Если сердце действительно возлюбит бога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если сердце действительно возлюбит бога



 

«К свободе призваны вы, братия»

(Гал. 5: 13).

 

1. Если сердце действительно возлюбит Бога, то за малое время, исполнившись решимости, оно не­сомненно обретет непрестанную молитву.

2. Основное препятствие в об­ретении непрестанной молитвы - малодушие в обуздании ума.

3. Если отделишь свой ум от лю­дей и помыслов, найдешь его ут­вержденным во Христе.

4. Тот, кто собирает свой ум во время молитвы, собирает свое Спа­сение; тот, кто расточает свой ум на помыслы, теряет и то, что имел, ибо мы должны пленять «всякое помышление в послушание Хри­сту» (2 Кор. 10: 5).

5. Тот, кто готов каждый час умереть за чистоту сердца и ума и не отвести ум от Христа, побежда­ет малодушие и саможаление.

6. Дурной помысел в уме лиша­ет его всей свободы, подобно пти­це, зацепившейся за сеть всего од­ним коготком.

7. Кто много трудится, но не хранит свой ум, губит свои труды; кто трудится в меру и бережет ум от дурных помыслов, хранит в се­бе Христа.

8. Пока ум не оставит все веще­ство этого мира, не узнает, что та­кое непрестанная молитва.

9. Искренняя молитва за вра­гов - это та стена, которая оста­навливает очень многих на пути к

Богу, но для оставивших все веще­ственное и хранящих свой ум та­кой стены не существует.

10. Зверь не препятствует охот­нику стрелять, но скрывается от него в чаще; так и ум скрывает себя от бесовских нападений в благода­ти Божией.

11. Добровольно преступающий заповеди Божии попирается беса­ми; но влекомый в страсти насиль­ственно и не отчаивающийся - на­учается сам попирать бесовские полчища, укрепляемый Христом.

12. Если сердце источает дурные помыслы, подобно грязному род­нику, в нем невозможно обрести воду живую - благодать Царства Небесного.

13. Стремясь к Богу, невозмож­но иногда любить Его, а иногда оскорблять Его дурными помыс­лами, ибо за Любовь требуется сто­ять даже до крови, так как кровью входят в Царство Божие.

14. Любовь души к Богу сильнее похоти, а если бы не так, то похоть давно бы сожгла всю землю дотла.

15. Только во время разлучения души с телом познается истинная цена внимательного ума, не остав­ляющего Христа ни на миг, и не­возвратимая потеря невниматель­ного ума, погубленного дурными помыслами.

16. Отдай тело трудам, а весь ум - Богу, и наследуешь Царство Небесное.

17. Множество людей взыскало Бога, немногие смогли удержать Его в себе и пойти за ним до конца.

18. Невозможно стать добрым без Бога, ибо такая «доброта» без Хри­ста безблагодатна и по сути своей есть зло и самообман.

19. Каким бы добрым человек ни казался, но если он не во Христе, его доброта - только маска, скры­вающая душевную одержимость злом.

20. С ближним имей смирение и только с Богом имей общение.

21. Ни в чем не ищи услаждения душевного - и найдешь благодать духовную.

22. В тучном теле не ищи муже­ственной души; в человекоугодной душе не ищи смирения.

23. Любой грех, если взглянуть на его истоки, есть прельщение души; итак, кого ты будешь осуж­дать, если сам от него несвободен?

24. Привыкший осуждать не сможет жить даже с Ангелами; тот, кто не осуждает, сможет безбояз­ненно жить и среди зверей.

25. Осуждающий брата своего подобен тому, кто держит в руках нечистоты и укоряет ближнего за пятно на одежде.

26. Все, к чему примешивается страсть, - зло; все, что соверша­ется без страсти, - добро, ибо безстрастный не может совершать зло. «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном» (Рим. 8: 5).

27. Доверяющий своим чувствам и уму подобен несмышленому че­ловеку, принимающему сновиде­ния за действительность.

