Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нет ничего лучше хранения ума ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5: 1)
1. Нет ничего лучше хранения ума и смирения, которые мы требуем от самих себя; нет ничего хуже, когда требовательность обращается на других. 2. Хранение своего ума и стяжание смирения означают смерть для чувственной жизни, полный отказ от всех привязанностей и желаний, отречение от многомыслия и окончательное утверждение ума во Христе. 3. Тот, кто живет осторожно и хранит себя, знает, что огонь легко зажигает сухое дерево; так и врагу удобно зажечь похотью тело, иссушенное аскезой, ибо диавол тоже знает, что целомудрие есть та грань, которая отделяет духовную жизнь от мирской и духовную свободу от мысленного рабства. 4. Тот, кто живет осторожно и хранит свой ум, не наносит ущерба своему уму, во всем следует воле Божией и так приходит к Сокровенному - к совершенной чистоте Божественной Любви - глубокой, неисчерпаемой вовеки, исполненной мудрости и покоя. 5. Тот, кто живет осторожно и хранит свой ум, исполняется Божественной благодати, его ум и его действия ясны и прекрасны, он исполнен тихости, простоты и смирения, ничто в мире не может его смутить и поработить, ибо его ум утвердился во Христе. 6. Тот, кто живет осторожно и хранит свой ум, слышит Неслышимое, созерцает Невидимое, погружается в Безтелесное, соединяется с возлюбленным Христом и его жизни во Христе нет предела. 7. Кто постиг Единое цельным единым сердцем, тот просвещен чистотой Божественной Любви, кто знает лишь земное - страдает безумием, ибо истинная жизнь состоит в том, чтобы тело и ум были целомудренны, рассуждение следовало за волей Божией, а помыслы и страсти были обузданы непрестанной молитвой: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16). 8. Тот, кто пользуется умом, не храня его от безрассудства, впадает в безумство, ибо только хранение ума исправляет ум, приводит к отречению от помыслов и к отказу от погони за тленными вещами мира сего, дарует доверие к Богу и спокойное ожидание всего, что ниспошлет душе Промысл Божий. 9. Всегда следуя воле Божией, можно ли совершить ошибку? Ошибки совершаются лишь тогда, когда доверяют своему уму и отвергают волю Божию, которая открывается благодаря непрестанной молитве в Духе Святом, ибо лишь решимость и твердость следовать воле Божией открывают душе путь к утверждению ума во Христе.
10. Тот, кто послушен воле Божией, радуется отречению от помыслов и от своего эгоизма, отсутствию забот и тревог о делах суетного мира, не боится затруднений, болезней и опасностей, никогда не спешит, но никогда и не медлит - вот суть следования воле Божией и утверждению ума во Христе. 11. Следование воле Божией побуждает ум ценить каждый миг жизни как неповторимое событие, дарует духовный разум в познании сути событий, поэтому время не иждивается зря в безумстве помыслов, но бережно расходуется в хранении ума и достижении чистоты сердца, и может ли тогда оно не узреть Христа? 12. Тот, кто хранит свой ум, любит людей, но не ждет, чтобы его непременно любили за его доброе расположение, не тревожится ни о чем, даже если у него ничего нет, не пугается одиночества, не боится одинокой старости, не печалится, и ничто не может его устрашить, ибо весь его ум всецело и безраздельно живет возлюбленным Христом. 13. Тот, кто хранит свой ум, радуется тому, что не отступает от смирения, отвергает всякое лицемерие и человекоугодие, не пресмыкается пред идолами и властями мира сего, возрастает в целомудрии плоти и ума, никогда не считает себя во всем правым, и так утверждает свой ум во Христе. 14. Тот, кто хранит свой ум, ставит себя ниже всех и уподобляется Христу; в отречении от помыслов для него нет ничего неважного, ибо он зрит глубоко внутрь своего ума, вовремя замечает мельчайший след страсти и отсекает ее, не кичится умом, отвращается от многознания, и благодать преображает его сердце и утверждает ум во Христе. 15. Что бы не предпринимал тот, кто хранит свой ум, он всегда помнит, что основа всякого дела - Евангельские заповеди, основа всякого намерения - правда Божия, и основа всякого достижения в духовной жизни - Христово смирение, поэтому для него нет непреодолимых трудностей и помощь Божия всегда сопутствует ему, как в трудах, так и в спасении. 16. Тот, кто обрел во всем помощь Божию, помнит, что без благодати и молитвы гибнет и идет прахом всякое дело, поэтому он укрепляет в себе стойкость духа и решимость в любой миг умереть за чистоту сердца, чтобы не отступить ни на шаг от Христовых заповедей, и так утверждается во Христе.
