Тема 1.2. Цены в современной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2. Цены в современной экономике



I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить основные вопросы учебной темы с использованием конспектов лекций и рекомендуемой литературы.

2. Подготовить доклады к практическому занятию на темы: «Система функций цен. Единство и противоречивость конкретных функций цен», «Методы государственного регулирования цен в современных условиях (в условиях экономического кризиса)».[2]

3. Подготовить сообщения по публикациям в СМИ и Интернете по теме: «Влияние производителей на конечную цену товаров», «Роль посредников в формировании розничных цен», «Взаимосвязь оптовых и розничных цен на импортные потребительские товары», «Взаимосвязь закупочных цен и цен на продукты питания национального производства».

4. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

5. Письменно привести примеры проявления функций цен на рынке конкретного товара в нашей стране. Для студентов очной формы обучения задание конкретизируется преподавателем, ведущим практические занятия. Студентам всех заочных форм обучения необходимо привести по одному примеру для каждой функции цен на рынке любого товара (по выбору студента).

6. *Письменно привести примеры методов государственного регулирования цен на конкретных рынках, в регионах или странах в современных условиях.

7. *Подготовить письменный обзор публикаций в СМИ и Интернете по теме: «Влияние производителей на конечную цену товаров», «Роль посредников в формировании розничных цен», «Взаимосвязь оптовых и розничных цен на импортные потребительские товары», «Взаимосвязь закупочных цен и цен на продукты питания национального производства».

 

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная)

Тема:Функции цен. Методы государственного регулирования цен

1. Функции цен в современной экономике.

2. Методы государственного регулирования цен и контроля над ценами.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому занятию

При подготовке к практическому занятию студентам следует внимательно повторить содержание конспекта лекции, выучить основные понятия, которые были рассмотрены в ходе лекции. Затем следует проработать учебный материал, содержащийся в основной литературе, рекомендуемой к изучению, дополнив конспект лекции той информацией, которая, по мнению студента, позволяет углубить и уточнить его знания по тому или иному вопросу.

Проработав обязательный учебный материал, студенту рекомендуется обратиться к дополнительным источникам информации, периодической печати, сайтам Интернета в целях сбора и анализа дополнительной информации по теме занятия, которая позволит ему активно участвовать в работе и обсуждении выносимых на практическое занятие вопросов. Например, нормативные документы Минэкономразвития России и субъектов федерации по вопросам регулирования цен на отдельные виды товаров и услуг; данные о налогообложении отдельных товаров.

Тематика докладов и сообщений носит рекомендательный характер и может быть уточнена по согласованию с преподавателем, ведущим практическое занятие, с учетом текущей экономической ситуации и содержания публикаций в специализированных СМИ и сайтах Интернет. Доклады должны носить проблемный характер, отражать содержание не менее 3-4 источников, с момента выпуска (публикации) которых прошло не более 2 лет. Доклад сопровождается презентацией в Power point, отражающей его ключевые положения. Сообщения могут быть подготовлены на примере 1-2 источников и содержать важную информацию о каком-либо аспекте рассматриваемой проблемы. При подготовке докладов и сообщений студент должен совершенствовать навыки проведения научного исследования, критически оценивать собранную информацию, уметь выделять главное, второстепенное и делать краткие выводы изложенного материала. Темы докладов впоследствии могут стать основой для темы выпускной квалификационной работы. Время доклада не должно превышать 7 минут, сообщения 3 минут. Приведенные выше методические рекомендации по подготовке докладов и сообщений относятся ко всем остальным темам курса.

Студентам заочной формы обучения (на базе среднего и высшего образования) при подготовке к выполнению заданий для самостоятельной работы следует внимательно проработать основную литературу, рекомендуемую к изучению; составить опорный конспект; выделить основные понятия темы. Проработав обязательный учебный материал, студенту рекомендуется обратиться к дополнительным источникам информации и сайтам Интернета в целях сбора и анализа дополнительной информации по теме, которая позволит ему углубить и конкретизировать полученные знания (например, статистики оптовых и розничных цен в регионе, данные о динамике различных видов цен, сведения о действующих ставках внутренних налогов и их влияния на цены).