28. Если хочешь кого-либо осу­дить, представь, что ты уже умер, - и успокоишься.

29. Все слова похвалы, которые ты услышишь за свою жизнь и не возгордишься, не стоят и одно­го слова уничижения, которое ты претерпишь без ропота.

30. Безмолвие сердечное означа­ет чистый ум, ни на миг не отсту­пающий от памяти о Боге.

31. Тот, кто идет на безмолвие, идет на него, как на свою смерть, дабы через него обрести вечную жизнь во Христе Иисусе.

32. Заповеди трудны для тех, кто привязан к вещам; отрешись от ве­щей - и заповеди станут жить в твоем уме и сердце.

33. Если ум утвердится во Хри­сте, никакие злоухищрения бесовские не повредят ему; не имея та­кого ума, трудно стяжать свободу от помыслов, «итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу раб­ства» (Гал. 5:1).

 

ДЛЯ ТОГО, КТО ЖИВЕТ СУЕТОЙ

 

«На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни»

(1 Кор. 14: 20).

 

1. Для того, кто живет суетой, жизнь заканчивается каждый день; для того, кто живет Богом, она каждый день начинается.

2. На все то, что ты приобрета­ешь в этом тленном мире, ты раз­мениваешь свою жизнь; потрать ее на самое ценное - на Спасение сво­ей жизни.

3. Истина - это то, что служит всему живому опорой и Спасени­ем; ложь - это то, на что невозмож­но опереться.

4. То, что передается языком, это человеческое знание; то, что передается сердцем, это духовное постижение.

5. Для передачи человеческого знания необходимы время и место; для передачи духовного постиже­ния нет времени и расстояний.

6. Все, что против нас, можно обратить в духовную пользу все­го лишь одним действием - сми­рением.

7. Непрестанная Иисусова мо­литва, ожившая в сердце по дару Святаго Духа, есть осуществление молитвы Господней. «Да святится имя Твое» (Мф. 6: 9).

8. Слова Христовы «хлеб наш насущный даждь нам днесь», - пусть станут воплем твоего сердца: «научи меня, Господи, жить сегод­няшним днем и сегодня принять Тебя, Хлеб Небесный, в мою жаж­дущую душу!»

9. Читая слова Священного Писания стремись к исполнению слов, а не к их накоплению, чтобы «обновиться духом ума вашего» (Еф. 4: 23).

10. Убегая от мира, беги от похо­ти, а не от добрых дел.

11. Не та простота проста, кото­рая от глупости, а которая от му­дрости.

12. Не ищи совершенства в своих добродетелях, ищи его во Христе.

13. Хорошо помогать ближнему словом и делом, но тот, кто помо­гает молчанием и молитвой, более угоден Богу.

14. Бог дает благодать не за аске­тические подвиги, ибо это дела человеческие, а за терпение скор­бей, ибо это дело выше человече­ской меры.

15. Если тебе стыдно грешить на людях, то еще более стыдись гре­шить умом в помыслах, ибо твой ум полностью открыт Господу, пре­бывающему в сокровенных глу­бинах твоего сердца: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16).

16. Не спеши в беседах кивать головой, чтобы за один кивок не предать Христа.

17. Хорошо быть добрым челове­ком, но самый лучший из добрых людей - благодарный, ибо он один угоден Богу.

18. Этот мир суеты держится на эгоизме, а Царство Божие стоит на самоотверженности.

19. Те, кому делают добро, имеют утешение, а те, кто это добро дела­ет, имеют Спасение.

20. Мир держится на неблаго­дарных и лживых, а истинная Жизнь стоит на благодарных и правдивых.

21. Неблагодарность - свойство этого мира, и она разъедает душу, как ржавчина, а благодарности нужно учиться всю жизнь, ибо она спасает и жизнь, и душу.

