Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законы логики в квалификации преступлений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Логика как наука об умении правильно мыслить является важной составляющей процесса квалификации. Отсутствие логики в квалификации приводит к очень серьезным проблемам (судебные ошибки и т.д.) Существует логика диалектическая и формальная. Они соотноситься друг с другом примерно так же как высшая математика и арифметика. В повседневной жизни диалектикой мы почти не пользуемся в связи с тем, что она конкретизируется на тех явлениях понятиях, с которыми имеет дело. Оперируем в повседневной жизни мы формальной логикой, которая наоборот абстрагируется от явлений и понятий, давая нам простые и практические законы применения.
Терминологический аппарат логики и основные приемы и аргументации.
Все предметы и явления могут иметь между собой сходства и различия, которые находят своё выражение в признаках существенных и несущественных. Существенные признаки предмета или явления этоте признаки, которые определяют существование предмета или явления в целом и без которых данные предметы или явления не могут существовать (4 признака преступления как понятия и явления). Несущественные признаки – это преходящие второстепенные признаки, характеризующие индивидуальные черты единичного предмета или явления (тайность кражи как вида преступления). Понятие – это форма мышления, отражающая и фиксирующая существенные признаки предмета или явления. Для образования понятия необходимо осуществить определённые приемы: 1. Сравнение – это логический прием, которым устанавливается сходство или различие разных предметов или явлений. Для сравнения выделяются признаки, получившие название основания сравнения. 2. Анализ – это расчленение предмета мышления на его элементы, выделение самостоятельных признаков и рассмотрение их в отдельности. 3. Синтез – это мысленное соединение частей предмета в одно целое с целью рассмотрения его как некоторого единства. 4. Абстрагирование – это мысленное выделение из предмета его отдельных признаков и оставление без внимания остальных. 5. Обобщение – это мысленный переход от отдельных единых признаков к более общим признакам предмета или явления в большей степени обобщенности. Правила образования понятий. 1. Определение (дефиниция)должны быть соразмерными, т.е. при гипотетическом делении на части каждой из частей должна соответствовать примерно одинаковый информационный объем. 2. Запрещена тавтология, т.е. круг в определении. 3. Определение должно быть возможности кратким, чётким и ясным (в некоторых статьях общей части определения содержат от 30 до 50 так называемых лингвистических узлов). 4. Определение не должно быть отрицательным (т.е. оно не должно создавать, например, в конце информацию являющеюся антитезой начальной информации). В УК нет понятия вменяемости. 5. Определение не должно содержать количественных противоречий. Содержание понятия – это совокупность всех существенных признаков предмета или явления. Объём понятия – это все явления или предметы, к которым можно применить данное понятие (адресаты).
Виды понятий: 1. По созданию понятия делятся на: a. Конкретные b. Абстрактные c. Положительные d. Отрицательные e. Безотносительные f. Соотносительные 2. По объёму на: a. Общие b. Единичные 3. В зависимости от создания конкретных понятий делятся на: a. Сравнимые b. Несравнимые c. Совместимые d. Несовместимые
Связи между понятиями:
Могут характеризоваться отношениями: 1. тождества; 2. подчинения (субординации); 3. соподчинения (координации); 4. частичного соотношения; 5. несогласия (противоположными) и отрицания.
Логическая операция деления. Наиболее распространённая в юридическом анализе статей и квалификации преступлений операция. Операция деления представляет собой распределение по группам тех предметов или явлений, которые находятся в кругу данных понятий. Структура операции деления. 1. Это делимое понятие, т.е. то, что подлежит делению. 2. Единицы деления – это те понятия, которые получились в ходе деления объема данного понятия. 3. Основание деления (критерий) – это тот признак который положен в основу деления. (пример – при анализе любой статьи особенной части УК во втором ее этапе мы осуществляем операцию деления состава преступления на элементы и признаки) критериями деления будет являться объективность или субъективность элементов и признаков состава.
Правила операции деления. 1. Основание деления должно быть постатейным. 2. Само деление должно быть соразмерным. 3. Деление должно быть произведено либо по 1 признаку, либо по постатейным 2 или более. 4. Единицы деления должны быть взаимно не исключаемыми друг друга. 5. Деление должно быть непрерывным и последовательным. 6. Сумма единиц деления должна быть равна объёму делимого понятия. Каждый из двух критериев деления предполагает возможность дельнейшего распределения видов преступлений по группам. Если говорить о размере санкции то деление от 2 до 10 лет для неосторожных преступлений и от 2 до 20 лет для умышленных.
