Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С курсом анестезиологии и реаниматологии

Поиск

 

 

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №__от «___»_____2012

Заведующая кафедрой д.м.н. Михайлова Е.И.

 

 

Тема: «Реанимация и интенсивная терапия раннего послеоперационного периода»

 

Учебно-методическая разработка

для студентов 4 курса лечебного факультета

 

 

Автор: к.м.н., доцент Лызикова Т.В.

 

 

Гомель, 2012


Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены:

I. Актуальность темы

II. Цель занятия

III. Задачи

IV. Базисные разделы

V. Рекомендуемая литература

VI. Вопросы для самоподготовки

VII. Учебный материал

VIII. Самостоятельная работа студентов

IX. Клинические задачи и тестовый контроль

I. Актуальность темы

Неотъемлемой частью работы врача анестезиолога-реаниматолога является правильное ведение пациента в послеоперационном периоде. Необходимы знания физиологии и понимание механизмов, протекающих в организме в ответ на операционный стресс и анестезиологическое пособие. Острые нарушения гомеостаза являются скорее правилом, чем исключением. Знание основ водно-электролитного, кислотно-основного обмена и способов нутритивной поддержки позволит врачу оказать эффективную помощь пациенту, находящемуся в критическом состоянии.

II. Цель занятия

Освоение принципов диагностики и интенсивной терапии нарушений вводно-электролитного баланса (ВЭБ), нарушений кислотно-основного состояния (КОС), нутритивной поддержки у критических больных в послеоперационном периоде.

III. Задачи

Студент должен знать:

· определение понятия «послеоперационный период», характеристику его фаз;

· основные направления послеоперационной интенсивной терапии;

· нормальные показатели КОС; виды буферных систем организма, механизмы компенсации КОС при его нарушениях;

· причины развития нарушений КОС, их клинику, диагностику и коррекцию;

· определение понятия «ВЭБ», причины и клинику основных видов нарушений ВЭБ;

· алгоритм лабораторной диагностики, принципы лечения основных видов нарушений ВЭБ;

· определение понятия «нутритивная поддержка», виды нутритивной поддержки;

· показания и противопоказания к энтеральному питанию;

· показания и противопоказания к парентеральному питанию, основные препараты для парентерального питания, осложнения парентерального питания и их лечение.

Студент должен уметь:

· ориентироваться в вопросах физиологии послеоперационного периода;

· собирать анамнез и проводить обследование больных с хирургической патологией;

· диагностировать различные виды нарушений КОС по клиническим и лабораторным данным;

· проводить дифференциальную диагностику различных видов нарушений ВЭБ;

· оценивать нутритивный (питательный) статус и проводить расчет энергетических потребностей пациента;

· определять показания и противопоказания к нутритивной поддержке пациента.

IV. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия

Нормальная и патологическая физиология, фармакология, хирургия, внутренние болезни, эндокринология.

V. Рекомендуемая литература

Учебники по нормальной и патологической физиологии человека, фармакологии, хирургии, внутренним болезням и эндокринологии для студентов медицинских ВУЗов.

Рекомендуемая литература по теме занятия

Основная литература

1. Долина, О.А. Анестезиология и реаниматология/ О.А. Долина [и др ] Под общ. ред. О. А. Долиной – М., Медицина – 2008. – 574 с.

2. Лекционный материал.

Дополнительная литература

1. Бахман, А.Л. Искусственное питание. / А.Л. Бахман. Пер. с английского. – М. – Спб: «Бином» –«Невский диалект», 2001. – 192 с;

2. Усенко, Л.В. Теоретические предпосылки и практические основы нутриционной поддержки в клинике критических состояний. / Под общей редакцией проф. Л.В.Усенко и проф. Л.А. Мальцевой. – Днепропетровск, АРТ-ПРЕСС, 2008. – 352с.

3. Марини, Джон Дж. Медицина критических состояний / Джон Дж. Марини, Уиллер Артур П.. — М., 2002. — 992 с.

4. Сумин, С.А. Неотложные состояния. / С.А. Сумин. — М., 2006. — 799с.