22. Истинное понимание как правильно жить приходит тог­да, когда неожиданно приходится умирать, но лучше такое понима­ние обрести до того, когда на него не останется времени.

23. Живи не ради ложной цели - учиться познавать жизнь, кото­рую без Бога познать невозможно, а ради истинной цели - научиться жить по Евангелию и «вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17).

24. Душа, испытанная скорбями, вызывает уважение не только лю­дей, но и Ангелов, и уподобляется редчайшему цветку, выращенному Самим Богом.

25. Прощающий ближнему упо­добляется Христу, не прощаю­щий - диаволу.

26. У святых все делание совер­шается в сердце, у всех осталь­ных - в голове.

27. Если хочешь, чтобы Господь услышал твою молитву, оставь же­лания.

28. Смирение не в том, чтобы уничижать и хулить самого себя, а в том, чтобы терпеть уничижения и хулу от ближних без ропота, с радостью.

29. Если хочешь обрести Бога, живя с ближним, сначала приоб­рети ближнего, ибо он может за­крыть тебе путь к Богу.

30. Помыслы - это та основа, из которой бесы плетут сети, уловляющие душу.

31. С людьми мы спасаемся, по­могая друг другу, а в уединении спасаемся одной помощью Божи­ей, но ее обретают не самим уеди­нением, а смирением.

32. Что бы ни случилось с тобою, если сумеешь промолчать со сми­рением, спасешься: «поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5:15).

33. Тот, кто не стремится стать Ангелом, не сможет остаться да­же человеком, ибо становится по­добным безсловесному животно­му, так как «все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Флп. 2: 21).

 

ЕСЛИ ТЫ МОНАХ

 

«Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа»

(Флп. 3: 8).

 

1. Если ты монах и не борешь­ся с помыслами Иисусовой молит­вой, то ты зря носишь духовный меч; если ты мирянин и нерадишь о стоянии в добре, значит ты зря читаешь Священное Писание, ибо для тебя родился Христос.

2. Знание Спасения и стяжание Спасения далеко отстоят друг от друга: первое возможно и в миру, а второе - только при отречении от мира.

3. Если ты понял, что когда на одном конце твоей улицы день рождения, а на другом – день похорон, чего же ты ждешь от это­го мира, подобного бегущей тени?

4. Уйдешь от людей мира сего, поможешь и себе, и им; начнешь помогать мирским людям, разру­шишь и их, и себя.

5. Не творить волю свою - бла­женнее всех постов и поклонов, а исполнить это на деле — лучшее поучение для себя и ближних.

6. Начало, середина и конец мо­нашеского пути - скорби, благода­ря которым душа становится про­стой и цельной, окрыляется Свя­тым Духом и безпрепятственно восходит на Небеса.

7. Монах, переходящий с места на место и надеющийся найти убе­жище, где нет диавола, доброволь­но отдает диаволу свою жизнь.

8. Монах, противостоящий ис­кушениям и соблазнам и утвер­дившийся на одном месте, находит незыблемый камень - Христа - в своем сердце.

9. Для монаха чистое сердце и безпопечение - лучшее учение.

10. Человекоугодие и зависть ра­зоряют монастыри и опустошают кельи; бедность и нищета украша­ют монастыри и освящают уеди­нение.

11. Монах, не научившийся пра­вильно жить с людьми, не научит­ся правильно жить и наедине, ибо второе труднее первого.

12. Если монах совершает только положенные молитвы, можно ска­зать, что он совсем не молится.

13. Каждый раз, когда на тебя нападают помыслы, выбери для себя - или сердце, исполненное чистоты, или лицо, исполненное стыда.

14. Хорошо монаху иметь меру в посте и в трудах и не иметь меры в молитве и созерцании.

15. Безмолвный ум безмолвен и в келье, и в трудах; ум, не стяжав­ший безмолвия, суетен всюду, где бы он ни находился.

16. Монах, помогающий людям деньгами, уничтожает их имуще­ство и разрушает души ближних.

