Основания и порядок заключения и расторжения брака по Мусульманскому праву 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания и порядок заключения и расторжения брака по Мусульманскому праву



Мусульманство – одна из наиболее распространенных религий в мире. Однако, что любопытно, не только иудеи, индуисты и христиане мало знают об основных положениях Корана, практика показывает, что и сами мусульмане часто бывают не осведомлены должным образом о своей же религии. Это порождает огромное количество предрассудков и стереотипов, затрагивающих отношения между мужем и женой в мусульманской семье. Например, интересный вопрос о таком понятии, как измена жены в исламе. Основные понятия у мусульман Очень важно знать для любого человека, изучающего ислам, что такое «макрух», «халял» и «харам». Макрух- это незапрещенное действие или поведение, но не желательное, нерекомендованное. Халял - это то, что разрешено и по закону, и по вере. А вот харам - это полный запрет и религией, и законом на определенные действия, например, такие как измена жены в исламе. За такое женщину ожидает страшная кара после смерти, а еще при жизни ее могут наказать по законам шариата. Развод в мусульманстве Строгого запрета на расторжение брака нет, однако четко расписано то, что позволено мужу и что ему запрещается по отношению к жене. Такие ситуации, как жестокость мужчины по отношению к женщине, могут способствовать быстрому расторжению брака по первому же требованию супруги. С другой стороны, измена жены в исламе также дает право мужу расторгнуть брак по собственному желанию без согласия женщины. Жестокость в мусульманской религии Далекие от этого вероисповедания люди часто считают, что отношения к женщинам в данной религии очень строгое и даже жестокое. Можно встретить мнение, что девушка якобы находится в неком рабстве сначала у братьев и отца, а потом и у мужа. Но все это совсем не так, как кажется. Естественно, измена жены в исламе будет караться по всей строгости закона. Однако обязанности мужа по отношению к супруге очень широки. Жена в исламе Дома женщина не обязана пребывать в парандже и чадре. Более того, ее супруг просто обязан покупать ей самую лучшую одежду, белье и украшения. Но прятать свою сексуальность и красоту супруга должна на людях. В домашних условиях мужу позволено лицезреть ее во всей красоте. Воспитание мужем жены.

На эту тему идет много споров среди мусульман, религиоведов и толкователей Корана. Однако в последние годы в этом вопросе пришли к консенсусу. Считается, что муж должен в какой-то мере воспитывать жену, но применять даже легкое рукоприкладство не имеет право. Хотя есть и исключения, например, измена жены в исламе. С другой стороны, в обязанности мужа входит сбережение семьи от сплетен, а супруги - от наветов. Супруг должен воспитывать в своей второй половинке уважение к себе и к старшим. Ссоры в исламе.

В случае возникновения конфликтов мужу полагается просто замолчать. Жена же обязана остыть и потом извиниться. Естественно, такие проблемы, как измена в исламе, могут быть решены как в пределах одной семьи, так и вынесены уже за ее пределы и отданы на суд мусульманского правосудия. Очень большое внимание уделяется обоюдным молитвам Аллаху. Муж молится за свою семью и супругу, а жена - за мужа. Особенно остро этот вопрос стоит как раз во время ссор [9].-

Анализируя источники мусульманского права, Коран занимает основополагающее положение. Коран, естественно, не является книгой права; он посвящен таким различным вопросам, как морали, гигиене, этикету и праву. Нормы правового значения занимают только его незначительную часть. Также одним из основных источников права является сунна. Классическая теория мусульманского права определяет сунну как модель поведения Пророка. Сунна признается всеми течениями ислама в качестве второго после Корана источника представлений об образе жизни, своде правил и законов, согласно которым должна протекать индивидуальная и социальная жизни мусульман. К второстепенным источникам относятся: иджма (единогласное мнение наиболее авторитетных правоведов) и кияс (умозаключения по аналогии). Также важнейшим источником является, естественно, доктрина. Доктрина или учение - это научная, философская, политическая, религиозная или юридическая теория, система воззрений, руководящий теоретический или политический принцип. Большинство содержащихся в них норм имеет божественное происхождение, считаются вечными и неизменными. Поэтому они не могут быть просто отброшены и заменены нормативно-правовыми актами государства. В этих условиях мусульманские правоведы, опираясь на основополагающие источники, трактуют их и формируют решение, подлежащее применению в сложившейся ситуации. Если в VII-VIII вв. источниками мусульманского права действительно выступали Коран и сунна, а также иджма и кияс то, начиная с IX-X вв., эта роль постепенно перешла к доктрине.

