Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Если с утра до вечера хранить ум↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая книга монаха Симеона Афонского «Ум во Христе» состоит из семнадцати глав, в каждой главе - тридцать три изречения, это число выражает духовную зрелость и указывает на возраст Господа Иисуса Христа. Возводя нас от первой до последней главы по ступеням совершенства, автор показывает, как душа встречает Христа, отрекается от себя и устремляется к Богу. Наконец, на верхних ступенях душа познает Христа, научается подлинной Любви. Новая книга подобна свежим следам, которые неожиданно показались на древней, протоптанной Святыми отцами тропе, называемой «узким путем» ко Христу (Мф. 7: 13-14). Еще один человек прошел по этому пути, оставил следы, сделал заломы, поставил зарубки и составил краткое описание ориентиров. Подобно тому как луч луны, неожиданно упавший в просвет облаков, ярко освещает ночную тропу, так и новый взгляд автора открывает новую глубину в том, что казалось понятным, и подчас подобен озарению: «Самый важный момент во внимательной молитве не тот, когда мы молимся в келье, а когда выходим из нее». Мы доверчиво начинаем идти за автором след в след, и каждый новый шаг убеждает нас в правильности пути и в подлинности его духовного опыта. Не случайно одно из названий этой книги - «Новый опыт познания старых Истин». Действительно, взгляд автора на святоотеческое Предание можно назвать новым. Мы не можем подражать древним отцам, подвизавшимся в египетской пустыни. Современным людям трудно достичь таких высот и в полноте перенять образ мысли авторов «Древнего Патерика», ни у кого не вызывает сомнения, что повторить такое едва ли возможно. Тем не менее, почувствовать ревность древних отцов ко Спасению и передать это современным языком вполне под силу и нынешним подвижникам. Поэтому автор указывает: это «новый опыт», не подражание, а именно новый практический опыт постижения святоотеческого Предания. Ведь Живое Предание передается не посредством изучения различных исторических текстов, а через живого носителя, человека, опытно прошедшего путь очищения. Нашему взору раскрывается некая тайна Церкви, то, каким образом крупицы древнего Предания через духовный опыт передаются последующим поколениям. В этой книге мы встретим множество высказываний, отсылающих нас к известным аскетическим произведениям, перекликающихся с древними текстами в таких темах, как отречение от себя, борьба с помыслами, хранение ума, непрестанная молитва, жизнь сердца и, конечно, Любовь. Поэтому так пронзительно звучат слова: «О чем не пишут книги, находится в тебе», с новой силой оживают привычные евангельские метафоры: «Когда в тебе откроются глаза Любви, только тогда можно сказать, что ты начал видеть». Это и есть пронизанность произведений единым духом благодати. Автору этой книги удается передать подвижнический опыт, используя редкий литературный жанр афористической и пословичной притчи, более понятной нашему поколению: «Тьма сердечного омрачения - обратная сторона книжного обучения». Мысль автора удачно находит верные и глубокие слова, выражающие саму суть опыта святых отцов. Автор в полной мере чувствует, какими словами нужно раскрыть духовный опыт, в каких выражениях он «оживет» и будет воспринят современностью. Книга открывает новые горизонты в осмыслении святоотеческой Традиции и незаменима для всех, интересующихся христианством, религией, культурой.
ЕСЛИ ДУША НЕ ПОЗНАЛА ХРИСТА
«Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8).