17. Тот, кто всегда следует воле Божией, причины неудач ищет в себе самом, а не в ближних, ибо познал на деле, что духовная жизнь полностью зависит от чистоты его сердца, поэтому он постоянно вглядывается внутрь себя, и чем больше наблюдает за своим умом, тем прочнее становится его молитва, тем чище становится его сердце, и тем нерассеяннее и неотступнее становится его ум, утвержденный во Христе. 18. Тот, кто живет безумствуя в помыслах, предполагает, что люди имеют какую-то цену, предполагает, что вещи имеют какую-то цену, предполагает, что мир имеет какую-то цену; предполагая так, он борется с людми, пытаясь подавить их своим эгоизмом, пускается в погоню за вещами, пытаясь ублажить ими свой эгоизм, борется с миром, защищая свой эгоизм, и гибнет безсмысленно, подобно сухой траве в огне. l9. Тот, кто живет осторожно и хранит свой ум, знает, что ум, не имеющий помыслов, имеет великую цену; знает, что чистое сердце, верное Богу, имеет великую цену; знает, что душа, возлюбившая Христа, имеет великую цену; зная все это, он освобождает ум от помыслов и спасается во Христе; зная это, он защищает чистоту сердца от греха и спасается во Христе; зная это, он оберегает свою душу, возлюбившую Христа, обретает Божественную Любовь и спасается во Христе. 20. Тот, кто утвердил ум во Христе, доверил Ему свое сердце и возлюбил Его всей душой, никогда не отдалится от Христа, смотрит на мир без всякой привязанности, как будто видит его сквозь тусклое стекло, не имеет тяготения замечать мужчин и женщин, полагая их как одно, без всякого различия, наблюдает движение тленных вещей и не испытывает стремления владеть ими; так он, шаг за шагом, освобождается от мира и всецелым и единым устремлением спасается во Христе. 21. Когда в намерениях нет искренности, то любовь к ближним становится ложным подобием любви, а истинная аскеза - ложным подобием аскетизма; все это не приносит благих плодов, ибо Бог не приемлет лицемерия, которое является ложным подобием праведности. 22. Когда намерения исполнены искренности, даже слабые усилия полюбить Бога и ближних Бог не мерою дарует Святого Духа и эти слабые попытки человека становятся самоотверженной Любовью, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), а скромные усилия в самоотречении Господь превращает в торжество человеческого духа и в окончательное поражение эгоизма. 23. Когда ум начинает очищаться от помыслов, душа приходит к прямому опытному постижению того, что ум, обезумевший от толчеи помыслов, ее самый опасный враг, а ум, просветленный благодатью и избавившийся от мысленного наваждения, самый лучший друг и неоценимое сокровище, дарованное Богом для спасения души. 24. Дух Святой в молитвенном напряжении души открывает ей все постижимое и непостижимое, в таком случае для чего ей помыслы? Постигая, что развитие любого помысла есть развитие болезни ума, душа пресекает развитие этой болезни с помощью непрестанной молитвы, избавляется от этой мысленной болезни с помощью благодати и выздоравливает окончательно во Святом Духе, утвердив ум во Христе.
25. Если в суетном и ложном мире нет твоего ума, а в твой ум не проникает этот убийца - мир праха и тлена, тогда ум решительно отвергает все лживые помыслы, отрекается от всего земного и, словно птица, обретя крылья благодати, воспаряет ко Христу и утверждается в Нем навеки. 26. Нигде не порождается грех, кроме как в уме, нигде он не развивается, как только в уме; но если в сердце есть решимость, тогда это зло в уме пресекается, тогда это зло в уме останавливается и тогда именно в уме, этом средоточии зла, оно уничтожается непрестанной молитвой, благодаря чему сердце полностью преображается и начинает жить в Духе Святом. 27. Когда ум перестает разделять людей на «я» и «они», разделять вещи на «мое» и «не мое», разделять мир на «я» и «это», тогда цельный неразделяющий ум соединяется с сердцем и, не обращаясь к ложной «помощи» помыслов, мгновенно проникает в суть жизни, проникает в суть вещей, схватывает суть этого мира, выходит за пределы смерти и утверждается в вечной Жизни - во Христе. 28. Для тех, кто полон привязанностей, мир идет впереди, а для тех, кто освободился от жестокого ига привязанностей, мир становится позади и утрачивает над душой всякую власть, ибо она познала свободу от привязанностей, познала свободу от мира, познала свободу от помыслов и утвердилась навеки в самом источнике духовной Свободы - во Христе. 29. Тот, кто умертвил тело целомудрием, умертвил ум непрестанной молитвой, умертвил помыслы отречением от мира, у того ум и сердце становятся едины и исполняются благодати, в которой тело оживает в праведности, ум оживает в чистоте, а сердце обретает новую жизнь в святости, и тогда ничто на свете не может поработить и связать ум, утвержденный во Христе: «но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24). 30. Когда ум соединяется с сердцем, он исчезает, а сердце обретает духовную мудрость; когда исчезают помыслы, в сердце воцаряется чистота, с обретением сердечной чистоты открываются Небесные врата, приходит конец всяким сомнениям и душа находит во Христе безпредельную неувядаемую нетленную Жизнь. 31. Для того, кто обрел чистое сердце, оно не останавливается ни на чем и его безмолвие ничем не нарушается, его покой безпределен, чистота совершенна, а высота и долгота исполнены безпредельного блага, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).
