Занятие проводится в интерактивной форме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие проводится в интерактивной форме.



Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям

Модуль 1. Основы прогнозирования и планирования

Тема 1. Планирование в экономических системах.

Занятие проводится в интерактивной форме.

Форма занятия: работа в группах – составление прогноза и планов развития отрасли экономики.

Вариант 1

В середине XVI века продолжался процесс объединения российских княжеств в единое государство, расширение границ на Юг, Юго-восток, Восток в результате свержения ордынского ига. Территория увеличилась почти в десять раз, население перевалило отметку в 10 млн. человек и было распределено весьма неравномерно. Наиболее населенными были центральные районы от Твери до Нижнего Новгорода. Росло население городов, Москва к началу века насчитывала более 100 тыс. жителей, Новгород, Псков - более 30 тыс., в других городах число жителей колебалось в пределах 3-15 тысяч; городское население составляло около 2% всего населения.

Центральные районы страны были областью развитого пашенного земледелия с устойчивой трехпольной системой. Началось освоение черноземных земель “Дикого поля”, отделявших Россию от Крымского ханства. При этом практиковалась зачастую “пашня наездом” без правильного севооборота. В нечерноземных землях использовались примитивные удобрения (навоз, зола). Основным земледельческим орудием труда оставалась соха с железным наконечником. Она совершенствовалась, появлялась соха с отвалом, обеспечивающая лучшую распашку и, следовательно, рост урожая. Основными культурами были рожь, овес, ячмень, овощные. Реже сеяли пшеницу, просо, гречиху. В северо-западных районах возделывали лен, культуру требовавшую меньше солнца и больше влаги. В центральных районах и Поволжье от Углича до Кинешмы развивалось продуктивное скотоводство. В лесных районах Севера Северо-востока промышляли пушнину, зверя, рыбу, занимались солеварением. На базе открытых болотных руд возникали центры железоделательного производства.

Развитие городов сопровождалось развитием ремесел, углублялась специализация, совершенствовалось мастерство. Большое развитие получило производство одежды, оружейное мастерство, обработка дерева, кож, резьба по кости, ювелирное дело. Больших успехов достигло литейное дело.

По сравнению с предшествующим столетием возросла торговля. Крупнейшими центрами были Новгород, Нижний Новгород, Москва, Холмогоры. Ведущую роль в торговле продолжают играть феодалы и монастыри. Формируется купечество из различных слоев населения. Государство наделяло крупных купцов привилегиями, предоставляя им судебные и податные льготы. Богатеющие купцы часто становятся крупными феодальными собственниками. Растет и ширится торговля с иноземными государствами. После присоединения Казанского и Астраханского ханств открывается путь на Восток, в 1553 г. был открыт северный путь в Скандинавию и Англию из Архангельска.

 

Вариант 2

XVI партийная конференция (апрель 1929 г.), а затем и V съезд Советов утвердили после неоднократных пересмотров в сторону повышения «оптимальный вариант» пятилетнего плана. Этот план предусматривал рост промышленной продукции на 136 %, производительности труда на 110 %, снижение себестоимости промышленной продукции на 35 %. По плану приоритет отдавался тяжелой промышленности, которая получала 78 % всех капиталовложений.

Опорными точками, основной базой проводимой индустриализации страны должны были стать старые промышленные районы. Предполагалось, что они будут фундаментом наращивания индустриальной мощи страны, на них распространялась система приоритетов в распределении сырья, оборудования, рабочей силы (Центрально-промышленный район, Ленинградская область, Донецко-Криворожский район Украины и Урал).

Экономическая политика была направлена на усиление роли директивного планирования, развертывания грандиозных массовых кампаний, направленных на ускорение темпов социалистического строительства. План индустриализации предусматривал изменение техники и способов производства в направлении развития энергетических мощностей, расширение массового производства, перенесение в экономику страны передовой американской и европейской технологии, рационализацию, научную организацию труда.