1. Если душа не познала Христа, все ее состояния - это постоянный переход от одного заблуждения к другому. 2. Мы рождаемся только для того, чтобы познать Бога и это познание освобождает нас от смерти. 3. Когда к Богу люди идут, оглядываясь на мир, а к миру бегут, не оглядываясь на Бога, им трудно достичь Спасения. 4. Не держись за жизнь, пусть жизнь держится за тебя, ибо она существует ради твоего Спасения. 5. Стоит лишь только отречься от мира, и он утратит над тобой всякую власть. 6. Отречение от мира телом - достойно уважения, а отречение от него умом - достойно удивления. 7. Полностью выйдешь из мира - войдешь в покой Божий, совершенно забудешь этот мир - обретешь чистоту Любви Божией. 8. Отвержение всего, что препятствует постижению Божественной Любви - это и есть истинное покаяние. 9. Тому, кто убежал от падающей скалы, мелкая пыль порошит глаза; избежав больших грехов, не увязни в мелких прегрешениях. 10. Когда в тебе исчезнут зависть и мирские желания, ты сможешь понять, чего от тебя хочет Бог. 11. Постижение - это глубокое и прямое осознание Божественной воли во Святом Духе: «благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1: 2). 12. Суть Истины - духовна, и потому постигается только Духом Святым; слова - материальны, и потому постичь Истину и рассказать о ее сути не могут. 13. То, что исчезает, никогда не может постичь неисчезающую безначальную Истину, которая может открыться лишь Сама и непостижимым образом сделать невечное вечным. 14. Бог дает нам во владение всю землю, чтобы мы, живя на ней, достигли Неба. 15. Лестница, возводящая на Небо, это шаг за шагом исправление себя по Евангельским заповедям, чтобы сделаться «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). 16. Преображение эгоизма в Божественную Любовь - самое великое чудо во Вселенной. 17. Жизнь в Боге возможна лишь при полном отказе от самого себя и во всецелом принятии Божественной Любви, открывающей нам свободный вход в вечное Царство Божие. 18. Только Божественная Любовь, вечная и негибнущая, есть «закон духа жизни» (Рим. 8: 2), который преодолевает все виды привязанностей, ведущие к рабству греха и смерти. 19. Привязанность есть грех и смерть; только отречение дарует нам Свободу от греха и смерти и возводит в Сыны Божии. 20. Сын Божий по благодати тот, чей ум постоянно утвержден в Боге. 21. Обойди всю землю и Небеса - лучше ума, утвержденного во Христе, ничего не найдешь: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (l Кор. 6:17). 22. Когда человек отягощается грехами и дурными помыслами, он начинает замечать самые мелкие прегрешения ближних и высказывает им свои претензии, противореча Евангелию, которое говорит: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза...» (Мф. 7: 5). 23. Как только человек начинает очищать свой ум от дурных помыслов, он начинает постигать, что рассеянный превратный ум - его главный враг для Спасения. 24. Всякая недобрая мысль стремится превратиться в отрицание жизни и в смерть - таково свойство этого мира. 25. Всякая добрая мысль неизменно претворяется в Спасение и Жизнь вечную - таково свойство духовного мира, ибо «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир» (Рим. 8: 6). 26. Духовное восхождение к Спасению - это очищение сердца от помыслов, преображение чистого сердца благодатью, вселение в него умного света; и окончательное завершение восхождения - достижение нетленной и неувядаемой Божественной Любви. 27. Чистое сердце - это путь Правды и безграничная Любовь, поэтому стяжанию чистоты сердечной стоит посвятить всю свою жизнь, чтобы избавиться от лжи и ненависти. 28. Христос не отвергает никого, но гордые и тщеславные не находят себе места рядом с кротким Христом; а в скромных и униженных обитает Сам Христос. 29. Сделай рассеянный ум простым внимательным умом, отвергшим всякие помыслы. 30. Сделай простой внимательный ум цельным умом, пребывающим в постоянном хранении от рассеяния. 31. Если сможешь это сделать, то этот единый цельный ум соединится с сердцем, в котором воссияет Христос светом невыразимой Небесной Любви. 32. Как бы ни наступал на смиренную Любовь искаженный ненавистью мир, сокрушить эту Любовь он не может, «ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (l Кор. 4: 20). 33. В Любви исчезают все страдания и скорби, ибо она есть совершенный покой и благодать Святаго Духа: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17).
ДЛЯ ТОГО, КТО ЖИВЕТ СУЕТОЙ
«На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14: 20).
