Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Если сердце действительно возлюбит богаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5: 13).
1. Если сердце действительно возлюбит Бога, то за малое время, исполнившись решимости, оно несомненно обретет непрестанную молитву. 2. Основное препятствие в обретении непрестанной молитвы - малодушие в обуздании ума. 3. Если отделишь свой ум от людей и помыслов, найдешь его утвержденным во Христе. 4. Тот, кто собирает свой ум во время молитвы, собирает свое Спасение; тот, кто расточает свой ум на помыслы, теряет и то, что имел, ибо мы должны пленять «всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10: 5). 5. Тот, кто готов каждый час умереть за чистоту сердца и ума и не отвести ум от Христа, побеждает малодушие и саможаление. 6. Дурной помысел в уме лишает его всей свободы, подобно птице, зацепившейся за сеть всего одним коготком. 7. Кто много трудится, но не хранит свой ум, губит свои труды; кто трудится в меру и бережет ум от дурных помыслов, хранит в себе Христа. 8. Пока ум не оставит все вещество этого мира, не узнает, что такое непрестанная молитва. 9. Искренняя молитва за врагов - это та стена, которая останавливает очень многих на пути к Богу, но для оставивших все вещественное и хранящих свой ум такой стены не существует. 10. Зверь не препятствует охотнику стрелять, но скрывается от него в чаще; так и ум скрывает себя от бесовских нападений в благодати Божией. 11. Добровольно преступающий заповеди Божии попирается бесами; но влекомый в страсти насильственно и не отчаивающийся - научается сам попирать бесовские полчища, укрепляемый Христом. 12. Если сердце источает дурные помыслы, подобно грязному роднику, в нем невозможно обрести воду живую - благодать Царства Небесного. 13. Стремясь к Богу, невозможно иногда любить Его, а иногда оскорблять Его дурными помыслами, ибо за Любовь требуется стоять даже до крови, так как кровью входят в Царство Божие. 14. Любовь души к Богу сильнее похоти, а если бы не так, то похоть давно бы сожгла всю землю дотла. 15. Только во время разлучения души с телом познается истинная цена внимательного ума, не оставляющего Христа ни на миг, и невозвратимая потеря невнимательного ума, погубленного дурными помыслами. 16. Отдай тело трудам, а весь ум - Богу, и наследуешь Царство Небесное. 17. Множество людей взыскало Бога, немногие смогли удержать Его в себе и пойти за ним до конца. 18. Невозможно стать добрым без Бога, ибо такая «доброта» без Христа безблагодатна и по сути своей есть зло и самообман. 19. Каким бы добрым человек ни казался, но если он не во Христе, его доброта - только маска, скрывающая душевную одержимость злом. 20. С ближним имей смирение и только с Богом имей общение. 21. Ни в чем не ищи услаждения душевного - и найдешь благодать духовную. 22. В тучном теле не ищи мужественной души; в человекоугодной душе не ищи смирения. 23. Любой грех, если взглянуть на его истоки, есть прельщение души; итак, кого ты будешь осуждать, если сам от него несвободен? 24. Привыкший осуждать не сможет жить даже с Ангелами; тот, кто не осуждает, сможет безбоязненно жить и среди зверей. 25. Осуждающий брата своего подобен тому, кто держит в руках нечистоты и укоряет ближнего за пятно на одежде. 26. Все, к чему примешивается страсть, - зло; все, что совершается без страсти, - добро, ибо безстрастный не может совершать зло. «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном» (Рим. 8: 5). 27. Доверяющий своим чувствам и уму подобен несмышленому человеку, принимающему сновидения за действительность. 28. Если хочешь кого-либо осудить, представь, что ты уже умер, - и успокоишься. 29. Все слова похвалы, которые ты услышишь за свою жизнь и не возгордишься, не стоят и одного слова уничижения, которое ты претерпишь без ропота. 30. Безмолвие сердечное означает чистый ум, ни на миг не отступающий от памяти о Боге. 31. Тот, кто идет на безмолвие, идет на него, как на свою смерть, дабы через него обрести вечную жизнь во Христе Иисусе. 32. Заповеди трудны для тех, кто привязан к вещам; отрешись от вещей - и заповеди станут жить в твоем уме и сердце. 33. Если ум утвердится во Христе, никакие злоухищрения бесовские не повредят ему; не имея такого ума, трудно стяжать свободу от помыслов, «итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).