32. Кто стяжал простое и чистое сердце, которое никуда не стремится и ничего не желает, тот перестает бояться боли, прекращает страшиться смерти, ибо единственное стремление и единственное желание чистого сердца - пребывать вечно с единым Христом, Победителем греха и смерти. 33. Знать и понимать, предполагать и представлять, утверждать и отрицать - это суета мира сего; чтобы не обманываться ею вновь и вновь, никогда не принимай помыслы за окончательную Истину, ибо как только помыслы прекращаются, Сама Истина, яркая и сияющая, совершенная и непостижимая, открывается чистому сердцу и наполняет его вечной Жизнью, Которая есть Христос, отныне и во веки веков. Аминь.
ВСЯ ТВОЯ ЖИЗНЬ
«Плод же духа: любовь...» (Гал. 5: 22).
1. Вся твоя жизнь строится в зависимости оттого, насколько ты можешь отречься от самого себя. 2. Не строй никаких фантазий, обуздай воображение, наведи порядок в своем сердце - и мир перестанет пугать тебя своим безумством. 3. Тот, кто постиг великую ценность чистого сердца, никогда не покинет его чистоты ради грязной суеты этого мира. 4. Тот, кто постиг великое благо сердечной чистоты, никогда не оставит ее даже под угрозой смерти. 5. Никогда не позволяй возникнуть в себе эгоизму - вот все, что нужно для твоей Свободы. 6. Как только ты постигнешь, что чистое сердце - это и есть сокровенная Жизнь, ты постигнешь и то, что не может быть никакой иной жизни без чистоты сердца. 7. Отречение от помыслов - самое великое отречение. 8. Если сможешь совершенно отречься от лживых помыслов, они исчезнут безследно. 9. Сила дурных привычек будет до тех пор подавлять тебя, пока полностью не отречешься от греха. 10. Когда твое чистое сердце станет подобным безпредельной Вселенной - это и есть Спасение во Христе. 11. Ни один помысел не имеет реальной связи с Жизнью, ибо Жизнь не нуждается в помыслах. 12. Чистое сердце Бог наделяет чудесной премудростью и Божественной благодатью, где нет места никаким помыслам. 13. Чистое сердце всю вселенную принимает как единое целое - как дар Божий, и ни с кем не борется, ибо оно победило грех. 14. Стяжи чистое сердце и обретешь свободу везде, где бы ты ни находился. 15. Перестань метаться и искать Спасение вне себя; чистое сердце и есть Спасение. 16. Если не жить помыслами, то вся жизнь будет наполнена Богом: «сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 8). 17. Устремись в Единого Бога всем сердцем и тебе не придется бороться с помыслами. 18. Если обретешь чистое сердце, то более нет нужды ни в чем, ибо чистое сердце - это Лик Самого Христа. 19. Если обретешь чистое сердце где бы ты ни находился, это и будет местом твоего Спасения. 20. Чистое сердце открывает всю непостижимость Бога и все Его непостижимые блага, как свое достояние и наследие. 21. В Божественной непостижимости чистому сердцу вверху не за что ухватиться, внизу не на что опереться, ибо для него все и во всем - Христос.