В связи с переходом к директивному централизованному планированию происходит преобразование всей системы управления народным хозяйством. На базе производственных синдикатов создаются производственные объединения, подчинившие производство централизованному регламентированию. На производстве вводилось единоначалие, руководители предприятий напрямую делались ответственными за выполнение плана. Сами руководители предприятий, строек назначались теперь по особому номенклатурному списку в централизованном порядке.

Появляется ряд современных отраслей, таких, как авиационная и автомобильная промышленность, тракторостроение и комбайностроение, производство танков и многое другое. Руководство страной осуществляло огромные капиталовложения в промышленность, опираясь при этом исключительно на внутренние источники накопления. Форсированная индустриализация, по сталинскому плану, изначально должна была производиться путем «перекачки средств» из деревни в город.

Политика коллективизации предполагала отмену аренды земли, запрет наемного труда, конфискацию у зажиточных крестьян (кулаков) средств производства, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельхозпродукции. Средства производства и имущество передавались в неделимые фонды колхозов в качестве взносов за бедняков и батраков, за исключением той части, которая шла в погашение долгов кулацких хозяйств государству. При этом часть кулачества предполагалось арестовать и репрессировать как политических преступников, другую часть выслать вместе с семьями в северные и отдаленные районы страны, третью - расселить в пределах района на специально отводимые для них за пределами колхозных массивов земли.

Созданное крупное коллективное производство продемонстрировало ряд экономических и социальных преимуществ. За годы коллективизации было построено свыше 5000 машинно-тракторных станций (МТС), которые обеспечили деревню сельскохозяйственной техникой: тракторами, комбайнами и другими машинами. Производительность труда с 1928 по 1940 годы увеличилась на 71 %.
Изменилась структура посевных площадей в сторону увеличения производства технических культур (сахарной свеклы, хлопка, картофеля, подсолнечника), необходимых для промышленно развитой страны. В стране производилось минимально достаточное количество хлеба, превышавшее его производство до коллективизации.

Вариант 3

В результате того, что Англия первая стала на путь капиталистической индустриализации, она значительно опередила другие страны и в течение трех четвертей XIX в. экономически господствовала над всем миром. Особенно выгодным было для нее монопольное положение на мировом рынке. В начале XIX в. осуществляется переход от индивидуального к массовому производству машин, а в 1843 г. было отменено запрещение вывозить машины, вследствие чего машиностроение превратилось в экспортную отрасль. Англия стала монопольным поставщиком машин: английские текстильные машины, паровые двигатели и паровозы распространились по всему миру. Английские ткани были также вне конкуренции вследствие своей дешевизны, обусловленной высоким уровнем механизации: в 1870 г. в Англии насчитывалось 37,7 млн. веретен против 3,5 млн. во Франции и около 1 млн. в Германии. Выплавка чугуна и добыча каменного угля в Англии до середины XIX в. были больше, чем во Франции, Германии и США вместе взятых. Большое значение имело и железнодорожное строительство, осуществлявшееся и в самой Англии, и в ее колониях. Помимо того что оно создавало широкий спрос на металл, железнодорожное строительство поглощало часть безработных, создавало условия для быстрого перемещения рабочих, усиливало эмиграцию в колонии, расширяло рынок. Огромные прибыли, получаемые буржуазией вследствие промышленной гегемонии Англии, стали основой ее финансового могущества. В 1870 г. в Англии было уже 113 акционерных банков и по концентрации банковского капитала она шла тогда впереди других стран. "Обилие" капитала позволило ей раньше других стран начать вывоз капитала главным образом в свои колонии. В 1865 г. она имела уже 25 колониальных банков.

 

При выполнении задания студентам необходимо ответить на ряд вопросов:

1. определите, какой тип экономической системы представлен;

2. какие отрасли могут развиваться в условиях предложенной экономической системы;

3. разработайте прогноз и план развития производственного предприятия, определите основные направления и ориентиры;

4. определите источники привлечения производственных ресурсов, определите направления реализации произведённых товаров (работ, услуг).

