Контрольно измерительный материал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольно измерительный материал



Используемый диагностический комплекс

Изучаемый параметр Методика Источник
1. Воображение, моторика Дьяченко О.М «Дорисовывание фигур» Психолог в ДОУ: методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т. В. Лаврентьевой. М,1996
2. Самооценка Хухлаева Л. «Лесенка» Клюева Н.В. Касаткина Ю.В Учим детей общению. Ярославль, 1997
3. Статус в группе «Два дома» Агаева Е.И. Задачи и функции психолога в ДОУ. М, 1998
4. Мотивация Банков. С.А. Тестовая беседа Посевина Г.П.., Король. Л.. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «Радость познания». Ростов-на-Дону, 2001
5. Произвольность Гуткина Н.И. «Домик»   Гуткина.Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М. 1993
6. Игра Эльконин Д.Б. «Критерии развития игровой деятельности» Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск 1999
7. Коммуникативные навыки Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития Юдина Е.В. Степанова Г.Б. Педагогическая диагностика в д/с. М. 2002

Изучение эмоционально - волевой сферы ребенка:

Работа по программе начинается и заканчивается психолого-педагогической диагностикой изучения особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

1. Методика «Выбери нужное лицо» (авторы Тэммл, Дорки, Амен),

2. Агафонова И.Н. - для оценки уровня личностной тревожности ребенка;

3. Методика «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов, 2001) - для оценки уровня агрессивности;

4. Рисуночная методика Дж. Бака «Дом-Дерево-Человек», методика «Рисунок несуществующего животного», тест «Страхи в домиках» - анализируются признаки по следующим параметрам: тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, трудности общения, незащищенность;

5. Игра “Секрет” - для того чтобы обнаружить скрытые избирательные отношения, симпатии детей, и выяснить, повлияют ли личностные симпатии на характер взаимовлияния детей в совместной деятельности.

 

 

Содержательный раздел

Методы и приемы работы с воспитанниками

Деятельность кружка с детьми старшего дошкольного возраста «Развивай-ка», содержит элементы сказкотерапии, игровой деятельности, психомышечной тренировки, где особое внимание уделе­но подбору литературных произведений сказочного содер­жания, предъявляемых в качестве стимульного материа­ла. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воз­действия, способствующим формированию коммуника­тивных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы.

Кружок «Развивай - ка» носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития соци­альной уверенности ребенка) и профилактический харак­тер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).

Работа кружка рассчитана на 1 год обучения и состоит из следующих этапов:

Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман.

Второй этап (активизация и развитие познаватель­ных процессов). Акцент направлен на развитие познава­тельных психических процессов; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенно­го, наглядно-образного, словесно-логического, творчес­кого и критического мышления.

Третий этап (эмоционально-эстетический). Предус­матривает смысловую законченность применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чув­ства.

После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению. Цель работы на этом эта­пе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их лич­ный опыт.

 

 

Формы обучения

Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического клима­та и благоприятной предметно-пространственной среды.

В сказкотерапии возможно использование уже гото­вых сказок, после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказ­ки связываются с личным опытом ребенка, с его пробле­мами, а также составление психологом специально-на­правленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по струк­туре и содержанию должен быть связан с жизнью и труд­ностями ребенка.

Сказка удовлетворяет три доминирующие психоло­гические потребности ребенка:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои соб­ственные силы.

2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается побе­дителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убе­гает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку.

Занятия – сказки позволяет включить ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Этот результат достигается как особой подачей сказочного материала педагогом- психологом, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств, так и средствами психогимнастики, психодрамы, физическими упражнениями, элементами визуализации.

Сказкотерапевтическое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Воспитанники с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнение на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” огонька свечи, “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг другу.

Заканчивается каждое занятие-сказка заканчивается рефлексией, когда воспитанники представляют себе что-то заданное педагогом- психологом, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу. Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что воспитанники вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая педагогу- психологу, какое действие перенесет их в сказку на этот раз.