22. Ум жаждет действовать, но действовать - не значит жить; жить - это всецело и безраздельно пребывать во Христе. 23. Мысли - это слуги лжи, поэтому никогда нельзя слушать их ложь и клевету. Истина - это только чистое сердце. 24. Тот, кто поступает с ближним по помыслам, убивает его; тот, кто служит ближнему по Любви, стяжает вместе с ним Жизнь вечную. 25. Когда чистое сердце находится в состоянии покоя, это не означает, что оно ничего не делает; все делается, но всецело по воле Божией. 26. Чистое сердце не сознает - движется оно, или нет, в теле оно, или вне тела, ибо оно воистину живет в неизреченной и невыразимой Жизни Царства Божия. 27. В чистом сердце прекращаются все слова и мысли, ибо оно открыло в себе совершенную Жизнь, сущую превыше слов и мыслей и уразумело «превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3: 19). 28. Чистое сердце не стремится обрести себя в каком-либо месте, ибо оно обрело место совершенной святости и Божественной Любви. 29. Если помнить, что ум не имеет имени, тело - тленно, а мир подобен осеннему ветру, тогда чистое сердце становится недвижимым и несокрушимым камнем веры и Спасения во Христе. 30. Когда чистое сердце поглощает ум, то Божественная Любовь поглощает чистое сердце. 31. В чистом сердце невозможно найти ни частицы вещественного, ибо в нем живет и сияет нетленный свет Духа Святаго. 32. Щит и броня чистого сердца - благодать Святаго Духа и Небесный огонь Божественной Любви. 33. Чистое сердце не совершает деяний, так как Божественная Любовь не постигается через деяние, но постигается через созерцание, ибо подобное соединяется с подобным невыразимым соединением во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.
О ЧЕМ НЕ ПИШУТ КНИГИ
«Носите бремена друг друга...» (Гал. 6: 2).
l. О чем не пишут книги, находится в тебе, чтобы ты искал Это не в бумаге, а в своем сердце. 2. О чем не говорят отцы, ближе к тебе, чем твое дыхание, чтобы ты искал Это не в словах, а в своей душе. 3. О чем не говорят монахи - Непостижимое, Неведомое, Удивительное - ежедневно находится рядом с тобой, и сердце, как ни пытается, не может объять Его до конца, чтобы ты постиг, что место нахождения Непостижимого - в отсутствии помыслов. 4. О чем даже не шепчут на ухо: Почему так мало спасающихся? Потому что очень немногие решаются встать после падения и снова начать борьбу за Спасение своей души. 5. То, в чем не хочется признаться самому себе, это горечь наших безплодных попыток удержать рядом с собой любимых близких, разнообразные излюбленные вещи и предметы мира сего, ибо все это подобно зыбкому воздуху или текучему туману, неуклонно ускользающему из наших объятий. 6. То, что наводит на глубокие размышления, это безпрестанное изменение нас самих, подобное изменчивому отражению в воде, волнуемой ветром, что рождает один мучительный вопрос: «Где в этом я?» 7. То, что заставляет обратиться к поискам Спасения - это нечто неизменное, молчаливо присутствующее в каждом нашем событии, невероятно мудрое и спокойное, от присутствия которого в сердце рождаются покаянные слезы. 8. То, что неожиданно открывается в тайниках нашего сердца, благодаря непрестанной молитве и хранению его от помыслов, желаний и страстей, глубоко удивляет нас своей непостижимостью, как сокровенная Тайна бытия, и в то же самое время как необыкновенно родное и близкое нам Существо из Вечности, постигнув Которое, сердце припадает к Нему в молитве: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго!» 9. Есть молчание слов и есть молчание Духа: сумей постичь различие между ними и Дух Святой наполнит твою душу неизреченным звучанием Небес. 10. Летящие птицы на заре, вечерняя звезда над горами заставляют твое сердце биться сильнее; сумей принять в него Христа, Которого оно жаждет еще больше, и безпредельное Царство Божие откроется тебе. 11. Чрево и плоть твоя - это земля, не закапывай в нее свою жизнь, сбереги ее для Царства Небесного отречением от чрева и плоти и хранением сердца от помыслов, желаний и страстей. 12. Если ты поднимешься один на высокую гору и на вершине оглянешься вокруг, что ты увидишь? Только одно огромное безпредельное синее Небо над головой. Так и на пути к Богу... 13. Без отца, без матери, без жены, без детей, без родных, без себя самого - на Кресте Любви к Богу вопиет твоя душа: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты меня оставил?» 