1. Для того, кто живет суетой, жизнь заканчивается каждый день; для того, кто живет Богом, она каждый день начинается. 2. На все то, что ты приобретаешь в этом тленном мире, ты размениваешь свою жизнь; потрать ее на самое ценное - на Спасение своей жизни. 3. Истина - это то, что служит всему живому опорой и Спасением; ложь - это то, на что невозможно опереться. 4. То, что передается языком, это человеческое знание; то, что передается сердцем, это духовное постижение. 5. Для передачи человеческого знания необходимы время и место; для передачи духовного постижения нет времени и расстояний. 6. Все, что против нас, можно обратить в духовную пользу всего лишь одним действием - смирением. 7. Непрестанная Иисусова молитва, ожившая в сердце по дару Святаго Духа, есть осуществление молитвы Господней. «Да святится имя Твое» (Мф. 6: 9). 8. Слова Христовы «хлеб наш насущный даждь нам днесь», - пусть станут воплем твоего сердца: «научи меня, Господи, жить сегодняшним днем и сегодня принять Тебя, Хлеб Небесный, в мою жаждущую душу!» 9. Читая слова Священного Писания стремись к исполнению слов, а не к их накоплению, чтобы «обновиться духом ума вашего» (Еф. 4: 23). 10. Убегая от мира, беги от похоти, а не от добрых дел. 11. Не та простота проста, которая от глупости, а которая от мудрости. 12. Не ищи совершенства в своих добродетелях, ищи его во Христе. 13. Хорошо помогать ближнему словом и делом, но тот, кто помогает молчанием и молитвой, более угоден Богу. 14. Бог дает благодать не за аскетические подвиги, ибо это дела человеческие, а за терпение скорбей, ибо это дело выше человеческой меры. 15. Если тебе стыдно грешить на людях, то еще более стыдись грешить умом в помыслах, ибо твой ум полностью открыт Господу, пребывающему в сокровенных глубинах твоего сердца: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16). 16. Не спеши в беседах кивать головой, чтобы за один кивок не предать Христа. 17. Хорошо быть добрым человеком, но самый лучший из добрых людей - благодарный, ибо он один угоден Богу. 18. Этот мир суеты держится на эгоизме, а Царство Божие стоит на самоотверженности. 19. Те, кому делают добро, имеют утешение, а те, кто это добро делает, имеют Спасение. 20. Мир держится на неблагодарных и лживых, а истинная Жизнь стоит на благодарных и правдивых. 21. Неблагодарность - свойство этого мира, и она разъедает душу, как ржавчина, а благодарности нужно учиться всю жизнь, ибо она спасает и жизнь, и душу. 22. Истинное понимание как правильно жить приходит тогда, когда неожиданно приходится умирать, но лучше такое понимание обрести до того, когда на него не останется времени. 23. Живи не ради ложной цели - учиться познавать жизнь, которую без Бога познать невозможно, а ради истинной цели - научиться жить по Евангелию и «вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17). 24. Душа, испытанная скорбями, вызывает уважение не только людей, но и Ангелов, и уподобляется редчайшему цветку, выращенному Самим Богом. 25. Прощающий ближнему уподобляется Христу, не прощающий - диаволу. 26. У святых все делание совершается в сердце, у всех остальных - в голове. 27. Если хочешь, чтобы Господь услышал твою молитву, оставь желания. 28. Смирение не в том, чтобы уничижать и хулить самого себя, а в том, чтобы терпеть уничижения и хулу от ближних без ропота, с радостью. 29. Если хочешь обрести Бога, живя с ближним, сначала приобрети ближнего, ибо он может закрыть тебе путь к Богу. 30. Помыслы - это та основа, из которой бесы плетут сети, уловляющие душу. 31. С людьми мы спасаемся, помогая друг другу, а в уединении спасаемся одной помощью Божией, но ее обретают не самим уединением, а смирением. 32. Что бы ни случилось с тобою, если сумеешь промолчать со смирением, спасешься: «поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5:15). 33. Тот, кто не стремится стать Ангелом, не сможет остаться даже человеком, ибо становится подобным безсловесному животному, так как «все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2: 21).
ЕСЛИ ТЫ МОНАХ
«Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3: 8).