После изучения теории следует приступать к выполнению заданий для самостоятельной работы. Письменные ответы на оба вопроса письменного задания не должны превышать половины страницы формата А4, шрифт 14.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, 2008 г.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая.

4. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №239.

5. О некоторых мерах по регулированию естественных монополий в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 2 февраля 1995 г. № 220.

Основная литература

1. Наумов В.В., Орешкин В.А., Сокольникова О.Б. Ценообразование на внутреннем и внешнем рынках: учебное пособие - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.

Дополнительная литература

1. Купринов Э.П. Государственно-таможенное регулирования цен в экономике и внешней торговле (Вопросы истории и методологии): монография / Э.П. Купринов. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2008. – 240 с.

2. Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник. – 2-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2008. – 304 с.

3. Ценообразование: учебник/ В.А. Слепов [и др.]; под ред. д. экон. наук В.А. Слепова; Рос. эконом. академия им. Г.В. Плеханова. – М.: Экономистъ, 2007. – 574 с.

4. Ценообразование в сфере государственных закупок: Учеб. пособие/Под. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Наумова. – М. ИНФРА-М, 2010. – 317 с.

5. http://www.gks.ru – сайт Федеральной статистической государственной службы РФ

6. http://www.economy.ru – сайт Минэкономразвития РФ

7. www.rsnet.ru – сервер органов государственной власти Российской Федерации.

8. www.opec.ru – экспертный канал «Открытая экономика».

9. Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается перераспределительная функция цен и ее использование в экономике страны?

2. В чем состоит стимулирование ценами эффективного развития экономики?

3. Какие методы регулирования цен применяют государственные органы Вашего региона?

 

Тема 1.3. Система цен

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить основные вопросы учебной темы с использованием конспектов лекций и рекомендуемой литературы.

2. Подготовить доклады по темам: «Экономическая природа национальных цен»; «Основные факторы, определяющие национальные условия производства товаров (сельское хозяйство, машиностроение, автомобилестроение, потребительские товары) в отдельных странах» (перечень стран задается преподавателем).

3. Изучить структурно-логическую схему цены.

4. Подготовить сообщения на тему: «Взаимосвязь оптовых и розничных цен на импортные потребительские товары», «Взаимосвязь закупочных цен и цен на продукты питания национального производства».

5. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

6. Составить пять тестовых вопросов по системе цен. Каждый тестовый вопрос должен содержать четыре варианта ответов, один из которых – правильный. Данное требование относится ко всем заданиям по составлению тестовых вопросов слушателями.

7. Составить структурно-логическую схему цены на продукты из гипермаркета «Ашан»; на легковой автомобиль у регионального дилера на условиях франко-склад поставщика; на ювелирные изделия у генерального дилера; на тонну молока у фермера; на банку говяжьей тушенки у мясокомбината; на нефтеперерабатывающее оборудование у производителя; на тонну сахарного песка на условиях франко-станция назначения. Для студентов очной формы обучения задание конкретизируется преподавателем, ведущим практические занятия. * Подготовить обзор публикаций на тему: «Взаимосвязь оптовых и розничных цен на импортные потребительские товары».

8. *Составить письменно структурно-логическую схему цены на продукты из гипермаркета «Ашан»; на легковой автомобиль у регионального дилера на условиях франко-склад поставщика; на ювелирные изделия у генерального дилера; на тонну молока у фермера; на банку говяжьей тушенки у мясокомбината; на нефтеперерабатывающее оборудование у производителя; на тонну сахарного песка на условиях франко-станция назначения. Студентам всех заочных форм обучения необходимо составить все предлагаемые схемы цен.

9. * Письменно ответить на вопрос: почему стандартные массовые виды сырья – нефть и газ – поставляются из России в Западную Европу по ценам на условиях CIP (франко-назначения), в то время как цены по основным массовым видам сырья и топлива формируются на условиях FOB (франко-отправления).

II. План семинарского (практического) занятия

(форма обучения: очная и заочная)

1. Понятие системы цен.

2. Классификация и виды цен.

3. Дифференциация цен в зависимости от расходов на транспортировку товаров.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому (практическому)занятию

В процессе подготовки к практическому занятию студентам следует внимательно повторить содержание конспекта лекции, выучить основные понятия, которые были рассмотрены в ходе лекции. Затем следует проработать учебный материал, содержащийся в основной литературе, рекомендуемой к изучению, дополнив конспект лекции той информацией, которая, по мнению студента, позволяет углубить и уточнить его знания по тому или иному вопросу.

