Основа, путь и результат в Читтаматре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основа, путь и результат в Читтаматре



Основой в Читтаматре также служат две истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина согласно Читтаматре – это способ существования объектов. Это нечто, видимое глазу. Абсолютная же истина говорит о том, каким образом объекты не существуют. Если маленький ребенок увидит радугу, то он действительно будет воспринимать радугу, но вместе с тем у него появится масса ложных интерпретаций этой радуги. Ему покажется, что до радуги можно дотронуться, и он за ней побежит. Но, с другой стороны, нельзя сказать, что радуги не существует вовсе. Под пустотой подразумевается, что радуга существует не так, как мы ее воспринимаем. Что касается заблуждений, то есть грубые и тонкие заблуждения. Если вам удается устранить самые тонкие заблуждения относительно существования радуги, то это значит, что вы принадлежите к высшей философской школе.

Чтобы понять две истины, вы должны осознать, что относительная истина и абсолютная истина представляют собой два различных аспекта одного целого. Пустота объекта не противоречит его относительной природе. Условное, или относительное существование объекта не противоречит его абсолютной природе.

Что же касается двух путей, то метод в Читтаматре ничем не отличается от метода в других школах, в том числе и в Мадхьямике. Это отречение и бодхичитта. Но с точки зрения мудрости между этими школами есть различия – например, в определении объекта отрицания. По ряду причин последователи школы Читтаматра не могут отрицать некоторые тонкие положения, которые отрицает Мадхьямика. Дело в том, что если они начнут их отрицать, вся система их воззрений рухнет. Они не смогут признать существование явлений на относительном уровне.

В школе Читтаматра речь идет о двух видах пустоты – о бессамостности личности и о пустотности феноменов. Что касается первого вида пустоты – бессамостности личности – то в этом Читтаматра сходится с низшей философской школой Саутрантика. Обе школы признают пустотность личности от независимого субстанционального существования. Для примера возьмем воду. Водород – это не вода. Кислород – это также не вода. Поэтому нет независимой, субстанционально существующей воды, то есть воды, которая не зависела бы от кислорода и водорода. Что же такое вода? Вода- это явление, зависящее от кислорода и водорода. И поскольку вода зависит от кислорода и водорода, следовательно, она пуста от независимого субстанционального существования. Но когда на воду смотрит ребенок, не имеющий научных знаний, ему кажется, что вода – это некая независимая субстанция.

Радуга, в свою очередь, зависит от капель дождя и света. Радуга существует, но она имеет взаимозависимое происхождение. Поэтому радуга пуста от независимого субстанционального существования. Но какие у вас возникают ощущения, когда вы смотрите на радугу? В глубине души вы считаете, что эта радуга – плотная, материальная, ни от чего не зависящая вещь. "Как она красива! Не могу на нее наглядеться!" От этих мыслей возникает привязанность. "Как плохо, когда нет радуги!" Из-за этих эмоций возникают негативные концепции. При этом следует заметить, что не все концепции плохи, а только те из них, которые возникают в силу привязанности.

Итак, существование радуги зависит от дождя и света. Следовательно, радуга имеет зависимое существование. Когда вы осознаете, что радуга пуста от независимого субстанционального существования, у вас станет меньше ложных представлений, меньше неведения.

А теперь, помня об этом примере с радугой, поразмышляйте о своем "я". Когда вы смотрите на свое "я", у вас возникает чувство, идущее из самой глубины вашего существа, что ваше "я" существует независимо и материально. Например, это происходит, когда вы стоите перед многими людьми, и они начинают над вами смеяться. Из-за этого ощущения у вас возникает гнев на людей, которые смеются над вашим "я". Но на самом деле вы, так же как и радуга, имеете взаимозависимое происхождение. Вы зависите от своего тела и своего ума. Пока вы живете, вы зависите от грубого тела и грубого ума, а в момент смерти – от тонкого тела и тонкого ума. Вне этих двух составляющих – тела и ума – не существует никакого независимого субстанционального "я". Способ существования "я" подобен существованию воды, которая состоит из кислорода и водорода. Ваше тело можно уподобить водороду, а ум – кислороду. Ни кислород, ни водород не являются водой. Где вода? Вода – это соединение этих двух элементов. Точно так же ни тело, ни ум не есть "я". Где же "я"? Если вы будете его искать, то не найдете его, потому что будете искать "я", имеющее независимое субстанциональное существование. Такое "я" вы найти не сможете, потому что его никогда не существовало. Поэтому когда индуисты и последователи некоторых христианских традиций ищут "я", они не могут его найти. Но они считают, что "я" как некая независимая субстанция все-таки должно существовать и поэтому для его обозначения используют понятие "душа". Но если вы их спросите: "Что такое душа?", они скажут: "Не задавайте про душу слишком много вопросов".