1. Если ты монах и не борешься с помыслами Иисусовой молитвой, то ты зря носишь духовный меч; если ты мирянин и нерадишь о стоянии в добре, значит ты зря читаешь Священное Писание, ибо для тебя родился Христос. 2. Знание Спасения и стяжание Спасения далеко отстоят друг от друга: первое возможно и в миру, а второе - только при отречении от мира. 3. Если ты понял, что когда на одном конце твоей улицы день рождения, а на другом – день похорон, чего же ты ждешь от этого мира, подобного бегущей тени? 4. Уйдешь от людей мира сего, поможешь и себе, и им; начнешь помогать мирским людям, разрушишь и их, и себя. 5. Не творить волю свою - блаженнее всех постов и поклонов, а исполнить это на деле — лучшее поучение для себя и ближних. 6. Начало, середина и конец монашеского пути - скорби, благодаря которым душа становится простой и цельной, окрыляется Святым Духом и безпрепятственно восходит на Небеса. 7. Монах, переходящий с места на место и надеющийся найти убежище, где нет диавола, добровольно отдает диаволу свою жизнь. 8. Монах, противостоящий искушениям и соблазнам и утвердившийся на одном месте, находит незыблемый камень - Христа - в своем сердце. 9. Для монаха чистое сердце и безпопечение - лучшее учение. 10. Человекоугодие и зависть разоряют монастыри и опустошают кельи; бедность и нищета украшают монастыри и освящают уединение. 11. Монах, не научившийся правильно жить с людьми, не научится правильно жить и наедине, ибо второе труднее первого. 12. Если монах совершает только положенные молитвы, можно сказать, что он совсем не молится. 13. Каждый раз, когда на тебя нападают помыслы, выбери для себя - или сердце, исполненное чистоты, или лицо, исполненное стыда. 14. Хорошо монаху иметь меру в посте и в трудах и не иметь меры в молитве и созерцании. 15. Безмолвный ум безмолвен и в келье, и в трудах; ум, не стяжавший безмолвия, суетен всюду, где бы он ни находился. 16. Монах, помогающий людям деньгами, уничтожает их имущество и разрушает души ближних. 17. Монах, помогающий людям молитвой, укрепляет их души, исцеляет их тела и приводит сердца людей к Богу. 18. Размышляющее послушание на деле не является послушанием и есть скрытое своеволие. 19. Неразмышляющее послушание - чудесный дар Божий, и оно переходит посуху моря и останавливает бури. 20. Неразмышляющее послушание есть безпопечение и чистота сердца и в короткий срок дарует послушному непрестанную молитву. 21. Ложный «друг» подвижника - превозношение, истинный друг неразмышляющего послушника - смиренномудрие. 22. Для монаха тесный путь и прискорбный - следить за умом своим и отсекать помыслы и желания; другого пути, подобного этому по тесноте и скорби, нет. 23. Могила мирского - кладбище, могила монаха - безстрастие. 24. Как ни велика пустыня, а делание монаха в ней одно - хранить ум: «о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3: 2). 25. Когда монах идет к монаху, его ждет бес осуждения, а когда монах идет в уединение, его ожидает бес превозношения. 26. У мирского человека чем больше общественной деятельности, тем хуже дела дома; так и у монаха: чем больше у него внешней суеты, тем меньше хранение ума. 27. Ум, стяжавший непрестанную молитву, но не достигший созерцания славы Божией, все еще находится в опасности пленения помыслами и страстями. 28. Когда немужественный послушник приходит к старцу, то видит его святым; а когда по малодушию уходит от него, то видит старца последним грешником, а себя несправедливо обиженным и обманутым. 29. Монастырь любит умелых, а уединение - смелых. 30. Малодушный и двоедушный - то же самое, что и бездушный, ибо Бог в нем обитать не может. 31. Если овладеешь безстрастием, не останется ничего, не принадлежащего тебе. 32. Если овладеешь мудростью поступать по воле Божией, не останется ничего, чего бы ты не смог совершить. 33. Если овладеешь чистотой сердца, не останется ничего, чего бы ты не смог постичь, имея «ум Христов» (1 Кор. 2:16).
ИСТИННЫЙ ДУХОВНИК
«Обещают им свободу, будучи сами рабы тления» (2 Пет. 2: 19).
1. Истинный духовник приводит людей ко Христу; не истинные духовники привязывают людей к самим себе. 2. Истинный духовник учит людей жить со Христом; не истинные духовники учат людей жить с духовниками. 3. Истинный духовник полон Христом; не истинные духовники полны цитат и многознания. 4. Истинный духовник открывает людям, как возлюбить Христа «всем сердцем... и всею душею» (Мф. 22: 37); не истинные духовники учат как устроиться в этом мире. 5. Истинный духовник живет по воле Божией и все вокруг следуют его примеру; не истинные духовники доказывают и убеждают, но никто вокруг не понимает как жить во Христе. 6. Истинный духовник всецело утвердил ум во Христе, и всем вокруг ясно, как это делать; не истинные духовники учат и наставляют, но сердца ближних остаются пустыми. 7. Истинный духовник незаметен и прост, но все вокруг мирны и спокойны; не истинные духовники руководят и приказывают, но рядом с ними - разброд и шатание. 