Суждение. Суждение – это форма мышления,в которой утверждается или опровергается что-либо относительно предмета или явления их свойств, связи и отношений.
Элементы структуры суждений. 1. Субъекты суждений = S 2. Предмет суждений = P 3. Связка – либо есть, не есть S – P (можно сформулировать в качестве примера истинное и ложное суждение).
Виды суждений: 1. В зависимости от структуры S и P суждения бывают: a. Простые; b. Сложные. 2. В зависимости от количества признаков: a. Единичные; b. Общие. 3. В зависимости от качества связи: a. Утверждающие; b. Отрицающие. 4. В зависимости от предмета мысли: a. Суждения существования; b. Суждения отношения; c. Атрибутивные суждения.
Простые суждения включают в себя не больше двух суждений, одно из которых является субъектом, другое предикатом. Сложные суждения состоят из нескольких простых. Эта множественность может проявляться как субъекте, так и в предикате. Единичные суждения, объём которых включает один предикат. Частные суждения, объём которых включает часть класса предмета, общих по существенным признакам. Общее суждение – это такое суждение, в котором что-либо утверждается, либо отрицается, относительно предмета данного класса. Суждение существования – это такие суждения, в которых решение вопроса о наличии или отсутствии предмета мысли. Атрибутивные суждения дают знания о свойствах предмета.
Специфика суждений
1. Круг вопросов, по которым высказываются суждения в процессе квалификации ограничен составом преступления. 2. Круг лиц имеющих право высказывать суждения также ограничен законодательно исчерпывающий. 3. Некоторые суждения, имеющие юридическую силу имеют императивный характер.
Умозаключения
Это форма мышления представляющая собой способ получения нового знания на основе некоторых имеющихся знаний. Суть умозаключений состоит в том, что из одного или нескольких суждений выводиться новое знание.
Структура: - Исходное знание (старое) выражается в посылках умозаключения. - Обоснованное знание, которое выражается в правилах умозаключения. - Выводное знание – вывод или заключение.
Истинность выводного знания заключается: - в исходности суждения (должно быть истинным); - в процессе рассуждения нужно строго соблюдать правило вывода, которое обуславливает логическую правильность умозаключения.
Виды умозаключения: 1. По характеру направленности процесса вывода: - Дедуктивные (вывод осуществляется от общего к частному); - Индуктивные (вывод осуществляется от частного к общему); - Традуктивные (вывод осуществляется от знания определённо степени общности к новому знанию примерно такой же степени общности)
Тема 4. Логическая природа доказательства в следственно и судебной практике.
Занятие №1
Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах, каких – либо явлений, достоверность которых не может быть проверена в настоящее время, однако она приблизительно объясняет сущность данных явлений. Гипотеза – это метод познания, в основе каждой гипотезы лежит суждение
Признаки гипотезы: 1. Является формой развития человеческих знаний; 2. построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположений; 3. это обоснованное оперяющееся на конкретные факты предположение, но не догадка 4. гипотеза имеет двойное значение: - как предположение, выдвигающееся для объяснения сущности явления; - как общий приём мышления, который включает в себя создание развитие и доказательство суждения.
Случаи употребления гипотезы: 1. Когда известные факты недостаточны для объяснения причиной зависимости рассматриваемого явления, но есть практическая необходимость его объяснения; 2. Когда факты практически сложны и противоречивы, а гипотеза может стать шагом к их разъяснению; 3. Когда причины послужили к появлению некоторых фактов имперически не доступных для исследования, но их необходимо познать.
Структура гипотезы: 1. Основание – т.е. совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основано предположение; 2. Форма гипотезы – совокупность умозаключений, которые ведут от основания гипотезы к основному предположению; 3. Предположение – т.е. выводы из фактов и утверждений, обосновывающих гипотезу.
Виды гипотез: 1. По количественному признаку (сложности исследуемого объекта) все гипотезы делятся: a. Общая гипотеза, которая объясняет причину явления или явлений в целом; b. Частная гипотеза – это предположение, которое обосновывает какую-нибудь одну сторону свойства явления (разновидность частной гипотезы - версия). Версия – это одно из нескольких возможных отличных друг от друга объяснений и толкований квалификации одного и того же факта, явления или события (пример обнаружен труп со смертельными огнестрельными ранениями. Задание сформулировать максимально большое количество частных гипотез исходя из ст. 105) Максимальное количество версий может быть построено на анализе всех статей особенной части, где речь идёт о смерти человека, которая могла наступить в результате огнестрельного ранения. Вывод – с увеличение фактических данных, кроме философского закона перехода от количественного в качественное будет срабатывать так же закон отрицание отрицания, т.е. количество фактов увеличивается, а количеств версий сокращается.