VI. Вопросы для самоподготовки

Вопросы по базисным знаниям

1. Методы мониторинга послеоперационных больных;

2. Клиническая фармакология анальгетиков, лечение боли;

3. Острые нарушения кровообращения, средства для инфузионной терапии, препараты крови;

4. Общее содержание воды в организме, водные разделы организма, регуляция вводно-электролитного равновесия;

5. Потребность в питательных веществах и энергии у здорового человека и изменение обмена веществ при критических состояниях.

Вопросы по данной теме:

1. Фазы послеоперационного периода. Значение болевого синдрома в механизме развития функциональных расстройств в послеоперационном периоде;

2. Основные направления послеоперационной интенсивной терапии;

3. Основные формы нарушения КОС и их клинические проявления;

4. Принципы коррекции нарушений КОС;

5. Нарушения ВЭБ. Клинические признаки, диагностика, лечение;

6. Нутритивная поддержка: методы, показания, противопоказания;

7. Определение метаболических потребностей. Мониторинг при проведении нутритивной поддержки;

8. Варианты энтерального питания, типы энтеральных смесей. Осложнения энтерального питания и их профилактика;

9. Парентеральное питание (ПП): показания, задачи (обеспечение энергетического обмена, пластических функций). Виды ПП (полное, частичное). Состав, контроль ПП.

Темы УИРС

1. Энтеральное питание при ожогах;

2. Парентеральное питание при почечной недостаточности;

3. Парентеральное питание при печеночной недостаточности;

4. Современные методы обезболивания в послеоперационном периоде.

Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов

1. Компьютерная база данных;

2. Задачи, тестовый контроль;

3. Тематические пациенты;

4. Истории болезни пациентов и другая документация;

5. Инструкции по технике безопасности, асептике и антисептике;

6. Банк заданий для самостоятельной работы студентов.

VII. Учебный материал

Послеоперационный период - это период после операции до момента восстановления больного. Различают ранний и отдаленный послеоперационный период. Ранний начинается с момента окончания операции и продолжается до выписки из лечебного учреждения и является наиболее важным.

Различают 4 фазы послеоперационного периода:

1. катаболическая;

2. переходная;

3. анаболическая;

4. увеличения массы тела.

Катаболическая фаза длится от 3 до 7 дней. Характеризуется активацией симпатоадреналовой системой, усилением синтеза катехоламинов, глюкокортикоидов, альдостерона, АКТГ, ангиотензина и ренина. Это вызывает нарушения микроциркуляции, гипоксию и развитие метаболического ацидоза, выход жидкости в межтканевое пространство и снижение объема циркулирующей крови. Как результат - ухудшение реологических свойств крови и повышенное тромбообразование. Также характерен повышенный распад белков и гипергликемия за счет повышенного образования глюкозы из гликогена и усиленного глюконеогенеза. Клиника катаболической фазы: в первые дни беспокоят боль в ране, общая слабость, сонливость, отсутствие аппетита, жажда, температура тела 37-38 C, учащение пульса на 20-30% от исходного, умеренное повышение АД, учащение дыхания при уменьшении его глубины. ЖЕЛ снижается на 30-50%, в крови определяется небольшой лейкоцитоз.

Переходная фаза наступает на 4-6 день, характеризуется постепенным снижением активности симпатоадреналовой системы и катаболизма. Расход энергетических и пластических материалов постепенно уменьшается и начинается синтез белков, гликогена и жиров. Клинические особенности: исчезновение болей, нормализация температуры тела и цвета кожи, появление аппетита, частота дыхания и ЧСС приближаются к исходному уровню, появляется перистальтика.

Анаболическая фаза характеризуется усиленным синтезом белка, гликогена, жиров, израсходованных во время операции и в катаболической фазе. Анаболическая фаза характеризуется как период восстановления сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и пищеварительной системы. Продолжается от 2 до 5 недель, длительность зависит от исходного состояния больного, выраженности катаболической фазы.

Фаза увеличения массы тела продолжается до полного выздоровления и восстановления трудоспособности. В течение 3-6 месяцев окончательно завершаются процессы репаративной организации, созревание соединительной ткани и образование рубца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.006 с.)