Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Контрольно измерительный материал
Используемый диагностический комплекс
Изучаемый параметр
| Методика
| Источник
| 1. Воображение, моторика
| Дьяченко О.М «Дорисовывание фигур»
| Психолог в ДОУ: методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т. В. Лаврентьевой. М,1996
| 2. Самооценка
| Хухлаева Л. «Лесенка»
| Клюева Н.В. Касаткина Ю.В Учим детей общению. Ярославль, 1997
| 3. Статус в группе
| «Два дома»
| Агаева Е.И. Задачи и функции психолога в ДОУ. М, 1998
| 4. Мотивация
| Банков. С.А. Тестовая беседа
| Посевина Г.П.., Король. Л.. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «Радость познания». Ростов-на-Дону, 2001
| 5. Произвольность
| Гуткина Н.И. «Домик»
| Гуткина.Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М. 1993
| 6. Игра
| Эльконин Д.Б. «Критерии развития игровой деятельности»
| Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск 1999
| 7. Коммуникативные навыки
| Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития
| Юдина Е.В. Степанова Г.Б. Педагогическая диагностика в д/с. М. 2002
| Изучение эмоционально - волевой сферы ребенка:
Работа по программе начинается и заканчивается психолого-педагогической диагностикой изучения особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.
1. Методика «Выбери нужное лицо» (авторы Тэммл, Дорки, Амен),
2. Агафонова И.Н. - для оценки уровня личностной тревожности ребенка;
3. Методика «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов, 2001) - для оценки уровня агрессивности;
4. Рисуночная методика Дж. Бака «Дом-Дерево-Человек», методика «Рисунок несуществующего животного», тест «Страхи в домиках» - анализируются признаки по следующим параметрам: тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, трудности общения, незащищенность;
5. Игра “Секрет” - для того чтобы обнаружить скрытые избирательные отношения, симпатии детей, и выяснить, повлияют ли личностные симпатии на характер взаимовлияния детей в совместной деятельности.
Содержательный раздел
Методы и приемы работы с воспитанниками
Деятельность кружка с детьми старшего дошкольного возраста «Развивай-ка», содержит элементы сказкотерапии, игровой деятельности, психомышечной тренировки, где особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы.
Кружок «Развивай - ка» носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).
Работа кружка рассчитана на 1 год обучения и состоит из следующих этапов:
Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман.
Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент направлен на развитие познавательных психических процессов; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чувства.
После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению. Цель работы на этом этапе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт.
Формы обучения
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.
В сказкотерапии возможно использование уже готовых сказок, после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, а также составление психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по структуре и содержанию должен быть связан с жизнью и трудностями ребенка.
Сказка удовлетворяет три доминирующие психологические потребности ребенка:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку.
Занятия – сказки позволяет включить ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Этот результат достигается как особой подачей сказочного материала педагогом- психологом, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств, так и средствами психогимнастики, психодрамы, физическими упражнениями, элементами визуализации.
Сказкотерапевтическое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Воспитанники с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнение на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” огонька свечи, “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг другу.
Заканчивается каждое занятие-сказка заканчивается рефлексией, когда воспитанники представляют себе что-то заданное педагогом- психологом, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу. Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что воспитанники вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая педагогу- психологу, какое действие перенесет их в сказку на этот раз.
2.3. Учебно-тематический план
Комплекс занятий направлен на развитие взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Коммуникация», «Развитие познавательных процессов», «Эмоционально-эстетический», «Мелкая моторика», «Психомышечная тренировка» (для снятия мышечного и эмоционального напряжения).
Содержание материала можно использовать в групповых и индивидуальных занятиях с детьми подготовительных групп. Общая продолжительность программы «Развивай - ка» 54 занятия. Эффективный режим проведения занятий 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Количество детей в группе 10-12 человек.
