Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дополнительная коррекционно – развивающая программа↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА УТВЕРЖДЕНА приказом МДОАУ «Детский сад № 20» От _____ ________2014 № ___
Принята Педагогическим советом протокол от 29. 08. 2014г. № 1 02-03 Дополнительная коррекционно – развивающая программа «Развивай - ка» (Подготовка к школе для детей дошкольного возраста 6-7 лет) Педагог – психолог Карандашова М.В Г. Нефтеюганск 2014г СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1 Целевой 1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………...3 1.2 Актуальность ………………………………………………………………………..4 1.3 Концептуальные подходы……………… ………………………………………… 4 1.4 Принципы ……………………………………………………………………………6 1.5 Цели и задачи…………………….…………………………………………………. 7 Раздел 2 Содержательный
2.1 Методы и приемы работы с воспитанниками ……………………………………. 11 2.2 Формы обучения ………………………………………………………………… ….12 2.3 Учебный план ………………………………………………………………………...14 2.4 Календарно тематическое планирование…………………………………………..14
Раздел 3 Организационный
3.1 Материально – техническое обеспечение ………………………………………….22 3.2 Организация предметно – пространственной среды ……………………...……….22 3.3 Программно – методическое обеспечение ………………………………………….23 Литература ……………………………………………………………………………24 Приложение 1…………………………………………………………………………25 Приложение 2…………………………………………………………………………26
Целевой раздел ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований и в работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на различных образовательных ступеньках. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, обучая ребенка взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого. В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются. Актуальность
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Одна из наиболее важных проблем в современном образовании - преемственность между дошкольным и начальным образованием (ФГОС ДО). Поступление ребёнка в школу всё чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причём как для самого ребёнка, так и для его семьи, поэтому так актуальна и важна работа, направленная на личностное и эмоциональное развитие, социализацию ребенка. Сделав выводы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, занимаясь в кружке «Развивай-ка», воспитанник нашего дошкольного учреждения будет ориентирован к успешному обучению в школе, через социально ориентированную деятельность, направленную на другой субъект социальной жизни.
Концептуальные подходы Методологической основой деятельности программы кружка «Развивай – ка» являются идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей работе я придерживалась идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). На основании теоретического изучения психологических исследований, посвященных психологической готовности ребенка к обучению и психопрофилактике, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, была разработана комплексная программа «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников», содержащая элементы сказкотерапии, в структуру которой вошли модифицированные варианты развивающих программ для детей дошкольного возраста. Эта программа направлена на укрепление психического здоровья, духовного развития личности, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, интеллектуальное развитие личности. А так же на повышение самооценки детей, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения самооценки, наблюдательности, воспитание основ нравственности, профилактики и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости и тревожности, развитие психических процессов. Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации. Согласно концепции интегральной социальной сущности человека индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими. На занятиях я создаю условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; стремлюсь подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уникальности; помогаю ему в приобретении позитивного опыта самопознаний и самовыражения. Это является основой для перехода ребенка на следующий уровень — персонализации, который характеризуется индивидуальным выбором поведения, формированием ценностных ориентаций.
Принципы В основе деятельности программы кружка «Развивай-ка» лежат следующие принципы: · Принцип деятельностного подхода – организация активной деятельности воспитанника. · Принцип гуманизма – опора на положительное в ребенке, вера в его возможности. · Принцип системности – рассмотрение каждого воспитанника как условной, своеобразной, динамично развивающейся личности. · Принцип единства психолого – педагогической диагностики и коррекционно-развивающей работы – целостности оказания психологической помощи ребенку. · Принцип социально-личностного развития - способствует формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. · Принцип доступности – предъявление стимульного материала. · Принцип учета возрастно – психологических и индивидуальных особенностей воспитанника - создание условий для индивидуализации пути развития ребенка и утверждение его «самости», а также изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от исходных особенностей ребенка. Моя деятельность в рамках кружка «Развивай-ка» направлена на обеспечение эмоционального благополучия ребенка, интеллектуальное развитие личности, повышение самооценки детей, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воспитание основ нравственности, профилактике и психокоррекции агрессивности.