2. По качественному признаку все гипотезы делятся: a. Научная гипотезы – это гипотезы объясняющая закономерности развития природы, общества и мышления. Требования к научной гипотезе: - она должна быть единым аналогом данного процесса или явления; - она должна давать объяснение как можно большему количеству явлений - она должна быть способна предсказывать новые явления не входящие в число тех на основе, которых она строилась. b. Рабочая гипотеза – это временное предположение или допущение, которым пользуются при построении гипотезы.
Этапы разработки гипотезы. 1. Выдвижение и формулирование гипотезы в целом, т.е. построение гипотезы на основе всех фактов имеющих отношение к данному явлению. При этом на первом этапе должны соблюдаться требования: - предположение не должно быть логически противоречивым; - оно должно быть практически и принципиально проверяемым; - оно не должно противоречить ранее установленным фактам; - оно должно быть применимо к максимально возможному кругу явлений. 2. Развитие гипотезы, выявление из гипотезы логических следствий, которые выводятся дедуктивным путём. Логическое следствие это мысли об обстоятельствах вызванных изучением явлений. 3. Проверка гипотезы – осуществление путём подтверждение или опровержения выведенных из гипотезы следствий. При этом существует два пути: - дедуктивное выведение следствий (наиболее сложный путь); - сопоставление следствий с фактами. Опровержение гипотезы может осуществляться либо путём логических доказательств, либо прямым опровержением, осуществляемым на основании наличия ранее неизвестных фактов или фактов не положенных в основание гипотезы.
Занятие №2
Доказательство – любые сведения, на основе которых устанавливается наличие либо отсутствие обстоятельств имеющих значение для уголовного одела. Доказательство – это источник сведений о фактах, а так же процесс мышления или логическая процедура обосновывания одного суждения с помощью другого суждения.
Структура доказательства: 1. Тезис – это положения, истинность которых требуется доказать. Может выражаться в форме категорического суждения, но может быть сформулирован в виде вопроса. Выделяют: - основной тезис – общее положение, которое необходимо доказать. Основной тезис это окончательная уголовно-правовая оценка содеянного, которая находит своё выражение в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого, обвинительном заключении и обвинительном приговоре суда; - частный тезис - т.е. промежуточное положение, которое, будучи доказываемым само становиться аргументом для обоснования основного тезиса. Это уголовно-правовая оценка элементов состава преступления, либо отдельных признаков того или иного элемента состава, при доказывании которого осуществляется окончательная оценка содеянного. 2. Аргументы (основания доказательств) – т.е. такие суждения которые приводятся для доказательства тезиса. Виды аргументов: - Факт – это явление либо событие, имевшее место в действительности. - Закон – это истинны, отличающиеся содержанием и формой закрепления, которые выражают общие, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. - Аксиома – это положение, не требующее доказательства, поскольку проверка истинности данного положения производилась ранее и подтверждении практикой. 3. Демонстрация – это процесс выделения тезиса из аргументов, которые всегда выражаются в форме умозаключений. Доказательство всегда очень тесно связано с опровержением, которое представляет собой доказывание сложности какого – либо тезиса или несостоятельности доказательства в целом. Способы опровержения (3 способа в зависимости от его структурных элементов): - Определение тезиса; - определение аргумента; - определение демонстрации.
Виды опровержения тезиса: - опровержение тезиса путём доказательства истинности нового тезиса противоположного определяемому; - путём выведения из тезиса следствий противоречащих истинности, т.е. путём приведения тезиса к абсурду.
Виды опровержения аргументов: - Путём доказательства сложности аргументов; - путём установления недостаточности аргументов, при помощи которых обосновывается выдвинутый тезис; - путём установления того, что аргументы являются ещё не доказанными; - путём установления того, что источник фактов, с помощью которого обосновывается тезис, является недоброкачественным.
Виды опровержения демонстраций: - осуществляется единым путём установления отсутствия логической связи между аргументами и тезисами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.008 с.) |