14. Не красота речи, не красота слов, даже не красота дел, лишь красота души - отражение красоты Бога. 15. Молитва о родных, молитва о самом себе, молитва о ближних, молитва о мире, даже молитва о врагах - никогда не сравнится с молитвой о даровании молитвы. 16. Слова - в уме, а плач - в сердце, выбери сам, какая молитва тебе нужнее. 17. Отчего мы мыслим? Оттого, что разучились прямо и непосредственно познавать все чистым сердцем. 18. Самое тяжкое бремя - самооболыценный ум; у того, кто оставил ум свой, иго его благо и бремя его легко. 19. Тот, кто отказался от своего ума, стал истинно умным, ибо стяжал духовный разум, не ведомый умникам мира сего. 20. Мудрость может быть только одна - во Христе, всякий ум вне Христа - от лукавого, и здравым быть не может до тех пор, пока не придет в покаянии ко Христу. 21. Смелую душу охраняет Христос, чистое сердце обучает Дух Святой, а ум, отрекшийся от помыслов, желаний и страстей, просвещает небесный свет Пресвятой Троицы. 22. Если встретишь разочаровавшегося, не верь ему, просто он ничего не сделал для того, чтобы изменить самого себя. 23. Блудник - живой мертвец, ибо разорвал связь с Богом, убил свою душу нечистыми желаниями, умертвил сердце дурными страстями и погубил ум непотребными помыслами. 24. Самая большая потеря - блуд, ибо душа, словно Иуда, за тридцать серебреников плоти предает Христа. 25. Самое великое обретение - целомудрие, когда душа, подобно апостолу Иоанну, возлежит на груди у возлюбленного Христа. 26. Когда дела человеческие закончатся и язык перестанет говорить о суетном, в сердце приходит Небесная тишина свободы от безконечной пустой деятельности ума, от неустанного шума помыслов, тогда, в этой сокровенной тишине, завершится земное восхождение души к совершенному единению ее с Богом. 27. Милость Божия подобна безграничному океану, но только покаяние приводит к нему, а молитва дает возможность отправиться в безконечное плавание по благодатным просторам вечной Жизни. 28. Если ежедневно падаешь, не удивляйся; если долго не встаешь, не отчаивайся; если не отступаешь, не тщеславься; если стоишь мужественно, благодари Бога и смиряйся. 29. Свое Спасение ты выбираешь сам, как и свою гибель, и только невидимое веяние благодати неустанно зовет твой ум оторваться от однообразного кружения в земном прахе и устремить взор в духовные Небеса нашего сердца. 30. За что мы должны непрестанно благодарить Бога? Если бы благость Божия не призывала нас каждую секунду к покаянию, то мысль о нем никогда бы не возникала в наших сердцах. 31. Тот, кто говорит даже доброе и полезное, неизбежно оставляет то лучшее и возвышенное, что стяжал в молчании и безмолвии. 32. Рассуди сам: земля - не твоя, дом - не твой, плоть - не твоя, ум - не твой, даже душа - не твоя, твой только Бог, Им и живи, и жив будешь вовеки. 33. Утверди слух свой в Неслышимом, зрение — в Невидимом, сердце - в Неизреченном, и твой ум, отрекшийся от суетного кружения и парения помыслов, незыблемо утвердится в духовной свободе Небесной Истины, в Господе нашем Иисусе Христе. Ему слава вовеки. Аминь.
КОГДА МЫ НАХОДИМ ИСТИНУ
«В Нем и вы, услышав слово истины... запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1: 13).
1. Когда мы находим Истину, то постигаем, что ни тело, ни ум, ни этот мир, даже не Вселенная, а именно вечная Истина - настоящая наша родина, родина Духа Святаго. 2. Вне себя никогда ничего невозможно исправить, исправлять что-либо можно лишь внутри себя. 3. Отказ от себя есть решение всех проблем. 4. Если ум говорит с умом, всегда будет непонимание; если сердце говорит с сердцем, Любовь победит все разногласия. 5. Не живи эмоциями и представлениями, оставь их, ибо это не жизнь, а заблуждение. 6. Приведи сердце к чистоте и живи только им, ибо это и есть истинная Жизнь. 7. Не давай телу обманывать себя, не давай миру прельщать тебя, не давай уму запутывать тебя; найди вечную Истину в своем сердце. 8. Мир не делает нас несчастными, нас делают несчастными помыслы о мире. 9. Стяжи чистое сердце и больше никогда ничто тебя не обманет. 10. Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех. 11. Бог всегда ждет, когда мы Его найдем, но мы ищем Его не там, где Он нас ожидает. 12. Любовь и смирение - не человеческие качества, но Божественные; человеческое в нас - только эгоизм. 