8. Истинный духовник своим примером учит ближних стоять в благодати; не истинные духовники учат достижению преходящих земных целей, и после их ухода все разваливается. 9. Истинный духовник учит жить Царством Небесным; не истинные духовники учат жить царством земным. ю. Истинный духовник смотрит в сердца ближних; не истинные духовники смотрят в их карманы. 11. Как смиренный не может начальствовать в миру, так и тщеславный не может быть старцем. 12. Старец, прогоняющий нерадивых послушников, подобен Моисею в Египте. Старец, терпящий их, подобен Христу на кресте. 13. Умение найти достойного старца - это способность самому быть достойным послушником. 14. Духовные преступления, о которых невозможно умолчать: строить мраморные дворцы и заставлять монахов и монахинь их обслуживать; приглашать на помощь монахам женщин, а на помощь монахиням - мужчин; использовать монахов и монахинь для стяжания денег в целях обогащения. 15. Старец - не помощник в браках и разводах, а помощник в Спасении. 16. Старец - не политик и не любитель знакомств с князьями мира сего, а наперсник Царя Небесного. 17. Старец - не предсказатель и не гадатель, но тот, кто умудрен Святым Духом жить по воле Божией. 18. Старец - не тот, кто во плоти, но тот, кто безплотен. 19. Старец - не тот, кто в страстях, но тот, кто безстрастен. 20. Старец - не тот, кто на земле, но тот, чье сердце в Царстве Небесном. 21. Старец - не тот, кто величав и учителен, но тот, кто прост и уничижен. 22. Трудно несведущему определить достоинства драгоценного камня; трудно неведающему определить достоинства духовника. 23. Трудно в горах найти редкий минерал; трудно среди множества духовников найти истинного духовника. 24. Как бы мы ни старались найти самого лучшего духовника, наши наклонности и страсти выберут его без нас. 25. Как подобное притягивается подобным, так и Бог определяет каждой душе своего духовника. 26. Лучшее к лучшему, худшее к худшему; трудно обойти этот закон в духовном мире. 27. Сердце выбирает сердце - таковы сокровенные духовные отношения на пути Спасения. 28. Истинный старец ценен своим постижением, а истинный послушник - своим смирением. 29. Истинный старец не стремится старчествовать, истинный послушник не стремится своевольничать. 30. Истинный старец не считает себя святым, ибо он отдал сердце Богу; истинный послушник не считает себя имеющим тело и душу, ибо он отдал их старцу. 31. Хочешь найти истинного старца?.. Смирись, насколько можешь. 32. Кто нашел истинного послушника?.. Тот, кто отказался от своей воли. 33. Истинный старец - Христос во плоти, истинный послушник - Лазарь во гробе.
ТО, ЧТО ПРЕБЫВАЕТ НЕДВИЖИМО
«Рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3: 6).
1. To, что пребывает недвижимо, - это духовное сердце; то, что приходит и уходит, - это ум. 2. То, что безмолвно и неподвластно ничему, - это духовное сердце; то, что чувствует и переживает, - это ум. 3. То, что свободно от всех страданий и скорбей, - это духовное сердце; то, что отнимается или прибавляется, - это ум. 4. То, что едино и цельно, - это духовное сердце; то, что все приводит в движение, - это ум. 5. То, что все знает без помыслов, - это духовное сердце; то, что не покоится на одном месте и суетится, - это ум. 6. То, что пребывает в полноте Святости и Любви, - это духовное сердце; то, что усиливается и ослабевает, - это ум. 7. То, в чем следует пребывать непрерывно, - это духовное сердце; то, что должно быть очищено от рассеяния и блуждания, - это ум. 8. То, в чем исчезают и прекращаются все помыслы, - это духовное сердце; то, что становится устойчивым и соединяется с сердцем, - это ум. 9. То, что являет собой глубину и непостижимость, - это духовное сердце; то, что прекращает свои блуждания и утверждается неисходно в сердце, - это ум. 10. То, во что вселяется Святой Дух, преображает и наполняет его ведением и Богопознанием, - это духовное сердце; то, что навсегда соединилось с сердцем и прекратило свою суетную деятельность, - это ум. 11. Духовное сердце - это то, что постигается с помощью Святаго Духа; ум - это то, что требует постоянных усилий для обуздания. 12. Духовное сердце - это то, что открывается само по благодати и без всяких усилий; ум - это то, что требует постоянного внимания и хранения. 13. Духовное сердце - это то, что постигается в любом месте и в любых обстоятельствах благодаря Божественной благодати; ум – это то, что обуздывается в уединении и в отсутствии попечений. 