ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НЕТ НИЧЕГО ЛУЧШЕ ХРАНЕНИЯ УМА



 

«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос»

(Гал. 5: 1)

 

1. Нет ничего лучше хранения ума и смирения, которые мы тре­буем от самих себя; нет ничего ху­же, когда требовательность обра­щается на других.

2. Хранение своего ума и стя­жание смирения означают смерть для чувственной жизни, полный отказ от всех привязанностей и желаний, отречение от многомыслия и окончательное утверждение ума во Христе.

3. Тот, кто живет осторожно и хранит себя, знает, что огонь легко зажигает сухое дерево; так и врагу удобно зажечь похотью тело, иссу­шенное аскезой, ибо диавол тоже знает, что целомудрие есть та грань, которая отделяет духовную жизнь от мирской и духовную сво­боду от мысленного рабства.

4. Тот, кто живет осторожно и хранит свой ум, не наносит ущер­ба своему уму, во всем следует воле Божией и так приходит к Сокро­венному - к совершенной чистоте Божественной Любви - глубокой, неисчерпаемой вовеки, исполнен­ной мудрости и покоя.

5. Тот, кто живет осторожно и хранит свой ум, исполняется Бо­жественной благодати, его ум и его действия ясны и прекрасны, он ис­полнен тихости, простоты и сми­рения, ничто в мире не может его смутить и поработить, ибо его ум утвердился во Христе.

6. Тот, кто живет осторожно и хранит свой ум, слышит Неслы­шимое, созерцает Невидимое, по­гружается в Безтелесное, соединя­ется с возлюбленным Христом и его жизни во Христе нет предела.

7. Кто постиг Единое цельным единым сердцем, тот просвещен чистотой Божественной Любви, кто знает лишь земное - страдает безу­мием, ибо истинная жизнь состоит в том, чтобы тело и ум были цело­мудренны, рассуждение следовало за волей Божией, а помыслы и стра­сти были обузданы непрестанной молитвой: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделе­ний плоти» (Гал. 5:16).

8. Тот, кто пользуется умом, не храня его от безрассудства, впада­ет в безумство, ибо только хране­ние ума исправляет ум, приводит к отречению от помыслов и к отказу от погони за тленными вещами мира сего, дарует доверие к Богу и спокойное ожидание всего, что ни­спошлет душе Промысл Божий.

9. Всегда следуя воле Божи­ей, можно ли совершить ошибку? Ошибки совершаются лишь тогда, когда доверяют своему уму и отвер­гают волю Божию, которая откры­вается благодаря непрестанной молитве в Духе Святом, ибо лишь решимость и твердость следовать воле Божией открывают душе путь к утверждению ума во Христе.

10. Тот, кто послушен воле Бо­жией, радуется отречению от по­мыслов и от своего эгоизма, отсут­ствию забот и тревог о делах сует­ного мира, не боится затруднений, болезней и опасностей, никогда не спешит, но никогда и не медлит - вот суть следования воле Божией и утверждению ума во Христе.

11. Следование воле Божией по­буждает ум ценить каждый миг жизни как неповторимое событие, дарует духовный разум в позна­нии сути событий, поэтому время не иждивается зря в безумстве по­мыслов, но бережно расходуется в хранении ума и достижении чи­стоты сердца, и может ли тогда оно не узреть Христа?

12. Тот, кто хранит свой ум, лю­бит людей, но не ждет, чтобы его непременно любили за его доброе расположение, не тревожится ни о чем, даже если у него ничего нет, не пугается одиночества, не боится одинокой старости, не печалится, и ничто не может его устрашить, ибо весь его ум всецело и безраздельно живет возлюбленным Христом.

13. Тот, кто хранит свой ум, раду­ется тому, что не отступает от сми­рения, отвергает всякое лицемерие и человекоугодие, не пресмыкает­ся пред идолами и властями мира сего, возрастает в целомудрии пло­ти и ума, никогда не считает себя во всем правым, и так утверждает свой ум во Христе.

14. Тот, кто хранит свой ум, ставит себя ниже всех и уподобляется Хри­сту; в отречении от помыслов для него нет ничего неважного, ибо он зрит глубоко внутрь своего ума, во­время замечает мельчайший след страсти и отсекает ее, не кичится умом, отвращается от многознания, и благодать преображает его сердце и утверждает ум во Христе.

15. Что бы не предпринимал тот, кто хранит свой ум, он всегда помнит, что основа всякого дела - Евангельские заповеди, основа всякого намерения - правда Бо­жия, и основа всякого достижения в духовной жизни - Христово сми­рение, поэтому для него нет непре­одолимых трудностей и помощь Божия всегда сопутствует ему, как в трудах, так и в спасении.