ДЛЯ ТОГО, КТО ЖИВЕТ СУЕТОЙ
«На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14: 20).
1. Для того, кто живет суетой, жизнь заканчивается каждый день; для того, кто живет Богом, она каждый день начинается. 2. На все то, что ты приобретаешь в этом тленном мире, ты размениваешь свою жизнь; потрать ее на самое ценное - на Спасение своей жизни. 3. Истина - это то, что служит всему живому опорой и Спасением; ложь - это то, на что невозможно опереться. 4. То, что передается языком, это человеческое знание; то, что передается сердцем, это духовное постижение. 5. Для передачи человеческого знания необходимы время и место; для передачи духовного постижения нет времени и расстояний. 6. Все, что против нас, можно обратить в духовную пользу всего лишь одним действием - смирением. 7. Непрестанная Иисусова молитва, ожившая в сердце по дару Святаго Духа, есть осуществление молитвы Господней. «Да святится имя Твое» (Мф. 6: 9). 8. Слова Христовы «хлеб наш насущный даждь нам днесь», - пусть станут воплем твоего сердца: «научи меня, Господи, жить сегодняшним днем и сегодня принять Тебя, Хлеб Небесный, в мою жаждущую душу!» 9. Читая слова Священного Писания стремись к исполнению слов, а не к их накоплению, чтобы «обновиться духом ума вашего» (Еф. 4: 23). 10. Убегая от мира, беги от похоти, а не от добрых дел. 11. Не та простота проста, которая от глупости, а которая от мудрости. 12. Не ищи совершенства в своих добродетелях, ищи его во Христе. 13. Хорошо помогать ближнему словом и делом, но тот, кто помогает молчанием и молитвой, более угоден Богу. 14. Бог дает благодать не за аскетические подвиги, ибо это дела человеческие, а за терпение скорбей, ибо это дело выше человеческой меры. 15. Если тебе стыдно грешить на людях, то еще более стыдись грешить умом в помыслах, ибо твой ум полностью открыт Господу, пребывающему в сокровенных глубинах твоего сердца: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16). 16. Не спеши в беседах кивать головой, чтобы за один кивок не предать Христа. 17. Хорошо быть добрым человеком, но самый лучший из добрых людей - благодарный, ибо он один угоден Богу. 18. Этот мир суеты держится на эгоизме, а Царство Божие стоит на самоотверженности. 19. Те, кому делают добро, имеют утешение, а те, кто это добро делает, имеют Спасение. 20. Мир держится на неблагодарных и лживых, а истинная Жизнь стоит на благодарных и правдивых. 21. Неблагодарность - свойство этого мира, и она разъедает душу, как ржавчина, а благодарности нужно учиться всю жизнь, ибо она спасает и жизнь, и душу. 22. Истинное понимание как правильно жить приходит тогда, когда неожиданно приходится умирать, но лучше такое понимание обрести до того, когда на него не останется времени. 23. Живи не ради ложной цели - учиться познавать жизнь, которую без Бога познать невозможно, а ради истинной цели - научиться жить по Евангелию и «вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17). 24. Душа, испытанная скорбями, вызывает уважение не только людей, но и Ангелов, и уподобляется редчайшему цветку, выращенному Самим Богом. 25. Прощающий ближнему уподобляется Христу, не прощающий - диаволу. 26. У святых все делание совершается в сердце, у всех остальных - в голове. 27. Если хочешь, чтобы Господь услышал твою молитву, оставь желания. 28. Смирение не в том, чтобы уничижать и хулить самого себя, а в том, чтобы терпеть уничижения и хулу от ближних без ропота, с радостью. 29. Если хочешь обрести Бога, живя с ближним, сначала приобрети ближнего, ибо он может закрыть тебе путь к Богу. 30. Помыслы - это та основа, из которой бесы плетут сети, уловляющие душу. 31. С людьми мы спасаемся, помогая друг другу, а в уединении спасаемся одной помощью Божией, но ее обретают не самим уединением, а смирением. 32. Что бы ни случилось с тобою, если сумеешь промолчать со смирением, спасешься: «поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5:15). 33. Тот, кто не стремится стать Ангелом, не сможет остаться даже человеком, ибо становится подобным безсловесному животному, так как «все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2: 21).
ЕСЛИ ТЫ МОНАХ
«Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3: 8).