14. Духовное сердце - это то, в чем созерцание есть его истинное свойство; ум - это то, в чем рассеяние помыслов прекращается лишь при его соединении с сердцем. 15. Духовное сердце - это то, где отсутствует все вещественное; ум - это то, где воображение является царем. 16. Духовное сердце - это то, где забывается все земное, вплоть до памяти о теле; ум - это то, где земная память только и может существовать. 17. В духовном сердце исчезают окончательно все привязанности благодаря действию Божественной Любви; ум - это то, где все привязанности укореняются и процветают. 18. В духовном сердце совершается окончательное разрушение эгоизма и преображение его в Божественную Любовь; ум - это то, где произрастают все корни человеческого себялюбия. 19. Духовное сердце - это обитель Христа и Царство Небесное; ум - это хранитель всех помыслов. 20. Духовное сердце - это то, где нет никакой деятельности, ибо в нем завершение и всяческая полнота; ум - это источник безчисленных себялюбивых желаний. 21. Духовное сердце всех любит, всех прощает, ибо оно превосходит все вещи; ум - это то, где постоянно бурлят помыслы привязанности к вещам и людям. 22. Духовное сердце - это то, в чем Любовь пребывает в состоянии Любви и это есть Царство Евангельских блаженств; ум - это то, за чем нужно смотреть непрерывно, чтобы сохранить его от дурных помыслов. 23. Духовное сердце - это врата Царства Небесного и обитель духовных чудес; ум - это то, что постоянно запутывается в вещах и гибнет вместе с ними. 24. Духовное сердце - это совершенная чистота Любви; ум - это то, что требует постоянного очищения. 25. Духовное сердце - это то, где прекращаются всякие воспоминания, вплоть до воспоминания о теле; ум - это то, без чего тело не может существовать. 26. Духовное сердце - это Небесная лестница, по которой восходят и нисходят Ангелы; ум - это хранилище всякого неверия. 27. Духовное сердце - это то, где в благодати Христовой окончательно исчезают все тревоги и опасения; ум - это бурлящий водоворот эгоистических страхов и недоверия к Промыслу Божию. 28. Духовное сердце - это то, где живет и проявляет себя неописуемое Христово смирение; ум - это то, где гордыня и тщеславие постоянно обустраивают свои бастионы. 29. Духовное сердце - это то, где отречение от мира достигает своего окончательного завершения, ибо только там мир теряет свою власть; ум - это то, где мир построил свои главные твердыни. 30. Духовное сердце - это то, что окончательно побеждает мир суеты, и в чем князь мира сего не имеет ничего; ум - это то, где князь этого мира надеется сохранить свой трон. 31. Духовное сердце - это то, над чем мир не властен, и где он властвовать не может; ум - это грязные истоки властолюбия и сребролюбия. 32. Духовное сердце - это то, что ни на что не опирается, ибо его истинная опора - Христос; ум - это опора себялюбия и эгоизма. 33. Духовное сердце само по себе и есть Истина - Христос, Который возвестил (Ин. 16: 33): «Мужайтесь: Я победил мир»; ум - это то, что только в духовном сердце находит свое Спасение и совершенную Свободу от власти греха и смерти.
ВСЯ ТВОЯ ЖИЗНЬ
«Плод же духа: любовь...» (Гал. 5: 22).
1. Вся твоя жизнь строится в зависимости оттого, насколько ты можешь отречься от самого себя. 2. Не строй никаких фантазий, обуздай воображение, наведи порядок в своем сердце - и мир перестанет пугать тебя своим безумством. 3. Тот, кто постиг великую ценность чистого сердца, никогда не покинет его чистоты ради грязной суеты этого мира. 4. Тот, кто постиг великое благо сердечной чистоты, никогда не оставит ее даже под угрозой смерти. 5. Никогда не позволяй возникнуть в себе эгоизму - вот все, что нужно для твоей Свободы. 6. Как только ты постигнешь, что чистое сердце - это и есть сокровенная Жизнь, ты постигнешь и то, что не может быть никакой иной жизни без чистоты сердца. 7. Отречение от помыслов - самое великое отречение. 8. Если сможешь совершенно отречься от лживых помыслов, они исчезнут безследно. 9. Сила дурных привычек будет до тех пор подавлять тебя, пока полностью не отречешься от греха. 10. Когда твое чистое сердце станет подобным безпредельной Вселенной - это и есть Спасение во Христе. 11. Ни один помысел не имеет реальной связи с Жизнью, ибо Жизнь не нуждается в помыслах. 12. Чистое сердце Бог наделяет чудесной премудростью и Божественной благодатью, где нет места никаким помыслам. 