2.4Календарно тематическое планирование психологических занятий
Месяц
| Познавательные цели
| Содержание занятия
| Октябрь
| Занятие №1 Сказка для школьной адаптации «Создание лесной школы»
| Приветствие. Игра «Давайте познакомимся»
Игра «ветер дует на...»
Сказка «Создание "Лесной школы"»
Упражнение «Раскрась ежика»
Упражнение «Найди всех зверей»
Игра «Доброе животное»
| Занятие №2 Сказка для школьной адаптации «Букет для учителя»
| Приветствие. Игра «Делай, как я»
Сказка «Букет для учителя»
Упражнение «Букет»
Упражнение «Профессии»
Игра «Составь картинку»
Игра «Подари мне свою улыбку»
Упражнение «словарик эмоций»
| Занятие №3 Сказка для школьной адаптации «Смешные страхи»
| Приветствие. Игра «все, кого зовут...»
Сказка «Смешные страхи»
Упражнение «помоги зайчикам встретиться»
Игра «Составь картинку»
Упражнение «Словарик» эмоций»
Игра «На что похоже настроение?»
Игра «Бывает, не бывает»
| Занятие №4 Сказка для школьной адаптации «Игры в школе»
| Приветствие. Игра «незнайка»
Сказка «Игры в школе»
Упражнение «Рассказ о своей группе»
Упражнение «Раскрась всех рыб»
Упражнение «лабиринт»
Упражнение «Времена года»
| Занятие №5 Сказка для школьной адаптации «Школьные правила»
| Приветствие. Игра «Пропой свое имя»
Сказка «школьные правила»
Упражнение «Правила на занятиях»
Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо»
| Занятие №6 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды «Собирание портфеля»
| Приветствие. Игра «Ветерок»
Сказка «Собирание портфеля»
Упражнение «Школьные предметы»
Упражнение «Раскрась филина»
Игра «Доскажи словечко»
Игра «Школьные принадлежности»
| Занятие №7 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды «Белочки сон»
| Приветствие. Упражнение «я рад вас видеть!»
Сказка «Белочкин сон»
Игра «Что спрятано в Белочкином рюкзаке?»
Игра «Составь картинку»
Упражнение «Лабиринт»
Упражнение «Закономерность»
Игра «воздушный шар»
|
| Занятие №8 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды «Госпожа Аккуратность»
| Приветствие. Упражнение «перышко!»
Сказка «Госпожа Аккуратность»
Упражнение «Ежик и предметы»
Упражнение «Цветочки для зайки»
Игра «Кричалки-шепталкм-молчалки»
| Ноябрь
| Занятие №9 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды «Жадность»
| Приветствие. Упражнение «я рад васвидеть!»
Сказка«Жадность»
Упражнение «Цепочка»
Упражнение «Зайцы в лабиринте»
Игра «Угадай, кто мой друг»
| Занятие №10 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды «Волшебное яблоко (воровство)»
| Приветствие. Игра «Подари мне свою улыбку»
Сказка «Волшебное яблоко (воровство)»
Игра «Составь картинку»
Игра «право-лево»
Упражнение «лисенок и фигуры»
Игра «Передай мяч»
| Занятие №11 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды «Подарки в день рождения»
|
Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»
Сказка «Подарки в день рождения»
Упражнение «Раскрась всех птиц»
Упражнение «Какой игрушки не хватает?»