1. Если ты монах и не борешься с помыслами Иисусовой молитвой, то ты зря носишь духовный меч; если ты мирянин и нерадишь о стоянии в добре, значит ты зря читаешь Священное Писание, ибо для тебя родился Христос. 2. Знание Спасения и стяжание Спасения далеко отстоят друг от друга: первое возможно и в миру, а второе - только при отречении от мира. 3. Если ты понял, что когда на одном конце твоей улицы день рождения, а на другом – день похорон, чего же ты ждешь от этого мира, подобного бегущей тени? 4. Уйдешь от людей мира сего, поможешь и себе, и им; начнешь помогать мирским людям, разрушишь и их, и себя. 5. Не творить волю свою - блаженнее всех постов и поклонов, а исполнить это на деле — лучшее поучение для себя и ближних. 6. Начало, середина и конец монашеского пути - скорби, благодаря которым душа становится простой и цельной, окрыляется Святым Духом и безпрепятственно восходит на Небеса. 7. Монах, переходящий с места на место и надеющийся найти убежище, где нет диавола, добровольно отдает диаволу свою жизнь. 8. Монах, противостоящий искушениям и соблазнам и утвердившийся на одном месте, находит незыблемый камень - Христа - в своем сердце. 9. Для монаха чистое сердце и безпопечение - лучшее учение. 10. Человекоугодие и зависть разоряют монастыри и опустошают кельи; бедность и нищета украшают монастыри и освящают уединение. 11. Монах, не научившийся правильно жить с людьми, не научится правильно жить и наедине, ибо второе труднее первого. 12. Если монах совершает только положенные молитвы, можно сказать, что он совсем не молится. 13. Каждый раз, когда на тебя нападают помыслы, выбери для себя - или сердце, исполненное чистоты, или лицо, исполненное стыда. 14. Хорошо монаху иметь меру в посте и в трудах и не иметь меры в молитве и созерцании. 15. Безмолвный ум безмолвен и в келье, и в трудах; ум, не стяжавший безмолвия, суетен всюду, где бы он ни находился. 16. Монах, помогающий людям деньгами, уничтожает их имущество и разрушает души ближних. 17. Монах, помогающий людям молитвой, укрепляет их души, исцеляет их тела и приводит сердца людей к Богу. 18. Размышляющее послушание на деле не является послушанием и есть скрытое своеволие. 19. Неразмышляющее послушание - чудесный дар Божий, и оно переходит посуху моря и останавливает бури. 20. Неразмышляющее послушание есть безпопечение и чистота сердца и в короткий срок дарует послушному непрестанную молитву. 21. Ложный «друг» подвижника - превозношение, истинный друг неразмышляющего послушника - смиренномудрие. 22. Для монаха тесный путь и прискорбный - следить за умом своим и отсекать помыслы и желания; другого пути, подобного этому по тесноте и скорби, нет. 23. Могила мирского - кладбище, могила монаха - безстрастие. 24. Как ни велика пустыня, а делание монаха в ней одно - хранить ум: «о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3: 2). 25. Когда монах идет к монаху, его ждет бес осуждения, а когда монах идет в уединение, его ожидает бес превозношения. 26. У мирского человека чем больше общественной деятельности, тем хуже дела дома; так и у монаха: чем больше у него внешней суеты, тем меньше хранение ума. 27. Ум, стяжавший непрестанную молитву, но не достигший созерцания славы Божией, все еще находится в опасности пленения помыслами и страстями. 28. Когда немужественный послушник приходит к старцу, то видит его святым; а когда по малодушию уходит от него, то видит старца последним грешником, а себя несправедливо обиженным и обманутым. 29. Монастырь любит умелых, а уединение - смелых. 30. Малодушный и двоедушный - то же самое, что и бездушный, ибо Бог в нем обитать не может. 31. Если овладеешь безстрастием, не останется ничего, не принадлежащего тебе. 32. Если овладеешь мудростью поступать по воле Божией, не останется ничего, чего бы ты не смог совершить. 33. Если овладеешь чистотой сердца, не останется ничего, чего бы ты не смог постичь, имея «ум Христов» (1 Кор. 2:16).
ИСТИННЫЙ ДУХОВНИК
«Обещают им свободу, будучи сами рабы тления» (2 Пет. 2: 19).