13. Как только чистое сердце обретает Любовь и смирение, эгоизм исчезает, подобно дыму. 14. Смирение не занимается изменением мира и обстоятельств, оно полностью изменяет человеческое сердце, а мир и обстоятельства неизбежно изменяются вслед за ним. 15. Истинная Жизнь - Жизнь чистого сердца, преображенного благодатью во Христе и вошедшего в вечное Царство Божественной Любви. 16. Чистое сердце никогда не обретет жизнь среди вещей, подобных болотному мареву, ибо в них нет и не может быть никакой жизни. 17. Истинная Жизнь в Боге не зависит от вещей, ибо только она и есть единственная Вечная Жизнь. 18. Бог общается с нами на языке безмолвия, и это не мертвое молчание, но непредставимое Безмолвие, исполненное неизреченной Мудрости, смирения и Любви. 19. Чистое сердце, стяжавшее сердечное безмолвие, постигает безмолвие Бога как оно есть. 20. О чем бы мы ни думали в этом мире, все это не является таким, как мы его представляем; только чистому сердцу все предстает в истинном свете. 21. Жизнь среди вещей - смертный сон, истинное пробуждение возможно только во Христе: «встань, спящии, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14). 22. Жизнь среди помыслов, страхов, разочарований такой же смертный сон, ибо настоящая Жизнь - это Христос, это Любовь и смирение Божественного бытия. 23. Если приступать к Спасению снова и снова, как в первый раз, то именно в этот первый раз оно и произойдет, ибо Бог мгновенно приемлет решительное и неотступное сердце. 24. В этом мире ничего нет нашего, все - Божие, но для того, чтобы это стало жизнью сердца, необходимо сделать одно - отказаться от самого себя. 25. Чтобы отказаться от самого себя, нужно убрать всего лишь одну помеху - ум, запутавшийся в помыслах и привязанностях. 26. Ум, очищенный покаянием и молитвой, и есть рассвет нового дня духовной жизни и восход утренней звезды в сердцах наших (см. 2 Пет. 2:19). 27. Не ищи Христа, скитаясь по горам и ущельям, просто отдай Ему свое сердце и Он станет в нем жить. 28. Твое сердце ни в чем не нуждается, ибо ему достаточно одного Бога. 29. Не обращай никакого внимания на помыслы, обрати все внимание на Христа, Который обитает в твоем сердце. 30. Свобода - это когда все совершает Бог, а смирение - это когда мы не мешаем Богу. 31. Бог неизмеримо глубок, и чем больше мы постигаем Его, тем глубже Он становится. 32. Неспасение - только в уме, а Спасение - только в сердце. 33. Если целомудрие станет для тебя матерью, а безгневие - отцом, ты не умрешь вовеки и познаешь Божественную Любовь, ибо ум, стяжавший целомудрие и безгневие, уже никогда не впадет в скверну страстей и нечистых помыслов, соединившись в сердце с возлюбленным Иисусом, дабы «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3:16). Аминь.
КОГДА ОТКРОЮТСЯ ГЛАЗА ЛЮБВИ
«Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего...» (Еф. 1: 17-18).
1. Когда в тебе откроются глаза Любви, только тогда можно сказать, что ты начал видеть. 2. Каждый человек обладает мудростью, но не каждый знает, где она у него находится. 3. Спасение, как и здоровье, дело хозяйское. 4. Мирская дружба - это взаимное подчинение, духовная дружба - это взаимное смирение. 5. Жизнь - это не вчера и не завтра, а то, чем мы живем в эту самую минуту. 6. Понять свой ум - значит понять самого себя. 7. Те, кто с нами рядом, это мы сами, ищущие помощи, участия и, если возможно, Любви. 8. Все, что нам удалось постичь сегодня, необходимо превзойти, чтобы спастись совершенно, а не частично. 9. «Всяк человек ложь» (Пс. 115: 2); не в том ложь, что все люди лгут, а в том, что все люди всегда изменчивы и в своей изменчивости не могут быть постоянной и надежной опорой. 10. В уединении следи за умом, а в общении с людьми - за своим языком. 11. Любовь - это сострадание, а жалость не может быть Любовью, ибо основа ее - скрытая гордость. 12. Самая большая радость - соединившись с Богом служить ближним; самая большая скорбь - служить самому себе и погибнуть вместе со своим эгоизмом. 13. То, что проходит, не может быть радостью, истинная радость, из которой все рождается, такова, что в ней никогда ничего не проходит; это есть ее истинный признак. 14. Истина - это отсутствие вымышленных определений существования; она не может быть ничем иным, кроме прямого познания Христа. 15. Спасение - это отсутствие ложных способов познания; оно не может быть ничем иным, кроме действительного исполнения Евангельских заповедей. 