16. Тот, кто обрел во всем помощь Божию, помнит, что без благодати и молитвы гибнет и идет прахом всякое дело, поэтому он укрепляет в себе стойкость духа и решимость в любой миг умереть за чистоту сердца, чтобы не отступить ни на шаг от Христовых заповедей, и так утверждается во Христе.

17. Тот, кто всегда следует воле Бо­жией, причины неудач ищет в себе самом, а не в ближних, ибо познал на деле, что духовная жизнь полно­стью зависит от чистоты его сердца, поэтому он постоянно вглядывается внутрь себя, и чем больше наблюда­ет за своим умом, тем прочнее ста­новится его молитва, тем чище ста­новится его сердце, и тем нерассе­яннее и неотступнее становится его ум, утвержденный во Христе.

18. Тот, кто живет безумствуя в помыслах, предполагает, что лю­ди имеют какую-то цену, предпо­лагает, что вещи имеют какую-то цену, предполагает, что мир имеет какую-то цену; предполагая так, он борется с людми, пытаясь пода­вить их своим эгоизмом, пускается в погоню за вещами, пытаясь убла­жить ими свой эгоизм, борется с миром, защищая свой эгоизм, и гибнет безсмысленно, подобно су­хой траве в огне.

l9. Тот, кто живет осторожно и хранит свой ум, знает, что ум, не имеющий помыслов, имеет вели­кую цену; знает, что чистое сердце, верное Богу, имеет великую цену; знает, что душа, возлюбившая Хри­ста, имеет великую цену; зная все это, он освобождает ум от помыс­лов и спасается во Христе; зная это, он защищает чистоту сердца от гре­ха и спасается во Христе; зная это, он оберегает свою душу, возлюбив­шую Христа, обретает Божествен­ную Любовь и спасается во Христе.

20. Тот, кто утвердил ум во Хри­сте, доверил Ему свое сердце и воз­любил Его всей душой, никогда не отдалится от Христа, смотрит на мир без всякой привязанно­сти, как будто видит его сквозь ту­склое стекло, не имеет тяготения замечать мужчин и женщин, по­лагая их как одно, без всякого раз­личия, наблюдает движение тлен­ных вещей и не испытывает стрем­ления владеть ими; так он, шаг за шагом, освобождается от мира и всецелым и единым устремлением спасается во Христе.

21. Когда в намерениях нет ис­кренности, то любовь к ближним становится ложным подобием люб­ви, а истинная аскеза - ложным по­добием аскетизма; все это не прино­сит благих плодов, ибо Бог не при­емлет лицемерия, которое является ложным подобием праведности.

22. Когда намерения исполнены искренности, даже слабые усилия полюбить Бога и ближних Бог не мерою дарует Святого Духа и эти слабые попытки человека становятся самоотверженной Любовью, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), а скромные уси­лия в самоотречении Господь пре­вращает в торжество человеческого духа и в окончательное поражение эгоизма.

23. Когда ум начинает очищаться от помыслов, душа приходит к пря­мому опытному постижению того, что ум, обезумевший от толчеи по­мыслов, ее самый опасный враг, а ум, просветленный благодатью и избавившийся от мысленного на­важдения, самый лучший друг и неоценимое сокровище, дарован­ное Богом для спасения души.

24. Дух Святой в молитвенном напряжении души открывает ей все постижимое и непостижимое, в таком случае для чего ей помыс­лы? Постигая, что развитие любо­го помысла есть развитие болезни ума, душа пресекает развитие этой болезни с помощью непрестан­ной молитвы, избавляется от этой мысленной болезни с помощью благодати и выздоравливает окон­чательно во Святом Духе, утвердив ум во Христе.

25. Если в суетном и ложном ми­ре нет твоего ума, а в твой ум не проникает этот убийца - мир пра­ха и тлена, тогда ум решительно от­вергает все лживые помыслы, от­рекается от всего земного и, словно птица, обретя крылья благодати, воспаряет ко Христу и утверждает­ся в Нем навеки.

26. Нигде не порождается грех, кроме как в уме, нигде он не раз­вивается, как только в уме; но ес­ли в сердце есть решимость, тогда это зло в уме пресекается, тогда это зло в уме останавливается и тогда именно в уме, этом средото­чии зла, оно уничтожается непре­станной молитвой, благодаря чему сердце полностью преображается и начинает жить в Духе Святом.

27. Когда ум перестает разделять людей на «я» и «они», разделять вещи на «мое» и «не мое», раз­делять мир на «я» и «это», тогда цельный неразделяющий ум со­единяется с сердцем и, не обраща­ясь к ложной «помощи» помыслов, мгновенно проникает в суть жиз­ни, проникает в суть вещей, схва­тывает суть этого мира, выходит за пределы смерти и утверждается в вечной Жизни - во Христе.