17. Монах, помогающий людям молитвой, укрепляет их души, ис­целяет их тела и приводит сердца людей к Богу.

18. Размышляющее послушание на деле не является послушанием и есть скрытое своеволие.

19. Неразмышляющее послуша­ние - чудесный дар Божий, и оно переходит посуху моря и останав­ливает бури.

20. Неразмышляющее послуша­ние есть безпопечение и чистота сердца и в короткий срок дару­ет послушному непрестанную мо­литву.

21. Ложный «друг» подвижни­ка - превозношение, истинный друг неразмышляющего послуш­ника - смиренномудрие.

22. Для монаха тесный путь и прискорбный - следить за умом своим и отсекать помыслы и жела­ния; другого пути, подобного это­му по тесноте и скорби, нет.

23. Могила мирского - кладби­ще, могила монаха - безстрастие.

24. Как ни велика пустыня, а де­лание монаха в ней одно - хранить ум: «о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3: 2).

25. Когда монах идет к монаху, его ждет бес осуждения, а когда монах идет в уединение, его ожи­дает бес превозношения.

26. У мирского человека чем больше общественной деятельно­сти, тем хуже дела дома; так и у мо­наха: чем больше у него внешней суеты, тем меньше хранение ума.

27. Ум, стяжавший непрестан­ную молитву, но не достигший со­зерцания славы Божией, все еще находится в опасности пленения помыслами и страстями.

28. Когда немужественный по­слушник приходит к старцу, то ви­дит его святым; а когда по мало­душию уходит от него, то видит старца последним грешником, а себя несправедливо обиженным и обманутым.

29. Монастырь любит умелых, а уединение - смелых.

30. Малодушный и двоедуш­ный - то же самое, что и бездуш­ный, ибо Бог в нем обитать не может.

31. Если овладеешь безстрастием, не останется ничего, не при­надлежащего тебе.

32. Если овладеешь мудростью поступать по воле Божией, не оста­нется ничего, чего бы ты не смог совершить.

33. Если овладеешь чистотой сердца, не останется ничего, чего бы ты не смог постичь, имея «ум Христов» (1 Кор. 2:16).

 

ИСТИННЫЙ ДУХОВНИК

 

«Обещают им свободу, будучи сами рабы тления»

(2 Пет. 2: 19).

 

1. Истинный духовник приво­дит людей ко Христу; не истинные духовники привязывают людей к самим себе.

2. Истинный духовник учит лю­дей жить со Христом; не истинные духовники учат людей жить с ду­ховниками.

3. Истинный духовник полон Христом; не истинные духовники полны цитат и многознания.

4. Истинный духовник откры­вает людям, как возлюбить Хри­ста «всем сердцем... и всею душею» (Мф. 22: 37); не истинные духовни­ки учат как устроиться в этом мире.

5. Истинный духовник живет по воле Божией и все вокруг следуют его примеру; не истинные ду­ховники доказывают и убеждают, но никто вокруг не понимает как жить во Христе.

6. Истинный духовник всецело утвердил ум во Христе, и всем во­круг ясно, как это делать; не истин­ные духовники учат и наставляют, но сердца ближних остаются пустыми.

7. Истинный духовник незаме­тен и прост, но все вокруг мирны и спокойны; не истинные духовники руководят и приказывают, но ря­дом с ними - разброд и шатание.

8. Истинный духовник своим примером учит ближних стоять в благодати; не истинные духовни­ки учат достижению преходящих земных целей, и после их ухода все разваливается.

9. Истинный духовник учит жить Царством Небесным; не истинные духовники учат жить цар­ством земным.

ю. Истинный духовник смотрит в сердца ближних; не истинные духовники смотрят в их карманы.

11. Как смиренный не может на­чальствовать в миру, так и тще­славный не может быть старцем.

12. Старец, прогоняющий нера­дивых послушников, подобен Мо­исею в Египте. Старец, терпящий их, подобен Христу на кресте.

