ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип законности, легитимности и гласности в деятельности МСУ



Таким образом, в муниципальном праве не используется один из методов правового регулирования в качестве основного, специфического, присущего данной отрасли права, а имеет место синтез методов правового регулирования, что обусловлено предметом муниципального права и комплексным характером отрасли «муниципальное право». Все это создает особый режим муниципально-правового регулирования.

2.Муниципальное право как научная дисциплина: понятие, система, методы. Место науки муниципального права в системе юридических наук.
Научная дисциплина муниципального права - это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования1.
Теоретическую базу муниципального права составляют общепри знанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октяб ря 1985 г.
Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются также научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. К ним относятся работы В. Н. Лешкова «Опыт теории земства и его земских учреждений по Положению 1864 года января первого» (1865),
князя А. И. Васильчикова «О самоуправлении. Сравни тельный обзор русских и иностранных земских и общественных уч реждений» (1869-1871, т. 1-3), а также труды В. П. Безобразова, Б. Б. Веселовского, А. Д. Градовского, Н. И. Лазаревского и др.1 Фунда ментальными работами в области муниципального хозяйства являлись труды Л. А. Велихова «Опыт муниципальной программы» (1928) и «Ос новы городского хозяйства» (1928).
Особую группу составляют работы русских и зарубежных государствоведов, философов и политологов XIX и начала XX в., исследо вавших политико-правовую природу местного самоуправления; сле дует особенно выделить труды Н. Н. Алексеева, П. Ашлей, А. Васильчикова, Л. А. Велихова, Р. Гнейста, А. Д. Градовского, Г. Еллинека, Н. М. Коркунова, Н. И. Лазаревского, О. Лабанда, Э. Мейера, Р. Моля, И. Редлиха, Б. Э. Нольде, М. И. Свешникова, А. Токвиля, Б. Н. Чичери на, Л. Штейна.
За последние 10 лет появилось огромное количество современных публикаций по вопросам местного самоуправления.
К источникам науки муниципального права относятся правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы, и практика осуществления местного самоуправления в России и зарубежных странах как на современном этапе, так и в прошлом.
Наука муниципального права опирается как на общенаучные мето ды познания (диалектико-материалистический, системный, социоло гический), так и на специальные (сравнительного правоведения, нор мативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический, метод перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному
На основании Госстандарта минимальное содержание дисциплины включает изучение таких вопросов, как понятие муниципального права; местное самоуправление, его система; представительные и исполнитель ные органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; институты прямой демократии в местном самоуправ лении; материальные и финансовые основы местного самоуправления; полномочия местного самоуправления, организационные формы их осу ществления; порядок формирования и деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления; гарантии и защи та прав местного самоуправления
Научная дисциплина муниципального права — составная часть российской юридической науки. Место научной дисциплины, муниципального права в системе правовых наук прежде всего обусловлено особенностями муниципального права как комплексной отрасли права. Ее соотношение и взаимосвязь с правовыми науками определяются соотношением муниципального права с отраслями российского права.
Государственное (конституционное) право закрепляет основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, разграничивает компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления. Наука государственного (конституционного) права использует многие категории и понятия (местное самоуправление, органы местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления, общие принципы организации местного самоуправления и др.), которые входят в научный аппарат муниципального права как научной дисциплины.
Научнаядисциплина муниципального права тесно взаимодействует с науками административного, финансового, гражданского, земельного, экологического права. Данные отраслевые науки в рамках своих предметов исследуют многие вопросы, связанные с деятельностью муниципальных органов в разных сферах местной жизни. Научная дисциплина муниципального права взаимодействует с ними, исследуя проблемы муниципальной службы, муниципальной собственности, местных бюджетов, муниципальных земель и др.
Таким образом, научная дисциплина муниципального права в силу комплексного характера предмета своего изучения интегрирует теоретические знания ряда отраслевых юридических наук, касающиеся проблем деятельности органов местного самоуправления, в целостную систему научных знаний о муниципальном праве. Формирование и развитие специальной правовой отрасли и научной дисциплины муниципального права — один из важнейших факторов, способствующих созданию и функционированию в нашей стране эффективной системы местного самоуправления.