 

 

Литература:

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.

2. Борисов Е.Ф. Экономика. Учеб. пособие. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2012.


Тема 2. Информационное обеспечение прогнозирования и планирования.

 

Вопросы:

1. Источники информации в прогнозировании и планировании

В вопросе рассмотрите характеристику понятий: «первичная» информация, «вторичная» информация; выделите источники получения информации. Внутренние и внешние источники вторичной информации. Преимущества и недостатки применения вторичной информации. Синдикативная информация.

 

Методы экспертных оценок.

В данном вопросе рассмотрите методы принятия решений в организации: индивидуальные экспертные оценки, экспертные опросы, методы коллективной генерации идей;

Модуль 2. Планирование работы предприятия

Тема 4. Стратегическое планирование.

Вариант I

Любая организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым возможность выживания. На основе имеющихся данных проанализируйте сложившуюся ситуацию на рынке и составьте SWOT-анализ.

Характеристика предприятия

Предприятие «Элит-Строй» было создано в 2004 г. Организационно-правовой формой предприятия является предприятие в виде общества с ограниченной ответственностью

Форма собственности - частная. Предприятие «Элит-Строй» является юридическим лицом. Размер уставного фонда составляет 500000 руб.

Основной вид деятельности предприятия - строительство и ремонт зданий и сооружений различного назначения, оптовая и розничная торговля строительными материалами.

Основным показателем является рентабельность, которая в 2009 г. составила 18%, а за 9 месяцев 2010 г. - 20%.

На данном предприятии существует функциональная организационная структура, которая характеризуется тем, что организуется группа управленческих подразделений, каждая из которых выполняет одну из управленческих функций и направляет исполнителю обязательное для него распоряжение по данной функции.
Миссия предприятия - удовлетворить потребности потребителя строительными товарами, которые отвечают высоким стандартам, оказание ремонтно-строительных услуг, путем применения новейших технологий, высоких профессиональных и этических стандартов по отношению к сотрудникам и потребителям, обеспечение достойной прибыли предприятия.

 

Анализ внешней среды

Любая фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию - об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

Для анализа потребителей фирмы «Элит-Строй» изучим положение спроса на продукцию. Известно, что спрос увеличился на 46%. Благосклонность покупателей к продукции фирмы, вызвана снижением цен и повышенным качеством продукции и услуг.
Изучив чувствительность покупателей к цене продукции предприятия, видно, что значительное повышение цен поведёт к снижению спроса на некоторые виды производимой продукции, и, следовательно, к потере некоторого числа покупателей, поэтому при повышении цен на один из видов продуктов организация по мере возможности старается снизить цену на какой-либо другой производимый ею продукт.
Потребности покупателей продукции относительно постоянны, существует тенденция увеличения постоянных клиентов.

Анализ поставщиков. Поставщиками «Элит-Строй» являются заводы-изготовители, которые являются крупнейшими экономическими единицами с мощным потенциалом. Нашими поставщиками являются отечественные заводы и предприятия зарубежных стран. Это заводы, которые достаточно продолжительное время функционируют на рынке строительных материалов, за это время они доказали, что их продукция является наиболее качественной и конкурентоспособной.

Каждый поставщик обязательно дает гарантию на поставляемый им товар, несёт ответственность за него, поэтому организация практически всегда гарантированно обеспечена высококачественным товаром, что также даёт ей ряд преимуществ перед другими компаниями.

Анализ конкурентов. Оценить положение конкурентной борьбы на рынке деятельности предприятия можно за счет снижения цены и повышения качества. Они являются доминирующими методами ведения конкурентной борьбы за увеличение доли рынка. За прошлый год доля рынка составляла 14,34%, а за текущий же - 21,2%.
известно, что анализируемая фирма имеет преимущество перед конкурентом. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества непосредственно на предприятиях-изготовителях представителями компании.