13. Умение найти достойного старца - это способность самому быть достойным послушником.

14. Духовные преступления, о ко­торых невозможно умолчать: стро­ить мраморные дворцы и застав­лять монахов и монахинь их обслу­живать; приглашать на помощь монахам женщин, а на помощь монахиням - мужчин; использо­вать монахов и монахинь для стя­жания денег в целях обогащения.

15. Старец - не помощник в бра­ках и разводах, а помощник в Спасении.

16. Старец - не политик и не лю­битель знакомств с князьями мира сего, а наперсник Царя Небесного.

17. Старец - не предсказатель и не гадатель, но тот, кто умудрен Свя­тым Духом жить по воле Божией.

18. Старец - не тот, кто во плоти, но тот, кто безплотен.

19. Старец - не тот, кто в стра­стях, но тот, кто безстрастен.

20. Старец - не тот, кто на земле, но тот, чье сердце в Царстве Небесном.

21. Старец - не тот, кто величав и учителен, но тот, кто прост и уничижен.

22. Трудно несведущему опре­делить достоинства драгоценного камня; трудно неведающему опре­делить достоинства духовника.

23. Трудно в горах найти редкий минерал; трудно среди множест­ва духовников найти истинного духовника.

24. Как бы мы ни старались най­ти самого лучшего духовника, на­ши наклонности и страсти выбе­рут его без нас.

25. Как подобное притягивается подобным, так и Бог определяет каждой душе своего духовника.

26. Лучшее к лучшему, худшее к худшему; трудно обойти этот за­кон в духовном мире.

27. Сердце выбирает сердце - та­ковы сокровенные духовные отно­шения на пути Спасения.

28. Истинный старец ценен сво­им постижением, а истинный по­слушник - своим смирением.

29. Истинный старец не стре­мится старчествовать, истинный послушник не стремится своеволь­ничать.

30. Истинный старец не считает себя святым, ибо он отдал серд­це Богу; истинный послушник не считает себя имеющим тело и ду­шу, ибо он отдал их старцу.

31. Хочешь найти истинного стар­ца?.. Смирись, насколько можешь.

32. Кто нашел истинного по­слушника?.. Тот, кто отказался от своей воли.

33. Истинный старец - Христос во плоти, истинный послушник - Лазарь во гробе.

 

ТО, ЧТО ПРЕБЫВАЕТ НЕДВИЖИМО

 

«Рожденное от Духа есть дух»

(Ин. 3: 6).

 

1. To, что пребывает недвижи­мо, - это духовное сердце; то, что приходит и уходит, - это ум.

2. То, что безмолвно и непод­властно ничему, - это духовное сердце; то, что чувствует и пережи­вает, - это ум.

3. То, что свободно от всех стра­даний и скорбей, - это духовное сердце; то, что отнимается или прибавляется, - это ум.

4. То, что едино и цельно, - это духовное сердце; то, что все приво­дит в движение, - это ум.

5. То, что все знает без помыс­лов, - это духовное сердце; то, что не покоится на одном месте и суе­тится, - это ум.

6. То, что пребывает в полноте Святости и Любви, - это духовное сердце; то, что усиливается и осла­бевает, - это ум.

7. То, в чем следует пребывать непрерывно, - это духовное серд­це; то, что должно быть очище­но от рассеяния и блуждания, - это ум.

8. То, в чем исчезают и прекра­щаются все помыслы, - это ду­ховное сердце; то, что становится устойчивым и соединяется с серд­цем, - это ум.

9. То, что являет собой глубину и непостижимость, - это духовное сердце; то, что прекращает свои блуждания и утверждается неис­ходно в сердце, - это ум.

10. То, во что вселяется Святой Дух, преображает и наполняет его ведением и Богопознанием, - это духовное сердце; то, что навсегда соединилось с сердцем и прекра­тило свою суетную деятельность, - это ум.

