СФОРМУЛИРУЙТЕ ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ К ПОВТОРНЫМ БРАКАМ; РАЗВОДАМ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СФОРМУЛИРУЙТЕ ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ К ПОВТОРНЫМ БРАКАМ; РАЗВОДАМ



Непрерывная каноническая и литургическая традиция Церкви утверждает: второй брак совершенно непозволителен для христианина; он только терпим по снисходительности к человеческой слабости(1Кор 7 ,9). Мужчина или женщина имеют, в виде исключения, возможность вступить во второй брак во Христе. Святой Василий Великий в своем четвертом правиле говорит, что вступающие во второй брак после смерти жены или развода должны понести епитимию - т.е. быть отлученными от причастия - на срок от одного до двух лет. Третий брак влечет за собой епитимию на три, четыре и даже пять лет. "Такой брак мы не рассматриваем в качестве брака, но многоженства или, скорее, блуда, который требует наложения епитимий". Во времена Василия Великого, христианский брак, совершавшийся через Евхаристию, не мог быть так заключен в случае отлучения от причастия, и потому вторые и третии браки были лишь гражданскими соглашениями. Нормы, составленные святым Василием, проводились в жизнь по крайней мере до 9 века, о чем свидетельствует Федор Студит и святой Никифор Константинопольский. Только после отделения брачного обряда от Литургии Церковь стала проявлять большую снисходительность ко вторым и третьим бракам, оставив в силе правило относительно причастия. Установление возможности трех браков для христианина не могло иметь какого-либо богословского обоснования. Это установление носит чисто дисциплинарный характер и определяется "икономией", которая вовсе не является дверью к бесчисленным компромиссам. Земные нужды "ветхого человека" могут быть рассмотрены и даже приняты во внимание, и - как меньшее из зол - удовлетворены. Понятно, что во втором браке не могло быть Церковной полноты. Этот брак рассматривался как грех, уступка плоти. Церковь никогда не рассматривала его как полноценный брак, равный с первым, единственным браком который должен быть. Еще более строго Церковь относится к третьему браку, но четвертый брак запрещается категорически, он считается несовместимым с пребыванием в Церкви.

В Евангельском тексте утверждается абсолютная моногамия брака ("что Бог сочетал, человек да не разлучает"), невозможность развода и Церковь с древности всегда стояла на той точке зрения, что брак должен быть единственным. И второбрачие всегда понималось как нарушение данного Богом закона об абсолютной верности мужу или жене. И поэтому Таинство Брака понималось как соединение вечное. В православном понимании и смерть не может разрушить этот союз, это Таинство продолжается и в Царствии Божием. Церковь понимает, что в реальной жизни идеал не всегда достижим. И апостол Павел повелевает вдовам выходить замуж, потому что иначе происходят гораздо худшие нарушения. Пусть лучше они снова выходят замуж, рожают и воспитывают детей.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ

Официальным условием церковного брака является союз веры - т.е. принадлежность супругов к Православной Церкви. Определения Ладиокийского, Карфагенского, Четвертого и Шестого Вселенских Соборов запрещают браки между православными и неправославными и предписывают расторгать такие браки, если они зарегистрированы гражданскими властями.

Это не формальный вопрос. Общность веры делает брак истинно христианским. Можно ли стать "единым телом" во Христе без совместного причащения Его евхаристического Тела и Крови? Может ли брачная пара войти в Таинство брака - таинство, относящееся "ко Христу и Церкви",- не участвуя вместе в таинстве Божественной Литургии?

Слова апостола Павла о том, что "неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим"(1Кор. 7, 14) вероятнее всего относятся к браку, в результате которого один из участников обращается к правой вере, а не к тому, в котором член Церкви сочетается с человеком, Церкви не признающим.