16. Путь Спасения - это неустанное сопротивление своему неправильному видению и вхождение в жизнь Святаго Духа, в жизнь Самого Христа. 17. Спасение не есть некая абстрактная категория, но прямое и ясное проникновение в нетленный свет Пресвятой Троицы. 18. Устойчивое и неуклонное соблюдение Евангельских заповедей приводит к внимательной молитве, а такая молитва способствует освобождению ума от всякого вида суетной ложной деятельности и вхождению его в мир благодати, в мир Спасения. 19. Внимание ко всем процессам ума и удержание непрестанной молитвы - та сила, пред которой не может устоять никакое зло. 20. Если монах не старается удерживать внимательную молитву вне кельи, значит он зря избрал монашескую жизнь и тщетно иждивает свое время. 21. Все отличие монаха от мирянина в том, что монах умеет хранить молитву во всех обстоятельствах. 22. Небрежное поведение и невнимательное отношение к вещам - признак распущенности ума и небрежения монаха к внимательному хранению сердца. 23. Молитва, которая не входит целиком в нашу повседневную жизнь, безплодна и ограниченна и не имеет сил даровать плод Спасения. 24. Если внимательная келейная молитва не вошла в остальную часть нашей повседневной жизни, она остается только теорией, совсем не связанной с жизнью. 25. Первые мгновения внимательной молитвы, продолжающейся среди дневной деятельности, убеждают нас более всего в реальной возможности нашего Спасения. 26. Самый важный момент во внимательной молитве не тот, когда мы молимся в келье, а когда выходим из нее. 27. То, с чем мы выходим из кельи после молитвы, то и будет преобразовывать наш мир. 28. Ложь - это откладывание Спасения на потом, увлечение суетными занятиями в ущерб Спасению и неверие в помощь Божию и в собственные силы. 29- Самый опасный вид духовности - эгоистическая духовность, ведущая к укреплению эгоизма, и, как таковая, есть лжедуховность. 30. Лжедуховность - это эгоизм, старающийся добиться успеха в сохранении самого себя, подражающий различным молитвенным практикам или аскетическим приемам. 31. Преодоление лжедуховности лежит только в полном отречении от своего эгоизма, в искренней любви к Богу и в самоотверженном служении ближним. 32. Победить мир - значит победить свой эгоизм во всех его формах, сделать Христа единственным истинным прибежищем для души и сердца и утвердить ум во Христе навеки. 33. Не отрекайся от Христа даже под страхом смерти; не отрекайся от духовного Отца даже под угрозой страданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2: 8).
1. Нельзя заканчивать жизнь воспоминаниями, ее нужно завершать духовным возрастанием. 2. Если хочешь стяжать Божественную Любовь, не оскверняй ее ни одной вещью. 3. Тьма сердечного омрачения - обратная сторона книжного изучения. 4. Все, что случается с нами, учись видеть сердцем, а не глазами. 5. Бог - это Дух, Дух творит только духовное, поэтому мир, созданный Богом, духовен. 6. Бог создал мир из ничего, из ничего не может быть создано нечто, поэтому мир остается тем, из чего был создан, - ничем. 7. Духовен мир или он ничто, на все это Священное Писание говорит нам, что все, созданное Богом, «хорошо... хорошо весьма» (Быт. 1: 25, 31), и все же только Бог - истинное прибежище для души, ищущей в Нем Спасения. 8. Уединение бывает разное: одно - отречение от себя, другое уединение - под себя, и между ними пропасть, ибо первое ведет к Спасению, а второе - к погибели души. 9. Тот, кто отрекается от себя ради того, чтобы соединиться с Богом, живет в истинном уединении; тот, кто отрекается от всего, чтобы ублажать свой эгоизм, не находит уединения. 10. Если ты не привязываешься ни к чему в мире, тогда ничто в мире не привязывается к тебе. 11. Если ты не держишься ни за что в этом мире, тогда ничто не держится за тебя, и весь Бог становится твоим достоянием. 12. Когда ты прерываешь общение с этим миром, Христос сияет в твоем сердце и днем, и ночью. 13. Не плоди мысленную ложь, запутаешься в ней и пропадешь; плоди разум, благодать и духовную стать. 14. Для отречения от мира нужна большая смелость, для духовной жизни - безпредельная сила духа, для молитвы - безконечное терпение, а для Царства Божия - просто смирение. 15. Перестань бродить умом от предмета к предмету, останови его на Боге, разве в Нем можно что-нибудь потерять, кроме эгоизма? 