13. Чистое сердце всю вселенную принимает как единое целое - как дар Божий, и ни с кем не борется, ибо оно победило грех. 14. Стяжи чистое сердце и обретешь свободу везде, где бы ты ни находился. 15. Перестань метаться и искать Спасение вне себя; чистое сердце и есть Спасение. 16. Если не жить помыслами, то вся жизнь будет наполнена Богом: «сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 8). 17. Устремись в Единого Бога всем сердцем и тебе не придется бороться с помыслами. 18. Если обретешь чистое сердце, то более нет нужды ни в чем, ибо чистое сердце - это Лик Самого Христа. 19. Если обретешь чистое сердце где бы ты ни находился, это и будет местом твоего Спасения. 20. Чистое сердце открывает всю непостижимость Бога и все Его непостижимые блага, как свое достояние и наследие. 21. В Божественной непостижимости чистому сердцу вверху не за что ухватиться, внизу не на что опереться, ибо для него все и во всем - Христос. 22. Ум жаждет действовать, но действовать - не значит жить; жить - это всецело и безраздельно пребывать во Христе. 23. Мысли - это слуги лжи, поэтому никогда нельзя слушать их ложь и клевету. Истина - это только чистое сердце. 24. Тот, кто поступает с ближним по помыслам, убивает его; тот, кто служит ближнему по Любви, стяжает вместе с ним Жизнь вечную. 25. Когда чистое сердце находится в состоянии покоя, это не означает, что оно ничего не делает; все делается, но всецело по воле Божией. 26. Чистое сердце не сознает - движется оно, или нет, в теле оно, или вне тела, ибо оно воистину живет в неизреченной и невыразимой Жизни Царства Божия. 27. В чистом сердце прекращаются все слова и мысли, ибо оно открыло в себе совершенную Жизнь, сущую превыше слов и мыслей и уразумело «превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3: 19). 28. Чистое сердце не стремится обрести себя в каком-либо месте, ибо оно обрело место совершенной святости и Божественной Любви. 29. Если помнить, что ум не имеет имени, тело - тленно, а мир подобен осеннему ветру, тогда чистое сердце становится недвижимым и несокрушимым камнем веры и Спасения во Христе. 30. Когда чистое сердце поглощает ум, то Божественная Любовь поглощает чистое сердце. 31. В чистом сердце невозможно найти ни частицы вещественного, ибо в нем живет и сияет нетленный свет Духа Святаго. 32. Щит и броня чистого сердца - благодать Святаго Духа и Небесный огонь Божественной Любви. 33. Чистое сердце не совершает деяний, так как Божественная Любовь не постигается через деяние, но постигается через созерцание, ибо подобное соединяется с подобным невыразимым соединением во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.
О ЧЕМ НЕ ПИШУТ КНИГИ
«Носите бремена друг друга...» (Гал. 6: 2).
l. О чем не пишут книги, находится в тебе, чтобы ты искал Это не в бумаге, а в своем сердце. 2. О чем не говорят отцы, ближе к тебе, чем твое дыхание, чтобы ты искал Это не в словах, а в своей душе. 3. О чем не говорят монахи - Непостижимое, Неведомое, Удивительное - ежедневно находится рядом с тобой, и сердце, как ни пытается, не может объять Его до конца, чтобы ты постиг, что место нахождения Непостижимого - в отсутствии помыслов. 4. О чем даже не шепчут на ухо: Почему так мало спасающихся? Потому что очень немногие решаются встать после падения и снова начать борьбу за Спасение своей души. 5. То, в чем не хочется признаться самому себе, это горечь наших безплодных попыток удержать рядом с собой любимых близких, разнообразные излюбленные вещи и предметы мира сего, ибо все это подобно зыбкому воздуху или текучему туману, неуклонно ускользающему из наших объятий. 6. То, что наводит на глубокие размышления, это безпрестанное изменение нас самих, подобное изменчивому отражению в воде, волнуемой ветром, что рождает один мучительный вопрос: «Где в этом я?» 7. То, что заставляет обратиться к поискам Спасения - это нечто неизменное, молчаливо присутствующее в каждом нашем событии, невероятно мудрое и спокойное, от присутствия которого в сердце рождаются покаянные слезы. 8. То, что неожиданно открывается в тайниках нашего сердца, благодаря непрестанной молитве и хранению его от помыслов, желаний и страстей, глубоко удивляет нас своей непостижимостью, как сокровенная Тайна бытия, и в то же самое время как необыкновенно родное и близкое нам Существо из Вечности, постигнув Которое, сердце припадает к Нему в молитве: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго!» 9. Есть молчание слов и есть молчание Духа: сумей постичь различие между ними и Дух Святой наполнит твою душу неизреченным звучанием Небес. 