28. Для тех, кто полон привязан­ностей, мир идет впереди, а для тех, кто освободился от жестоко­го ига привязанностей, мир ста­новится позади и утрачивает над душой всякую власть, ибо она по­знала свободу от привязанностей, познала свободу от мира, познала свободу от помыслов и утверди­лась навеки в самом источнике ду­ховной Свободы - во Христе.

29. Тот, кто умертвил тело цело­мудрием, умертвил ум непрестан­ной молитвой, умертвил помыслы отречением от мира, у того ум и сердце становятся едины и испол­няются благодати, в которой тело оживает в праведности, ум ожива­ет в чистоте, а сердце обретает но­вую жизнь в святости, и тогда ни­что на свете не может поработить и связать ум, утвержденный во

Христе: «но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и по­хотями» (Гал. 5: 24).

30. Когда ум соединяется с серд­цем, он исчезает, а сердце обретает духовную мудрость; когда исчеза­ют помыслы, в сердце воцаряется чистота, с обретением сердечной чистоты открываются Небесные врата, приходит конец всяким со­мнениям и душа находит во Хри­сте безпредельную неувядаемую нетленную Жизнь.

31. Для того, кто обрел чистое сердце, оно не останавливается ни на чем и его безмолвие ничем не нарушается, его покой безпределен, чистота совершенна, а высота и долгота исполнены безпредельного блага, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).

32. Кто стяжал простое и чистое сердце, которое никуда не стремит­ся и ничего не желает, тот переста­ет бояться боли, прекращает стра­шиться смерти, ибо единственное стремление и единственное жела­ние чистого сердца - пребывать вечно с единым Христом, Победи­телем греха и смерти.

33. Знать и понимать, предпола­гать и представлять, утверждать и отрицать - это суета мира сего; чтобы не обманываться ею вновь и вновь, никогда не принимай по­мыслы за окончательную Истину, ибо как только помыслы прекра­щаются, Сама Истина, яркая и си­яющая, совершенная и непостижи­мая, открывается чистому сердцу и наполняет его вечной Жизнью, Которая есть Христос, отныне и во веки веков. Аминь.

 

ВСЯ ТВОЯ ЖИЗНЬ

 

«Плод же духа: любовь...»

(Гал. 5: 22).

 

1. Вся твоя жизнь строится в за­висимости оттого, насколько ты можешь отречься от самого себя.

2. Не строй никаких фантазий, обуздай воображение, наведи по­рядок в своем сердце - и мир пере­станет пугать тебя своим безум­ством.

3. Тот, кто постиг великую цен­ность чистого сердца, никогда не покинет его чистоты ради грязной суеты этого мира.

4. Тот, кто постиг великое благо сердечной чистоты, никогда не оста­вит ее даже под угрозой смерти.

5. Никогда не позволяй возник­нуть в себе эгоизму - вот все, что нужно для твоей Свободы.

6. Как только ты постигнешь, что чистое сердце - это и есть со­кровенная Жизнь, ты постигнешь и то, что не может быть никакой иной жизни без чистоты сердца.

7. Отречение от помыслов - са­мое великое отречение.

8. Если сможешь совершенно отречься от лживых помыслов, они исчезнут безследно.

9. Сила дурных привычек будет до тех пор подавлять тебя, пока полностью не отречешься от греха.

10. Когда твое чистое сердце ста­нет подобным безпредельной Все­ленной - это и есть Спасение во Христе.

11. Ни один помысел не име­ет реальной связи с Жизнью, ибо Жизнь не нуждается в помыслах.

12. Чистое сердце Бог наделяет чудесной премудростью и Боже­ственной благодатью, где нет места никаким помыслам.

13. Чистое сердце всю вселенную принимает как единое целое - как дар Божий, и ни с кем не борется, ибо оно победило грех.

14. Стяжи чистое сердце и обре­тешь свободу везде, где бы ты ни находился.

15. Перестань метаться и искать Спасение вне себя; чистое сердце и есть Спасение.

16. Если не жить помыслами, то вся жизнь будет наполнена Бо­гом: «сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 8).

17. Устремись в Единого Бога всем сердцем и тебе не придется бороться с помыслами.

18. Если обретешь чистое сердце, то более нет нужды ни в чем, ибо чистое сердце - это Лик Самого Христа.

19. Если обретешь чистое сердце где бы ты ни находился, это и бу­дет местом твоего Спасения.

20. Чистое сердце открывает всю непостижимость Бога и все Его не­постижимые блага, как свое досто­яние и наследие.

21. В Божественной непостижи­мости чистому сердцу вверху не за что ухватиться, внизу не на что опереться, ибо для него все и во всем - Христос.

22. Ум жаждет действовать, но действовать - не значит жить; жить - это всецело и безраздельно пребывать во Христе.

23. Мысли - это слуги лжи, по­этому никогда нельзя слушать их ложь и клевету. Истина - это толь­ко чистое сердце.