Что же касается семейного права, то в начале 19 века начался процесс кодификации норм мусульманского права. Первым шагом на этом пути явилось принятие в 1869 - 1877 гг. Маджаллы, действие которой распространялось на большинство арабских стран, входивших в состав Османской империи (за исключением Египта). Этот крупный законодательный акт касался вопросов правоспособности и ее ограничения, но не затрагивал семейных отношений. В 1915 г. были изданы два указа султана Османской Империи, по которым у жены было право требовать развода по суду в случае длительного отсутствия мужа, не обеспечивающего жену, а второй указ предоставлял жене право требовать развод при неизлечимой болезни мужа. В 1917 г. был принят первый кодифицированный акт в истории семейного права - Османский Семейный закон. Этот закон подробно регулировал вопросы брака и развода. Интересным является, что Османский Семейный закон включал специальный раздел, положения которого должны были распространяться на христиан и иудеев, при этом применяться мусульманскими судами. Семейный закон Османской империи применялся в ряде арабских стран и после ликвидации империи. В настоящее время семейное право большинства мусульманских стран представлено специальным законодательством. В Судане единое законодательство в сфере семейных отношений отсутствует, но их отдельные стороны регулируются специальными распоряжениями Верховного шариатского суда.

Центральным институтом семейного права является брак.В большинстве случаев он рассматривается как двусторонний договор, который делает женщину «законной», «разрешенной» для мужчины. С точки зрения других, брак есть обязательство между лицами различного пола, составленное по правилам шариата и имеющее целью супружеское сожитие.

Законодательство арабских стран устанавливает ряд условий заключения брачного договора и к его форме.

Первым условием заключения брака является личное присутствие жениха и невесты.

Вторым условием является присутствие двух совершеннолетних и умственно полноценных свидетелей. Иногда указывается, что свидетели должны быть мусульманам.

По законодательству большинства арабских стран третьим условием для заключения брака является обязательная письменная форма брачного договора. Регистрация брака, как правило, возлагается на высшие органы власти. В Сирии, например, регистрация брака возлагается на суд. Особенностью иракского законодательства является строгий запрет внесудебного заключения брака. Мужчина, заключивший брак вне суда, наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 1 года или штрафом от 300 до 1 тыс. динаров. Если же таким путем был заключен новый брак при сохранении предыдущего, то мужчина наказывается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет [10].

В качестве условия для вступления в брак предусматривается достижение определенного возраста. Для мужчин в Сирии, Ираке, Марокко, Тунисе, Ливане, Египте он установлен в 18 лет. В отличие от семейного права большинства арабских стран Иорданское законодательство фиксирует брачный возраст для мужчин в 16 лет. Для женщин брачный возраст варьируется от 15 до 18 лет. В Сирии и Ливане брачный возраст для девушки установлен в 17 лет, в Египте в 16 лет, а в Иордании, Тунисе и Марокко в 15 лет. Лишь в Ираке он, как и для мужчин, равен 18 годам.

Одним из самых основных условий вступления в брак является уплата махра. Махр -свадебный подарок невесте. Одно из обязательных условий для заключения брака. Выплата махра может быть отсрочена по договоренности после свадьбы. В случае развода махр остается у жены. На обязательность махра указывает Коран: «И давайте женщинам их обязательный брачный дар от чистой души. Если же они позволят пользоваться чем-нибудь из этого, то кушайте это наслаждаясь и во благо». Нельзя путать калым -традицию выкупа за невесту у некоторых тюркских народов, с исламским махром ­подарком невесте. Махр от калыма отличается тем, что передается не родителям невесты, а самой невесте. Махром может быть определенное количество денег, драгоценных камней или металлов, либо же ценное имущество.