2.3. Учебно-тематический план

Комплекс занятий направлен на развитие взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Коммуникация», «Развитие познавательных процессов», «Эмоционально-эстетический», «Мелкая моторика», «Психомышечная тренировка» (для снятия мышечного и эмоционального напряжения).

Содержание материала можно использовать в групповых и индивидуальных занятиях с детьми подготовительных групп. Общая продолжительность программы «Развивай - ка» 54 занятия. Эффективный режим проведения занятий 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Количество детей в группе 10-12 человек.

 

2.4Календарно тематическое планирование психологических занятий

Месяц Познавательные цели Содержание занятия
Октябрь Занятие №1 Сказка для школьной адаптации «Создание лесной школы» Приветствие. Игра «Давайте познакомимся» Игра «ветер дует на...» Сказка «Создание "Лесной школы"» Упражнение «Раскрась ежика» Упражнение «Найди всех зверей» Игра «Доброе животное»
Занятие №2 Сказка для школьной адаптации «Букет для учителя» Приветствие. Игра «Делай, как я» Сказка «Букет для учителя» Упражнение «Букет» Упражнение «Профессии» Игра «Составь картинку» Игра «Подари мне свою улыбку» Упражнение «словарик эмоций»  
Занятие №3 Сказка для школьной адаптации «Смешные страхи» Приветствие. Игра «все, кого зовут...» Сказка «Смешные страхи» Упражнение «помоги зайчикам встретиться» Игра «Составь картинку» Упражнение «Словарик» эмоций» Игра «На что похоже настроение?» Игра «Бывает, не бывает»  
Занятие №4 Сказка для школьной адаптации «Игры в школе» Приветствие. Игра «незнайка» Сказка «Игры в школе» Упражнение «Рассказ о своей группе» Упражнение «Раскрась всех рыб» Упражнение «лабиринт» Упражнение «Времена года»  
Занятие №5 Сказка для школьной адаптации «Школьные правила» Приветствие. Игра «Пропой свое имя» Сказка «школьные правила» Упражнение «Правила на занятиях» Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо»
Занятие №6 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды «Собирание портфеля» Приветствие. Игра «Ветерок» Сказка «Собирание портфеля» Упражнение «Школьные предметы» Упражнение «Раскрась филина» Игра «Доскажи словечко» Игра «Школьные принадлежности»  
Занятие №7 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды «Белочки сон» Приветствие. Упражнение «я рад вас видеть!» Сказка «Белочкин сон» Игра «Что спрятано в Белочкином рюкзаке?» Игра «Составь картинку» Упражнение «Лабиринт» Упражнение «Закономерность» Игра «воздушный шар»  
  Занятие №8 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды «Госпожа Аккуратность»   Приветствие. Упражнение «перышко!» Сказка «Госпожа Аккуратность» Упражнение «Ежик и предметы» Упражнение «Цветочки для зайки» Игра «Кричалки-шепталкм-молчалки»  
Ноябрь Занятие №9 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды «Жадность» Приветствие. Упражнение «я рад васвидеть!» Сказка«Жадность» Упражнение «Цепочка» Упражнение «Зайцы в лабиринте» Игра «Угадай, кто мой друг»  
Занятие №10 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды «Волшебное яблоко (воровство)» Приветствие. Игра «Подари мне свою улыбку» Сказка «Волшебное яблоко (воровство)» Игра «Составь картинку» Игра «право-лево» Упражнение «лисенок и фигуры» Игра «Передай мяч»    
Занятие №11 Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образова­тельной среды «Подарки в день рождения»   Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Подарки в день рождения» Упражнение «Раскрась всех птиц» Упражнение «Какой игрушки не хватает?» Игра «Запоминайка» Игра «Подарки»  