10. Летящие птицы на заре, вечерняя звезда над горами заставляют твое сердце биться сильнее; сумей принять в него Христа, Которого оно жаждет еще больше, и безпредельное Царство Божие откроется тебе. 11. Чрево и плоть твоя - это земля, не закапывай в нее свою жизнь, сбереги ее для Царства Небесного отречением от чрева и плоти и хранением сердца от помыслов, желаний и страстей. 12. Если ты поднимешься один на высокую гору и на вершине оглянешься вокруг, что ты увидишь? Только одно огромное безпредельное синее Небо над головой. Так и на пути к Богу... 13. Без отца, без матери, без жены, без детей, без родных, без себя самого - на Кресте Любви к Богу вопиет твоя душа: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты меня оставил?» 14. Не красота речи, не красота слов, даже не красота дел, лишь красота души - отражение красоты Бога. 15. Молитва о родных, молитва о самом себе, молитва о ближних, молитва о мире, даже молитва о врагах - никогда не сравнится с молитвой о даровании молитвы. 16. Слова - в уме, а плач - в сердце, выбери сам, какая молитва тебе нужнее. 17. Отчего мы мыслим? Оттого, что разучились прямо и непосредственно познавать все чистым сердцем. 18. Самое тяжкое бремя - самооболыценный ум; у того, кто оставил ум свой, иго его благо и бремя его легко. 19. Тот, кто отказался от своего ума, стал истинно умным, ибо стяжал духовный разум, не ведомый умникам мира сего. 20. Мудрость может быть только одна - во Христе, всякий ум вне Христа - от лукавого, и здравым быть не может до тех пор, пока не придет в покаянии ко Христу. 21. Смелую душу охраняет Христос, чистое сердце обучает Дух Святой, а ум, отрекшийся от помыслов, желаний и страстей, просвещает небесный свет Пресвятой Троицы. 22. Если встретишь разочаровавшегося, не верь ему, просто он ничего не сделал для того, чтобы изменить самого себя. 23. Блудник - живой мертвец, ибо разорвал связь с Богом, убил свою душу нечистыми желаниями, умертвил сердце дурными страстями и погубил ум непотребными помыслами. 24. Самая большая потеря - блуд, ибо душа, словно Иуда, за тридцать серебреников плоти предает Христа. 25. Самое великое обретение - целомудрие, когда душа, подобно апостолу Иоанну, возлежит на груди у возлюбленного Христа. 26. Когда дела человеческие закончатся и язык перестанет говорить о суетном, в сердце приходит Небесная тишина свободы от безконечной пустой деятельности ума, от неустанного шума помыслов, тогда, в этой сокровенной тишине, завершится земное восхождение души к совершенному единению ее с Богом. 27. Милость Божия подобна безграничному океану, но только покаяние приводит к нему, а молитва дает возможность отправиться в безконечное плавание по благодатным просторам вечной Жизни. 28. Если ежедневно падаешь, не удивляйся; если долго не встаешь, не отчаивайся; если не отступаешь, не тщеславься; если стоишь мужественно, благодари Бога и смиряйся. 29. Свое Спасение ты выбираешь сам, как и свою гибель, и только невидимое веяние благодати неустанно зовет твой ум оторваться от однообразного кружения в земном прахе и устремить взор в духовные Небеса нашего сердца. 30. За что мы должны непрестанно благодарить Бога? Если бы благость Божия не призывала нас каждую секунду к покаянию, то мысль о нем никогда бы не возникала в наших сердцах. 31. Тот, кто говорит даже доброе и полезное, неизбежно оставляет то лучшее и возвышенное, что стяжал в молчании и безмолвии. 32. Рассуди сам: земля - не твоя, дом - не твой, плоть - не твоя, ум - не твой, даже душа - не твоя, твой только Бог, Им и живи, и жив будешь вовеки. 33. Утверди слух свой в Неслышимом, зрение — в Невидимом, сердце - в Неизреченном, и твой ум, отрекшийся от суетного кружения и парения помыслов, незыблемо утвердится в духовной свободе Небесной Истины, в Господе нашем Иисусе Христе. Ему слава вовеки. Аминь.
КОГДА МЫ НАХОДИМ ИСТИНУ
«В Нем и вы, услышав слово истины... запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1: 13).
1. Когда мы находим Истину, то постигаем, что ни тело, ни ум, ни этот мир, даже не Вселенная, а именно вечная Истина - настоящая наша родина, родина Духа Святаго. 2. Вне себя никогда ничего невозможно исправить, исправлять что-либо можно лишь внутри себя. 3. Отказ от себя есть решение всех проблем. 4. Если ум говорит с умом, всегда будет непонимание; если сердце говорит с сердцем, Любовь победит все разногласия. 5. Не живи эмоциями и представлениями, оставь их, ибо это н
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.24 (0.02 с.) |