В целом, строительная отрасль находится в стадии зрелости. Это влечет за собой необходимость совершенствовать методы менеджмента. Все фирмы поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги и т.п. В данной отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, т. к. спрос на продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.
Количество фирм, стремящихся в отрасль, до сих пор растет, т. к. она привлекает большим уровнем прибыли, и растущим спросом на продукцию. Вновь пришедшие фирмы предлагают продукцию по более низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно для предприятия «Элит-Строй».

Анализ законов. Деятельность ООО «Элит-Строй» регулируется Законом «О хозяйственных обществах», «Налоговым кодеком, и др.

Анализ макросреды предприятия. К факторам макросреды обычно относят: экономическое состояние страны; политико-правовой аспект; социальное и культурное окружение; научно-техническое и технологическое развитие общества.
Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы - темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.
Проанализируем экономические факторы:

В 2005 г. в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года реальный ВВП вырос на 3,7% (в прошлом году - на 13,5%). Наибольший рост валовой добавленной стоимости в январе-июле т.г. наблюдался в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве (на 7,8%), транспорте (на 6,6%), обрабатывающей промышленности (на 3,9%).
Актуальной проблемой в исследовании политических факторов является политическая стабильность, несменяемость правительства и политического курса страны.

Научно-технические факторы. Предприятие торгует усовершенствованными товарами. Наиболее современные и пользующиеся наибольшим спросом являются кровельные рулонные наплавляемые материалы на стеклоосновах.

Анализ природных факторов. Так как предприятие не намечает изменения в будущем рынка деятельности, то природные условия не исследуются.
Проанализируем социально-культурные факторы. В 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. номинальные доходы населения увеличились на 44,0%. Реальная заработная плата в июне 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась на 6,9%, а сравнительно с июнем 2009 г. - на 19,8%. За январь-июнь 2010 г. в сравнении с соответствующим периодом 2009 г. реальная заработная плата увеличилась на 17,0%.

В 2010 г. численность граждан, которые имели статус безработного, уменьшилась по сравнению с началом года на 15,9%. Уровень зарегистрированной безработицы на 1 октября 2010 г. составил 2,9% трудоспособного населения трудоспособного возраста.
За последние 10 лет население уменьшилось на 3 млн. чел., коэффициент рождаемости равен 9,1. Коэффициент смертности равен 12,5. Естественный прирост равен 5,1. Происходит депопуляция населения.

Вариант II

Составление SWOT-анализа для компании ООО «Спартак». Компания ООО «Спартак» открылась в 2005 г., занимается производством и продажей бытовой техники. Предприятие в своей работе использует новые и современные высокотехнологичные технологии с применение иностранных инвестиций.

В первый год работы предприятия капитальные вложения в строительство зданий для производственных нужд составил 1 070 732 тыс. руб., на приобретение оборудования – 1 178 291 тыс. руб.

В течение пяти лет планируется довести объем выпуска стиральных машин до 464 тыс. шт. в год, холодильников - до 300 шт. в год, что составит около 10% объема продаж крупной бытовой техники в России.

Продукция предприятия имеет экономическую и социальную значимость. За первые два года работы предприятия создано дополнительно 1350 рабочих мест. В ближайший год планируется создание дополнительных инфраструктур, обслуживающих основное производство в перспективе планируется создание собственной учебно-производственной базы и транспортного предприятия, создание и развитие сети питания работников предприятия.

За период с 2006 по 2008 гг. рост производства бытовой техники составляет 20% ежегодно.

Поставщики сырья и комплектующих. В производстве стиральных машин и холодильников используются сырье и комплектующие только от поставщиков, подтвердивших высокое качество производимой продукции.

Производственный персонал. Набор производственных рабочих и специалистов осуществляется на местном рынке труда по мере необходимости и в соответствии со скоростью освоения производства. Организована система профессионального тестирования и дальнейшее обучение производственного персонала.