Занятие №12 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Домашнее задание» Приветствие. Упражнение «Колокольчик» Сказка «Домашнее задание» Игра «Картинки-загадки» Упражнение «Коврики» Упражнение «Лисенок и листочки» Упражнение «Четвертый лишний» Игра «Доброе животное»  
Занятие №13 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Школьные оценки» Приветствие. Игра «Мячик» Сказка «Школьные оценки» Игра «Парные картинки» Упражнение «Продолжи в определенной последовательности» Упражнение «Найди каждой пчелке свой цветочек»  
Занятие №14 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Ленивец» Приветствие. Игра «ладошки» Сказка «Ленивец» Упражнение «Медвежата» Упражнение «Мишкин квадрат» Упражнение «Прятки с картинками» Игра «Кричалки-шепталки-молчалки»  
Занятие №15 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Списывание» Приветствие. Игра «Колокольчик» Сказка «Списывание» Игра «Определения» Упражнение «Продолжи ряд» Упражнение «Найди силуэт бабочки» Упражнение «Еж и фрагменты»
Занятие №16 Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям «Подсказка» Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Подсказка» Игра «Противоположность» Упражнение «Белочка и квадрат» Упражнение «Угощенья» Упражнение «Диктант»
Декабрь Занятие №17 Сказки о здоровье в том числе психическом «Обманный отдых» Приветствие. Игра «Поймай взгляд» Сказка «Обманный отдых» Упражнение «Распорядок дня» Упражнение «Диктант» Игра «Найди отличия» Игра «волшебный лес»  
Занятие №18 Сказки о здоровье в том числе психическом «Бабушкин помощник» Приветствие Сказка «Бабушкин помощник» Оформление стенгазеты Игра «Зеваки» Упражнение «Лабиринт»  
Занятие №19 Сказки о здоровье в том числе психическом «Прививка» Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Прививка» Игра «Составь картинку» Игра «Замри» Упражнение «Говорящие рисунки»  
Занятие №20 Сказки о здоровье в том числе психическом «Больной друг» Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Больной друг» Упражнение «Снеговик» Упражнение «Найди белку» Упражнение «Новогодние подарки» Игра «Подарки»  
Занятие №21 Сказка о школьных конфликтах «Ябеда» Приветствие. Упражнение «Доброе утро» Сказка «Ябеда» Игра «Составь картинку» Упражнение «Что лишнее в ряду?» Упражнение «Сосчитай всех животных» Упражнение «Найди картинки» Упражнение «комплименты»
Занятие №22 Сказка о школьных конфликтах «Шапка невидимка» Приветствие. Игра «ладошки» Сказка «Шапка-невидимка» Игра «Составь картинку» Игра со шляпой Упражнение «ягоды» Упражнение «Сделай все мячики одинаковыми» Упражнение «цветочные закономерности»  
Занятие №23 Сказка о школьных конфликтах «Задача для лисенка (ложь)» Приветствие. Игра «здравствуйте» Сказка «Задача для Лисенка (ложь)» Упражнение «Лисенок и закономерность» Упражнение «Продолжи ряд» Упражнение «Выполни по образцу» Игра «запрещенное движение»  
Занятие №24 Сказка о школьных конфликтах «Спорщик» Приветствие. Упражнение «Наши помощники» Сказка «Спорщик» Упражнение «Ежик и закономерность» Упражнение «Парные фигуры» Упражнение «Футбол» Игра «Ton-хлоп»
Январь Занятие №25 Сказка о школьных конфликтах «Обида» Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Обида» Упражнение «Настроение» Игра «На что похоже настроение?» Упражнение «Лишнее животное» Упражнение «Дорисуй-ка» Игра «Слушай хлопки»
Занятие №26 Сказка о школьных конфликтах «Хвосты» Приветствие. Упражнение «Наши помощники» Сказка «Хвосты» Упражнение «Что неверно?» Упражнение «Звери в домиках» Игра «Доброе животное»  