С точки зрения школы Читтаматра, такой "души" не существует. Последователи этой школы не признают существования независимого субстанционального "я". Что же они признают? Они признают существование взаимозависимого "я".

Кунтаг, шенванг и йондуп

Теперь рассмотрим воззрения Читтаматры о пустоте феноменов. Последователи Читтаматры различают три характеристики феноменов. Первая характеристика по-тибетски называется "кунтаг", то есть "номинальное существование". Вторая характеристика – "шенванг", то есть "зависимый от другого". И, наконец, третья характеристика – "йондуп", то есть "конечное существование". Каждому феномену присущи эти три характеристики.

Что такое "кунтаг", или номинальное существование? Это нечто, существующее в ваших концепциях, то есть не имеющее конкретного, плотного существования со стороны объекта. "Кунтага" не существует вне зависимости от концепций вашего ума, во внешнем мире.

Различают два вида "кунтага" – полностью не существующий "кунтаг" и существующий "кунтаг". Сначала рассмотрим несуществующий "кунтаг". Для этого вернемся к примеру с водой. Независимое субстанциональное существование воды – это "кунтаг". В действительности его не существует. Оно существует только в ваших концепциях. В самой воде его нет. Поэтому приписывание воде независимого субстанционального существования называется несуществующим "кунтагом".

Что такое существующий "кунтаг"? Эту характеристику можно дать всем постоянным феноменам – например, пространству. Пространство существует, но это также "кунтаг". Где пространство? Пространством называют нечто неощутимое. Пространство – это название, данное умом. Нет никакого конкретного пространства, на которое можно было бы указать пальцем.

А теперь поговорим о "шенванге". Что это такое? Нечто, существующее в зависимости от другого, называется "шенвангом". Радуга зависит от дождя и света, поэтому эта зависимая радуга называется "шенвангом". Когда вы смотрите на радугу, вы смотрите на ее вторую характеристику – то есть на радугу, зависящую от другого, или на "шенванг". Это основа. Но затем, из-за ложного восприятия, неведения, ваш ум начинает воспринимать эту радугу как субстанциональную и независимую. Эта неправильная интерпретация радуги и является несуществующим "кунтагом". Отсутствие несуществующего "кунтага" носит название "йондуп", что означает "конечное существование". Радуга, пустая от независимого субстанционального существования, есть "йондуп". Это абсолютная истина или пустота. Радуга, существующая в зависимости от другого, есть относительная истина или взаимозависимое происхождение. Эти две истины не противоречат друг другу. Чего же не существует? Не существует несуществующего "кунтага". Это ложная интерпретация, которая целиком исходит от нашего ума.

Понимание этого поможет вам понять воззрения школы Прасангика. В Прасангике также рассматриваются эти три характеристики, но на гораздо более глубоком уровне.

Отрицание внешних объектов

Исходя из того, что независимого субстанционального существования нет, школа Читтаматра утверждает, что все феномены являются проекциями ума. Вне зависимости от субъекта об объекте говорить невозможно. Например, с точки зрения человека предмет, который мы называем "чашкой" – чашка. С точки зрения крошечного насекомого это не чашка, а огромный контейнер. И то, и другое восприятие верно. Но если есть объективное существование, то чашка и контейнер должны существовать отдельно друг от друга, поскольку это разные предметы. Современные физики также говорят, что вне зависимости от субъекта объект определить невозможно. Таким образом, ученые постепенно приходят к выводу о том, что все есть проекция ума.