24. Тот, кто поступает с ближним по помыслам, убивает его; тот, кто служит ближнему по Любви, стя­жает вместе с ним Жизнь вечную.

25. Когда чистое сердце находит­ся в состоянии покоя, это не означа­ет, что оно ничего не делает; все де­лается, но всецело по воле Божией.

26. Чистое сердце не сознает - движется оно, или нет, в теле оно, или вне тела, ибо оно воистину жи­вет в неизреченной и невыразимой Жизни Царства Божия.

27. В чистом сердце прекра­щаются все слова и мысли, ибо оно открыло в себе совершенную Жизнь, сущую превыше слов и мыслей и уразумело «превосходя­щую разумение любовь Христову» (Еф. 3: 19).

28. Чистое сердце не стремится обрести себя в каком-либо месте, ибо оно обрело место совершенной святости и Божественной Любви.

29. Если помнить, что ум не име­ет имени, тело - тленно, а мир по­добен осеннему ветру, тогда чистое сердце становится недвижимым и несокрушимым камнем веры и Спасения во Христе.

30. Когда чистое сердце погло­щает ум, то Божественная Любовь поглощает чистое сердце.

31. В чистом сердце невозможно найти ни частицы вещественного, ибо в нем живет и сияет нетлен­ный свет Духа Святаго.

32. Щит и броня чистого сердца - благодать Святаго Духа и Небес­ный огонь Божественной Любви.

33. Чистое сердце не соверша­ет деяний, так как Божествен­ная Любовь не постигается че­рез деяние, но постигается че­рез созерцание, ибо подобное соединяется с подобным невы­разимым соединением во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

 

О ЧЕМ НЕ ПИШУТ КНИГИ

 

«Носите бремена друг друга...»

(Гал. 6: 2).

 

l. О чем не пишут книги, нахо­дится в тебе, чтобы ты искал Это не в бумаге, а в своем сердце.

2. О чем не говорят отцы, ближе к тебе, чем твое дыхание, чтобы ты ис­кал Это не в словах, а в своей душе.

3. О чем не говорят монахи - Не­постижимое, Неведомое, Удиви­тельное - ежедневно находится рядом с тобой, и сердце, как ни пытается, не может объять Его до конца, чтобы ты постиг, что место нахождения Непостижимого - в отсутствии помыслов.

4. О чем даже не шепчут на ухо: Почему так мало спасающихся?

Потому что очень немногие реша­ются встать после падения и снова начать борьбу за Спасение своей души.

5. То, в чем не хочется признать­ся самому себе, это горечь наших безплодных попыток удержать ря­дом с собой любимых близких, раз­нообразные излюбленные вещи и предметы мира сего, ибо все это подобно зыбкому воздуху или те­кучему туману, неуклонно усколь­зающему из наших объятий.

6. То, что наводит на глубокие размышления, это безпрестанное изменение нас самих, подобное изменчивому отражению в воде, волнуемой ветром, что рождает один мучительный вопрос: «Где в этом я?»

7. То, что заставляет обратить­ся к поискам Спасения - это неч­то неизменное, молчаливо при­сутствующее в каждом нашем со­бытии, невероятно мудрое и спо­койное, от присутствия которого в сердце рождаются покаянные слезы.

8. То, что неожиданно откры­вается в тайниках нашего сердца, благодаря непрестанной молитве и хранению его от помыслов, же­ланий и страстей, глубоко удив­ляет нас своей непостижимостью, как сокровенная Тайна бытия, и в то же самое время как необыкно­венно родное и близкое нам Суще­ство из Вечности, постигнув Ко­торое, сердце припадает к Нему в молитве: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго!»

9. Есть молчание слов и есть молчание Духа: сумей постичь различие между ними и Дух Свя­той наполнит твою душу неизре­ченным звучанием Небес.

10. Летящие птицы на заре, ве­черняя звезда над горами застав­ляют твое сердце биться сильнее; сумей принять в него Христа, Ко­торого оно жаждет еще больше, и безпредельное Царство Божие от­кроется тебе.

11. Чрево и плоть твоя - это зем­ля, не закапывай в нее свою жизнь, сбереги ее для Царства Небесного отречением от чрева и плоти и хра­нением сердца от помыслов, жела­ний и страстей.

12. Если ты поднимешься один на высокую гору и на вершине огля­нешься вокруг, что ты увидишь?

Только одно огромное безпредельное синее Небо над головой. Так и на пути к Богу...

13. Без отца, без матери, без же­ны, без детей, без родных, без себя самого - на Кресте Любви к Богу вопиет твоя душа: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты меня оставил?»

14. Не красота речи, не красота слов, даже не красота дел, лишь красота души - отражение красо­ты Бога.

15. Молитва о родных, молитва о самом себе, молитва о ближних, молитва о мире, даже молитва о врагах - никогда не сравнится с молитвой о даровании молитвы.