Наличие собственной системы источников характерна для всех отраслей российского права. Это обусловлено тем, что юридическим нормам, из которых состоят отрасли права, присуща формальная определенность. Следовательно, под источниками муниципального права Российской Федерации понимается форма выражения муниципально-правовых норм.

Все источники муниципального права РФ подразделяются на международно-правовые ивнутригосударственные.

В ч.4 ст. 15 Конституции РФ устанавливается приоритет норм международных договоров перед нормами внутригосударственного права. Главенствующую роль среди международно-правовых источников муниципального права играет Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. Она выступает в качестве правового ориентира для российского законодателя, органов государственной власти и местного самоуправления.

К внутригосударственным источникам муниципального права относятся:

· Конституция РФ 1993 г.;

· федеральные законы ("О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (1997 г.); "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (1998г.); "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (1996 г.) и др.) и постановления палат Федерального Собрания РФ;

· нормативно-правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;

· решения Конституционного Суда РФ;

· нормативные правовые акты субъектов РФ: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты президентов республик, глав администраций других субъектов Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муниципального права.

· решения судебных органов конституционного (уставного) контроля субъектов РФ;

· муниципально-правовые акты и муниципальные договоры (нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривает устав данного образования; решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие нормативные правовые акты муниципальных образований).

Источники муниципального права можно также классифицировать и по другим основаниям: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта, являющегося источником муниципального права, зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства и других факторов); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами, определяющие порядок принятия и изменения уставов муниципальных образований и т.д.); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т.д.) и др.

Особое место среди источников муниципального права занимают договоры, которые могут заключать между собой муниципальные образования (например, когда одно из них находится в границах территории другого муниципального образования), а также муниципальные образования и другие субъекты права. Муниципальное право в качестве своего источника признает также обычай.

Европейская Хартия местного самоуправления была открыта для подписания в октябре 1985 г. и вступила в силу в сентябре 1988 г. К началу 1996 г. Хартию подписали 25 государств.

Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы РФ.

Хартия дополняет общеевропейские законодательные нормы, формулируя права и обязанности местных сообществ, и закрепляет необходимость подведения под независимость местных властей конституционной и иных законных основ, а также определяет принципы деятельности и концепцию формирования местных органов власти, отражает природу и масштаб их правомочности.

По своей структуре Европейская Хартия местного самоуправления состоит из преамбулы, трех частей и 18 статей.

В преамбуле сформулированы цели и основополагающие идеи, в соответствии с которыми разработана настоящая Хартия.

В статье 1 зафиксировано обязательство сторон соблюдать статьи Хартии в том порядке и в объеме, как это предусмотрено статьей 2.

Часть I Хартии называется «Конституционные и законодательные основы местного самоуправления» и включает статьи 3-11. В этих статьях сформулированы основополагающие принципиальные положения, касающиеся местного самоуправления: его понятие, сфера и объем полномочий, финансовая основа, правовая защита и др.

Часть II включает так называемые «Особые положения» (статьи 12–14). Среди них важное значение имеют положения статьи 12, закрепляющей обязательства сторон соблюдать 20 пунктов Части I. Сторонам, подписавшим Хартию, предоставляется право самим избрать те пункты и статьи, которые они обязуются соблюдать, и уведомить об этом Генерального Секретаря Совета Европы. Часть III отражает вопросы процедурного характера, связанные с порядком подписания, ратификации и вступления в силу настоящей Хартии, а также ее денонсации, то есть прекращения ее действия в отношении той или иной стороны.

Англосаксонская модель. Для англосаксонской модели, утвердившейся в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других, в основном англоязычных, странах, характерны следующие особенности.

Во-первых, избираемые населением представительные органы местного самоуправления здесь самостоятельны,это означает, что ни одна государственная инстанция не вправе указывать им или руководить ими, когда они занимаются вопросами своей исключительной компетенции.

Во-вторых, в этой модели отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов местного самоуправления вышестоящим по каким бы то ни было вопросам; каждая местная община — это отдельный мир, живущий по своим собственным законам и обычаям (при этом государство предъявляет единственное требование: чтобы эти законы и обычаи не нарушали общегосударственное законодательство).