Цель, задачи Цель: обеспечение полноценного, гармоничного развития личности ребёнка, социализация, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации. Задачи: · расширять и систематизировать знания воспитанников об эмоциональной сфере человека; · обогащать эмоциональный опыт воспитанников; · формировать положительную мотивации к обучению; · формировать адекватную самооценку, объективного отношения к себе и своим качествам; · формировать умения работать в группе; · развивать интеллектуальные способности; · развивать познавательную деятельность; · обогащать речевой словарь воспитанников. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования: · понимает эмоциональное состояние других людей, активно выражает готовность помочь; · откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие; · отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха, а соответственно – стремление избежать принятия решения; · сформирована положительная мотивации к школьному обучению; · адаптирован к школьным условиям; · развиты познавательные психические процессы; · положительная динамика в речевом развитии. К концу учебного года дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств и предметов. В процессе приобретения знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность. Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов. Контрольный этап позволяет увидеть эффективность проведенной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются. Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка: • Особенности контакта ребенка; • Эмоциональная реакция на ситуацию обследования; реакция на одобрение; • Реакция на неудачи; • Эмоциональное состояние во время выполнения заданий; • Эмоциональная подвижность; • Особенности общения; • Реакция на результат. Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка: • Наличие и стойкость интереса к заданию; • Понимание инструкции; • Самостоятельность выполнения заданий; • Характер деятельности; • Темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности; • Работоспособность; • Организация помощи. Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы ребенка: • Особенности внимания; • Особенности восприятия; • Особенности памяти, мышления; • Особенности речевого развития; • Особенности моторных функций. Готовность ребенка к школьному обучению к концу года предполагает наличие у него следующих качеств: · Организованность, аккуратность; · Волевые качества; · Внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.); · Сообразительность, любознательность; · Развитая речь и хорошее воображение; · Хорошая память; · Моторная ловкость; · Дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми; · Начальные навыки счета и чтения. Содержательный раздел Формы обучения Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. В сказкотерапии возможно использование уже готовых сказок, после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, а также составление психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по структуре и содержанию должен быть связан с жизнью и трудностями ребенка. Сказка удовлетворяет три доминирующие психологические потребности ребенка: 1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. 2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. 3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. Занятия – сказки позволяет включить ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Этот результат достигается как особой подачей сказочного материала педагогом- психологом, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств, так и средствами психогимнастики, психодрамы, физическими упражнениями, элементами визуализации. Сказкотерапевтическое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Воспитанники с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнение на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” огонька свечи, “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг другу. Заканчивается каждое занятие-сказка заканчивается рефлексией, когда воспитанники представляют себе что-то заданное педагогом- психологом, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу. Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что воспитанники вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая педагогу- психологу, какое действие перенесет их в сказку на этот раз. 2.3. Учебно-тематический план Комплекс занятий направлен на развитие взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Коммуникация», «Развитие познавательных процессов», «Эмоционально-эстетический», «Мелкая моторика», «Психомышечная тренировка» (для снятия мышечного и эмоционального напряжения). Содержание материала можно использовать в групповых и индивидуальных занятиях с детьми подготовительных групп. Общая продолжительность программы «Развивай - ка» 54 занятия. Эффективный режим проведения занятий 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Количество детей в группе 10-12 человек.
2.4Календарно тематическое планирование психологических занятий
Организационный ЛИТЕРАТУРА
1. Агаева Е. Л., Бродфман В. В., Булычева А. И. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет.М., 1991. 2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры. М., 1991. 3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992. 4. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991. 5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 6. Волина В. В. Учимся играя. М., 1994. 7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994. 8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 9. Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. М.: Мозаика Синтез, 2000. 10. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001. 11. Кряжева Н. Л, Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996. 12. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6- 7 лет. — СПб.: «Цветик-семицветик»Речь, 2007. — 240 с. 13. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001. 14. Панфилова М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М.: ТЦ «Сфера», 2002. 15. Практикум по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Ев-стигнеевой. СПб.: Речь, 2000. 16. Самоукина Н. В, Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. М., 1993.132 с. 17. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005. 18. Шарохина В.Л Психологическая подготовка детей к школе: – М.; 2005.
ПСИХОМЫШЕЧНАЯ ТРЕНИРОВКА (комплекс упражнений) 1.Давай понюхаем цветок. Покажи, как ты нюхаешь цветы. Раз — поднеси обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохни их аромат, улыбнись, задержав дыхание. Два — опусти руки, делая выдох. (3—4 раза.) 2.Давай попьем колодезную водичку. Раз — набери воду из колодца. Два — поднеси ладошки с водой ко рту. Смотри, не расплескай воду. Три — попей, сделай вдох. Четыре — стряхни воду с рук и сделай выдох. (3—4 раза.) 3. Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Ты хочешь попробо вать эти яблочки? Тогда давай пойдем быстрее. (Ребенок встает.) Раз — подними правую ногу, подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два — опусти ногу, сделай выдох. Три — под ними левую ногу, сделай вдох, подержи ногу в таком положе нии, задержи дыхание. Четыре — опусти левую ногу, сделай вы дох. (3—4 раза.) 4.Смотри, на нашей дорожке появился медведь! Давай испугаемся и сожмемся в комочек. Раз — повернись на правый бок и свернись в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два — выпрямись, делая выдох. Три — повернись на левый бок и свернись в клубок, делая вдох. Четыре — выпрямись, делая выдох. (3—4 раза.) 5. Давай попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз — поверни голову направо, делая вдох. Приглядись,задержи дыхание. Два — поверни голову вперед, делая выдох.Три — поверни голову налево, делая вдох. Еще раз приглядись, задержи дыхание. Четыре — поверни голову вперед, делая выдох. (3—4 раза.) 6. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз.) 7. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз.) 8. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз.) 9. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз.) Затем — двумя руками одновременно. (5 раз.) 10. Сгибать и ра
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.72 (0.011 с.) |