Смешанный брак рассматривается как измена таинственной благодати, которая получена от Церкви в крещении, а это фактически не совместимо с принадлежностью к Церкви.[2,35-37] Если православный супруг хочет вернуться к евхаристической жизни, то должен расторгнуть сам свой брак. Выход замуж вообще за нехристианина считаются предательством Церкви, предательством Христа, и в древности влек за собой пожизненное отлучение от Церкви. И сейчас можно совершенно точно утверждать, что брак с нехристианами совершенно недопустим. Это измена Церкви и выход из нее.Сейчас смешанным браком называется брак между православным и католиком и православным и протестантом.В России такие браки допускались Священным Синодом. Было специальное постановление Синода допускающее такие браки, если православная сторона получит согласие неправославной воспитывать своих детей в Православии[1, 42].

1. Протоиерей Владимир Воробьев "Введение в литургическое предание Православной Церкви, лекции 1993-1994 гг.

2. Протоиерей Иоанн Мейендорф "Брак в Православии"

 


О Елеоосвещении

Смысл и значение Таинства Елеоосвещения.

Елеоосвещением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит Благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи.

Таинство Елеоосвещения предлагается членам Христовой Церкви не как последнее напутствие умирающим, а как Таинство исцеления, возможность приостановить процесс духовного и физического умирания и ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царства Божия. Причиной этого отделения являются грехи людей, особенно неосознанно совершенные. Они же – и виновники физического нездоровья человека.

Через Таинство Елеоосвещения болящий, как одичавшая ветвь, прививается к Благодатной Лозе – Госп. И.Х., чтобы живительные соки Ее вновь потекли в сердце и соделали его жить по заповедям Божиим. Священники получили от Господа власть обновлять приток целительных сил евангельской благодатной жизни в человечские души для воздействия соборной молитвой на греховные преграды, не доступные обычному покаянию христиан.

Подлинное исцеление человека, по взгляду Церкви, состоит не только в восстановлении его физического здоровья, но и в изменении его восприятия болезни, страданий и смерти. Если мученики радостно принимали пытки и мучения, видя в них участие в страданиях Христовых, то таким же мученичеством, свидетельством могут и должны стать для христианина его болезни и страдания. Об этом молится Церковь: да обратится отчаяние страдающего к свету и да узрит он победу света в себе. Известно, что во Христе страдания не устраняются, а преображаются в победу, и в этой победе – единственное исцеление. Страдание стало подвигом, преображением. Оно стало знаком той победы, в которой даже видимое поражение человека, умирание его становится путем к Вечной Жизини.

Человек, испытавший целительную силу Таинства Елеосвящения, утверждает себя в любви и доверии к Господу.

“Живем ли или умираем, - всегда Господни” (Рим. 14:7-8).

Наконец, Таинство Елеосвящения выявляет волю Божию о болящем. Человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже не нужное для земной Церкви и сокровенных путей Божиих.

 

Отличие Православного учения о Т.Е. от Католического и Протестантского.

 

Католики.

Воззрение на Соборование или Елеосвящение у католиков сейчас фактически не отличается от православного.

Воззрение на соборование – как на последнее помазание, которое преподается только умирающим отринуто. Сейчас они вернулись к изначальному церковному новозаветному взгляду на Соборование, как на Таинство, которое преподается болящим, не умирающим.

Под очевидным влиянием католичества в ХУ111-Х1Х в.в. у нас тоже Соборование употреблялось преимущественно для людей, находящихся у порога земной жизни.

 

Лютеране

Определяют Таинства как “необходимые для христиан источники Благодати”, хотя почему они необходимы спасающимся “одной верой”, и какой вообще смысл должны иметь эти видимые священнодейства при отсутствии видимой Церкви? Протестантам ответить трудно. Они называют Таинства “печатями” и “знаками” обетований Божиих, необходимыми для усиления веры. Хотя вера возбуждается Словом и без них.

В “Апологии Аугсбургского исповедания” (1530) Миропомазание, Брак, Священство, Елеосвящение “не установлены Богом и не могут называться Таинствами, хотя и могут быть употребляемы для напоминания о Боге перед простецами”. Истинных Таинств три : Крещение, Причащение, Разрешение от грехов (последнее без видимого знака).

 

Кальвинизм

Два таинства – Крещение и Причащение.

 

Установление Таинства Елеосвящения.