В-третьих, в рамках данной модели главная роль в управлении местными делами принадлежит не столько органу местного самоуправления в целом, сколько профильным комитетам и комиссиям, формируемым депутатами этого органа; именно эти комитеты и комиссии решают, например, открывать ли в населенном пункте новый детский сад и принимать ли на постоянное жительство иммигрантов.

Эта модель — в отличие, к примеру, от континентальной — не предусматривает учреждения на местах представительств центрального правительства, опекающих местные органы и надзирающих за ними. Разумеется, здесь есть свои формы государственного контроля: работа местных властей контролируется в основном косвенно, через столичные министерства, а также суды. Население стран, использующих англосаксонскую модель, может избирать не только депутатов представительного органа местного самоуправления, но и ряд должностных лиц, хотя и не входящих в этот орган, но принимающих участие в местном самоуправлении. Например, в США местное население избирает шерифа, казначея и некоторых других функционеров.

В рамках континентальной модели местное самоуправление осуществляется под государственным контролем.

Континентальная модель. В большинстве стран мира, в особенности в странах континентальной Европы, франкоязычных странах Африки, а также странах Латинской Америка, Ближнего Востока утвердилась иная модель местного самоуправления. Эту модель принято называть континентальной. В чем же ее особенности и отличия от англосаксонской модели?

Во-первых, при континентальной модели предусматривается наличие на данной территории чиновников государственной администрации, наблюдающих за деятельностью органов местного самоуправления. Это принципиально отличает континентальную модель от англосаксонской.

Во-вторых, в рамках континентальной модели обычно сохраняется соподчиненность органов самоуправления различных уровней. В Италии, например, области следят за тем, чтобы нормативные акты, принимаемые органами самоуправления территориальных единиц, входящих в данную область (провинций, коммун и прочих), не противоречили действующему законодательству, а также определяют основные направления развития данных территорий, распределяют между ними деньги, поступающие от центральных властей.

В-третьих, в отличие от стран с англосаксонской моделью местного самоуправления, в государствах с континентальной системой местные органы могут принимать участие в осуществлении власти на национальном уровне. Так, во Франции муниципалитеты участвуют в выборах сената (верхней палаты парламента), поскольку их делегаты представляют большую часть соответствующих избирательных коллегий. Для выборов сенаторов в каждом из департаментов (так во Франции именуются административно-территориальные единицы регионального уровня) образовывается специальная коллегия выборщиков. Она состоит из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента) от соответствующего департамента, членов представительного органа департамента — генерального совета, а также делегатов, избранных муниципальными советами коммун (низовых административно-территориальных единиц).

Местное самоуправление относится к числу важнейших элементов государственного устройства России, предусматриваемого Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году. Основной закон России содержит ряд концептуальных положений, принципиально отличающих настоящее государственное устройство России от ранее существовавшего в части вопросов осуществления местного самоуправления. В первую очередь к указанным положениям относятся конституционные нормы, устанавливающие:

 

1) гарантированность местного самоуправления со стороны государства (статьи 12, 133);

2) самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (статьи 12, 130, 131, 132);

3) организационную обособленность местного самоуправления от системы органов государственной власти (статья 12);

4) осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (статья 131);

5) возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при условии передачи необходимых для реализации передаваемых полномочий материальных и финансовых средств (статья 132).

 

Особого внимания заслуживает также статья 15 Конституции, установившая обязательность соблюдения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и законов.

 

Согласно части 2 статьи 3 Конституции России “народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления”. Статьи 3, 32, 131 Конституции предусматривают осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через представителей. Эти нормы позволяют утверждать, что местное самоуправление является одной из форм осуществления народовластия. Специфика этой формы раскрывается в части 1 статьи 130 Конституции, согласно которой местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Квалифицирующим признаком вопросов местного значения, указанным в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 1), является непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования.

 

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации, являясь основным законом общества и государства установила систему норм о местном самоуправлении, на которой должны базироваться все остальные нормативные правовые акты.

 

Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, является Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

 

Все остальные законы, содержащие нормы муниципального права, не могут противоречить названному закону, равно как и Конституции Российской Федерации.

 

8.

Вопросы, которые не могут быть вынесены на местном референдуме.