Февраль Занятие №27 Сказка о школьных конфликтах «Драки» Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!» Сказка «Драки» Упражнение «Дотронься до...» Упражнение «Продолжи ряд» Упражнение «Найди такой же...» Упражнение «Кораблики» Игра «Воздушный шар»  
Занятие №28 Сказка о школьных конфликтах «Грубые слова» Приветствие. Упражнение «я рад вас видеть.'» Сказка «Грубые слова» Упражнение «Найди все овощи для зайчика» Упражнение «Ругаемся овощами» Упражнение «мимика и жесты» Упражнение «лесная почта» Упражнение «Бабочки» Упражнение «Сделай всех бабочек одинаковыми»  
Занятие №29 Сказка о школьных конфликтах «Дружная страна» Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся» Сказка «Дружная страна» Упражнение «Ковер» Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей» Упражнение «Найди лишнее» Игра «Дружный паровозик»
Занятие №30 Сказка о школьных конфликтах «гордость школы» Приветствие. Упражнение «Давайте поздороваемся» Сказка «Гордость школы» Игра «найди отличия» Упражнение «Дорисуй-ка» Упражнение «Фрагменты» Упражнение «Дуэт»
Занятие №31 Диагностическое занятие  
Занятие №32 Диагностическое занятие  
Занятие №33 Сказка "Дружные путешественники" Развитие речи, слухового внимания, развитие слухового и зрительного анализаторов, мелкой моторики Приветствие «Братья ленивцы» Сказка «Дружные путешественники» Беседа по сказке о чувствах и отношении детей к герою. Работа в бланках «Лабиринты» Упражнение «Запомни и покажи»
Занятие №34 Сказка «Жизнь как чудо» Развитие сосредоточенности внимания, мелкой моторики рук. Психомышечная тренировка Приветствие «Гости» Сказка «Жизнь как чудо» Игра-перевоплощение «Представь себя облачком, плывущим по небу» Пение песни «Облака, белогривые лошадки» с имитацией движений «Обведи рисунок» Психомышечная тренировка «От улыбки станет всем светлей»
Март Занятие №35 Разноцветный город Развитие памяти, развитии мышления, мелкой моторики рук Приветствие «Комплименты» Упражнение «Возьми себя в руки». Игра «Что можно, а что нельзя» Работа в бланках «Обведи Теремки» «Загадки» Упражнение «Круг друзей».
Занятие №36 Развитие мышления, мелкой моторики рук, продолжать знакомить детей со школой, школьной атрибутикой Психомышечная тренировка Приветствие «Комплименты» Психомышечная тренировка Упражнение «Заряд бодрости» Работа в бланках «Запомни и нарисуй» Упражнение «Угадай предмет и дорисуй» Упражнение «Что возьму с собою в школу» Упражнение «Круг друзей»
Занятие №37 Сказка «В гостях у Мальвины» Развитие памяти, мышления, пространственной ориентации, учить бережливо относиться к своим вещам. Упражнение «Комплименты» Сказка «В гостях у Мальвины» Игра-имитация «Починим стульчик» «Распутай бусы» Работа в бланках«Угадай предмет» Упражнение «Улыбка»
Занятие №38 Сказка «В гостях у Мальвины». Развитие произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук. Психомышечная тренировка Приветствие «Дружба начинается с улыбки» «Давай понюхаем цветочек» Работа в бланках «Веселые цифры» Этюд «Глаза в глаза» Упражнение «Солнечные лучики»
Занятие №39 Игралочка Учится осознавать свои тактильные ощущения, мелкая моторика, геометрические фигуры, мелкая моторика «Дружба начинается с улыбки» Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей». Работа в бланках «Геометрические фигуры» «На что похоже» «Лабиринты» Упражнение «Солнечные лучики»  
Занятие №40 Игралочка Формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание, почувствовать единство с ним, развитие мелкой моторики Психомышечная тренировка «Дружба начинается с улыбки» Сказка «Как можно понять настроение человека?» Игра «На что похоже настроение?» Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое» Психомышечная тренировка Работа в бланках «Обведи по контуру» Упражнение «Солнечные лучики»  