Далее Читтаматра объясняет, как наш ум создает эти проекции. Эта школа утверждает, что вера в то, что нечто существует со стороны объекта, независимо от сознания, – это заблуждение. Когда вы думаете о своем враге, он кажется вам существующим вне вас, отдельно от вас. Читтаматра говорит, что если бы существовал объективный внешний враг, не зависимый от проекций ума, то этот человек должен был бы являться врагом для всех. Но для кого-то он, может быть, лучший друг. Ваш друг иногда становится вашим злейшим врагом. Ваш враг иногда становится вашим лучшим другом. Каким образом происходят такие изменения? Они происходят в зависимости от проекций вашего ума. Когда человек проявляет к вам доброту, ваш ум накладывает на него проекцию "мой друг". Вследствие этого вы начинаете думать о нем как о конкретном друге, существующем со стороны объекта. А когда кто-то причиняет вам вред, ваш ум проецирует на этого человека образ врага. Затем, когда вы видите этого "объективного врага", в вас возникает гнев, и вы говорите себе: "Я сержусь на своего врага. Он – причина моего гнева". Но в действительности вне проекций вашего ума он не является ни другом, ни врагом. Это просто человек. Более того, "человек" – это также проекция ума.

Каково определение пустоты в Читтаматре? В этой школе "пустотой" называется пустотность субъекта и объекта от различия по сути. Под этим имеется в виду, что субъект и объект едины. Без проекций ума нет конкретного существования вещей "со своей стороны". Когда вы смотрите на объект, он кажется вам существующим объективно и отдельно от вас. Вы воспринимаете его как нечто внешнее, не зависящее от проекций вашего ума. Это заблуждение.

Тем не менее, в воззрениях школы Читтаматра есть и свои недостатки. Школа Читтаматра утверждает, что внешних объектов нет. Все – это только ум. Это неверно. С этим положением Читтаматры Прасангика не согласна, хотя во многом другом эти две школы сходятся. Кроме того, у Читтаматры есть еще одна погрешность. Ее последователи говорят, что внешние объекты лишены истинного существования, поскольку являются проекциями ума, но ум существует истинно. Прасангика же говорит, что истинного существования лишено все, включая и ум. Вместе с тем, по мнению Прасангики, внешние объекты существуют. Если бы все было проекцией ума, то почему бы вам не закрыть глаза, не выгнать из ума все мысли, не сесть перед стеной и не ударить ее кулаком? Проверьте, ушибетесь вы или нет. Вам будет больно. Это говорит о том, что даже если ваш ум не создает проекций, что-то все-таки существует.

Вопрос: Приведите, пожалуйста, другие примеры существующего "кунтага".

Ответ: Это все постоянные объекты. Сам по себе феномен – это существующий "кунтаг". Пресечение страдания или Третья Благородная Истина также относится к существующему "кунтагу". Существующий "кунтаг" – это нечто существующее, но не имеющее субстанции, не существующее со стороны объекта и зависящее от наименований, данных умом. Но с точки зрения Прасангики все феномены- "кунтаг", то есть все существует только номинально.

Мадхьямика Сватантрика ведет с Прасангикой следующий диспут: если все существует только номинально, то превратится ли камень в золото, если вы назовете его золотом? Ведь все имеет только номинальное существование. Если вы назовете песок цампой и съедите его, утолит ли он ваш голод? Нет. Это указывает на то, что что-то все-таки существует. Но подробнее мы об этом поговорим позже.

 

 

 

 

3. ЧИТТАМАТРА.
ТЕРМИНОЛОГИЯ В УЧЕНИИ О ПУСТОТЕ

Чтобы правильно понять пустоту, вы должны постараться получить о ней целостное учение, с разных сторон и во всех подробностях, не довольствуясь отрывочными сведениями об этом предмете. Кроме того, для вас очень важно точно знать философскую терминологию учения о пустоте и понимать, что стоит за каждым термином. В противном случае вы начнете неправильно истолковывать эти понятия. Поэтому лама Цонкапа говорил, что хотя в Тибете распространилось учение о пустоте, термины были объяснены недостаточно ясно, из-за чего возникло множество ложных интерпретаций. Лама Цонкапа критиковал тибетцев, которые пытались внести в учение о пустоте новую терминологию, не основанную на коренных текстах. Он считал это большой ошибкой, так как привнесение собственных домыслов загрязняет учение.