16. Слова - в уме, а плач - в серд­це, выбери сам, какая молитва те­бе нужнее.

17. Отчего мы мыслим? Отто­го, что разучились прямо и непо­средственно познавать все чистым сердцем.

18. Самое тяжкое бремя - самооболыценный ум; у того, кто оста­вил ум свой, иго его благо и бремя его легко.

19. Тот, кто отказался от своего ума, стал истинно умным, ибо стя­жал духовный разум, не ведомый умникам мира сего.

20. Мудрость может быть толь­ко одна - во Христе, всякий ум вне Христа - от лукавого, и здравым быть не может до тех пор, пока не придет в покаянии ко Христу.

21. Смелую душу охраняет Хри­стос, чистое сердце обучает Дух Святой, а ум, отрекшийся от по­мыслов, желаний и страстей, про­свещает небесный свет Пресвятой Троицы.

22. Если встретишь разочаро­вавшегося, не верь ему, просто он ничего не сделал для того, чтобы изменить самого себя.

23. Блудник - живой мертвец, ибо разорвал связь с Богом, убил свою душу нечистыми желаниями, умертвил сердце дурными стра­стями и погубил ум непотребными помыслами.

24. Самая большая потеря - блуд, ибо душа, словно Иуда, за тридцать серебреников плоти пре­дает Христа.

25. Самое великое обретение - целомудрие, когда душа, подобно апостолу Иоанну, возлежит на гру­ди у возлюбленного Христа.

26. Когда дела человеческие за­кончатся и язык перестанет гово­рить о суетном, в сердце прихо­дит Небесная тишина свободы от безконечной пустой деятельности ума, от неустанного шума помыс­лов, тогда, в этой сокровенной ти­шине, завершится земное восхож­дение души к совершенному еди­нению ее с Богом.

27. Милость Божия подобна без­граничному океану, но только по­каяние приводит к нему, а молитва дает возможность отправиться в безконечное плавание по благо­датным просторам вечной Жизни.

28. Если ежедневно падаешь, не удивляйся; если долго не встаешь, не отчаивайся; если не отступаешь, не тщеславься; если стоишь муже­ственно, благодари Бога и смиряйся.

29. Свое Спасение ты выбираешь сам, как и свою гибель, и только невидимое веяние благодати неу­станно зовет твой ум оторваться от однообразного кружения в земном прахе и устремить взор в духовные Небеса нашего сердца.

30. За что мы должны непре­станно благодарить Бога? Если бы благость Божия не призывала нас каждую секунду к покаянию, то мысль о нем никогда бы не возни­кала в наших сердцах.

31. Тот, кто говорит даже доброе и полезное, неизбежно оставляет то лучшее и возвышенное, что стя­жал в молчании и безмолвии.

32. Рассуди сам: земля - не твоя, дом - не твой, плоть - не твоя, ум - не твой, даже душа - не твоя, твой только Бог, Им и живи, и жив бу­дешь вовеки.

33. Утверди слух свой в Неслы­шимом, зрение — в Невидимом, сердце - в Неизреченном, и твой ум, отрекшийся от суетного кру­жения и парения помыслов, незы­блемо утвердится в духовной сво­боде Небесной Истины, в Господе нашем Иисусе Христе. Ему слава вовеки. Аминь.

 

КОГДА МЫ НАХОДИМ ИСТИНУ

 

«В Нем и вы, услышав слово истины... запечатлены обетованным Святым Духом»

(Еф. 1: 13).

 

1. Когда мы находим Истину, то постигаем, что ни тело, ни ум, ни этот мир, даже не Вселенная, а именно вечная Истина - насто­ящая наша родина, родина Духа Святаго.

2. Вне себя никогда ничего не­возможно исправить, исправлять что-либо можно лишь внутри себя.

3. Отказ от себя есть решение всех проблем.

4. Если ум говорит с умом, всег­да будет непонимание; если сердце говорит с сердцем, Любовь победит все разногласия.

5. Не живи эмоциями и пред­ставлениями, оставь их, ибо это не жизнь, а заблуждение.

6. Приведи сердце к чистоте и живи только им, ибо это и есть ис­тинная Жизнь.

7. Не давай телу обманывать се­бя, не давай миру прельщать тебя, не давай уму запутывать тебя; най­ди вечную Истину в своем сердце.

8. Мир не делает нас несчастны­ми, нас делают несчастными по­мыслы о мире.

9. Стяжи чистое сердце и боль­ше никогда ничто тебя не обманет.

10. Смиренному сердцу невоз­можно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.

11. Бог всегда ждет, когда мы Его найдем, но мы ищем Его не там, где Он нас ожидает.

12. Любовь и смирение - не чело­веческие качества, но Божествен­ные; человеческое в нас - только эгоизм.