Игра «Запоминайка»
Игра «Подарки»
| Занятие №12 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Домашнее задание»
| Приветствие. Упражнение «Колокольчик»
Сказка «Домашнее задание»
Игра «Картинки-загадки»
Упражнение «Коврики»
Упражнение «Лисенок и листочки»
Упражнение «Четвертый лишний»
Игра «Доброе животное»
| Занятие №13 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Школьные оценки»
| Приветствие. Игра «Мячик»
Сказка «Школьные оценки»
Игра «Парные картинки»
Упражнение «Продолжи в определенной последовательности»
Упражнение «Найди каждой пчелке свой цветочек»
| Занятие №14 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Ленивец»
| Приветствие. Игра «ладошки»
Сказка «Ленивец»
Упражнение «Медвежата»
Упражнение «Мишкин квадрат»
Упражнение «Прятки с картинками»
Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»
| Занятие №15 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Списывание»
| Приветствие. Игра «Колокольчик»
Сказка «Списывание»
Игра «Определения»
Упражнение «Продолжи ряд»
Упражнение «Найди силуэт бабочки»
Упражнение «Еж и фрагменты»
| Занятие №16 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Подсказка»
| Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»
Сказка «Подсказка»
Игра «Противоположность»
Упражнение «Белочка и квадрат»
Упражнение «Угощенья»
Упражнение «Диктант»
| Декабрь
| Занятие №17 Сказки о здоровье в том числе психическом «Обманный отдых»
| Приветствие. Игра «Поймай взгляд»
Сказка «Обманный отдых»
Упражнение «Распорядок дня»
Упражнение «Диктант»
Игра «Найди отличия»
Игра «волшебный лес»
| Занятие №18 Сказки о здоровье в том числе психическом «Бабушкин помощник»
| Приветствие
Сказка «Бабушкин помощник»
Оформление стенгазеты
Игра «Зеваки»
Упражнение «Лабиринт»
| Занятие №19 Сказки о здоровье в том числе психическом «Прививка»
| Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»
Сказка «Прививка»
Игра «Составь картинку»
Игра «Замри»
Упражнение «Говорящие рисунки»
| Занятие №20 Сказки о здоровье в том числе психическом «Больной друг»
| Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»
Сказка «Больной друг»
Упражнение «Снеговик»
Упражнение «Найди белку»
Упражнение «Новогодние подарки»
Игра «Подарки»
| Занятие №21 Сказка о школьных конфликтах «Ябеда»
| Приветствие. Упражнение «Доброе утро»
Сказка «Ябеда»
Игра «Составь картинку»
Упражнение «Что лишнее в ряду?»
Упражнение «Сосчитай всех животных»
Упражнение «Найди картинки»
Упражнение «комплименты»
| Занятие №22 Сказка о школьных конфликтах «Шапка невидимка»
| Приветствие. Игра «ладошки»
Сказка «Шапка-невидимка»
Игра «Составь картинку»
Игра со шляпой
Упражнение «ягоды»
Упражнение «Сделай все мячики одинаковыми»
Упражнение «цветочные закономерности»
| Занятие №23 Сказка о школьных конфликтах «Задача для лисенка (ложь)»
| Приветствие. Игра «здравствуйте»
Сказка «Задача для Лисенка (ложь)»
Упражнение «Лисенок и закономерность»
Упражнение «Продолжи ряд»
Упражнение «Выполни по образцу»
Игра «запрещенное движение»
| Занятие №24 Сказка о школьных конфликтах «Спорщик»
| Приветствие. Упражнение «Наши помощники»
Сказка «Спорщик»
Упражнение «Ежик и закономерность»
Упражнение «Парные фигуры»
Упражнение «Футбол»
Игра «Ton-хлоп»
| Январь
| Занятие №25 Сказка о школьных конфликтах «Обида»
| Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»
Сказка «Обида»
Упражнение «Настроение»
Игра «На что похоже настроение?»
Упражнение «Лишнее животное»
Упражнение «Дорисуй-ка»
Игра «Слушай хлопки»
| Занятие №26 Сказка о школьных конфликтах «Хвосты»
| Приветствие. Упражнение «Наши помощники»
Сказка «Хвосты»
Упражнение «Что неверно?»
Упражнение «Звери в домиках»
Игра «Доброе животное»
| Февраль
| Занятие №27 Сказка о школьных конфликтах «Драки»
| Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»
Сказка «Драки»
Упражнение «Дотронься до...»
Упражнение «Продолжи ряд»
Упражнение «Найди такой же...»
Упражнение «Кораблики»
Игра «Воздушный шар»
| Занятие №28 Сказка о школьных конфликтах «Грубые слова»
| Приветствие. Упражнение «я рад вас видеть.'»