1. Истинный духовник приводит людей ко Христу; не истинные духовники привязывают людей к самим себе. 2. Истинный духовник учит людей жить со Христом; не истинные духовники учат людей жить с духовниками. 3. Истинный духовник полон Христом; не истинные духовники полны цитат и многознания. 4. Истинный духовник открывает людям, как возлюбить Христа «всем сердцем... и всею душею» (Мф. 22: 37); не истинные духовники учат как устроиться в этом мире. 5. Истинный духовник живет по воле Божией и все вокруг следуют его примеру; не истинные духовники доказывают и убеждают, но никто вокруг не понимает как жить во Христе. 6. Истинный духовник всецело утвердил ум во Христе, и всем вокруг ясно, как это делать; не истинные духовники учат и наставляют, но сердца ближних остаются пустыми. 7. Истинный духовник незаметен и прост, но все вокруг мирны и спокойны; не истинные духовники руководят и приказывают, но рядом с ними - разброд и шатание. 8. Истинный духовник своим примером учит ближних стоять в благодати; не истинные духовники учат достижению преходящих земных целей, и после их ухода все разваливается. 9. Истинный духовник учит жить Царством Небесным; не истинные духовники учат жить царством земным. ю. Истинный духовник смотрит в сердца ближних; не истинные духовники смотрят в их карманы. 11. Как смиренный не может начальствовать в миру, так и тщеславный не может быть старцем. 12. Старец, прогоняющий нерадивых послушников, подобен Моисею в Египте. Старец, терпящий их, подобен Христу на кресте. 13. Умение найти достойного старца - это способность самому быть достойным послушником. 14. Духовные преступления, о которых невозможно умолчать: строить мраморные дворцы и заставлять монахов и монахинь их обслуживать; приглашать на помощь монахам женщин, а на помощь монахиням - мужчин; использовать монахов и монахинь для стяжания денег в целях обогащения. 15. Старец - не помощник в браках и разводах, а помощник в Спасении. 16. Старец - не политик и не любитель знакомств с князьями мира сего, а наперсник Царя Небесного. 17. Старец - не предсказатель и не гадатель, но тот, кто умудрен Святым Духом жить по воле Божией. 18. Старец - не тот, кто во плоти, но тот, кто безплотен. 19. Старец - не тот, кто в страстях, но тот, кто безстрастен. 20. Старец - не тот, кто на земле, но тот, чье сердце в Царстве Небесном. 21. Старец - не тот, кто величав и учителен, но тот, кто прост и уничижен. 22. Трудно несведущему определить достоинства драгоценного камня; трудно неведающему определить достоинства духовника. 23. Трудно в горах найти редкий минерал; трудно среди множества духовников найти истинного духовника. 24. Как бы мы ни старались найти самого лучшего духовника, наши наклонности и страсти выберут его без нас. 25. Как подобное притягивается подобным, так и Бог определяет каждой душе своего духовника. 26. Лучшее к лучшему, худшее к худшему; трудно обойти этот закон в духовном мире. 27. Сердце выбирает сердце - таковы сокровенные духовные отношения на пути Спасения. 28. Истинный старец ценен своим постижением, а истинный послушник - своим смирением. 29. Истинный старец не стремится старчествовать, истинный послушник не стремится своевольничать. 30. Истинный старец не считает себя святым, ибо он отдал сердце Богу; истинный послушник не считает себя имеющим тело и душу, ибо он отдал их старцу. 31. Хочешь найти истинного старца?.. Смирись, насколько можешь. 32. Кто нашел истинного послушника?.. Тот, кто отказался от своей воли. 33. Истинный старец - Христос во плоти, истинный послушник - Лазарь во гробе.
ТО, ЧТО ПРЕБЫВАЕТ НЕДВИЖИМО
«Рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3: 6).