Во многих арабских странах значительными правами при заключении брака пользуется опекун невесты, функции которого выполняют отец или другие ближайшие родственники. Например, Йеменское законодательство установило, что без согласия опекуна или суда женщина, даже совершеннолетняя, по собственному желанию вообще не может выйти замуж.

В одной из версий хадиса говорится: «Опекун не имеет власти над женщиной, которая уже побывала замужем». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным.

Согласию сторон на вступление в брак придает большое значение, законодательство ряда других арабских стран признает недействительным брак, в который совершеннолетнее лицо вступило принудительно. Иракский закон от 1978 г. устанавливает уголовную ответственность за принуждение к браку правоспособного лица. Виновные в заключение такого брака близкие родственники наказываются лишением свободы на срок до 3 лет и штрафом.

Семейное право Иордании, Марокко и Египта позволяет жене внести в брачный договор важное условие, позволяющее ей получить развод в случае заключения мужем другого брака. Что же касается Йемена, то здесь ограничивается полигамия: мужчина может одновременно состоять в браке не более чем с двумя женщинами, что представляет собой принципиальный отход от традиционного положения мусульманского права. Причем закон здесь рассматривает бигамию как исключение: второй брак может заключаться только по разрешению суда в случае бесплодия или тяжелой неизлечимой болезни первой жены, что подтверждается специальным медицинским свидетельством. В отличие от семейного права всех арабских стран, тунисский закон вообще запрещает полигамию [11].

В семейном праве арабских стран существуют строгие запреты заключения брака. Ислам запрещает мужчинам вступать в брачный союз с определенными категориями женщин. Жениться на матери, родной сестре, теще - запрещено. Также запрещено жениться на женщинах, которые являются для мужчины махрама (все потомки жены женского пола(дочь, внучки, правнучки и дальше, в том числе и те, которые родятся после) становятся для мужа махрама (родственницами). Любой аналогичный предок и потомок мужского пола со стороны мужа становится махрам (родственником) для жены. Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж ни за кяфира («неверного»), ни за «человека Священного писания» (христианина или еврея). Мусульманин имеет право жениться на христианке и иудейке, при этом шариат не заставляет христианок и иудеек отречься от своих религий, если они становятся женами мусульманина. Также запрещено заключать брачный договор с замужней женщиной. Женщина, которая получила от мужа трехкратный талак (развод), становится для него запретной (харам). Муж может вернуть ее к себе лишь после того, как она выйдет замуж за другого и разведется.

Для вступления в брак соблюдение всех вышеперечисленных условий недостаточно. Как для постоянного, так и для временного (разрешенного, согласно джафаритскому мазхабу) брака требуется прочитать формулу бракосочетания и заключить брачный договор. Формулу заключения брака читают на арабском языке, сначала невеста, затем жених. «Завваджтука нафси аля-сид-дак алъ-малум» («Считаю себя твоей женой по определенному махру - приданому»), - говорит невеста. Жених отвечает: «Кабилту ат - тазвидж» («Принял бракосочетание»). Жених и невеста должны быть согласны на брак, а не принуждены к нему.

Хотелось бы освятить формы традиционного мусульманского брака: полигамия и моногамия.

Мусульмане пытаются дать логическое обоснование возможности брать в жены одновременно нескольких жен. Так, Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари в своей книге пишет, что «мужчин всегда меньше по количеству в населении мира, чем женщин, и этот факт, по его мнению, в некоторой степени обусловил возможность наличия такого брака».

Г.Вамбери, справедливо писал: «Многоженство - это позорное постановление магометанского общества, далеко не так обыкновенно и распространено, как обыкновенно думают у нас. Хотя и сам ужасаюсь моей смелости, но не могу заявить, что во всех известных мне магометанских странах из тысячи семейств вряд ли одно, глава которого пользуется действительно своим законным правом на многоженство».

Что касается форм традиционного брака в раннем исламе, то основными были: гарем султана, временный брак, левират, сорорат, умыкание, обменный брак.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.012 с.)