Сказка «Грубые слова»
Упражнение «Найди все овощи для зайчика»
Упражнение «Ругаемся овощами»
Упражнение «мимика и жесты»
Упражнение «лесная почта»
Упражнение «Бабочки»
Упражнение «Сделай всех бабочек одинаковыми»
| Занятие №29 Сказка о школьных конфликтах «Дружная страна»
| Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Сказка «Дружная страна»
Упражнение «Ковер»
Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей»
Упражнение «Найди лишнее»
Игра «Дружный паровозик»
| Занятие №30 Сказка о школьных конфликтах «гордость школы»
| Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Сказка «Гордость школы»
Игра «найди отличия»
Упражнение «Дорисуй-ка»
Упражнение «Фрагменты»
Упражнение «Дуэт»
| Занятие №31
Диагностическое занятие
|
| Занятие №32 Диагностическое занятие
|
| Занятие №33 Сказка "Дружные путешественники"
Развитие речи, слухового внимания, развитие слухового и зрительного анализаторов, мелкой моторики
| Приветствие «Братья ленивцы»
Сказка «Дружные путешественники»
Беседа по сказке о чувствах и отношении детей к герою.
Работа в бланках «Лабиринты»
Упражнение «Запомни и покажи»
| Занятие №34 Сказка «Жизнь как чудо»
Развитие сосредоточенности внимания, мелкой моторики рук.
Психомышечная тренировка
| Приветствие «Гости»
Сказка «Жизнь как чудо»
Игра-перевоплощение «Представь себя облачком, плывущим по небу»
Пение песни «Облака, белогривые лошадки» с имитацией движений
«Обведи рисунок»
Психомышечная тренировка
«От улыбки станет всем светлей»
| Март
| Занятие №35
Разноцветный город
Развитие памяти, развитии мышления, мелкой моторики рук
| Приветствие «Комплименты»
Упражнение «Возьми себя в руки».
Игра «Что можно, а что нельзя»
Работа в бланках «Обведи Теремки»
«Загадки»
Упражнение «Круг друзей».
| Занятие №36 Развитие мышления, мелкой моторики рук, продолжать знакомить детей со школой, школьной атрибутикой
Психомышечная тренировка
| Приветствие «Комплименты»
Психомышечная тренировка
Упражнение «Заряд бодрости»
Работа в бланках «Запомни и нарисуй»
Упражнение «Угадай предмет и дорисуй»
Упражнение «Что возьму с собою в школу»
Упражнение «Круг друзей»
| Занятие №37 Сказка «В гостях у Мальвины»
Развитие памяти, мышления, пространственной ориентации, учить бережливо относиться к своим вещам.
| Упражнение «Комплименты»
Сказка «В гостях у Мальвины»
Игра-имитация «Починим стульчик»
«Распутай бусы»
Работа в бланках«Угадай предмет»
Упражнение «Улыбка»
| Занятие №38 Сказка «В гостях у Мальвины». Развитие произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук. Психомышечная тренировка
| Приветствие «Дружба начинается с улыбки»
«Давай понюхаем цветочек»
Работа в бланках «Веселые цифры»
Этюд «Глаза в глаза»
Упражнение «Солнечные лучики»
| Занятие №39 Игралочка
Учится осознавать свои тактильные ощущения, мелкая моторика, геометрические фигуры, мелкая моторика
| «Дружба начинается с улыбки»
Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей».
Работа в бланках «Геометрические фигуры»
«На что похоже»
«Лабиринты»
Упражнение «Солнечные лучики»
| Занятие №40 Игралочка
Формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание, почувствовать единство с ним, развитие мелкой моторики
Психомышечная тренировка
| «Дружба начинается с улыбки»
Сказка «Как можно понять настроение человека?»
Игра «На что похоже настроение?»
Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое»
Психомышечная тренировка
Работа в бланках «Обведи по контуру»
Упражнение «Солнечные лучики»
| Занятие №41 «Город угадайка». Развитие слухового внимания, памяти и мышления, развитие пространственной ориентации
| «Дружба начинается с улыбки»
Игра-беседа. «Ты — часть природы»
Загадки, ребусы
Работа в бланках «Найди лишнее»
Игра «Мяч в руки».
Упражнение «Солнечные лучики».
| Занятие №43 «Город угадайка». Умение детей устанавливать закономерности и систематизации,
развитие внимания и зрительной памяти, развитие мелких мышц рук. Психомышечная тренировка
| «Дружба начинается с улыбки»
Игра «Когда это бывает», «Что, зачем»
Работа в бланках «Продолжи цепочку»
Психомышечная тренировка
Загадки, ребусы
Упражнение «Солнечные лучики»
| Апрель
| Занятие №44 Волшебный лес "Страны Чудес"
Развитие произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук, вспоминаем школьные правила
| Приветствие «Делай как я..»
Сказка «Волшебный лес»
Работа в бланке «Узоры»
«Графический диктант»
Игра-имитация «Деревья» (под музыку)
Упражнение «Солнечные лучики»
| Занятие №45 Волшебный лес "Страны Чудес"
Развитие речи, быстроты мышления, мелкой моторики рук,
положительного эмоционального отношения к школе
Психомышечная тренировка
| Приветствие. Игра «Колокольчик»
Загадки
Работа в бланках «найди закономерность»
Логическая игра «Блоки Дъенеша»
Игра «запрещенное движение»
| Занятие №46 « У самого синего моря»
Развивать внимание, зрительное восприятие, мелкой моторики рук, развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности
| Приветствие. Игра «Ветерок»
Игра-перевоплощение «Представь себя камнем у дороги»
Работа в бланках
Групповая работа «Мы — художники»
Игра «Воздушный шар»
| Занятие №47 « У самого синего моря»
Развитие слухового сосредоточения, внимания, повышение учебной мотивации у детей. Психомышечная тренировка
| Упражнение «Наши помощники»
Игра «Зазнайки»
Работа в бланке «Обведи контур»
Психомышечная тренировка
Упражнение «Высокие деревья»
| Занятие №48 «Такие разные настроения»
Развитие умения классифицировать предметы по определённому признаку, мелкой моторики руки, сплоченности группы.
| Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей».
Работа в бланках «Веселые цифры»
«На что похоже»
«Лабиринты»
Упражнение «Вместе весело шагать»
| Занятие №49 «Такие разные настроения
Сказка «Скажи хорошее о друге». Развитие умения классифицировать предметы по определённому признаку, мелкой моторики руки, сплоченности группы.
Психомышечная тренировка
| Упражнение «Комплименты»
Сказка«Скажи хорошее о друге»
Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи
Работа в бланке «Цепочка»
Психомышечная тренировка
Игра «музыкальные ребята»
| Занятие №50 «Такие разные настроения» .
Развитие классифицировать предметы по определённому признаку, мелкой моторики руки, сплоченности группы.
| Упражнение «Давайте поздороваемся»
Работа в бланках «Клеточки»
Этюд «Спаси птенца»
«Загадки»
«Найди лишнее»
Групповая работа «Мы строители»
| Занятие №51 «Такие разные настроения»
Закрепление представлений о школе
Психомышечная тренировка
| Упражнение «Я хочу тебе подарить»
Работа в бланках
«Собери портфель»
Настольная игра «школьные правила»
Этюд «Мой учитель. Какой он»
Психомышечная тренировка
| Май
| Занятие №52 Занятие является заключительным в программе. Детям дается возможность обобщить полученные в процессе освоения программы знания и придумать свою сказку
| Упражнение «Давайте поздороваемся»
Совместная сказка
Групповой рисунок «Моя школа»
| Занятие №53 Диагностическое
|
| Занятие №54 Диагностическое
|
| Итого
|
|
|
Организационный
|