Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С курсом анестезиологии и реаниматологии↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Утверждено на заседании кафедры Протокол №__от «___»_____2012 Заведующая кафедрой д.м.н. Михайлова Е.И.
Тема: «Реанимация и интенсивная терапия раннего послеоперационного периода»
Учебно-методическая разработка для студентов 4 курса лечебного факультета
Автор: к.м.н., доцент Лызикова Т.В.
Гомель, 2012 Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы II. Цель занятия III. Задачи IV. Базисные разделы V. Рекомендуемая литература VI. Вопросы для самоподготовки VII. Учебный материал VIII. Самостоятельная работа студентов IX. Клинические задачи и тестовый контроль I. Актуальность темы Неотъемлемой частью работы врача анестезиолога-реаниматолога является правильное ведение пациента в послеоперационном периоде. Необходимы знания физиологии и понимание механизмов, протекающих в организме в ответ на операционный стресс и анестезиологическое пособие. Острые нарушения гомеостаза являются скорее правилом, чем исключением. Знание основ водно-электролитного, кислотно-основного обмена и способов нутритивной поддержки позволит врачу оказать эффективную помощь пациенту, находящемуся в критическом состоянии. II. Цель занятия Освоение принципов диагностики и интенсивной терапии нарушений вводно-электролитного баланса (ВЭБ), нарушений кислотно-основного состояния (КОС), нутритивной поддержки у критических больных в послеоперационном периоде. III. Задачи Студент должен знать: · определение понятия «послеоперационный период», характеристику его фаз; · основные направления послеоперационной интенсивной терапии; · нормальные показатели КОС; виды буферных систем организма, механизмы компенсации КОС при его нарушениях; · причины развития нарушений КОС, их клинику, диагностику и коррекцию; · определение понятия «ВЭБ», причины и клинику основных видов нарушений ВЭБ; · алгоритм лабораторной диагностики, принципы лечения основных видов нарушений ВЭБ; · определение понятия «нутритивная поддержка», виды нутритивной поддержки; · показания и противопоказания к энтеральному питанию; · показания и противопоказания к парентеральному питанию, основные препараты для парентерального питания, осложнения парентерального питания и их лечение. Студент должен уметь: · ориентироваться в вопросах физиологии послеоперационного периода; · собирать анамнез и проводить обследование больных с хирургической патологией; · диагностировать различные виды нарушений КОС по клиническим и лабораторным данным; · проводить дифференциальную диагностику различных видов нарушений ВЭБ; · оценивать нутритивный (питательный) статус и проводить расчет энергетических потребностей пациента; · определять показания и противопоказания к нутритивной поддержке пациента. IV. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия Нормальная и патологическая физиология, фармакология, хирургия, внутренние болезни, эндокринология. V. Рекомендуемая литература Учебники по нормальной и патологической физиологии человека, фармакологии, хирургии, внутренним болезням и эндокринологии для студентов медицинских ВУЗов. Рекомендуемая литература по теме занятия Основная литература 1. Долина, О.А. Анестезиология и реаниматология/ О.А. Долина [и др ] Под общ. ред. О. А. Долиной – М., Медицина – 2008. – 574 с. 2. Лекционный материал. Дополнительная литература 1. Бахман, А.Л. Искусственное питание. / А.Л. Бахман. Пер. с английского. – М. – Спб: «Бином» –«Невский диалект», 2001. – 192 с; 2. Усенко, Л.В. Теоретические предпосылки и практические основы нутриционной поддержки в клинике критических состояний. / Под общей редакцией проф. Л.В.Усенко и проф. Л.А. Мальцевой. – Днепропетровск, АРТ-ПРЕСС, 2008. – 352с. 3. Марини, Джон Дж. Медицина критических состояний / Джон Дж. Марини, Уиллер Артур П.. — М., 2002. — 992 с. 4. Сумин, С.А. Неотложные состояния. / С.