Внешняя среда

Российский рынок крупной бытовой техники характеризуется как рынок товаров народного потребления, а по конъюнктуре - как рынок совершенной конкуренции, т.е. рынок покупателя (большое ассортиментное многообразие, устойчивые объёмы и масштабы предложений, высокий

уровень конкуренции). Увеличение потребления крупной бытовой техники и соответствующий рост рынка происходят на фоне роста потребительского рынка в Российской Федерации. Рост потребительского рынка в России составляет 10-15% ежегодно. по оценкам Федеральной службы государственной статистики РФ, объем розничной торговли превысил 120 млрд долл. в 2003 г.,150 млрд долл. в 2004 г и достиг 180 млрд дол. в 2005 г.

Рост товарооборота отражает увеличение потребления населения и роста личных доходов граждан. Сохраняется активный рост потребительского спроса за счет увеличения реальных располагаемых доходов населения. Реальные денежные доходы в мае 2005 г. по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. увеличились на 17,9%; в январе - мае 2006 г. на 8,1%. В основе роста доходов лежит повышение заработной платы.

С ростом доходов начинается меняться структура потребления, интересы потребителей склоняются в пользу приобретения транспортных средств, бытовой электроники, предметов для отдыха и развлечений.

Особенности рынка крупной бытовой техники. Крупная бытовая техника имеет значительный процент проникновения в целом по России. Парк бытовой техники, приобретенной населением в период предельно высокого спроса (1993-1996 гг.), исчерпывает свой ресурс. Об этом свидетельствуют увеличение стоимости ремонта до 30% цены нового оборудования и рост объема услуг в сфере ремонта тоже почти на треть. Сложность ремонта растет из-за старения парка бытовой техники. Средняя стоимость ремонта холодильника ремонтных мастерских составляет 4,5 тыс. руб., в то время как новый холодильник обычно стоит от 15 тыс. руб.

Бытовая техника (в основном холодильники и стиральные машины), которая ранее имела весьма продолжительные сроки службы, теперь, так же как и электронные товары, подвержена моральному износу и имеет сроки выбытия из эксплуатации в пределах 12 лет для 70% пользователей. Она просто выходит из моды.

Объёмы кредитования физических лиц на приобретение крупной бытовой техники недостаточны. По данным Банка России, на 1 декабря 2004 г. объемы кредитования физических лиц составили 573 млрд руб. Из них на кредиты, которые предоставляются под покупку конкретного товара прямо в магазине, пришлось не более 100 млрд руб. Рынок потребительского кредитования покрывает сейчас всего 1/10 часть объема денежных средств, которые будут вкладываться в товары длительного пользования чере3 один-два года.

Оборот товаров длительного пользования ускоряется, что способствует росту активности покупателей в соответствующем сегменте потребительского рынка. Учитывается сложившийся реновационный (восстановительный) период бытовой электроники, активный рост потребительского спроса на крупную бытовую технику произошёл на рубеже 2005-2006 гг. и продлится в течение трех-четырёх лет. Для крупной бытовой техники реновационное потребительское давление на рынок должно начаться в 2007-2008 гг. с протяжённостью активного спроса на эти товары1 в течение пяти-шести лет. Суммарные траты на товары длительного пользования в момент пикового спроса на них составят более 1 трлн руб. в год, что соответствует 53,7% всех накопленных сбережений, в том числе в иностранной валюте.

Основные игроки на рынке крупной бытовой техники. В настоящее время на российском рынке представлены холодильники и стиральные машины всех ведущих мировых производителей (брендов). Вся продукция, предлагаемая покупателю, полностью отвечает как российским, так и международным стандартам качества. Наиболее популярными на рыке холодильников и морозильных камер являются торговые марки Ariston, Atlant, Bosch, Electrolux, Indesit, LG, Liebherr, Nord, Samsung, Stinol, Vestfrost, Daewoo, Igloo, «Саратов», «Бирюса», «Мир», «Смоленск».

Лидерами продаж являются Indesit (24%) и Atlant (22%), замыкает тройку лидеров Stinol (10%), за ними следуют европейские производители Ariston, Bosch, Liebherr, Vestfrost, Electrolux (около 13%), далее идут Nord, (6%), Samsung (6%) и LG (4%), «Саратов» (4%), «Бирюса» (4%).