Следует внимательно рассмотреть структуры основных видов цен и выявить для себя основные их отличия. Особое внимание необходимо уделить соотношению себестоимости и прибыли в ценах.

При рассмотрении системы цен упор необходимо сделать на оптовых, закупочных и розничных ценах. Особое внимание уделить характеристике тарифов на услуги для населения и для предприятий.

Классификация цен в зависимости от транспортных расходов связано с четким делением затрат по отдельным видам «франко». Необходимо хорошо представлять себе как формируются эти затраты.

После изучения теории следует приступать к выполнению заданий для самостоятельной работы.

Студентам заочной формы обучения (на базе среднего и высшего образования) при выполнении задания следует внимательно проработать основную литературу, рекомендуемую к изучению; составить опорный конспект; выделить основные понятия темы. Проработав обязательный учебный материал, студенту рекомендуется обратиться к дополнительным источникам информации, сайтам Интернета в целях сбора и анализа дополнительной информации по теме, которая позволит студенту углубить полученные знания.

Письменный обзор публикаций должен относиться к рынкам одного или двух потребительских товаров. В обзоре четко должна прослеживаться взаимосвязь двух видов цен: оптовых и розничных, необходимо показать роль региональных и местных посредников, а также торговых сетей в формировании цены конечной продажи товара. Обязательны сноски с указанием источников (статей в СМИ, сайтов Интернета).

Письменный ответ на вопрос о транспортных расходах в ценах сырьевых товаров должен быть развернутым и полным, с расшифровкой основных понятий. Объем выполненной письменной работы с двумя заданиями - одна страница формата А4, шрифт 14.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Наумов В.В., Орешкин В.А., Сокольникова О.Б. Ценообразование на внутреннем и внешнем рынках: учебное пособие - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.

2. ИНКОТЕРМС 2010. Международные правила толкования торговых терминов.

Дополнительная литература

1. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие. – МГУ.- М.: ИНФРА - М, 2005. - 422 с.

2. Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник. – 2-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2008. – 304 с.

3. Ценообразование: учебник/ В.А. Слепов [и др.]; под ред. д. экон. наук В.А. Слепова; Рос. эконом. академия им. Г.В. Плеханова. – М.: Экономистъ, 2007. – 574 с.

4. Ценообразование в сфере государственных закупок: Учеб. пособие/Под. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Наумова. – М. ИНФРА-М, 2010. – 317 с.

5. http://www.economy.ru – сайт Минэкономразвития РФ

6. www.gks.ru – сервер Федеральной службы государственной статистики.

7. www.rsnet.ru – сервер органов государственной власти Российской Федерации.

8. www.opec.ru – экспертный канал «Открытая экономика».

9. www.un.org – сайт Организации Объединенных Наций.

10. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда.

11. www.worldbank.org – сайт Всемирного банка.

12. www.unctad.org – сайт ЮНКТАД.

13. www.unido.org – сайт ЮНИДО.

14. www.rosfinconsulting.ru – портал группы «Росфинконсалтинг».

15. www.wto.org – сайт Всемирной торговой организации.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как взаимосвязаны и чем различаются закупочные цены и оптовые цены закупки?

2. Что означает термин «франко»?

3. В чем привлекательность рекламного слогана: «Мы продаем легковые автомобили по отпускным ценам»?

4. Кто является основными участниками процесса ценообразования?

Тема 1.4. Методология ценообразования

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить основные вопросы учебной темы с использованием конспектов лекций и рекомендуемой литературы.

2. К семинарскому занятию подготовить доклады на темы: «Виды затрат, существенные для ценообразования», «Ценность товара и ее учет в ценообразовании».

3. Ответить на контрольные вопросы для самопроверки.

4. Письменно решить все задачи, заданные на дом к каждому из практических занятий. Решение должно быть подробно записано в тетради, чтобы преподаватель мог оценить его логику и правильность расчетов, а также самостоятельность работы студента. Эти замечания относятся ко всем задачам, задаваемым на дом в процессе изучения дисциплины.