А. Сумин. — М., 2006. — 799с. VI. Вопросы для самоподготовки Вопросы по базисным знаниям 1. Методы мониторинга послеоперационных больных; 2. Клиническая фармакология анальгетиков, лечение боли; 3. Острые нарушения кровообращения, средства для инфузионной терапии, препараты крови; 4. Общее содержание воды в организме, водные разделы организма, регуляция вводно-электролитного равновесия; 5. Потребность в питательных веществах и энергии у здорового человека и изменение обмена веществ при критических состояниях. Вопросы по данной теме: 1. Фазы послеоперационного периода. Значение болевого синдрома в механизме развития функциональных расстройств в послеоперационном периоде; 2. Основные направления послеоперационной интенсивной терапии; 3. Основные формы нарушения КОС и их клинические проявления; 4. Принципы коррекции нарушений КОС; 5. Нарушения ВЭБ. Клинические признаки, диагностика, лечение; 6. Нутритивная поддержка: методы, показания, противопоказания; 7. Определение метаболических потребностей. Мониторинг при проведении нутритивной поддержки; 8. Варианты энтерального питания, типы энтеральных смесей. Осложнения энтерального питания и их профилактика; 9. Парентеральное питание (ПП): показания, задачи (обеспечение энергетического обмена, пластических функций). Виды ПП (полное, частичное). Состав, контроль ПП. Темы УИРС 1. Энтеральное питание при ожогах; 2. Парентеральное питание при почечной недостаточности; 3. Парентеральное питание при печеночной недостаточности; 4. Современные методы обезболивания в послеоперационном периоде. Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов 1. Компьютерная база данных; 2. Задачи, тестовый контроль; 3. Тематические пациенты; 4. Истории болезни пациентов и другая документация; 5. Инструкции по технике безопасности, асептике и антисептике; 6. Банк заданий для самостоятельной работы студентов. VII. Учебный материал Послеоперационный период - это период после операции до момента восстановления больного. Различают ранний и отдаленный послеоперационный период. Ранний начинается с момента окончания операции и продолжается до выписки из лечебного учреждения и является наиболее важным. Различают 4 фазы послеоперационного периода: 1. катаболическая; 2. переходная; 3. анаболическая; 4. увеличения массы тела. Катаболическая фаза – длится от 3 до 7 дней. Характеризуется активацией симпатоадреналовой системой, усилением синтеза катехоламинов, глюкокортикоидов, альдостерона, АКТГ, ангиотензина и ренина. Это вызывает нарушения микроциркуляции, гипоксию и развитие метаболического ацидоза, выход жидкости в межтканевое пространство и снижение объема циркулирующей крови. Как результат - ухудшение реологических свойств крови и повышенное тромбообразование. Также характерен повышенный распад белков и гипергликемия за счет повышенного образования глюкозы из гликогена и усиленного глюконеогенеза. Клиника катаболической фазы: в первые дни беспокоят боль в ране, общая слабость, сонливость, отсутствие аппетита, жажда, температура тела 37-38 C, учащение пульса на 20-30% от исходного, умеренное повышение АД, учащение дыхания при уменьшении его глубины. ЖЕЛ снижается на 30-50%, в крови определяется небольшой лейкоцитоз. Переходная фаза наступает на 4-6 день, характеризуется постепенным снижением активности симпатоадреналовой системы и катаболизма. Расход энергетических и пластических материалов постепенно уменьшается и начинается синтез белков, гликогена и жиров. Клинические особенности: исчезновение болей, нормализация температуры тела и цвета кожи, появление аппетита, частота дыхания и ЧСС приближаются к исходному уровню, появляется перистальтика. Анаболическая фаза характеризуется усиленным синтезом белка, гликогена, жиров, израсходованных во время операции и в катаболической фазе. Анаболическая фаза характеризуется как период восстановления сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и пищеварительной системы. Продолжается от 2 до 5 недель, длительность зависит от исходного состояния больного, выраженности катаболической фазы. Фаза увеличения массы тела продолжается до полного выздоровления и восстановления трудоспособности. В течение 3-6 месяцев окончательно завершаются процессы репаративной организации, созревание соединительной ткани и образование рубца.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.88.137 (0.01 с.) |