1. To, что пребывает недвижимо, - это духовное сердце; то, что приходит и уходит, - это ум. 2. То, что безмолвно и неподвластно ничему, - это духовное сердце; то, что чувствует и переживает, - это ум. 3. То, что свободно от всех страданий и скорбей, - это духовное сердце; то, что отнимается или прибавляется, - это ум. 4. То, что едино и цельно, - это духовное сердце; то, что все приводит в движение, - это ум. 5. То, что все знает без помыслов, - это духовное сердце; то, что не покоится на одном месте и суетится, - это ум. 6. То, что пребывает в полноте Святости и Любви, - это духовное сердце; то, что усиливается и ослабевает, - это ум. 7. То, в чем следует пребывать непрерывно, - это духовное сердце; то, что должно быть очищено от рассеяния и блуждания, - это ум. 8. То, в чем исчезают и прекращаются все помыслы, - это духовное сердце; то, что становится устойчивым и соединяется с сердцем, - это ум. 9. То, что являет собой глубину и непостижимость, - это духовное сердце; то, что прекращает свои блуждания и утверждается неисходно в сердце, - это ум. 10. То, во что вселяется Святой Дух, преображает и наполняет его ведением и Богопознанием, - это духовное сердце; то, что навсегда соединилось с сердцем и прекратило свою суетную деятельность, - это ум. 11. Духовное сердце - это то, что постигается с помощью Святаго Духа; ум - это то, что требует постоянных усилий для обуздания. 12. Духовное сердце - это то, что открывается само по благодати и без всяких усилий; ум - это то, что требует постоянного внимания и хранения. 13. Духовное сердце - это то, что постигается в любом месте и в любых обстоятельствах благодаря Божественной благодати; ум – это то, что обуздывается в уединении и в отсутствии попечений. 14. Духовное сердце - это то, в чем созерцание есть его истинное свойство; ум - это то, в чем рассеяние помыслов прекращается лишь при его соединении с сердцем. 15. Духовное сердце - это то, где отсутствует все вещественное; ум - это то, где воображение является царем. 16. Духовное сердце - это то, где забывается все земное, вплоть до памяти о теле; ум - это то, где земная память только и может существовать. 17. В духовном сердце исчезают окончательно все привязанности благодаря действию Божественной Любви; ум - это то, где все привязанности укореняются и процветают. 18. В духовном сердце совершается окончательное разрушение эгоизма и преображение его в Божественную Любовь; ум - это то, где произрастают все корни человеческого себялюбия. 19. Духовное сердце - это обитель Христа и Царство Небесное; ум - это хранитель всех помыслов. 20. Духовное сердце - это то, где нет никакой деятельности, ибо в нем завершение и всяческая полнота; ум - это источник безчисленных себялюбивых желаний. 21. Духовное сердце всех любит, всех прощает, ибо оно превосходит все вещи; ум - это то, где постоянно бурлят помыслы привязанности к вещам и людям. 22. Духовное сердце - это то, в чем Любовь пребывает в состоянии Любви и это есть Царство Евангельских блаженств; ум - это то, за чем нужно смотреть непрерывно, чтобы сохранить его от дурных помыслов. 23. Духовное сердце - это врата Царства Небесного и обитель духовных чудес; ум - это то, что постоянно запутывается в вещах и гибнет вместе с ними. 24. Духовное сердце - это совершенная чистота Любви; ум - это то, что требует постоянного очищения. 25. Духовное сердце - это то, где прекращаются всякие воспоминания, вплоть до воспоминания о теле; ум - это то, без чего тело не может существовать. 26. Духовное сердце - это Небесная лестница, по которой восходят и нисходят Ангелы; ум - это хранилище всякого неверия. 27. Духовное сердце - это то, где в благодати Христовой окончательно исчезают все тревоги и опасения; ум - это бурлящий водоворот эгоистических страхов и недоверия к Промыслу Божию. 28. Духовное сердце - это то, где живет и проявляет себя неописуемое Христово смирение; ум - это то, где гордыня и тщеславие постоянно обустраивают свои бастионы. 29. Духовное сердце - это то, где отречение от мира достигает своего окончательного завершения, ибо только там мир теряет свою власть; ум - это то, где мир построил свои главные твердыни. 30. Духовное сердце - это то, что окончательно побеждает мир суеты, и в чем князь мира сего не имеет ничего; ум - это то, где князь этого мира надеется сохранить свой трон. 31. Духовное сердце - это то, над чем мир не властен, и где он властвовать не может; ум - это грязные истоки властолюбия и сребролюбия. 32. Духовное сердце - это то, что ни на что не опирается, ибо его истинная опора - Христос; ум - это опора себялюбия и эгоизма. 33. Духовное сердце само по себе и есть Истина - Христос, Который возвестил (Ин. 16: 33): «Мужайтесь: Я победил мир»; ум - это то, что только в духовном сердце находит свое Спасение и совершенную Свободу от власти греха и смерти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.011 с.) |