13. Как только чистое сердце об­ретает Любовь и смирение, эгоизм исчезает, подобно дыму.

14. Смирение не занимается из­менением мира и обстоятельств, оно полностью изменяет челове­ческое сердце, а мир и обстоятель­ства неизбежно изменяются вслед за ним.

15. Истинная Жизнь - Жизнь чистого сердца, преображенного благодатью во Христе и вошедше­го в вечное Царство Божественной Любви.

16. Чистое сердце никогда не обретет жизнь среди вещей, по­добных болотному мареву, ибо в них нет и не может быть никакой жизни.

17. Истинная Жизнь в Боге не за­висит от вещей, ибо только она и есть единственная Вечная Жизнь.

18. Бог общается с нами на языке безмолвия, и это не мертвое мол­чание, но непредставимое Безмол­вие, исполненное неизреченной Мудрости, смирения и Любви.

19. Чистое сердце, стяжавшее сердечное безмолвие, постигает безмолвие Бога как оно есть.

20. О чем бы мы ни думали в этом мире, все это не является таким, как мы его представляем; только чистому сердцу все предстает в ис­тинном свете.

21. Жизнь среди вещей - смерт­ный сон, истинное пробужде­ние возможно только во Христе: «встань, спящии, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14).

22. Жизнь среди помыслов, страхов, разочарований такой же смертный сон, ибо настоящая Жизнь - это Христос, это Любовь и смирение Божественного бытия.

23. Если приступать к Спасению снова и снова, как в первый раз, то именно в этот первый раз оно и произойдет, ибо Бог мгновен­но приемлет решительное и неот­ступное сердце.

24. В этом мире ничего нет наше­го, все - Божие, но для того, чтобы это стало жизнью сердца, необхо­димо сделать одно - отказаться от самого себя.

25. Чтобы отказаться от само­го себя, нужно убрать всего лишь одну помеху - ум, запутавшийся в помыслах и привязанностях.

26. Ум, очищенный покаянием и молитвой, и есть рассвет ново­го дня духовной жизни и восход утренней звезды в сердцах наших (см. 2 Пет. 2:19).

27. Не ищи Христа, скитаясь по горам и ущельям, просто отдай Ему свое сердце и Он станет в нем жить.

28. Твое сердце ни в чем не нуж­дается, ибо ему достаточно одного Бога.

29. Не обращай никакого внима­ния на помыслы, обрати все вни­мание на Христа, Который обита­ет в твоем сердце.

30. Свобода - это когда все со­вершает Бог, а смирение - это ког­да мы не мешаем Богу.

31. Бог неизмеримо глубок, и чем больше мы постигаем Его, тем глубже Он становится.

32. Неспасение - только в уме, а Спасение - только в сердце.

33. Если целомудрие станет для тебя матерью, а безгневие - от­цом, ты не умрешь вовеки и позна­ешь Божественную Любовь, ибо ум, стяжавший целомудрие и безгневие, уже никогда не впадет в скверну страстей и нечистых по­мыслов, соединившись в сердце с возлюбленным Иисусом, дабы «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3:16). Аминь.

 

КОГДА ОТКРОЮТСЯ ГЛАЗА ЛЮБВИ

 

«Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего...»

(Еф. 1: 17-18).

 

1. Когда в тебе откроются глаза Любви, только тогда можно ска­зать, что ты начал видеть.

2. Каждый человек обладает мудростью, но не каждый знает, где она у него находится.

3. Спасение, как и здоровье, де­ло хозяйское.

4. Мирская дружба - это взаим­ное подчинение, духовная друж­ба - это взаимное смирение.

5. Жизнь - это не вчера и не зав­тра, а то, чем мы живем в эту са­мую минуту.

6. Понять свой ум - значит по­нять самого себя.

7. Те, кто с нами рядом, это мы сами, ищущие помощи, участия и, если возможно, Любви.

8. Все, что нам удалось постичь сегодня, необходимо превзойти, чтобы спастись совершенно, а не частично.

9. «Всяк человек ложь» (Пс. 115: 2); не в том ложь, что все люди лгут, а в том, что все люди всегда измен­чивы и в своей изменчивости не могут быть постоянной и надежной опорой.

10. В уединении следи за умом, а в общении с людьми - за своим языком.

11. Любовь - это сострадание, а жалость не может быть Любовью, ибо основа ее - скрытая гордость.

12. Самая большая радость - сое­динившись с Богом служить ближним; самая большая скорбь - слу­жить самому себе и погибнуть вме­сте со своим эгоизмом.

13. То, что проходит, не может быть радостью, истинная радость, из которой все рождается, тако­ва, что в ней никогда ничего не проходит; это есть ее истинный признак.

14. Истина - это отсутствие вы­мышленных определений суще­ствования; она не может быть ни­чем иным, кроме прямого позна­ния Христа.