Наиболее популярными на рынке стиральных машин являются торговые марки: Ardo, Ariston, Beco, Bosch, Candi, Electrolux, Hansa, Indesit, LG, Samsung, Whirlpool, Zanussi, Atlant.

Лидеры продаж: Indesit (15%), Samsung (15%), Zanussi (13%), LG (10%), Ariston (10%), Bosch (8%), Electrolux (8%), Candi (6%), Beco (5%), Ardo (5%), Whirlpool (2%), Hansa (2%). Доля остальных производителей составляет менее 1%.

Емкость российского рынка стиральных машин в 2005 г. составила 2,75 млн. штук.

Отраслевой анализ производства. Уровень потребительского спроса пока велик (объем российского

рынка бытовой техники составляет 9 млрд долл. в год), активный рост потребительского спроса на крупную бытовую технику наблюдался в 2005-2006 гг. и продлится в течение 2007-2010 гг. В связи с этим иностранные компании стараются закрепиться на российском рынке. Ужесточение ценовой конкуренции вынуждает производителей снижать себестоимость продукции как 3а счёт уменьшения издержек на транспортировку, так и за счет укорачивания сбытовой цепочки.

Основная тенденция на рынке крупной бытовой техники - удешевление зарубежных брендов. Связано это как со значительным снижением торговой наценки на крупную бытовую технику (более чем в три раза с 80 до 20-30%), так и с размещением собственных производств на территории России.

Характеристика основных конкурентов. Основная доля рынка крупной бытовой техники принадлежит компании Indesit (11,1%), второе и третье места занимают компании LG и Samsung (8,9 и7,7% соответственно), далее идут Atlant (6,8%), «Брест» (4,6%), BHS Bosh und Siemens (4,6%), Ariston (4,5%). Beco занимает 4,6% рынка стиральных машин и 0,7% рынка холодильников.

Анализ потребителей. Основной целевой аудиторией являются молодые семьи. Описание сегмента:

  • возраст: 25-35 лет;
  • пол: мужской/женский;
  • образование: высшее;
  • уровень дохода: 5000-10 000 руб. на члена семьи;

социальный статус: средний класс (высококвалифицированные рабочие, менеджеры среднего звена, выпускники вузов, предприниматели в сфере малого бизнеса).

 

Задание 1.

Автомобильное предприятие сформировало инвестиционный финансовый пакет (5 млн. долл.). Предприятию необходимо принять решение по инвестированию средств в собственное производство. Сформировано две идеи: 1. выпуск дешёвых грузовых автомобилей, с минимальным периодом гарантии; 2. выпуск дорогих качественных автомобилей с богатой базовой комплектацией.

Анализ рынка. На рынке транспортных услуг (перевозка грузов) доля автомобильного транспорта за 3 года (2001 – 2003 гг.) выросла в 3 раза, и составляет 45%. В экономике наблюдается рост, темпы роста ежегодно (2001 – 2003 гг.) составляют 8%. Доходы населения выросли в 2 раза, что стало причиной роста потребительского спроса на бытовую технику и мебель.

Наблюдается низкая финансовая активность государства по строительству и ремонту дорог в стране. Наибольшие проблемы с дорожным строительством проявляются в восточных регионах страны.

 

Задание 2.

Предприятие, открытое в 1956 г., занимается заготовкой и продажей дров в городе. Предприятие работало с успехом до середины 80-х гг. С активным внедрением в жизнь электричества, потребность в дровах у жителей города отпала, так как в квартирах появились электрические печи.

В городе ведётся активное строительство жилых домов, развитие производства (открытие новых промышленных предприятий). Такие обстоятельства привлекают всё большее число нового населения.

Предприятие решает переориентировать свою деятельность, сохранив основную направленность (работа с деревом).

 

Задание 3.

В небольшом городе планируется открытие нового технологичного предприятия по производству цемента. Предприятие столкнулось с проблемой набора высококвалифицированных кадров.

