судья: Гражданин РФ 25 лет Стаж 5 лет Юридическое образование Система: ВКВС ВСОФ ВСГ.

Общая подсудность: 1) Гражданские и административные дела о защите нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих вооруженных сил РФ, других войск. 2) Гражданские дела о нарушении законных интересов служащих и лиц проходящих военные сборы 3) Любые У и Г дела если в месте дислокации нет других судов 4) Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы. Первое звено- гарнизонные военные суды

Состав: Председатель, его заместитель, судьи и аппарат суда. Компетенция: Рассматриваю только по 1 инст. Гражданские административные и уголовные дела, не отнесенные законом к подсудности Военной коллегии Верховного суда или окружного флотского суда. Второе звено- военные суды военных округов, флотов.

Состав: Председатель, его заместитель, судьи и аппарат суда. Компетенция: 1 инст гражданские дела, связанные с гос тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Обжалование приговоров в Военную коллегию Верховного суда Третье звено- Военная коллегия. 1 инст дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых фед законом предусмотрена военная служба. Кассационная инст Рассматривает дела по кассационным жалобам сторон и кассационным представлениям военных прокуроров на решения, приговоры, определения и постановления окружных военных судов, принятые им в первой инстанции и не вступившие в законную силу. В порядке надзора Разрешает дела по надзорным жалобам и надзорным представлениям на решения, приговоры, определения и постановления нижестоящих военных судов, вступившие в законную силу. Обжалуется в Президиум Верховного суда

 

 

Верховный суд РФ

Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции Судья: Гражданин РФ 35 лет Стаж 10 лет Состав: Председатель и несколько заместителей, назначаются на 6 лет. Судьи, помощники, консультанты Структура: Пленум, Президиум, Касс. Коллегии, УСК, ГСК, ВК, КПЮ. Судебные коллегии ВС действуют по 1, 2 к, н. инст. УСК рассматривает по 1 инст дела о преступлениях совершенных членами совета федерального департамента гос думы и федеральными судьями при наличии ходатайств о рассмотрении дела ВС, ГСК разрешает дела об оспаривании нормативных и не нормативных актов федеральных органах госвласти в которых затрагиваются права и законные интересы граждан.

Дела об оспаривании решений квалификационной коллегии судей о приостановлении и прекращения полномочий судей. Дела о приостановлении деятельности политических партий и общественных объединений. Дела об уклонении от принятых решений или об оспаривании решений центральных избирательных коллегий. Судебные коллегии как суды 2 инст разрешают кассационные и надзорные жалобы на судебные акты принятые ОС Военными судами 2 звена не вступившими в законную силу К.К. рассматривают судебные акты принятые Военными судами 1 инст Президиум ВС является высшей надзорной судебной инстанцией России Осуществляет надзор за судебной деятельностью прежде всего судебных коллегий, а через них за правосудием во всех судах страны Пленум ВС это общее собрание всех судей ВС

 

36) арбитражные суды:

1. Защита охраняемых законом прав и интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности. 2. Единообразное и правильное применение законодательства. 3. Предупреждение правонарушений в экономической сфере. 4. Укрепление законности в экономических отношениях.

Система звеньев: Высшее звено - ВАСРФ (1). Среднее - Федеральные арбитражные суды округов (10). Основное - Арбитражные суды субъектов РФ, краевые, областные, городские, автономных областей и округов, республик. (82). Арбитражные суды и суды общей юрисдикции, общее: * Занимаются отправлением правосудия, * Оба суда при своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством субъектов федерации и международными договорами. Отличие: * По характеру спора. Суды общей юрисдикции рассматривают споры, вытекающие из гражданских, семейных, жилищных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают экономические споры (преддоговорные, о изменении, расторжении договора и т.д.). * Подведомственность по субъекту, в отношении которого рассматривается дело. Суды общей юрисдикции рассматривают споры, возникающие из правоотношений, где хотя бы одной из сторон является граждане. Арбитражные суды рассматривают дела по спорам между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя. * Арбитражные суды рассматривают дела в апелляционной инстанции, в судах общей юрисдикции не существует такой инстанции. * Решения ВАСРФ вступают в законную силу немедленно и не могут быть пересмотрены в кассационном порядке. * По организационному строению. В основе создания судов общей юрисдикции лежит административно-территориальное деление, а арбитражные суда не учитывают это деление.

 

 

37) КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ КАК ОРГАН КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ, ЕГО ФУНКЦИИ

Конституционный Суд РФ (КС РФ) является судебным органом власти, осуществляющим конституционный контроль самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. КС РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ. КС РФ как орган конституционного контроля осуществляет свою правоохранительную деятельность в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивая при этом верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории РФ. КС РФ, реализуя функции конституционного контроля, осуществляет следующие полномочия: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ; 2) разрешает споры о компетенции; а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка — выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Он может пользоваться правами в соответствии с Конституцией РФ правовой оценки договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.024 с.)