15. Спасение - это отсутствие ложных способов познания; оно не может быть ничем иным, кро­ме действительного исполнения Евангельских заповедей.

16. Путь Спасения - это неустан­ное сопротивление своему непра­вильному видению и вхождение в жизнь Святаго Духа, в жизнь Са­мого Христа.

17. Спасение не есть некая аб­страктная категория, но прямое и ясное проникновение в нетленный свет Пресвятой Троицы.

18. Устойчивое и неуклонное со­блюдение Евангельских заповедей приводит к внимательной молит­ве, а такая молитва способствует освобождению ума от всякого ви­да суетной ложной деятельности и вхождению его в мир благодати, в мир Спасения.

19. Внимание ко всем процессам ума и удержание непрестанной мо­литвы - та сила, пред которой не может устоять никакое зло.

20. Если монах не старается удерживать внимательную молит­ву вне кельи, значит он зря избрал монашескую жизнь и тщетно иждивает свое время.

21. Все отличие монаха от миря­нина в том, что монах умеет хра­нить молитву во всех обстоятель­ствах.

22. Небрежное поведение и не­внимательное отношение к ве­щам - признак распущенности ума и небрежения монаха к внима­тельному хранению сердца.

23. Молитва, которая не входит целиком в нашу повседневную жизнь, безплодна и ограниченна и не имеет сил даровать плод Спа­сения.

24. Если внимательная келей­ная молитва не вошла в остальную часть нашей повседневной жизни, она остается только теорией, со­всем не связанной с жизнью.

25. Первые мгновения внима­тельной молитвы, продолжаю­щейся среди дневной деятельно­сти, убеждают нас более всего в реальной возможности нашего Спасения.

26. Самый важный момент во внимательной молитве не тот, ког­да мы молимся в келье, а когда выходим из нее.

27. То, с чем мы выходим из ке­льи после молитвы, то и будет пре­образовывать наш мир.

28. Ложь - это откладывание Спасения на потом, увлечение су­етными занятиями в ущерб Спасе­нию и неверие в помощь Божию и в собственные силы.

29- Самый опасный вид духов­ности - эгоистическая духов­ность, ведущая к укреплению эгоизма, и, как таковая, есть лже­духовность.

30. Лжедуховность - это эгоизм, старающийся добиться успеха в со­хранении самого себя, подража­ющий различным молитвенным практикам или аскетическим при­емам.

31. Преодоление лжедуховности лежит только в полном отрече­нии от своего эгоизма, в искренней любви к Богу и в самоотверженном служении ближним.

32. Победить мир - значит побе­дить свой эгоизм во всех его фор­мах, сделать Христа единственным истинным прибежищем для души и сердца и утвердить ум во Христе навеки.

33. Не отрекайся от Христа даже под страхом смерти; не отрекайся от духовного Отца даже под угро­зой страданий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар»

(Еф. 2: 8).

 

1. Нельзя заканчивать жизнь воспоминаниями, ее нужно завер­шать духовным возрастанием.

2. Если хочешь стяжать Боже­ственную Любовь, не оскверняй ее ни одной вещью.

3. Тьма сердечного омрачения - обратная сторона книжного изу­чения.

4. Все, что случается с нами, учись видеть сердцем, а не глазами.

5. Бог - это Дух, Дух творит только духовное, поэтому мир, соз­данный Богом, духовен.

6. Бог создал мир из ничего, из ничего не может быть создано нечто, поэтому мир остается тем, из чего был создан, - ничем.

7. Духовен мир или он ничто, на все это Священное Писание гово­рит нам, что все, созданное Богом, «хорошо... хорошо весьма» (Быт. 1: 25, 31), и все же только Бог - ис­тинное прибежище для души, ищущей в Нем Спасения.

8. Уединение бывает разное: одно - отречение от себя, другое уединение - под себя, и между ни­ми пропасть, ибо первое ведет к Спасению, а второе - к погибели души.

9. Тот, кто отрекается от себя ради того, чтобы соединиться с Бо­гом, живет в истинном уединении; тот, кто отрекается от всего, чтобы ублажать свой эгоизм, не находит уединения.

10. Если ты не привязываешься ни к чему в мире, тогда ничто в ми­ре не привязывается к тебе.

11. Если ты не держишься ни за что в этом мире, тогда ничто не держится за тебя, и весь Бог стано­вится твоим достоянием.

12. Когда ты прерываешь обще­ние с этим миром, Христос сияет в твоем сердце и днем, и ночью.

13. Не плоди мысленную ложь, запутаешься в ней и пропадешь; плоди разум, благодать и духов­ную стать.

14. Для отречения от мира нуж­на большая смелость, для духов­ной жизни - безпредельная сила духа, для молитвы - безконечное терпение, а для Царства Божия - просто смирение.

15. Перестань бродить умом от предмета к предмету, останови его на Боге, разве в Нем можно что-нибудь потерять, кроме эго­изма?