Разработайте варианты решения данной проблемы, сформируйте план.

Литература:

1. Басовский Л. Е. Маркетинг: курс лекций /Л.Е. Басовский – М.: Инфра-М,2006

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.

3. Сазонов В.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – Владивосток: ДВГУ, 2001.

4. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям

Модуль 1. Основы прогнозирования и планирования

Тема 1. Планирование в экономических системах.

Занятие проводится в интерактивной форме.

Форма занятия: работа в группах – составление прогноза и планов развития отрасли экономики.

Вариант 1

В середине XVI века продолжался процесс объединения российских княжеств в единое государство, расширение границ на Юг, Юго-восток, Восток в результате свержения ордынского ига. Территория увеличилась почти в десять раз, население перевалило отметку в 10 млн. человек и было распределено весьма неравномерно. Наиболее населенными были центральные районы от Твери до Нижнего Новгорода. Росло население городов, Москва к началу века насчитывала более 100 тыс. жителей, Новгород, Псков - более 30 тыс., в других городах число жителей колебалось в пределах 3-15 тысяч; городское население составляло около 2% всего населения.

Центральные районы страны были областью развитого пашенного земледелия с устойчивой трехпольной системой. Началось освоение черноземных земель “Дикого поля”, отделявших Россию от Крымского ханства. При этом практиковалась зачастую “пашня наездом” без правильного севооборота. В нечерноземных землях использовались примитивные удобрения (навоз, зола). Основным земледельческим орудием труда оставалась соха с железным наконечником. Она совершенствовалась, появлялась соха с отвалом, обеспечивающая лучшую распашку и, следовательно, рост урожая. Основными культурами были рожь, овес, ячмень, овощные. Реже сеяли пшеницу, просо, гречиху. В северо-западных районах возделывали лен, культуру требовавшую меньше солнца и больше влаги. В центральных районах и Поволжье от Углича до Кинешмы развивалось продуктивное скотоводство. В лесных районах Севера Северо-востока промышляли пушнину, зверя, рыбу, занимались солеварением. На базе открытых болотных руд возникали центры железоделательного производства.

Развитие городов сопровождалось развитием ремесел, углублялась специализация, совершенствовалось мастерство. Большое развитие получило производство одежды, оружейное мастерство, обработка дерева, кож, резьба по кости, ювелирное дело. Больших успехов достигло литейное дело.

По сравнению с предшествующим столетием возросла торговля. Крупнейшими центрами были Новгород, Нижний Новгород, Москва, Холмогоры. Ведущую роль в торговле продолжают играть феодалы и монастыри. Формируется купечество из различных слоев населения. Государство наделяло крупных купцов привилегиями, предоставляя им судебные и податные льготы. Богатеющие купцы часто становятся крупными феодальными собственниками. Растет и ширится торговля с иноземными государствами. После присоединения Казанского и Астраханского ханств открывается путь на Восток, в 1553 г. был открыт северный путь в Скандинавию и Англию из Архангельска.

 

Вариант 2

XVI партийная конференция (апрель 1929 г.), а затем и V съезд Советов утвердили после неоднократных пересмотров в сторону повышения «оптимальный вариант» пятилетнего плана. Этот план предусматривал рост промышленной продукции на 136 %, производительности труда на 110 %, снижение себестоимости промышленной продукции на 35 %. По плану приоритет отдавался тяжелой промышленности, которая получала 78 % всех капиталовложений.

Опорными точками, основной базой проводимой индустриализации страны должны были стать старые промышленные районы. Предполагалось, что они будут фундаментом наращивания индустриальной мощи страны, на них распространялась система приоритетов в распределении сырья, оборудования, рабочей силы (Центрально-промышленный район, Ленинградская область, Донецко-Криворожский район Украины и Урал).