16. Если обретешь духовный разум, проникнешь в Сокровенное, разве стоит Его менять на безсмысленную путаницу мыслей? 17. Духовная свобода приходит в полной сосредоточенности ума, а духовная гибель - в полной его распущенности. 18. Святой Дух, вселившийся в чистое сердце, лишенное эгоизма, безпрерывно действует во Спасение души, но эти действия не требуют никаких усилий, ибо совершаются в неизреченном покое, ибо сказал Иисус: «иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11: 30). 19. Процесс Спасения состоит в устранении в уме всех помех, представляющих собой эгоистические корни греха и освобождение от них, а не добавление к эгоизму новых качеств, ибо все добродетели приносит душе Святой Дух. 20. Все виды суетной деятельности - это безплодные тщетные попытки убежать от своего ума, но только духовная молитвенная жизнь во Христе кладет конец его жестокому тиранству. 21. Для пищи нужно очень мало соли, остальное - просто навоз; выбери сам, чем ты хочешь быть в жизни - солью или навозом? 22. От рождения человека и до его смерти зло непрерывно штурмует душу, возрастая в силе, дабы сокрушить ее скорбями. 23. Но от рождения человека и до исхода его души благодать неустанно укрепляет ее, дабы привести ко Христу и даровать Жизнь вечную. 24. Для того, кто мечтает о вечной Жизни, как о безконечном времени, она будет только казаться вечностью, не являясь ею. 25. Для того, кто начал жить в Боге и утвердил в Нем неисходно свой ум, исчезает даже понятие о вечности, ибо дух его, преображенный благодатью, выходит за пределы всякого времени. 26. Волны ума вздымаются и опадают, но им не сокрушить недвижимый камень безстрастия, который не есть мертвое равнодушие, ибо безстрастие - это истинная Жизнь и смиренная Любовь, это - Христос. 27. Если не пробудишься живым сердцем и всем сознанием к новой Жизни во Христе, останешься заживо погребенным в этом мире. 28. Если решительно не восстанешь в чистоте сердца и целомудрии к Жизни во Христе без помыслов, останешься навеки похороненным под обломками этого мира. 29. Отсеки все воображения и соображения ума и утверди его во Христе; это Спасение в совершенном покое нетленного Света. 30. Постижение чистым сердцем того, что ум, лелеющий свои представления и домыслы, это рабство, а освобождение от него - это Спасение, приводит к духовной Свободе, не имеющей конца. 31. Полное устранение жажды стяжания вещей и избавление от привязанностей к ним приводит к совершенной чистоте сердца и вселению в него Святаго Духа. 32. Обуздание молитвой рассуждающего ума и избавление от его суетной деятельности приводит к обретению в благодати совершенного мира Христова и соединению с необозримым простором Божественной любви. 33. Без границ, без берегов, без предела, не имея ничего, в чем бы ты нуждался и чем бы тебе нужно стать, нося в себе Христа и живя Христом, утвердив неисходно ум в Божественной свободе, пребывай без времени в Том, имя Которому Священное Безмолвие, «и живите в любви, как и Христос возлюбил нас» (Еф. 5: 2). Ему слава вовеки. Аминь.
ЭПИЛОГ
1. Пробудись, ум мой, из усыпления грехом и из рабства суетных помыслов, утверди себя во Христе, Который подобен непрестанному ключу живой воды, текущей из твоего сердца, неисчерпаемому роднику благодати, омывающему всю скверну грехов, чистой реке Святаго Духа, уносящей гниющию тину безсмысленных страстей, и войди в неизреченное Царство вечной Свободы - избавление от греха и смерти, взывая в сокрушении к возлюбленному Иисусу: «И остави нам долги нашя, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6:12). 2. Пробудись, ум мой, из тяжкого обморока и рабства страстей, утверди себя в Сладчайшем Иисусе, ибо, утвердившись в Нем, ты даже не оглянешься на жизнь свою, потому что возлюбленный Христос - это Любовь, а Любовь сладостнее жизни. 3. Пробудись, ум мой, из гнетущего сонного кошмара и рабства безрассудных желаний, верни себе свою первозданную чистоту, облекись в образ Небесного Человека - Господа Иисуса Христа, чтобы царствовать с Ним в безконечные веки в не имеющем конца Царстве Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
МОЛИТВА Господи Иисусе Христе, когда бы ни появился во мне дурой помысел, дай мне силу и помощь не принять его пустое мудрование, но избирать всегда только Тебя, единого Любвеобильного и Человеколюбивого Бога! Аминь.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.171 с.) |