 

По свидетельству Св.Писания, Т.Е. имеет Богоучрежденный характер. Ев.Мк повествует, что апостолы, посланные Спасителем мира, “проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк 6:12-13).

В посл. ап. Иакова указывается прядок совершения этого Таинства и условия участия в нем. “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь, и если он сделал грехи, простятся ему” (Иак.5:14-15).

Апостол говорит здесь о принятом Церковью и хорошо известном христианам священнодействии, ибо еще Христом была дана им заповедь: “больных исцеляйте, прокаженных очищайте” (Мф 10,8). По этой заповеди действием Д.Св. апостолы совершали Таинство Елеосвящения.

Молитва веры и помазание елеем во имя Господа составили основу чинопоследования Елеосвящения. Благодатными свойствами его были прощение грехов, физическое выздоровление и укрепление духа болящего человека.

До VI в. больные призывали клириков домой. С VI в. предпочтение отдается храмам, т.к. тесно связано с Литургией и больницы строили при храмах. С ХIII в. больницы при храмах не строят, Елеосвящение освобождается от связи со службами суточного круга: вечерни, утрени и Литургии. С ХIV в. – обособление частей последования Елеосвящения от храмового богослужения. Вечерня опускается, песнопения и молитвословия утрени сливаются с чином Елеосвящения. Вновь возникает обычай совершать Таинство Елеосвящения в частных домах.

 

 

Условия совершения Т.Е. Как и над кем оно м.б. совершено?

 

Апостол Иаков, заповедуя болящему призывать пресвитеров для совершения Таинства, не указывает их числа. В Древней Церкви многие (много) пресвитеры совершали Таинство, но по необходимости совершал и один пресвитер. Особенно во времена гонений. В 1У-У1 в.в. Таинство совершает один пресвитер, но была и практика совершения тремя пресвитерами.

В VII-VIII в.в. входит обычай совершать Таинство семью пресвитерами (Св. Симеон еп. Фессалоникийский считает, что это символизирует 7 Даров Духа, исчисляемых у пророка Исаии (11,2) и семикратное обхождение Иерихона семью священниками В.З.), и после этого устанавливается следующее правило: общепринятое число совершения Т.Е. – семь пресвитеров. Допускается увеличение и уменьшение этого числа.

Наряду с пресвитерами с древнейших времен совершителями этого Таинства были и епископы.

 

Лампада для елея.

В современном чине Е. eсть указание, что елей для освящения вливается в кадило молитвомаслия. Кадило молитвомаслия получило свое название из обычая брать елей для Таинства из церковных лампад, горевших перед иконами Спасителя, Богоматери, Креста Господня и из светильника святого алтаря.

 

Возжение светильника.

Начиная с IХ-Х в.в. в чине Елеосвящения употребляются возженные светильники.

В славянских рукописных Требниках наряду с возжением светильников говорится о возжении свечей перед совершением Т.Е. Светильники возжигались во время чтения Апостола и Евангелия, а свечи – в начале чина. Требники, изданные при патриатхе Никоне, сохранили только практику возжения свечей.

 

Употребление вина и воды.

В чине Елеосвящения есть указание об употреблении вместе с елеем при помазании воды и вина. Впервые об этом говорят рукописи ХII в.

В древнехристианской церкви для освящения елея и воды служили одни и те же молитвы. В этих молитвах вода утверждалась целительным веществом, как и елей, удаляющим всякую болезнь. В силу таких свойств освященная вода получила широкое распространение, почему и вошла в чин Елеосвящения.

 

Седмиричное число помазаний Св. елеем болящих восходит к обычаю древних христиан, пресвитеров посещать больных для молитвы о них в продолжени семи дней подряд. Это число и составило полный круг благодатного врачевания болящих.

Таинство Е. М.б. совершено во всякое время церковного года и во всякое время дня и ночи, если этого требует состояние больного.

 

Лица, воспринимающие силу Таинства Св. елея:

1. Болящие – ради врачевания их болезней и отпущения их грехов.

2. Кающиеся – для отпущения грехов.

3. Здоровые – к уврачеванию духовных недугов – грехов.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.015 с.)