Экономическая политика была направлена на усиление роли директивного планирования, развертывания грандиозных массовых кампаний, направленных на ускорение темпов социалистического строительства. План индустриализации предусматривал изменение техники и способов производства в направлении развития энергетических мощностей, расширение массового производства, перенесение в экономику страны передовой американской и европейской технологии, рационализацию, научную организацию труда.

В связи с переходом к директивному централизованному планированию происходит преобразование всей системы управления народным хозяйством. На базе производственных синдикатов создаются производственные объединения, подчинившие производство централизованному регламентированию. На производстве вводилось единоначалие, руководители предприятий напрямую делались ответственными за выполнение плана. Сами руководители предприятий, строек назначались теперь по особому номенклатурному списку в централизованном порядке.

Появляется ряд современных отраслей, таких, как авиационная и автомобильная промышленность, тракторостроение и комбайностроение, производство танков и многое другое. Руководство страной осуществляло огромные капиталовложения в промышленность, опираясь при этом исключительно на внутренние источники накопления. Форсированная индустриализация, по сталинскому плану, изначально должна была производиться путем «перекачки средств» из деревни в город.

Политика коллективизации предполагала отмену аренды земли, запрет наемного труда, конфискацию у зажиточных крестьян (кулаков) средств производства, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельхозпродукции. Средства производства и имущество передавались в неделимые фонды колхозов в качестве взносов за бедняков и батраков, за исключением той части, которая шла в погашение долгов кулацких хозяйств государству. При этом часть кулачества предполагалось арестовать и репрессировать как политических преступников, другую часть выслать вместе с семьями в северные и отдаленные районы страны, третью - расселить в пределах района на специально отводимые для них за пределами колхозных массивов земли.

Созданное крупное коллективное производство продемонстрировало ряд экономических и социальных преимуществ. За годы коллективизации было построено свыше 5000 машинно-тракторных станций (МТС), которые обеспечили деревню сельскохозяйственной техникой: тракторами, комбайнами и другими машинами. Производительность труда с 1928 по 1940 годы увеличилась на 71 %.
Изменилась структура посевных площадей в сторону увеличения производства технических культур (сахарной свеклы, хлопка, картофеля, подсолнечника), необходимых для промышленно развитой страны. В стране производилось минимально достаточное количество хлеба, превышавшее его производство до коллективизации.

Вариант 3

В результате того, что Англия первая стала на путь капиталистической индустриализации, она значительно опередила другие страны и в течение трех четвертей XIX в. экономически господствовала над всем миром. Особенно выгодным было для нее монопольное положение на мировом рынке. В начале XIX в. осуществляется переход от индивидуального к массовому производству машин, а в 1843 г. было отменено запрещение вывозить машины, вследствие чего машиностроение превратилось в экспортную отрасль. Англия стала монопольным поставщиком машин: английские текстильные машины, паровые двигатели и паровозы распространились по всему миру. Английские ткани были также вне конкуренции вследствие своей дешевизны, обусловленной высоким уровнем механизации: в 1870 г. в Англии насчитывалось 37,7 млн. веретен против 3,5 млн. во Франции и около 1 млн. в Германии. Выплавка чугуна и добыча каменного угля в Англии до середины XIX в. были больше, чем во Франции, Германии и США вместе взятых. Большое значение имело и железнодорожное строительство, осуществлявшееся и в самой Англии, и в ее колониях. Помимо того что оно создавало широкий спрос на металл, железнодорожное строительство поглощало часть безработных, создавало условия для быстрого перемещения рабочих, усиливало эмиграцию в колонии, расширяло рынок. Огромные прибыли, получаемые буржуазией вследствие промышленной гегемонии Англии, стали основой ее финансового могущества. В 1870 г. в Англии было уже 113 акционерных банков и по концентрации банковского капитала она шла тогда впереди других стран. "Обилие" капитала позволило ей раньше других стран начать вывоз капитала главным образом в свои колонии. В 1865 г. она имела уже 25 колониальных банков.

 

При выполнении задания студентам необходимо ответить на ряд вопросов:

1. определите, какой тип экономической системы представлен;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.075 с.)