Падмасамбхава, Атиша и лама Цонкапа – все эти учителя были воплощением ламы Тиме Пендена, Духовного Наставника Трех Миров, и пришли в Тибет специально для того, чтобы возродить в нем чистое учение Будды. Каждый из этих трех мастеров делал акцент на каком-то одном аспекте Дхармы. Основным предназначением Падмасамбхавы было устранение препятствий для распространения буддизма в Тибете и создание в этой стране его основы. Атиша пришел для того, чтобы объяснить людям, что Сутра и Тантра не противоречат друг другу, и их можно практиковать одновременно. Затем, когда пришел лама Цонкапа, он уделил особое внимание более точному изложению учения, с объяснением всех терминов. Он дал еще более подробные комментарии к коренным текстам, чем Атиша, и написал больше трудов. Его особым вкладом в учение было объяснение трудных для понимания положений философии и практики.

Итак, двигаясь по руслу терминологии, вы сможете добраться до океана пустоты. Тогда вы увидите пустоту непосредственно, своими глазами. В противном случае вы можете принять за океан маленький пруд и решить, что познали пустоту и освободились от сансары.

Вы можете подумать: "Как же такой великий мастер как Миларепа познал пустоту? Ведь он не занимался углубленным изучением философских теорий о пустоте". Рассуждая таким образом, вы принимаете в расчет только одну жизнь Миларепы. Действительно, есть особые, исключительные личности с сильными отпечатками понимания пустоты, идущими из предыдущих жизней. Такие люди могут познать пустоту без серьезного обучения, самостоятельно. Но это редкие исключения. Вообще без изучения философии пустоту познать невозможно, поскольку понять ее очень и очень трудно. По тем результатам, которые вы имеете сегодня, вы можете составить представление о том, какие причины были созданы вами в предыдущих жизнях. Достичь реализаций только через медитацию, без изучения философии удается лишь единицам. Так что будьте осторожны. С другой стороны, я не говорю, что вы должны только учиться. Если вы всю свою жизнь будете только читать книги, то превратитесь в книжного червя. Выберите срединный путь. Не стремитесь стать сухим ученым – вы впустую потратите время. Но не увлекайтесь и одной лишь йогой, поскольку в этом кроется опасность помешательства. Это не менее опасно. Таков мудрый совет великих мастеров прошлого.

Итак, вначале постарайтесь добиться отчетливого и ясного понимания учения. Затем снова и снова размышляйте о том, что вы узнали. Когда у вас появится некоторая мудрость, взращенная на слушании и размышлениях, она будет очень хорошим материалом для медитации. Тогда ваша медитация на пустоту станет настоящей. В противном случае медитация будет пустой тратой времени и не принесет результатов. Она будет похожа на долгий глубокий сон.

Все мы – ученики Будды. Помните, что Будда сказал: "Сначала слушайте учение, затем размышляйте над ним, и только потом медитируйте". Это очень важно, поэтому я не устаю повторять вам этот совет. Не надо поступать наоборот: сначала вы медитируете, потом начинаете задумываться над тем, что делаете, и у вас зарождаются сомнения; когда же вы в конце концов приходите в полное замешательство, у вас наконец появляется желание послушать учение. Это неправильный порядок действий. К сожалению, в России люди иногда поступают именно так.

Кунтаг и феномен

Рассмотрим более подробно "кунтаг", или "номинальное существование ".

"Кунтаг" определяется как нечто, не имеющее абсолютного существования и существующее только в концепции.

Первым утверждением – "не имеющее абсолютного существования" – вы исключаете из "кунтага" "йондуп". То есть "йондуп" – это не "кунтаг".

На эту тему мне вспоминается смешная история. Мы с другом изучали воззрения школы Читтаматра в университете. Однажды после занятия мы пили чай. Я спросил друга: "Ты понял, что такое "кунтаг", "шенванг" и "йондуп"?" Он ответил: "Все занятие эти "кунтаг", "шенванг" и "йондуп" вели между собой борьбу. Но в конце концов никто из них не победил".

Второе утверждение – "существующее только" – исключает субстанциональное существование, то есть "шенванг", или "зависимый от других". Любая субстанция зависит от каких-либо причин, поэтому о ней и говорится как о "зависимой от других". Что же остается? Остается только концепция, существование в концепциях. То есть остаются существующий и несуществующий "кунтаг". Существующий "кунтаг" – это постоянные объекты, такие как пространство. Пространство не имеет абсолютного существования. Кроме того, пространство несубстанционально. Оно существует только в концепциях. Однако если нечто существует только в концепции, это еще не значит, что оно не существует вообще.