Федеральный закон определяет вопросы, которые не могут быть вынесены на местном референдуме (ст.13).

- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а так же о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

- об избрании, утверждении, назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождении от должности депутатов и должностных лиц;

- о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

- о формировании состава органов местного самоуправления, о персональном составе органов местного самоуправления;

Так же не могут быть вынесены вопросы не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы можно было дать лишь однозначный ответ.

 


Согласно ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься следующие проекты и вопросы:

· проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

· проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

· проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

· вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Обычно орган местного самоуправления, принявший решение о проведении публичных слушаний, публикует объявление о проведении публичных слушаний в официальном печатном средстве массовой информации. В данном объявлении указываются вопросы, выносимые на публичные слушания, а также время и место их проведения. Если на публичные слушания выносится проект муниципального правового акта, в объявлении должен быть определен порядок ознакомления граждан с этим проектом правового акта. Нередко орган местного самоуправления, принявший решение о проведении публичных слушаний, назначает председательствующего на публичных слушаниях. Председательствующий ведет публичные слушания, организует ведение протокола слушаний и подписывает его, а также представляет итоговый документ публичных слушаний. При проведении публичных слушаний всем их участникам должны быть предоставлены равные возможности для выражения своего мнения.Публичные слушания (ПС)Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом, главой муниципального образования могут проводиться ПС.

ПС проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы МО. На публичные слушания должны выноситься следующие проекты и вопросы: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, вопросы о преобразовании муниципального образования.

 

 

14.

Одним из наиболее важных способов воздействия граждан на сферу муниципального управления является право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Это право – важное средство проявления общественно‑политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав.

В настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий порядок обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления, поэтому пока еще имеет силу указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534‑VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В то же время во многих субъектах РФ действуют законы, регулирующие этот вопрос. Так, Саратовской областной Думой 25 сентября 1996 г. принят Закон Саратовской области «О порядке рассмотрения обращений граждан в Саратовской области», который регулирует деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций на территории Саратовской области по работе с письменными и устными обращениями граждан.

Термин «обращение» имеет собирательный характер. Действующее законодательство включает в него предложение, заявление, жалобу и ходатайство. Каждый из этих видов обращения имеет свою специфику и, следовательно, свой статус, который должен быть нормативно определен.

Предложение– обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав и направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, а также на решение других вопросов.

Заявление – обращение гражданина в органы местного самоуправления по поводу реализации принадлежащего ему права или законного интереса, не связанного с его нарушением. Заявления обычно содержат просьбы об удовлетворении нужд и потребностей людей (об улучшении жилищных условий, предоставлении налоговых льгот и т. д.).

Ходатайство – обращение гражданина с просьбой о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод.

Жалоба – обращение гражданина в органы местного самоуправления по поводу восстановления его прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием) органов местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, юридических или физических лиц.

Право на обращение имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства, общественные организации, например учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов.

Граждане имеют право, как уже отмечалось, направлять коллективные обращения. Такие обращения уместны в тех случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы людей.

С точки зрения формы выделяют два вида обращений: устные и письменные. Устные обращения обычно используются в случаях, когда излагаемые факты очевидны, не требуют дополнительной проверки и по существу обращения должностным лицом может быть дан оперативный ответ, нередко также в устной форме. В иных случаях более правильным является использование письменных обращений.

Обращения подаются гражданами в те органы местного самоуправления или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Если поставленные в обращении гражданина вопросы не относятся к ведению получившего их органа или должностного лица, то последние не позднее чем в пятидневный срок направляют их по принадлежности, письменно извещая об этом автора обращения. При этом обращения граждан не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются.

Закон о местном самоуправлении (2003) устанавливает, что должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.

Обращение гражданина считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по ним даны исчерпывающие ответы и приняты необходимые меры, соответствующие действующему законодательству.

 

Комментарий ГАРАНТа

Выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

Комментарий ГАРАНТа

См. Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. утвержденное Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ

Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

21.

Ст.40 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ»: статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления (ЧВО), выборного должностного лица МС (ВДЛ).