5. Законспектировать определения основных видов затрат из источников, дающих классификацию затрат, существенных для ценообразования (к практическому занятию 1).

6. Законспектировать положения Налогового кодекса РФ, касающихся начисления НДС и акцизов во внутренней торговле (к практическому занятию 2).

7. Законспектировать основные положения методики учета ценности товара в цене (к практическому занятию 3).

8. Составить индивидуально тестовые вопросы с вариантами ответов для обсуждения и повторения материала (по 5 вопросов к семинарскому и каждому практическому занятию).

9. Составить индивидуально задачи на структуру цены по подакцизным и прочим товарам, при наличии и отсутствии посредников, по различным видам цен (к практическому занятию 2).

10.Составить задачу на определение ценности товара для покупателя и учет ее в цене (к практическому занятию 3).[3]

11.Ознакомиться с работой специального программного обеспечения.

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная)

1. Различные подходы к определению цены.

2. Затратный подход. Виды затрат, существенные для ценообразования.

3. Ценность товара и ее учет в ценообразовании.

4. Факторы, влияющие на ценовую чувствительность покупателей.

II. План практического занятия 1

(форма обучения: очная, заочная)

Тема:Затратное ценообразование

1. Элементы и структура цены.

2. Затраты, существенные для обоснования цен.

3. Классификация затрат.

4. Решение задач с применением специального программного обеспечения (СПО).

II. План практического занятия 2

(форма обучения: очная)

Тема:Затратное ценообразование

1. Косвенные налоги в составе цены: НДС, акциз.

2. Посреднические и торговые надбавки как элементы цены.

3. Скидки и их роль в ценообразовании.

4. Решение задач с применением СПО.

II. План практического занятия 3

(форма обучения: очная)

1. Прибыль и ее роль как элемента цены.

2. Рентабельность. Расчет показателей рентабельности.

3. Решение задач с применением СПО.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому и практическим занятиям

Студентам при подготовке к занятиям следует внимательно повторить содержание конспекта лекции, выучить основные понятия и формулы, которые были рассмотрены в ходе лекции, выявить взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями. Затем следует проработать учебный материал, содержащийся в основной литературе, рекомендуемой к изучению, дополнив конспект лекции той информацией, которая, по мнению студента, позволяет углубить и уточнить его знания по тому или иному вопросу.

Необходимо самостоятельно решить все задачи по разделам темы, заданные на дом.

Особое внимание следует уделить уяснению экономического смысла основных показателей (себестоимости, рентабельности, выручки от продаж, прибыли, косвенных налогов и т.д.). Студенты должны четко представлять себе, что характеризует тот или иной показатель, какова его роль в формировании цен на продукцию предприятий. Очень важно понимание студентами порядка начисления косвенных налогов при продвижении товара от производителя к розничному покупателю.

Студентам заочной формы обучения (на базе среднего и высшего образования) при выполнении самостоятельного задания следует внимательно проработать основную литературу, рекомендуемую к изучению; составить опорный конспект; выделить основные понятия темы. Проработав обязательный учебный материал, студенту рекомендуется обратиться к дополнительным источникам информации, сайтам Интернета, в целях сбора и анализа дополнительной информации по теме. Такая информация позволит студенту углубить полученные знания по формированию отдельных видов затрат, калькулированию себестоимости различных товаров, формированию прибыли, налогообложению, формированию посреднических и торговых надбавок, а также их регулированию органами местного самоуправления.

После изучения теории следует приступать к выполнению заданий для самостоятельной работы. Конспекты литературных источников и нормативных документов должны быть максимально полными, выполненными самостоятельно. Задачи для самостоятельного решения к практическому занятию студентам заочной формы обучения выдаются преподавателем на лекционном занятии.

Составленные студентами тесты должны быть самостоятельными и содержать четыре варианта ответов, из которых один ответ – верный. Составленные студентами задачи должны соответствовать формулировкам домашнего задания, иметь однозначное решение и не повторять задачи, заданные на дом преподавателем. Объем письменного задания по данной теме для студентов заочного обучения – 3-4 страницы формата А4, шрифт 14.

Добросовестно выполненные самостоятельные задания являются залогом успешного решения задач на экзамене.

IV. Рекомендуемые источники



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.071 с.)