ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления



1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС осущ в поселениях населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

ТОС может осуществляться в пределах определенных территорий проживания граждан. Это подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом МС соотв поселения.

Органы территориального общественного самоуправления осущ след полномочия: 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, вправе вносить в ОМС проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами МС, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Муниципальные выборы – наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления. Муниципальные выборы являются обязательными и периодическими. Посредством выборов образуются представительные органы местного самоуправления, через которые местное население осуществляет местное самоуправление, а также могут получать свои полномочия главы муниципальных образований, другие выборные должностные лица местного самоуправления. Срок, на который могут избираться органы местного самоуправления, не может быть меньше 2 лет и не более 5 лет. Значение муниципальных выборов также в том, что в ходе избирательной компании граждане посредством критической оценки работы органов местного самоуправления направляют их деятельность и оказывают влияние на них.

Для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан, осущ подготовки и проведения выборов в ОМС создаются избирательные комиссии: а) избирательные комиссии МО; б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии. Полномочия, состав и порядок деятельности этих комиссий устанав-ся законами и уставами МО. Избирательные комиссии проводят всю подготовительную работу на избирательном участке, готовят списки избирателей и бюллетени для голосования, подводят итоги голосования. Соответ комиссия вправе признать выборы несостоявшимися, если:1)в выборах приняло участие меньше 20 % от общего числа зарегистрированных избирателей;2)число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше чем количество голосов поданных против всех кандидатов и в других случаях, установленных в законе. 3) Законом субъекта Федерации минимальное количество голосов для признания выборов несостоявшимися может не устанавливаться.

На сегодняшний день правовую основу муницип выборов составляют: Закон об общих принципах организации местного самоуправления, Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, законы о выборах в ОМС субъектов Федерации и уставы МО.

 

Система местного самоуправления представляет собой совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, других организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, посредством которых население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает вопросы местного самоуправления, исходя из своих собственных интересов, исторических и местных традиций.[11]

Существуют следующие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

1) местный референдум;

2) муниципальные выборы;

3) голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного

должностного лица местного самоуправления;

4) голосование по вопросам изменения границ, преобразования

муниципального образования;

5) сход граждан и др.[12]

Формами участия населения в осуществлении местного самоуправления являются:

1) правотворческая инициатива граждан;

2) территориальное общественное самоуправление;

3) публичные слушания;

4) собрание граждан;

5) конференция граждан (собрание делегатов);

6) опрос граждан;

7) обращения граждан в органы местного самоуправления и др.[13]

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

· представительный орган муниципального образования;

· глава муниципального образования;

· местная администрация;

· контрольный орган муниципального образования;

· избирательная комиссия муниципального образования;

· депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления;

· иные органы местного самоуправления.

В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

· представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту;

· представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию;

· представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.

В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

Таким образом, систему местного самоуправления составляют различные формы волеизъявления граждан в совокупности с осуществлением населением своей власти через органы местного самоуправления, а также другие организационно-правовые формы его осуществления.

 

Под представительным органом местного самоуправления в муниципальной науке понимается выборный орган местного самоуправления, выражающий интересы местного населения и наделенный им правом принятия от его имени решений по вопросам местного значения. Наличие представительного органа как выборного органа местного самоуправления в законодательстве о местном самоуправлении признается в качестве обязательного условия функционирования муниципальной власти.

Статья 35 новой редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вводится новый термин - «представительный орган муниципального образования». На наш взгляд, оба понятия можно рассматривать как синонимы.

Особенности статусапредставительного органа местного самоуправления определяется его назначением и теми функциями, которые он призван выполнять в организационной структуре муниципальной власти. Представительный орган представляет собой структурный элемент местной (муниципальной) власти, который не делится своими полномочиями, а делегирует некоторые из них. К примеру, он может передать главе местной администрации или главе муниципального образования все прямые административные полномочия.

Вместе с тем представительный орган сохраняет за собой основополагающую функцию – право принятия от имени местного сообщества муниципальных правовых актов, т.е. решений по важнейшим вопросам жизнедеятельности местного сообщества и муниципального управления. Именно на данный орган муниципального управления возлагается исполнение совещательных, надзорных, организационных и иных полномочий, связанных с разработкой и осуществлением на территории муниципального образования политики органов муниципального управления по развитию местного самоуправления.

Правовой статуспредставительного органа местного самоуправления определяется в соответствующих нормативных правовых актах. В федеральном законодательстве выборные органы местного самоуправления являютсяюридическими лицамив соответствии с уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования, обладая правами юридического лица, является организацией, которая участвует в гражданско-правовых отношениях, т.е. имущественных и связанных с ними неимущественных отношениях, основанных на равенстве, автономности и имущественной самостоятельности. Данный орган может иметь в управлении обособленное муниципальное имущество, несет самостоятельную имущественную ответственность, самостоятельно выступает в гражданском обороте от своего имени, обладает соответствующей устойчивой структурой, т.е. характеризуется организационным единством.

Статус муниципальной управленческой организации. Наделение представительного органа местного самоуправления правами юридического лица позволяет его рассматривать в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации в качестве самостоятельной муниципальной управленческой организации, которая согласно уставу муниципального образования получает полномочия в области управления местным сообществом. Вместе с тем его можно рассматривать в качестве обязательного элемента структуры муниципальной организации местного самоуправления, выполняющего управленческие функции и имеющего свои специфические особенности.

Первая особенностьвидится в порядке формирования данной организации: избирается непосредственно населением или из состава избранных населением членов представительных органов.

Вторая особенностьсостоит в том, что эту муниципальную управленческую организацию можно отнести к группе формальных муниципальных организаций, так как она имеет четко поставленные цели, формализованные правила (регламент), структуру и связи.

Третья особенностьзаключается в том, что по характеру своей деятельности представительный орган местного самоуправления является одновременно и общественно-политической и профессионально-управленческой муниципальной организацией. С одной стороны, его состав должен отражать социально-профессиональный состав различных групп местного сообщества, общественно-политических и общественных организаций, а с другой – этот орган должен отвечать требованиям, предъявляемой к муниципальной управленческой организации, профессиональная деятельность которой связана с управлением местным сообществом, с решением вопросов местного значения в соответствии с возложенными на него полномочиями.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.008 с.)