Далее, все четыре школы признают, что феномен, в общем смысле этого слова, – существующий "кунтаг". Феномен определяется как нечто, устанавливаемое или познаваемое посредством достоверного познания. Если нечто – феномен, то это нечто должно являться объектом достоверного познания.

Например, стол – это, с одной стороны, феномен, а с другой – стол. Здесь следует учесть, что "феномен" и "феномен вообще" – это разные понятия. Стол – это феномен, но не феномен вообще. Феномен вообще – это нечто, что присутствует во всех феноменах. Пространство, Россия, русская женщина- все это феномены. Но то, что это феномены, является их общей, а не специфической характеристикой. Например, русская женщина – это общая характеристика объекта, а Маша – его специфическая характеристика.

Феномен как таковой не имеет абсолютного существования и существует только в концепциях. Но не каждый феномен – "кунтаг". Возникает диспут. Вопрос: "Если феномен – "кунтаг", то поскольку стол – это феномен, стол также должен быть "кунтагом". Однако стол считается "шенвангом", а не "кунтагом". Как разрешить это противоречие? Ответ: Феномен как таковой – это "кунтаг", но если нечто – феномен, то это не обязательно "кунтаг". Когда вы говорите о феномене в целом, у вас в уме возникает некий общий образ. Исследовав этот общий образ феномена, существующий в вашем уме, вы поймете, что этот общий образ – "кунтаг". То есть этот образ несубстанционален. Если бы феномен был субстанционален, то в каждом объекте, помимо его собственной субстанции, присутствовала бы и субстанция феномена как такового. В чашке была бы как субстанция чашки, так и субстанция феномена. На каждую из этих субстанций можно было бы указать пальцем.

Есть еще одно объяснение того, почему феномен не может иметь субстанционального существования. Если бы феномен имел субстанциональное существование, то, поскольку среди феноменов есть и постоянные объекты, они также были бы субстанциональны.

Далее – новый момент диспута. Вопрос: "У феномена есть два аспекта-постоянный и непостоянный. Почему мы называем феномен постоянным?" Это сложный вопрос. Но прежде чем перейти к пустоте, вы должны четко представлять себе, что такое феномен. В противном случае вы примете пустоту за ничто.

Ответ таков. В феномене есть постоянное и непостоянное, не в нем больше постоянного, поэтому он называется постоянным. Если большая часть вашей одежды мокрая, вы говорите: "Моя одежда мокрая". По-другому вы и не можете сказать. Если на вопрос, мокрая ли ваша одежда, вы скажете: "и да, и нет", это будет нелогично. Люди подумают, что у вас "не все дома". В западной логике часто используются эти "и да, и нет".

Каждый непостоянный объект пустотен. Пустота постоянна. Все постоянное постоянно. И пустота всего постоянного также постоянна. Следовательно, в феномене больше постоянного, чем непостоянного.

А что такое несуществующий "кунтаг"? Это понять очень важно, потому что именно это является объектом отрицания в школе Читтаматра. В утверждении "шенванг", в котором отсутствует "кунтаг", есть "йондуп", под "кунтагом" имеется в виду именно несуществующий "кунтаг".

Несуществующий "кунтаг" – это "я", имеющее независимое субстанциональное существование. Этого "кунтага" не существует, потому что подобное "я" не имеет абсолютного существования и существует только в концепциях. Вернемся к примеру с водой. Имеет ли "независимая субстанциональная вода" истинное, абсолютное существование? Во-первых, поскольку это не пустота, она не может существовать абсолютно. Во-вторых, эта "независимая субстанциональная" вода не имеет субстанционального существования, поскольку вне кислорода и водорода нет никакой независимой субстанции воды. Поэтому "независимая субстанциональная" вода существует только в концепциях.

Рассмотрим подробнее, как читтаматрины это доказывают.