Депутату, ЧВО, ВДЛ обеспечиваются условия для беспрепятственного осущ своих полномочий. Срок полномочий депутата, ЧВО, ВДЛ устанавл уставом МО и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, ЧВО начин со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа МС нового созыва. Депутаты осущ свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представит органа МО, а если численность представит органа МО менее 10 человек, - 1 депутат.

Полномочия ВДЛ начин со дня его вступления в должность и прекращ в день вступления в должность вновь избранного должностного лица МС. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий ВДЛ применяется только к лицам, избранным после вступления в силу соответствующего решения. ВДЛ могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соотв. с ФЗ и уставом МО.

Гарантии осущ-я полномочий депутата, ЧВО, ВДЛ устанавливаются уставами МО в соотв с фед.законами и законами субъектов.

ВДЛ не могут быть депутатами Гос.Думы Фед.Собрания РФ, членами Сов.Федерации Фед.Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов гос.власти субъектов, занимать иные гос.должности РФ, гос.должности субъектов, а также должности гос.гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Осущ-е свои полномочия на постоянной основе депутат, ЧВО, ВДЛ не вправе: 1) заниматься предприним деятельностью; 2) состоять членом управления коммерч организации, если иное не предусмотрено ФЗ или если ему не поручено участ в управлении этой организацией; 3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподават, научной и иной творческой деятельности, если они не финансируются иностр организац. 4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностран некоммерческих неправительственных организаций

Депутат, ЧВО, ВДЛ не могут быть привлечены к уголовной или административной ответ-ти за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и др действия, соответств их статусу, в т.ч. по истечении срока их полномочий. Положение не распространяется на случаи, когда этими лицами были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за кот предусмотрена ФЗ. Указанные лица, осущ полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражд или уголов делу либо делу об администр. правонарушении.

Полномочия депутата, ЧВО, ВДЛ прекращаются досрочно в случаях: смерти; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на ПМЖ; отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий соотв ОМС; призыва на военную службу и др.

Согласно ст. 71 Закона от 6 октября 2003 г., население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным Законом. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с указанным Законом.

Отзыв — это процедура, позволяющая избирателям отстранять от должности ранее на нее избранных или назначенных должностных лиц.

Европейская хартия местного самоуправления определяет, что статус местных вы-борных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий, а также что функции и деятельность, несовместимые с мандатом местного выборного лица, могут быть установлены только законом или основополагающими правовыми принципами(ст.7). Институт отзыва депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления является характерным признаком императивного мандата. Императивный мандат жестко связывает позицию выборного лица с местными интересами, волей, наказами и другими поручениями избирателей.

Основания отзыва. Анализ уставов муниципальных образований, свидетельствует, что во многих из них используется формулировка «утрата доверия» в качестве основания для отзыва депутатов, членов выб. орг. местн. самоуправл., выборных долж. лиц местн. самоуправл. Понятие «доверие» носит неправовой характер. Им обозначают уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чьего-нибудь поведения. Таким образом, формулировка «утрата доверия» носит общий характер и не конкретизирует причины данной утраты. Это означает, что названные причины определяет само население в ходе голосования по отзыву. Чаще всего утрата доверия наступает вследствие неудовлетворенности деятельностью выбор. орган., должн. лиц местн. самоупр.. Ее причинами оказываются:1)нарушение прав и законных интересов граждан;2)нарушение действующего законодательства;3)недобросовестное выполнение депутатских полномочий, предвыборных программ и должностных обязанностей;4)утрата контактов с избирателями, игнорирование ведения приема граждан, формальное рассмотрение их обращений;5)совершение действий, порочащих звание выборного лица, и др.

Как показывает практика, основания и порядок отзыва депутатов, глав муниц. образований и иных выбор. должн. лиц, закрепленные в уставах муниц. образований, во многом определены как федеральным законодательством ,так и законодательством субъектов РФ.

В Федеральном законе особо оговорено, что основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Поэтому принятию решения о проведении голосования по отзыву должно предшествовать судебное установление фактов принятия соответствующих противоправных решений, совершения противоправных действий (бездействия).

Процедура отзыва. Граждане — инициаторы отзыва депутата, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц подают заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву в избирательную комиссию муниципального образования. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично, с указанием фамилии, имени, отчества, д.р., адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа. В заявлении должны содержаться:





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.019 с.)