11. Духовное сердце - это то, что постигается с помощью Святаго Духа; ум - это то, что требует по­стоянных усилий для обуздания.

12. Духовное сердце - это то, что открывается само по благодати и без всяких усилий; ум - это то, что требует постоянного внимания и хранения.

13. Духовное сердце - это то, что постигается в любом месте и в лю­бых обстоятельствах благодаря Божественной благодати; ум – это то, что обуздывается в уединении и в отсутствии попечений.

14. Духовное сердце - это то, в чем созерцание есть его истинное свойство; ум - это то, в чем рассея­ние помыслов прекращается лишь при его соединении с сердцем.

15. Духовное сердце - это то, где отсутствует все вещественное; ум - это то, где воображение является царем.

16. Духовное сердце - это то, где забывается все земное, вплоть до памяти о теле; ум - это то, где зем­ная память только и может суще­ствовать.

17. В духовном сердце исчезают окончательно все привязанности благодаря действию Божествен­ной Любви; ум - это то, где все привязанности укореняются и процветают.

18. В духовном сердце соверша­ется окончательное разрушение эгоизма и преображение его в Бо­жественную Любовь; ум - это то, где произрастают все корни чело­веческого себялюбия.

19. Духовное сердце - это оби­тель Христа и Царство Небесное; ум - это хранитель всех помыслов.

20. Духовное сердце - это то, где нет никакой деятельности, ибо в нем завершение и всяческая пол­нота; ум - это источник безчисленных себялюбивых желаний.

21. Духовное сердце всех любит, всех прощает, ибо оно превосходит все вещи; ум - это то, где постоян­но бурлят помыслы привязанно­сти к вещам и людям.

22. Духовное сердце - это то, в чем Любовь пребывает в состоя­нии Любви и это есть Царство Евангельских блаженств; ум - это то, за чем нужно смотреть непре­рывно, чтобы сохранить его от дурных помыслов.

23. Духовное сердце - это врата Царства Небесного и обитель ду­ховных чудес; ум - это то, что по­стоянно запутывается в вещах и гибнет вместе с ними.

24. Духовное сердце - это совер­шенная чистота Любви; ум - это то, что требует постоянного очи­щения.

25. Духовное сердце - это то, где прекращаются всякие воспоми­нания, вплоть до воспоминания о теле; ум - это то, без чего тело не может существовать.

26. Духовное сердце - это Небес­ная лестница, по которой восходят и нисходят Ангелы; ум - это хра­нилище всякого неверия.

27. Духовное сердце - это то, где в благодати Христовой оконча­тельно исчезают все тревоги и опа­сения; ум - это бурлящий водово­рот эгоистических страхов и недо­верия к Промыслу Божию.

28. Духовное сердце - это то, где живет и проявляет себя неописуе­мое Христово смирение; ум - это то, где гордыня и тщеславие посто­янно обустраивают свои бастионы.

29. Духовное сердце - это то, где отречение от мира достигает сво­его окончательного завершения, ибо только там мир теряет свою власть; ум - это то, где мир постро­ил свои главные твердыни.

30. Духовное сердце - это то, что окончательно побеждает мир суе­ты, и в чем князь мира сего не име­ет ничего; ум - это то, где князь этого мира надеется сохранить свой трон.

31. Духовное сердце - это то, над чем мир не властен, и где он вла­ствовать не может; ум - это гряз­ные истоки властолюбия и среб­ролюбия.

32. Духовное сердце - это то, что ни на что не опирается, ибо его ис­тинная опора - Христос; ум - это опора себялюбия и эгоизма.

33. Духовное сердце само по себе и есть Истина - Христос, Который возвестил (Ин. 16: 33): «Мужай­тесь: Я победил мир»; ум - это то, что только в духовном сердце нахо­дит свое Спасение и совершенную Свободу от власти греха и смерти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.126.232 (0.094 с.)