Что лежит в основе "кунтага"? Это "шенванг", то есть "зависимый от других". В данном случае основой для "независимой субстанциональной" воды служит соединение кислорода и водорода. Эти два элемента представляют собой "шенванг". На этой основе и возникает концепция. Если этот "кунтаг" существует, он может существовать только на этой основе. Является ли кислород независимой субстанционально существующей водой? Любой человек, умеющий логически мыслить, скажет, что нет. То же самое скажет ученый. Водород также не является независимой субстанциональной водой. Где же еще может существовать этот "кунтаг"? Используя рассуждение о единственном и множественном числе, мы можем доказать, что этого "кунтага" не существует.

Если нечто существует, оно может существовать только в единственном или во множественном числе. Третьего не дано. Мы убедились, что в единственном числе – либо в кислороде, либо в водороде, либо вне их – независимой субстанциональной воды не существует. А если она не существует в единственном числе, то как она может существовать во множественном? Без одного двух не бывает.

В результате этого тщательного логического анализа в вашем сердце возникает осознание того, что в "шенванге" действительно отсутствует "кунтаг" – независимая субстанциональная вода. Подобное отсутствие несуществующего "кунтага" в "шенванге" называется "йондуп". Это и есть пустота. Что же остается после этого отрицания? Остается "шенванг", то есть основа, зависящая от других. "Йондуп", или "конечное существование", есть отсутствие независимого субстанционального существования. Когда вы отрицаете независимое субстанциональное существование воды, подобное отрицание и есть пустота. Остается вода, имеющая взаимозависимое происхождение. Так что пустота – это форма, имеющая взаимозависимое происхождение. Взаимозависимая форма сама по себе пуста от независимого субстанционального существования. Здесь нет противоречия, так как в данном случае одно целое рассматривается с двух разных сторон.

Итак, "я", имеющее независимое субстанциональное существование, существует только в концепциях. В реальности оно не существовало изначально, не существует сейчас и никогда не будет существовать в будущем. Независимо от того, пришел Будда или не пришел, пустота феноменов всегда была, есть и будет. Ее никто не создавал. Это абсолютная природа. Таково конечное существование всех феноменов.

Имейте в виду, что воззрения Читтаматры считаются очень высокими. Для того чтобы заниматься тантрическими медитациями, вы должны как минимум понимать пустоту с точки зрения Читтаматры. В Тантре не "работает" пустота с точки зрения Вайбхашики и Саутрантики. Воззрений этих школ для Тантры недостаточно. Лучше всего, конечно, Мадхьямика Прасангика.

Кроме того, все великие мастера четырех школ говорили, что Тантра без фундамента Сутры – это пустое занятие.

 

 

 

 

4. ШКОЛА "ТОЛЬКО УМА'

 

Читтаматра в переводе означает "только ум". Это название в полной мере отражает всю философию данной школы. Ее последователи утверждают, что нет внешних объектов, существующих отдельно от ума. Все есть проявление ума. В философских учениях Читтаматры доказывается, что это именно так. Когда мы смотрим на объекты окружающего мира, нам трудно поверить, что они – часть нашего ума. Нам кажется, что они существуют отдельно от нас. Некоторые из сущностных положений буддийской философии, когда вы слышите их впервые, могут вас шокировать, но после их детального рассмотрения вы согласитесь с ними, поймете, что все это правда.

Для того, чтобы доказать, что все – это только ум, Читтаматра использует три вышеупомянутые характеристики феноменов – "кунтаг", "шенванг" и "йондуп".

Если вода зависит от кислорода и водорода, это зависимое явление. Поскольку она зависима, она не может быть независимой. Зависимость и независимость – это дихотомия, то есть взаимоисключающие понятия. Если нечто зависимо, оно не может быть независимым. Если я человек, я не могу быть не человеком, и наоборот. Но не всякое противоречие – дихотомия. Возьмем человека и кошку. Если некто не человек, то он не обязательно кошка. В случае дихотомии, если вы являетесь одним, то не можете быть другим. Итак, поскольку вода зависима, она не может иметь независимого субстанционального существования. Когда вы четко поймете, что такое "шенванг", вам не составит труда отделить от него несуществующий "кунтаг", который появился вследствие умопостроений. Отсутствие независимой, субстанционально существующей воды в зависимой воде есть "йондуп", или "конечное существование". Это пустота. Это абсолютная природа воды, имеющей взаимозависимое возникновение. Итак, пустота от независимого субстанционального существования и взаимозависимое существование воды – это одно целое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.210.43 (0.109 с.)