16. Если обретешь духовный ра­зум, проникнешь в Сокровенное, разве стоит Его менять на безсмысленную путаницу мыслей?

17. Духовная свобода приходит в полной сосредоточенности ума, а духовная гибель - в полной его распущенности.

18. Святой Дух, вселившийся в чистое сердце, лишенное эгоизма, безпрерывно действует во Спа­сение души, но эти действия не требуют никаких усилий, ибо со­вершаются в неизреченном покое, ибо сказал Иисус: «иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11: 30).

19. Процесс Спасения состоит в устранении в уме всех помех, пред­ставляющих собой эгоистические корни греха и освобождение от них, а не добавление к эгоизму но­вых качеств, ибо все добродетели приносит душе Святой Дух.

20. Все виды суетной деятель­ности - это безплодные тщетные попытки убежать от своего ума, но только духовная молитвенная жизнь во Христе кладет конец его жестокому тиранству.

21. Для пищи нужно очень мало соли, остальное - просто навоз; выбери сам, чем ты хочешь быть в жизни - солью или навозом?

22. От рождения человека и до его смерти зло непрерывно штур­мует душу, возрастая в силе, дабы сокрушить ее скорбями.

23. Но от рождения человека и до исхода его души благодать не­устанно укрепляет ее, дабы при­вести ко Христу и даровать Жизнь вечную.

24. Для того, кто мечтает о веч­ной Жизни, как о безконечном вре­мени, она будет только казаться вечностью, не являясь ею.

25. Для того, кто начал жить в Боге и утвердил в Нем неисходно свой ум, исчезает даже понятие о вечности, ибо дух его, преобра­женный благодатью, выходит за пределы всякого времени.

26. Волны ума вздымаются и опа­дают, но им не сокрушить недвижи­мый камень безстрастия, который не есть мертвое равнодушие, ибо безстрастие - это истинная Жизнь и смиренная Любовь, это - Христос.

27. Если не пробудишься живым сердцем и всем сознанием к новой Жизни во Христе, останешься за­живо погребенным в этом мире.

28. Если решительно не вос­станешь в чистоте сердца и цело­мудрии к Жизни во Христе без помыслов, останешься навеки по­хороненным под обломками это­го мира.

29. Отсеки все воображения и соображения ума и утверди его во Христе; это Спасение в совершен­ном покое нетленного Света.

30. Постижение чистым сердцем того, что ум, лелеющий свои пред­ставления и домыслы, это рабство, а освобождение от него - это Спа­сение, приводит к духовной Свобо­де, не имеющей конца.

31. Полное устранение жажды стяжания вещей и избавление от привязанностей к ним приводит к совершенной чистоте сердца и все­лению в него Святаго Духа.

32. Обуздание молитвой рассуж­дающего ума и избавление от его суетной деятельности приводит к обретению в благодати совершен­ного мира Христова и соединению с необозримым простором Боже­ственной любви.

33. Без границ, без берегов, без предела, не имея ничего, в чем бы ты нуждался и чем бы тебе нуж­но стать, нося в себе Христа и живя Христом, утвердив неисходно ум в Божественной свободе, пребывай без времени в Том, имя Которому Священное Безмолвие, «и живите в любви, как и Христос возлюбил нас» (Еф. 5: 2). Ему слава вовеки. Аминь.

 

ЭПИЛОГ

 

1. Пробудись, ум мой, из усыпле­ния грехом и из рабства суетных помыслов, утверди себя во Христе, Который подобен непрестанному ключу живой воды, текущей из тво­его сердца, неисчерпаемому род­нику благодати, омывающему всю скверну грехов, чистой реке Свята­го Духа, уносящей гниющию тину безсмысленных страстей, и войди в неизреченное Царство вечной Сво­боды - избавление от греха и смер­ти, взывая в сокрушении к возлю­бленному Иисусу: «И остави нам долги нашя, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6:12).

2. Пробудись, ум мой, из тяжкого обморока и рабства страстей, утверди себя в Сладчайшем Иисусе, ибо, ут­вердившись в Нем, ты даже не огля­нешься на жизнь свою, потому что возлюбленный Христос - это Лю­бовь, а Любовь сладостнее жизни.

3. Пробудись, ум мой, из гнету­щего сонного кошмара и рабства безрассудных желаний, верни себе свою первозданную чистоту, обле­кись в образ Небесного Человека - Господа Иисуса Христа, чтобы цар­ствовать с Ним в безконечные веки в не имеющем конца Царстве Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 

МОЛИТВА

Господи Иисусе Христе, когда бы ни по­явился во мне дурой помысел, дай мне силу и помощь не принять его пустое мудрование, но избирать всегда только Тебя, единого Любвеобильного и Человеколюбивого Бога! Аминь.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.055 с.)