Занятие №41 «Город угадайка». Развитие слухового внимания, памяти и мышления, развитие пространственной ориентации «Дружба начинается с улыбки» Игра-беседа. «Ты — часть природы» Загадки, ребусы Работа в бланках «Найди лишнее» Игра «Мяч в руки». Упражнение «Солнечные лучики».  
Занятие №43 «Город угадайка». Умение детей устанавливать закономерности и систематизации, развитие внимания и зрительной памяти, развитие мелких мышц рук. Психомышечная тренировка «Дружба начинается с улыбки» Игра «Когда это бывает», «Что, зачем» Работа в бланках «Продолжи цепочку» Психомышечная тренировка Загадки, ребусы Упражнение «Солнечные лучики»
Апрель Занятие №44 Волшебный лес "Страны Чудес" Развитие произвольного внимания, речи, мелкой моторики рук, вспоминаем школьные правила Приветствие «Делай как я..» Сказка «Волшебный лес» Работа в бланке «Узоры» «Графический диктант» Игра-имитация «Деревья» (под музыку) Упражнение «Солнечные лучики»
Занятие №45 Волшебный лес "Страны Чудес" Развитие речи, быстроты мышления, мелкой моторики рук, положительного эмоционального отношения к школе Психомышечная тренировка Приветствие. Игра «Колокольчик» Загадки Работа в бланках «найди закономерность» Логическая игра «Блоки Дъенеша» Игра «запрещенное движение»  
Занятие №46 « У самого синего моря» Развивать внимание, зрительное восприятие, мелкой моторики рук, развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности Приветствие. Игра «Ветерок» Игра-перевоплощение «Представь себя камнем у дороги» Работа в бланках Групповая работа «Мы — художники» Игра «Воздушный шар»  
Занятие №47 « У самого синего моря» Развитие слухового сосредоточения, внимания, повышение учебной мотивации у детей. Психомышечная тренировка Упражнение «Наши помощники»   Игра «Зазнайки» Работа в бланке «Обведи контур» Психомышечная тренировка Упражнение «Высокие деревья»
Занятие №48 «Такие разные настроения» Развитие умения классифицировать предметы по определённому признаку, мелкой моторики руки, сплоченности группы. Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей». Работа в бланках «Веселые цифры» «На что похоже» «Лабиринты» Упражнение «Вместе весело шагать»  
Занятие №49 «Такие разные настроения Сказка «Скажи хорошее о друге». Развитие умения классифицировать предметы по определённому признаку, мелкой моторики руки, сплоченности группы. Психомышечная тренировка Упражнение «Комплименты» Сказка«Скажи хорошее о друге» Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи Работа в бланке «Цепочка» Психомышечная тренировка Игра «музыкальные ребята»
Занятие №50 «Такие разные настроения» . Развитие классифицировать предметы по определённому признаку, мелкой моторики руки, сплоченности группы. Упражнение «Давайте поздороваемся» Работа в бланках «Клеточки» Этюд «Спаси птенца» «Загадки» «Найди лишнее» Групповая работа «Мы строители»  
Занятие №51 «Такие разные настроения» Закрепление представлений о школе Психомышечная тренировка Упражнение «Я хочу тебе подарить» Работа в бланках «Собери портфель» Настольная игра «школьные правила» Этюд «Мой учитель. Какой он» Психомышечная тренировка
Май Занятие №52 Занятие является заключительным в про­грамме. Детям дается возможность обобщить получен­ные в процессе освоения программы знания и придумать свою сказку Упражнение «Давайте поздороваемся» Совместная сказка Групповой рисунок «Моя школа»
Занятие №53 Диагностическое  
Занятие №54 Диагностическое  
Итого    

Организационный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.014 с.)